Научная статья на тему 'А. С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности'

А. С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
411
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВОЙНА / ТЕРРОРИЗМ / ПОЛЕМОЛОГИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / МИРОВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / А.С. ПАНАРИН / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ГУМАНИЗМ / ALEXANDER PANARIN / MODERNITY / GLOBALIZATION / WAR / TERRORISM / POLEMOLOGY / DEMOGRAPHY / GEOPOLITICS / GLOBAL CIVIL WAR / SCIENTIFIC SCHOOL / HUMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьев Алексей Васильевич

Статья посвящена разработке темы конфликта в творчестве А.С. Панарина. Автор показывает основные направления понимания конфликта российским философом, сравнивая его с такими французскими исследователями конфликта, как Г. Бутуль, основатель полемологии. Панарин предстает в статье в качестве исследователя, отошедшего от советской парадигмы рассмотрения конфликтов, но не принявшего безоговорочно аксиологию западных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexander Panarin: At the Wellsprings of New Interpretation of Conflict

In today's world, in the face of escalating all types of conflict, development of social and armed conflict theory is of particular importance. Philosophical and politological approaches to conflict study, especially among civilizational and polemological conceptions, as well as creativity of their authors are no less interesting. The most significant men of great caliber among such philosophers are, on my mind, Alexander Panarin in Russia, and Jean Fourastié and Gaston Bouthoul in France. Comparative study of their approaches to contemporary conflicts is even more interesting that the theme of A. Panarin’s Ph.D. dissertation was a critical analysis of J. Fourastié’s social concepts. The subject of my study is development of conflict problem in Panarin’s works upwards his first writings in comparison with cognate ideas and tendencies intrinsic to French political and sociological thought in the meantime. Among methods used for these purposes in my study, such as bio-bibliographical and analytical-reading approaches, and discursive analysis, the main is comparative method. By means of this I compare A. Panarin’s views at various stages of his creativity, and also consider those ones in comparison with Fourastié’s and Bouthoul’s researches in polemology. In my article, I show although Panarin’s ideas formed and strengthened in absentee dialogue with French philosophical, socio-political and economic thought, Russian philosopher’s judgments and conclusions are completely original. Thus, French polemologist Gaston Bouthoul has written polemology examines wars, peace, and violent conflicts in all their elements, not only on event-level; but also at the level of conditions; but especially and more deeply at the level of structures (demographic structure, demo-economic, geographical, historical, political, mental etc.) and functions, and almost all of these themes are reflected in Panarin’s works. However, all these issues have been reflected by Panarin exclusively within Russian civilizational context and within the context of political analysis of the post-Soviet Russian ruling class’ activities and intentions (which Panarin defined as ‘liberal dismantling of Russia’). As to Panarin’s methodology, I show he uses multi-level analysis to identify the springs of changes occurring in the globalized world and to uncover the motives of the subjects of these changes. He is looking for the causes of constant conflictness not only in the field of international relations, but also in political anthropology, political psychology, geopolitics, etc. I conclude A.S. Panarin's views on relationship between leading global players, as well as his realistic forecasts are correlated with global social and philosophical trends, but not because of his views and forecasts dependence on ‘second-hand’ ideas; this is because Panarin’s philosophy, being Russian by its senses, belongs to the world treasury of philosophical thought.

Текст научной работы на тему «А. С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 9. Вып. 1 • 2015

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА.

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 civilizations in the age of globalism,

on the Occasion of 75th anniversary of the Birth of Alexander s. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Band 9, Ausgabe 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von a.s. Panarin

Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Философия политики А.С. Панарина

УДК (167:327.5)Панарин

Соловьев А.В.

А.С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

Соловьев Алексей Васильевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: [email protected]

Статья посвящена разработке темы конфликта в творчестве А.С. Панарина. Автор показывает основные направления понимания конфликта российским философом, сравнивая его с такими французскими исследователями конфликта, как Г. Бутуль, основатель полемологии. Панарин предстает в статье в качестве исследователя, отошедшего от советской парадигмы рассмотрения конфликтов, но не принявшего безоговорочно аксиологию западных исследователей.

Ключевые слова: современность, глобализация, война, терроризм, полемология, демография, геополитика, мировая гражданская война, А.С. Панарин, научная школа, гуманизм.

Чтобы понять место, занимаемое проблемой конфликта в творчестве Александра Сергеевича Панарина, стоит обратиться к его творческой биографии, так как в ней можно найти ответ на поставленный вопрос. А.С. Панарин родился в 1940 году, в период между началом первой мировой и началом Великой Отечественной войны. Исторические события 1939—1945 гг. в огромной степени повлияли на судьбы мира и не могли не оказать влияния на жизнь молодого человека, появившегося на свет в этот переломный момент истории, не только в плане личной, но и творческой судьбы. «Хрущевская оттепель» сформировала у него критическое отношение к истории своей страны, но не подорвала любви к Отечеству, которая была характерна для большинства советских людей того периода. Вехи его творческого пути свидетельствуют о своеобразии его научных устремлений, преломивших как в призме события недавней истории. После окончания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1966 г., которое прерывалось в связи с отчислением, и аспирантуры философского факультета в 1971 он защитил кандидатскую диссертацию в 1974 г. по теме «Критика социальной доктрины Жана Фурастье» [Панарина 1974]. Работа над кандидатской, а впоследствии и докторской диссертацией определили направление его научных интересов. Ни в коей мере нельзя отказать А.С. Панарину в оригинальности его идей, выдвинутых в различных работах, но нужно признать, что эти идеи сформировались и окрепли в ходе заочного диалога с западной, по преимуществу французской философской, социально-политической и экономической мыслью.

Alexander S. Panarin's Political Philosophy / politische Philosophie von A.S. Panarin

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1 Zivilisationen in der Ära des Globalismus.

Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. А.С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

Занимаясь критикой социальной доктрины Ж. Фурастье1, А.С. Панарин совершенствовал методологию критического

1 Фурастье Жан (Jean Fourastié, 1907—1990) — французский экономист, социолог, философ, доктор права. Член Академии моральных и политических наук (с 1968 г.) Член Французского института полемологии. Автор многочисленных работ по экономике, социологии. Во многих работах постановка вопросов экономического и социального характера приобретает философское звучание. См.: Fourastié J. Note sur la philosophie des sciences. Paris: Presses Universitaires de France (PUF), 1948; Idem. Le Grand Espoir du XXe siècle. Progrès technique, progrès économique, progrès social. Paris: PUF, 1949; Idem. La Civilisation de 1960. Paris: PUF, 1947 (переработанные издания вышли в 1953 под названием: La Civilisation de 1975, в 1974 — под названием La Civilisation de 1995 и в 1982 — под названием: La Civilisation de 2001. 11e éd.: 1982); Idem. La Grande Métamorphose du XXe siècle. Essais sur quelques problèmes de l'humanité d'aujourd'hui. Paris: PUF, 1961; Idem. Prévision, futurologie, prospective. Cours de l'Institut d'Études Politiques de Paris. 1973—74. Paris: Beauchesne, 1974; Idem. L'Église a-t-elle trahi? Dialogue entre Jean Fourastié et René Laurentin. Paris: Beauchesne, 1974; Idem. Les Trente Glorieuses, ou la révolution invisible de 1946 à 1975. Paris: Fayard, 1979; Idem. Ce que je crois. Paris, Grasset, 1981.

анализа социальных учений как таковых. Это сыграло неоценимую службу в его дальнейшей теоретической эволюции и в значительной степени определило его оппозиционные настроения по отношению к окружавшей его социальной и политической реальности. Выбор темы кандидатской диссертации молодым советским ученым, на наш взгляд, был очень удачным, потому что он познакомился с творчеством по достоинству уважаемого мыслителя Франции, известного своими философскими, экономическими и социологическими трудами не только в своей стране, но и за ее пределами. Многие темы в творчестве А.С. Панарина были созвучны проблемам, которые ставились Ж. Фурастье в его работах, однако их осмысление всегда носило у русского ученого оригинальный характер.

Александр Сергеевич Панарин Жан Фурастье

(1940-2003) (Jean Fourastié, 1907-1990)

Докторская диссертация «Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма» [Панарин 1991] явилась следующей важной вехой научного восхождения А.С. Панарина. Во главу угла исследования легли два актуальных явления современности, оказывающие сильное влияние на развитие современного мира, что было не случайным, так как автора интересовали процессы социокультурного и политического развития мезо- и макроуровня. Недаром одним из приоритетных направлений исследований Панарина являются глобализационные процессы. Осмысливая происходящее в сфере международных отношений, автор не мог пройти мимо такого важного момента, как новый миропорядок и способы его установления. Поэтому проблемы войны, терроризма, социального конфликта вызывали у ученого неподдельный интерес. Заметим здесь, что в своих работах А.С. Панарина не только дает геополитический прогноз развития политических систем на ближайшие десятилетия, но и излагает основы его методологии [Панарин 1999, 2002.а], а в таких трудах, как «Горизонты гражданской войны» и «Север — Юг: сценарии обозримого будущего» [Панарин 2003.а, б] ставит вопрос о возможности глобальной гражданской войны бедных с богатыми. Причиной этому является бедственное положение обнищавших слоев, загнанных в угол и вынужденных создавать глобальные силы самообороны. Такой футурологиче-ский прогноз достоин сравнения с похожими идеями К. Шмитта2, писавшего о «мировой гражданской войне» [Schmitt 2007].

2 Карл Шмитт (Carl Schmitt, 1888—1985) — немецкий юрист, философ и политический теоретик, оказавший большое влияние на развитие политической теории, теории права, европейской философии и политической теологии ХХ—ХХ1 вв.

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1 Zivilisationen in der Ära des Globalismus.

Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. А.С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

Реакция российского политолога на события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке была моментальной, но не совпадающей с официальной позицией. Она была отражением его взглядов на национальные интересы России и призывом к их осознанию российским истеблишментом. Такое отношение к предполагаемому втягиванию России в русло американской

V/ ^ w V

антитеррористической политики было здоровой реакцией российского мыслителя, пережившего последствия горбачевской инициативы с «общечеловеческими ценностями», которые привели к печальным геополитическим и геостратегическим результатам для России. Свою позицию он четко изложил в своем выступлении «Онтология террора» в МГУ на «круглом столе», организованном сразу после терактов в Нью-Йорке [Панарин 2001].

Будучи достойным продолжателем традиций русской философии в осмыслении войны как социального процесса, А.С. Панарин посвятил объемное исследование роли российской интеллигенции в войнах и революциях ХХ века [Панарин 1988]. Название этой работы показывает, насколько его исследование подпадает под критерии, выдвигаемые французской школой полемологии к тематике исследований войны3. По объему и характеру оно напоминает большое

3 Полемология — наука о войне (от греч. polemos — война и logos — наука, учение). Основателем данного направления научного знания является французский социолог, философ Гастон Бутуль (Gaston Bouthoul, 1896—1980). Подробнее см. [Соловьев 2006].

исследование, осуществленное Г. Бутулем и Р. Каррером «Вызов, брошенный войной (1740—1974), два века войн и революций» [Bouthoul, Carrère 1976]. Жан Фурастье, член Французского института полемологии, в предисловии к этой книге отмечает сложность познания войны:

«Человечество умеет с точностью до доли секунды рассчитать затмение спутников планеты Юпитер, оно умеет создать электронно-вычислительные машины, способные обработать десятки миллионов данных в минуту, но не умеет ни предвидеть, ни избежать ни гражданского насилия, ни войны с иностранными государствами, которые в течение тысячелетий поливают и продолжают поливать кровью земные города и веси... Такое положение дел зависит, вполне очевидно, от того, что политическая и социальная сфера гораздо труднее поддается изучению, чем сфера астрономии, электроники или физики, хотя все и каждый безапелляционно рассуждают о политике, в то время как редкий среди нас возьмет на себя смелость свободно обращаться с алгоритмами, используемыми точными науками» [Bouthoul, Carrère 1976, p. 9].

Гастон Бутуль Обложка первого издания монографии

(Gaston Bouthoul, 1896—1980) Г. Бутуля и Р. Каррера «Вызов, бро-

шенный войной (1740—1974), два века войн и революций» (Le défi de la guerre (1740-1974), deux siècles de guerres et de révolutions. Paris: PUF, 1976)

Фурастье, как и основатель полемологии Г. Бутуль, ратовал за создание «новой науки о войне» — полемологии. Методология и содержательная сторона названного исследования получили развитие в следующем коллективном труде французских полемологов — «Войны и цивилизации (от предыстории до ядерно-космической эры)» [Bouthoul, Carrère, Annequin 1980].

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. А.С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

Но одной тематикой полемологические аспекты творчества А.С. Панарина не заканчиваются. Работа «Стратегическая нестабильность XXI века» [Панарин 2002.б], опубликованная в журнале «Москва», с 4-го по 12-й номерах 2002 года, показала, насколько важна полемологическая составляющая проблемы стабильности современного мира. Из четырех глав работы две посвящаются проблеме военного конфликта как средства разрешения социального конфликта. Футурологи-ческие предвидения автора сразу рисуют перспективы развития отношений между основными субъектами международных отношений. Название первой главы имеет характер предвидения — «Третья мировая война как судьба поколения XXI века». В ней автор дает анализ ситуации и обосновывает выдвинутый тезис. Это обоснование носит методологически честный характер, так как используемый автором инструментарий является нейтральным средством, используемым для идеологически непредвзятого анализа политических систем разного типа. Здесь присутствует тонкий социально-философский анализ политических реалий, сложившихся в результате поражения Советского Союза в «холодной войне». Он свободен от мифов и идеологем, направленных на индоктринацию массового сознания, он направлен на выяснение глубинных причин событий постсоветского периода.

Почему война занимает столь важное место в процессе анализа указанного исторического периода? Потому, что автор искренне обеспокоен судьбами человечества, в силу того, что слишком многое поставлено на карту. Он недвусмысленно указывает на инициатора обострения напряженности в мире и дает подробные объяснения этому феномену. Приведем лишь небольшой фрагмент из рассуждений А.С. Панарина:

«Люди "старого типа" умели долго ждать и жили неторопливо. Патологическая торопливость человека новой формации объясняется не только чрезвычайным ускорением современного ритма жизни. Наряду с вмешательством техники, лихорадящей нашу жизнь, не меньшую роль играет вмешательство идеологии, подстегивающей нас в глубинно-экзистенциальном смысле. Сегодня самым идеологическим народом на земле, несомненно, являются американцы. Полнота их идентификации с новым великим учением объясняется тем, что по меркам этого учения именно они являются "избранным народом", именно им вручена миссия и обещано конечное торжество. Поэтому и решения, которые принимает Америка, — это апокалипсические решения, отмеченные близостью окончательной разводки исторической драмы человечества. Мировая война за окончательное торжество либерального идеала во всем мире для США — то же самое, что мировая революция для большевиков первого призыва. Как те, так и другие уже не способны воспринимать людей другой формации обычным человеческим образом: они наделяются демоническими чертами носителей последнего зла. Вопреки всяким разглагольствованиям о толерантности, плюрализме, диалоге и прочих реликтах старого либерального сознания, новое либеральное сознание абсолютно монологично, абсолютно закрыто для апелляций извне, для свидетельств другой позиции и другого опыта» [Панарин 2002.б].

А.С. Панарин применяет многоуровневый анализ, рассматривая проблему как изнутри, так и снаружи. Он стремится выявить пружину изменений, происходящих в глобализирующемся мире. Это происходит через различные подходы к раскрытию мотивов субъектов, заинтересованных в закреплении полемогенных факторов. Кстати, российский политолог ищет причины постоянной конфликтности не только в области международных отношений, но и в политической антропологии, политической психологии, геополитике и т.д.:

«На самом деле осознание социального контекста новейшей мировой войны и стоящей за нею истории классового противостояния позволяет увидеть логику в событиях, казалось бы, лишенных всякой логики, и увеличивает нашу способность анализа и предвидения. Социальный контекст мировой войны, или социальная парадигма видения, не только дополняет недавно возобладавшую геополитическую парадигму, но и корректирует диктуемые ею стратегии. Геополитическое видение только по претензии является глобальным; на самом деле его квазинатуралистические, квазигеографические дифференциации и противопоставления зиждутся на презумпции укорененности в почву, в территорию. Социальная парадигма позволяет увидеть в поведении участников их транстерриториальные, транснациональные мотивы: здесь африканец может выступать в союзе с европейским безработным и против соплеменника и единоверца, находящегося по ту сторону гражданской (классовой) границы. Совсем не случайно все успешные "рыночники" (рынок — категория, скрывающая буржуазную идентичность) в странах не-Запада, как правило, выступают в роли сторонников американского "нового мирового порядка". Иными словами, эти рыночники приберегли для себя классовое сознание и классовую позицию в развернувшемся глобальном конфликте, одновременно запрещая сделать это тем, кто находится по другую сторону противостояния» [Панарин 2003.б].

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. А.С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

Такой междисциплинарный подход в исследовании проблем стабильности вполне оправдан, так как достижение ее — это комплексный процесс, предполагающий динамичное взаимодействие многих факторов, реально влияющих на равновесие. Вместе с тем, А.С. Панарин утверждает относительный характер этого равновесия, которое может быть нарушено при определенных обстоятельствах.

Многие озабочены проблемами, подвергающими их существование опасностям. Специалисты по конфликтам достаточно пессимистично настроены по отношению перспектив развития отношений между государствами. Ив-Мари Лолан4 так

4 Ив-Мари Лолан (Yves-Marie Laulan, р. 1934) — французский экономист, демограф, политик, глава Института геополитики народонаселения, автор эссе по вопросам военной экономики и демографии; был членом Комиссии по экономике и бюджету нации, занимал должность госсекретаря партии «Объединение в поддержку Республики» (RPR), председателя экономического Комитета НАТО.

охарактеризовал будущее международных отношений:

«В любом случае, война в Заливе лишь простой, относительно небольшой эпизод в череде геополитических подземных толчков, которые потрясут весь мир» (цит. по [Daudel 1992, p. 190]).

Такая мрачная перспектива волнует также умы передовых ученых планеты, осознающих наличие критических точек, которые могут стать источником катаклизмов мирового масштаба. Так, например, в январе 1988 г. в Париже на конференции лауреатов Нобелевской премии под названием «Надежды и опасности накануне XXI века» обсуждались насущные вопросы мирового развития. Конференция была организована по инициативе Президента Франции Ф. Миттерана и лауреата Нобелевской премии мира 1986 г. Э. Визеля. В ней приняло участие 75 лауреатов Нобелевской премии. Многие из них в своих выступлениях отмечали опасные тенденции развития мирового сообщества.

Один из участников конференции — В. Леонтьев (лауреат Нобелевской премии по экономике за 1973 г.) — охарактеризовал дихотомию «богатые страны — бедные страны» как скандал нашего времени. Он подчеркнул, что, если эта проблема не будет решена, то это может привести к взрыву нищеты: «Богатые сидят на бочке с порохом» [Promesses et menaces... 1988, p. 50]. Ученый утверждает, что это неравенство стало невыносимым, а поэтому все более и более опасным. На открытии этой конференции Ф. Миттеран сказал мудрые слова:

«Принято противопоставлять работу ученого, которая создает только суждения о фактах, и политическую деятельность, которая направляет действия в соответствии с теми ценностями, которые мы выбираем. Я спрашиваю себя, действительно ли это классическое противопоставление всегда является хорошим методом, когда я вижу, как науки воздействуют на наши нравы, определяют наш выбор, формируют будущее. Политик сегодня должен держать себя скромно перед ученым, и чем более внимательным он будет к его трудам, тем в меньшей степени будет его заложником, тем меньше ему придется сталкиваться с проблемами, которые он не предвидел и не понял» [Promesses et menaces... 1988, p. 18—19].

Характерно, что так же, как и в рамках французской полемологии, где на определенном этапе возникла новая расширительная трактовка полемологии не только как науке о войне, но и как науке о социальном конфликте [Freund 1983], А.С. Панарин органически рассматривает эти две стороны конфликтности во взаимной связи. Однако он идет в своих «полемологических» изысканиях гораздо дальше французских исследователей и их западных коллег из других стран, не пытавшихся создать системную объяснительную модель современного общества, проникнутого антагонизмом. В своих работах он не использует термин «полемология» и его производные, тем не менее, они пронизаны полемологическим контекстом. Российский философ затрагивает одну из принципиальных тем классической французской полемологии — демографию. Но снова он полнее, чем ортодоксальные полемологи рассматривает соотношения между демографией и конфликтогенными ситуациями. У него нет прямой зависимости между численным выражением населения и состоянием равновесия и безопасности общества. Подобные корреляции лежат в работах Панарина в области сознания и психологии. Оценивая демографическую ситуацию, ее факторы и тенденции он пишет:

«Недавние исследования, проведенные под руководством профессора И.А. Гундарова во Всероссийском государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины, открыли неожиданный факт: оказывается, главным деструктивным фактором, вызывающим преждевременную смертность людей и снижение общей продолжительности жизни в национальном масштабе, являются не материальные лишения сами по себе, а чувство

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. А.С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

закрытой перспективы, исторической безнадежности. Исследования ведут к выводу о духовной детерминации здоровья нации. Материальное положение населения СССР в военном 1945 г. по сравнению с 1940 г. было несравненно хуже (потребление мяса сократилось на 62%, молока — на 51%, яиц — на 72%, сахара — на 55%, картофеля — на 54%). Тем не менее смертность у женщин (в отличие от воевавших мужчин) и обычная заболеваемость у мужчин значительно уменьшились. "...Оздоровительной силой стала энергия надежды, рожденная Сталинградской битвой... После войны в странах Восточной Европы, образовавших социалистическую систему, наблюдалось почти двукратное снижение смертности к середине 1960-х годов. Объяснять этот эффект ростом материального благосостояния невозможно, так как в Западной Европе, где достаток повышался значительно быстрее, такого улучшения здоровья не наблюдалось. Основное различие заключалось в том, что народы стран Варшавского договора устремились строить новое, как им тогда казалось, более справедливое общество, и эта духовная энергия оказала мощный оздоровительный эффект. Наоборот, вслед за окончанием хрущевской "оттепели" разочарование "застоем" привело после 1964 года к ухудшению здоровья и росту смертности. Неблагоприятные демографические процессы 1970-х годов разворачивались в странах социалистического лагеря на фоне непрерывного улучшения уровня жизни населения". В СССР, как отмечается, этот фактор "веры и надежды" породил своеобразную циклическую динамику в демографической области. Перестройка создала новый климат "весенних ожиданий" в обществе, что немедленно сказалось в виде нового снижения смертности населения. Очередной кризис ожиданий, перерастание перестройки в "катастройку", в ситуацию перманентного распада немедленно отразилось на демографических показателях, приведя в конечном счете к нынешней демографической катастрофе» [Панарин 2003.6].

В одном из номеров французского журнала «Полемологические исследования»5 обозначена предметная область

5 Журнал, издававшийся французским Институтом полемологии с 1965 г. до конца ХХ в. сначала под названием "Guerre et paix / Wars and Peace" на французском и английском языках, с 1971 г. — под названием "Etudes polé-mologiques".

полемологии, в которую включено достаточно много критериев, которые определены следующим образом:

«Полемология изучает войны, мир и конфликты с применением насилия во всех их элементах: не только на событийном уровне; но также на уровне конъюнктур; но особенно и более глубоко на уровне структур (демографические структуры, демо-экономические, географические, исторические, политические, ментальные.) и функций» [I.F.P.... 1975, p. 69].

В работах А.С. Панарина отражены почти все из перечисленных сюжетов.

Одной из сильных сторон творчества А.С. Панарина является геополитический анализ. Это один из общих моментов в творческой биографии ученого. Проф. В.Н. Расторгуев пишет по этому поводу:

«Его исследования легли в основу ряда масштабных научных программ. Становление русской цивилизации проводится во многом с опорой на методологию Панарина — с учетом социальных, геополитических и природных факторов, а также этнокультурных особенностей российских регионов, их социального и экономического потенциала, специфики конфессий, исторически представленных на территории России и, прежде всего, с учетом особой миротворческой и государствообразующей миссии Русской православной Церкви» [Расторгуев 2010, с. 7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассуждения А.С. Панарина проникнуты пониманием геополитических реалий современного мира. Они приоткрывают завесу над очередной мифологемой, выгодной западной цивилизации и их адептам. В «Стратегической нестабильности XXI века» он пишет:

«Геостратегическое мышление Соединенных Штатов "зреет" по мере того, как происходит все более откровенная социальная поляризация мира и открываются две противоположные перспективы: одна — для избранных, предназначаемых для вхождения в новое информационное общество, другая, противоположная, — для отверженного большинства мира. Америке становится все более ясным, что новый мировой порядок — расистский по своей глубинной сути — не может держаться на какой-то инерции — он требует силового обеспечения. Следовательно, война, которую уже фактически начала сверхдержава, — это мировая гражданская война, разделяющая экспроприируемых и экспроприаторов. В этом — ключ к объяснению и самого характера войны, и со-

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1 Zivilisationen in der Ära des Globalismus.

Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. А.С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

путствующих ей "символических репрессий" — расчеловечивание жертв агрессии, выводимых за рамки цивилизованного отношения» [Панарин 2002.6].

В связи с этим нам представляется странным тот факт, что не всегда среди коллег политологов существует объективная оценка вклада других представителей своего «цеха». Например, в главе «Геополитика» учебного пособия «Теория политики» под редакцией Б.А. Исаева в параграфе «Современная российская геополитическая школа» перечислены ведущие современные геополитики России. Среди них — имена А.Г. Дугина, В.В. Жириновского, Г.А. Зюганова, К.С. Гаджиева, Н.С. Мироненко, В.А. Колосова. Нет оснований оспаривать мнение авторского коллектива. Однако, к сожалению, в списке не нашлось места А.С. Панарину. Трудно назвать причину. Может быть, коллектив авторов не знаком с произведениями Панарина и их содержанием? Может быть, у него нет работ, где в названии присутствует термин «геополитика»? Может быть, не нравится резкость суждений автора и отсутствие политкорректности по ряду проблем? Нет нужды продолжать выдвижение гипотез по этому поводу. Из сказанного можно сделать вывод, что, наверное, наступает время обратиться к серьезному и беспристрастному исследованию творчества А.С. Панарина, что частично уже происходит. Здесь встает очень важный вопрос — о существовании научной школы, которая смогла бы обеспечить это.

Понятие «школа» имеет немаловажное значение для понимания генезиса идей, их распространения, взаимодействия, их значения и авторитетности. Эти проблемы поднимались в работах отечественных ученых [Ойзерман 1971; Каменский 1968; Горский 1972; Коростелев, Краев 1981]. Несмотря на расхождение в деталях на понятие «школы» в науке, авторы сходятся на его важности для систематизации взглядов различных мыслителей по какому-либо основанию (или основаниям). Сущностными моментами, выделяемыми различными исследователями для утверждения о существовании «школы» являются следующие:

— наличие группы ученых, объединенных единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов; не обязательно объединенных в формальные научные коллективы, организационно оформленные и предполагающие субъективное осознание каждым членом своего отношения к нему;

— наличие выработанного отношения к другим школам или течениям;

— выбор и решение тех или иных проблем;

— выработка нового знания;

— существование определенной традиции и дальнейшее ее творческое развитие с возможностью ее модификации;

— связь с деятельностью ее основателя (основателей), предполагающая наличие отношений «учитель-ученик» и «основоположник-продолжатель».

Обращаясь к вопросу о школе, созданной А.С. Панариным, можно утвердительно сказать, что существует наследие, есть ученики и продолжатели и многое другое, о чем сказано выше, о чем хорошо пишет В.Н. Расторгуев в книге, посвященной 70-летию А.С. Панарина «Пророк в своем отечестве» [Расторгуев 2010]. Чтобы школа продолжала существовать и крепла, надо заинтересовать студентов, аспирантов и преподавателей творчеством российского философа и политолога. Ведь именно им в недалеком будущем предстоит расставить на свои места имена тех, кто внес вклад в развитие науки.

В заключении приведем цитату более чем двадцатилетней давности:

«...он заслуживает признания как философ и гуманист. Его творчество, прежде всего, является творчеством свободного человека, стремящегося к познанию, которому удалось это сделать, по крайней мере в личном плане, и который в течение жизни, в которой он остался верным своим ранним убеждениям, обрел, никогда не отдаляясь от него, природный оптимизм.» [Bize 1994].

Эти слова были написаны Пьером Биз по поводу кончины Ж. Фурастье. Их можно в полной мере отнести к русскому ученому А.С. Панарину. Истинные ученые похожи друг на друга независимо от того, где они родились. И то, что А.С. Панарин посвятил много внимания проблеме конфликта, лишний раз доказывает гуманистическую направленность его творчества.

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. A.C. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

ЛИТЕРАТУРА

1. Горский В.С. «Философская школа» как понятие / / Философские науки. 1972. № 1. С. 82 — 88.

2. Каменский З.А. История философии отдельного народа // Вопросы философии. 1968. № 3. С. 63 — 73.

3. Коростелев Г.М., Краев В.С. Буржуазные концепции народонаселения. Критический анализ. М.: Финан-

сы и статистика, 1981.

4. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского про-

цесса. М.: Мысль, 1971.

5. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алгоритм, 2002.а.

6. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях политической нестабильности. М.:

Едиториал УРСС, 1999.

7. Панарин А.С. Горизонты глобальной гражданской войны [Электронный ресурс] / / Наш современник, 2003.а

№ 9. С. 220—240. Филиппов-Град. Режим доступа: http:// www.filgrad.ru/ texts/panarin/ panarin4.htm.

8. Панарин А.С. Критика социальной доктрины Жана Фурастье. Дисс. ... к. филос. н. М., 1974.

9. Панарин А.С. Онтология террора (выступление на «круглом столе» «Экономико-философского собрания»

МГУ, 06.10.01 г.) [Электронный ресурс] // Хронос. Режим доступа: http://www.hrono.info/statii/ 2002/ panarin01 .html.

10. Панарин А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях ХХ века. М.: Едиториал

УРСС, 1998.

11. Панарин А.С. Север-Юг: сценарии обозримого будущего / / Наш современник. 2003.б. № 5. С. 239—263.

12. Панарин А.С. Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма. Дисс. ... д. филос. н.

М., 1991.

13. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность XXI века [Электронный ресурс] / / Москва. 2002.б. №№ 4-12. Биб-

лиотека думающего о России. Режим доступа: http://www.patriotica.ru/books/panar_strategy/p_1.html.

14. Расторгуев В.Н. Пророк в своем отечестве. О прогностическом даре Александра Панарина. М.: ГАСК, 2010.

15. Соловьев А.В. Французская школа полемологии: этапы становления / / Вестник Московского универси-

тета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 3. С. 32—42.

16. Bize P. "Jean Fourastié (1907—1990)." Dictionnaire biographique 1794-1955: Les professeurs du Conservatoire

National des Arts et Métiers. Paris: INRP, CNAM, 1994. Comité Fourastié - Sauvy Réalisé. N.p., n.d. Web. <http: / / www.fourastie-sauvy.org / accueil / qui-est-jean-fourastie / biographiefourastie /1 -biographie>.

17. Bouthoul G., Carrère R. Le défi de la guerre (1740-1974), deux siècles de guerres et de révolutions. Paris: PUF, 1976.

18. Bouthoul G., Carrère R., Annequin J.-L. Guerres et civilisations (de préhistoire a l'ère nucléo-spatiale). Paris: FEDN. 1980.

19. Breton P. "Y a-t-il vraiment de nouvelles guerres?: Ou quand la modernité cache mal l'archaïsme." Revue des

sciences sociales 35 (2006): 22 — 27.

20. Craciun L. "Conceptual Framework in Polemology." The International Annual Scientific Session Strategies XXI.2

(2013): 167—172.

21. Daudel C. "Idéologies, politiques, stratégies: le devenir des partis pris." Stratégique 54 (1992): 189 — 208.

22. Fourastié J. Ce que je crois, Paris: Grasset, 1981.

23. Fourastié J. La Civilisation de 1960. Paris: PUF, 1947.

24. Fourastié J. La Civilisation de 2001. 11e éd. Paris: PUF, 1982.

25. Fourastié J. La Grande Métamorphose du XXe siècle. Essais sur quelques problèmes de Vhumanité d'aujourd'hui. Paris:

PUF, 1961.

26. Fourastié J. L'Eglise a-t-elle trahi? Dialogue entre Jean Fourastié et René Laurentin. Paris: Beauchesne, 1974.

27. Fourastié J. Les Trente Glorieuses, ou la révolution invisible de 1946 à 1975, Paris: Fayard, 1979.

28. Fourastié J. Note sur la philosophie des sciences, Paris, Presses Universitaires de France, 1948; Fourastié J. Le Grand

Espoir du XXe siècle. Progrès technique, progrès économique, progrès social. Paris: PUF, 1949.

29. Fourastié J. Prévision, futurologie, prospective, Cours de l'Institut d'Etudes Politiques de Paris. 1973-74. Paris:

Beauchesne, 1974.

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. A.C. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

30. Freund J. Sociologie du conflit. Paris: PUF, 1983.

31. Gleditsch N.P., Nordkvelle J., Strand H. "Peace Research — Just the Study of War?." Journal of Peace Research 51.2

(2014): 145 — 158.

32. "I.F.P.: Champ de la polémologie française." Etudes polémologiques 15 (1975): 68 — 70.

y

33. Klinger M. "Dix années d'Etudes Polémologiques (1971 — 1981). La mise en œuvre du projet scientifique de Gas-

ton Bouthoul." Revue des Sciences Sociales 35 (2006): 14 — 21. PDF-file. <http://www.revue-des-sciences-sociales.com/pdf/rss35-klinger.pdf>.

34. Promesses et menaces à l'aube du XXIe sciècle. Conférence des lauréats du prix Nobel à Paris. 18-21 janvier 1988. Paris:

Odile Jacob, 1988.

y

35. Schmitt C. La guerre civile mondiale, essais 1953 -1973, Alfortville: Éditions è®e, 2007.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Соловьев, А. В. А.С. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности [Электронный ресурс] / А.В. Соловьев // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 9. — Вып. 1: Цивилизации в эпоху глобализма. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина. Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490е-aprovr_e-ast9-1.2015.22.

ALEXANDER PANARIN: AT THE WELLSPRINGS OF NEW INTERPRETATION OF CONFLICT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alexey V. Soloviev, Ph.D., Associate Professor, Lomonosov Moscow State University, Philosophical Department, Chair of Philosophy of Politics and Law

E-mail: [email protected]

In today's world, in the face of escalating all types of conflict, development of social and armed conflict theory is of particular importance. Philosophical and politological approaches to conflict study, especially among civilizational and polemological conceptions, as well as creativity of their authors are no less interesting. The most significant men of great caliber among such philosophers are, on my mind, Alexander Panarin in Russia, and Jean Fourastie and Gaston Bouthoul in France. Comparative study of their approaches to contemporary conflicts is even more interesting that the theme of A. Panarin's Ph.D. dissertation was a critical analysis of J. Fourastie's social concepts.

The subject of my study is development of conflict problem in Panarin's works upwards his first writings in comparison with cognate ideas and tendencies intrinsic to French political and sociological thought in the meantime. Among methods used for these purposes in my study, such as bio-bibliographical and analytical-reading approaches, and discursive analysis, the main is comparative method. By means of this I compare A. Panarin's views at various stages of his creativity, and also consider those ones in comparison with Fourastie's and Bouthoul's researches in polemology.

In my article, I show although Panarin's ideas formed and strengthened in absentee dialogue with French philosophical, socio-political and economic thought, Russian philosopher's judgments and conclusions are completely original. Thus, French polemologist Gaston Bouthoul has written polemology examines wars, peace, and violent conflicts in all their elements, not only on event-level; but also at the level of conditions; but especially and more deeply at the level of structures (demographic structure, demo-economic, geographical, historical, political, mental etc.) and functions, and almost all of these themes are reflected in Panarin's works. However, all these issues have been reflected by Panarin exclusively within Russian civilizational

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. A.C. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

context and within the context of political analysis of the post-Soviet Russian ruling class' activities and intentions (which Panarin defined as 'liberal dismantling of Russia').

As to Panarin's methodology, I show he uses multi-level analysis to identify the springs of changes occurring in the globalized world and to uncover the motives of the subjects of these changes. He is looking for the causes of constant conflictness not only in the field of international relations, but also in political anthropology, political psychology, geopolitics, etc.

I conclude A.S. Panarin's views on relationship between leading global players, as well as his realistic forecasts are correlated with global social and philosophical trends, but not because of his views and forecasts dependence on 'second-hand' ideas; this is because Panarin's philosophy, being Russian by its senses, belongs to the world treasury of philosophical thought.

Keywords: Alexander Panarin, modernity, globalization, war, terrorism, polemology, demography, geopolitics, global civil war, scientific school, humanism.

References:

1. Bize P. "Jean Fourastié (1907—1990)." Dictionnaire biographique 1794-1955: Les professeurs du Conservatoire

National des Arts et Métiers. Paris: INRP, CNAM, 1994. Comité Fourastié - Sauvy Réalisé. N.p., n.d. Web. <http: / / www.fourastie-sauvy.org / accueil / qui-est-jean-fourastie / biographiefourastie /1 -biographie>.

2. Bouthoul G., Carrère R. Le défi de la guerre (1740-1974), deux siècles de guerres et de révolutions. Paris: PUF, 1976.

3. Bouthoul G., Carrère R., Annequin J.-L. Guerres et civilisations (de préhistoire a l'ère nucléo-spatiale). Paris: FEDN. 1980.

4. Breton P. "Y a-t-il vraiment de nouvelles guerres?: Ou quand la modernité cache mal l'archaïsme." Revue des

sciences sociales 35 (2006): 22 — 27.

5. Craciun L. "Conceptual Framework in Polemology." The International Annual Scientific Session Strategies XXI.2

(2013): 167—172.

6. Daudel C. "Idéologies, politiques, stratégies: le devenir des partis pris." Stratégique 54 (1992): 189 — 208.

7. Fourastié J. Ce que je crois, Paris: Grasset, 1981.

8. Fourastié J. La Civilisation de 2001. 11e éd. Paris: PUF, 1982.

9. Fourastié J. La Grande Métamorphose du XXe siècle. Essais sur quelques problèmes de l'humanité d'aujourd'hui. Paris:

PUF, 1961.

10. Fourastié J. L'Eglise a-t-elle trahi? Dialogue entre Jean Fourastié et René Laurentin. Paris: Beauchesne, 1974.

11. Fourastié J. Les Trente Glorieuses, ou la révolution invisible de 1946 à 1975, Paris: Fayard, 1979.

12. Fourastié J. Note sur la philosophie des sciences, Paris, Presses Universitaires de France, 1948; Fourastié J. Le Grand

Espoir du XXe siècle. Progrès technique, progrès économique, progrès social. Paris: PUF, 1949.

13. Fourastié J. Prévision, futurologie, prospective, Cours de l'Institut d'Etudes Politiques de Paris. 1973-74. Paris:

Beauchesne, 1974.

14. Freund J. Sociologie du conflit. Paris: PUF, 1983.

15. Gleditsch N.P., Nordkvelle J., Strand H. "Peace Research — Just the Study of War?." Journal of Peace Research 51.2

(2014): 145 — 158.

16. Gorsky V.S. "'Philosophical School' as a Concept." Philosophical Sciences 1 (1972): 82 — 88. (In Russian).

17. "I.F.P.: Champ de la polémologie française." Etudes polémologiques 15 (1975): 68 — 70.

18. Kamensky Z.A. "Philosophy History of the Solitary People". Problems of Philosophy 3 (1968): 63 — 73. (In Russian).

19. Klinger M. "Dix années d'Etudes Polémologiques (1971 — 1981). La mise en œuvre du projet scientifique de

Gaston Bouthoul." Revue des Sciences Sociales 35 (2006): 14 — 21. PDF-file. <http://www.revue-des-sciences-sociales.com/pdf/rss35-klinger.pdf>.

20. Korostelev G.M., Kraev V.S. Bourgeois Concepts of Population. Critical Analysis. Moscow: Finansy i statistika

Publisher, 1981. (In Russian).

21. Oizerman T.I. Main Philosophical Schools of Thought: Theoretical Analysis of Historical and Philosophical Process. Mos-

cow: Mysl Publisher, 1971. (In Russian).

22. Panarin A.S. The Global Political Forecasting. Moscow: Algoritm Publisher, 2002. (In Russian).

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Соловьев А.В. A.C. Панарин: у истоков нового прочтения конфликтности

23. Panarin A.S. The Global Political Forecasting under Conditions of Political Instability. Moscow: Editorial URSS Pub-

lisher, 1999. (In Russian).

24. Panarin A.S. "Horizons of global civil war." Nash Sovremennik [Our Contemporary] 9 (2003) 220 — 240. Philippe's

Grad. N.p., n.d. Web. <http://www.filgrad.ru/texts/panarin/panarin4.htm>. (In Russian).

25. Panarin A.S. "North — South: Scenarios of the Foreseeable Future." Nash Sovremennik [Our Contemporary] 5 2003:

239 — 263. (In Russian).

26. Panarin A.S. "Strategic Instability of the Twenty-First Century." Moscow 4-12 2002. Library of Russia-minded. N.p.,

n.d. Web. <http://www.patriotica.ru/books/panar_strategy/p_1.html>. (In Russian).

27. Panarin A.S. Criticism of Jean Fourastié's Social Doctrine. Ph.D. diss. Moscow, 1974. (In Russian).

28. Panarin A.S. Modern Civilization Process and Phenomenon of Neo-Conservatism. Doctoral diss. Moscow, 1991. (In Russian).

29. Panarin A.S. "Ontology of Terror: Speech at the 'Round Table' 'Economic and Philosophical Meetings', Mos-

cow State University, 6 Oct. 2001." Chronos. N.p., n.d. Web. <http://www.hrono.info/statii/2002/ panarin01.html>. (In Russian).

30. Panarin A.S. Russian Intellectuals in Twenty-century World Wars and Revolutions. Moscow: Editorial URSS Publish-

er, 1998. (In Russian).

31. Panarin A.S. Strategic Instability in the Twenty-First Century. Moscow: Algoritm Publisher, 2003. (In Russian).

32. Panarin A.S. The Global Political Forecasting. Moscow: Algoritm Publisher, 2002. (In Russian).

33. Panarin A.S. The Orthodox Civilization. Moscow: Institute of Russian Civilization Publisher, 2014. (In Russian).

34. Promesses et menaces à l'aube du XXIe sciècle. Conférence des lauréats du prix Nobel à Paris. 18-21 janvier 1988. Paris:

Odile Jacob, 1988.

35. Rastorguev V.N. A Prophet in His Own Land. On Alexander Panarin's Predictive Gift. Moscow: State Academy of

Slavonic Culture Publisher, 2010. (In Russian).

36. Schmitt C. La guerre civile mondiale, essais 1953 -1973, Alfortville: Editions è®e, 2007.

37. Soloviev A.V. "French School of Polemology: Stages of Becoming." Herald of Moscow University. Series 12: Political

Science 3 (2006): 32—42. (In Russian).

Cite MLA 7:

Soloviev, A. V. "Alexander Panarin: At the Wellsprings of New Interpretation of Conflict." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time. Civilizations in the Age of Globalism: On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin. Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University] 9.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast9-1.2015.22>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.