Научная статья на тему 'О ТРАДИЦИОННОЙ АСКЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (БОРЬБА С ГРЕХОВНЫМИ НАВЫКАМИ)'

О ТРАДИЦИОННОЙ АСКЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (БОРЬБА С ГРЕХОВНЫМИ НАВЫКАМИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православие / патрология / греховные навыки / аскетика / борьба со страстями / грехи / спасение / Orthodoxy / patrology / sinful skills / asceticism / struggle with passions / sins / salvation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Серафим Остроумов

В настоящее время очень много людей, стяжавших греховные навыки. В работе рассматривается учение древних и более близких по времени к нам святых отцов о борьбе с греховными навыками, учитываются современные искушения, разъясняется, как применить в наше время советы святых отцов. По учению святых отцов, если у кого-нибудь одна страсть обратилась в навык, то он подлежит вечной муке. Цель христианской жизни — спасение — достигается искоренением греховных страстей и насаждением противоположных им добродетелей. Важно, чтобы человек, с одной стороны, не впадал в отчаяние, какими бы греховными навыками он не был связан, а с другой стороны, не терял драгоценного времени, данного Богом на покаяние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON TRADITIONAL ASCETIC PRACTICES (STRUGGLING SINFUL SKILLS)

Currently, there are a lot of people who have acquired sinful skills. The work examines the teaching of the ancient and more closely related to us holy fathers about the fight against sinful skills, takes into account modern temptations, explains how to apply the advice of the holy fathers in our time. According to the teaching of the holy fathers, if someone has one passion turned into a skill, then he is subject to eternal torment. The goal of Christian life – salvation – is achieved by eradicating sinful passions and planting virtues opposite to them. It is important that a person, on the one hand, does not fall into despair, no matter what sinful skills he or she is bound to, and on the other hand, does not waste precious time given by God for repentance.

Текст научной работы на тему «О ТРАДИЦИОННОЙ АСКЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (БОРЬБА С ГРЕХОВНЫМИ НАВЫКАМИ)»

УДК 271.2-55

Игумен Серафим (Остроумов)

О ТРАДИЦИОННОЙ АСКЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (БОРЬБА С ГРЕХОВНЫМИ НАВЫКАМИ)

Аннотация. В настоящее время очень много людей, стяжавших греховные навыки. В работе рассматривается учение древних и более близких по времени к нам святых отцов о борьбе с греховными навыками, учитываются современные искушения, разъясняется, как применить в наше время советы святых отцов. По учению святых отцов, если у кого-нибудь одна страсть обратилась в навык, то он подлежит вечной муке. Цель христианской жизни — спасение — достигается искоренением греховных страстей и насаждением противоположных им добродетелей. Важно, чтобы человек, с одной стороны, не впадал в отчаяние, какими бы греховными навыками он не был связан, а с другой стороны, не терял драгоценного времени, данного Богом на покаяние.

Ключевые слова. Православие, патрология, греховные навыки, аскетика, борьба со страстями, грехи, спасение.

Hegumen Seraphim (Ostroumov)

ON TRADITIONAL ASCETIC PRACTICES (STRUGGLING SINFUL SKILLS)

Annotation. Currently, there are a lot of people who have acquired sinful skills. The work examines the teaching of the ancient and more closely related to us holy fathers about the fight against sinful skills, takes into account modern temptations, explains how to apply the advice of the holy fathers in our time. According to the teaching of the holy fathers, if someone has one passion turned into a skill, then he is subject to eternal torment. The goal of Christian life - salvation - is achieved by eradicating sinful passions and planting virtues opposite to them. It is important that a person, on the one hand, does not fall into despair, no matter what sinful skills he or she is bound to, and on the other hand, does not waste precious time given by God for repentance.

Keywords: Orthodoxy, patrology, sinful skills, asceticism, struggle with passions, sins, salvation.

«С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе» (тропарь воскресный 8-го гласа).

Цель христианской жизни — спасение, т.е. достижение вечной жизни с Богом.

Более ста лет назад преподобный Варсонофий Оптинский сетовал о том, что в миру редко кто знает о борьбе со страстями: «На вопрос — как спастись? — более благонамеренные отвечают: «Надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться — то и спасешься». И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями»1.

Преподобный авва Дорофей объясняет, чем греховные страсти отличаются от грехов: «... Иное суть страсти, и иное — грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним»2.

Он же предостерегает: «. если кто закосневает во грехе, то в душе образуется злой навык. Однако вы должны знать и то, что душа имеет иногда влечение к какой-либо страсти: если только один раз впадет в действие сей страсти, тотчас находится в опасности впасть в навык. Итак, нужно большое внимание, и старание, и страх, чтобы кто-либо не впал в злой навык. Поверьте, братия, что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратится в навык, то он подлежит муке.»3.

По учению святых отцов, есть три главнейшие страсти: сребролюбие, славолюбие и сластолюбие. Они рождают восемь основных страстей: чревоугодие, блудную страсть, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. От этих восьми рождается бесчисленное количество прочих страстей.

Преподобный Симеон Новый Богослов, указывая на главнейшие страсти, говорит: «Эти три страсти точно суть сети и тенета диавола, запутываясь в которые попадает человек во власть его; и если кто умрет, будучи порабощен им, то пойдет прямо туда, где и диавол, поработивший его себе через них» (Слово 23)4.

В этом слове преподобный Симеон говорит, что сам человек не может вырваться из рабства страстям. Для этого необходима Божественная благодать, которая «.входит внутрь крещаемых душ, веры ради, а не за добрые дела, и производит в них такое изменение, что они не имеют уже более любви ни к богатству, ни к славе, ни к удовольствиям. В те же души, которые бывают порабощены сим страстям после крещения, невозможно войти опять такой благодати Божией иначе, как посредством истинного покаяния, чистосердечной исповеди, многих слез и воздыханий из глубины души.»5.

И древние святые Отцы, и более близкие к нам по времени учили, что «.должно стараться скорее отсекать страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души» (Авва Дорофей)6. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в слове «О навыках» говорит: «Навыки имеют силу, подобную естественным качествам: надо последователю Господа Иисуса Христа стяжать хорошие навыки и уклоняться от навыков дурных. Порочные навыки — как оковы на человеке: они лишают его нравственной свободы, насильно держат в смрадном болоте страстей. Для погибели человека достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям»7.

В этом же слове святитель учит: «Вообще все страсти развиваются в человеке от послабления им; учащающееся послабление обращает наклонность в навык, а навык делает страсть насильственным властелином над человеком. «Убойся злых навыков, — сказал преподобный Исаак Сирский, — более, нежели бесов». Когда подействует в нас греховное пожелание или влечение, надо отказать ему. В другой раз оно подействует уже слабее, а наконец, совсем утихнет. Но при удовлетворении ему оно действует каждый раз с новою силою, как приобретающее более и более власти над произволением, наконец, рождает навык»8.

Далее святитель наставляет: «Страсти — злые навыки; добродетели — навыки благие. Иногда ничтожнейший навык связывает наши ноги и оставляет нас на земле, между тем как мы должны бы быть на небе. Юноша! Повторяю тебе совет спасительный: доколе ты находишься в нравственной свободе, избегай злых навыков, как оков и темницы; приобретай навыки добрые, которыми хранится, утверждается,

1 Варсонофий Оптинский, прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Опти-на Пустынь. 2013. с. 92

2 Дорофей Авва, прп. Душеполезные поучения. М., 2000. С. 36

3 Там же. С. 147-148.

4 Симеон Новый Богослов, прп. Слова // Аскетика. Том II. М., 2008. С. 247-248.

5 Там же. с. 248-249.

6 Дорофей Авва, прп. Душеполезные поучения. М., 2000. с. 137.

7 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Собрание творений. М., 2010. Т. I. с. 426-427.

8 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Собрание творений. М., 2010. Т. I. С. 429.

запечатлевается нравственная свобода. Если же кто в зрелом возрасте расположился служить Христу и, по несчастью, стяжал уже много порочных навыков... тот не должен предаваться унынию и двоедушию, но должен мужественно вступить в борьбу с злыми навыками. Победа над ними не невозможна, при Бо-жией помощи»9.

Мы уже отмечали, что человек сам своими силами не может избавиться от рабства страстям. Необходимо соработничество: по учению свт. Игнатия, «.решительное произволение, осеняемое и укрепляемое благодатью Христовой, может победить самые закоснелые навыки»10.

Авва Дорофей также учит, что нравственную свободу мы получаем в Крещении. Христос «... освободил нас святым Крещением, подав нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже, так сказать, насильственно ко злу. Потом Он (Христос) научает нас, как посредством святых заповедей очищаться и от самых страстей, чтобы через них не впасть опять в те же грехи»11. Важная мысль: евангельские заповеди направлены против страстей. Исполнением евангельских заповедей мы очищаемся от страстей. Если человек после Крещения стремится исполнять все евангельские заповеди, он остается нравственно свободным. Если же человек опускает исполнение заповедей, то он опять порабощается диаволом. И это происходит от свободного человеческого произволения. Так, преподобный Марк Подвижник говорит: «Ибо когда по святом Крещении, будучи в состоянии исполнить все заповеди, не исполняем их, тогда, и не желая того, бываем содержимы грехом, пока покаянием не умолим Бога, направляясь ко всем Его заповедям, и Он не истребит грех нашего самовластия.»12.

Вот почему очень важно готовящихся к Крещению обучать и догматическим, и нравственным истинам Христианства.

Теперь разберем средства, рекомендуемые святыми отцами, для борьбы с греховными навыками.

Святой Иоанн Лествичник учит: «Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие, ибо оно наступит на аспида и василиска, то есть на грех и отчаяние, и поперет льва и змия, то есть диавола и змия плотской страсти. Смиренномудрие есть тифон, могущий возвести душу из бездн грехов на небо» (Лествица, степень 25, п. 67 и 68)13.

Этот же святой делает важное замечание: «... В непритворном смирении невозможно оставаться и виду. страстей; и доколе грешим произвольно, дотоле нет в нас смирения.» (Лествица, степень 25, п. 57)14. Он же говорит, что «.истинное удаление от мира, повиновение и хранение уст часто имели великую силу и сверх чаяния врачевали неисцельные страсти» (Лествица, степень 24, п. 28)15.

Итак, разберем, что следует понимать под «удалением от мира», «повиновением» и «хранением уст».

1) «Удаление от мира». Преподобный Исаак Сирин во 2-м слове учит: «Когда вообще хотим наименовать страсти, называем их миром; а когда хотим различить их по различию наименований их, называем их страстями. И скажу короче: мир есть плотское житие и мудрование.»16.

Так же говорит и преподобный Симеон Новый Богослов в 66-м слове: «И что есть мир?... Грех, пристрастие к вещам и страсти. А яже в мире что суть? Пусть это скажет нам Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов: «не любите мира, ни яже в мире; яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очес и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть» (1 Ин. 2, 15, 16)»17. Заметим, что святой Иоанн Богослов как раз указывает на три главнейших страсти — сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Далее в том же слове преподобный Симеон говорит: «Где бы мы ни находились, везде встретим жен, детей, вино, всякого рода плоды и прочее. Так уж устроена жизнь наша. Итак, от всего этого не убежишь; а от чего убежать можно? От пристрастия к сему. Тогда и от греха легко избежать. Но я знаю очень хорошо, что многие и в древние, и в нынешние времена сохраняли и сохраняют себя неуязвленными от него (греха), и, находясь среди вещей и дел мирских, среди попечений и забот житейских, проводили и проводят жизнь в совершенной чистоте и святости, следуя указанию святого Павла, который говорит: «время сокращено есть прочее, да имущие жены, яко не имущие будут. и купующие, яко не содержаще: преходит бо образ мира сего» (1Кор. 7:29-31). Посему и о прочем разумевай, то есть кого бесчестят и обижают и тем

9 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Собрание творений. М., 2010. Т. I. С. 430-431.

10 Там же. С. 431.

11 Дорофей Авва, прп. Душеполезные поучения. М., 2000. С. 37.

12 Марк Подвижник, прп. Аскетические творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. С. 94.

13 Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. М., 2007. С. 298.

14 Там же. С .296.

15 Там же. С. 276.

16 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические // Аскетика. Том I. М., 2009. С. 325.

17 Симеон Новый Богослов, прп. Слова // Аскетика. Том II. М., 2008. С. 466.

подвигают на гнев, тот пусть не гневается; кого хвалят, тот пусть не держит в уме своем того, что говорят в похвалу ему.»18.

Итак, возможно и не удаляясь в монастырь, удаляться от мира. В монастыре, конечно, это сделать удобнее, особенно порабощенным какими-либо страстями, по слову преподобного Иоанна Лествичника: «Никто не должен, выставляя тяжесть и множество грехов своих, называть себя недостойным монашеского обета и ради своего сладострастия мнимо унижать себя, вымышляя извинения в грехах своих, ибо где много гнилости, там нужно и сильное врачевание, которое очистило бы скверну.» (Лествица, степень 1, п. 19)19.

Святитель Филарет Московский показывает, как должно «умерщвлять» чувства от страстей. Так, в слове на Введение во Храм Пресвятой Богородицы он учит «.отвращать взоры от всякого соблазнительного предмета, а на представляющиеся неизбежно, взирать без страсти, без помысла, видя не видеть, и, как можно скорее, пресекать опасное видение. И сие-то есть, умерщвлять чувство зрения, по завещанию Господнему: «Аще око твое десное соблазняет тя, изми е и верзи от себе» (Мф. 5:29),. подобным образом нужно умерщвлять и прочие чувства, как-то слух — от слышания нескромных и соблазнительных речей, вкус, обоняние, осязание — от соответствующих им ощущений, наклоняющих к неге и роскоши.»20.

Необходимо отметить современную особенность. Сегодня можно удалиться в какое угодно уединение. Но если человек имеет современную технику, будет выходить с ее помощью в интернет, то никакой пользы уединение не даст.

В деле исцеления души от страстей очень важно обращать внимание на очищение ума. Это один из важнейших аспектов «удаления от мира». Необходимо избегать не только греховной, но и ненужной информации. Иначе греховные раны будут усугубляться. Информация может поступать и через зрение, и через чтение, и через слух и т.п.

Обратим внимание на следующий пример. Преподобный Варсонофий Оптинский до монастыря был офицером. Однажды он со своим начальством пошел в театр. На сцене пели любовные песни, а ему приходит на мысль: «А что если я сейчас умру, куда пойдет душа моя? Уж конечно не в Рай.». Далее он рассказывает: «Страшно мне стало, уж и на сцену смотреть не хочется.»21. Он вышел из театра и больше туда не ходил.

Преподобный Петр Дамаскин предостерегает от чтения, «не служащего к угождению Богу». И если кто-либо, когда-либо прочитает, по неведению, то пусть подвизается скорее изгладить памятование о сем духовным чтением Божественных Писаний, и более того, что служит ему к спасению души, смотря по устроению, какого он достиг. Если он еще деятельный (т.е. борется со страстями), то пусть читает жизнеописания и слова святых отцов; если же благодатию возведен в духовное ведение, то пусть читает все Божественные Писания. Помимо же Божественных Писаний да не читает отнюдь чего-либо. Какая надобность принимать духа нечистого вместо Святого Духа? Ибо в каком слове кто упражняется, того дух и усваивает себе, хотя и не видится ему это дело противным, как видят опытные»22.

Для людей, порабощенных греховным страстям, необходимо чтение житий и творений святых отцов, конечно, вместе с чтением Священного Писания, прежде всего Нового Завета. А об остальном преподобный Петр Дамаскин сказал внятно.

2) «Повиновение». По учению святых отцов, смирение, необходимое для умерщвления страстей, стяжевается через послушание или повиновение. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «.отцы блаженное послушание называли исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа» (Лествица, степень 4, п.8)23.

Сущность послушания состоит в покорении человеком своей воли воле Божией. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что послушание «.старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества.», не дано нашему времени24.

Сразу оговоримся, что то, о чем будет сказано здесь о современном подвиге повиновения или послушания монашествующих, может быть отнесено и к живущим в миру. Но в монастыре, конечно, этот подвиг проходить удобнее.

18 Симеон Новый Богослов, прп. Слова // Аскетика. Том II. М., 2008. С. 467.

19 Иоанн Лествичник, прп.. Указ. соч. С. 31.

20 Филарет (Дроздов), свт. Творения. Слова и речи. М., 2007. Т. 4. С. 28.

21 Варсонофий Оптинский, прп. Указ. соч. С.14.

22 Петр Дамаскин, прп. Творения. М., 2001. С. 131-132.

23 Иоанн Лествичник, прп. Указ. соч. С. 54.

24 Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Собрание творений. М., 2008. Т. 5. С. 74.

Святитель Игнатий утверждает, что духовное жительство, представленное Промыслом Божиим нашему времени, «.основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий. В собственном смысле это — послушание древних иноков, в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним инокам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям.»25. Здесь же святитель Игнатий ссылается на преподобного Нила Сорского, жившего в 15-м веке. Он предлагал руководство Священным Писанием и писаниями отеческими26. Но надо иметь ввиду, что человек страстный сам правильно понять Писания не может. Поэтому и необходимы совет и благоразумная проверка совета Писаниями же. И вот преподобный Нил в своем скиту ввел устав, в котором имеются два важнейших нравственных правила.

«Первое место, — как пишет святитель Игнатий, — между правилами, изложенными преподобным Нилом, должно дать предлагаемому им вышеупомянутому руководству Священным Писанием и отеческими Писаниями. Преподобный Нил никогда не давал наставления или совета прямо из себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина, преподобного Григория Синаита, святых Ксанфопулов и других отцов, особливо позднейших. Его держались. иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий. При общем оскудении боговдохновенных наставников, изучение Священного Писания, преимущественно Нового Завета, и писаний отеческих, тщательное и неуклонное руководство ими в образе жизни и в наставлении ближних есть единственный путь к духовному преуспеянию. Второе нравственное правило. заключается в том, чтобы братия ежедневно исповедовали старцу (старцем называется в монастырях преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии) согрешения свои, и самые мелочные, даже помыслы, и ощущения греховные, чтобы они предлагали ему на рассмотрение свои недоумения. Это делание исполнено необыкновенной душевной пользы: ни один подвиг не умерщвляет страстей с таким удобством и силой, как этот. Страсти отступают от того, кто без пощадения исповедует их. Телесное вожделение увядает от исповеди более, нежели от поста и бдения»27.

О такой ежедневной исповеди говорит преподобный Иоанн Лествичник в 4-й степени, как раз «О послушании». Здесь же видим и духовный совет.

«Хранение Уст». Преподобный Исаак Сирин в 8-м слове учит: «Кто возбраняет устам своим клеветать, тот хранит сердце свое от страстей. Если любишь чистоту, при которой может быть зрим Владыка всяческих, то ни на кого не клевещи и не слушай того, кто клевещет на брата своего. Молчаливый языком во всей наружности своей приобретает смиренномудрую чинность, и он без труда возобладает над страстями. Страсти искореняются и обращаются в бегство непрестанным погружением мысли в Боге. Это — меч, умерщвляющий их. А у кого сердце сокрушено страстями, у того ими же и язык приводится в движение. Если станет он говорить и о духовном, то будет рассуждать под влиянием страсти, чтобы в неправде одержать победу. Мудрый замечает такого человека при первой встрече, и чистый обоняет его зловоние»28.

Преподобный Антоний Великий учит: «Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык

твой»29.

Преподобный Исайя Отшельник говорил: «От пяти причин усиливается блудная брань: 1) от празднословия, 2) от тщеславия, 3) от многого сна, 4) от любления красивой одежды, 5) от пресыщения. Желающий устранить от себя брань блуда да хранится от упомянутых поводов к ней: празднословие заменит молитвословием, тщеславие — смирением Христовым, многий сон — бдением, красивые одежды — рубищем, объедение — воздержанием от излишества в пище. Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи»30. Здесь празднословие стоит на первом месте.

Преподобный Серафим Саровский на вопрос: «Чем истребить гордость и приобрести смирение?» отвечал: «Молчанием. Бог сказал Исаии: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго

25 Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Собрание творений. М., 2008. Т. 5. С. 79-80.

26 Там же. С. 82.

27 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Собрание творений. М., 2010. Т. I. С. 557-559.

28 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические // Аскетика. Том I. М., 2009. С. 337-339.

29 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Рассказы о жизни святых подвижников. М., 2005. С. 17.

30 Там же. с. 204-205.

словес Моих»31. Касательно духовной гордости он прибавил еще: «Проси Бога, чтобы Он продлил твои лета. Этого без труда не сделаешь. Молчанием же большие грехи побеждаются»32.

Необходимо заметить, что «.разумно молчащий думает, что он недостоин говорить, как сказали отцы, и это есть разумное молчание», — учит преподобный авва Дорофей33.

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия. Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, .страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, .неприметное преуспеяние.» (Лествица, степень 11, п. 2-3)34, а в пункте 1-м: «Многоглаголание — причина и дверь, через которую входит осуждение»35.

Лествичник указывает, что молчание есть матерь молитвы. Против страстей очень полезна молитва Иисусова. Так учат святые стцы. Например, преподобный Иоанн Пророк на вопрос аввы Дорофея отвечает: «Брат! Страсти те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49:15)». И потому в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие.»36.

Мы разобрали по силам что есть «удаление от мира», «повиновение» и «хранение уст».

Уже отмечалось, что человек своими силами избавиться от рабства страстям не может. Необходимо привести рассуждение преподобного Петра Дамаскина о том, что не следует отчаиваться, если какой-то греховный навык тиранически властвует над человеком. «.Согрешающий нераскаянно (т.е. не могущий исправиться), но не отчаивающийся, по необходимости считает себя ниже всей твари и не осмеливается осудить или укорить какого-либо человека. Но более удивляется человеколюбию Божию, бывает благоразумным в отношении к Благодетелю и может иметь много иного добра. Хотя он и послушал диавола, при согрешении, но опять, по страху Божию, ослушивается врага, побуждающего его к отчаянию, и потому он — часть Божия, имея благоразумие, благодарение, терпение, страх Божий, неосуждение других, чтобы и самому не быть осужденным, что всячески необходимо»37.

Конечно, здесь речь идет о том, что человек согрешает не по собственной воле, а будучи пленен врагом. Словами святителя Филарета Московского: «. Бог даровал надежду кающимся и желающим своего исправления грешникам, а не беспечным презрителям закона Его. Кающийся и надеющийся прославляет бесконечное милосердие Божие, — надеющийся и не кающийся хулит Бога, представляя Его покровителем зла»38.

Архиепископ Никон (Рождественский) в своих дневниках приводит пример иеромонаха пустыни Святого Параклита Иннокентия, который около тридцати лет был уставщиком в пустыни. Однажды он встретил охмелевшего монаха и про себя осудил его. «Ему и в голову не пришло, что он тяжко согрешил. Но вот, Божиим попущением и вражеским искушением, он сам стал увлекаться пьянственной страстью. Постепенно она обратилась у него в запой. Тогда-то он познал свой грех, грех осуждения ближнего, и горько раскаивался в нем. Зато своим страданием от болезни запоя стяжал он великую добродетель неосуждения, которая у святых отцов именуется без труда спасением. Он молил постоянно великомученицу Варвару, чтобы избавила его от внезапной смерти. Умер он в день святой великомученицы Варвары. Братиям пустыни было откровение в ночь 39-го дня после его смерти о помиловании иеромонаха Иннокентия»39.

В 31-м слове преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что единственная жертва, которую всякому благочестивому человеку пристойно приносить Богу, — сердце сокрушенное и смиренное. «Это такая жертва, для которой нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Для сей единой жертвы (чтоб была и сохранялась) бывают болезни, скорби, самое падение, страсти душевные и сопутствующие им страсти телесные, — все для того, чтоб всяким богобоязненным приносима была Богу сия жертва.»40.

31 Житие, пророчества, наставления преподобного Серафима Саровского чудотворца. Минск, 2013. С. 78.

32 Там же. С. 78

33 Дорофей Авва, прп. Душеполезные поучения. М., 2000. с. 174.

34 Иоанн Лествичник, прп. Указ. соч. С. 182.

35 Там же. с.181.

36 Дорофей Авва, прп. Указ. соч. С. 264.

37 Петр Дамаскин, прп. Творения. М., 2001. С. 139-140.

38 Филарет (Дроздов), свт. Творения. Слова и речи. М., 2006. Т. 3. с. 428.

39 Никон (Рождественский), архиеп. «Козни врагов наших сокруши». Дневники. Минск, 2004. с. 1063-1064.

40 Симеон Новый Богослов, прп. Слова // Аскетика. Том II. М., 2008. С. 277-278.

И преподобный Исаак Сирин учит: «Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны,... смирение. может сокрушить крепость многих грехов., без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание»41. Здесь необходимо заметить, что если человек грешит произвольно, то он не может иметь смирения, об этом уже выше говорилось.

Итак, средства для борьбы с греховными страстями, найденные у святых отцов, следующие: во-первых, необходимо сердце сокрушенное и смиренное. Это тоже дар Божий, о нем нужно заботиться посильным исполнением Евангельских заповедей: «От исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словом», по учению Аввы Дорофея42. Нужно уклонение от предметов страстей — «удаление от мира»; требуется «повиновение» — об этом мы рассуждали выше, — регулярное чтение Священного Писания, особенно Нового Завета, житий святых и святоотеческих творений; совет с духовным отцом, регулярная исповедь, хранение себя от различной ненужной и тем более греховной информации. Также необходимо разумное «хранение уст», понуждение себя на возможно частую Иисусову молитву.

Смиренный не будет никого осуждать, случающиеся скорби будет принимать как врачевства от Бога, не будет отчаиваться, потому что искренно вручает себя Промыслу Божию, не надеется ни на какие свои добродетели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вообще, все, о чем здесь сказано кратко, указывает преподобный Марк Подвижник в слове «О покаянии». Он говорит, что покаяние необходимо и начинающим, и средним, и совершенным — до смерти. Суть покаяния: «Правое же делание для начинающих, средних и совершенных есть молитва, очищение помыслов и терпение постигающих нас скорбей, без которых нельзя совершить прочие добродетели, посредством коих бывает благоприятно покаяние. весь мир держится покаянием»43.

СПИСОК использованной литературы

1. Варсонофий Оптинский, прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Оптина Пустынь. 2013. (692с.)

2. Дорофей Авва, прп. Душеполезные поучения. М., 2000. (333с.)

3. Житие, пророчества, наставления преподобного Серафима Саровского чудотворца. Минск, 2013. (222с.)

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Собрание творений. М., 2010. Т. I. (672с.)

5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Собрание творений. М., 2008. Т. 5. (528с.)

6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Рассказы о жизни святых подвижников. М., 2005. (767с.)

7. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. М., 2007. (591с.)

8. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические // Аскетика. Том I. М., 2009. (1130с.)

9. Марк Подвижник, прп. Аскетические творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. (228с.)

10. Никон (Рождественский), архиеп. «Козни врагов наших сокруши». Дневники. Минск, 2004. (1167с.)

11. Петр Дамаскин, прп. Творения. М., 2001. (320с.)

12. Симеон Новый Богослов, прп. Слова // Аскетика. Том II. М., 2008. (1214с.)

13. Филарет (Дроздов), свт. Творения. Слова и речи. М., 2006. Т. 3. (480с.)

14. Филарет (Дроздов), свт. Творения. Слова и речи. М., 2007. Т. 4. (635с.)

41 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические // Аскетика. Том I. М., 2009. с. 424.

42 Дорофей Авва, прп. Указ. соч. с. 59.

43 Марк Подвижник, прп. Указ. соч. С.83-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.