Научная статья на тему 'О тестировании при проверке знаний студентов по иностранному языку'

О тестировании при проверке знаний студентов по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О тестировании при проверке знаний студентов по иностранному языку»



'дЬ

О ТЕСТИРОВАНИИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Кривошеина Е.Л.

(МГСУ)

В энциклопедии педагогических терминов дается следующее определение тестированию: «Любая тестовая методика представляет собой совокупность тестовых заданий, объединенных определенной целью. Тестовые задания предусматривают определённый ответ, или ответы». Быстрота контроля за уровнем подготовки студентов, возможность существенно снизить эмоциональную нагрузку на преподавателя и студентов, широкий охват учебного материала - некоторые положительные стороны использования заданий-тестов в практике преподавания.

Исследования, проводимые в области тестирования иностранных языков, подтверждают, что тесты могут быть эффективными только в том случае, если они построены в соответствии с научными данными и на правильной методической основе. Главным требованием методики составления теста является пригодность. Кроме того, задания должны быть посильными для студентов. Ученые справедливо подчеркивают, что объем тестовой основы должен быть таким, чтобы обучающиеся смогли удержать в памяти, вопросы должны содержать изученный лексико-грамматический материал; каждое тестовое задание должно быть автономно.

Тестирование, как метод контроля усвоения лексики на уроке иностранного языка, позволяет проверить не только отдельные характеристики слова, как предыдущие методы, но и все четыре из перечисленных (значение, использование, словообразование и грамматические особенности).

Таким образом, тесты дают наибольшую возможность контроля всех характеристик слова, в отличие от устного и письменных опросов.

Создания теста начинается с определения и, по возможности, ограничения области знаний, навыков, которые будут испытываться тестом. При этом нужно учитывать соответствие проверяемых знаний, умений и навыков программным требованиям. Тесты не должны быть однообразными, иначе интерес к работе над тестом ослабевает. Рекомендуется при составлении тестовых заданий учитывать следующие положения:

Вопросы, включенные в тест, должны быть разного уровня сложности. Это позволит сильным учащимся не переоценивать своих возможностей, сталкиваясь всё время с очень легкой работой, а слабым - не разувериться в своих силах.

Экономность вопросов: при самой краткой формулировке тест должен «вытягивать» из студентов возможно больший объем знаний.

Тестовые вопросы должны повторятся. Их формулировки должны дополнятся, нужно продумать, сколько «кругов повторения» стоит закладывать в этот тест, то есть, сколько раз различные вопросы будут возвращать студента к той же теме. Совокупность правильных ответов покажет, что студент в состоянии собирать воедино фрагменты своих знаний по теме и пользоваться ими для решения различных задач.

Формулировки вопросов тестовых заданий должны, прежде всего: содержать одну законченную мысль; избегать слов, дающих возможность догадаться о правильном ответе, а также двусмысленных утверждений.

Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначными по содержанию и общему количеству слов. Место правильного ответа не должно повторятся от вопроса к вопросу. Все ответы по конструкции должны быть преимущественно однородными.

Разработка теста требует решения ряда методических задач:

1. Определить цели тестирования (текущий контроль, тематический, проверка конечного уровня обученности).

2. Выделить объекты контроля - знания, навыки и умения, которые должны быть проверены. Для этого необходимо провести методический анализ учебных материалов действующих учебников, требований стандарта или программ к обязательным результа-

там обучения. Перечень и структура объектов контроля зависят от уровня требований, предъявляемых к студентам: проверяются базовые результаты обучения или умения и навыки более высокого уровня.

Ведущим объектом контроля при обучении иностранному языку являются умения общения, т.е. умения в говорении, аудировании, чтении и письме. Лишь уровень овладения ими и только ими может свидетельствовать об обученности студентов по иностранному языку. Однако в практике обучения нередко используются тесты, в которых основными объектами контроля обученности являются действия и операции с языковым материалом. Языковые тесты также имеют право на существование, т.к. они дают дополнительные данные для определения уровня обученности, поскольку лингвистическая компетенция является составной частью коммуникативной компетенции. В то же время, это должен быть не контроль знания слов или умения образовывать грамматические формы, а умения выполнять действия и операции с ними, т.е. либо употреблять их при построении коротких высказываний, либо узнавать при восприятии небольших текстов или групп предложений.

3. Разработать структуру теста, т.е. расположить выделенные объекты контроля и задания для их проверки в определенной последовательности - от более простых к более сложным, и определить форму заданий. Выбор формы заданий диктуется целью и объектом тестирования. Тестовые задания закрытой формы (множественного выбора, на установление соответствий или последовательности утверждений) могут использоваться для контроля усвоения студентами языкового материала и для контроля развития рецептивных коммуникативных умений. Продуктивные коммуникативные умения могут проверяться с помощью заданий открытой формы (задания на дополнение или со свободно конструируемым ответом).

4. Отобрать материал для теста, проанализировать типичные ошибки студентов для подбора дистракторов, если речь идет о языковых тестах. Особую трудность представляет отбор текстов для проверки коммуникативных умений чтения и аудирования. Основными критериями отбора текстов для проверки чтения должны быть аутентичность; жанровое разнообразие текстов, которое обеспечит содержательную валидность теста, т.е. позволит проверить умения в ознакомительном, просмотровом и изучающем чтении; доступность и посильность для испытуемых, т.е. учет содержательной и лингвистической трудностей текста; соответствие содержания текста установленным объектам тестирования. При отборе текстов для аудирования необходимо также учитывать аудитивную трудность текста, включающую в себя паралингвистические и нелингвистические трудности (темп его предъявления), информационную насыщенность текста.

5. При составлении теста особое внимание необходимо уделить формулированию заданий, а также подбору дистракторов, т.е. неправильных ответов в тестах множественного выбора. Дистракторы должны быть правдоподобны, равнопривлекательны либо по форме, либо по содержанию. Тестовые задания также должны отвечать некоторым требованиям: точное соответствие задания цели проверки для обеспечения валидности теста; краткость и корректность формулировок; исключение зависимых заданий, в которых правильный ответ зависит от ответа на предыдущее задание (цепных заданий). Практика применения тестов по чтению и аудированию показывает, что порой ответы в заданиях тестов либо логически равнозначны, либо предполагают несколько ответов, из которых трудно выделить наиболее правильный.

6. Провести экспериментальную проверку теста с целью сбора статистического материала для анализа тестовых заданий и ответов к ним. В результате статистического анализа делается вывод о целесообразности их включения в окончательный вариант теста.

Достоинства тестирования:

позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, умений, его речевые и мыслительные способности

'дЬ

• Гибкость

• Приспосабливаемость ко многим требованиям, уровням, условиям

• Наличие потенциала использования разнообразных типов заданий (при одновременной возможности однотипного их набора)

• Равные условия и права всем сдающим тесты

• Возможность предварительного апробации вариантов и объективного обобщения результатов

■ Более высокая точность оценки знаний и построения относительных шкал успешности владения предметом

• Творческий характер составления тестов, стимулирующий основательную подготовку преподавателя

• Систематизация среза знаний и умений студентов.

Нижеприведенные недостатки тестирования, в значительной степени, влияют на успешное или неуспешное выполнения теста. И преподавателю, при использовании данного метода контроля знаний умений и навыков студентов, необходимо учитывать его отрицательные стороны:

• результаты теста указывают не на причинную связь, а на главную тенденцию. На результаты теста в данный момент могут повлиять и побочные обстоятельства. Неправильный ответ может быть объяснён не только не усвоением курса, но и неправильным прочтением, или непониманием задачи, неправильным зачеркиванием буквы (при правильном понимании) вследствие усталости, нервозности.

• Тесты выявляют результат, а не ход работы. Несмотря на то, что об эффективности знаний судят в первую очередь по их результатам, но для педагога очень важно знать, как обучаемый пришел к данному решению. Может быть, он рассуждал правильно, а ответ написал неправильно, или случайно правильно ответил.

• Тесты недостаточно выявляют эмоционально-волевую сферу деятельности, старательность студента, его интерес к работе.

• Тесты упрощают задачу, стоящую перед студентами. Вместо того чтобы самостоятельно найти нужный ответ, воспроизвести в памяти учебный материал, или составить рассказ, в котором даётся полный и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, от студента требуется лишь выбрать правильный ответ из числа предложенных ему готовых вариантов.

Таким образом, следует признать, что тесты не в состоянии охватить все стороны учета успеваемости. Только наряду с другими формами контроля тесты с успехом можно использовать (к контролю усвоения лексики иностранного языка это не имеет никакого отношения, но, бесспорно, использовать и другие методы контроля при проверки лексического минимума необходимо.)

Исходное понятие теории тестов — это в теории любой науки, важное педагогическое (учебное) задание, которое можно определить как средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению подготовленности студента, а также повышению эффективности педагогического труда. В правильно организованном процессе образования большая роль отводится педагогическим заданиям. Понятие "задание" является общим, охватывающим цель и смысл не только теста, но и всех учебных заданий. Оно включает такие педагогические средства, как вопрос, задача, учебная проблема и другие, используемые, главным образом, в собственной учебной деятельности (учении).

Педагогические задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции. Обучающие задания применяют учащиеся для активизации собственного учения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют педагоги для обучения учащихся. Все это свидетельствует об обучающем потенциале заданий. Контролирующие задания применяются, напротив, педагогом или проверяющими органами после окончания учебного года, или другого определенного цикла, с целью диагностики уровня и структуры подготовленности. Некоторая часть заданий может использоваться для обучения и для контроля.

Слово "тест" вызывает самые различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка). В общем, по этому вопросу нет единства мнений. Тем более что в учебниках педагогики об этом не пишут. Не случайно размах мнений о тестах оказывается слишком широким: от суждений обыденного сознания до попыток научного истолкования сущности тестов.

В науке проводят существенные различия между простым переводом слова и смыслом понятия.

Чаще всего мы встречаемся с упрощенным восприятием понятия "тест" как простой выбор одного ответа из нескольких предложенных к вопросу. Многочисленные примеры таких, казалось бы, "тестов" легко найти в газетно-журнальной периодике, в различных конкурсах и в многочисленных книжных публикациях под названием "Тесты". Но и это часто оказываются не тесты, а нечто внешне похожее на них. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного правильного ответа из числа предложенных. Они только по внешней видимости похожи на настоящий тест. Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам.

В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.

Традиционный тест представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения традиционных тестов - установить отношение порядка устанавливаемых между испытуемыми по уровню проявляемых при тестировании знаний. И на этой основе определить место каждого на заданном множестве тестируемых испытуемых. Для достижения этой цели можно создать бесчисленное количество тестов, и все они могут соответствовать достижению поставленной задаче.

Каждый тест может отличаться от других по числу заданий и другим характеристикам. С прагматической точки зрения выгодней делать тест, имеющий сравнительно меньшее число заданий, но обладающий большинством достоинств, присущих более длинным, как говорят в зарубежной теории, тестам. Понятие "длина теста" введено в начале XX века Ч. Спирманом и обозначает, на русском языке, количество заданий в тесте. Чем длиннее тест, тем больше в нем заданий. От числа заданий некоторым образом зависит точность педагогического измерения.

В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной (4). Тест определяется как система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся. Таково определение педагогического теста.

Все тесты для контроля усвоения лексики, известные в теории и практике, могут быть разделены на две главных группы.

Тесты закрытого (ограниченного) выбора

1) Пример с одними или более истинными ответами формируют первую подгруппу.

1. UNITY /"ONE"/ IS CONSIDERED A

1) prime number

2) composite number

3) both prime and composite number

4) neither prime nor composite number

Такие разновидности теста имеют истинный и несколько ложных, но вероятных ответов.

2) Еще одна подгруппа тестов закрытого выбора сформирована из примеров тестирований, составленных из элементов, расположенных в двух колонках. Им предшествует инструкция - «Соотнесите»:

В первую группу тестов так же может быть включено тестирование процедурного или алгоритмического характера. Такая форма тестирования приемлема для контроля исторических знаний (например, относительно событий Февраль - октябрь 1917). Естественно, изучая исторические события студенты запоминают факты. И эта форма теста наиболее подходит для контроля общих знаний, хотя и может быть использована для контроля усвоения лексики (географической, политической, спортивной и тому подобной; то есть, главным образом, для контроля специальной или профессиональной лексики). Каждому тесту обязательно предшествует инструкция: " Идентифицируйте правильную последовательность "

1ч 'дЬ

Вторая группа представлена тестами, требующими дополнительный ответ: это -обычно одно слово или признак (подпись) и носит название тестов открытого (неограниченного) выбора. Стандартная инструкция: "Добавить".

Тест успеваемости (прогресса, учебных достижений) характерен для промежуточного и итогового контроля, предоставляет информацию о приросте знаний, умений и навыков по окончании изучения определенного раздела, курса. Диагностический тест проводится с целью выявления сильных и слабых сторон, чтобы на этой основе определить наиболее подходящие учебные материалы и необходимые задания, другими словами, диагностическое тестирование является важным условием эффективного построения и протекания процесса обучения. Возможен для предварительного, промежуточного контроля.

Таким образом, тесты применяются предварительно обучению на языковом курсе, непосредственно в начале, на протяжении и в конце языкового курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.