Научная статья на тему 'Способы применения теории множественности интеллекта в школе: организация работы в учебных центрах'

Способы применения теории множественности интеллекта в школе: организация работы в учебных центрах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1489
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛЕ / УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ / ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООТВЕТСТВЕННО ТИПАМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстифеева Ольга Васильевна

В статье рассматривается один из способов применения теории множественности интеллекта в школе – создание и организация работы в учебных центрах, даются примеры содержания деятельности и оснащения центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы применения теории множественности интеллекта в школе: организация работы в учебных центрах»

Школа и ФГОС второго поколения

J

Л

Евстифеева Ольга Васильевна

заместитель директора МБОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» г. Олекминск, Саха (Я) E-mail: olga@dohnsco.com

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ

______________________________.____________________________Г

Аннотация. В статье рассматривается один из способов применения теории множественности интеллекта в школе - создание и организация работы в учебных центрах, даются примеры содержания деятельности и оснащения центров.

Ключевые слова: теория множественности интеллекта в школе, учебные центры, виды учебной деятельности соответственно типам интеллекта.

«Если учитель знает, что один ребенок воспринимает информацию визуально, другой учится практически, третий любит задавать глубокие философские вопросы, четвертый что-то рассказывать, учителю совсем не обязательно все самому объяснять. Достаточно предоставить программы, материалы, ресурсы по изучаемой теме, интересные ребенку и дающие ему возможность продуктивно использовать свои способности; ребенок сам найдет возможность показать свое понимание удобным ему способом».

Г. Гарднер1

На вопрос о том, как следует применять теорию множественности интеллекта в школе [2, 3] Говард Гарднер отвечал, что самое главное искренний интерес учителя к детям; важно, чтобы он понимал и всерьез принимал индивидуальные различия своих учеников и помогал им эффективно использовать особенности своего ума для учения и развития. Разные школы и педагоги находят свои способы применения теории множественности интеллекта [1] и в их опыте можно выделить три основных направления ее применения:

- планирование урока, изучения отдельной темы через призму теории множественности интеллекта;

- индивидуальный или групповой проект [4],

- работа в учебных центрах.

1 Big Thinkers: Howard Gardner on Multiple Intelligences. http:// www.edutopia.org/multiple-intelligences-howard-gardner-video

Работа небольших групп учеников в учебных центрах- один из эффективных способов изучения темы на основе теории множественности интеллекта. Для учителя такая форма дает возможность интересно организовать групповую работу, работать с микрогруппами учеников или индивидуально и лучше увидеть их рост и развитие.

Организация центров и стратегии

Создание учебных центров - специально отведенных мест в классе, где дети могут работать над проектом или заданием небольшой группой или индивидуально, поможет учителю значительно расширить образовательную среду, как в академическом, так и в пространственно-предметном смысле. Как утверждают педагоги, практикующие применение ТМИ, не существует единственно правильного способа организации центров. Учитель может менять формат центров, или, раз создав центры для определенного типа интеллекта, оставить их в таком виде на весь учебный год. Количество центров, которое в классе можно одновременно обустроить, зависит от его размеров, наличия энтузиастов-родителей, готовых помочь, учебной программы и т.д. У каждого педагога свой опыт и свои идеи. И, тем не менее, можно выделить несколько общих подходов к организации учебных центров ТМИ.

Стратегия 1:

Центры, основанные на программе

Назначение этих центров - способствовать освоению программных знаний и умений, когда для более прочного и глубокого освоения изучаемого материала учитель

2

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

Школа и ФГОС второго поколения

организует учебную деятельность с опорой на разные типы интеллекта. Например, при изучении литературного произведения на уроках чтения учитель может организовать ряд центров соответственно отдельным типам интеллекта: в визуально-пространственном центре ученики могут подготовить иллюстрации к прочитанному, создать комиксы или мультфильм; в логико-математическом центре составить схему развития действий в произведении; в вербально-лингвистическом центре ученики могут наговорить на пленку или описать отношение разных персонажей к ситуации, придумать иной ход развития событий, передать содержание от лица конкретного героя или написать статью, письмо герою книги и т.п.; в кинестетическом центре ученики драматизируют выбранный ими эпизод и так далее.

Стратегия 2:

Центры по типам интеллекта

Основная цель центров, фокусирующихся на конкретном типе интеллекта -пробудить и развить определенные способности ученика. Создаются отдельные центры для каждого типа, например, вербально-лингвистический, логико-математический, музыкальный, кинестетический и т.д. Предлагаемая деятельность и задания в них должны обеспечить ученику возможность исследовать и развивать каждый тип интеллекта. Центры этого вида используются реже, чем центры, основанные на программе, и деятельность в них не привязана к конкретной программной теме или изучаемому материалу. Работа в таких центрах особенно полезна,

когда учитель впервые знакомит учащихся с разными типами интеллекта, помогает им осознать свои сильные и слабые стороны и создает условия для их развития.

Стратегия 3:

Тематические центры

Тематические центры, как правило, концентрируются вокруг изучаемой темы. Тема может относиться к отдельному предмету или быть метапредметной. Каждый центр при таком подходе тоже соответствует одному типу интеллекта. Например, при изучении архитектуры древнего мира в одном центре дети могут строить модель (визуально-пространственный центр), в другом сочинять пьесу о возведении египетских пирамид (вербально-лингвистический), в третьем составить таблицу измерений (логико-математический) и т.д.

Учитель с помощью родителей и самих учеников может оснастить центры, как считает нужным. Чем разнообразнее в центре ресурсы, тем работа в нем интереснее и эффективнее. Напомним, понятие «центр» не означает отдельное помещение. Это зоны/уголки в классе, которые можно оборудовать соответствующим образом, сделав в нужный момент перестановку мебели.

Чем наполнить эти зоны, чем они вам могут служить и какие виды деятельности в них детям предложить? Рассмотрим это для каждого центра (типа интеллекта).

Вербально-лингвистический центр

Назначение центра Виды деятельности Оборудование центра

Уютный уголок в мини-библиотеке Тихое чтение в группе или индивидуально справочники энциклопедии словари клей ножницы компьютер компьютерные про-грамммы для подготовки публикаций доска для бюллетеней, газет шаблоны, трафареты букв бумажные полоски (для предложений) разные виды бумаги газеты книги журналы записные книжки закладки самодельные книжки рассыпной алфавит письменные принадлежности аудиокниги

Языковая лаборатория с магнитофоном, кассетами, наушниками, аудиокнигами Прослушивание аудиозаписей, работа с ними; создание собственных записей

«Писательский уголок» с компьютером, бумагой, ручкой, карандашами Написание сочинений, рассказов, подготовка интервью, оформление исследований и т.д.; т.е. работа с текстами

Паззл-уголок для составления кроссвордов, поиска и исследования слов Игры, паззлы, составление кроссвордов и т.д. Придумали сами подвижную игру -описываем ее в словах и картинках

Подборка идей и сюжетов для сочинений Написание сочинений, рассказов, подготовка интервью, оформление исследований и т.д.; т.е. работа с текстами

Уголок «Почта» Пишем письмо интересному человеку, герою произведения или своим близким

Исследовательский центр Можно заняться исследованием литературных источников, например о животных, насекомых и т.д.

«Горячие новости» Уголок, где дети могут просмотреть газеты и журналы и написать статью для школьной/классной газеты

Уголок тьютора Место, где старшеклассники-добровольцы помогают младшим школьникам учиться читать и писать

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

3

Школа и ФГОС второго поколения

Логико-математический центр

Назначение центра Виды деятельности Оборудование центра

Математическая лаборатория Решение задач, примеров, логических задачек и головоломок (необходима подборка/библиотечка логических задач) геометрические модели транспортиры кубики весы

Научная лаборатория Проведение практических экспериментов (по разным темам и областям знаний) танграмы паззлы рулетка конструкторские наборы предметы для счета игральные кости

Библиотечка научно-популярной литературы Знакомство с наукой, чтение

Уголок изобретателя Развиваем логическое мышление, креативность (например, изобретаем новую систему мер и т. п.) счетные палочки калькуляторы наборы для классификаций игры-стратегии оборудование для мини-лаборатории

Игровой уголок Игра «Монополия» и другие логические игры Придумывание подвижных игр с использованием математики

Измерительная лаборатория Можно измерять разные объекты и записывать данные о них

Уголок геометрии с образцами чертежей, графиков, диаграмм, карт памяти, схем Придумывание способов изучения геометрических форм (например, для плохо видящих), составление схем, диаграмм, графиков

Центр пространственного интеллекта

Назначение центра Виды деятельности Оборудование центра

Арт-студия с красками, карандашами, бумагой и т.д. Рисование, создание иллюстраций и т.д. Издание бюллетеней, газет, постеров. маркеры графики, диаграммы, схемы фломастеры

Галерея работ с аннотациями учеников к ним Выставка коллекций ученических работ, рассматривание рисунков одноклассников, написание рецензий, проведение экскурсий и т.п. чертежные принадлежности художественные репродукции, картинки плакаты видеооборудование строительные принадлежности видеозаписи краски

Центр истории искусства Изучение книг об известных художниках и репродукций их картин

Медиацентр с видеозаписями, DVD, слайдами Создать видеоролик, мультик, записать диск, просмотреть и т.д. наборы для коллажей пастельные мелки глина цветные карандаши компьютерные программы для работы

Архитектурный центр с чертежными принадлежностями, ватманом, бумагой Создание моделей, чертежей, проектов

Центр статистики Чертежный центр Знакомство с готовыми или создание своих схем, диаграмм, графиков, карт/ таблиц памяти о том, что узнали/изучи-ли за прошедшую неделю/урок; Создание карт, например, своей местности, территории школы, города (или исторических событий) и т.д. с графикой наборы разной бумаги компьютер наборы Лего трафареты библиотечка иллюстраций паззлы шаблоны

Строительный центр с соответствующими наборами кубиков, конструкторов Создание моделей. Дизайн (например, новой школьной площадки) и т.п.

Студия для лепки из глины, пластилина Создание своих произведений

4

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

Школа и ФГОС второго поколения

Телесно-кинестетический центр

Назначение центра Виды деятельности Оборудование центра

Мастерская Поделки из глины, пластилина, кубиков, рукоделие костюмы песок паззлы шляпы, шарфы разный реквизит принадлежности для ручных поделок наборы для конструирования кукольный театр инструменты книжки и журналы о спорте строительные кубики предметы для тактильного обучения строительные материалы/инструменты ножницы и т.д.

Театральный уголок, кукольный театр Подготовка спектаклей, постановок

Тактильная зона с рельефными картами, различными текстурами, буквами из наждачной бумаги Освоение того, что не запоминается другим путем

«Эстрада» - отрытое пространство для презентаций и представлений Подготовка мини-спектаклей, постановок

Знакомство с материалами о спорте, выдающихся спортсменах, танцорах и т.п. Пополнение знаний о людях-кинестети-ках и не только

Игровой центр Придумывание игр для запоминания какой-либо информации; Настольная игра Твистер разной тематики (например, на правописание слов)

«Иллюзион» - уголок фокусника со всеми необходимыми принадлежностями и руководством по изучению фокусов. Освоение фокусов и придумывание своих

Музыкально-ритмический центр

Назначение центра Виды деятельности Оборудование центра

Музыкальная лаборатория Звуковая лаборатория Прослушивание музыкальных произведений, различных звуков; сочинение песен, джинглов (короткая легко запоминаю-щаяся песенка); пропевание трудных слов, таблицы умножения и пр.; озвучивание; определение звуков компьютер наушники диски плеер магнитофон и записи программы для работы с музыкальными файлами музыкальные инструменты журналы и книги о музыке и музыкантах

Межличностный центр

Назначение центра Виды деятельности

Уголок дискуссий и дебатов с необходимыми материалами Выполнение любых групповых заданий, подготовка к дискуссиям, обсуждение проблем, выработка решений проблем, разработка планов, групповая работа над проектом и т.д.

Групповая или парная работа Настольные игры

Изучение книг о дружбе, семье, выдающихся людях, общении с людьми

Выработка идей для школьного правительства, самоуправления

Место решения конфликтов, общих или школьных проблем

Экспертиза по теме Ученики выбирают и прорабатывают тему, в которой могут быть экспертами и затем дают 5-минутный урок по данной теме для остальных участников группы.

Место для интервью Ученики берут интервью друг у друга и пишут затем биографию одноклассника, гостя; Подготовка к беседе с известной личностью, друзьями, родителями, гостями класса и т.д.

Оборудование центра

большой стол для обсуждений

групповые игры и паззлы

книги (о жизни известных людей и т.п.)

плакаты, фломастеры

материалы для групповых проектов

настольные игры

бумага

удобные стульчики, коврики библиотечка идей, картотека с описанием типичных конфликтов для выработки учениками решений образцы анкет для интервью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

5

Школа и ФГОС второго поколения

Внутриличностный центр

Назначение центра Виды деятельности Оборудование центра

Тихий уголок для индивидуальной работы Выполнение индивидуальных заданий Рисование собственного настроения и чувств Написание стихотворения Обдумывание и постановка своих ближних и дальних целей Работа над индивидуальным портфолио Написание автобиографии И т.д. укромное место в классе журналы письменные принадлежности подборка книг, рас-сказов и статей, связанных с темой формирования и развития характера материалы для индивидуальной проектной деятельности маленькая доска, мел плакаты/рисунки о сильных личностях материалы для самопроверки и т.д.

Компьютерный уголок для самостоятельной работы

«Голубятня» Тихий уголок для уединения, где можно просто посидеть и отдохнуть или подумать о чем-то.

Место для ведения персонального журнала, дневника Записи в персональный журнал, дневник

Управление учебными центрами

Поддерживать порядок в классе, когда ученики заняты одновременно разными видами самостоятельной деятельности непросто даже и для опытных педагогов. Чтобы работа в центрах шла гладко и слаженно, необходимо тщательное и вдумчивое планирование видов деятельности, формирование групп, предварительная подготовка учеников. Учителю важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Правила работы в центре

Выработайте совместно с учениками правила для работы в малых группах и распечатайте их. Объясните детям, что работа в центрах - это привилегия, и если они желают ее сохранить, то необходимо соблюдать эти правила. Правила можно повесить на видном месте в классе или в каждом центре и периодически обращать внимание учеников на них, пока их соблюдение не войдет у ребят в привычку.

Правила работы в центре могут быть примерно такими:

• Старайся сделать работу как можно лучше.

• Говори тихим голосом.

• Вокруг тебя все тоже работают. Не мешай им.

• Когда тебе нужны какие-либо материалы, будь вежлив, не создавай помех другим.

• Если тебе что-то непонятно, сначала расспроси в своей группе и только потом обращайся к учителю.

• Закончил свою работу, найди тихонько себе другое дело в том же центре.

• При смене центра переходи в другой спокойно и тихо. Начинай работать, не отвлекаясь и не мешая другим.

2. Необходимые разъяснения

По мере создания каждого центра следует выделить время и обсудить с классом:

- чем можно в центре заниматься,

- какие для этого нужны материалы,

- каковы цели работы в центре,

- что должно стать результатом.

Многие проблемы дисциплины будут сняты, если ученики будут четко понимать, что они должны делать в каждом центре, и за какой результат они ответственны.

3. Способы формирования групп для работы в центрах

Учитель может воспользоваться разными способами организации групп для работы в центрах, но при этом всегда важно помнить, кто из детей с кем работает эффективнее, а кто только мешает друг другу. Изменить состав групп можно в любое время в течение учебного года. Итак, можно формировать группы следующими способами:

Смешанные группы по способностям: в группу включаются ребята с разными способностями к обучению - сильными, средними, слабыми.

Смешанные группы по типам интеллекта:

такой метод используется, когда учитель достаточно хорошо знает своих учеников и их способы обучения, тогда можно объединить в одну группу детей с разными типами интеллекта. Например, в одной группе могут быть: один ученик с хорошо развитым пространственным интеллектом, один с вербально-лингвистическим и один с сильным внутриличностным интеллектом и т.п. Но чтобы избежать ярлыков, не стоит сообщать ребятам, почему группа сформирована таким образом. Как показывает опыт, лучших результатов добиваются именно группы смешанных способностей и талантов.

Группы по одному типу интеллекта: объединяя детей в однородную группу с каким-либо одним, сильно или слабо развитым типом интеллекта, вы даете им возможность поработать рядом с теми, кто разделяет их интересы и пристрастия.

Случайный выбор: группа формируется по желанию ребят, либо учитель произвольно объединяет нескольких учеников для работы в определенном центре.

Временные группы: группа создается на определенный промежуток времени для работы в нескольких центрах последовательно.

6

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

Школа и ФГОС второго поколения

Постоянные группы: понаблюдав, кто из ребят с кем лучше работает, вы можете сформировать группы на более длительный период времени - неделю, месяц. Группа может придумать себе название и нарисовать свой плакат.

Разновозрастные группы: создаются при объединении классов или на время работы в разновозрастном классе.

Смешанные группы по гендерному признаку:

можно сформировать отдельные группы только мальчиков и девочек или группы с одинаковым количеством мальчиков и девочек.

4. Порядок работы в центрах

В зависимости от целей, стадии изучения материала учитель сам определяет удобное время для работы в центрах в течение года, четверти, недели, регулирует работу детей в центрах: либо ученики должны следовать конкретному плану при изучении темы, определяющему что, когда и в каком центре делать, либо учитель дает детям право самим выбрать центр для работы. Может быть несколько способов организации работы в центрах.

Чередование центров

При этом способе важно, чтобы центры функционировали в классе постоянно. В начале урока примерно в течение 10 минут учитель кратко объясняет тему и предлагает возможные виды деятельности в каждом центре, затем дети расходятся по центрам, чередуя их, изучают информацию, используя разные типы интеллекта и переходя из центра в центр. Либо чередование центров используется на уроках закрепления изученного.

День работы в центрах

Можно выделить в расписании специальный день или время в течение одного дня для занятий в центрах. Например, каждую среду или пятницу во второй половине дня может быть «Время работы в центрах». Если в классе недостаточно места для того, чтобы все дети одновременно могли быть заняты в центрах, сдвиньте несколько столов, обозначьте обычные рабочие места детей как какой-либо центр и организуйте работу над заданием определенного типа за партами. В зависимости от возраста учащихся, сложности видов деятельности в центрах каждые 15 или 30 минут дети меняют центр.

Заключительные уроки в центрах

После изучения темы всем классом можно использовать работу в центрах для обобщения и повторения изученного материала. Переходя из центра в центр и занимаясь разными видами деятельности по пройденной теме, дети могут не просто повторить или изучить дополнительный материал, но и показать свое понимание изученного более близким им способом.

Случайные минутки

Иногда в классе вполне естественным образом возникает «затишье», когда остается время до конца

урока, но нет смысла начинать новую тему. Это очень удобный момент для работы в учебных центрах.

Работа в учебных центрах, организованная регулярно, дает ценные результаты. Дети открывают себя, свои сильные и слабые стороны, и осознание своих способностей помогает им выбрать наиболее эффективный для них путь усвоения материала. Такая работа может им помочь овладеть новыми для них способами деятельности, стимулировать развитие доминирующих типов интеллекта или, наоборот, побудить их к развитию тех способностей, в которых они не сильны.

Кроме того, такая работа способствует развитию оргдеятельностных навыков, коммуникативных умений, самостоятельности, повышению ответственности перед самим собой и группой за результат.

Заботясь о развитии своих учеников, развивается и сам учитель. Организация учебных центров на основе теории множественного интеллекта, разработка разных видов учебной деятельности в них требует от учителя не только креативности, но совершенствования целого комплекса профессиональ-ных навыков. Ведь сами по себе центры - это не просто «уголки в классе», где дети выполняют те или иные задания. Это тщательно спроектированная и особым образом организованная образовательная среда, отвечающая разным образовательным запросам, учитывающая разные индивидуальные особенности и направленная на то, чтобы помочь каждой детской индивидуальности вырасти.

Приложение 1

Примеры заданий для работы в центрах, основанных на программе

Напомним, назначение центров на основе программы - помочь ученикам освоить программный материал, закрепить новые навыки, по-иному взглянуть на уже изученный материал, продемонстрировать удобным им способом свое понимание изучаемого и, конечно, развить определенные способности. Вот несколько примеров заданий в центрах, основанных на школьной программе [5]1.

Тема программы: Пунктуация

Класс: 2-6

Поскольку тема изначально имеет прямое отношение к вербально-лингвистическому интеллекту, то для закрепления этого материала в центрах лучше задействовать другие типы интеллекта учащихся.

Пространственный центр:

Подготовьте страничку текста с пунктуационными ошибками и с предложениями без знаков препинания. Предложите детям детективную игру по розыску пропавших знаков препинания, «вооружите» их цветными маркерами, чтобы отмечать ошибки. Например,

1 Цитируется по книге Nelson, Kristen. Developing Students' Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998, соответственно рассматриваются темы программы американской школы.

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

7

Школа и ФГОС второго поколения

все предложения без знаков препинания выделяются желтым, пропуски заглавных букв синим. После того, как все ошибки найдены, дети начисто переписывают страницу.

Межличностный центр:

Раздайте ученикам небольшой текст без ошибок и со всеми знаками препинания. Предложите им прочитать текст вслух, делая паузы в конце каждого предложения и там, где необходимо. Далее пусть они перепишут текст без знаков препинания и интервалов между предложениями и прочитают написанное вслух без пауз. Это упражнение поможет им осознать роль знаков препинания.

Тема: Лес и пути его сохранения

Класс: 4-6

Межличностный центр:

Дайте группе учащихся задание выпустить плакат клуба «Зеленый патруль». Плакат должен отразить основную информацию о лесе, деревьях, растениях и животных, обитающих в нем, подчеркнуть важность сохранения лесов для здоровой окружающей среды. Каждый участник группы должен внести свой вклад: предложить, по крайней мере, хотя бы одну идею или один рисунок для плаката. Готовый плакат вывешивается в классе, а группа затем может приступить к планированию первого заседания клуба.

Вербально-лингвистический центр:

Предложите детям написать письма в экологический клуб, политическую организацию или какое-либо сообщество о том, как важно заботиться о лесах. Письма должны включать не менее пяти предложений, содержащих факты и изученную детьми информацию о лесе.

Тема: Многоугольники

Класс: 4-6

Телесно-кинестетический центр: с помощью десяти линеек каждый ученик группы строит на земле многоугольники. Затем на листе миллиметровки каждый отображает свои многоугольники, подписывая их названия.

Вербально-лингвистический центр:

Дети сочиняют короткие рассказики, герои которых - многоугольники. Имена и черты характера каждого должны отражать количество сторон многоугольника и его применение в жизни.

Тема: География: страны и их столицы1.

Класс: 5-6

Музыкальный центр:

Найдите песенку о странах и столицах и разучите с детьми. Дети могут собраться вокруг магнитофона и подпевать.

1 В книге Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences предлагается «Штаты и их столицы», что с успехом можно заменить на «страны» (прим.переводчика)

Телесно-кинестетический центр:

Напишите 20 названий стран на мяче. Дети встают в круг и перебрасывают мяч друг другу. Тот, кто поймал мяч, зачитывает вслух название страны, ближайшее к большому пальцу правой руки, и называет столицу. Если он не знает, группа может помочь. Как только дети твердо выучат двадцать стран и их столицы, приготовьте и дайте им новый мяч с названиями других стран.

Тема: Как составить конспект или краткую запись информации.

Класс: 3-6

Пространственный центр:

Составить карту памяти - наглядную графическую схему, уложив в нее изученный материал.

Телесно-кинестетический центр:

Раздайте каждой группе учеников большой лист бумаги и стикеры или небольшие карточки. Дети пишут тему вверху на листе, а на стикеры записывают части нужной информации по теме. Затем группа прикрепляет стикеры на основной лист, организуя информацию на нем нужным образом.

Тема: Книга «Остров голубых дельфинов» Скотта О’Делла.

Класс: 4-6

Музыкальный центр:

Группа придумывает короткую песенку на сюжет книги. Мелодия и текст должны отражать дух и события истории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутриличностный центр:

Представив себя героями книги, ученики пишут от их имени письма семье о том, что с ними приключилось.

Межличностный центр:

Работая в группе, дети создают макет острова и отмечают на нем места, где происходили главные события.

Приложение 2

Примерные задания для работы в тематических центрах

Задания в таких центрах подчинены одной теме. Основные цели - помочь детям осознать и развить разные типы интеллекта, закрепить изученное, либо создать условия для изучения материала удобным ребенку способом. Тем не менее, работу в тематических центрах лучше всего организовать, когда дети уже имеют определенные знания по теме. Тематические центры заключают в себе большие возможности для проведения необычных уроков именно с применением теории множественности интеллекта. Вот пример работы в центрах по теме исчезающие животные [5]:

8

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

Школа и ФГОС второго поколения

Тема: Исчезающие животные

Класс 5

Материалы:

• Книги и справочники об исчезающих животных

• Картинки животных

• Глина/пластилин

• Ватман

• Принадлежности для рисования

• Материалы для письма

• Магнитофон, компьютер

• Чистые кассеты, диски

• Записи с песнями о животных (при наличии)

Примерные задания для работы в каждом центре:

Вербально-лингвистический центр

• Придумать рассказ, в котором представитель вымирающих животных пытается объяснить своей семье, почему их род исчезает и что делать, чтоб сохранить его.

• Обсудить в группах проблему содержания диких животных в зоопарках. Должны ли существовать зоопарки или следует их запретить.

• Написать короткую речь (на 2-4 минуты) о проблемах животных, близких вам, например, как ухаживать за домашним питомцем, вымирающие животные или животные и человек - в чем их сходства, и т.п.

Логико-математический центр

• Придумать точечный рисунок животного.

• Создать классификацию животных и объяснить ее классу.

• Используя список животных, проранжировать их, поставив на первое место тех, кто более других находится под угрозой и может перейти в категорию исчезающих. Дать необходимые объяснения по своему списку.

Пространственный центр

• Вылепить фигурки исчезающих животных по выбору и сделать краткое описание основных фактов об этих животных.

• Придумать и нарисовать плакат в защиту исчезающих животных.

• Сделать трехмерный макет окружающей среды одного из животных по выбору.

Музыкальный центр

• Сочинить и записать на магнитофон песенку о животных.

• Придумать стихотворение или рассказ о животных. Прочитать рассказ классу, озвучивая крики животных.

• Записать на магнитофон звуки шести животных. Остальные ученики должны определить животных по этим звукам.

Телесно-кинестетический центр

• Ролевая игра. Разыграть реакцию разных животных друг на друга.

• Разыграть сценку, где все персонажи - животные, одни принадлежат к исчезающим видам, другие нет. Животные обсуждают проблемы вымирания.

• Придумать подвижную игру под названием «Животный мир» для урока физкультуры.

Межличностный центр

• «Угадай животное из моего списка». Каждый ученик записывает названия 10 исчезающих и уникальных животных на карточках. Затем в парах стараются угадать как можно больше животных из списка своего партнера.

• Придумать коллективный рассказ (каждый дописывает по предложению) о различиях между травоядными животными и хищниками. Обсудить преимущества каждого типа, объяснив, каким образом они могут помочь животному выжить.

• Обсудить в группе различия между наземными и морскими млекопитающими. Затем изложить письменно и представить классу.

Внутриличностный центр:

• Придумать историю от лица потерявшегося в большом городе исчезающего животного. Описать его чувства, ощущения и действия.

• Понаблюдать за животным (например, в зоопарке). Описать свои наблюдения, что узнали о животном.

Натуралистический центр

• Выбрать животное и изучить необычную для него экосистему, в которой оно обитает. Объяснить классу, как это животное выживает в тех условиях. Это могут быть, например, аллигатор в болоте, медведи в горах, орел в местах гнездования.

• Выбрать растение, произрастающее в сложных условиях, узнать, как оно приспосабливается и выживает. На основании того, что узнали, составить «руководство по выживанию» для этого семейства растений. Например, кактус в пустыне, дуб в холодном климатическом поясе, и т.д.

Литература

1. Евстифеева О. В. Программа эксперимента по теме: «Создание модели индивидуализированного образовательного процесса, основанного на преимуществах малокомплектной школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 1.

2. Евстифеева О. В. Способы применения теории множественности интеллекта в школе. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5.

3. Евстифеева О. В. Школа, где можно учиться своим способом. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3.

4. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1.

5. Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998.

6. Thomas R. Hoerr, Noreen Carol Rolheiser-Bennett, Barbara Bower, Laurie Stevahn. Becoming a multiple intelligences school. ASCD, Virginia, USA, 2000.

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.