Научная статья на тему 'О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В ШКОЛЕ'

О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / физика / математика / педагогическая система / познавательная деятельность / интегративная связь. / integration / physics / mathematics / pedagogical system / cognitive activity / integrative connection.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останов Курбон, Тилавов Рустам Ахтамович, Азимова Фархунда Ахмадовна

в статье рассмотрены некоторые соображения о теоретических основах реализации интегративного подхода к изучению математики и физики в школе. Необходимым условием развития межпредметных отношений является дифференциация и интеграция дисциплин. В настоящее время помимо традиционной педагогической системы существуют так называемые нетрадиционные и инновационные системы. Но проектирование педагогической системы в целом и методических систем в целом отделены друг от друга. Это снижает эффективность обеих систем. При разработке методики преподавания математики и физики актуальной задачей является соединение и объединение этих процессов и тем самым повышение качества знаний и уровня развития познавательных процессов учащихся с помощью математики и физики. Поэтому в статье раскрывается опыт интеграции науки, которое отражается в трех основных компонентах содержания общеобразовательного содержания каждого учебного предмета, особенно математики и физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Останов Курбон, Тилавов Рустам Ахтамович, Азимова Фархунда Ахмадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATIVE APPROACH TO THE STUDY OF MATHEMATICS AND PHYSICS IN SCHOOL

the article discusses some considerations about the theoretical foundations for the implementation of an integrative approach to the study of mathematics and physics at school. A necessary condition for the development of interdisciplinary relations is the differentiation and integration of disciplines. Currently, in addition to the traditional pedagogical system, there are so-called non-traditional and innovative systems. But the design of the pedagogical system as a whole and methodological systems as a whole are separated from each other. This reduces the efficiency of both systems. When developing a methodology for teaching mathematics and physics, an urgent task is to combine and combine these processes and thereby improve the quality of knowledge and the level of development of cognitive processes of students with the help of mathematics and physics. Therefore, the article reveals the experience of science integration, which is reflected in the three main components of the content of the general educational content of each academic subject, especially mathematics and physics.

Текст научной работы на тему «О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В ШКОЛЕ»

О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В ШКОЛЕ Останов К.1, Тилавов Р.2, Азимова Ф.А.3

1Останов Курбон - кандидат педагогических наук, доцент;

2Тилавов Рустам Ахтамович - преподаватель, 3Азимова Фархунда Ахмадовна- студент, кафедра теории вероятностей и прикладной математики;

Самаркандский государственный университет имени Шарофа Рашидова, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые соображения о теоретических основах реализации интегративного подхода к изучению математики и физики в школе. Необходимым условием развития межпредметных отношений является дифференциация и интеграция дисциплин. В настоящее время помимо традиционной педагогической системы существуют так называемые нетрадиционные и инновационные системы. Но проектирование педагогической системы в целом и методических систем в целом отделены друг от друга. Это снижает эффективность обеих систем. При разработке методики преподавания математики и физики актуальной задачей является соединение и объединение этих процессов и тем самым повышение качества знаний и уровня развития познавательных процессов учащихся с помощью математики и физики. Поэтому в статье раскрывается опыт интеграции науки, которое отражается в трех основных компонентах содержания общеобразовательного содержания каждого учебного предмета, особенно математики и физики.

Ключевые слова: интеграция, физика, математика, педагогическая система, познавательная деятельность, интегративная связь.

ABOUT THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATIVE APPROACH TO THE STUDY OF MATHEMATICS AND

PHYSICS IN SCHOOL Ostanov K.1, Tilavov R.2, Azimova F.A.3

1Ostanov Kurbon - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Tilavov Rustam Akhtamovich - teacher, 3Azimova Farkhunda Akhmadovna - student, DEPARTMENT OF PROBABILITY THEORY AND APPLIED MATHEMATICS;

SAMARKAND STATE UNIVERSITY NAMED AFTER SHAROFRASHIDOV, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses some considerations about the theoretical foundations for the implementation of an integrative approach to the study of mathematics and physics at school. A necessary condition for the development of interdisciplinary relations is the differentiation and integration of disciplines. Currently, in addition to the traditional pedagogical system, there are so-called non-traditional and innovative systems. But the design of the pedagogical system as a whole and methodological systems as a whole are separated from each other. This reduces the efficiency of both systems. When developing a methodology for teaching mathematics and physics, an urgent task is to combine and combine these processes and thereby improve the quality of knowledge and the level of development of cognitive processes of students with the help of mathematics and physics. Therefore, the article reveals the experience of science integration, which is reflected in the three main components of the content of the general educational content of each academic subject, especially mathematics and physics.

Keywords: integration, physics, mathematics, pedagogical system, cognitive activity, integrative connection.

Опыт интеграции науки отражен в трех основных компонентах содержания общеобразовательного содержания каждого учебного предмета, особенно математики и физики: в системе знаний, качественно изменившейся под влиянием междисциплинарных связей;в системе квалификаций, приобретающей уникальность в учебно-познавательной деятельности, реализующей межпредметные связи; в системе отношений, образующихся с учебными знаниями в процессе синтеза знаний по математике и физике.

Поэтому интеграцию можно рассматривать как процесс с разными стадиями своего развития. Интегративная связь математики и физики может быть реализована на трех основных уровнях:первый уровень образовательного контента - целостность. Это возможно пока только в рамках отдельных циклов, математических и физических факультетов; второй уровень интеграции учебного содержания -

дидактический синтез;- третий уровень - уровень межпредметной связи математики и физики, в настоящее время наиболее распространенный в школьной практике.

Учебная деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся имеют общую процессуальную структуру: цель - мотив - содержание - средство - результат - контроль. Таким образом, на первом целевом этапе учащиеся под руководством преподавателя осознают междисциплинарный характер предлагаемой задачи по математике, анализируют ее условия, отбирают необходимые базовые знания из курса физики, аналогичные операции выполняются при решении задач по физике. При этом учитель направляет внимание, волю, мнение и активность учащихся не только на овладение новыми обобщенными знаниями и способами деятельности, но и на развитие у них навыков переноса и синтеза, личностных качеств.На втором этапе стимулирования преподаватель подчеркивает личную значимость для учащихся успехов в изучении межпредметных задач на основе межпредметных связей, опираясь на командное сотрудничество для достижения общих целей. На результативном этапе учащиеся обобщают новые выводы, связи и таким образом отмечают успех своей работы. На контрольном этапе осуществляется взаимная оценка, взаимный контроль и самоконтроль подготовки учащихся по математике и физике, закрепляется и повторяется качество полученных или новых знаний. Учитель думает, определяет перспективы дальнейшей учебной деятельности. Поэтому «определение межпредметных связей является одним из важнейших условий реализации практико-практического направления обучения математике» [1].

Для того чтобы использовать огромный гуманитарный потенциал в математике и физике, нужны нравственные основания, которые мы связываем с понятиями «истинность суждений», «истинность фактов». Большое значение для студентов имеет мировоззренческое кредо, связанное с пониманием того, как устроен и развивается мир, каково место в нем человека. Эстетический принцип, влияющий на понимание красоты мира через его единство и гармонию; развитие гражданской позиции, связанной с личной вовлеченностью во все происходящее в мире на основе законов природы и воспитанием чувства личной ответственности за будущее этого мира; атеистические устои, в том числе понимание того, что мир развивается на основе объективных законов, - все это оказывает существенное влияние на математическое и физическое мышление учащихся на межпредметных занятиях [2].

Понятие «арифметическая прогрессия» существенно для построения математики, и оно применяется и в физике, и в биологии, но его удаление из них не приведет эти дисциплины к радикальной перестройке. Такая же ситуация с изучением понятия «масса», которое существенно при построении физики, но не определяет построение математики и не является существенным в химии, биологии, а понятие «многоклеточный организм» имеет важное значение для биологии, но не для математики и физики [3] Имеются понятия, принадлежащие к разным областям науки. Например, «Точка» — математика и физика, «энергия»-, физика и биология и другие. Наконец, существуют понятия необходимые при построении этих трех и всех остальных естественнонаучных дисциплин. Например, «функция», «система», «тело», «пространство», «индивид», «множество», «устойчивость», «вероятность», «явление», «преобразование», «симметрия», «равновесие», «феномен», «существование» и другие. Ясно, что в первую очередь интегративные связи должны опираться на понятая, находящиеся в ядре, образованном пересечением всех множеств существенных понятий отдельных дисциплин. Но понятия, входящие в ядро, составляют слишком большую и неопределенную группу. В качестве базовых структурообразующих понятий дисциплин математики и физики, предлагается взять следующие: преобразование, инвариант, симметрия; движение, устойчивость, эволюция [3]. Они являются общими индуктивными. Овладение их сущностью и смыслом учащимися воспринимается на основе житейского опыта, так как каждый школьник многократно сталкивался с ситуациями, в которых проявлялись различные виды симметрии, различные формы устойчивости и эволюции. Обобщенная симметрия возникает всякий раз, когда из группы преобразований некоторого объекта выделяется одна или несколько подгрупп. Группа преобразований задается перечнем инвариантов — признаков, характеризующих объект и не меняющихся при всех преобразованиях, относящихся к данной группе. Подгруппа имеет дополнительные инварианты, кроме тех, которыми определена группа. Каждая подгруппа сама может распадаться на ряд новых подгрупп. В результате образуется иерархическая система симметрий. Конкретное содержание схемы иерархии симметрий определяется областью ее приложения.

Список литературы /References

1. Останов К., Ботиров М.М. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ //Проблемы науки. - 2022. - №. 6 (74). - С. 5-7.

2. Абдуллаев А.Н., Инатов А.И., Останов К. Роль и место использования современных педагогических

технологий на уроках математики //Символ науки. - 2016. - №. 2-1. - С. 49-51.

3. Останов К., Абсаломов Ш.К., Шукруллоев Б.Р. О. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ //Наука, техника и образование. - 2021. - №. 5 (80). - С. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.