Научная статья на тему 'Об особенностях эволюции жанра поэмы на «Современную тему» в адыгейской литературе 60 - 90-х гг'

Об особенностях эволюции жанра поэмы на «Современную тему» в адыгейской литературе 60 - 90-х гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР ПОЭМЫ / ЛИРО-ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА / СТРУКТУРНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ ТЕМА / ФОЛЬКЛОРНОЕ НАЧАЛО / ДРАМАТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ / POEM GENRE / LYRIC AND EPIC POEM / STRUCTURAL AND STYLE FEATURES / ART PROBLEMATICAL CHARACTER / MODERN SUBJECT / FOLKLORE / DRAMA ELEMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Панеш Сусана Рамазановна

Рассматриваются вопросы эволюции жанра поэмы в адыгейской литературе 60 - 90-х гг. ХХ века. Выявляются типологические особенности жанровых форм поэмы, ориентированных на современную, военную, историческую тематику и связанных с фольклорным началом. Отмечается такая их общая черта, как усиление художественной проблемности, лиризация, движение к концентрированным лиро-эпическим формам, использование драматического элемента. Устанавливается, что поэма, пользуясь синтезированными возможностями жанра, выработала такие художественные средства, которые значительно обогатили национальную литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Панеш Сусана Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the evolution features of the genre of poems on «a contemporary subject» in the Adyghe literature of the 1960s -1990s

The paper discusses the evolution of the genre of poems in the Adyghe literature of the 1960s 1990s. The authors disclose the typological features of the genre forms of the poem focused on modern, military and historical subjects and related to the folklore. The work examines such common features as strengthening the art problematical character, a lyrics making, the movement to the concentrated lyric and epic forms and use of a drama element. It is established that the poem, using the synthesized genre opportunities, has developed such art means which considerably enriched national literature.

Текст научной работы на тему «Об особенностях эволюции жанра поэмы на «Современную тему» в адыгейской литературе 60 - 90-х гг»

УДК 821.352.3.09 «1917/1991»

ББК 83.3 (2=Ады) 6

П 16

Панеш У.М.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики, декан филологического факультета Адыгейского государственного университета, e-mail: filfak-agu@mail.ru

Панеш С.Р.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: susi@inbox.ru

Об особенностях эволюции жанра поэмы на «современную тему» в адыгейской литературе 60 - 90-х гг.

(Рец ензирована)

Аннотация:

Рассматриваются вопросы эволюции жанра поэмы в адыгейской литературе 60 - 90-х гг. ХХ века. Выявляются типологические особенности жанровых форм поэмы, ориентированных на современную, военную, историческую тематику и связанных с фольклорным началом. Отмечается такая их общая черта, как усиление художественной проблемности, лиризация, движение к концентрированным лиро-эпическим формам, использование драматического элемента. Устанавливается, что поэма, пользуясь синтезированными возможностями жанра, выработала такие художественные средства, которые значительно обогатили национальную литературу.

Ключевые слова:

Жанр поэмы, лиро-эпическая поэма, структурно-стилевые особенности, художественная проблемность, современная тема, фольклорное начало, драматический элемент.

Panesh U.M.

Doctor of Philology, Professor of Literature and Journalism Department, Dean of Philological Faculty, Adyghe State University, e-mail: filfak-agu@mail. ru

Panesh S.R.

Candidate of Philology, Associate Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: susi@inbox.ru

On the evolution features of the genre of poems on «a contemporary subject» in the Adyghe literature of the 1960s -1990s

Abstract:

The paper discusses the evolution of the genre of poems in the Adyghe literature of the 1960s - 1990s. The authors disclose the typological features of the genre forms of the poem focused on modern, military and historical subjects and related to the folklore. The work examines such common features as strengthening the art problematical character, a lyrics making, the movement to the concentrated lyric and epic forms and use of a drama element. It is established that the poem, using the synthesized genre opportunities, has developed such art means which considerably enriched national literature.

Keywords:

Poem genre, lyric and epic poem, structural and style features, art problematical character, modern subject, folklore, drama element.

Идейно-художественные особенности отечественной литературы 60-90-х гг. ХХ века ярко отразились на развитии жанра поэмы. Считается, что именно поэма, пользуясь синтезированными возможностями лиро-эпического жанра, выработала такие стилевые тенденции, образные формы, художественные приемы, которые определили особенности поэзии [1]. Отмеченные особенности связаны с «усилением художественной проблемно-сти» во всей отечественной литературе [2: 103]. Об этом свидетельствует эволюция адыгейской поэмы, которая ориентирована на современную, военную, историческую тематику или тесно связана с фольклорным началом. Такое деление на самом деле условное. Поэма на исторической основе, к примеру, в содержательном отношении и структурно-стилевой направленности испытывает сильное влияние устного народного творчества. Понятие «историческая поэма» также оказывается весьма широким. Даже сравнительно небольшая по объему адыгейская литература дает возможность вести разговор о таких модификациях, как поэма на историко-революционном материале или поэма на историко-фольклорной основе.

Движение к жанрово-стилевому многообразию отражается с большой силой в произведениях на современную тематику. Это связано с тем, что, как писал в свое время Ал. Михайлов, в «поэзию крупным планом» вошел человек [3: 226]. Живая современность осмысливается в этом случае в ее неразрывной связи с революционным прошлым или в преемственных связях с далекой и недалекой историей. Это заметно, прежде всего, в поэмах, вышедших на первом, раннем этапе современной литературы. В произведении «Невеста» («Мой мир», 1957) И. Машбаш, к примеру, обращается к досто-

верным с его точки зрения реалиям послевоенного адыгейского аула, занятого мирным трудом, и к повседневным заботам простых тружеников. Попытки быстрого решения конфликтных узлов определили в данном случае фрагментарность и опи-сательность отдельных частей произведения, а лирическое начало в полной мере еще не объединило фабулу.

В поэме «Моя невеста» («Рассвет», 1957) X. Беретарь обратился к драматической по содержанию истории любви. Проникновенный рассказ о первом чувстве, об еще распространенном обряде кражи невесты и разлуке с любимой усиливается за счет соединения эпического повествования и внутренних ассоциаций. Но в решении спора между старым и новым автор оказывается во власти традиционных подходов, что проявляется в характере разрешения намеченных коллизий. Поэту удается найти интонации самой жизни. Он вводит в произведение драматические мотивы, проявляющиеся в репликах и диалогах действующих лиц, что значительно оживляет событие. Но субъективный элемент пока не становится основой сюжета и не связывает части поэмы в один драматический узел. Поэтому авторский голос сбивается подчас на откровенную декларацию.

Значительным усложнением конфликта и усилением художественной про-блемности отмечена поэма 70-90-х гг. Об этом свидетельствуют «Сказ об ауле» (1974), «Моя любовь» («Единственная любовь», 1977), «Горсть камней» («Все для тебя», 1991) X. Беретаря, «Тэтэркон» («Свет высокой звезды», 1983) И. Машбаша, «Иду к человеку» («Вишневые деревья», 1971), «Дожди, которые не идут» («Вишневые деревья», 1971), «Лорка» («Теплые берега» 1973), Н. Куека, «Зов» («Зов», 1971), «Чайки» («Чайки», 1973), «Мой Интерна-

ционал» («Водопад», 1977), «Кусок золота» («Небесный свет», 1990) Р. Нехая, «Кто ты, человек?» («Грядущий день»,1973) К. Кумпилова, «Потерянный кров» («Вечный дар», 1994) Н. Багова, «Счастливое кольцо» («Черный цветок», 1990) М. Емиж, «Знаю» («Пока жива любовь», 1995) М. Тлеха-са, «Колокол правды» («По долгу сердца», 1996) X. Хурумова и др.

Движение по пути усложнения жанра поэмы, разнообразие способов ее ли-ризации, усиление психологизма становятся характерными для творчества X. Беретаря. В масштабной по замыслу поэме «Сказ об ауле» (1974) поэт обратился к истории родного селения. В центре внимания оказываются знаменательные для аула и всего народа исторические события, разные эпохи, разные судьбы: время выселения адыгов в Турцию, революционное прошлое, коллективизация, участие в войне, трудные послевоенные годы и т. д. Но знаменательные факты не выстраиваются автором в последовательный сюжетный ряд, они даются через восприятие лирического персонажа. Объектом типизации в этом случае становится авторское размышление, которое формирует конфликт, организует сюжет, расставляет характеры. Показательно и то, что поэма X. Беретаря построена из отдельных частей, скрепленных между собой движением лирического чувства. Для автора не столь важна последовательность изложения событийного ряда, поэтому он намеренно отказывается от привычных рамок поступательно развивающегося действия.

Стремясь придать заданной теме основательность и проблемность, X. Бе-ретарь идет по пути художественного обострения непростой поэтической конструкции. Мысли о Человеке при этом опираются на своеобразно организованный в эстетическом плане материал. Сцены из аульской жизни, броские зарисовки, всякого рода ассоциации, образы, выхваченные из разных периодов жизни народа, - все это соединяется переживанием и сплавляется

в одну драматизированную картину. Такие черты поэмы о связи времен, ставшие типологически общими для всей отечественной литературы и выразившиеся в творчестве А. Твардовского, Р. Гамзатова, К. Кулиева, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной и других писателей, нашли свое место и в поэмах «Иду к человеку» Н. Куека, «Кто ты, человек?» К. Кумпилова, «Колокол правды» X. Хурумова и др.

Эволюция адыгейской поэмы определяется также обращением к значительной тематике, которая не укладывается в пределах стихотворения. Это ведет к расширению границ лирики, к появлению большого числа «маленьких поэм» лирического плана, значительных по проблемно-тематическому содержанию и концентрированных в плане художественной формы. Такая тенденция выразилась в творчестве Н. Куека, Р. Нехая, Н. Багова, М. Емиж, М. Тлехаса, Ш. Куева и др. Если Р. Нехай в поэмах «Чайки», «Мой Интернационал» склоняется к аналитически-конкретному, обстоятельному анализу, то лирическое чувство Н. Куека тяготеет к обобщенно-романтическому, лирико-философскому осмыслению поставленной темы. Поэма «Дожди, которые не идут» Н. Куека условно разделена на три части, каждая из которых развивает определенную коллизию. Все три коллизии связаны по замыслу с тремя мотивами: «дожди, которые не пролились...», «надежды, которые не сбылись...», «силы, которые так и остались нереализованными...». Объединив их с самого начала в один узел, автор стремится создать сложный и содержательный художественный рисунок. Такое решение определяет непростую в композиционном отношении, но цельную и законченную поэтическую картину. Новые тенденции в формировании поэмы определили также построение произведений «Мы всегда вместе» («Чайки», 1973) Р. Нехая, «Знаю» («Пока жива любовь», 1995) М. Тлехаса и др.

Примечательно и то, что в пери-

од интенсивного развития поэзии усиливается влияние драматического элемента на жанр поэмы. Сказывается это, прежде всего, в обострении, усложнении драматического конфликта, который кладется в основу привычной эпической и лиро-эпической поэмы. Такая особенность проявляется в произведениях «Тэтэркон» И. Машбаша, «Горсть камней» X. Беретаря, «Потерянный кров» Н. Багова и др. Меди-тативность, изображение сильных и противоречивых переживаний - такие черты драматической поэмы также начинают оказывать сильное воздействие на творчество поэтов разных поколений. В поэме «Колокол правды» (1996) X. Хурумова, к примеру, заметно усиление философско-нравственной проблематики. Событийность и характеры здесь как бы отступают на задний план. Сюжет формируется на субъективном элементе и лирическом выражении сквозной идеи.

Показательно и то, что для большей объективности и достижения художественной правды писатели все чаще обращаются к таким средствам драматической поэмы, как диалог и комментарий. Так Х. Беретарь усиливает возможности действия поэмы «Моя любовь» за счет

диалога. В произведении «Светлая печаль первой любви» Н. Куек широко привлекает авторский комментарий. Небольшая лирическая поэма М. Емиж «Паганини» («Таинственный знак», 1980) строится в форме разговора между автором и главным персонажем.

Современная адыгейская поэма, как и вся отечественная литература, идет, таким образом, по пути значительного обогащения жанровых форм. Для нее становятся характерными тематическое многообразие, историзм художественного мышления, взаимодействие разных типов изображения: эпического повествования, лирического самораскрытия и драматизации. Сохранив героическое содержание, усилив проблемность, поэма стала межродовым жанром. Широта и разнообразие в использовании изобразительных средств помогают ей решать проблему создания образа современного человека с его сложным и противоречивым внутренним миром. Важно заметить, что характером своего развития поэма подтверждает: «отрыв понятия духовности от реальности, конкретно-исторического рассмотрения среды, обстоятельств места и времени - беспочвенная авантюра, абстрактная игра ума...» [4: 34].

Примечания:

1. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М., 1982; Шаззо Ш.Е. Уроки лирической медитации. Майкоп, 2001.

2. Панеш С.Р., Соколова Г.В. Усиление проблемности и аналитического начала в поэмах 70-90-х годов ХХ века (Х. Беретарь, Н. Куек) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 4 (107). С. 102-106.

3. Михайлов Ал. Портреты. М.: Сов. Россия, 1983. 384 с.

4. Огнев В. Становление таланта. М.: Сов. писатель, 1972. 384 с.

References:

1. Kozhinov V. Articles on modern literature. M., 1982; Shazzo Sh.E. Lessons of lyrical meditation. Maikop, 2001.

2. Panesh S.R., Sokolov G.V. Strengthening of the problematical nature and analytical basis in poems of the 70s and 90s of the XX century (Kh. Beretar, N. Kuyek) // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2012. Iss. 4 (107). P. 102-106.

3. Mikhaylov Al. Portraits. M.: The Sov. Russia, 1983. 384 pp.

4. Ognev V. The formation of talent. M.: The Sov. writer, 1972. 384 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.