Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОСУЖДЕННЫМИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО ТЮРЕМ / ТЮРЕМНЫЙ ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адоевская Ольга Александровна

В статье анализируется международный и зарубежный опыт ресоциализации осужденных. Отмечается, что российское законодательство и практика его применения в части ресоциализации осужденных нуждаются в совершенствовании и приведении в соответствие с международно-правовыми нормами. Указывается, что не определены место и роль Школы подготовки к освобождению в исправительных учреждениях в ресоциализации осужденных, не разработаны ее образовательные программы, не решены вопросы ее кадрового обеспечения. Отмечается, что нуждается в совершенствовании работа подразделений социальной защиты осужденных по подготовке осужденных к освобождению. Предлагаются пути совершенствования работы Школы подготовки к освобождению. Обосновывается необходимость учета международного и зарубежного опыта при создании в Российской Федерации системы ресоциализационного сопровождения осужденных. Доказывается, что с первых дней пребывания в исправительных учреждениях, необходимо у осужденных формировать ресоциализационный образ мышления и мотивировать их на возвращение в гражданское общество и самостоятельное решение проблем после отбывания наказания. Предлагается изучить сложившиеся практики библиотерапии в исправительных учреждениях России и связанные с ними практики пополнения библиотечных фондов этих учреждений, их востребованности у осужденных как ресоциализационного инструмента. Указывается на положительный опыт американских тюрем, использующих специальную компьютерную систему для осужденных с ограниченным доступом к Целевому фонду (TRULINCS) для создания электронной юридической библиотеки, в которой осужденные могут читать документы, а также их распечатывать. Доказывается, что необходимо в процессе ресоциализации шире использовать ресурсы самих лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, их ближайшего окружения, институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR THE RESOCIALIZATION OF CONVICTED PERSONS

The article analyzes the international and foreign experience of resocialization of convicts. It is noted that Russian legislation and the practice of its application in terms of the resocialization of convicts need to be improved and brought into line with international legal norms. It is indicated that the place and role of the School for preparation for release in correctional institutions in the resocialization of convicts has not been determined, its educational programs have not been developed, and the issues of its staffing have not been resolved. It is noted that the work of the units of social protection of convicts in preparing convicts for release needs to be improved. Ways to improve the work of the Liberation Preparation School are proposed. The necessity of taking into account international and foreign experience when creating a system of resocialization support for convicts in the Russian Federation is substantiated. It is proved that from the first days of their stay in correctional institutions, it is necessary for convicts to form a resocialization way of thinking and motivate them to return to civil society and independently solve problems after serving their sentence. It is proposed to study the established practices of bibliotherapy in correctional institutions of Russia and related practices of replenishing the library funds of these institutions, their demand among convicts as a resocialization tool. It points to the positive experience of American prisons using a special computer system for convicts with limited access to the Trust Fund (TRULINCS) to create an electronic law library from which convicts can read and print documents. It is proved that it is necessary in the process of re-socialization to make wider use of the resources of the persons who have served their sentence in the form of deprivation of liberty, their immediate environment, and civil society institutions.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ»

ЮРИЛИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2022.48.2.001 УДК 343.8

Адоевская Ольга Александровна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры уголовного права и криминологии,

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С. П. Королева,

443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34,

e-mail: adoevskaya-olga@mail.ru

Olga A. Adoyevskaya

Candidate of Law, Аssociate Professor,

Assistant Professor of Criminal Law

and Criminology Department,

Samara National Research University,

34, Moscovskoye highway, Samara, Russia, 443086,

e-mail: adoevskaya-olga@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В статье анализируется международный и зарубежный опыт ресоциализации осужденных. Отмечается, что российское законодательство и практика его применения в части ресоциализации осужденных нуждаются в совершенствовании и приведении в соответствие с международно-правовыми нормами.

Указывается, что не определены место и роль Школы подготовки к освобождению в исправительных учреждениях в ресоциализации осужденных, не разработаны ее образовательные программы, не решены вопросы ее кадрового обеспечения. Отмечается, что нуждается в совершенствовании работа подразделений социальной защиты осужденных по подготовке осужденных к освобождению. Предлагаются пути совершенствования работы Школы подготовки к освобождению.

Обосновывается необходимость учета международного и зарубежного опыта при создании в Российской Федерации системы ресоциализационного сопровождения осужденных. Доказывается, что с первых дней пребывания в исправительных учреждениях, необходимо у осужденных формировать ресоциа-лизационный образ мышления и мотивировать их на возвращение в гражданское общество и самостоятельное решение проблем после отбывания наказания.

Предлагается изучить сложившиеся практики библиотерапии в исправительных учреждениях России и связанные с ними практики пополнения библиотечных фондов этих учреждений, их востребованности у осужденных как ресоциализационного инструмента.

Указывается на положительный опыт американских тюрем, использующих специальную компьютерную систему для осужденных с ограниченным доступом к Целевому фонду (TRULINCS) для создания электронной юридической библиотеки, в которой осужденные могут читать документы, а также их распечатывать.

Доказывается, что необходимо в процессе ресоциализации шире использовать ресурсы самих лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, их ближайшего окружения, институтов гражданского общества.

Ключевые слова: ресоциализация, осужденный, рецидивная преступность, исправительное учреждение, уголовно-исполнительное законодательство, международные стандарты об обращении с осужденными, Федеральное бюро тюрем, тюремный персонал.

Summary. The article analyzes the international and foreign experience of resocialization of convicts. It is noted that Russian legislation and the practice of its application in terms of the resocialization of convicts need to be improved and brought into line with international legal norms.

It is indicated that the place and role of the School for preparation for release in correctional institutions in the resocialization of convicts has not been determined, its educational programs have not been developed, and the issues of its staffing have not been resolved. It is noted that the work of the units of social protection of convicts in preparing convicts for release needs to be improved. Ways to improve the work of the Liberation Preparation School are proposed.

The necessity of taking into account international and foreign experience when creating a system of resocialization support for convicts in the Russian Federation is substantiated. It is proved that from the first days of their stay in correctional institutions, it is necessary for convicts to form a resocialization way of thinking and motivate them to return to civil society and independently solve problems after serving their sentence.

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR THE RESOCIALIZATION OF CONVICTED PERSONS

© 2022 Адоевская О. А.

It is proposed to study the established practices of bibliotherapy in correctional institutions of Russia and related practices of replenishing the library funds of these institutions, their demand among convicts as a reso-cialization tool.

It points to the positive experience of American prisons using a special computer system for convicts with limited access to the Trust Fund (TRULINCS) to create an electronic law library from which convicts can read and print documents.

It is proved that it is necessary in the process of re-socialization to make wider use of the resources of the persons who have served their sentence in the form of deprivation of liberty, their immediate environment, and civil society institutions.

Keywords: resocialization, convict, recidivism, correctional institution, penitentiary legislation, international standards for the treatment of convicts, Federal Bureau of Prisons, prison staff.

Сложные проблемы ресоциализации осужденных не одно столетие находятся в фокусе внимания отечественных и зарубежных исследователей и практиков сфер юриспруденции, социологии, психологии, педагогики.

Термин «ресоциализация» впервые ввели в науку американские социальные психологи А. Кеннеди и Д. Кербер, обозначив так процесс «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате личностного кризиса или «дефектов» социализации. К таким дефектам относится и отбывание наказания в местах лишения свободы [1, с. 19].

Проблемы ресоциализации осужденных неоднократно обсуждались на конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (конгрессы проводились под руководством ООН раз в пять лет, состоялись в 1955 г. (Женева), 1960 г. (Лондон), 1965 г. (Стокгольм), 1970 г. (Киото), 1975 г. (Женева), 1980 г. (Каракас), 1985 г. (Милан), 1990 г. (Гавана), 1995 г. (Каир), 2000 г. (Вена), 2005 г. (Бангкок), 2010 г. (Салвадор), 2015 г. (Доха), 2021 г. (Киото)). Конгрессы ООН способствовали разработке международно-правовых основ ресоциализации, которые в дальнейшем закреплялись резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН в виде международных стандартов обращения с осужденными.

Так, в 1955 г. на первом Конгрессе ООН, состоявшемся в Женеве, обсуждался текст Минимальных стандартных правил обращения с осужденными, в которых было закреплено важное положение, ориентирующее пенитенциарную политику государств на необходимость постепенного, поэтапного возвращения осужденных в общество в целях их ресоциализации.

На исправление и ресоциализацию осужденных ориентируют и Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), Правила ООН, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила, 2010 г.), Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы, 2015 г.).

В российском уголовно-исполнительном законодательстве термин ресоциализация не используется, но исправление осужденных является приоритетной целью назначения и исполнения наказания. К сожалению, на практике эта цель достигается не всегда. Еще А. Е. Наташев указывал, что вследствие ряда объективных и субъективных факторов одни осужденные освобождаются от наказания исправленными полностью, и можно ожидать, что они не продолжат совершать новые противоправные действия при любых обстоятельствах, другие исправлены в меньшей степени, по отношению к третьим наказание оказалось нейтральным, четвертые не только не перевоспитались, но озлобились и в социально-нравственном отношении опустились еще больше и т. д. Одни из освобожденных могут вернуться к семье и прошлому месту жительства, другие не имеют семьи или утратили родственные связи, не могут вернуться к прежнему месту жительства по характеру совершенного преступления, наличию судимости за определенные преступления и т. д. Для большинства освобожденных трудоустройство не является проблемой, но для некоторых это острейший вопрос. Иначе говоря, то, что за человек выходит на свободу, с какой жизненной установкой, каковы его намерения, а также условия жизни и обстановка после освобождения, в значительной мере предопределяет его образ жизни и возможность рецидива [2, с. 35]. В связи с этим в научной литературе советского периода отмечалось, что необходимо соединять исполнение наказания с ресоциализацией личности.

юРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

Зарубежные исследователи также указывают, что, покидая тюрьму, большинство осужденных сталкиваются с трудностями в получении доступа к необходимым социальным ресурсам, таким как доступное жилье, возможность трудоустройства и медицинские услуги. Более того, пребывание в тюрьме может повлечь за собой значительную социальную стигматизацию. По этой причине правительственные и неправительственные учреждения поддержки должны играть важную роль в обеспечении процесса ресоциализации. Очевидно, что предоставление такой поддержки требует больших ресурсов и затрат, но именно этот способ позволяет снизить рецидивную преступность среди бывших осужденных и помочь устранить многочисленные криминогенные факторы, присущие бывшим осужденным [3, с. 518].

В настоящее время в Российской Федерации вопросы ресоциализационной подготовки осужденных и поддержки их после отбывания наказания надлежащим образом не решены, что способствует воспроизводству рецидивной преступности. По данным официальной статистики каждое второе расследованное преступление совершается ранее судимыми лицами: 54 % в 2016 г., 56 % в 2017 г., 58,3 % в 2018 г., 58,7 % в 2019 г., 59,2 % в 2020 г., 58,2 % в 2021 г. [3]. В связи с этим обсуждается вопрос о создании специализированной государственной службы, направленной на ресоциализацию осужденных [4].

В целях ресоциализационной подготовки осужденных к освобождению в исправительных учреждениях организована работа Школы подготовки к освобождению (далее - ШПкО). Основные направления работы ШПкО закреплены в Положении о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы и Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Но в названных ведомственных инструкциях не определены место и роль ШПкО в ресоциализации осужденных, не предусмотрены образовательные программы ШПкО, их структура, содержание, не урегулированы вопросы кадрового обеспечения ШПкО.

В 2018 г. в сборнике методических материалов Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России была опубликована Примерная тематика занятий по социально-правовым вопросам с осужденными в Школе подготовки к освобождению. Но все темы в основном сводились к обзору российского законодательства.

В настоящее время нуждается в совершенствовании работа подразделений социальной защиты осужденных по подготовке осужденных к освобождению в условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. По-прежнему остро стоят проблемы координации деятельности органов ФСИН России, других исполнительных органов власти и представителей гражданского общества в вопросах обеспечения прав и оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, при их ресоциализации.

Таким образом, назрела необходимость в обобщении сложившихся практик организации ШПкО и разработке соответствующих методических рекомендаций в целях повышения эффективности ее работы.

В настоящее время ресоциализация осужденных в российском исправительном учреждении не является результативной, поскольку не учитываются или недостаточно учитываются особенности социального портрета этой социальной общности: возрастные особенности и особенности половой принадлежности, семейного положения, образовательного уровня, а также тяжесть и вид совершенного преступления, рецидив преступлений, вид и срок уголовного наказания. Не всегда учитывается связанная со спецификой социального портрета мотивация к освобождению и ресурсы, используемые исправительным учреждением в отношении осужденных. Практически отсутствуют исследования вопросов ресоциализации осужденных, с точки зрения лиц, отбывших уголовное наказание или освобожденных от него.

В связи с этим заслуживает внимания книга, вышедшая в 2017 г. из-под пера бывшего «федерального осужденного» с высшим образованием, отбывшего наказание в американской тюрьме Кристофера Зукиса «Федеральный тюремный справочник: полное руководство по выживанию в Федеральном бюро тюрем». Автор, описывая проблемное поле американской тюрьмы, показывает пути их решения с ориентиром на ресоциализацию осужденных. По его мнению, формирование ресоциализационного образа мышления у осужденных и наличие четких программ ресоциализации позволят снизить уровень рецидивной преступности [5, р. 376-377].

К. Зукис описывает положительное влияние на осужденных трудовой деятельности, которая «отвлекает ум от тюремного статуса» и позволяет создать собственный путь в тюрьме и заработать достаточно денег, чтобы позволить себе некоторые удобства и сформировать сберегательный фонд освобождения. Он обращает внимание и на благотворное влияние на осужденных йоги, живописи, кожевенного ремесла и других занятий по «личному обогащению» [5, p. 100-101].

Автор фокусирует внимание и на функционировании (с привлечением самих осужденных) психологического отделения, включающего работу групп самопомощи, имеющих особый спрос в среде осужденных. Такие группы создаются для оказания различных видов помощи, в том числе социальной, педагогической, психологической, медицинской, правовой. В частности, в работе описываются практики оказания осужденными друг другу правовой помощи с подготовкой юридических документов для представления в суд. Кстати, согласно решениям Верховного суда США тюремный персонал не может активно вмешиваться в деятельность осужденных, помогающих друг другу в подготовке судебных документов [5, p. 331-337].

Заметим, что в российском дискурсе тема самопомощи, широко представленная в текстах по социальной работе, фактически даже не заявлена в контексте ресоциализации осужденных, хотя в исправительных учреждениях и функционируют группы социальной защиты.

К. Зукис описывает также практики оказания осужденным юридической помощи. ФБТ обязано предоставлять осужденным доступ к юридическим материалам и правовым консультациям с тем, чтобы они самостоятельно могли составлять юридические документы. Юридическая деятельность осужденных регулируется Сводом Федеральных правил США (Code of Federal Regulations). Большинство учреждений ФБТ используют специальную компьютерную систему для заключенных с ограниченным доступом к Целевому фонду (TRULINCS) для создания электронной юридической библиотеки, из которой заключенные могут читать и распечатывать документы. Компьютерная система TRULINCS позволяет заключенным общаться по электронной почте с разрешенными лицами. Осужденные, содержащиеся в Федеральном бюро тюрем, пользуются правом на привилегированное юридическое общение со своими адвокатами. Это означает, что они могут использовать неконтролируемые юридические телефонные звонки, почтовую переписку и визиты, когда общение происходит с лицензированным адвокатом. Заметим, что Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» адвокатам запрещено пользоваться техническими средствами связи, а также техническими средствами (устройствами), позволяющими осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись на территории исправительного учреждения, что является дискриминационным, поскольку ущемляет право осужденных к лишению свободы, по сравнению с другими осужденными, на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией Российской Федерации. Возможно, в условиях реформирования тюремной системы России такие практики могли бы стать предметом более глубокого, чем прежде, обсуждения как в научном сообществе, так и в среде практиков юриспруденции?

Библиотека TRULINCS содержит ряд имеющихся в продаже юридических справочных текстов, в том числе Shepard's Federal Citations, которые позволяют осужденным находить прецедентное право на федеральном уровне и уровне штата. Этот набор также содержит обзорные статьи по законодательству и аннотации American Law Report, в которых обсуждаются соответствующие правила.

Более того, юридическая библиотека дает доступ к Федеральной практике и процедуре Habeas Corpus, которая представляет собой двухтомный набор, состоящий из практических советов и анализа дел Верховного суда США. Осужденные имеют возможность знакомиться с федеральными законами и законами штатов, которые регулируют создание и управление тюрьмами, а также права заключенных. Хотя осужденные не обладают полными конституционными правами, они защищены запретом Восьмой поправки к Конституции США, которая является частью Билля о правах. Система обновляется примерно ежемесячно, чтобы включать в себя последние судебные решения.

Автор работы обращает особое внимание и на библиотечные фонды исправительных учреждений, включая юридическую библиотеку как жемчужину ресоциализационных усилий ФБТ. В этой связи представляется весьма актуальным изучение сложившихся практик библиотерапии в исправительных учреждениях России и связанных с ними практик пополнения библиотечных фондов этих учреждений, а также их востребованности у осужденных как ресоциализационного инструмента.

юРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

Анализ зарубежного опыта ресоциализации осужденных показывает, что наиболее эффективным ресоциализационный процесс является в скандинавских странах, которые изменили «мировоззрение тюремной системы» и сфокусировали внимание на «формировании ресоциализаци-онного образа мышления у осужденных». Осужденные на этапе их вхождения в тюрьму получают установку, что в период отбывания наказания их смогут вооружить такими умениями и навыками, которые позволят им ориентироваться в жизни и никогда не вернуться в тюрьму снова.

Полностью соглашаясь с такой постановкой вопроса о начале и сущности процесса ресо-циализации осужденных, полагаем, что с первых дней пребывания в исправительных учреждениях необходимо у них формировать мотивацию на возвращение в гражданское общество и самостоятельное решение проблем после отбывания наказания.

Заслуживают внимания предложения о привлечении к работе с осужденными «равных консультантов» - таких же бывших осужденных, имеющих успешный опыт ресоциализации после освобождения.

Как показали результаты социологического опроса 375 лиц, отбывающих и отбывших наказание в исправительных учреждениях Самарской области (опрос был проведен сотрудниками кафедры уголовного права и криминологии Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева), большая часть респондентов на открытый вопрос о готовности помочь другим, освобождающимся от уголовного наказания, дали утвердительный ответ. Большинство ответивших на этот вопрос вели речь о том, что готовы помочь: «во всех смыслах слова, что потребуется», «чем могу», «советом: как наладить семейную и бытовую жизнь», «вещами (чай, курить, одежда)» и т. п.

Социологи, исследующие вопросы ресоциализации, также отмечают, что ресурсная база лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него, их ближайшего окружения и внешней среды являются реальными условиями повышения эффективности процесса ресоциали-зации и реального включения этих лиц в гражданское общество.

В последние годы намечается рост интереса органов ФСИН России, МВД России, других структур к ресурсам самих лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, их ближайшего окружения, некоммерческих организаций в аспекте реального возвращения этих лиц в общество. Однако этот интерес озвучивается без получения обратной связи от самих осужденных: что необходимо делать уже сегодня, с точки зрения самих осужденных, для того чтобы закрепить положительную мотивацию этих лиц к возвращению в общество как сограждан, а не рецидивистов.

Завершая, отметим, что ресоциализация осужденных - процесс длительный и сложный, поэтому должен осуществляться поэтапно, с учетом накопленного международного и зарубежного опыта в сфере ресоциализации и на научной основе. Более того, необходима информационная поддержка в средствах массовой информации, в сети «Интернет» ресоциализационного процесса на всех этапах, поскольку в настоящее время общественность не готова к пониманию важности и значимости проблемы ресоциализации осужденных, их реального включения в гражданское общество.

Библиографический список

1. Мацукевич О. Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциализации личности дезадаптантов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014. 49 с.

2. Наташев А. Е. Принципы советского исправительно-трудового права. М.: ВНИИ МВД СССР. 1971. 40 с.

3. Davies P., Francis P. Doing Criminological Research. London: SAGE Publishing, 2018. 547 p.

4. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 30.04.2022).

5. Законопроект о пробации может быть внесен в Госдуму в 2022 году // Ведомости. 2022.31 января.

6. Zoukis C. Federal Prison Handbook: The Definitive Guide to Surviving the Federal Bureau of Prisons. Charlestone, SC.: Middle Street Publishing, 2017. 364 p.

becthuk emu

References

1. Macukevich O. Ju. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj resocializacii lichnosti dezadaptantov. Аvtoref. diss. d-ra ped. nauk [Theoretical and methodological foundations of socio-cultural resocialization of the personality of maladaptives. Extended of Doctore's of Pedagogics thesis]. Moscow, 2014, 49 р. [in Russian].

2. Natashev A. E. Principy sovetskogo ispravitel'no-trudovogo prava [Principles of Soviet correctional labor law]. Moscow, 1971, 40 р. [in Russian].

3. Davies P., Francis P. Doing Criminological Research. London: SAGE Publishing, 2018, 547 p. [in English].

4. Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. URL: https://mvd.rf/Deljatelnost/statistics (Accessed: 30.04.2022) [in Russian].

5. Posle nevoli. FSIN predlagaet sozdat' sluzhbu podderzhki vyshedshih na svobodu [After captivity. FSIN proposes to create a support service for you who went free]. Rossijskaja gazeta [Russian Neuspaper], 2018, 16 avgusta. [in Russian].

6. Zoukis C. Federal Prison Handbook: The Definitive Guide to Surviving the Federal Bureau of Prisons. Charlestone, SC.: Middle Street Publishing, 2017, 364 p. [in English].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.