Научная статья на тему 'О ТОКСИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ ФЕНОЛА'

О ТОКСИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ ФЕНОЛА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
594
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — А.И. Меркулов, Р.И. Скворцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ТОКСИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ ФЕНОЛА»

Таблица 2

Л Средние дозы облучения медицинского персонала при лечении

I больного

Доза облучения, UP

Учреждение врача-гинеколога медицинской сестры

Московский онкологический институт им. П. А. Герцена Городской онкологический диспансер Больница № 40 Больница № 57 Больница № 62 3,5—4 0,5—1 2—3 3—4 3-4 5.3—4 1,5-2 2,5 3—4 4,5

Из табл. 1, на первый взгляд можно заключить, что из указанных учреждении лучшая система РБ имеется в Московском онкологическом институте и Городском онкологическом диспансере (наименьшие уровни облучения персонала), худшая — в Городской больнице № 40. Однако анализ объема проводимых работ показал совершенно иную картину (табл. 2).

Следующий важный момент при проведении радиационного контроля — учет неравномерности облучения персо-

нала. На практике, как правило, проводится измерение мощности дозы на уровне груди или снимаются показания индивидуальных дозиметров без учета вклада неравномерности облучения в суммарную дозу. Часто максимальному облучению подвергаются кисти рук или область таза. Следует учитывать неравномерность облучения.

Чтобы дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию организации работ и эффективности защитного оборудования необходимо выявить наиболее радиационно-опасную процедуру. Важность этого пункта можно проиллюстрировать следующим примером: при использовании радиофармацевтических препаратов малой активности с диагностической целью радиационно-опасной процедурой является транспортировка активности к месту введения. Подобный подход применяли в дефектоскопии (Коренков И. П., 1982). Оказалось, что вклад в суммарную дозу облучения такой, казалось бы, неопасной процедуры как транспортировка дефектоскопа составляет 45—75% общей дозы облучения (в зависимости от конструкции аппарата и типа источников).

Литература Г о ли кон В. Я• Коренков И. П. Радиационная защита при использовании ионизирующих излучений. М., 1975. Коренков И. П. Дозиметрия в радиационной дефектоскопии. М., 1982.

Поступила 30.05.83

УДК 615.917:547.562.2].07

А. И. Меркулов, Р. И. Скворцова О ТОКСИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ ФЕНОЛА

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Поскольку большинство ксенобиотиков являются метаболическими ядами, то, очевидно, вопрос о специфичности их действия следует решать именно путем изучения метаболизма клеток. Огромное значение придается способности различных токсичных веществ к повреждению цитоплазматических мембран, которые в настоящее зремя рассматриваются как основная точка приложения ядов (Соколов В. В. и др., 1981). На способности структурных элементов клетки к количественной и качественной перестройке химического состава биомембран основаны ком-пенсаторно-адаптацнонные реакции организма на клеточном и молекулярном уровнях. А значимость системного нарушения функционального состояния и проницаемости мембран при действии химических ядов на организм остается невыясненной (Сидоренко Г. И., Меркурьева Р. В., 1981).

С. целью определения степени нарушения проницаемости клеточных мембран в настоящей работе изучены активность ряда цитозольных ферментов и содержание общего белка в сыворотке крови и гомогенатах печени, головного мозга и сердца белых крыс после острого ингаляционного отравления фенолом. Для выяснения специфичности токсического действия фенола выбраны некоторые ферменты гликолиза и 3' : 5 -циклонуклеотид-фосфо-диэстераза — ФДЭ (КФ 1.9.3.1) как фермент, влияющий на скорость гликолиза посредством регуляции концентрации сАМР в клетке. Параллельно определяли содержание фенола, неорганического фосфата и воды в изученных тканях.

Исследования выполнены на 44 нелинейных белых крысах-самцах массой 160—180 г. Животные подвергались воздействию паров фенола в концентрации 110 мг/м3 однократно в течение 4 ч. Животные одной опытной группы были забиты декапитацией сразу по окончании затравки, другой — через 48 ч после нее; крысы третьей (контрольной) группы с фенолом не контактировали.

Влажность тканей определяли путем высушивания кусочков органов при 105 °С до постоянной массы. Ко-

личество общего белка рассчитывали микробиуретовыи методом (Кочетов Г. А., 1971) в супернатанте и митохондриях, выделенных в градиенте сахарозы по Э. Гриффитсу (ядра осаждали при 700 g, митохондрии — при 6300 я в течение 10 мин), после гемогенизации тканей в гомогенизаторе стекло — тефлон. Концентрацию общего фенола в тканях определяли по описанной нами ранее методике (Скворцова Р. И., Меркулов А. И., 1982). Активность глюкозофосфатизомеразы — ГФИ (КФ 5.3.1.9) определяли по О. Боданскому в модификации Б. Ф. Коровкина (1969), фруктозобнсфосфатальдолазы — ФБФА (КФ 4.1.2.13) — по В. А. Ананьеву и В. Р. Обуховой (1969), лактатдегидрогеназы — ЛДГ (КФ. 1.1.1.27) — по Леви и соавт.

Анализ изменений содержания общего фенола в исследованных тканях показал избирательное накопление его в печени, где интенсивно идут процессы его обезвреживания, и в меньшей степени — в других тканях организма. Та1с, в печени сразу после острого ингаляционного отравления концентрация фенола превысила норму в 7,9 раза, а в эритроцитах, сердце и головном мозге — в 2,6, 2,3 и 2,7 раза соответственно. Через 48 ч после затравки содержание фенола во всех изученных тканях не отличалось от нормы. Эти результаты хорошо согласуются с данными Т. Мао и Р. Оепше (1981), которые выявили по распределению радиоактивности 14С-фенола наиболее высокие отношения ткань : плазма для печени (4—11) и меньшие — для других тканей (0,8—3) и показали, что через 16 ч в теле экспериментальных животных обнаруживается 0,3% от введенной дозы фенола.

Сразу после острого отравления фенолом активность всех изученных цитозольных ферментов, а также содержание общего белка и неорганического фосфата в сыворотке крови статистически достоверно увеличивались, что свидетельствовало о выраженном нарушении проницаемости клеточных мембран (Хашен Р., "1ейх Д., 1981). Активность ферментов гликолиза в гомогенатах тканей повышалась в среднем на 11% в печени, на 8% — в голов-

ном мозге и на 68% — в миокарде, а активность ФДЭ уменьшалась на 9, 14 и 17% соответственно. Концентрация неорганического фосфата имела тенденцию к снижению во всех изученных тканях и статистически достоверно снижалась в головном мозге. Выявленные изменения можно охарактеризовать как выраженный мембраноповреждаю-щий эффект фенола. Сочетание увеличения проницаемости биологических мембран с повышением общей активности цитозольных ферментов в изученных тканях соответствует второй стадии функционально-структурных нарушений мембран, условно выделенных Г. И. Сидоренко и Р. В. Меркурьевой (1981).

Нарушение проницаемости клеточных мембран подтверждают и результаты определения белка в цитозоле клеток. Так, содержание общего белка в супернатанте гомогенатов тканей снижалось: в миокарде — на 9%, в головном мозге — на 6%. Это нельзя объяснить внутриклеточным отеком, так как содержание воды увеличивалось в ткани сердца всего на 0,6%, а в головном мозге — на 1,9%. Снижение количества общего белка митохондрий косвенно говорит о вовлечении их в патологический процесс, а статистически достоверное изменение данного показателя в ткани мозга, сохраняющееся и через 48 ч после отравления фенолом — о большей чувствительности митохондрий головного мозга к повреждающему действию яда. Эти данные согласуются с тем, что в клинической картине фенольных отравлений ведущее место занимают функциональные расстройства ЦНС (Позняковский В. М., 1981; Душутин К. К. и др., 1966).

Выявленные патологические изменения, вероятно, до некоторой степени обратимы, так как после полного обезвреживания и выведения фенола из организма (через 48 ч после отравления) большинство изученных показателей имели тенденцию к нормализации. К этому времени нормализовалась и проницаемость клеточных мембран, так как наряду с уменьшением активности ферментов гликолиза в сыворотке крови она еще более нарастала в изученных тканях и превышала норму в печени, головном мозге и миокарде соответственно на 18, 31 и 114% (ФДЭ снижалась соответственно на 18, 20 и 15%).

Данные литературы подтверждают полученные нами результаты. Известно, что при фенольной и бензольной интоксикациях отмечаются выраженные изменения активности (№+, К+)-активируемой АТФазы, непосредственно связанной с клеточными мембранами и их проницаемостью (Левина Ц. И., 1973), что фенилглюкуроиид нарушает механизм трансмембранного транспорта в клетке (^аг<11е, 1978). При воздействии толуола на организм отмечены увеличение клеточной проницаемости эритроцитов и выраженные нарушения в фосфолипидном слое их мембран (Соколов В. В. н др., 1981). Здесь надо учесть, что отравления бензолом и толуолом клинически во многом напоминают отравление фенолом, а из толуола, бензола и его гомологов в животном организме частично образуется фенол (Фридлянд И. Б., 1970). Ряд данных литературы косвенно свидетельствует о возможности повреждения биомембран при отравлении фенолом вследствие сво-боднорадикального цепного процесса перекисного окисления, так как в тканях повышается активность ферментов микросом (Мансурова И. Д., 1973; Лихтенштейн Г. И., 1979), каталазы н увеличивается содержание свободных радикалов (Малышева В. В. и др., 1966).

Выявленное повышение активности ферментов гликолиза во всех изученных тканях сразу и еще более выра-

женное через 48 ч после отравления мы склонны расце- 1 нивать как защитно-приспособительную реакцию орга- * низма в ответ на снижение окислительного фосфорилиро-вания, так как известно, что фенол ингибирует НАДН-дегидрогеназу митохондрий (Ягужинский Л. С. и др., 1973) и уменьшает окислительное фосфорилирование (Константинова И. Н., 1973). Снижение активности ФДЭ, вероятно, ведет к увеличению в клетке концентрации цАМФ, который активирует гликолиз.

Таким образом, возможный биохимический механизм токсического действия фенола частично обусловлен нарушением проницаемости клеточных мембран, а снижение активности ФДЭ и активация гликолиза, вероятно, являются защнтно-присяособительной реакцией организма.

Литература. Ананьев В. А., Обухова В. Р. — В кн.: Биохимические методы исследования в клинике. М., 1969, с. 143—149. Душутин К. К., Киселик Л. Д., Коренев Б. С. и др. — В кн.: Проблемы гигиены и профессиональной патологии в Сибири. Ангарск, 1966, с. 7—12. Константинова И. Н. — Гиг. и сан., 1973, № il, с. 16— 19.

Коровкин Б. Ф. — В кн.: Биохимические методы исследования в клинике. М., 1969, с. 138—141. Кочетов Г. А. Практическое руководство по энзимологии.

М„ 1971, с. 310. Левина Ц. И. — В кн.: Митохондрии. Биохимня и ультраструктура. М., 1973, с. 78—79. Лихтенштейн Г. И. Многоядерные окислительно-восстановительные металлоферменты. М., 1979, с. 190. Малышева В. В., Олюнин И. В., Петяев M. М. и др. — В кн.: Проблемы гигиены и профессиональной патологии в Сибири. Ангарск, 1966, с. 51—52. Мансурова И. Д. — В кн.: Экспериментальная патология печени. Душанбе, 1973, вып. 1, с. 6—24. , Поздняковский В. М. Влияние витаминов В,, В3 и С на процессы ацетилирования и некоторые метаболические функции при интоксикации фенолом. Автореф. дис. канд. М., 1981. Сидоренко Г. И., Меркурьева Р. В. — Гиг. и сан., 1981, jY« 8, с. 8—12.

Скворцова Р. И., Меркулов А. И. — В кн.: Патохимия обмена веществ и механизмы его регуляции. Тюмень, 1982, с. 97.

Соколов В. В., Грибова И. А., Иванова Л. А. — Гиг. труда,

1981, № 7, с. 5—7. Соколов В. В., Архипова О. Г., Грибова И. А. • др. — Та-м

же, № 1, с. 27—29. Фридлянд И. Б. — Фармакол. и токсикол., 1970, № 4, с. 499—501.

Хашен Р., Шейх Д. Очерки по патологической биохимии.

М., 1981, с. 151—155. Ягужинский Л. С., Хосни Ф. М., Колесова Г. М. и др.— В кн.: Митохондрии. Биохимия и ультраструктура. М., 1973, с. 24—40. Гриффите Э. — В кн.: Методы практической биохимии.

М., 1978, с. 42—64. Liao Т. F., Oehme F. W. — Toxicol, appl. Pharmacol.,

1981, v. 57, p. 220—225. Wardle E. N. — Kidney int., 1978, v., 12, N 8, Suppl. p. 13—15.

Поступила 20.06.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.