Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДИФИКАЦИИ ТРАНСГУМАНИЗМА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДИФИКАЦИИ ТРАНСГУМАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГУМАНИЗМ / ГУМАНИЗМ / ПОСТГУМАНИЗМ / АНТРОПОГЕНЕЗ / РАЦИОНАЛИЗМ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ИРРАЦИОНАЛИЗМ / СВЕРХЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Старцева В.С.

В статье рассматриваются проблемы становления трансгуманизма как направления в современной социальной философии. Анализ истоков трансгуманизма охватывает несколько историко-культурных этапов, на которых формируются предпосылки этого направления. В статье прослеживаются культурные и философские истоки трансгуманистической мысли и описываются некоторые тенденции, которые привели к развитию современного трансгуманизма.The article is dedicated to consider the problems in formation of the transhumanism as trend in the modern social philosophy. Analysis of sources from which the transhumanism originated concerns several stages where the initial prerequisites of this trend were formed. This article shows the cultural and philosophical ideas of transhumanist thought and describes some of the influences that led to the development of modern transhumanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДИФИКАЦИИ ТРАНСГУМАНИЗМА»

Способствовать разрешению данной проблемы могло бы разъяснение понятий «неблагополучная семья» и «угроза жизни и здоровью ребенка» в нормативно-правовых актах.

Библиография:

1. «Гражданский кодекс РФ» от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

2. «Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 N 223-Ф3// СПС «Консультант плюс».

3. «Кодекс об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

4. фЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ // СПС «Консультант

плюс».

5. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

6. ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» №44-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

7. Постановление по делу об административном правонарушении г. Камышин «28» июля 2015 года Мировой судья судебного участка №19 Волгоградской области Любимова Е.Г. по делу № 5-19-534/2015 [Электронный ресурс].- СПС «Росправосудие».

УДК 111

ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДИФИКАЦИИ ТРАНСГУМАНИЗМА

Старцева В.С., аспирант 2 года обучения направления подготовки 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» Научный руководитель: д.ф.н., профессор Финогентов В.Н. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы становления трансгуманизма как направления в современной социальной философии. Анализ истоков трансгуманизма охватывает несколько историко-культурных этапов, на которых формируются предпосылки этого направления. В статье прослеживаются культурные и философские истоки трансгуманистической мысли и описываются некоторые тенденции, которые привели к развитию современного трансгуманизма.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Трансгуманизм, гуманизм, постгуманизм, антропогенез, рационализм, антропоцентризм, иррационализм, сверхчеловек.

ABSTRACT

The article is dedicated to consider the problems in formation of the transhumanism as trend in the modern social philosophy. Analysis of sources from which the transhumanism originated concerns several stages where the initial prerequisites of this trend were formed. This article shows the cultural and philosophical ideas of transhumanist thought and describes some of the influences that led to the development of modern transhumanism.

KEYWORDS

Transhumanism, humanism, philosophy, posthumanism, anthropogenesis, rationalism, anthropocentrism, irrationalism, superman.

Инновации и достижения современной цивилизации весьма разнообразны. Наряду с техническими новшествами, облегчающими ежедневный труд, а также инновационными средствами коммуникации и передвижения эпохальные результаты достигнуты в биотехнологии. Перспектива применения таких технологий, как клонирование, манипуляции со стволовыми клетками, биоинженерия, трансплантация клеток, реконструирование и изучение ДНК и т. д., стала формировать новый образ мыслей, новое мировоззрение. На этой базе возрождается идея «улучшения» человека, которая в свое время уже выдвигалась сторонниками евгеники.

Сколь бы скандальной ни казалась идея создания «обновленного» Homo Sapiens, она все же находит поддержку в современном западном обществе. Сторонники радикального «улучшения» человеческого рода называют себя трансгуманистами. Задача данной работы - рассмотреть исторические модификации трансгуманизма, ответить на вопрос и в чем смысл трансгуманистического движения.

Идея усовершенствования человеческой природы, пройдя сквозь тысячелетия непростой истории человеческого рода, вновь вызывает значительный интерес и острые дискуссии. В условиях технологической глобализации все более заметна деформация природы человека, серьезные изменения в его природных и социальных качествах, деградация важнейших систем его организма и психики. Все это сопровождается интеграцией человека в техносферу, формированием «биотехносоциального» существа. Происходит изменение не каких-то отдельных атрибутов человека, а трансформация его биосоциальной природы под воздействием новых технологий.

На современном этапе глубокой технологической революции и становления техногенной цивилизации глобальный экологический кризис зашел столь далеко, что природа уже не способна восстановить нарушенное человеком равновесие. Антропологический кризис означает разрушение подлинно человеческого в человеке, негативные изменения в его духовности и природе. Современная наука вплотную подошла к проблеме модификации человека как биологического вида. Это породило опасения, что с улучшением методов генной инженерии человеческий род, пытаясь улучшить себя, может в перспективе вообще перестать существовать, заменив себя новой, постчеловеческой формой. Учитывая негативизм человеческой природы и поспешность, которая свойственна человеку во всем, эти страхи нельзя считать совсем беспочвенными - их нужно рационально обсуждать, используя силу научной и философской рефлексии, и понимая социально-исторические и когнитивно-психологические корни их порождения и распространения [1].

Идеи в форме желаний или мнений по улучшению человеческого рода, которые сегодня могут быть интерпретированы как трансгуманистические, присутствовали в человеческой культуре на протяжении всей истории.

Человеческое желание приобретать новые возможности является столь же древним, как и сам человеческий вид. Человеческой природе всегда присуще стремление к расширению границ своего существования, будь то социально, географически или ментально. Торжественное захоронение и сохранившиеся фрагменты религиозных писаний показывают, что первобытные мужчина и женщина были глубоко обеспокоены смертью близких. Несмотря на то, что вера в загробную жизнь была обычным явлением, она не исключала усилий, направленных на продление земной жизни. Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше, он отправляется на поиски бессмертия. В более поздние времена, исследователи искали источник молодости, алхимики трудились, чтобы создать эликсир жизни, а различные школы эзотерического даосизма в Китае стремились к физическому бессмертию путем контроля над собой или гармонии с силами природы. Границы между мифами и наукой, между магией и технологией, были размыты, и почти все мыслимые средства для сохранения жизни были использованы. Тем не менее, хотя древние исследователи сделали много интересных открытий, а алхимики изобрели некоторые полезные вещи, такие как новые красители и улучшения в металлургии, но средства для продления жизни достичь им не удалось.

Стремление превзойти наши естественные пределы, однако, уже давно рассматривается диалектично. Так еще древние греки отражали это в мифологии. Прометей похитил огонь у Зевса и передал его людям, для улучшения условий жизни человека. Но за этот поступок он был жестоко наказан Зевсом. Средневековому христианству противоречили взглядам алхимиков, которые пытались трансмутировать вещества и создать гомункула в пробирках. Взгляды схоластической философии, доминировавшей в Европе в средние века, уступили место обновленной интеллектуальной силе, возникшей в эпоху Возрождения. Человек и мир природы снова стали законными объектами исследования. Ренессанс призвал людей полагаться на свои собственные наблюдения и их собственное суждение, а не полагаться в каждом деле на религиозные авторитеты. Ренессанс также создал идеал всесторонне развитого человека, прогрессивного в научной, моральной, культурной и духовной сфере. Выдающимися мыслителем этого периода является Джовани Пико дела Мирандола. В своем произведении «О достоинстве человека» (1486) он провозглашает, что человек не имеет формы, и сам отвечает за формирование себя: «Мы созданы быть существом ни на небе, ни на земле, ни смертным, ни бессмертным, для того чтобы мы могли быть свободным и гордым основателем своего собственного существа, своей формы, которую сами предпочитаем. Это все в наших силах, чтобы спуститься к нижним, свирепым форм жизни; или мы сами можем решать подняться до самых высоких высот жизни».

Новое время, как часто говорят, начинается с публикации Фрэнсиса Бэкона «Новый органон» (1620), в котором предлагается научная методология, основанная на эмпирических исследований, а не на априорных суждениях. Бэкон поддерживал идею, что, используя науку, можно достичь господства над природой в целях улучшения условий жизни людей. Наследство от эпохи Возрождения сочетается с влиянием Исаака Ньютона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Иммануила Канта, Маркиза де Кондорсе и другими, сформировавшими основу для рационального гуманизма. Такой гуманизм подчеркивает значимость эмпирической науки и критического разума, а не божественного откровения и религиозной власти. На наш взгляд, трансгуманизм имеет корни в рациональном гуманизме.

В историческом экскурсе идей улучшения человека Ник Бостром, один из основателей Всемирной ассоциации трансгуманистов, охватывает и Древний мир, и Средневековье с его поиском источника молодости и эликсира жизни, и Ренессанс с новым идеалом человека, и гуманистов с их призывами уделять больше внимания рациональному мышлению и свободе. Бостром относит к фигурам, ключевым для развития трансгуманистической мысли, Мирандолу, Бэкона, а также Ньютона, Гоббса, Локка, Канта и других известных мыслителей, ибо они формировали основу того, что Бостром называет «рациональным гуманизмом» (rational humanism). Именно научное познание мира природы помогает определить место человека в этом мире [6].

Качественно новый этап в развитии проблемы человеческого усовершенствования - идея сверхчеловека - представлен в творчестве Ф. Ницше. Идея «сверхчеловека» - это противоречивая и трагическая попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, а сам «сверхчеловек» Ницше - это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отразившая некоторые тенденции развития его эпохи. Идея сверхчеловека Ницше придала новый импульс развитию человека и общества. Ницше не говорил ни о какой технологической трансформации человека, однако в его философии присутствует как идея смерти Бога, так и идея возможности создания сверхчеловека.

В XVIII-XIX вв. зарождаются идеи совершенствования человека при помощи применения научных достижений. Бенджамин Франклин в некотором роде предрекал появление крионики, желая быть законсервированным в бочке с вином. Он считал, что когда его оживят, он сможет увидеть будущее Соединенных Штатов. Однако Франклин понимал, что это вряд ли действительно произойдет, так как он живет «в веке не очень прогрессивном, чтобы увидеть подобное искусство, доведенное до совершенства» [6].

Появление «Происхождения видов» Дарвина (1859) полностью изменило представление о природе человека. Этот труд считается родоначальником сегодняшней трансгуманстической мысли.

Представление о человеке как о существе несовершенном и требующем улучшения сохранилось и до наших дней, возродившись с новой силой на рубеже XIX-XX вв. Писатели-фантасты привлекли особое внимание к евгеническим идеям. В этом плане Герберт Уэллс сделал больше, чем любой другой писатель: он популяризировал понятие евгеники и избирательного размножения в качестве ключа к будущему совершенству. Но уже к середине XX в. евгеническое движение было дискредитировано ужасными преступлениями, совершенными от его имени, хотя некоторые более умеренные евгенические программы продолжали работать долгие годы, до того как от них окончательно отказались [4].

ХХ век - время появления ближайших предшественников трансгуманизма: к таковым можно отнести уникальное философское направление, зародившееся в России: русский космизм. Отечественные сторонники движения уверены, что нельзя сбрасывать со счетов влияние философии русского космизма и его основателя Николая Федорова.

Шотландский писатель Дэвид Уилсон полагает, что весь ХХвек связан с всеобщей реакцией против культа прогресса, что выразилось в творчестве писателей-фантастов. По этой причине появлялись романы-антиутопии, в которых тема будущего рассматривается как предостережение [3]. «Дивный новый мир» (1932) О. Хаксли значительно повлиял на отношение к технологиям, способным модифицировать человека.

После Второй мировой войны многие обрели новую надежду на научно-технический прогресс. Космические путешествия, медицина и компьютер, казалось, открывают дорогу в лучший мир. Оптимистические мотивы трансгуманистического характера в этот период появлялись в основном в научно-фантастической литературе. В трудах А. Кларка, А. Азимова, Р. Хайнлейна и С. Лема содержится информация о том, как технологический прогресс мог бы быть использован для модификации человека. В русле этих настроений трансгуманисты предположили, что в скором будущем станет возможным замораживать, а впоследствии оживлять людей. Подобный прогноз в 1962 г. отец крионики Роберт Эттинджер изложил в книге «Перспективы бессмертия» [6]. Эттинджер высказывал предположение о том, что тело больного можно заморозить в жидком азоте, а позднее, когда появятся новые технологии, способные излечить пациента от смертельного недуга, оживить его. Эттинджер называл крионику «билетом в будущее», но этот прогноз, как известно, пока не оправдался.

Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии» (1312), но в современном смысле это слово встречается впервые только у биолога-эволюциониста Джулиана Хаксли в его работе «Религия без откровения» [7]. «Человеческий род может, если захочет, превзойти самого себя - не только в отдельных случаях... а на уровне всего человечества. Нужно название для этого нового убеждения. Возможно, подходящий термин трансгуманизм: человек остается человеком, но превзойдет самого себя, осознавая новые возможности, и свои собственные, и возможности человеческой природы» [5].

В конце 80-х годов ХХ в., этот термин употребили сначала Макс Мор, создавший Институт экстропии, а следом за ним Ник Бостром, один из основателей Всемирной ассоциации трансгуманистов (ВТА).

Бостром дал следующее определение: трансгуманизм - это «образ мыслей, основанный на предположении, что человеческий род не является конечным результатом развития, а скорее, сравнительно ранней его стадией» [8]. Он также утверждает, что трансгуманизм может рассматриваться как рациональное и культурное движение, утверждающее возможность и желательность улучшения человека при помощи разума и новых технологий, цель которого - избежать старения

и значительно усилить умственные, физические и психологические возможности человека [2].

Приверженцы трансгуманизма утверждают, что человек не является последним звеном эволюции, а, значит, может совершенствоваться до бесконечности. Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека с использованием всех возможных для этого способов. Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий; особенно перспективными они считают нанотехнологию, био-технологию, информационные технологии, разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.

Согласно учению трансгуманизма, человеку следует освободиться от «слепого» процесса эволюции, избавиться от случайности биологического развития, человек способен превзойти самого себя, реализуя новые возможности своей природы, преодолевая инерцию мышления. Трансгуманисты утверждают, что в настоящее время эволюция сосредоточила внимание на головном мозге человека как на высшем достижении структурно-функционального развития живой материи. Они полагают, что сейчас мы переживаем переход к интеллектуальному этапу эволюционного развития: интеллект человека начинает вмешиваться в эволюционный процесс, и заставляет эволюцию переходить к направленному поиску новейших жизненных структур.

Сегодня трансгуманизм из интеллектуального направления превращается в общественно-политическое движение и позиционирует себя как выход из антропологического кризиса. В 1998 г. директор оксфордского Института будущего человечества Ник Бастром совместно с Дэвидом Пирсом учредили Всемирный культурный центр трансгуманизма. О влиятельности и популярности идей трансгуманизма свидетельствует организация Всемирной ассоциации трансгуманистов, Стратегического общественного движения «Россия 2045» и перспектива организации в России политической партии трансгуманистов «Эволюция 2045».

Продвижением идеологии эволюционного трансгуманизма, озвученной на международном конгрессе «Глобальное будущее 2045» в 2013 г., занимается Общественное движение «Россия 2045», интернациональное сообщество «Инициатива 2045», Партия «Эволюция 2045». Они же активно работают над проектом «Аватар» и реализацией следующих структур: общественного совета Партии «Эволюции 2045», клуба инициативных трансгуманистов «КИТ 2045», клуба трансгуманистов-бизнесменов «Имморталист» и международной сети волонтеров «Неочеловечество». Достичь «трансгуманистического» будущего, полагают они, становится возможным посредством НБИКС-технологий (объединение нано-био-инфо-технологий, разработок в области искусственного интеллекта и робототехники).

Философия и этика трансгуманизма, несомненно, содержит элементы благих намерений, мечты и мифа, способствующих человеческому совершенствованию, будущему без страданий, где даже смерть принимается по личному выбору, но превратившись в политическую силу, такая идеология может сыграть определенную роль в развитии самих НБИКС-технологий и демонизировать использование их результатов, так как моральные издержки этих технологий невозможно посчитать.

Весьма сложные антропологические проблемы ставят перед человечеством высокие технологии, трансгуманизм, концепция «киборгизации», иммортология. Несомненно, что изменения, связанные с использованием НБИКС-технологий способны представлять угрозу целостности человеческого бытия. Р. Керзуэл утверждает даже, что постановка этических проблем способна лишь отложить процесс распространения новых технологий, но не остановить его [9].

Следует сказать, что весомые аргументы и тезисы вызывают не менее «тяжеловесные» контраргументы и антитезисы. В XX в. стало очевидным, что вопрос о человеческом будущем неразрывно связан с вопросом о технологическом развитии, меняющем среду обитания и самого человека. Сегодня, во втором десятилетии XXI в., мы можем с достаточной степенью уверенности сказать: «Мы обитаем в технологиях, технологии обитают в нас» [3]. Поэтому следует со всей философской серьезностью

отнестись к обсуждению вопросов не только адаптации человека к техносреде обитания, но и коэволюции все более технологизирующегося человека со все более антропологизирующейся техносредой.

Библиография:

1. Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты: Материалы Первой Всероссийской конференции, Белгород, 11-12 апреля 2013/Под ред. Д.И. Дубровского, С.М. Климовой. М.: 2014. 217 с.

2. Полякова О.В. «Трансгуманистическое движение как социокультурный феномен» // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. №17 (97). С.189-198.

3. Сайт Российского трансгуманистического движения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.transhumanism-russia.ru

4.Уилсон Д. История будущего. М.: Хранитель, 2007. 286 с.

5.Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весьмир, 2002. 144 с.

6.Bostrom N. A history of transhumanist thought. Faculty of Philosophy, Oxford University, 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nickbostrom.com/ papers/history.pdf

7.Huxley, Julian, 1927, «Religion Without Revelation», London: E. Benn.

8.Huxley J. Transhumanism // New Bottles for New Wine. L., 1957.P. 13-17. [Электронный- ресурс]. Режим доступа: http://www.ne-plus-ultra.org/huxley.htm

9.Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines. L.: Phoenix, 1999. P. X, 317.

УДК 631.158:658.3:331.2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Стебакова Т.А., аспирант 2 года обучения направления подготовки 38.06.01 «Экономика» Научный руководитель: д.э.н., профессор Прока Н.И. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены особенности формирования политики заработной платы. Раскрыта сущность формирования оплаты труда в аграрном секторе, а также предложены варианты повышения эффективности механизма премирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Политика заработной платы, экономика труда, управление кадрами, персонал, аграрная экономика.

ABSTRACT

Article describes the features of the formation of wages policy. The essence of the formation of wages in the agricultural sector, as well as author proposed options to improve the efficiency of the mechanism of bonuses.

KEYWORDS

Policy wages, labor economics, human resource management, staff, agrarian economy.

Несомненно, для сельского хозяйства необходима собственная политика заработной платы, которая должна учитывать особенности труда в сельском хозяйстве и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.