Научная статья на тему 'О типологических особенностях адыгейской лирической поэзии начала 60-х - 80-е гг'

О типологических особенностях адыгейской лирической поэзии начала 60-х - 80-е гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
145
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСИЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОСТИ / ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА / ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОЧЕРК / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕОРИЯ БЕСКОНФЛИКТНОСТИ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРУ / STRENGTHENING PROBLEMATICAL CHARACTER / EVOLUTION OF THE CONFLICT / LYRICAL POETRY / ART CONCEPT OF THE PERSONALITY / IDEOLOGICAL AND ESTHETIC SEARCHES / FEATURES OF STYLE / CREATIVE PENMANSHIP / FIGURATIVE THINKING / THEORY OF ABSENCE OF CONFLICT / IDEOLOGICAL PRESSURE UPON LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Соколова Галина Викторовна, Сосновский Владимир Тимофеевич

Исследуются типологические особенности формирования и развития адыгейской лирической поэзии 60 80-х гг. ХХ века, своеобразие проблематики, эволюция конфликта и жанровых форм поэзии М. Паранука, А. Евтыха, М. С. Яхутля, К. Жане, И. Машбаша, Х. Беретаря, К. Нальбия, Н. Багова. Устанавливаются идейно-тематические и структурно-стилевые особенности произведений, определенные, с одной стороны, принципами социалистического реализма и, в свое время, теорией бесконфликтности. Отмечаются черты нового этапа литературного процесса 60 80-х гг. повышенное внимание к феномену отдельного человека, идея о самоценном значении человеческой личности, которые, в свою очередь, приводят к переоценке эстетических ценностей. Использование историко-литературного и сравнительно-типологического методов позволяет сформулировать выводы о том, что адыгейская поэзия идет по пути освобождения от социального заказа, торжественности, идеологических штампов, публицистического многословия. Реальностью становятся расширение поэтического диапазона при показе разных сторон реальности, усиление проблемности, исследование непростых философских и этических вопросов, напряженная работа поэтического чувства. Исследование вносит вклад в решение проблем эволюции различных жанров поэзии национальной литературы, а результаты могут применяться при исследовании истории литературы, разработке вузовских учебников и учебных пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Соколова Галина Викторовна, Сосновский Владимир Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On typological features of the Adyghe lyrical poetry of the beginning of the 1960s - the 1980s

Typological features of formation and development of the Adyghe lyrical poetry of the 1960s the 1980s, topics originality, evolution of the conflict and genre forms of poetry of M. Paranuk, A. Evtykh, M.S. Yakhutl, K. Zhane, I. Mashbash, Kh. Beretar, K. Nalbiy, and N. Bagov are investigated. The authors define ideological, thematic, structural and style features of works, which are determined, on the one hand, by the principles of socialist realism and in due time by the theory of absence of conflict. Lines of a new stage of literary process of the 1960s the 1980s are marked special attention is paid to a phenomenon of the certain person, and to the idea about self-valuable importance of the human person which in turn lead to revaluation of esthetic values. Use of historical-literary, comparative and typological methods makes it possible to formulate conclusions that the Adyghe poetry passes the way of release from the social order, solemnity, ideological stamps, and publicistic verbosity. Expansion of poetic range at display of the different parties of reality, problematical character strengthening, a research of difficult philosophical and ethical questions, hard work of poetic feeling become a reality. The research makes a contribution to the solution of problems of evolution of various genres of poetry of national literature, and results can be applied at a research of history of literature, working out of higher school textbooks and education manuals.

Текст научной работы на тему «О типологических особенностях адыгейской лирической поэзии начала 60-х - 80-е гг»

УДК 821.352.3

ББК 83.3 (2=Ады) 6

Ш 16

Панеш У.М.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и массовых коммуникаций, декан филологического факультета Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Соколова Г. В.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Сосновский В. Т.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания Армавирской государственной педагогической академии, e-mail: агта-virgjrduma@mail. ги

О типологических особенностях адыгейской лирической поэзии начала 60-х - 80-е гг.

(Рецензирована)

Аннотация:

Исследуются типологические особенности формирования и развития адыгейской лирической поэзии 60 - 80-х гг. XX века, своеобразие проблематики, эволюция конфликта и жанровых форм поэзии М. Паранука, А. Евтыха, М. С. Яхутля, К. Жане, И. Машбаша, X. Беретаря, К. Нальбия, Н. Багова. Устанавливаются идейно-тематические и структурно-стилевые особенности произведений, определенные, с одной стороны, принципами социалистического реализма и, в свое время, теорией бесконфликтности. Отмечаются черты нового этапа литературного процесса 60 - 80-х гг. - повышенное внимание к феномену отдельного человека, идея о самоценном значении человеческой личности, которые, в свою очередь, приводят к переоценке эстетических ценностей. Использование историко-литературного и сравнительно-типологического методов позволяет сформулировать выводы о том, что адыгейская поэзия идет по пути освобождения от социального заказа, торжественности, идеологических штампов, публицистического многословия. Реальностью становятся расширение поэтического диапазона при показе разных сторон реальности, усиление проблемное™, исследование непростых философских и этических вопросов, напряженная работа поэтического чувства. Исследование вносит вклад в решение проблем эволюции различных жанров поэзии национальной литературы, а результаты могут применяться при исследовании истории литературы, разработке вузовских учебников и учебных пособий.

Ключевые слова:

Усиление проблемное™, эволюция конфликта, лирическая поэзия, художественная концепция личности, идейно-эстетические искания, особенности стиля, творческий почерк, образное мышление, теория бесконфликтности, идеологическое давление на литературу.

Panesh U.M.

Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Mass Communications, Dean of Philological Faculty, the Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Sokolova G.V.

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Literature and Mass Communications, the Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Sosnovsky V.T.

Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Technique of its Teaching, the Armavir State Pedagogical Academy, e-mail: [email protected]

On typological features of the Adyghe lyrical poetry of the beginning of the 1960s - the 1980s

Abstract:

Typological features of formation and development of the Adyghe lyrical poetry of the 1960s - the 1980s, topics originality, evolution of the conflict and genre forms of poetry of M. Paranuk, A. Evtykh, M.S. Yakhutl, K. Zhane, I. Mashbash, Kh. Beretar, K. Nalbiy, and N. Bagov are investigated. The authors define ideological, thematic, structural and style features of works, which are determined, on the one hand, by the principles of socialist realism and in due time by the theory of absence of conflict. Lines of a new stage of literary process of the 1960s - the 1980s are marked - special attention is paid to a phenomenon of the certain person, and to the idea about self-valuable importance of the human person which in turn lead to revaluation of esthetic values. Use of historical-literary, comparative and typological methods makes it possible to formulate conclusions that the Adyghe poetry passes the way of release from the social order, solemnity, ideological stamps, and publicistic verbosity. Expansion of poetic range at display of the different parties of reality, problematical character strengthening, a research of difficult philosophical and ethical questions, hard work of poetic feeling become a reality. The research makes a contribution to the solution of problems of evolution of various genres of poetry of national literature, and results can be applied at a research of history of literature, working out of higher school textbooks and education manuals.

Keywords:

Strengthening problematical character, evolution of the conflict, lyrical poetry, art concept of the personality, ideological and esthetic searches, features of style, creative penmanship, figurative thinking, theory of absence of conflict, ideological pressure upon literature.

Пути развития адыгейской поэзии начала 60-х - 80-е гг., как и прозы, драматургии, отмечены движением к обогащению ее содержания, тематическому и жанровому многообразию, к активным поискам стилевой индивидуальности. Возросший интерес к отдельной личности определил развитие лирической поэзии с ее огромными возможностями в отражении внутренней жизни современника. Увеличение удельного веса лирического начала

в литературе, связанное с ростом самосознания личности, особенно сильно проявилось именно в поэзии. Эту важнейшую закономерность в развитии и формировании жанров отмечали многие [1].

Новые черты отразились в творчестве поэтов, пришедших в литературу еще в довоенное время. В конце 50-х, затем в 60 - 80-е годы выходят сборники А. Евтыха «Наша жизнь» (1957), М. Парану-ка «Голос сердца» (1961), «Мирное утро»

(1966), «Думы» (1968) С. Яхутля «Я буду петь» (1962), «Стихи» (1968 «Стремнина» (1973), «Моя крылатая Пчас» (1974), «Эхо» (1978), К. Жане «Маленькие друзья» (1959), «Первый цветок» (1963), «Твои глаза» (1967), «Славлю руки человека» (1979) , «Пусть песня сопутствует тебе» (1989), А. Гадагатля «Дочь адыга» (1957), «Желание сердца» (1959), «Весна моей Родины» (1966), «Солдат и девочка» (1975), «Невеста друга» (1977), «Светлые надежды» (1982).

В произведениях названных поэтов все еще чувствуется влияние традиционных подходов, обусловленных упрощенными представлениями о природе человеческого сообщества и теорией бесконфликтности. Отражается это в публицистическом толковании гражданственных мотивов, показе привычного положительного героя, строителя новой жизни, лишенного сомнений и внутренних противоречий. Воздействие стиля «чистой публицистики» проявилось в стихотворениях «Революционерка», «В ха-чеще» («Желание сердца») А. Гадагатля, «Новый мир» («Мирное утро») М. Пара-нука, «На поле колхозном», «Наша песня», «Кто твоя звезда...» («Моя крылатая Пчас») С. Яхутля.

В творчестве писателей старшего поколения проявляются в то же время новые тенденции - формируется лирический персонаж с более широким, непростым внутренним миром. Движение к углублению содержания и более свободной интерпретации темы обусловливает обогащение жанровых форм. Изменения, характерные для гражданской, политической лирики выразились, прежде всего, в творчестве М. Паранука. В стихотворениях «Сердце нового мира», «Учитель», «Май», «Наше знамя - Ленин», «Посланники народа», «Радость колхозников» («Песня просыпается с рассветом») представлен мир нового человека, полный веры и надежды. Ориентиром и в этом случае являются идеологические ка-

ноны социалистической реальности. Как и прежде автор использует явления и понятия, давно ставшие привычными символами: «новый мир», «красная заря», «знамя Ленина», «новая сила», «свободная жизнь» и пр. Конфликт и образная система произведения строятся по-прежнему: на противопоставлении нового и старого. Поэт в то же время пытается отказаться от излишней риторики, стремится внести в стихотворение искреннее лирическое чувство. Именно лирическое чувство оказывается основой сюжетного строя. Наряду с традиционным конфликтом между старым и новым оно пронизывает элементы фабулы, создает определенные ассоциации и таким образом формирует художественную картину мира. Как писал в свое время М. Кунижев, «... мысль поэта... стала освобождаться от риторики, дававшей о себе знать ранее. Она начинает обретать «плоть», связываться с конкретными явлениями «мира вещей и мира идей» [2: 67]. Такие тенденции проявляются в стихотворениях «Дай ответ», «Мои переживания», «Родной край».

Поэтическая искренность в показе гражданской темы является основой и для авторского почерка С. Яхутля. Противоречия реальности связаны у поэта с идеологическими принципами, определенными новой революционной реальностью. Но не только этим исчерпывается содержание многообразной жизни. Объектом художественного изображения становятся разные стороны бытия. Чувство гражданственности не политизируется как раньше. Публицистический накал повествования заметно снижается, а стихотворение, наполненное ритмическими интонациями самой жизни и поэтизированными деталями обычного бытия, вырастает в настоящий художественный рисунок. Об этом свидетельствует гражданское по теме и проникнутое необыкновенным лирическим чувством стихотворение «Каждый пройдет по протоптанной дороге...». В этот же ряд можно поставить произве-

дения «Когда человек рождается...», «Родина» («Сборник стихов»), «Ответ», «Радость сердца», «Майское утро» («Эхо»).

Схожие в типологическом плане закономерности просматриваются и в стихах А. Гадагатля «Поздравляю, Родина!», «Салам, Корвалан!», «На площади Житомира» («Невеста друга»), К. Жане «Пожелание», «Эльбрус», «Предпочту больше, чем богатство всей земли...» («Твои глаза»).

Коренные изменения, наметившиеся в поэзии и в целом в литературе, отразились сильнее в творчестве писателей, вошедших в литературу во второй половине 50-х - середине 60-х гг. Повышенное внимание к феномену отдельного человека, революционная по своей сути и характерная в типологическом плане мысль о «самоценном значении личности» привели к переоценке ценностей, в том числе эстетических. Речь шла о необходимости широкого простора для художественных исканий, о многообразии творческого почерка.

Действительные причины роста, значительного обновления поэзии и в целом литературы были связаны не столько с научными открытиями и техническим прогрессом, хотя и это имело значение, а со значительными переменами в области социально-нравственной жизни общества. Обогащение духовного мира человека, вызванное изменениями в реальности, и необходимость проникновения в богатый внутренний мир современника определили самые разнообразные художественные искания, опирающиеся на опыт отечественной литературы и завоевания мировой культуры. Идейно-эстетические искания художников слова разных поколений отразились в периодически возникавших с начала 60-х гг. дискуссиях. Соображения о «гражданской поэзии» и «современном стиле», споры о «лирическом герое» и «многообразии форм лирики», рассуждения о «тихой лирике» и «громкой» поэзии - все это опиралось на анализ живого литературного процесса и содейство-

вало осмыслению путей развития жанров и стилей. Социальный и духовный опыт, таким образом, значительно углубил связи с жизнью и привел к многообразию художественного осмысления внутреннего мира современного человека.

Закономерности литературного развития сформировались в творчестве писателей разных национальных литератур - Б. Пастернака, А. Твардовского, Л. Мартынова, Р. Гамзатова, К. Кулиева, А. Тарковского, Э. Межелайтиса и др. «Сравнительное изучение литературных явлений» будет в этом случае «способствовать глубокому пониманию каждого отдельного факта и внутренних законов» художественного развития [3: 143]. Общие черты выразились и в поэзии адыгейских писателей, вступивших на творческий путь в 60 - 70-е г.г., - И. Машбаша, X. Беретаря, Н. Куека, X. Панеша, К. Кумпилова, Р. Не-хая, Н. Багова, Дж. Чуяко, М. Емиж и др.

В середине 50-х и в 60-е гг. выходят сборники «Сильные люди» (1953), «Мой мир» (1957), «Новая песня» (1960), «Созвездие» (1962), «Ступени» (1967) И. Машбаша, «Рассвет» (1957), «Весенняя песня» (1960), «Солнечный луч» (1964), «Оленья гора» (1967) X. Беретаря, «Земной шар в сердце моем» (1968) Н. Куека, «Предчувствие» (1968) К. Кумпилова, «Зов» (1971) Р. Нехая, «Радости дверь открываю» (1969) Н. Багова, «Возвращение» (1963) Дж. Чуяко, «Будем жить» (1969) X. Панеша, определившие черты нового этапа адыгейской поэзии. Для стихотворений, вошедших в первые книги поэтов, характерно расширение проблемно-тематического и образного диапазона. При высоком чувстве гражданственности, накале патриотического чувства значительно усиливается художественный анализ. Проявляется это особенно наглядно в осмыслении современности в ее соотношении с историей.

Гражданская тема, громкая политизированная проблематика, мотивы преемственности поколений занимают по-

прежнему существенное место в творчестве названных поэтов. Однако поэзия начинает освобождаться от торжественности, идеологических штампов, публицистического многословия. Традиционная тематика углубляется, становится масштабнее и со временем наполняется философским содержанием. Словом, черты «громкой» поэзии начала 60-х, воздействие «глобальности» в показе современного бытия оказывают определенное воздействие на адыгейских поэтов. В то же время литература уходила от социального заказа и политической крикливости к неторопливому раздумью, нравственной самооценке и непростым духовным исканиям.

Одна из показательных для поэзии этого периода и важных в типологическим плане проблема «поэт и время» заняла большое место в творчестве А. Твардовского, Р. Гамзатова, П. Антокольского, Я. Смелякова, Д. Кугультинова, К. Кулиева и др. Острое чувство времени, стремление связать современность и историю, мгновение и вечность, попытки соединить в художественном пространстве все континенты, разные страны, человеческое сообщество - такое движение поэтической мысли объединяет стихотворения и определяет искания лирического персонажа И. Машбаша. Характеризуя особенности первых сборников поэта, Т. Чамоков утверждал, что «тревоги и заботы вселенной определяют духовные поиски И. Машбаша» [4: 229] и что главными в его творчестве становятся «актуальные современные проблемы (человек - время - общество - природа)». Такая тенденция просматривается в стихотворениях «Не в первый раз...», «Ответ» («Новая песня»), «В доме Пушкина», «Старинная песня», «Музей революции», «В жизни случается многое», «Есть дороги...» («Ступени»), Широта мысли и чувства в обращении к глобальной теме и острый интерес к вечным проблемам бытия проявляются наглядно в стихотворениях «Мой шар земной», «Дороги сердец...», «Дере-

вья», «Путь к тебе, Россия» («Избранная лирика»). Лирический персонаж поэта чувствует себя неотъемлемой частью не только природы, страны, но и всего земного шара, всего мирозданья. Философские раздумья о судьбах людей, страны, планеты окрашены лирически. На них лежит отсвет романтического чувства.

Расширение поэтического диапазона при показе разных сторон реальности, усиление проблемное™ свойственны также стихотворениям «О, как она, земля моя, щедра!», «Всех дел благих начало...», «Солнце», «Сердце Шопена» («Исламей») X. Беретаря, «Пою революции», «Земной шар в сердце моем», «Земля», «Сегодня я солнце...» («Земной шар в сердце моем») Н. Куека, «Моя песня», «Дума», «Земля не знала» («Предчувствие») К. Кумпилова, «Когда восходит солнце», «Если ты не солнце...», «Не все деревья...» («День начинается с рассвета») Р. Нехая, «Есть вершины», «Раненое дерево», «Утренняя звезда» («Радости дверь открываю») Н. Багова и др. Стремление осмыслить поступательное движение времени, увидеть и показать подлинное назначение человека, осмыслить сущность сегодняшнего дня и представить ее в связи с эпохой, движением века - таково развитие поэтической мысли названных выше произведений X. Беретаря.

Склонность к исследованию трудных философских и этических проблем, широта мышления, напряженная работа поэтического чувства - эти особенности поэзии нового времени отразились и в произведениях Н. Куека. В его стихах можно было выделить внешние приметы времени, что по традиции связано с научно-технической революцией. Слова атом, космос, техника стали лексической приметой художественного текста ряда стихотворений. Однако не внешние атрибуты времени определили настоящее лицо поэта, а философская масштабность и внутренняя напряженность лирического чувства, раскрывающая слож-

ный внутренний мир современной личности. Научно-техническое преобразование времени и общества нашло свое отражение и в поэзии других писателей. Есть место прямому отклику на такие примечательные события, как, к примеру, полеты человека в космос. Но для творческих поисков имело большее значение попытка осмысления в новом контексте вечных общечеловеческих проблем, вопросов, связанных с назначением человека, с возможностями разума и с настоящей сутью человеческой природы.

Новые тенденции поэзии, расширение проблемно-тематического диапазона, усиление образности во многом помогли преодолеть сложившиеся стереотипы. Обращаясь к судьбам народа и родины, к месту личности в истории, отражая тему времени и истории, поэты используют традиционные коллизии, связанные с Октябрем, Лениным, Кремлем. Об этом свидетельствуют «Музей революции» (Новая песня») И. Машбаша, «Семь лет» («Весенняя песня») X. Беретаря, «Пою революции» («Земной шар в сердце моем») Н. Куека, «Старые дома» («Предчувствие») К. Кумпилова и др. Иногда это было данью времени, своего рода признанием в собственной идеологической благонадежности и преданности власти. И в то же время в пределах знакомых и повторяющихся мотивов писатели пытались расширить картину поэтического мышления. Они ставили задачу подойти к образу эпохи не только с позиций партийности, как того требовали идеологические установки, а раскрыть его многогранно с использованием богатых классических традиций и возможностей народного, национального фольклора. Эта общая тенденция многонациональной отечественной поэзии выражена в словах Р. Гамзатова: «Мы стали мыслить шире, стали чувствовать глубже... Горская поэзия приобрела новые черты: ее музыкальность обогатилась словесной живописью, умением создавать выразительные, реалистические

картины» [5: 58].

Дальнейшее обновление и развитие адыгейской поэзии в 70-е и далее в 80-е гг. связано и далее с общей направленностью отечественной литературы. Ее можно выразить, как «стремление отбросить все «внешнее» и, так сказать, не необходимое и обратиться непосредственно к первородной основе поэзии» [6: 192-193]. Движение к «простой теме», обращенной к настоящей жизни, стало с самого начала 60-х гг. характерной особенностью всех адыгейских поэтов нового времени. Показательно, что обращение к масштабной теме, глобальным коллизиям, публицистическому материалу - эти тенденции так называемой «громкой поэзии» также существовали в творчестве, хотя они занимали гораздо меньше места. Важно, что две линии, два направления взаимодействовали и обогащали друг друга, создавая новый дух настоящего поиска и подлинного творчества.

Пытаясь представить поэтическую картину, основанную на гармонии обычных переживаний, X. Беретарь, к примеру, избегает нарочитости, словословия и искусственного эксперимента. Поэт ориентируется на народную основу стиха, он идет к простоте, «прозрачности» формы, основанной на ассоциативности и аллитерации. Углубление связей с жизнью при расширении поэтического изображения, настойчивое движение к «самим истокам», к исконной, «простой» жизни, наполнение в то же время эстетического рисунка мыслью, сложными философско-нравственными исканиями - эти черты, характерные для поэзии нового этапа, становятся свойственными и для других писателей. Наглядное этому подтверждение - книги «Мосты» (1972) , «Серебряный пояс» (1977), «Щедрое солнце полдня» (1984) И. Машбаша, «Узоры» (1972), «Неделимая доля» (1983) X. Беретаря, «Теплые берега» (1973), «И свет исходит из груди» (1988) Н. Куека, «Апрель души моей» (1971), «Портрет отца» (1979) К.

Кумпилова, «Чайки» (1972), «Огонь в очаге» (1983) Р. Нехая, «Возвратившиеся песни» (1977) М. Емиж и др.

Характерной чертой творчества поэтов становится, как видно, стремление к расширению тематического диапазона, движение к многообразию в показе внутренней жизни человека. Проявляется также такая общая тенденция, как «увеличение удельного веса лирики». Показательно, что в связи с такими изменениями

поэзия поворачивается к простым, традиционным темам - природе, любви, дружбе, творчеству. Объектом поэтического изображения становятся самые обычные предметы и явления бытия. Но это не означает, что литература уходит от масштабных проблем, от общественной злободневности, от гражданских настроений. Речь идет о показе человека и самой жизни во всем их многообразии, сложности и цельности.

Примечания:

1. Современная советская литература. 70-е годы / А.И. Метченко, Б.С. Бугров, А.П. Герасименко [и др.]. М., 1983. 232 с.

2. Кунижев М.Ш. Мурат Паранук // Вопросы истории адыгейской литературы. Кн. II. Майкоп, 1980.

3. Алентьева М.А., Читао JI.P. Проблемы сравнительно-исторического изучения национальных литератур // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2015. Вып. 1 (152). С. 142-145.

4. Чамоков Т.В созвездии сияющего братства. М., 1976. 229 с.

5. Гамзатов Р. Верность таланту. М., 1970.

6. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М., 1982.

References:

1. Modern Soviet literature. The 70es / A.I. Metchenko, B.S. Bugrov, A.P. Gerasimenko [etc.]. M., 1983.232 pp.

2. Kunizhev M. Sh. Murat Paranuk // Problems of the history of Adyghe literature. Book II. Maikop, 1980.

3. Alentyeva M.A., Chitao L.R. Problems of comparative historical study of national literatures // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2015. Iss. 1 (152). P. 142-145.

4. Chamokov T.V In the constellation of shining brotherhood. M., 1976. 229 pp.

5. Gamzatov R. Fidelity to talent. M., 1970.

6. Kozhinov V. Articles on contemporary literature. M., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.