Научная статья на тему 'О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ'

О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресоциализация / осужденный / рецидивная преступность / криминология осужденных / исправительное учреждение / методология качественного социологического исследования / resocialization / a prisoner / recidivism / prisoner’s criminology / correctional institution / methodology of qualitative sociological research

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адоевская Ольга Александровна

В статье проанализированы теоретические и практические проблемы ресоциализации осужденных. В науке дискуссионными остаются вопросы о том, может ли ресоциализация сочетаться с репрессией? Кто должен вести ресоциализационную работу? Особые сложности возникают при взаимодействии с той частью осужденных, которые воспринимают приговор как несправедливость и отказываются принимать участие в процессе ресоциализации. Практически отсутствуют исследования о ресоциализации осужденных с точки зрения лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Обоснована важность обращения исследователей к ресурсам криминологии осужденных (Convict Criminology) при изучении процессов ресоциализации осужденных. Сделан акцент на значимости «голосов осужденных» как в научных исследованиях, так и в проводимой пенитенциарной политике. Указано, что изучение причин рецидивной преступности целесообразно проводить в том числе с помощью тех, кто знает об этом лучше других, – осужденных. Представлены первые результаты продолжающегося исследования ресоциализации осужденных. Методом качественного интервью были опрошены лица, которые освободились из мест лишения свободы. Результаты проводимого исследования позволили, в частности, выявить низкий уровень доверия к окружающим у большинства информантов. Поскольку ресоциализация как взаимонаправленный процесс невозможна без доверия – основного элемента социальных отношений между осужденным и лицами, осуществляющими ресоциализационную деятельность, – предложено сфокусировать внимание на формировании культуры доверия. В статье также обоснована значимость методологии качественного социологического исследования процесса ресоциализации осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF RESOCIALIZATION OF PRISONERS

The article analyzes the theoretical and practical problems of resocialization of prisoners. In science, there are questions about whether resocialization can be combined with repression? Who should carry out the resocialization work? Particular difficulties arise when interacting with that part of prisoners who perceive the sentence as injustice and refuse to take part in the process of resocialization. There are virtually no studies on the resocialization of prisoners from the point of view of persons released from correctional institutions. The importance of researchers turning to the resources of convict criminology when studying the processes of resocialization of prisoners is substantiated. Emphasis is placed on the significance of the «voices of convicts» both in scientific research and in current penitentiary policy. It is indicated that it is advisable to study the causes of recidivism, including with the help of those who know about it better than others convicts. The first results of an ongoing study of the resocialization of prisoners are presented. Using the qualitative interview method, people who were released from prison were interviewed. The results of the study made it possible, in particular, to reveal a low level of trust in others among the majority of informants. Considering that resocialization, as a mutually directed process, is impossible without trust as the main element of social relations between the convicted person and the persons carrying out resocialization activities, it is proposed to focus on the formation of a culture of trust. The article also substantiates the importance of the methodology of qualitative sociological research into the process of resocialization of convicts.

Текст научной работы на тему «О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ»

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2023.56.5.001 УДК 343.8

Адоевская Ольга Александровна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34, e-mail: adoevskaya-olga@mail.ru

О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В статье проанализированы теоретические и практические проблемы ресоциализации осужденных. В науке дискуссионными остаются вопросы о том, может ли ресоциализация сочетаться с репрессией? Кто должен вести ресоциализационную работу? Особые сложности возникают при взаимодействии с той частью осужденных, которые воспринимают приговор как несправедливость и отказываются принимать участие в процессе ресоциализации. Практически отсутствуют исследования о ресоциа-лизации осужденных с точки зрения лиц, освобожденных из исправительных учреждений.

Обоснована важность обращения исследователей к ресурсам криминологии осужденных (Convict Criminology) при изучении процессов ресоциализации осужденных. Сделан акцент на значимости «голосов осужденных» как в научных исследованиях, так и в проводимой пенитенциарной политике. Указано, что изучение причин рецидивной преступности целесообразно проводить в том числе с помощью тех, кто знает об этом лучше других, - осужденных.

Представлены первые результаты продолжающегося исследования ресоциализации осужденных. Методом качественного интервью были опрошены лица, которые освободились из мест лишения свободы. Результаты проводимого исследования позволили, в частности, выявить низкий уровень доверия к окружающим у большинства информантов. Поскольку ресоциализация как взаимонаправленный процесс невозможна без доверия - основного элемента социальных отношений между осужденным и лицами, осуществляющими ресоциализационную деятельность, - предложено сфокусировать внимание на формировании культуры доверия. В статье также обоснована значимость методологии качественного социологического исследования процесса ресоциализации осужденных.

Ключевые слова: ресоциализация, осужденный, рецидивная преступность, криминология осужденных, исправительное учреждение, методология качественного социологического исследования.

ABOUT THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF RESOCIALIZATION OF PRISONERS

Summary. The article analyzes the theoretical and practical problems of re socialization of prisoners. In science, there are questions about whether resocialization can be combined with repression? Who should carry out the resocialization work? Particular difficulties arise when interacting with that part of prisoners who perceive the sentence as injustice and refuse to take part in the process of resocialization. There are virtually no studies on the resocialization of prisoners from the point of view of persons released from correctional institutions. The importance of researchers turning to the resources of convict criminology when studying the processes of resocializa-tion of prisoners is substantiated. Emphasis is placed on the significance of the «voices of convicts» both in scientific research and in current penitentiary policy. It is indicated that it is advisable to study the causes of recidivism, including with the help of those who know about it better than others - convicts. The first results of an ongoing study of the resocialization of prisoners are presented. Using the qualitative interview method, people who were released from prison were interviewed. The results of the study made it possible, in particular, to reveal a low level of trust in others among the majority of informants.

Considering that resocialization, as a mutually directed process, is impossible without trust as the main element of social relations between the convicted person and the persons carrying out resocialization activities, it is proposed to focus on the formation of a culture of trust. The article also substantiates the importance of the methodology of qualitative sociological research into the process of resocialization of convicts.

Keywords: resocialization, a prisoner, recidivism, prisoner's criminology, correctional institution, methodology of qualitative sociological research.

Olga A. Adoyevskaya

Сandidate of Law, Аssociate Professor,

Assisl3nt Professor of Сriminal Law and Criminology Department, Samara National Research University, 34, Moscow highway, Samara, Russia, 443086, e-mail: adoevskaya-olga@mail.ru

© 2023 Адоевская О. А.

вестник сюи

Сложные вопросы ресоциализации осужденных находятся в центре внимания российских и зарубежных исследователей в области уголовно-исполнительного права, криминологии, социологии, психологии, медицины. Актуальность этих вопросов повышается в условиях принятия Федерального закона № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» от 6 февраля 2023 г. В законе одной из целей пробации обозначена ресоциализация осужденных.

Но среди ученых и практиков продолжаются дискуссии о том, может ли ресоциализация сочетаться с репрессией? Или в условиях гуманизации уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) необходимо сокращение репрессивного потенциала уголовных санкций с акцентом на ресоциа-лизационной работе? В теории уголовно-исполнительного права нет единства мнений по вопросу о том, кто должен вести ресоциализационную работу. Не всегда учитывается связанная со спецификой личности осужденного его мотивация к освобождению и ресурсы, используемые исправительным учреждением в отношении осужденных. Особые сложности возникают при взаимодействии с той частью осужденных, которые воспринимают наказание как несправедливость, и отказываются принимать участие в процессе ресоциализации. Практически отсутствуют исследования о ресоциализации осужденных с точки зрения лиц, освобожденных из исправительных учреждений.

В пенитенциарной науке ресоциализация личности связывается с воспитательной работой, которую проводят сотрудники исправительных учреждений [1, с. 502-504]. В целях исправления и ресоциализации осужденных Управление воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России в 2018 г. обобщило практики соответствующей работы, издав сборник методических материалов, в который вошли 22 методические рекомендации.

Давая положительную оценку сложившимся практикам воспитательной работы в учреждениях ФСИН России, заметим, что не всегда соблюдаются требования закона о необходимости учета «индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений» (ч. 4 ст. 109 УИК РФ). Следовательно, не соблюдается принцип индивидуализации исполнения наказания (ст. 8 УИК РФ).

Исследователи отмечают, что сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) «не придают должного значения проведению квалифицированной и регулярной воспитательной работы с заключенными под стражу и осужденными» [2, с. 154]. В ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов в местах лишения свободы работники прокуратуры выявляют факты непроведения сотрудниками УИС индивидуальной воспитательной работы с лицами, которые состоят на различных видах профилактического учета как склонные к совершению правонарушений, что приводит к рецидиву преступлений [2, с. 154-155]. В ходе прокурорских проверок выявляется, что индивидуально-воспитательная работа с осужденными ведется формально, без учета их индивидуальных особенностей. На практике имеют место случаи, когда начальники отрядов проводят с некурящими осужденными беседы о вреде курения, а с осужденными за убийство - беседы о недопустимости распространения наркотиков и т. д.

В настоящее время недостаточно организована воспитательная работа с осужденными, содержащимися в запираемых помещениях. Речь идет о камерах штрафных изоляторов (далее -ШИЗО), дисциплинарных изоляторов (далее - ДИЗО), помещениях камерного типа (далее - ПКТ), единых помещениях камерного типа (далее - ЕПКТ), одиночных камерах. Отсутствуют соответствующие методические рекомендации по работе с этой категорией осужденных, которые наиболее остро нуждаются в воспитательном воздействии. При наложении дисциплинарных взысканий не всегда учитываются индивидуальные особенности осужденных. В отдельных случаях администрация злоупотребляет правом наложения взыскания и использует его в качестве давления на осужденного.

В пенитенциарной науке обосновывается, что перевоспитание не может опираться на репрессии (лат. герге88Ю - подавление) в их классическом первоначальном значении. Ю. М. Ткачев-ский и другие видные пенитенциаристы доказывали, что уголовное наказание должно основываться на индивидуальном подходе к каждому осужденному, уважении их человеческого достоинства и повышении их личной ответственности, максимальном сокращении репрессий в течение всего срока отбывания наказания и после его отбытия [3, с. 58-64].

Ю. А. Алферов, проработавший около двадцати лет в исправительных учреждениях, писал, что исправительная система России нуждается «в научно обоснованных программах формирования правопослушной личности...» [4, с. 4]. Ученый доказывал, что «с учетом различных типов

личности осужденных должны разрабатываться разные методы правового воздействия - предупреждающие или стимулирующие то или иное поведение» [4, с. 136-137]. Воспитательная работа может стать действенным инструментом исправления и ресоциализации, если она будет опираться на прикладную социологию, педагогику, психологию и международные стандарты обращения с осужденными [4, с. 198].

В новейших исследованиях, посвященных вопросам ресоциализации осужденных, обосновывается, что «воздействие общества на бывших осужденных носит характер содействия, то есть деятельного участия в решении социальных проблем этих людей с целью облегчить, помочь, поддержать их. Такое воздействие не должно носить насильственный характер» [5, с. 122]. Как пишут ученые, ресоциализация осужденных - это взаимонаправленный процесс: с одной стороны, создание нового социального положения личностью взамен прежнего; с другой - приспособление окружающей среды к потребностям этой личности, предупреждение сложившихся негативных установок в ее отношении (включая стигматизацию и т. д.) [5, с. 122]. Только при этих условиях возможна реинтеграция бывших осужденных в общество.

Зарубежные исследователи отмечают, что «ресоциализация может быть осуществлена только в том случае, если сам осужденный примет участие и будет сотрудничать в этом процессе. Но здесь возникает проблема: как, в какой форме взаимодействовать с той частью осужденных, которые воспринимают приговор как нечто неприятное, как бремя и зачастую несправедливость?» [6, с. 198]. Другими словами, как вовлечь осужденного в процесс ресоциализации и сделать его активным участником этого процесса, если он отказывается от взаимодействия или не доверяет окружающим?

Основоположники криминологии осужденных (Convict Criminology) - нового направления в криминологии - призывают к глубокому изучению личности осужденного, учету его мнения при реформировании пенитенциарной системы. Они убеждены в важности и значимости «голосов осужденных», которые часто недооцениваются в научных исследованиях и проводимой пенитенциарной политике [7, p. 243-248].

Зарубежные криминологи пишут, что качественные интервью могут быть единственным способом сбора данных в уголовно-правовых и криминологических исследованиях. Если вы хотите понять точку зрения тех, кого общество называет девиантами или преступниками, ваша лучшая тактика - поговорить с ними лично. Это особенно верно в отношении труднодоступных групп населения, о которых мало что известно. С помощью интервью вы можете собрать из первых уст рассказы об их мире, которые составляют их жизненный опыт, понять особенности их субкультуры [8, p. 261-293].

Российские криминологи также указывают, что при изучении преступного поведения нельзя «игнорировать "живого" преступника со всеми его страстями и нуждами ... спецификой индивидуального облика» [9]; необходимо «актуализировать потенциал качественных исследований в изучении ИУ, включении в данный процесс самих осужденных и бывших осужденных как акторов» [10, с. 106].

В рамках продолжающегося исследования ресоциализации осужденных исследовательской группой (Н. П. Щукина, О. А. Адоевская, И. Т. Идрисов) опрошено методом качественного интервью 26 человек, освободившихся из мест лишения свободы, которые обратились и получили помощь в следующих государственных учреждениях Самарской области: Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, Красноармейский специальный пансионат (специальный дом -интернат для престарелых и инвалидов), Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа. Было опрошено также несколько осужденных, которые вернулись в семью и успешно ресоциализировались.

Полуструктурированное интервью состояло из 18 вопросов, сформулированных по определенным темам, среди которых заявлена тема «субъекты ресоциализации осужденных». Один из вопросов был посвящен уровню доверия осужденных к окружающим. Представляется, что ресо-циализация как взаимонаправленный процесс невозможна без доверия как «ключевого элемента социальных отношений» [11, с. 30] между осужденными и лицами, осуществляющими ресоциали-зационную деятельность.

Первые результаты проводимого исследования показали, что уровень доверия к окружающим у большинства информантов крайне низкий. В высказываниях информантов звучит «тема «одинокой толпы» (прослеживаемая от Ф. Тённиса к Д. Рисмену), в которой акцентируются атрофия

вестник сюи

духовных общностей, изоляция, атомизация и индивидуализация социальной жизни» [11, с. 30]. На вопрос «Кому Вы больше всего доверяли в процессе своей жизни в ИУ? А кому не доверяли?» большинство информантов дали категоричные ответы (при транскрибировании интервью использовалась дословная транскрипция): «Доверять никому нельзя. Я сам себе не доверяю» (Валерий Алексеевич, 71 год); «Только на себя надежда ...лучше никому не доверять» (Виктор, 66 лет); «Ну, нет... таких отношений нет» (Александр С., 50 лет); «Нет, это там опасно такое, кому-то верить, доверять. Ну как-то жил один. Решение я делал сам, как я думаю, так и делал... так проще жить, спокойно. Спокойно, для себя» (Михаил А., 55 лет); «Доверяешь, как правило, сам себе. Столько людей находятся, и абсолютно разные люди, соответственно. скрытный образ жизни ведешь, ну какие-то личные стараешься держать при себе» (Алексей, 38 лет); «Там и доверять нельзя» (Людмила Николаевна, 71 год); «Никому не доверял. Нет таких людей там. Это более касаемо учреждений. способен обмануть каждый, обхитрить для своей выгоды» (Дмитрий); «Не доверяла каждому второму, из тех, кто отбывал наказание» (Валентина Кирилловна, 76 лет); «Я никому не доверял. Я там сапожничал. Мне платить должны. Мне не платили. Это я был уже на Севере...» (Александр Кириллович, 83 года).

В некоторых ответах информантов на аналогичный вопрос звучала тема личного доверия к отдельным субъектам: «Доверял только дедуле, с которым работал в клубе. Больше никому не доверял. Был Витальич, правда, начальник центра досуга, тоже уважал» (Евгений, 37 лет); «Кроме мастеров никому. Только тем, кто работал на промзоне с осужденными» (Сергей А., 47 лет); «Никому не доверял, но из сотрудников есть порядочные, есть и другие. Были порядочные люди, понимали, грамотные с хорошей душой, помогали, поддерживали. Можно их назвать братьями». (Руслан, 35 лет); «С кем общался, тому и доверял. Ну были там мастера нормальные, были, которые мне помогали. Я обращался к мастеру цеха, он мне помогал» (Сергей Б.); начальнику колонии. он меня всегда за все прощал. он никогда меня ни в ШИЗО не закрывал, ни в ПКТ...» (Екатерина, 30 лет).

Несколько информантов ответили, что доверительные отношения складывались с другими осужденными: «В лагере живут семейкой: 5-6 человек существуем вместе: общие сигареты, чай, продукты, кушаем вместе, живем все. Им и доверял, близким людям. А не доверял? Допустим, там есть определенные рамки: у каждого арестанта. Неприемлемы красные, доверять им не приветствуется, в одном бараке красные, в другом черные, в другом бараке мужики» (Александр, 31 год); «Кому доверял? Моим друзьям, с кем наркотиками баловался» (Стас, 80 лет); «В плане общения только с теми заключенными, с кем длительное время прожил, не обманет тогда.» (Сергей В., 62 года).

Три информанта ответили, что доверяли только членам семьи: «Доверяла только маме. Одно утешение - Борьба за это была. Давали звонки очень редко. Очень мало раз дают позвонить» (Наталья, 26 лет); «Конечно, семье. Все это время она (жена - ред. О. А.) меня поддерживала, от начала и до конца» (Виталий, 42 года); «Родителям, брату с семьей и близким людям, которые помогали во время отбывания наказания. Надо больше свиданий, чтобы отношения были теплее... Что это значит раз в 3 месяца, а если нарушил, то 1 раз в 6 месяцев.» (Данила Ч., 41 год). Заметим, что последние три информанта вернулись в семью. При этом их ответы аналогичны данным других исследований, в которых регулярные контакты с семьей и поддержка семьи рассматриваются как сильные факторы, способствующие успешной ресоциализации осужденных и снижающие вероятность рецидива [12].

Итак, как показали первые результаты проводимого исследования, уровень доверия к окружающим у большинства информантов низкий.

Перед сотрудниками УИС, другими участниками ресоциализационных отношений стоит трудная задача - завоевать доверие лиц, личностные черты которых коррелируют с недоверием. Для решения этих сложных задач необходимо обращаться к достижениям других наук. Ученые-социологи описывают макросоциальные обстоятельства, которые способствуют образованию «климата доверия» или «атмосфере доверия» [13, с. 10-11]. П. Штомпка в своей фундаментальной работе «Доверие: социологическая теория» предложил «гипотетическую модель появления культуры доверия. предоставляющую соответствующие возможности для практического применения.» [11, с. 37-38]. Автор предложил «параллельно обучать доверию через просвещение, семью, школу, формирование традиций, увязывание доверия с другими моральными ресурсами (в частности, религией), общественные дискуссии (акцент на СМИ), повседневные практики» [11, с. 38].

Полагаем, что эти рекомендации могут быть взяты на вооружение и сотрудниками исправительных учреждений, а также другими лицами, участвующими в ресоциализационной работе с осужденными.

Учитывая, что многие сложные вопросы ресоциализации осужденных по-прежнему остаются открытыми, считаем, что личный живой опыт осужденных и бывших осужденных может стать важным элементом разработки научно обоснованной политики ресоциализации. Как пишут зарубежные исследователи, изучение причин рецидивной преступности целесообразно проводить с помощью тех, кто знает об этом лучше других - осужденных [12]. Исторически качественные методы использовались криминологами для изучения других культур и субкультур (включая тюремную) [8, p. 261-263]. Полагаем, что использование методологии качественного социологического исследования процесса ресоциализации осужденных сможет обеспечить полезный контекст для совершенствования пенитенциарной политики.

Библиографический список

1. Российский курс уголовно-исполнительного права: в 2 т. Т. 1: Общая часть / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. М., 2012. 696 с.

2. Карабанова Е. Н., Чобанян А. Г. Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18. № 3 (148). С. 146-156.

3. Ткачевский Ю. М. Советское исправительно-трудовое право: учебное пособие. М., 1971. 232 с.

4. Алферов Ю. А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. Домодедово, 1994.204 с.

5. Щукина Н. П., Кленова Т. В. Ресоциализация лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него, как теоретическая проблема // Вестник Самарского муниципального института управления. 2020. № 3. С. 119-126.

6. Beqiri M., Avziu Q. Some Open Issues Concerning the Resocialization of the Convicted People // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2014. Vol. 3. No 2. P. 287-291.

7. Ross J. I. Convict Criminology // The Routledge Companion to Criminological Theory and Concepts. New York, 2017.

8. Davies P., Francis P. Doing Criminological Research. London, 2018. 547 p.

9. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений М.: Юрист, 1996. 336 с.

10. Щукина Н. П. Криминология осужденных в российском дискурсе // Юридический вестник Самарского университета. 2021. Т. 7. № 4. С. 102-108.

11. Фреик Н. Петр Штомпка «Доверие: социологическая теория» // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 30-41.

12. Prison Research. A pilot study on the causes of recidivism in Albania, Czechia and Thailand. Research team from UNODC: Tejal Jesrani Ted Leggett Pattamon Wattanawanitchakorn Manuela Murthi Mark Brown Tamara Hofer. 2020. 34 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/prison/Pilot_prison_research_brief_2022.pdf (дата обращения: 29.10.2023).

13. Штомпка П. Доверие в эпоху глобализации // Социальная политика и социология. 2006. № 4. С. 8-15.

References

1. Rossijskij kurs ugolovno-ispolnitel'nogo prava. V 2-h t. T. 1. Obshhaja chast' [Russian course of criminal enforcement law. In 2 volumes. T. 1. General part]. Moscow, 2012, 696 р. [in Russian].

2. Karabanova E. N., Chobanjan A. G. Prokurorskaja dejatel'nost' po profilaktike prav-onarushenij v uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Procuratorial activity to prevent offenses in the institutions of the penal system]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Actualproblems Russian law], 2023, vol. 18, no. 3 (148), pp. 146-156 [in Russian].

3. Tkachevskij Ju. M. Sovetskoe ispravitel'no-trudovoe pravo: uchebnoe posobie [Soviet correctional labor law]. Moscow, 1971, 232 р. [in Russian].

4. Alferov Ju. A. Penitenciarnaja sociologija i perevospitanie osuzhdennyh. [Penitentiary sociology and re-education of convicts]. Domodedovo, 1994, 204 р. [in Russian].

becthmk cm

5. Shhukina N. P., Klenova T. V. Resocializacija lic, otbyvshih ugolovnoe nakazanie i osvo-bozhdennyh ot nego kak teoreticheskaja problema [Resocialization of persons who have served a criminal sentence and have been released from it, as a theoretical problem]. Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravlenija [Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management], 2020, no. 3, pp. 119-126 [in Russian].

6. Beqiri M., Avziu Q. Some Open Issues Concerning the Resocialization of the Convicted People. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 2014, vol. 3, no. 2, рр. 287-291 [in English].

7. Ross J. I. Convict Criminology. The Routledge Companion to Criminological Theory and Concepts. New York, 2017 [in English].

8. Davies P., Francis P. Doing Criminological Research. London, 2018, 547 p. [in English].

9. Antonjan Ju. M., Enikeev M. I., Jeminov V. E. Psihologija prestupnika i rassledovanija prestuplenij [Psychology of the criminal and crime investigation]. Moscow, 1996, 336 р. [in Russian].

10. Shhukina N. P. Kriminologija osuzhdennyh v rossijskom diskurse [Criminology of convicts in Russian discourse]. Juridicheskij vestnik Samarskogo universiteta [Legal Bulletin of Samara University], 2021, vol. 7, no. 4, pp. 102-108 [in Russian].

11. Freik N. Petr Shtompka «Doverie: sociologicheskaja teorija» [Petr Sztompka «Trust: a sociological theory»]. Sociologicheskoe obozrenie [Sociological Review], 2002, vol. 2, no. 3, pp. 30-41 [in Russian].

12. Prison Research. A pilot study on the causes of recidivism in Albania, Czechia and Thailand. Research team from UNODC: Tejal Jesrani Ted Leggett Pattamon Wattanawanitchakorn Manuela Murthi Mark Brown Tamara Hofer. 2020, 34 p. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/prison/Pilot_prison_research_brief_2022.pdf (Accessed: 29.10.2023) [in English].

13. Shtompka P. Doverie v jepohu globalizacii [Trust in the era of globalization]. Social'naja politika i sociologija [Socialpolicy and Sociology], 2006, no. 4, pp. 8-15 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.