Таблица 3
Индивидуальные дозы персонала медицинских учреждений
Источники ионизирующего излучения, вид их использования Дозы облучения, рад/год
минимальные средние максимальные
Радиологические от-
деления (в целом) 0,14 0,52 (30/1286) 0,9
Дистанционная радио-
терапия (в целом) 0,03 0,35 (5/101) 0,5
врачи 0,07 0,2 (3/18) 0,27
медсестры 0,17 0,27 (4/22) 0,33
санитарки 0,12 0,18 (2/12) 0,27
Внутриполостная ра-
диотерапия (в це-
лом) 0,25 0.51 1,00
врачи 0,09 0,38 (6/16) 0,73
медсестры 0,19 0,38 (6/46) 1,53
санитарки 0,20 0,33 (6/33) 0,85
персонал «актив-
ных палат» 0,04 0,23 (2/27) 0,4
Открытые радиону-
клидные источники 0,02 0,18 (12/143) 0,5
врачи 0,1 0,14 (5/12) 0,21
инженеры 0,1 0,15 (5/7) 0,2
медсестры 0,16 0,2 (5/20) 0,33
санитарки 0,16 0,23 (5/7) 0,35
Радоновые ванны 0,11 0,57 (6/119) 0,76
Ускорители — 0,34 (1/15) —
чення отмечены при техническом обслуживании радиоизотопных приборов автоматизации и технологического контроля. Относительно малые значения индивидуальных доз облучения персонала (2-я группа) отмечены при использовании электронного оборудования, являющегося источником длинноволнового рентгеновского облучения, рентгено-структурных и рентгеноспектральных установок, закрытых радионуклндных источников (эталоны, самозащшценные гамма-установки).
Величины индивидуальных доз персонала при применении радиоактивных веществ в открытом виде, ускорителей, при использовании источников ионизирующих излучений в геологоразведочной и геофизической практике, при захоронении радиоактивных отходов занимают промежуточное положение между показателями первых 2 групп.
Уровень индивидуальных доз персонала научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений практически приближается к значениям доз, характерных для персонала промышленных предприятий. Обращают на себя внимание относительно меньшие дозы облучения персонала при проведении гамма-дефектоскопии.
Наибольшие дозы облучения среди персонала медицинских учреждений зарегистрированы у работников радиологических отделений при проведении внутриполостной радиотерапии. Наиболее облучаемая категория персонала — сестры. При использовании открытых и закрытых источников медицинский персонал различных категорий получает относительно одинаковые индивидуальные дозы облучения.
Приведенные материалы свидетельствуют, что уровень облучения персонала составляет лишь доли от установленных санитарным законодательством нормативов. Это говорит о благополучии радиационной обстановки на объектах. Показано также, что численные значения индивидуальных доз персонала определяются видом, характером и объемом использования источников ионизирующих излучений, что в свою очередь хорошо согласуется с приводимыми выше литературными данными.
Литература. Голиков В. #., Коренков И. П. Радиационная защита при использовании ионизирующих излучений. М., 1975. Иванов В. И., Коренков И. П., Салимое О. Н. — Атомная
энергия, 1980, т. 48, № 5, с. 315—318. Моисейцев П. И. — Изотопы в СССР, 1978, № 52—53, с. 44—48.
Поплавский К. К-, Ротенберг Л. И. — В кн.: Радиационная гигиена. Л., 1978, вып. 7, с. 44—51.
Поступила 03.02.82
Краткие сообщения
УДК 613.632:546.76
Р. В. Меркурьева, 3. И. Коганова, М. Х.Габдуллина, А. В. Вотяков, Н. Н. Цапкова, О. Н. Духатеров, С. И. Долинская
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПУТЯХ ПОСТУПЛЕНИЯ ШЕСТИВАЛЕНТНОГО ХРОМА В ОРГАНИЗМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В экспериментальных и натурных исследованиях установлено, что биологическое влияние шестивалентного хрома вызывает разнообразные неблагоприятные эффекты, в том числе гепатотропный и кожно-раздражающии (Б. А. Сомов; В. А. Доценко; Во\У5гуз). В то же время метаболические механизмы действия хрома при различных путях поступления в организм остаются недостаточно изученными.
В связи с изложенным, а также учитывая важную роль биогенных аминов в осуществлении нейрогуморальных механизмов регуляции метаболических процессов, в том числе обмена иммунореактивных углеводсодержащнх белков (К. и. МагдоПв и И. К. Маг^оИБ), в настоящей работе мы представили в сравнительном аспекте материалы, характеризующие состояние ферментсубстратных систем ряда биогенных аминов и углеводсодержащнх биополнме-
ров о 1 ланях печени, коже и сыворотке крови при перку-танном н пероральном поступлении биохромата калия в оргаинзм экспериментальных животных.
Эксперименты проводили на крысах обоего пола массой 110—190 г. Для воспроизведения дерматита применяли 0,5 % раствор бихромата калия, который наносили на выстриженный участок кожи однократно в течение 5, 10 и 20 сут.
Активность холинэстеразы в эритроцитах, плазме крови и содержание ацетнлхолина в цельной кровн определяли методами, описанными в литературе (Г. И. Кассиль и Г. А. Соколннская; В. А. Свешников и 'Г. Я. Поккер). Содержание серотоннна в ткани кожи и печени определяли методом В. 11. Гуливского и Л. С. Костюковской. Для определения содержания глнкозаминоглнканов (по уровню гексуроновых кислот н гексозамннов, связанных с белком) и гексоз гликопротеидов в ткани печенн, коже, сыворотке крови использоианы методы, описанные ранее (Р. В. Меркурьева и соавт., 1979).
Анализ полученных данных показал, что при отсутствии кожных изменений наиболее ранние проявления биологического действия хрома наступали через 5 дней пер-кутанного поступления и выражались в увеличении содержания серотоннна в коже крыс в среднем на 22 % (Я<0,05). При этом уровень гексоз гликопротеидов в сыворотке кровн подопытных животных был повышен в среднем на 39% (Я<0,05), достигая 142±0,1 мг% (контроль — 102±0,8 мг%).
Со стороны кожных покровов изменения были обнаружены только к 10-му дню, когда наблюдались начальные проявления эритематозно-отечного дерматита. Эти изменения сопровождались достоверным нарастанием уровня серотоннна в коже в среднем в 2,6 раза и в ткани печени в 2,1 раза по сравнению с контролем. Одновременно активность ацетилхолннэстеразы и холинэстеразы в эритроцитах и в плазме крови была снижена в среднем на 38% (/'<0,01), тогда как содержание ацетилхолина в сыворотке крови было резко увеличенным — в 2,7 раза (Я<0,01) по сравнению с контролем. Наряду с этим увеличение количества гексоз гликопротеидов обнаружено не только в сыворотке крови (27%, Ж0,05), но и в ткани кожи (в 4,1 раза), составляя в среднем 72,9±5,3 мг на 1 г сухой ткани (контроль — 17,8±0,6 мг/г, Ж0.01). При этом существует достоверная связь между увеличением содержания гексоз гликопротеидов в коже и сыворотке крови (коэффициент корреляции равен 0,74, Ж0.05).
Более длительное воздействие хрома (20 дней) характеризовалось выраженным воспалительным процессом кожи. При этом отмечено еще большее нарастание уровня гексоз гликопротеидов в коже (в 10 раз) и в сыворотке крови — в среднем на 25 % по сравнению с контролем (коэффициент корреляции равен 0,75, Я<0,05). Повышение содержания гексуроновых кислот в коже было менее выраженным. Одновременно обнаружено увеличение содержания серотоннна в ткани кожи и печени соответственно в 2,0 и 2,7 раза (Ж0,01) и заметное изменение соотношения в холннэргнческой системе регуляции.
Учитывая общность путей метаболизма серотоннна и гликопротеидов (К. и. Ма^оПв и 1?. К. Ма^оПв), можно предположить взаимосвязь между накоплением гексоз, связанных с белком, в сыворотке крови и коже и серотоннна в коже. В ранее проведенных работах показано, что при пероральном поступлении хрома имеют место аналогичные закономерности изменения (в сторону увеличения)
содержания гексоз гликопротеидов в сыворотке крови и печени крыс, а также уровня гексуроновых кислот в печени (3. И. Коганова). Возможно, что накопление углеводов, связанных с белком, при воздействии хрома обусловлено дисбалансом между синтезом и катаболизмом. В пользу этого предположения свидетельствует обнаруженное при пероральном поступлении хрома (0,5 мг/кг) увеличение в ткани печени и сыворотке крови активности лизосомальных ферментов — (3-галактозидазы и Р-глюку-ронидазы, катализирующих отщепление галактозы и гексу- у ромовых кислот от олнгосахарндной цепи углеводсодержа-щнх биополимеров (Р. В. Меркурьева и соавт., 1980). Наряду с этим отмечено изменение активности маркерных ферментов митохондрий — малатдегидрогеназы — и мнк-росом — глюкозо-6-фосфатазы, что сопровождалось лабн-лизацней мембран этих субклеточных структур печени.
Сравнительное биохимическое исследование при перку-танном и пероральном поступлении хрома в организм показало наличие некоторых общих закономерностей изменения обмена углеводсодержащнх биополимеров, что выразилось в достоверном накоплении гексоз гликопротеидов в сыворотке крови и гексуроновых кислот в ткани печенн экспериментальных животных. Определенное значение в изменении обмена этих биологически активных соединений, очевидно, принадлежит системной дезорганизации важных субклеточных органелл и изменению активности регулятор-ных систем, в частности биогенных аминов.
Полученные результаты послужили основанием для рекомендации использования в качестве биохимических критериев определения содержания гексоз гликопротеидов в сыворотке крови и коже и серотоннна в коже для гигиенической оценки ранних метаболических проявлений био- ) логического действия хрома в эксперименте, а также при изучении состояния здоровья населения.
В связи с изложенным представляется перспективным дальнейшая апробация рекомендованных биохимических тестов — как в биологических жидкостях у населения в зависимости от загрязнения окружающей среды, так и в экспериментальных работах гигиенического характера для ранней оценки неблагоприятного действия факторов окружающей среды.
Литература. Гуливский В. И., Костюковская Л. С. — В кн.: Новые методы исследования гормонов и других биологически активных веществ. М., 1969, с. 126—128.
Доценко В. А.— Вестн. дерматол., 1978, № 11, с. 15—19.
Коганова 3. И. — В кн.: Совместная конф. молодых ученых и специалистов по проблеме «Гигиена окружающей среды». 4-я. Тезисы докладов. Баку, 1979, ч. 2, с. 50— 52.
Меркурьева Р. В., Красовский Г. Н„ Коганова 3. И. и др.— Гиг. и сан., 1979, № 10, с. 17—20.
Меркурьева Р. В., Красовский Г. Н., Вотяков А. В. и др.— Здравоохр. Белоруссии, 1980, № 2, с. 28—29.
Свешников В. А., Поккер Т. #.— Лабор. дело, 1965, № 6, с. 327—330.
Сомов Б. А. — Труды Саратов, мед. ин-та, 1974, т. 86, с. 77—79.
Вошзгуь /. — Ме<1. Ргасу 1976, V. 27, р. 225—230.
МагцоИз К. и., МагцоИь Я. К. — Ш. Л. ВюсЬет., 1977, V. 8, р. 85-91.
Поступила 12.01.82