УДК 339
О ТИПОЛОГИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В БРИКС
Аннотация. Статья посвящена дискуссионным вопросам типологизации интеграционных объединений с целью выделения особенностей развития интеграционных процессов в БРИКС. Обосновывается перспективность исследования интеграции в БРИКС в рамках концепции «гибкой интеграции» и в связи процессами, имеющими место в ШОС, АТЭС и ЕАЭС.
Ключевые слова: интеграция, интеграционные процессы, интеграционные объединения, гибкая интеграция, БРИКС, ШОС, ЕАЭС, АТЭС, ЕС.
ON THE TYPOLOGY OF INTEGRATION PROCESSES IN THE BRICS
Annotation. The article is devoted to discussion on the typology of integration associations with the aim of identifying features of the development of integration processes in the BRICS. Substantiates the promise of research integration in the BRICS within the concept of "flexible integration" and the processes taking place in the SCO, APEC and EEU.
Keywords: integration, integration processes, integration associations, flexible integration, BRICS, SCO, EEU, APEC, EU.
В последние месяцы, на фоне применяемых отдельными западными странами санкций к России, активизировались интеграционные усилия России в таких межгосударственных объединениях как БРИКС, ШОС, ЕАЭС. Учитывая, что БРИКС отличается трансконтинентальностью (включает в себя государства Латинской Америки, Африки, Европы и Азии), для нас имеет значение анализ многих интеграционных группировок, являющихся региональными конкурентами БРИКС. В этом случае можно говорить условно о «внутренней» конкуренции БРИКС с географически, экономически и политически близкими ему группировками наряду с «внешней конкуренцией», которую мы видим во взаимоотношениях БРИКС и Евроатлантического союза.
Не имея целью исследовать историю формирования интеграционных объединений в мире, сосредоточим внимание на их типологизации с целью нахождения места среди интеграционных объединений для группы БРИКС. Исходя из целей интеграции, выделяются следующие модели интеграционных процессов.
1. Модели политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов): Европейский союз (ЕС); Андская группа (Латинская Америка); Карибский «общий рынок» (Латинская Америка); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
2. Модели торгово-экономического сотрудничества: Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); Североамериканская интеграция (США, Канада, Мексика); Организация арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК); Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
3. Модели международных экономических надправительственных организаций, регламентирующих торговую, тарифную политику и вырабатывающих экономическую стратегию: Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
4. Модели политических союзов и военных блоков: Европейский Совет, Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО).
Полагаем, что БРИКС потенциально может быть отнесен к первой из указанных моделей [5].
Ориентируясь на классификацию Б. Балассы, Т.А. Мансуров отмечает, что сегодня в мире в различных формах функционируют 27 региональных интеграционных объединений:
С.Р. Назаретян
Sergey Nazaretyan
© Назаретян С.Р., 2015
Экономика: проблемы, решения и перспективы
— двенадцать зон свободной торговли;
— шесть таможенных союзов;
— пять экономических и валютных союзов [1, с. 43].
Общепризнанная в мире классификация стадий интеграции, данная Б. Балассой, на наш взгляд, не позволяет точно определить место группы БРИКС в ней. Необходимо отметить, что активизация сотрудничества в рамках БРИКС во многом инспирирована современной внешнеполитической ситуацией, что нашло отражение в нарушении линейности классически понимаемого интеграционного процесса, а именно: в присутствии элементов валютно-финансовой интеграции при несформированности таможенного союза и общего рынка.
Спровоцированная внешнеполитическими процессами интеграция может обнаруживать не эволюционное и поступательное развитие, а опережающее, скачкообразное. Профессора М.А. Эс-киндаров, В.В. Перская в этой связи выделяют эволюционный и договорный типы интеграции [3, с. 22].
В поисках оптимальных критериев классификации интеграционных образований петербургский ученый Ю.В. Мишальченко выделяет три формы международных организаций, сопоставимых с экономическими формами интеграции — содружество, сообщество и союз [2, с. 42]. В зависимости от их целей и задач, политико-экономического и правового значения выделяются:
1. объединения (Организации) широкой компетенции, которым присущи следующие характерные признаки: во-первых, они, как правило, учреждаются государствами; во-вторых, осуществление экономической интеграции является их основной целью, о чем специально упоминается в учредительных документах (НАФТА, МЕРКОСУР, Андский пакт, КАРИКОМ, АСЕАН, АТЭС, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК). Полагаем, что к данной группе, наряду с БРИКС, мы вправе отнести и формирующиеся сегодня крупные «мегарегиональные» блоки - Транс-Тихоокеанское партнерство (ТРР), Транс-Атлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТ1Р), Всестороннее региональное и экономическое партнерство ^СЕР);
2. организации специальной компетенции (ЛАОЭ, Исламская комиссия по экономическим, культурным и социальным вопросам, Исламская ассоциация судовладельцев, Исламский центр развития и торговли и др.);
3. валютно-финансовые и кредитные организации (Латиноамериканский экспортный банк (БЛАДЭКС), Исламский банк развития (ИБР), Арабский Валютный фонд (АВФ);
4. международные организации по развитию инфраструктур (например, Африканский союз железных дорог, Федерация машиностроительных объединений Африки). Полагаем, что в эту группу сегодня целесообразно включить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций;
5. международные организации стран-экспортеров сырья (например, Организация арабских государств-экспортеров нефти (ОАПЕК)) [2, с. 42].
Акцентируя внимания на правовых основах интеграции, В.Б. Рыжов [4] исследует отличия региональной организации от международной организации. Эти отличия затрагивают:
1) отношения между организацией и государствами-членами;
2) способность организации формировать отдельную категорию правовых норм, действующих между организацией и государствами-членами;
3) возможность формирования правовых норм, действующих на территориях государств-
членов.
4) наличие отдельных категорий органов, отсутствующих у других организаций [4].
Прослеживая отличия региональной организации от других международных организаций по
указанным параметрам, можно отметить значительную разницу:
— государства-члены интеграционного объединения передают интеграционному «центру»
больший по сравнению с традиционными международными экономическими организациями объем компетенции;
- между государствами-участниками объединения создаются очень тесные связи, гораздо более тесные, чем в любых других отношениях, так что объединение имеет тенденцию к созданию некой формы высоко организованного союза, в деятельность и сферу полномочий которого оказываются вовлеченными не только государства и правительства, но также и граждане, и юридические лица;
- некоторые органы регионального интеграционного объединения устроены таким образом, что получают независимость от государств-членов;
- интеграционное объединение наделяется некоторыми законодательными, административными и судебными полномочиями, что превращает его в некую «правящую державу» наряду с государствами.
- осознанные и целенаправленные усилия к интеграции в конечном итоге ведут к появлению особого права, действующего на территориях государств-членов объединения, созданного путем гармонизации и унификации законодательств [4, с. 27-28].
Мы согласны с утверждением автора о том, что коренное отличие регионального интеграционного объединения от «классической» международной организации - введение субординационного метода регулирования в отношениях между объединением и государствами-членами.
Представляется, что группа БРИКС может в перспективе, путем гармонизации торгово-экономической политики, интеграции финансовых рынков сформировать политико-правовую надстройку, позволяющую говорить о полноценности процессов экономической интеграции. Без этого невозможно осуществлять эффективное взаимодействие с другими интеграционными группировками и, тем более, реально конкурировать с более институционально оформленными образованиями - такими, как Европейский союз.
На повестке дня стоит выделение такого направления государственной политики, как интеграционная политика России. В условиях многоуровневой и многовекторной интеграции особенно важно выделить приоритетные направления интеграции, проанализировать риски связанных интеграционных процессов, использовать преимущества параллельной интеграции. При этом сегодня не вызывает сомнений, что основные интеграционные усилия России будут направлены на развитие ЕАЭС, БРИКС и ШОС. Отдельное внимание будет уделено участию России в таких организациях как Группа Двадцати, АТЭС и СНГ. При этом региональная интеграция должна осуществляться не в противоречии с требованиями глобальных международных организаций - ВТО, МВФ, Всемирного банка, а также с учетом подходов, сформированных ОЭСР. В связи с этим автор предлагает разработать Концепцию интеграционной политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Библиографический список
1. Мансуров, Т.А. Методологические и институциональные основы экономической интеграции стран ЕВРАЗЭС: дис. ... канд. экон. наук / Т. А. Мансуров. - М., 2012. - 414 с.
2. Мишальченко, Ю. В. Теория и практика международной экономической интеграции государств (Экономико-правовые и валютно-финансовые аспекты): дис. ... д-ра экон. наук / Ю. В. Мишальченко. - СПб., 2000. - 432 с.
3. Перская, В. В. Точки сопряжения экономических стратегий развития государств-членов АТЭС и ШОС при переходе к многополярности (методологические подходы и инструментарий выявления сфер взаимного интереса) / В. В. Перская, М. А. Эскиндаров. - М. : Экономика, 2013. - ISBN 978-5-282-03330-4.
4. Рыжов, В. Б. Международно-правовые модели региональных интеграционных объединений (на примере Европейского Союза, МЕРКОСУР и ЕврАзЭС) : дис. ... канд. юрид. наук / В. Б. Рыжов. - М., 2007. - 231 с.
5. Хейфец, Б. А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: монография / Б. А. Хей-фец. - М.: Дашков и К, 2014. - 220 с. - ISBN 978-5-394-02461-0.