Научная статья на тему 'Цивилизации и варварство: будущее России в глобальной перспективе'

Цивилизации и варварство: будущее России в глобальной перспективе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
444
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАД / ЕВРОПА / РОССИЯ / РУССКАЯ ИДЕЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МИССИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ЛИБЕРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛИТА / WEST / EUROPE / RUSSIA / RUSSIAN IDEA / CIVILIZATIONAL MISSION / DEMOCRACY / LIBERAL SOCIETY / ELITE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Панарин Александр Сергеевич

В статье представлена философско-аналитическая позиция А.С. Панарина по те трем ключевым вопросам: 1) о причинах и факторах, которые привели к распаду страны (в этой связи Панарин ставит нетривиальный вопрос о том, кто же потерпел поражение в холодной войне СССР или Россия?); 2) об изоляции России от окружающего мира или, как определяет это феномен Панарин, её глобальное одиночество (здесь Панарин излагает свою оценку отношений России с «сообществом цивилизованных государств», прежде всего в контексте современного ему этапа строительства Европейского дома); 3) о качествах правящей элиты, её интересах и намерениях. Статья представляет собой несколько сокращенный текст одного из последних публичных выступлений Панарина доклада, прочитанного преподавателям и студентам Государственной академии славянской культуры, научного и образовательного центра, в создании которого Панарин принимал самое деятельное участие. Текст подготовлен к печати В.Н. Расторгуевым по стенограмме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civilization and Barbarism: Russia''s Future in a Global Perspective

Electronic Scientific Almanac Space and Time presents Alexander Panarin’s article devoted to estimating contemporary political situation around Russia. This is text of one of the latest Panarin’s lecture at State Academy of Slavic Culture (this scientific and educational center was established through Panarin’s active involvement). In his speech (and in this article respectively), Panarin raises three key problems of understanding the current geopolitical moment and analyzed them based on his civilizational paradigm. The first key problem is causes and factors that led to the disintegration of Soviet Union. In this respect, Panarin asks nontrivial question: who lost in the Cold War, the USSR or Russia? Answering his own question, Panarin criticizes an idea of democracy’s victory in its ‘uncompromising battle against totalitarianism’ (under this approach, communism is one of the most dangerous forms of totalitarianism). The second key theme is the isolation of Russia from the outside world, or as Panarin defines this phenomenon, Russia’s global loneliness (this theme run like a golden thread through the last Panarin’s books Orthodox Civilization in a Globalized World and Strategic Instability of the Twenty-First Century ). It is impossible to conceal this loneliness from those who penetrate into Russian history and tries to estimate the relationship between Russia and the "community of civilized states", especially at the present stage of the European House construction. Finally, the third theme is an assessment of the quality of ruling elite, its interests and intentions. Panarin conclude the Liberal program was a fiasco. It proved to be utopia, more absurd than the communist one. Liberal presumption of welfare (underlying this program and grounded in aspiration to turn all into owners) is absolutely untenable, even in theory. A liberal society is a society of minorities. Therefore, the main question is how to rehabilitate the poorest majority of the world, how to return to those who are not owners, human dignity and social rights. Panarin emphasizes that the old archetype of Russia (an old Russian idea) is that Russians are with poor, with the oppressed majority. This is an old Russian idea, and our future lies with this idea. Without this idea the world will turn into a new slavery, and it will be new barbarism for Russia. Russian idea, which requires to rehabilitate the weak and to return them human dignity, is a world-historical idea. This idea has no alternative, if humanity does not want to die. Therefore, Russian mission will be demanded, Panarin says. Based on Panarin’s lecture verbatim, Prof. Valery N. Rastorguev finalized it for publication.

Текст научной работы на тему «Цивилизации и варварство: будущее России в глобальной перспективе»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 9. Вып. 1 • 2015 ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА.

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С. ПАНАРИНА

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Band 9, Ausgabe 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von a.S. Panarin

Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Архив аналитики

УДК 008:327

Панарин А.С.

Цивилизации и варварство: будущее России в глобальной перспективе

Панарин Александр Сергеевич (26 декабря 1940 г., г. Горловка Донецкой обл. — 25 сентября 2003 г., Москва), выдающийся русский мыслитель, философ и культуролог, политический аналитик и публицист, доктор философских наук. Закончил философский факультет МГУ. Тема кандидатской диссертации «Критика социальной доктрины Ж. Фура-стье» (1974), докторской диссертации — «Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма» (1991). С 1984 г. возглавлял сектор социальной философии Института философии РАН, с 1996 г. — заведующий кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Лауреат Ломоносовской премии (1999) и премии А.И. Солженицына (2002), действительный член Российской академии естественных наук, Академии гуманитарных наук, Академии политических наук, член Союза писателей России. Панарин — автор регулярно переиздаваемых и цитируемых 14-ти научных монографий и 8-ми учебников. Основные сочинения: «Философия власти» (1993, в соавт.); «Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством)» (1994); «"Вторая Европа" или "Третий Рим"?» (1996); «Философия политики» (1996); «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке» (1998); «Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века» (1998); «Россия в циклах мировой истории» (1999); «Глобальное политическое прогнозирование» (2000); «Искушение глобализмом» (2000); «Православная цивилизация в глобальном мире» (2002); «Стратегическая нестабильность XXI веке» (2003).

В статье представлена философско-аналитическая позиция А.С. Панарина по те трем ключевым вопросам: 1) о причинах и факторах, которые привели к распаду страны (в этой связи Панарин ставит нетривиальный вопрос о том, кто же потерпел поражение в холодной войне — СССР или Россия?); 2) об изоляции России от окружающего мира или, как определяет это феномен Панарин, её глобальное одиночество (здесь Панарин излагает свою оценку отношений России с «сообществом цивилизованных государств», прежде всего в контексте современного ему этапа строительства Европейского дома); 3) о качествах правящей элиты, её интересах и намерениях.

Статья представляет собой несколько сокращенный текст одного из последних публичных выступлений Панарина — доклада, прочитанного преподавателям и студентам Государственной академии славянской культуры, научного и образовательного центра, в создании которого Панарин принимал самое деятельное участие. Текст подготовлен к печати В.Н. Расторгуевым по стенограмме.

Ключевые слова: Запад, Европа, Россия, русская идея, цивилизационная миссия, демократия, либеральное общество, элита.

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Панарин А.С. Цивилизация и варварство: будущее России в глобальной перспективе

Прежде чем рассуждать о том, какое будущем ждет Россию, следует оценить политическое положение, в котором она находится. Но как подступиться к этой проблеме, если она затуманивается господствующими стереотипами? Многое зависит от умения задать себе и другим нетривиальные вопросы, которые позволят заново открыть ее фактуру. Остановимся на трех вопросах.

Уже первый вопрос заставляет нас задуматься и обратиться к недавней истории: кто и почему потерпел поражение в холодной войне — СССР или Россия?

Второй вопрос требует особого внимания: почему Россия оказалась сегодня в одиночестве, а точнее, в глобальном одиночестве? Именно такое тревожное мироощущение возникает, когда нам открывается политическая картина мира. Наша страна необыкновенно одинока. Еще недавно многие рассчитывали на то, что Россия войдет в Европейский дом, в сообщество цивилизованных государств, однако реальность оказалась иной: такого одиночества за всю свою историю Россия еще не испытывала.

И третий вопрос: как ведет себя ныне и как поведет себя в будущем в этих условиях правящая элита, каковы её намерения, чего от нее можно ожидать?

Начнем с того, кто потерпел поражение. Нам навязывалось, да и сегодня навязывается мнение, согласно которому в результате непримиримой борьбы, а точнее, войны между демократией и тоталитаризмом, победу одержала демократия, а коммунизм, который в данном случае рассматривается как одна из наиболее опасных форм тоталитаризма, потерпел поражение. В результате, якобы, выиграли все — и мировое сообщество, и Россия, поскольку она стала демократической и будет принята в семью европейских народов. Но, как видите, ничего подобного не произошло. Ситуация, скорее, совершенно обратная. Так что же произошло сегодня с Россией?

Дело в том, что Запад уже давно, со времен великих географических открытий, на заре модерна рассматривал мир как объект своих интересов. Деление мира на цивилизацию и варварство возникло не сегодня и не вчера. Прецедент был создан еще в Древней Греции: греки оценивали себя как единственную в мире цивилизацию, которую окружают варвары... Это деление было воспроизведено в Европе Нового времени. И когда Запад стал колонизовать остальной мир, возникло своеобразное видение истории, в соответствии с которым именно Запад является основным субъектом мирового развития, а все остальные страны, или так называемая периферия должны быть безгласным объектом его воли.

Случилось так, что Россия стала единственным исключением из этого «правила». Это единственная «незападная» страна, которая так и не стала колонией Запада. И это исторический факт, который не вписывается в программу Запада. Когда обрушился коммунизм, мы ожидали, что Россия будет принята с распростертыми объятиями. Но сегодня мы видим, что Россия вновь стала главным объектом западной агрессии. Эта агрессия проводится в разных формах, пока без применения военных методов. И дух агрессии ощущается не только профессиональными дипломатами и политиками, но многими из тех, кто далек от политики.

Сегодня наши оппоненты борются уже не с коммунизмом и не с тоталитаризмом. Они борются с русской идеей. Для них главный источник опасности — это русская идея. В чем же проявляется такая борьба? Приведу всего один пример. По приглашению Валентина Распутина я был в Иркутске на Днях русской культуры. Участникам встреч подсовывали, в том числе и Распутину, простую мысль. Ее суть в том, что вы, писатели-деревенщики, выразили замечательное этнографическое своеобразие России. Ваша заслуга в том и состоит, что вы, мол, представили неповторимый, традиционный облик России. Я, конечно, не мог промолчать, не высказать своего мнения. Я сказал, что Валентин Распутин вовсе не представлял этнографическую Россию, да и сама русская идея отнюдь не является идеей этнографической. И напрасно нас, русских, считают нацией, которая тем и славна, что носит сарафаны, кушаки и пьет чай из самоваров. Русская идея есть вселенская идея, всемирно-историческая, идея мессианская.

Больше всего наши оппоненты боятся, чтобы с нашей идеей не были связаны ни надежды всего человечества, ни поиск альтернатив. Именно поэтому нас хотят загнать в гетто этнографии, показав, что русский самобытный тип — это нечто безнадежно устаревшее, отставшее от современности, нечто, способное нести в себе разве что прекрасное этнографическое разнообразие. Задача в том и заключается, чтобы подать русскую идею под знаком этнографического своеобразия, но отнять у нее мессианский потенциал.

Если же мы хотим понять мессианскую роль России, то она заключается примерно в следующем. Россия всегда выступала на стороне слабых против сильных. Наша миссия в мире в том и заключается, чтобы не поддаваться диктату силы. Россия только тогда имела сильную внутреннюю политику, когда российское государство опиралось на слабых против сильных — против бояр, олигархов, против так называемых «сильных людей». Точно так же обстояло дело и на

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Панарин А.С. Цивилизация и варварство: будущее России в глобальной перспективе

международной арене. Наша внешняя политика была сильной, когда Россия поддерживала освободительное движение против колонизаторов всех мастей. Именно этого смертельно боялись и боятся наши оппоненты. Поэтому и говорят они про русскую этнографию, но ни в коем случае — про русскую мессианскую идею.

Почему Россия сегодня оказалась в таком одиночестве? Потому что наши правящие круги, все те же демократы, составили совершенно неправильный диагноз, избрали заведомо тупиковый путь. Они почему-то решили сменить саму идентичность России. И это по отношению к стране, которая была выразительницей протеста всех слабых, нищих духом, обиженных, угнетенных, эксплуатируемых, оскорбленных. Решено было не только отказаться от этой идеи, но и добиться прямо противоположного. Сегодня, по мнению политической элиты, Россия — это страна богатых, и выражает она победоносную идею тех, кто сильнее. Но здесь произошел роковой сбой. Дело в том, что в действительности богатые, живущие в нашей стране, не любят Россию. Да и полюбить ее им, видимо, так и не суждено. Все мы знаем, что результаты приватизации не легитимны, что наш народ не давал права раздаривать государственную собственность за бесценок нескольким десяткам фамилий. Поэтому богатые и чувствуют себя столь неуютно в этой стране. Они всегда будут ее бояться и никогда не назовут своей. Точно также она останется чужой, изгойской, маргинальной страной для стана богатых всего мира.

Не менее важный вопрос — как относятся к России в стане бедных? Дело в том, что правящая элита, по сути, спровоцировала их негативное отношение к России, которая принуждена была стать союзником богатых в борьбе с бедными. Современную ситуацию можно охарактеризовать как мировую гражданскую войну, суть которой — в реванше богатых. Подчеркиваю, речь идет именно о гражданской планетарной войне, сталкивающей новых богатых с новыми бедными. Предыдущая, левая фаза мирового исторического цикла или эпоха отвоевания бедными у богатых своих социальных прав длилась примерно 150 лет. Она началась с 1848 года, со дня революции в Европе, и закончилась на рубеже 70-80 годов ХХ века, когда по Европе прокатилась так называемая неоконсервативная волна. Не все тогда разобрались, что

V/ V/ м V/ ^ V/

стоит за этой волной. А ее суть, как, впрочем, и суть новой либеральной идеологии заключается в том, что это идеология реванша богатых над бедными.

Победители повели себя как расисты, с презрением относящиеся к бедным. Увы, официальная Россия решила разделить это презрение. Не будучи сама богатой страной, она почему-то решила поддерживать этот чуждый ей реванш. В результате Россия сразу потеряла всех своих союзников и на постсоветском пространстве, и в Азии, и в Африке, и в Латинской Америке, и в арабском мире. Правда, многие бывшие союзники наделены какой-то великодушной интуицией. Они чувствуют, что перед ними не настоящая Россия, что за официальным фасадом пробивается к свету какая-то другая Россия — исконная, которая всегда была союзником слабых в борьбе с сильными. Именно официальная Россия сегодня одинока и на Западе, поскольку ее так и не приняли в стан богатых, и на Востоке, поскольку она отвернулась от бедных. Здесь кроется причина ее рокового одиночества.

Теперь — о поведении элиты. Конечно, все наши головокружительные поражения связаны с поведением элиты. Все это можно было заметить и в 1991 году, и даже в 1990 году, когда так называемая демократическая Россия вышла из состава Советского Союза. Как тогда объясняли этот выход? Весьма просто: есть, мол, внутренняя Азия, которая гирей висит на ногах России, и с этой внутренней Азией Россия никогда не станет демократической, не приобретет демократический менталитет, ее никогда не примут в богатую демократическую Европу. Поэтому надо сбросить гирю азиатчины и выйти из состава СССР. Вот так Россию «очистили» от азиатской примеси, принудив выйти из состава СССР. А с годами наши правящие круги сделали «новое открытие»: русское национальное большинство тоже оказалось на большом подозрении. Следуя этой логике, мы, русские, тоже (как и азиаты) обладаем неким «недемократическим менталитетом». Поэтому-то нас вряд ли когда-нибудь вообще примут на Западе. Каков же выход? Пусть примут не всех, а меньшинство этой страны. Если раньше говорили, что им не подходит СССР, но Россию примут, то теперь обнаруживается, что Россию, может быть, и примут, да не всю, а лишь некое ее благополучное меньшинство, которое способно стать собственником, которое обладает демократическим менталитетом. Оно-то и войдет в Европейский дом, а российское большинство обречено на статус маргиналов, изгоев в мировой политике, изгоев в собственной стране. Вот и настал момент истины: большинство отнесено к изгоям, ему отказано в социальной поддержке, в гражданских правах.

Теперь несколько слов об альтернативах. Конечно, при нынешней элите никакой благополучной альтернативы у России нет. Дело в том, что наша элита поддалась американской провокации. Американские советники тихо и доверительно подсказали: вы, демократы, живете в недемократической стране, и на вашу собственность, которая никогда не станет легитимной в этой стране, всегда будет посягать большинство. Поэтому держите-ка вы свои капиталы за границей, в

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Панарин А.С. Цивилизация и варварство: будущее России в глобальной перспективе

частности, у нас, в американских банках, а мы станем гарантом неприкосновенности вашей собственности. Есть в этом предложении, правда, деликатная сторона: ваши вклады сохранятся в наших банках. По этой причине мы с пониманием отнесемся к вашим проблемам, если вы будете с должным пониманием относится к американским геополитическим интересам. В противном случае информация о том, каковы ваши сбережения и каково их происхождение, может и просочиться. Последствия известны: кто остановит всех этих журналистов, конгрессменов, которым может прийти в голову, к примеру, провести слушания о законности происхождения ваших капиталов, а может быть и об их аресте. За этим диалогом стоит реальная проблема: к власти пришла новая элита, которая уже не идентифицирует себя с этой страной.

Правда, такая тенденция характерна не только для нашей страны. Граждане многих стран мира в своем подавляющем большинстве были, например, категорически против агрессии США в Ираке, но политическая элита этих стран поддержала вторжение. В современном глобальном мире элита не идентифицирует себя с туземным большинством, ибо воспринимает себя гражданами мира. Она подотчетна не столько перед собственным населением, сколько перед международными центрами власти, ответственность перед которыми несравненно более значима. Все очевиднее появляется тенденция к выходу правящей элиты из системы национального контроля, национального консенсуса, национального согласия. К сожалению, эта общая тенденция достигла наиболее острого, наиболее жесткого выражения именно в России...

Мы упомянули о военном вторжении в Ирак. Здесь та же ситуация. Иракский народ готов был сопротивляться, но был предан своей элитой. Иногда даже называют сумму в долларовом исчислении, за которую так называемая иракская элита продала свой народ: три миллиарда долларов плюс гарантии личной безопасности. И этого оказалось достаточно, чтобы свернуть всякое сопротивление.

Одну из своих статей я так и назвал «Народ без элиты». Горько сознавать, но русский народ остался без элиты. Точнее, правящая элита от него отвернулась, поскольку не идентифицирует себя с народом. Иными словами, перед нами ситуация, в какой-то мере напоминающая феодальную эпоху до начала формирования крупных наций. Тогда феодалы делили территории между собой, развязывали династические войны безотносительно к национальным интересам. Сегодня мы, по сути, возвращаемся к этой архаике, но с существенной поправкой: нынешняя либеральная власть куда опаснее. Она не оставляет России шансов на самосохранение. А за красочными перспективами развития, которые нам рисуют в рамках нынешней либеральной фазы, проступают тенденции, имеющие катастрофическое значение для нашей страны, для подавляющего большинства ее граждан.

Но не будем предаваться унынию и пессимизму. Когда в дом приходит беда — будь то судьба государства или личная биография, — не надо абсолютизировать нынешнее состояние, надо противопоставить себя нынешнему состоянию, переместить точку в горизонт более или менее отдаленного будущего. Давайте поместим себя в этот более или менее отдаленный горизонт. Я думаю, что либеральная фаза мирового цикла скоро закончится. Заканчивается и «американский век». Дело в том, что американцы в свои недолгие годы безраздельного господства в мире, чуть больше 10 лет, наломали столько дров, так скомпрометировали себя, что они проели свой моральный капитал окончательно. Я могу привести такую аналогию. Когда умерла коммунистическая идея? В 1968 году, когда наши войска ввели в Чехословакию. Именно тогда коммунизм стал называться «танковым коммунизмом», и наши друзья в Европе перестали быть нашими друзьями. Левая интеллигенция отвернулась от СССР, и от этого удара не удалось отправиться ни коммунизму, ни Советскому Союзу. Так вот, после известных бомбардировок в Югославии и в Ираке американскую демократию называют «бомбомета-тельной», и от этого уже не оправится ни американская демократия, ни западная демократия вообще. Вот та печать, несмываемая печать «бомбометательной» демократии, из-за которой сегодня развертывается уже не элитарная, а массовая идеология антиамериканизма. Чем больше продажных представителей политической элиты в различных странах мира служит Америке, купившей их услуги, тем сильнее народы этих стран ненавидят ту же самую Америку.

Теперь о либеральной власти в целом. Либеральная власть занимается апологетикой гражданского общества, понимаемого как неисторический феномен. На самом деле гражданское общество на наших глазах качественно изменилось. Чтобы понять, что оно представляет собой сегодня, достаточно почитать труды тех же самых либеральных идеологов. Гражданское общество сегодня — это война всех против всех, война агрессивных индивидуалистов друг против друга, рудимент социал-дарвинизма. Оно замешано на расизме и ведет к расизму, порождает гражданскую войну, а вовсе не демократию, не плюрализм и не консенсус, как полагают очень наивные люди. В этом обществе победители не расценивают побежденных как людей: ни сострадания, ни жалости, ни участия.

В основе такого превращения лежит известная логика: если я, к примеру, ограбил вас, то я должен либо назвать себя негодяем и жить с осознанием этого, либо я должен сказать себе: ну и поделом потерпевшему, разве э то т человек

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Панарин, А. С. Цивилизация и варварство: будущее России в глобальной перспективе [Электронный ресурс] / А.С. Панарин // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 9. — Вып. 1: Гражданское общество и общество граждан: вопросы теории и практики. Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast9-1.2015.61.

Панарин А.С. Цивилизация и варварство: будущее России в глобальной перспективе

достоин собственности? В социал-дарвинистском гражданском общества витает призрак внутреннего расизма: обделенные, потерпевшие поражение, не выдержавшие естественного отбора признаются недочеловеками. И это колоссальная историческая катастрофа, возврат к дохристианской эпохе, возврат к агрессивному язычеству, восстановление рабовладельческой картины мира. Да, вслед за расизмом приходит и призрак нового рабовладения. Я не шучу и не преувеличиваю. Об этом, кстати, свидетельствует и практика, принятая у некоторой части «новых русских», которые мне доверительно рассказывали, как эксплуатируют молдаван. «Я, — говорил один из «новых русских», — его нанимаю, обещаю 300 долларов в месяц и предупреждаю, что за каждую ошибку — штраф. Потом задаю такой темп и так изматываю его, что через три месяца, измочаленный и переставший быть личностью, он вообще ничего не получает».

Та же картина и на Западе. Здесь никто и не скрывает, что целый ряд работ и профессий, которые по-прежнему остаются массовыми, белый западный человек выполнять не будет, да и не в состоянии их выполнить. Это удел новых рабов — легальных и нелегальных эмигрантов. Почему власти смотрят сквозь пальцы на незаконную эмиграцию? Ответ прост: если ты законный эмигрант, то можешь претендовать на какие-то права, если же незаконный, то нет у тебя никаких прав, а ты просто тварь дрожащая. Таким образом, перспектива нового рабства — это программа, способная уничтожить научно-технический прогресс, возрождающая бесплатный труд. Перед человечеством стоит угроза колоссального срыва, падения назад, в какие-то палеонтологические глубины истории. Если человечество не хочет сорваться в эту бездну, ему надо принимать меры. Но и этого недостаточно — надо позаботиться о душе. Альтернатива падению — это, в первую очередь, реабилитация бедных. Если в логике пространства закономерно побеждают физически сильнейшие, то в логике метаисторического времени, открытой мировыми религиями, торжествуют униженные. Реальная политическая история прокладывается между этими полюсами.

Либеральная программа потерпела фиаско. Она оказалась чистейшей, абсолютной утопией, куда более абсурдной, чем коммунистическая утопия. Лежащая в основе этой программы либеральная презумпция всеобщего благоденствия, основанная на том, что мы всех сделаем собственниками, абсолютно несостоятельна, даже теоретически. Те же американцы не скрывают, что при таком исходе планета просто взорвется от экологической перегрузки. Эта презумпция несостоятельна и практически, потому что все мы знаем, что либеральные программы — это программы для меньшинства. Сегодня и Москва становится городом для меньшинства. В некоторые магазины мы с нашей зарплатой уже не можем войти, как, впрочем, и попасть в рестораны, кафе. Это тоже предназначено для меньшинства, но не для нас с вами. Либеральное общество в целом — общество меньшинства. Поэтому главный вопрос для нас — как реабилитировать большинство, беднейшее большинство мира, как вернуть ему человеческое достоинство, а вслед за этим и социальные права.

Но как реабилитировать несобственника ? Задача не из простых. Для ее решения человечество нуждается в пробуждении христианского чувства, в понимании великого подвига Христа, который обращается к нищим духом со словами «вы наследуете землю». Я думаю, что старый архетип России, старая русская идея заключается в том, что мы с бедным, с угнетенным большинством. Это старая русская идея, и за ней будущее. Без этой идеи мир превратится в новое рабство, а России грозит новое варварство. Наша русская идея, требующая реабилитировать слабого и вернуть ему человеческое достоинство — это всемирно-историческая идея. И ей нет альтернативы, если человечество не хочет погибнуть. Русская миссия будет востребована. С этой перспективой надо жить.

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Cite MLA 7:

Panarin, A. S. "Civilization and Barbarism: Russia's Future in a Global Perspective." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time. Civil Society and Society of Citizens: Issues of Theory and Practice. Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University] 9.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast9-1.2015.61>. (In Russian).

Панарин А.С. Цивилизация и варварство: будущее России в глобальной перспективе

CIVILIZATION AND BARBARISM: RUSSIA'S FUTURE IN A GLOBAL PERSPECTIVE

Alexander S. Panarin (26 Dec. 1940, Gorlovka, Donetsk Region — 25 Sep. 2003, Moscow), D.Phil., was outstanding Russian thinker, philosopher and culture specialist, political analytic and publicist. He graduated Philosophical Department of Moscow State University. His Ph.D. dissertation was The Critics of J. Fourastie's Social Doctrine (1974), while Doctoral one was Modern Civilization Process and the Phenomenon of Neo-Conservatism (1991). From 1984 onwards, he was the Head of Social Philosophy Sector at Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences, and in 1996 he became the Head of Chair of Theoretic Political Science at Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University. He was the Lomonosov Prize and Solzhenitsyn Prize laureate (in 1999 and 2002 respectively), member of the Russian Academy of Natural Sciences and Academy of Political Sciences, and he also was member of the Union of Writers of Russia. Panarin was the author of 8 textbooks and 14 scientific monographs, among the most famous are: Philosophy of Power (1993, co-authored by K.S. Gadzhiev, V.V. Il'in and A.V. Ryabov); Russia in Civilizational Process (Between Atlanticism and Eurasianism) (1994); 'The Second Europe' Or 'the Third Rome'? (1996); Philosophy of the Politics (1996); Revenge of History: Russian Strategic Initiative in Twenty-First Century (1998); Russian Intellectuals in the World's Wars and Revolutions of 20th Century (1998); Russia in the Cycles of the World's History (1999); Global Political Forecasting (2000); Globalism Temptation (2000); Orthodox Civilization in a Globalized World (2002); Strategic Instability in the Twenty-First Century (2003).

Electronic Scientific Almanac Space and Time presents Alexander Panarin's article devoted to estimating contemporary political situation around Russia. This is text of one of the latest Panarin's lecture at State Academy of Slavic Culture (this scientific and educational center was established through Panarin's active involvement). In his speech (and in this article respectively), Panarin raises three key problems of understanding the current geopolitical moment and analyzed them based on his civilizational paradigm. The first key problem is causes and factors that led to the disintegration of Soviet Union. In this respect, Panarin asks nontrivial question: who lost in the Cold War, the USSR or Russia? Answering his own question, Panarin criticizes an idea of democracy's victory in its 'uncompromising battle against totalitarianism' (under this approach, communism is one of the most dangerous forms of totalitarianism).

The second key theme is the isolation of Russia from the outside world, or as Panarin defines this phenomenon, Russia's global loneliness (this theme run like a golden thread through the last Panarin's books Orthodox Civilization in a Globalized World and Strategic Instability of the Twenty-First Century). It is impossible to conceal this loneliness from those who penetrate into Russian history and tries to estimate the relationship between Russia and the "community of civilized states", especially at the present stage of the European House construction.

Finally, the third theme is an assessment of the quality of ruling elite, its interests and intentions.

Panarin conclude the Liberal program was a fiasco. It proved to be utopia, more absurd than the communist one. Liberal presumption of welfare (underlying this program and grounded in aspiration to turn all into owners) is absolutely untenable, even in theory. A liberal society is a society of minorities. Therefore, the main question is how to rehabilitate the poorest majority of the world, how to return to those who are not owners, human dignity and social rights. Panarin emphasizes that the old archetype of Russia (an old Russian idea) is that Russians are with poor, with the oppressed majority. This is an old Russian idea, and our future lies with this idea. Without this idea the world will turn into a new slavery, and it will be new barbarism for Russia. Russian idea, which requires to rehabilitate the weak and to return them human dignity, is a world-historical idea. This idea has no alternative, if humanity does not want to die. Therefore, Russian mission will be demanded, Panarin says.

Based on Panarin's lecture verbatim, Prof. Valery N. Rastorguev finalized it for publication.

Keywords: the West, Europe, Russia, Russian idea, civilizational mission, democracy, liberal society, elite.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.