Научная статья на тему 'О становлении лирической и лирико-драматической поэмы в адыгейской литературе (60-70 гг. ХХ века)'

О становлении лирической и лирико-драматической поэмы в адыгейской литературе (60-70 гг. ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
254
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЖАНР / ПОЭМА / НОВОПИСЬМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЭМА НА СОВРЕМЕННУЮ ТЕМУ / ADYGHE LITERATURE / GENRE / POEM / NEW WRITTEN LITERATURE / THE POEM WITH A MODERN SUBJECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панеш Сусана Рамазановна, Керашева Фатима Нурбиевна

Рассматриваются художественные возможности лирической и лиро-драматической поэмы в адыгейской литературе. Отмечается введение нетрадиционных для национальной поэзии приемов в произведениях Н. Куека, Х. Беретаря, М. Емиж и др. Цель раскрыть особенности жанровых форм поэм, ориентированных на современную тематику. Актуальность темы заключается в необходимости анализа поэм о современности Н. Куека, Н. Багова, М. Емиж, что дает основание говорить об утверждении лирико-философского жанра в адыгейской поэме ХХ века, о жанровых и структурно-стилевых особенностях современной поэме. Усиление художественной проблемности не только развивает лирическую и лиро-эпическую поэму, но и способствует слиянию лирико-исповедального плана с объективно-повествовательным, а также образованию различных синтезированных жанровых форм в современной поэме, обращению к фольклорному миру на новом уровне художественного мышления. На основе сравнительного метода и литературоведческого анализа устанавливается влияние драматического начала на современную адыгейскую поэму, что ведет к обогащению художественных возможностей драматической разновидности лирической поэмы, введению в нее нетрадиционных для национальной поэзии форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On formation of the lyrical and lyrical-dramatic poem in the Adyghe literature (the 1960-1970s)

The paper examines the art opportunities of lyrical and lyrical-dramatic poem in the Adyghe literature of the 1960-1970s. The authors note the introduction of techniques that are nontraditional for national poetry in N. Kuyek, Kh. Beretar, M. Emizh’s works, etc. The purpose of this paper is to reveal features of genre forms of the poems focused on modern subjects. The relevance of a subject lies in need to analyze poems about the contemporaneity by N. Kuyek, N. Bagov, and M. Emizh that gives the grounds to speak about the establishment of a lyrical-philosophical genre in the Adyghe poem of the 20th century, about genre, structural and style features of the modern poem. Thus, strengthening the art problematical character not only develops the lyrical and lyrical-epic poem, but also promotes merge of the lyrical-confessionary plan with the objective narrative. This promotes formation of various synthesized genre forms in the modern poem, and addressing the folklore world at the new level of art thinking. The comparative method and the literary analysis are used in this research. It is inferred that there is influence of the dramatic art on the modern Adyghe poem that leads to enrichment of art opportunities of dramatic kind of the lyrical poem, and to introduction in it of nontraditional techniques for national poetry.

Текст научной работы на тему «О становлении лирической и лирико-драматической поэмы в адыгейской литературе (60-70 гг. ХХ века)»

УДК 821.352.3-1

ББК 83.3 (2=Ады)

П16

Панеш С.Р.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: susi@inbox.ru

Керашева Ф.Н.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: susi@inbox.ru

О становлении лирической и лирико-драматической поэмы в адыгейской литературе (60-70 гг. XX века)

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются художественные возможности лирической и лиро-драматической поэмы в адыгейской литературе. Отмечается введение нетрадиционных для национальной поэзии приемов в произведениях Н. Куека, X. Беретаря, М. Емиж и др. Цель - раскрыть особенности жанровых форм поэм, ориентированных на современную тематику. Актуальность темы заключается в необходимости анализа поэм о современности Н. Куека, Н. Багова, М. Емиж, что дает основание говорить об утверждении лирико-философского жанра в адыгейской поэме XX века, о жанровых и структурно-стилевых особенностях современной поэме. Усиление художественной проблемности не только развивает лирическую и лиро-эпическую поэму, но и способствует слиянию лирико-исповедального плана с объективно-повествовательным, а также образованию различных синтезированных жанровых форм в современной поэме, обращению к фольклорному миру на новом уровне художественного мышления. На основе сравнительного метода и литературоведческого анализа устанавливается влияние драматического начала на современную адыгейскую поэму, что ведет к обогащению художественных возможностей драматической разновидности лирической поэмы, введению в нее нетрадиционных для национальной поэзии форм.

Ключевые слова:

Адыгейская литература, жанр, поэма, новописьменная литература, поэма на современную тему.

Panesh S.R.

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Literature and Mass Communications, Adyghe State University, e-mail: susi@inbox.ru

Kerasheva F.N.

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Literature and Mass Communications, Adyghe State University, e-mail: susi@inbox.ru

On formation of the lyrical and lyrical-dramatic poem in the Adyghe literature (the 1960-1970s)

Abstract:

The paper examines the art opportunities of lyrical and lyrical-dramatic poem in

the Adyghe literature of the 1960-1970s. The authors note the introduction of techniques that are nontraditional for national poetry in N. Kuyek, Kh. Beretar, M. Emizh's works, etc. The purpose of this paper is to reveal features of genre forms of the poems focused on modern subjects. The relevance of a subject lies in need to analyze poems about the contemporaneity by N. Kuyek, N. Bagov, and M. Emizh that gives the grounds to speak about the establishment of a lyrical-philosophical genre in the Adyghe poem of the 20th century, about genre, structural and style features of the modern poem. Thus, strengthening the art problematical character not only develops the lyrical and lyrical-epic poem, but also promotes merge of the lyrical-confessionary plan with the objective narrative. This promotes formation of various synthesized genre forms in the modern poem, and addressing the folklore world at the new level of art thinking. The comparative method and the literary analysis are used in this research. It is inferred that there is influence of the dramatic art on the modern Adyghe poem that leads to enrichment of art opportunities of dramatic kind of the lyrical poem, and to introduction in it of nontraditional techniques for national poetry.

Keywords:

The Adyghe literature, genre, the poem, new written literature, the poem with a modern subject.

Лирическая поэма может возникать в национальной поэзии на определенном уровне ее развития, а в творчестве поэтов этот жанр свидетельствует о художественной зрелости всей поэзии. К. Шаззо справедливо замечает, что «процесс превращения объективного содержания в «свое содержание» поэта (слова Гегеля) в адыгейской лирике сопровождался немалыми издержками» [1: 164]. Для создания лирической поэмы адыгейская поэзия (вся новописьменная поэзия в целом) должна была пройти определенный путь поисков, неудач, достижений. Разумеется, в поэзии А. Хаткова, А. Евтыха, М. Паранука, X. Ан-друхаева и других поэтов 20 - 30-х годов XX века элемент лирики присутствовал.

Лирико-философская поэма близка к стихотворному циклу. Между ними немало точек соприкосновения, но нельзя рассматривать лирический цикл как разновидность медитативной, ассоциативной поэмы. Учитывая, что лирические циклы и лирико-философские поэмы возникли в новописьменной поэзии почти одновременно, можно сделать вывод об их жанровой близости, но иметь в виду существенные различия. Поэма лирическая смогла сохранить связь с эпическими традициями стихотворной формы, а лири-

ческий цикл почти отказался от него.

В поэмах И. Машбаша и X. Берета-ря лирические ассоциации тесно сплетаются с гражданской и общественной проблематикой. Это характерно для некоторых поэм Р. Нехая, К. Кумпилова. Присущая поэмам Н. Куека особенность, - «философская мысль, проведенная через сложную цепь лирических ассоциаций, формирует композиционную структуру поэм Н. Куека, их жанровые качества» [2: 212], - в какой-то мере свойственна и поэмам Р. Нехая, М. Тлехаса.

Следует отметить, что лирико-философская поэма - сложный жанр. Здесь вступают в конфликт чувства и разум, факты и их интерпретация. От интеллекта читателя, от духовного содержания личности лирического героя, художественных возможностей автора зависит успех поэмы.

Поэтому произведения И. Машбаша «Гром в горах» («Сильные люди»), X. Беретаря «Сказ об ауле» являются эпическими поэмами об истории, где значительно обогащен лирический арсенал, так как они обусловлены уровнем художественного мышления автора и внутренним миром героя.

Лирические поэмы наряду с другими жанрами стали главным показателем не-

сомненных успехов поэзии. Эпические по своей структуре и типу поэтической речи они являются повествованием о личности, приближаясь к лирическим поэмам, если строились от первого лица (А. Гадагатль «Моя учеба», «Мой аул»).

В поэмах Хамида Беретаря доля лирического значительна: автор как никто другой из современных адыгейских поэтов, был по сущности и природе своего таланта поэтом-лириком. Выделяется в этом отношении поэма «Моя любовь», давшая определенную направленность книге его стихов и поэм «Единственная любовь» («ППулъэгъу закьу»),

Любовь является главной темой поэмы, соответственно велика роль в ней лирического элемента. Автор проводит своего героя через множество событий, эпизодов, сцен, окрашивая лирическим чувством его борьбу за справедливость с изжившими себя бытовыми предрассудками. Мысли автора и его героя, совпадая, способствуют раскрытию главной идеи - необходимости вернуть похищенную девушку родителям в отчий дом. Однако в первой редакции при всей актуальности и драматичности проблем их решение «не привело молодого X. Беретаря к значительным художественным обобщениям и открытиям, хотя слог его, интонации, образное мышление были свежими, обещающими. Не случайно поэт вернулся к давнишней юношеской теме - но с более глубокими задачами, со стремлением решить их иначе» [3: 176].

Поэма «Моя любовь» стала лирическим произведением, где большое чувство любви тесно связало судьбы разных людей. Рассказ о нем охватил и трагедию оккупации, и тяжелые послевоенные годы - тоже драматическое время нашей истории. Лиризм поэмы напрямую связан с главными проблемами времени, жизнью лирического героя, который вместе с автором глубоко осознает несовершенство современного мира.

Лирический герой поэмы познает

науку о жизни через любовь. В свое время критика не раз упрекала автора в некоторой ограниченности проблематики, замкнутости ее на теме любви. Не сразу обнаружились «общественность» содержания и направленность на философское и гуманистическое осмысление поэтом этой проблематики. Стало ясно, что эволюция поэта в любовной теме стала его магистральным путем, с помощью которого поэт выходил к более важным проблемам.

Поэма X. Беретаря - исповедь, откровение. Довериться читателю, открыть перед ним свою душу - было главным качеством лирики поэта. Такой открытости чувств, такого искреннего признания поэта в своей силе и в своей слабости, тревогах и смутах сердца не знало ни одно другое его произведение. Благодаря поэзии X. Беретаря, Р. Нехая, Н. Куека исповедальное начало становится значительным и художественным качеством адыгейской лирической поэмы конца XX века.

Говоря о жанровых разновидностях лирической и лиро-драматической поэмы, необходимо отметить в творчестве Р. Нехая поэмы-исповеди («Моя Кыса-на», «Любовь моя машет мне рукою»), поэмы-зарисовки («Чайки», «Песня коня»). Среди поэм Н. Куека выделяются поэмы-исповеди «Светлая печаль первой любви», «Я - клавиши на гармони». Новаторство поэмы Н. Куека прежде всего в философском осмыслении мировых проблем и структуре поэмы, где диалог поэта с миром перерастает в монолог: поэт говорит от себя, с самим собою, пытаясь разобраться в смысле явления человека в мир. Другой особенностью поэтики Н. Куека, по единодушному мнению критиков, является ассоциативное мышление, с его помощью автором исследуются драматические процессы в действительности, которые могут быть источником невиданных доселе катастроф [2: 214-215].

Лирическая поэма тяготеет к «свободному» бессюжетному размышлению.

Это качество обретено ею в результате общей философизацни лирики. Указанная особенность роднит лирическую поэму с лирическим циклом, который в сюжетном отношении, в отличие от поэмы, абсолютно свободен. Проблема лирического цикла в адыгейской (во всех новописьменных литературах) поэзии требует отдельного разговора: во-первых, он почти не изучен, во-вторых, образцов цикла в поэзии уже немало, в-третьих, достижения лирического цикла как самой высокой художественной организации в поэзии во многом свидетельствуют о ее идейно-эстетической состоятельности.

Главное направление идейно-художественных поисков современных авторов в этих произведениях - стремление личности познать себя, открыть свой внутренний мир для добрых и больших мыслей и дел, обогатить духовный и нравственный мир человека гуманистическими идеями.

Эволюция адыгейской поэмы определяется также обращением к значительной тематике, которая не укладывается в рамках одного стихотворения. Это ведет к расширению границ лирики, к появлению большого числа «маленьких поэм» лирического плана, значительных по своему проблемно-тематическому содержанию и концентрированных по художественным особенностям.

Такое качественное проявление лирического заметно выражено в поэзии Р. Нехая, Н. Багова, М. Емиж, М. Тле-хаса. Например произведения Н. Куека «Дожди, которые не идут», «Светлая печаль первой любви», «В добрый путь, молодые деревья» представляют собой небольшие поэмы-монологи, зарисовки внутреннего авторского переживания. Если Р. Нехай в поэмах «Чайки», «Мой Интернационал» склоняется к лирически-конкретному, выражению авторского переживания, то лирическое чувство Н. Куека тяготеет к обобщенно-романтическому лирико-философскому

осмыслению поставленной темы, то есть «адыгейская поэма 70 - 80-х годов XX века отмечена значительным усложнением конфликта и усилением художественной проблемности» [4: 65].

Если Р. Нехай близок к «аналитически-конкретному, обстоятельному анализу», то авторское чувство М. Емиж стремится к «обобщенно-романтическому и лирико-философскому освещению темы». В небольшой поэме «Паганини» представлена целостная зарисовка авторского переживания. Для достижения художественной правды используются возможности диалога и комментарий. Поэма «Паганини» построена в форме разговора между автором и героем: они размышляют о сущности человека, таланте и творчестве, судьбе и человеческом сообществе. В ней описана судьба известного музыканта Паганини: все жизненные перипетии, все невзгоды, через которые пришлось ему пройти. Мулиат Емиж раскрывает свои мысли и чувства к главному герою, рассказывает о красоте окружающего мира, сравнивая музыку Паганини с ручейком, который, набирая силу, становится рекой и впадает в море.

М. Емиж смогла в поэме обозначить реалистический живописный рисунок, который содержит в себе глубокие философские мысли и яркую образно-выразительную систему. Ш. Ергук-Шаззо отмечает, что М. Емиж «достойно завершила трудные поиски адыгейской послевоенной поэзии, которая в результате безусловного господства эстетики бесконфликтности, большевистского разрушительного идеологизма оказалась на грани полного крушения ее художественной основы» [5: 48].

Итак, необходимо отметить, что современной поэме присуще развитие художественных тенденций, наметившихся в 30-40-е годы, формировавшихся в 50-90-е годы; обогащение новыми художественными достижениями. Речь идет о жанровых и структурно-стилевых особенно-

стях, которые присущи современной поэме. Так, усиление художественной проблемное™ приводит не только к развитию лирической и лиро-эпической поэмы, но и к слиянию лирико-исповедального плана с объективно-повествовательным. Это способствует образованию различных синтезированных жанровых форм в современной поэме (поэма-исповедь, поэма-заготовка, лирический цикл), обращению

к фольклорному миру на новом уровне художественного мышления. Влияние на современную адыгейскую поэму драматического начала ведет к обогащению художественных возможностей драматической разновидности лирической поэмы, введению в нее нетрадиционных для национальной поэзии приемов (ассоциаций, внутренней речи, наплыва кадров, диалогической структуры текста и т.п.).

Примечания:

1. Шаззо К. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991.240 с.

2. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгейских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 238 с.

3. Тхакушинов А. Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии. Майкоп: Зехи, 1994. 200 с.

4. Панеш У. Адыгейская литература 50-80-х годов XX века // История адыгейской литературы. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002. С. 4-75.

5. Ергук - Шазз, Ш. Поэт и его мир: к 70-летию X. Беретаря // Литературная Адыгея. 2001. №3. С. 112-118.

References:

1. Shazzo К. Stages. Iskhak Mashbash: life and work. Maikop: Adyghe publishing house, 1991.240 р.

2. Shazzo K. Literary conflict and evolution of genres in Adyghe literatures. Tbilisi: Metzniereba, 1978. 238 pp.

3. Tkhakushinov A. Social processes and their reflection in Adyghe poetry. Maikop: Zekhi, 1994. 200 pp.

4. Panesh U. Adyghe literature of the 50-80es of the XX century // History of Adyghe literature. Maikop: Adyg. Rep. publishing house, 2002. P. 4-75.

5. Erguk-Shazz Sh. Poet and his world: to the 70th birthday of Kh. Beretar // Literary Adygheya. 2001. No. 3. P. 112-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.