POST SCRIPTUM: ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, МНЕНИЯ
Апофеоз войны. Художник В.В. Верещагин. 1870-1871.
ПЕРЕВОДЫ
Бутуль Г.
Из КНИГИ
«Войны и цивилизации (от доисторических времен до ядерно-космической эры)»1
О теоретическом вкладе Гастона Бутуля в исследование феномена войны. Предисловие к переводу фрагмента из книги Г. Бутуля, Р. Каррера и Ж.-Л. Аннекена
Известны многие подходы к изучению войны. Одним из них, не столь широко известным в отечественной научной литературе является «полемологический» подход. Он связан с именем его создателя - французского социолога Гастона Бутуля, доктора права и философии, преподававшего в Сорбонне, Школе высших социальных исследований, члена Международного института социологии, а затем и его вице-президента, создателя «новой науки о войне», - полемологии, основателя и президента Французского института полемологии, возглавлявшего его до последних дней жизни, автора около 30 произведений, переведенных на десяток языков, сотен статей, лекций и интервью.
Биография Гастона Бутуля (1986-1980) в литературе отражена очень скромно, больше оснований говорить о его творческой биографии, которая гораздо богаче, нежели те лапидарные сведения, которые удается найти в справочниках разных лет. Родился он в Тунисе, в городке Монастир, получил хорошее европейское образование, что позволило ему направить свои знания и силы на изучение социальных проблем. Его интересы были достаточно разносторонни и соответствовали духу времени: социология, демография, политика. Среди первых его произведений можно назвать «La duree du travail et l'utilisation des loisirs» («Продолжительность труда и использование досуга» - диссертация на соискание ученой степени доктора права), «L'invention» («Изобретение» - диссертация на соискание ученой степени доктора философии)», «La philosophie sociale d'Ibn Khaldoun» («Социаль-
1 Bouthoul G., Carrere R., Annequin T.-L. Guerres et civilisations (de la prehistoire a l'ere nucleo-spatiale). Paris: FEDN, 1980.
ная философия Ибн Хальдуна»), «La population dans le monde» («Население мира») и др. В дальнейшем он сосредоточил научный интерес на социологическом исследовании войн, что определило дальнейшее направление его поиска. Взгляды Г. Бутуля сложились к концу ЗО-х годов XX столетия. В 1945 г. он заканчивает книгу , в которой впервые употребляет термин «полемология» (от греч. polemos - война и logos - наука, учение), ставший названием «новой науки» о войне. Введение неологизма было обусловлено тем, что, по замыслу ее основателя Г. Бутуля, полемология должна была в корне отличаться от классической науки о войне и военного искусства и представлять собой объективное научное исследование войны как социального явления.
Первое произведение, систематически излагающее теоретические основы полемологии, вышло в свет в 1951 г., затем последовали другие, в которых он изложил свои мысли о причинах возникновения войн и военных конфликтов, их характере, периодичности и т.д. Г. Бутуль и его сторонники, считая, что такие традиционные подходы к изучению явления «война-мир», как исторический, философский, моральный, политический, дипломатический, юридический, военный и пацифистский, дают лишь фрагментарную, поверхностную, случайную, спекулятивную или эмпирическую картину, попытались подойти к изучению данного феномена с «научных позиций», частично перекрывающих области исследования каждого из перечисленных подходов. Французский ученый полагал необходимым, чтобы поиск предшествовал исследованию, которое одновременно должно было сочетать обработку и комментирование данных, поставляемых статистическим поиском и обработкой с помощью ЭВМ. По примеру канадского исследователя Лего, установившего в результате математической обработки серий независимых фактов, что в годы, предшествующие большим вооруженным конфликтам, увеличивается число союзнических договоров, пактов и т.д., Бутуль и его коллеги наметили рамки аналогичных исследований, касающихся различных симптомов и «продромов», предвещающих возможность войны. Эти предвестники конфликтов были объединены ими под рубрикой «полемологических барометров». В соответствии с «полемологи-ческой» моделью в вопросник анализа включили применительно к каждому проявлению коллективного политического насилия в мире, происшедшему в течение года, 1Зб вопросов, гамму из 45O возможных ответов (от двух до десяти на вопрос). Анализ предполагал информационную обработку приблизительно 7O тыс. элементарных информаций (541 явление x 1Зб вопросов) и рассмотрение около 100 пересечений переменных. Вопросник для анализа включал 17 рубрик: 1) локализация в пространстве, 2) локализация во времени, З) категория и расширительная трактовка, 4) конфликтная ситуация и вовлеченные в нее страны, 5) наличие оружия массового поражения, б) вовлечённые социально-политические группы, 7) политическая обстановка, В) контексты проявления насилия, 9) конкретизации, 10) мотивации, 11) развязывание конфликта, 12) прекращение, 1З) количественные параметры; порядок и величина, 14) качественные параметры, 15) поддающиеся установлению структурные, конъюнктурные и случайные причины, 1б) функции, выполняемые явлениями, 17) классификация проявлений насилия в исследовании политического толка; рабочая гипотеза.
Оценивая принцип деления социологии на статичную и динамичную, предложенный О. Контом, как удобный и плодотворный, основатель полемологии относил войну к «ускоренным формам потери социального равновесия, рассматриваемым в рамках динамичной социологии. Он отмечал, что война представляет собой одно из наименее изученных социологами (за исключением Г. Спенсера) явлений, несмотря на то, что она занимает огромное место в жизни общества. Ссылаясь на точку зрения В. Парето, включавшего в экономическую жизнь два аспекта - абстрактный и иррациональный, Г. Бутуль выдвинул тезис о невозможности объяснить войны чисто экономическими причинами без учета человеческих страстей, стремления к власти и удовольствиям, коллективных импульсов и т.п., задолго предшествующих экономическому интересу. Иррациональная сторона человеческого поведения, по его мнению, может изучаться только методами социологии. Он отмечал, что в силу тесной связи войны с большим числом социальных факторов (демографических, политических, экономических, технических, философских, религиозных и др.) объективно можно говорить только о результатах ее воздействия на общество в этих областях, поскольку настоящие причины войны (не имеющие, по его мнению, ничего общего с очевидными мотивами и предлогами) остаются пока неизвестными или предполагаемыми. Постоянство явления войны, тот факт, что она существует в самых разнообразных обществах от самых примитивных до самых цивилизованных, привело Г. Бутуля к признанию войны как одной из самых стабильных социальных функций.
Рассматривая полемологию как аксиологически нейтральный инструмент познания войны, французский социолог взял на вооружение принцип «хочешь мира - познай войну» (по аналогии с латинским «хочешь мира -готовь войну»). В анализе войны он стоял на феноменологических позициях, широко используя в своих исследованиях методы социологии. Это было вполне закономерно, так как он понимал полемологию как социологию войны. В целях научного изучения войны как социального явления и реализации своих творческих планов в 1945 г. Гастоном Бутулем при содействии Рене Лапорта в Париже был основан Французский институт полемологии. Этот институт, по словам «отца полемологии», был создан по аналогии с Институтом раковых заболеваний и Институтом желтой лихорадки для исследования самой тяжелой социальной болезни - войны. Поначалу Г. Бутуль был одинок в своих намерениях, но довольно быстро число его сторонников стало расти. Французское государство, заинтересовавшись результатами исследований, оказало помощь институту, что позволило осуществить ряд изысканий и издавать специализированный журнал, который начал выпускаться с 19б5 г. на французском и английском языках под названием «Guerre et paix» / «Wars and peace» («Война и мир»). Впоследствии в
1971 г. он был переименован в «Etudes potemologiques» («Полемологические исследования»). Журнал выходил один раз в три месяца, а с 19В1 г. - в «годичном ритме». В нем находила отражение тематика, связанная с проблемами войны и мира и рассматриваемая под углом зрения полемологии.
1 Bouthoul G. Cent millions de morts. Paris: Sagittaire, 194б.
2 Bouthoul G. Les guerres // Etements de potemologie. Paris: Payot, 1951.
POST SCRIPTUM: ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, МНЕНИЯ
С 1945 по 1965 гг. Г. Бутуль один управлял институтом и исследовательскими работами. В 1965 г. в руководство института вошли основательница журнала «L'Europe Nouvelle» («Новая Европа») Луиза Вейс, занявшая должность директора по публикациям, и генерал Рене Каррер. Последний при жизни Г. Бутуля являлся генеральным секретарем и заместителем директора института по вопросам исследований. По утверждениям сторонников полемологии, цель института была двоякая. Во-первых, это научные изыскания в области генезиса, этиологии и функций вооруженных конфликтов, исследование их биологических, психологических, экономических, демографических, статистических, технических и социологических факторов. Во-вторых, полем исследований Французского института полемологии были явления мира, его аспекты, формы и состояние его устойчивости, а также процессы перехода к войне и чередования с ней.
Фундаментальные работы возглавлялись Г. Бутулем. Французский институт полемологии являлся одним из трех научных учреждений, прикрепленных к Фонду исследований национальной обороны, созданному в
1972 г. и занимавшемуся разработкой проблем в области стратегии и обороны. Многие полемологи входили в состав администрации Фонда. Они вносили существенный вклад в работу этого частного органа, поощрявшего исследования по стратегическим и оборонным вопросам и дебаты по ним. Кроме того, институт находился под покровительством Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства национального образования и Государственного Министерства по научным исследованиям.
В 1966 г. Французский институт полемологии создал группу исследователей, ведущих работы в следующих больших областях; явления войны—мира; коллективной и индивидуальная агрессивность; трехмесячная хроника насилия в мире; вооруженные конфликты (прошлые, настоящие, латентные); ситуации, порождающие войны; функциональное предупреждение конфликтов. В эту группу вошли Ж. Поко, И. Саксена, Д. Давид, Э. Мюрез, А. Брига, Д. Любэн, Р. Каррер, О. Блакьер, Ж. Виги, П. Верри, Л. Кисберг, А. Кадер, Ж.-К. Ромер и др. Они занимались проблемами различных регионов, математической теорией конфликтов, участием в конфликтах гражданского населения, насилием в мире, терроризмом, государственными переворотами и т.д. Каждый исследователь специализировался в одной или нескольких областях. Часто они создавали исследовательские группы по два, а иногда и более человек при разработке той или иной проблемы. Многие структуры стали искать прагматический аспект в результатах их анализа.
Полемология в конце 60-х - начале 70-х гг. получила достаточно широкое распространение в мире. Институты, аналогичные французскому, были созданы в Великобритании, Бельгии, Г ермании, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Швеции; в США во многих университетах появились центры «Peace research» («Исследование мира»). Три из перечисленных институтов (испанский, итальянский и нидерландский) стали называться Институтами полемологии. Французские коллеги оказали значительную помощь в создании и становлении вновь созданных институтов полемологии и Центра социологии войны в Брюсселе.
Полемологический подход к вопросам войны и мира стал проявляться и у политических деятелей. Видный политический деятель - Бутрос Г али, бывший в тот период министром иностранных дел Египта, подчеркнул: «...среди множества новых дисциплин, призванных анализировать и объяснять противоречия и превращения наших обществ, существует одна, представляющаяся мне важной в этом контексте. Речь идет о полемологии». В связи с неодинаковым толкованием термина «полемология» представители этого течения стали вести исследования в выбранных ими направлениях. Ж. Фрёнд расширительно трактовал названное понятие как науку о конфликте вообще исходя из терминаpolemos, употреблявшимся Гераклитом, понимавшим под ним не только войну, но также раздор, распри, антагонизмы и напряженность. Поэтому полемология, по мнению Фрёнда, занималась не только забастовками протеста, но также и революциями, идеологическим противоборством - иначе говоря, явлениями насилия в общем, но в равной степени и явлениями соглашения, компромисса и мира, что невозможно понять в социологическом плане без соотнесения с человеческой конфликтностью.
Кроме перечисленных выше западноевропейских стран теория Г. Бутуля имела заметный резонанс в Румынии. Военно-социологические исследования во Франции остаются объектом пристального внимания социологов, придающих большое значение проблемам войны, конфликтности, мира, армии.
Сторонники полемологии считали, что у этой науки большое будущее. Они утверждали, что только научное исследование войн позволит устранить их из жизни общества. Для осуществления этих замыслов ими предпринимались инициативы и конкретные шаги. Генерал Вернер, директор Центра социологии войны (Брюссель), выдвинул предложения, направленные на активизацию полемологических изысканий. Он считал необходимым: 1) организовать в университетах курс полемологии, который может посещаться по желанию студентами любых факультетов; 2) основать в университетах исследовательские центры, в которых занимались бы поиском причин, по которым «одна организованная группировка начинает в определенный момент уничтожать членов другой группы людей»; 3) учредить международный центр, где могли бы встречаться исследователи с Запада и Востока. Таким образом, воплощая желание Бутуля создать «отдельную отрасль общей социологии» - полемологию (равно социологию войны), посвященную объективному изучению войн, их форм, последствий, а также периодических «воинственных импульсов», его единомышленники рассчитывали «найти социологическим функциям войны менее ужасную замену». При помощи теоретико-методологического арсенала «новой науки» они предполагали воздействовать на «структуры, порождающие войны», заранее обнаруживать и обходить опасные «конъюнктуры» и «рассеивать наваждения и импульсы коллективной агрессивности».
Возникшая как одна из разновидностей «социологии войны», полемология стала значительной вехой в формировании военно-социологических взглядов во Франции и Западной Европе в период после второй мировой войны. Ее познавательные и прагматические возможности и в настоящее время далеко не исчерпаны.
1 Ghali B. La science riposte aux defis lances a notre societe // Etudes polemologiques. 1981. № 24. P. 48.
Как отметил президент Фонда исследований национальной обороны генерал де Борда, «эта наука существует полная сил. Французская полемология образовала школу, признана за рубежом...» . Заметим в скобках, однако, что в настоящее время полемология переживает сложный период, например, французская школа полемологии потеряла свои четкие очертания, значительно изменились методологические и концептуальные подходы к исследованию войны. Однако сторонники этой науки продолжают изыскания в области военных и иных конфликтов; есть и попытки возродить былую известность данного направления, и заявления о необходимости создания «новой полемологии» (Р.-В. Huyghe).
Одним из методологических приемов, к которым прибегали французские полемологи, была «глобальная интерпретация». Первое исследование такого типа касалось явлений коллективного насилия, зарегистрированных с сентября 1968 г. по декабрь 1969 г. (всего около тысячи). С этого времени Французский институт полемологии ежегодно анализировал случаи насилия за истекший год и сравнивал результаты с предыдущими годами. Таким образом было выделено четыре большие социальные категории коллективного насилия в мире: студенческая среда, этнические группы, расы, террористы.
Оценив положительные стороны этого первого опыта, ученые решили применить данный метод к более продолжительному периоду: с 1740 по 1974 гг. В общей сложности было выделено 366 крупных военных конфликтов. Перечень этих конфликтов, по утверждению Г. Бутуля, близок к аналогичным перечням, составленным Райтом, Ричардсоном и Синджером. После обработки данных на ЭВМ была дана полемологическая интерпретация результатов анализа. Такая методика, по мнению французских специалистов, явилась нововведением. Это «первое систематическое исследование» было осуществлено под руководством Г. Бутуля и Р. Каррера и опубликовано в 1976 г. под названием «Вызов, брошенный войной (1740-1974): два века войн и революций». Результатом следующего исследования такого масштаба, посвященного войнам и цивилизациям, явилась работа Г. Буту-ля, написанная в соавторстве с Р. Каррером и Ж.-Л. Аннекеном «Войны и цивилизации (от доисторических времен до ядерно-космической эры)». Если в «Вызове, брошенном войной (1740—1974)__» полемологии устано-
вили, что войны являются отражением процессов, происходящих в государствах и обществах, и представляют собой преобразующий фактор, то в «Войнах и цивилизациях...» — исследовании, охватывающем менее изученный период (с доисторических времен до 1740 г.), — они попытались показать взаимное влияние войны и государства, войны и общества, войны и цивилизации. Оба исследования явились составными частями единого плана изучения войны как социального явления и ее роли в жизни человечества. В целом эти два произведения дополняют друг друга и представляют собой единство замысла и метода.
В «Войнах и цивилизациях. » авторы проанализировали конфликтность в мире на начало 80-х годов ХХ столетия и дали прогноз ее развития до 2000 г. Жан Гиттон, член Французской академии наук, по достоинству оценил это «синтетическое» произведение, не столь большое по объему, но «ясное и полное», сопровожденное рядом схем, таблиц, перечнем понятий, позволившее лучше понять и предвидеть, чтобы суметь предпринять конкретные шаги: «Оно не делает никаких пророчеств, оно перечисляет различные возможности близкого будущего. Полемо-логический анализ возможных конфликтов привлечет внимание всех читателей. Я не хочу лишать свежести чувств, которые может вызвать чтение такой объективной, такой математической в своих выводах книги. Достаточно отметить, что заключение этих размышлений не ввергает в безнадежность. Авторы этой книги стараются сделать возможным акт свободы, который.. может еще спасти человечество. Все не так фатально. Но для того, чтобы быть свободным, нужно разбираться. Цель данного произведения — помочь разобраться и предвидеть, для того, чтобы мочь. И можно пожелать (и предсказать) ему самое широкое распространение» .
Данное исследование явилось своеобразным творческим итогом для Гастона Бутуля, сумевшего объединить вокруг себя единомышленников, образовавших французскую школу полемологии.
Вниманию читателей журнала предлагается небольшой отрывок из этого произведения, чтобы они могли составить собственное мнение о том направлении в исследовании войны, которое связано с именем французского ученого Гастона Бутуля.
Соловьёв А.В.,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, член Российской ассоциации политической науки
1 De Bordas J. Editorial // Etudes potemologiques, 1981. № 24. P. 5.
2 Bouthoul G., Carrere R. Le dёfi de la guerre (1740-1974), deux siecles de guerres et de revolutions. Paris: PUF, 197б.
3 Bouthoul G., Carrere R., Annequin J.-L., Guerres et civilisations...
4 Ibid. P. 14.