Научная статья на тему 'О тенденциях занятости в приднестровскоймолдавской Республике'

О тенденциях занятости в приднестровскоймолдавской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терзи Наталья Владимировна

Аннотация направления совершенствования процессов в сфере занятости населения на основеоздоровления реального сектора экономики, последовательного приближение институцио-нальной и законодательной базы рынка труда республики к европейским стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О тенденциях занятости в приднестровскоймолдавской Республике»

в уполномоченный МФЦ, который подключает ее к необходимым информационным системам, заключает с ней необходимые соглашения.

-содержательное

рассмотрение

представленных

документов

- принятие решения

по представленным

документам

Рис. 2. Схема организации предоставления государственных услуг на базе специализированных

организаций

Библиографический список

1. Королева И.Б. Понятие и структура механизма управления продолжительностью жилищного инвестиционно-строительного цикла // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-50.

2. Число пользователей Единого портала госуслуг превысило 2 миллиона [Электронный ресурс]. -URL: http://lenizdat.ru/articles/1103795/ (дата обращения: 05.11.2013).

3. Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010.

4. Указ Президента Российской Федерации № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7.05.2012.

Н.В. Терзи

О ТЕНДЕНЦИЯХ ЗАНЯТОСТИ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В статье раскрываются тенденции занятости населения в Приднестровской Молдавской Республике, определяются факторы, влияющие на занятость, предла-

© Терзи Н.В., 2013

гаются направления совершенствования процессов в сфере занятости населения на основе оздоровления реального сектора экономики, последовательного приближение институциональной и законодательной базы рынка труда республики к европейским стандартам.

Ключевые слова: рынок труда, экономически активное население, занятость населе-ни Яу безработица.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда [2]. В Законе Приднестровской Молдавской Республики «О занятости населения» занятость определяется более широко как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход) [1]. Эта характеристика занятости выражает ее социально-экономическое содержание.

Население Приднестровской Молдавской Республики на протяжении многих лет сталкивается с экономическими трудностями, связанными с переходом к рыночной экономике, созданием новых рыночных механизмов, институтов, нормативно-правовой базы. Наблюдается падение уровня занятости. В Приднестровской Молдавской Республике (далее ПМР) обострена ситуация в сфере занятости, безработицы, социальной защиты населения. В 2007-2012 гг. для регионального рынка труда были характерны следующие особенности:

- устойчивое сокращение общей численности трудовых ресурсов, вызванное абсолютной убылью и старением населения;

- сокращение абсолютной численности занятых как в целом по республике, так и по отдельным видам предпринимательства и административно-территориальным единицам;

- перераспределение занятых по укладам экономической жизни, сопровождающееся сокращением численности занятых в государственном

- секторе и увеличением общей численности и доли работающих в частном секторе;

- рост уровня официальной и скрытой безработицы в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса;

- профессионально-квалификационное несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее, что приводит к росту численности лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке;

- непривлекательность и невостребованность безработными предлагаемых рабочих мест из-за нестабильного финансового положения предприятий, низкого уровня и несвоевременности выдачи заработной платы, тяжелых условий труда.

Основные характеристики состояния рынка труда республики в 2012 году определялись темпами экономического развития, параметрами спроса и предложения рабочей силы, демографическими факторами. На фоне неустойчивого экономического положения предприятий республики на протяжении ряда лет, а также низких показателей рождаемости, отражающих социально-экономическую ситуацию, отмечается снижение численности населения

республики, выраженное как миграционным оттоком населения (-1,9 тыс. чел.), так и естественной убылью (-2,1 тыс. чел.), что в совокупности с сокращением населения в трудоспособном возрасте (на 0,6 тыс. чел.) и лиц старших возрастов и подростков (на 0,3 тыс. чел.) обусловило снижение численности трудовых ресурсов в 2012 до 314,7 тыс. человек. Соотношение трудовых ресурсов к общей численности населения в 2012 году осталось неизменным, составив 61,8 %, что связанно с равными темпами сокращения как численности населения (-0,8 %), так и трудовых ресурсов (-0,8 %). Численность экономически активного населения (без учета работников силовых структур республики и таможенных органов), которая включает, как занятых, так и безработных граждан, по состоянию на 1 января 2013 года в результате сокращения безработных граждан (-12,5 % до 4,9 тыс. чел.), на фоне увеличения численности занятых в экономике (+2,4 % до 140,6 тыс. чел.) выросла на 2,6 тыс. чел. (+1,8 %) до 145,5 тыс. чел., на соответствующую дату 2011 года экономически активное население составляло 142,9 тыс. чел. [3].

Занятость отражает потребность людей в оплачиваемой работе, приоритетность тех или иных сфер деятельности, меру трудового участия, выбор профессии и места работы, трудовую мотивацию, заинтересованность в высокопроизводительном труде и возможность такого труда. Мы можем сказать, что занятость - это результат социально-экономического поведения человека в обществе. Но, к сожалению, на современном этапе в Приднестровской Молдавской Республике трудно говорить об обеспечении эффективной занятости. Ведь для повышения заработной платы часто приходится увольнять избыточных, неэффективных работников.

В 2012 году на рынке труда продолжилась тенденция перемещения занятых из реального сектора экономики в сферу услуг. Если в 2011 году в реальном секторе экономики было занято 38,2 % всех работающих, то в 2012 году на долю реального сектора приходилось 34,9 % всех занятых в экономике. На рынке труда и занятости населения в 2012 году фиксировалась тенденция повышения соотношения численности граждан занятых в экономике к экономически активному населению. Так, если в 2011 году на 1000 экономически активного населения приходилось 961 чел. занятых в экономике, то в 2012 году - 966 чел. В течение 2012 года 153 организации республики предоставили в государственные учреждения «Центр занятости населения» информацию о предстоящем проведении мероприятий по увольнению 1593 работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации (в 2011 году данная численность составила 1572 работника). В 2012 году в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации фактически было уволено 870 работников. За январь-декабрь 2012 года в государственные учреждения «Центр занятости населения» городов и районов республики за содействием в поиске подходящей работы и получением консультаций обратились 30 983 человека, что составило 103,8 % к уровню 2011 года. Численность граждан, получивших консультации по вопросам выбора места работы, законодательству о труде и занятости, возможности прохождения профессионального обучения и другим вопросам составила 14,7 тыс. чел. (в 2011 году - 15,1 тыс. чел.). Услугами по профориентации воспользовались около 11 тыс. граждан, психологическую поддержку получили 2,7 тыс. чел. Необходимо отметить, что по отношению к базовому показателю 2011 года численность граждан, зарегистрированных

как ищущие подходящую работу сократилась на 3,4% до 12,2 тыс. чел. (в 2011 году - 12,6 тыс. чел.), при этом количество граждан, получивших статус безработного, соответствовал показателю 2011 года и составил 8,8 тыс. чел., но по отношению к докризисным показателям 2008 года их количество соответственно возросло в 1,7 раза (на 4,8 тыс. чел.) и в 2,3 раза (на 5,0 тыс. чел.) [3].

Занятость населения имеет цикличный характер. Так, в течение 2012 года наибольшее количество граждан, ищущих работу, было зарегистрировано в январе и феврале, что является традиционным для данного периода года. В весенне-летний период, как и в предшествующие годы, наблюдался спад регистрации граждан в службе занятости, что связано с появлением в данный период временных и сезонных рабочих мест, а также более активного выезда безработных граждан на работу за пределы республики. В ноябре-декабре 2012 года отмечено снижение численности зарегистрированных граждан, что не являлось характерным для прошлых лет, когда этот показатель увеличивался.

Приднестровский рынок труда характеризуется традиционностью факторов, влияющих на занятость: несбалансированность спроса и предложения на трудовые ресурсы, неполная занятость, дефицит квалифицированных рабочих, непрестижность рабочих специальностей в совокупности с тенденциями социально-экономического развития в городах и районах республики. Приднестровской Молдавской Республике присуща собственная специфика в формировании спроса на труд. До 2005 года преобладала занятость в государственном секторе, что обусловлено запоздалостью рыночных реформ, масштабностью госаппарата (публичное управление, органы правопорядка) и бюджетной сферы (образование, медицина). На деятельность большинства предприятий повлияли экономические реформы -процессы приватизации и реструктуризации. В результате уровень использования их производственных мощностей существенно сократился. Это повлияло на процессы формирования спроса на рабочую силу. В течение 2012 года организациями республики заявлено в ГУ «Центр занятости населения» городов и районов 8 154 вакантных рабочих мест (в 2011 году - 8093 вакансии). По состоянию на 1 января 2013 года в банке данных службы занятости насчитывалось 2225 вакантных рабочих мест, что на 806 вакансий меньше, чем по состоянию 1 января 2012 года. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда республики по состоянию на 1 января 2013 года составил 2,2 безработных граждан на одну вакансию, данный показатель на соответствующую дату 2012 года составлял 1,8 человека на вакансию.

В работе государственной службы занятости основное внимание уделяется ускорению процесса трудоустройства граждан и сокращению периода безработицы. В течение января-декабря 2012 года при содействии службы занятости трудоустроено 2603 безработных граждан (в 2011 году - 2736 чел.) [3]. Достижению основных задач также способствует реализация государством активной политики в области занятости населения. Активные меры содействия занятости населения представляют собой инструмент оказания содействия безработным гражданам в поиске работы, которые благоприятно влияют на ситуацию на рынке труда и оказывают положительное влияние на отдельные группы граждан. Проведение активной политики занятости призвано обеспечить максимальную занятость населения, повысить качество рабочей силы.

Итак, сам рынок не обладает свойством социальной защиты населения. В условиях рыночной экономики это тяжелое бремя вынуждено взять на себя государство. Усилия государства должны быть направлены на минимизацию безработицы, обеспечение занятости и возможности дать людям надежный заработок. Затем следует политика выравнивания доходов среди занятого населения и перераспределения их через государственный бюджет так, чтобы уменьшить разрыв между высшими и нижними уровнями доходов. В современных условиях только кардинальное оздоровление реального сектора экономики будет способствовать нормализации положения на рынке труда Приднестровской Молдавской Республики, а также последовательному приближению институциональной и законодательной базы рынка труда Приднестровья к европейским стандартам. Эти задачи возможно решить на основе социального партнерства как способа достижения «социальной гармонии» между профсоюзами, правительством и союзами предпринимателей.

Библиографический список

1. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О занятости населения» от 8 января 2001 года. - № 372-3, с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 апреля 2002 года № 119-ЗИ-Ш (САЗ 02-16), от 10 июля 2002 года № 152-ЗИД-Ш (САЗ 02-28), от 18 декабря 2003 года№ 373- ЗИД-Ш (САЗ 03-51).

2. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие / Под ред. H.A. Волгина. - М.: Филинъ, 1999.

3. Статистический ежегодник ПМР. Статистический сборник (за 2008-2012 гг.) -2013. - Тирасполь, 2013.

Е.А. Фролова

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. В статье рассматривается понятие «социальный туризм», предлагаемое различными авторами и организациями. Автором рассматриваются основные причины необходимости развития социального туризма.

Ключевые слова: социальный туризм, социально незащищенный слой населения, туризм для молодежи, пенсионеров, инвалидов, субсидирование туризма.

В настоящее время социальная составляющая становится основной стороной политики, как мировой, так и отечественной. Основными причинами мировых конфликтов сейчас являются невнимательное отношение к людям, к их проблемам, невозможность создания среды существования. Социальный вопрос стоит не только в бедных странах, но и в странах с развитой экономикой. Примером тому могут служить такие страны, как Франция, которая столкнулась с проблемой миграции в самом худшем ее проявлении, или Турция, которая в результате невнимательного отношения к своим гражданам оказалась на пороге гражданской войны. В результате нестабильной экономической и политической ситуации, в погоне за максимальной выгодой или за мировым лидерством в проигрыше в первую очередь остаются простые граждане.

© Фролова Е.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.