Научная статья на тему 'О ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

О ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
761
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕТОДИКА / НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ТАЛАНТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ / MULTIPLE INTELLIGENCES / METHODOLOGY / NEW APPROACH TO LEARNING / TALENT / INTERPERSONAL / INTRAPERSONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзиева Дилдора Хаётовна

В статье рассмотрена теория множественного интеллекта, которая позволяет добиться больших результатов в учительской практике. В 1983 году Ховард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта (МИ), хотя на протяжении многих лет он продолжал пересматривать свою теорию. Вместо традиционной концепции интеллекта он предлагал множество различных типов интеллекта, которые приведены в статье. Также описаны способы применения методик множественного интеллекта в классе, позволяющие достичь любого уровня интеллекта в классе для улучшения результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE THEORY OF MULTIPLE INTELLIGENCE

The article discusses the theory of multiple intelligences, which allows you to achieve great results in teaching practice. In 1983, Howard Gardner proposed the theory of multiple intelligences (MI), although over the years he continued to revise his theory. Instead of the traditional concept of intelligence, he proposed many different types of intelligence, which are presented in the article. It also describes how to apply multiple intelligences in the classroom to achieve any level of intelligence in the classroom to improve learning outcomes.

Текст научной работы на тему «О ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

О ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Файзиева Д.Х. Email: Fayzieva697@scientifictext.ru

Файзиева Дилдора Хаётовна - преподаватель, кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрена теория множественного интеллекта, которая позволяет добиться больших результатов в учительской практике. В 1983 году Ховард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта (МИ), хотя на протяжении многих лет он продолжал пересматривать свою теорию. Вместо традиционной концепции интеллекта он предлагал множество различных типов интеллекта, которые приведены в статье. Также описаны способы применения методик множественного интеллекта в классе, позволяющие достичь любого уровня интеллекта в классе для улучшения результатов обучения.

Ключевые слова: множественный интеллект, методика, новый подход к обучению, талант, межличностный, внутриличностный.

ABOUT THE THEORY OF MULTIPLE INTELLIGENCE

Fayzieva D.Kh.

Fayzieva Dildora Khayotovna - Lecturer, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the theory of multiple intelligences, which allows you to achieve great results in teaching practice. In 1983, Howard Gardner proposed the theory of multiple intelligences (MI), although over the years he continued to revise his theory. Instead of the traditional concept of intelligence, he proposed many different types of intelligence, which are presented in the article. It also describes how to apply multiple intelligences in the classroom to achieve any level of intelligence in the classroom to improve learning outcomes.

Keywords: multiple intelligences, methodology, new approach to learning, talent, interpersonal, intrapersonal.

УДК 37.03

Возможно, вы слышали о теории множественного интеллекта, но не знаете, как она работает в вашем классе. Возможно, вы никогда об этом не слышали, но знаете, что некоторые из ваших учеников умны в том или ином аспекте, потому что тесты не могут полностью оценить способности учеников. Или, может быть, вы просто ищете искру, чтобы оживить обучение. Несмотря ни на что, множественный интеллект может дать вам и вашим ученикам новый подход к обучению [2].

Теория множественного интеллекта. В 1983 году Ховард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта (МИ), хотя на протяжении многих лет он продолжал пересматривать свою теорию. Он чувствовал, что традиционная концепция интеллекта была неполной, и вместо этого предлагал множество различных типов интеллекта, например:

• Лингвист (владеет словами и языком)

• Логико-математические (навыки логики, рассуждений и / или чисел)

• Телесно-кинестетический (умение контролировать движения тела, такие как спорт, танцы и т. д.)

• Визуально-пространственный (умение обращаться с изображениями, пространственным суждением и / или головоломками)

• Музыкальный (владеет звуком, ритмом, тоном и музыкой)

• Межличностный (умение общаться с другими / относиться к другим)

• Внутриличностный (навыки самопознания, рефлексии и т. д.)

• Натуралистический (умение понимать / относиться к миру природы).

Для многих учителей теория МИ имеет смысл. У кого не было ученика, который не мог бы написать связный абзац, но мог решить любую головоломку, которую вы ему поставили? Или ученик, который настойчиво стучит карандашом во время учебы, потому что «это помогает ему думать»? Хотя не на все вопросы о науке об ИМ даны ответы, это может быть чрезвычайно полезно в классе [1, с. 105].

Как использовать множественный интеллект в классе?

Узнай своих учеников лучше. В Интернете есть множество инструментов оценки МИ, которые можно распечатать для использования в классе. Эти тесты могут предоставить захватывающую картину врожденных способностей ваших учеников. Учителям следует подумать о том, как помочь ученикам использовать свои сильные стороны по всем предметам. Может быть, музыкально развитой ученице стоит сочинить песню, чтобы помочь ей изучить Периодическую таблицу элементов. Или склонный к художествам ученик должен нарисовать картинку, чтобы запомнить жизненный цикл бабочки.

Расширить традиционные занятия. Традиционная школьная деятельность сосредоточена в первую очередь на лингвистическом и логико-математическом интеллекте. Но вот несколько способов достичь любого уровня интеллекта в вашем классе:

Лингвистический. Попросите учеников написать рассказ о том, что они изучают. Если они изучают процесс, попросите их написать инструкцию или произнести речь «как делать». Написание сценариев, создание видеороликов или создание брошюр -другие полезные занятия для этого вида интеллекта.

Логическая математика. Помимо решения математических задач, этот интеллект фокусируется на логических рассуждениях и решении проблем. Могут ли ученики провести опрос и построить график или диаграмму результатов? На уроках английского или истории используйте дебаты, чтобы научить основам логики и риторики. Попросите учеников действовать так, как это делают реальные ученые - используя логику и / или математику для решения проблемы или выдвижения гипотезы.

Телесно-кинестетический (Телесно-кинестетический интеллект - высокая координация сознания и тела присуща людям с телесно-кинестетическим интеллектом. Сильные стороны: высокая двигательная активность, четкая координация, ловкость, тактильная память.) Пусть ученики телесно-кинестетики разыграют пародию, танцуют или физически моделируют научный процесс. Используйте математические манипуляторы, попросите их построить модель из глины или создайте коллаж о важной концепции.

Визуально-пространственный. Предложите этим «умным» ученикам нарисовать схему, проиллюстрировать групповой проект или разработать презентацию PowerPoint. Вы можете побудить эту группу использовать символы или цвета, чтобы помочь им разобраться в своих заметках, поскольку они могут испытывать трудности с традиционными методами ведения заметок. Также им могут помочь графические органайзеры.

Музыкальный. Эти ученики могут быть одаренными музыкантами, но они также, как правило, хорошо разбираются в ритмах и чувствуют закономерности. Рассмотрите возможность музыкальной деятельности, например, попросите их написать рэп-песню на их тему или установить связь между звуком/музыкой и информацией, которую вы преподаете. Например, попросите учащихся выбрать три музыкальных произведения: одно представляет твердое тело, второе - жидкость, а третье - газ. Попросите их воспроизвести отрывок из каждого музыкального произведения, а затем объяснить, почему они выбрали каждое из них - это будет

соответствовать их интересам, но при этом позволит вам проверить понимание (например, «солидная» музыка должна звучать тяжелее, чем «газовая» музыка). Этим ученикам также может понравиться создание подкастов (Подкастинг — процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов в стиле радио- и телепередач в Интернете. Как правило, подкасты имеют определённую тематику и периодичность издания) или других слуховых материалов.

Межличностный. Учащиеся обычно часто высказываются. Воспользуйтесь преимуществами этой болтливой энергии во время классных дискуссий или групповой работы, позвольте им вести класс или использовать технологии, чтобы они могли взаимодействовать с другими через ZOOM, чат и т. д.

Внутриличностный. Дайте этим ученикам задания, которые побудят их установить связь между своим личным опытом и предметом в классе. Блоги, журналы и эссе на личные темы являются обычными задачами, но эти ученики также могут извлечь выгоду из метакогнитивных заданий, то есть побудить их подумать о своих стилях и процессах обучения. Этим ученикам также может понравиться разработка портфолио индивидуальных заданий.

Натуралистический. Включите внешний мир, чтобы удержать внимание этих учеников. Идеальны экскурсии и обучение на основе проектов, но все, что позволяет им подышать свежим воздухом и пообщаться с растениями и животными, поможет. Проведите урок на улице в хороший день или пригласите этих учеников помочь вам ухаживать за садом в классе. Используйте природные предметы, такие как цветы или камни, для математических манипуляций или попросите их написать стихотворение о небе.

Придумывание заданий по достижению всех множественных интеллектов может занять очень много времени, поэтому начните с малого! Выберите один или два интеллекта, которые вы обычно не используете на уроках, и найдите способ включить их. Межличностные, внутриличностные и натуралистические могут быть одними из самых простых для начала [3].

Другое решение? Выберите одно общее задание (например, отчеты по книгам) и проведите мозговой штурм по альтернативам МИ, например, напишите песню о книге, создайте диораму о книге и т. д. Затем позвольте ученикам время от времени выбирать альтернативу традиционному заданию. Вы можете быть удивлены результатами!

Список литературы /References

1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер; [пер. с англ. А.Н. Свирид и др.]. М.: Вильямс, 2007. 501 с.

2. Евстифеева О.В. Школа, где можно учиться своим способом // Эксперимент и инновации в шк., 2012. № 3. C. 5-11.

3. Fayzieva D.Kh. USING SOFTWARE FOR TEACHING FOREIGN ANGUAGES [Электронный ресурс]. Academy. № 9 (60), 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://academicjournal.ru/ (дата обращения: 06.10.2020).

4. Файзиева Д.Х. Установление разговорного тракта в IP-телефонии // Молодой ученый, 2017. № 4. С. 113-114.

5. Атаева Г.И., Ядгарова Л.Д. Оценка прикладных свойств обучающей платформы MOODLE в Бухарском государственном университете // Universum: технические науки. Научный журнал, часть 1. № 6 (75), 2020. С. 30-32.

6. Хазратов Ф.Х. Современные проблемы интеграции геоинформационных систем и интернет-технологий // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2020. № 9 (78). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/10735/ (дата обращения: 06.10.2020).

7. Назаров Ш.Э. Понятие электронной коммерции // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2020. № 9 (78). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/10736/ (дата обращения: 06.10.2020).

8. Зарипова Г., Рузиева К. Использование интерактивных методов в процессе обучения студентов компьютерным технологиям // «Проблемы педагогики». № 7 (39), 2018. С. 5-8.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Мухидова О.Н. Email: Muhidova697@scientifictext.ru

Мухидова Олима Нуриллоевна - преподаватель, кафедра технологического обучения, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыты понятия «компетентность», «профессиональная компетентность учителя» и «педагогическая компетентность учителя». В статье рассматривается важность и необходимость овладения педагогическими умениями через развитие профессиональных компетенций. А также разбирается определение «компетентностный подход». Компетентностный подход в области образования - включает в себя такие компоненты, как профессиональное формирование, развитие, профессиональная компетентность учителя, его самостоятельное самоосуществление, самоактуализация.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, формирование профессиональности, профессиональность, профессиональная компетентность педагога, педагогическая деятельность.

COMPETENCE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY Muhidova O.N.

Muhidova Olima Nurilloyevna - Teacher, DEPARTMENT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION, FACULTY OF PEDAGOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article reveals the concepts of "competence ", "professional competence of a teacher" and "pedagogical competence of a teacher". The article considers the importance and necessity of mastering teaching skills through the development of professional competence. And also the definitions of "competence-based approach" are analyzed. The competence-based approach in the field of education includes such components as professional formation, development, professional competence of a teacher, his independent self-realization, self-actualization.

Keywords: competence, competence approach, professional competence of teacher's, formation of professionalism, professionalism, professional competence of a teacher, pedagogical activity.

УДК 37.013

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики. Развитие формирования профессиональной деятельности учителей занимает важное место в развитии общества в целом. Компетентностный подход в образовании ставит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.