Научная статья на тему 'Трансгуманистическое движение как социокультурный феномен'

Трансгуманистическое движение как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
227
44
Поделиться
Ключевые слова
ТРАНСГУМАНИЗМ / TRANSHUMANISM / ТРАНСЧЕЛОВЕК / ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЕВГЕНИКА / LIBERAL EUGENICS / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / БИОТЕХНОЛОГИИ / BIOTECHNOLOGIES / ФУТУРОЛОГИЯ / FUTUROLOGY / TRANSHUMAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полякова Ольга Владимировна

В данной статье предпринята попытка характеристики трансгуманистического движения, анализа его деятельности и методов влияния на социум XXI в.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Полякова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The transhumanity movement as a social-cultural phenomenon

The author makes an attempt to analyse the activity of Transhumanist Movement and their methods of influence on the society of the XXIst century.

Текст научной работы на тему «Трансгуманистическое движение как социокультурный феномен»

О.В. Полякова

ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

В данной статье предпринята попытка характеристики трансгуманистического движения, анализа его деятельности и методов влияния на социум XXI в.

Ключевые слова: трансгуманизм, трансчеловек, либеральная евгеника, научно-технический прогресс, биотехнологии, футурология.

Современную цивилизацию формируют мобильная связь, интернет-революция, достижения в области нанотехнологий и т. д. Эти инновации весьма разнообразны. Наряду с техническими достижениями, облегчающими ежедневный труд, а также инновационными средствами коммуникации и передвижения развитие получили биотехнологии. Перспектива применения таких технологий, как клонирование, манипуляции со стволовыми клетками, биоинженерия, трансплантация клеток, реконструирование и изучение ДНК и т. д., стала формировать новый образ мыслей, новое мировоззрение. На этой базе возрождается идея «улучшения» человека, которая в свое время уже выдвигалась сторонниками евгеники. По словам Ю. Хабермаса, «то, что прежде было "дано" как органическая природа... сегодня превратилось в сферу целенаправленного вмешательства»1. Хабермас называет совокупность современных евгенических практик либеральной евгеникой, интерес к которой определяется в либеральном обществе плюрализмом мировоззрений и индивидуализацией стиля жизни. Он утверждает, что пока «технизация» человеческой природы обещает открыть способ продлить и качественно улучшить человеческую жизнь, об-

© Полякова О.В., 2012

щественное признание науки вряд ли сойдет на нет. Рассматривая аргументы за и против проекта либеральной евгеники, он выражает особое беспокойство тем фактом, что подобные практики могут повлечь за собой овеществление человеческой жизни.

Но сколь бы скандальной ни казалась идея создания «обновленного» Homo Sapiens, она все же находит поддержку в современном западном обществе. Сторонники «улучшения» человеческого рода называют себя трансгуманистами. Задача данной работы - попытаться ответить на вопрос, в чем смысл этого движения и в чем задачи организационного объединения трансгуманистов.

Впервые слово «трансгуманизм» употребил Джулиан Хаксли, известный английский биолог.

Человеческий род может, если захочет, превзойти самого себя - не только в отдельных случаях... а на уровне всего человечества. Нужно название для этого нового убеждения. Возможно, подходящий термин трансгуманизм: человек остается человеком, но превзойдет самого себя, осознавая новые возможности, и свои собственные, и возможности человеческой природы2.

Позже, в конце 80-х годов ХХ в., этот термин употребили сначала Макс Мор, создавший Институт экстропии, а следом за ним Ник Бостром, один из основателей Всемирной ассоциации трансгуманистов (ВТА).

Трансгуманизм - это «образ мыслей, основанный на предположении, что человеческий род не является конечным результатом развития, а скорее, сравнительно ранней его стадией»3. Таково определение Бострома. Он также утверждает, что трансгуманизм может рассматриваться как рациональное и культурное движение, утверждающее возможность и желательность улучшения человека при помощи разума и новых технологий, цель которого - избежать старения и значительно усилить умственные, физические и психологические возможности человека. Из этого можно сделать вывод, что сам лидер всех трансгуманистов мира использует два основных определения - «мировоззрение» и «культурное движение», на основании чего возможно считать, что это сообщество людей, разделяющих подобного рода мировоззрение. В данной статье трансгуманизм будет рассматриваться именно в этом ракурсе, а не с позиции синонима новых технологий, «науки будущего», «биоэтического проекта» и т. п.

Понятие трансгуманизма включает в себя также изучение перспектив, результатов и потенциальных опасностей, которые могут

возникнуть вследствие применения технологий и других способов преодоления человеком заложенных в нем от природы возможностей. К самым опасным, экзистенциальным рискам Бостром относит как деструктивные результаты использования уже известных на сегодняшний день технологий, так и массу рисков, о которых мы пока не имеем никаких представлений. Чтобы не позволить «группе террористов или психопату-одиночке» воспользоваться опасными технологиями, Бостром предлагает заранее создавать защитные технологии и механизмы4.

Подобная забота вполне объяснима. Трансгуманистическое мировоззрение постоянно подвергалось нападкам со стороны общественности. Соучредитель Российского трансгуманистического движения (РТД) И.В. Артюхов полагает, что они обусловлены якобы безответственным стремлением к прогрессу. Приводя отрицательные отзывы американского философа и футуролога Ф. Фукуямы и кардинала Римини, Артюхов утверждает: «Противники трансгуманизма порой изображают его сторонников как безответственных ученых, стремящихся превратить людей в мутантов или заменить их роботами»5. Представитель РТД утверждает, что подобные обвинения могут исходить лишь от полных дилетантов.

В своей нынешней форме трансгуманизм существует всего два десятка лет, но сторонники этого движения утверждают, что он имеет древние корни. Ник Бостром объясняет появление трансгуманистических идей стремлением человека к приобретению новых способностей и расширением границ существования (общественного, географического или интеллектуального)6.

Таким образом, в историческом экскурсе Бостром охватывает и Древний мир, и Средневековье с его поиском источника молодости и эликсира жизни, и Ренессанс с новым идеалом человека, и гуманистов с их призывами уделять больше внимания рациональному мышлению и свободе. Бостром относит к фигурам, ключевым для развития трансгуманистической мысли, Мирандолу, Бэкона, а также Ньютона, Гоббса, Локка, Канта и других известных мыслителей, ибо они формировали основу того, что Бостром называет «рациональным гуманизмом» (rational humanism)7. Именно научное познание мира природы помогает определить место человека в этом мире. Еще один предшественник - Ницше с его доктриной сверхчеловека. Правда, Ницше не говорил ни о какой технологической трансформации. Однако в его философии присутствует как идея смерти Бога, так и идея возможности создания сверхчеловека.

В ХУШ-Х1Х вв. зарождаются идеи совершенствования человека при помощи применения научных достижений. Бенджамин Франклин в некотором роде предрекал появление крионики, желая быть законсервированным в бочке с вином. А когда его оживят, он сможет увидеть будущее Соединенных Штатов8. Однако Франклин понимал, что это вряд ли произойдет, так как он живет «в веке не очень прогрессивном, чтобы увидеть подобное искусство, доведенное до совершенства»9.

Появление «Происхождения видов» Дарвина (1859) полностью изменило представление о природе человека. Этот труд считается родоначальником сегодняшней трансгуманистической мысли10.

Представление о человеке как о существе несовершенном и требующем улучшения сохранилось и до наших дней, возродившись с новой силой на рубеже Х1Х-ХХ вв. Писатели-фантасты привлекли особое внимание к евгеническим идеям, при этом Герберт Уэллс сделал больше, чем любой другой писатель: он популяризировал понятие евгеники и избирательного размножения в качестве ключа к будущему совершенству11. Но уже к середине ХХ в. евгеническое движение было дискредитировано ужасными преступлениями, совершенными от его имени, хотя некоторые более умеренные евгенические программы продолжали работать долгие годы, до того как от них окончательно отказались12.

ХХ век - время появления ближайших предшественников трансгуманизма. По мнению РТД, к таковым можно отнести уникальное философское направление, зародившееся в России. Отечественные сторонники движения уверены, что нельзя сбрасывать со счетов влияние философии русского космизма и его основателя Николая Федорова13.

Шотландский писатель Дэвид Уилсон полагает, что весь ХХ век связан со всеобщей реакцией против культа прогресса, что выразилось в творчестве фантастов. По этой причине появлялись романы-антиутопии, в которых тема будущего рассматривается как предостережение14. «Дивный новый мир» (1932) О. Хаксли значительно повлиял на отношение к технологиям, способным модифицировать человека. Общество, описанное в «Дивном новом мире», часто связывают с обществом Дж. Оруэлла в романе «1984». И если жестокое полицейское насилие и вездесущее наблюдение провоцируют мгновенную отрицательную реакцию по отношению к такому виду общества, то управляющие миром у Хаксли, наоборот, полагаются на менее очевидные средства, чтобы предотвратить появление желания у людей думать самостоя-

тельно. Как утверждает Бостром, сегодня «Дивный новый мир» считается символическим изображением дегуманизационного использования технологий с целью способствовать продвижению социального конформизма и пустого довольства (shallow contentment)15.

После Второй мировой войны многие обрели новую надежду на научно-технический прогресс. Космические путешествия, медицина и компьютер, казалось, открывают дорогу в лучший мир. Оптимистические мотивы трансгуманистического характера в этот период появлялись в основном в научно-фантастической литературе. В трудах А. Кларка, А. Азимова, Р. Хайнлейна и С. Лема содержалась информация о том, как технологический прогресс мог бы быть использован для модификации человека. В русле этих настроений трансгуманисты предположили, что в скором будущем станет возможным замораживать, а после оживлять людей.

Подобный прогноз в 1962 г. отец крионики Роберт Эттинджер изложил в книге «Перспективы бессмертия»16, ставшей, по словам РТД, «библией крионистов по всему миру»17 и продолжившей славную американскую традицию, берущую начало от идей Бенджамина Франклина, который, как уже было упомянуто, желал быть законсервированным в бочке вина. Эттинджер высказывал предположение о том, что тело больного можно заморозить в жидком азоте, а позднее оживить его, когда появятся новые технологии, способные излечить пациента от смертельного недуга. Эттин-джер называл крионику «билетом в будущее», но этот прогноз, как известно, пока не оправдался.

Современник Эттинджера Ферейдун М. Эсфендиари, известный под псевдонимом FM-2030, - футуролог, философ и писатель-фантаст. По мнению FM-2030, достижения и цели науки старого порядка ограничивают свободное научное мышление. В 1989 г. в книге «Ты трансчеловек?»18 FM-2030 перечислил признаки, которые должны быть присущи «трансчеловеку». В терминологии автора «трансчеловек» - это связующее эволюционное звено между человеком и «постчеловеком». Для того чтобы стать «постчеловеком», не обойтись без применения таких технологий, как протезирование, пластическая хирургия, репродуктивные технологии и т. д. По мнению футуролога, сегодня большинство людей желает жить дольше, а технологии, ведущие к бессмертию, превращаются в доходный бизнес. Однако мы знаем, что «дивиденды» в виде бессмертия пока никто не получил.

Макс Мор, редактор журнала «Экстропия», в 1992 г. основал Институт экстропии. И журнал, и Институт помогли объединить разрозненные группы людей, разделяющих футуристические и трансгуманистические идеи. Мор назвал свое направление в рамках трансгуманизма «экстропианство». Многие адепты не полностью разделяли взгляды «экстропианцев», что послужило причиной создания ВТА. В 1998 г. профессор Оксфордского университета Ник Бостром и британский философ Дэвид Пирс создали ВТА, благодаря интернет-сайту, который был рассчитан на определенную аудиторию. Так как трасгуманистическая мысль прослеживается у представителей разных течений, ВТА сегодня координирует действия всех трансгуманистических групп.

Как заявляет Бостром, трансгуманизм превращается в господствующий подход к вопросу о применении технологий для изменения человека. По его словам, за последние несколько лет движение значительно выросло и окрепло по всему миру19.

Попробуем, однако, понять, как обстоят дела на самом деле, так ли, как пытается нас убедить нас в этом лидер ВТА. Обратимся к их официальному сайту20. На сайте размещены и Декларация трансгуманистов, и их далеко идущие планы, и графики планируемых конференций. Но первым делом вам предлагают ответить на вопросы теста «Являешься ли ты трансгуманистом?» Тест состоит из 10 вопросов. Если из 10 вопросов вы дали не более одного положительного ответа, то вы пока не трансгуманист. Если положительных ответов больше, вы, несомненно, трансгуманист, и вам следует дальше углубляться в изучение материала, чтобы «перенять трансгуманистическую традицию». Однако сразу бросается в глаза, что тест напоминает опросник, используемый в агрессивном маркетинге, например в области продаж каких-нибудь медицинских препаратов или дорогой косметики. Вопросы сформулированы таким образом, что на большинство из них тестируемый отвечает «да». На вопрос «Случалось ли когда-либо, что вам тяжело заснуть?» сложно ответить «нет», потому что всевозможные «когда-либо» или «иногда» заставляют тестируемого отвечать «да». Таким же образом дело обстоит и с формулировкой: «Считаете ли вы, что люди имеют право использовать технологии, чтобы улучшить свои умственные и физические... способности?» Большинство, имея в виду, что «имеют право», конечно же, ответят на вопрос положительно. Если вы вступаете в ассоциацию, получаете членский билет и платите взносы, которые идут на текущие нужды ВТА. Однако это недостаточный вклад для деятельности

организации. Статья Майкла Аниссимова призывает вас «стать активным трансгуманистом»21. Быть активным - значит делиться трансгуманистическими идеями с другими людьми в сети. Анис-симов призывает пользоваться своим настоящим именем, а не ником, но довольно странно обосновывает свой призыв: если вы скажете что-то действительно «умное», то в качестве награды вас ждет всеобщее признание. Похоже, Аниссимов сомневается в том, что активисты этого движения способны выражать интересные и оригинальные мысли. Тогда получается, что движение выросло и окрепло за счет «бесполезных» для развития трансгуманистической мысли людей.

Что же касается территориального расширения движения, то, кроме англоязычного сайта, существует еще и российский сайт РТД22, который, по сути, является калькой с англоязычного аналога. Российские трансгуманисты прямо так и говорят, что важнейшим шагом на пути развития трансгуманизма в России был перевод на русский язык FAQ по трансгуманизму Всемирной трансгуманистической ассоциации23 в 2002 г. Данилой Медведевым. Сам Медведев является одним из соучредителей и генеральных директоров компании «КриоРус», которая позиционируется как первая за пределами США криофирма, предоставляющая услуги по замораживанию с последующим оживлением людей. Если мы вернемся в виртуальное пространство, в котором по большей части и осуществляет свою деятельность РТД, то, так же как и на сайте ВТА, там перечислены непосредственные возможности помочь организации. Вы можете заниматься переводами, пропагандой, созданием новых сайтов, организовывать семинары и лекции и даже писать книги (при наличии определенных талантов, разумеется). Но и этого недостаточно. Используя формулировку FM-2030 «Смерть унизительна, старость непривлекательна», а противоположное отношение к этим неотъемлемым аспектам человеческого существования - самообман, который пора прекра-щать24, РТД призывает оставить «преступное бездействие» и подписать договор на крионирование себя или любимого человека с той самой фирмой «КриоРус». Теперь становится понятным, почему отечественное движение большее внимание уделяет именно крионике, иммортализму и теме продления жизни по сравнению с американским движением, более увлеченным темой искусственного интеллекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валерия Прайд, она же В. Удалова, тоже соучредитель и генеральный директор той же самой компании «КриоРус», в интервью,

опубликованном на сайте www.moscowuniversityclub.ru, сообщила, что американцы подарили им технологию, и теперь за небольшие, по ее словам, деньги (30 тыс. долл. - тело целиком, мозг без тела -10 тыс. долл) можно позволить себе такое перспективное вложение, как бессмертие.

Французский журнал «Sens public» в 2008 г. опубликовал статью социологов Т. Дюбарри и Ж. Орнунга «Кто такие трансгуманисты?»25 Авторы называют это движение исключительно англосаксонским. Они уверены, что его адептов с наукой ничто не связывает. Деятельность сторонников трансгуманистических идей настолько возмутила авторов статьи, что они даже назвали их не маргиналами, а мутантами26, и особенно акцентировали внимание на том, что деятельность таких людей почти всегда бесполезна, а в некоторых случаях опасна. И с этим нельзя не согласиться. Перед нами предстает некая организация, единственной заслугой которой является не изобретение чего-то принципиально нового, а объединение под своими знаменами независимых движений, цель которых - сбор и распространение информации об улучшении человека как вида и изменении его существования на качественном и на количественном уровне при помощи новых технологий. Несмотря на отсутствие явных успехов и очевидную утопичность проектов, организация не оставляет попыток распространить свое влияние в обществе. Представители этого течения в наименьшей степени занимаются исследовательской работой или участием в дебатах с пользой для дела: они общаются в основном между собой, обсуждая свое видение будущего человечества. Все, что им удалось сделать на сегодняшний день, - это привлечь внимание к себе, а не к своим идеям.

Если трансгуманизм имеет некоторую привлекательность и вызывает интерес, то своей популярностью, как утверждают Дюбарри и Орнунг, движение обязано только харизме руководителя27. Несомненным лидером трансгуманистов сегодня является Бостром. Следуя логике французских социологов, можно предположить, что именно на его харизме держится все трансгуманистическое движение в мире. Тогда напрашивается вывод, что с уходом Бострома с трансгуманистической арены движение начнет медленно угасать, рассыпаясь на течения, подтечения и под-подтечения, как в наши дни часто происходит с религиозными сектами после смерти или ареста их духовного лидера.

В заключение подведем итоги. Объединение людей, позиционирующих себя как трансгуманисты, представляет собой нечто

наподобие «клуба по интересам» или даже «коммерческого предприятия». Это сообщество внутри общества, чьи идеи вызывают интерес только у своих единомышленников, не находя особого отклика у широкого круга общественности. Так что в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать от этого движения хоть сколько-нибудь серьезного влияния на социум XXI века.

Примечания

1 Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь мир, 2002. С. 21.

2 Huxley J. Transhumanism // New Bottles for New Wine. L., 1957. P. 13-17. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ne-plus-ultra.org/huxley.htm (дата обращения: 12.12.2010).

3 Bostrom N. A history of transhumanist thought. Faculty of Philosophy, Oxford University, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nickbostrom.com/ papers/history.pdf (дата обращения: 17.09.2010).

4 Ibid.

5 Артюхов И.В. Трансгуманизм - философские истоки и история возникновения // Новые технологии и продолжение эволюции человека? М.: ЛКИ, 2008. С. 35.

6 Bostrom N. Op. cit.

7 Ibid.

8 См.: Ibid.

9 Цит. по: Bostrom N. Op. cit. Ibid.

Уилсон Д. История будущего. М.: Хранитель, 2007. С. 12. Bostrom N. Op. cit.

Сайт Российского трансгуманистического движения [Электронный ресурс]. URL: http://www.transhumanism-russia.ru (дата обращения: 04.11.2010). Уилсон Д. Указ. соч. С. 33-34. Bostrom N. Op. cit.

Ettinger R. The prospect of immortality. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cryonics.org/book1.html (дата обращения: 10.09.2010). Сайт Российского трансгуманистического движения.

FM-2030. Are You a Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World. N. Y., 1989. P. 158.

Bostrom N. The Transhumanist FAQ. General introduction. Faculty of Philosophy, Oxford University, 2003. URL: http://www.the-astrolabe.net/transhumanist_faq. htm (дата обращения: 17.09.2010).

21 22

23

24

25

26 27

Humanity+. [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanityplus.org (дата обращения: 04.11.2010).

Anissimov M. Tips for transhumanist activities. 2003 // Humanity+. Сайт Российского трансгуманистического движения. Bostrom N. The Transhumanist FAQ. FM-2030. Op. cit.

Dubarry T., Hornung J. Qui sont les transhumanistes? // Sens Public. Revue électronique internationale. 2008. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www. sens-public.org (дата обращения: 17.09.2010). Ibid. Ibid.

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.