Научная статья на тему 'Понятие социального туризма'

Понятие социального туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5298
679
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЙ СЛОЙ НАСЕЛЕНИЯ / ТУРИЗМ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ / ПЕНСИОНЕРОВ / ИНВАЛИДОВ / СУБСИДИРОВАНИЕ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролова Елена Андреевна

В статье рассматривается понятие«социальный туризм», предлагаемое различными авторами и организациями. Автором рассматриваются основные причины необходимости развития социального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие социального туризма»

Итак, сам рынок не обладает свойством социальной защиты населения. В условиях рыночной экономики это тяжелое бремя вынуждено взять на себя государство. Усилия государства должны быть направлены на минимизацию безработицы, обеспечение занятости и возможности дать людям надежный заработок. Затем следует политика выравнивания доходов среди занятого населения и перераспределения их через государственный бюджет так, чтобы уменьшить разрыв между высшими и нижними уровнями доходов. В современных условиях только кардинальное оздоровление реального сектора экономики будет способствовать нормализации положения на рынке труда Приднестровской Молдавской Республики, а также последовательному приближению институциональной и законодательной базы рынка труда Приднестровья к европейским стандартам. Эти задачи возможно решить на основе социального партнерства как способа достижения «социальной гармонии» между профсоюзами, правительством и союзами предпринимателей.

Библиографический список

1. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О занятости населения» от 8 января 2001 года. - № 372-3, с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 апреля 2002 года № 119-ЗИ-Ш (САЗ 02-16), от 10 июля 2002 года № 152-ЗИД-Ш (САЗ 02-28), от 18 декабря 2003 года№ 373- ЗИД-Ш (САЗ 03-51).

2. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие / Под ред. H.A. Волгина. - М.: Филинъ, 1999.

3. Статистический ежегодник ПМР. Статистический сборник (за 2008-2012 гг.) -2013. - Тирасполь, 2013.

Е.А. Фролова

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. В статье рассматривается понятие «социальный туризм», предлагаемое различными авторами и организациями. Автором рассматриваются основные причины необходимости развития социального туризма.

Ключевые слова: социальный туризм, социально незащищенный слой населения, туризм для молодежи, пенсионеров, инвалидов, субсидирование туризма.

В настоящее время социальная составляющая становится основной стороной политики, как мировой, так и отечественной. Основными причинами мировых конфликтов сейчас являются невнимательное отношение к людям, к их проблемам, невозможность создания среды существования. Социальный вопрос стоит не только в бедных странах, но и в странах с развитой экономикой. Примером тому могут служить такие страны, как Франция, которая столкнулась с проблемой миграции в самом худшем ее проявлении, или Турция, которая в результате невнимательного отношения к своим гражданам оказалась на пороге гражданской войны. В результате нестабильной экономической и политической ситуации, в погоне за максимальной выгодой или за мировым лидерством в проигрыше в первую очередь остаются простые граждане.

© Фролова Е.А., 2013

Одной из социально ориентированных отраслей экономики является туризм. Эта отрасль приносит не только доход в экономику, но и напрямую ориентирована на людей. Не стоит легкомысленно относиться к туризму. Во многих странах основная доля государственных доходов относится именно к туризму. К его развитию государству стоит относиться с максимальным вниманием. Особенно важен внутренний туризм, ведь многие сейчас не понимают и не ощущают величия своей страны, нет понятия «патриотическое воспитание».

Прежде чем перейти к анализу самого понятия «социальный туризм», стоит рассмотреть причины необходимости его развития.

1. Разница в доходах населения в нашей стране является достаточно существенной. Попытки создания так называемого среднего класса пока не являются успешными. Поэтому большое количество людей не могут использовать свое право на отдых в полной мере. Конечно, наличие приусадебных участков решает эту проблему, но несущественно. Соответственно, социальный туризм необходим как явление, которое позволяет гражданам реализовать свои конституционные права.

2. Туризм является динамично развивающейся отраслью, соответственное его развитие будет благотворно влиять на экономику страны в целом. И хоть социальный туризм не ставит своей задачей получение прибыли, даже скорее отрицает ее, он может благотворно повлиять на инфраструктурную составляющую.

3. Улучшение имиджевой составляющей своей страны также можно отнести к причинам развития социального туризма. Ведь, помимо развития инфраструктуры, повышается и инвестиционная привлекательность регионов.

4. Патриотическое воспитание - это тоже один из важнейших аспектов социального туризма. Ведь туризм становиться доступным для всех слоев населения, особенно это важно для молодежи, которая должна знать, любить и гордиться своей страной.

5. Социальный туризм направлен на решение социальных задач:

- ориентирован на предоставление нематериальных благ;

- на формирование образовательного и культурного уровня населения и т.д.

В различной литературе понятие социального туризма разнообразно трактуется различными авторами и организациями. В основном все предлагаемые понятия имеют два варианта трактования - узкое и широкое. Широкое понятие отражает массовый характер потребления туристских услуг.

Одним из первых документов, определяющих социальный туризм является Манильская декларация по мировому туризму 1980 года, которая гласит: «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых» [9]. Это определение достаточно обще и поясняет, кто может относиться к «менее обеспеченным гражданам», а также каким образом и посредством чего осуществляется их право на отдых.

Более точное толкование социального туризма дано в Монреальской декларации, принятой Генеральной Ассамблеей Международного бюро социального туризма в 1996 г. Статья 13 Декларации гласит, что к движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация, компания и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко

ставит задачи социального характера и цель - обеспечение доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая туризм единственной целью максимального получения прибыли. В Декларации сформулированы основные цели социального туризма:

•S совместное (туристской администрации, туристскими организациями и туристами) решение социальных задач, способствующих развитию человека, воспитывающих уважение к нему, а также повышенное чувство солидарности и братства;

•S достижение доступности туризма для всех, включая семьи, молодежь, пожилых людей, малообеспеченный слой населения, лиц с ограниченными средствами и т.п.;

•S возможность получения добавленной стоимости неэкономического характера, так как она является неотъемлемым элементом предлагаемого туристского продукта (речь идет о направлении части социальных расходов, трансферных платежей на оплату туристских услуг);

•S разработка долгосрочной социальной политики в области туризма (устойчивый социальный туризм может существовать только при ее наличии), предусматривающей прямую государственную поддержку и др. [10].

В предлагаемой трактовке также делается акцент на массовость и максимальную доступность туризма как основную идею, а не на получение прибыли от него. Также раскрывается польза социального туризма, его необходимость и стремление к общедоступности. Определение, данное Генеральной Ассамблеей, достаточно полно характеризует все положительные стороны социального туризма.

Наряду с широкой трактовкой понятия «социальный туризм» существует также и узкая, более конкретная, узкоспециализированная трактовка. К ней относится определения, представленные в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности», а также определения, представленные учеными: B.C. Сениным, В.И. Азаром, В.Н. Акишиным, М.Б. Биржа-ковым и т.д.

Рассмотрим их более подробно. Одно из первых - определение, данное в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (ст. 1 Основные понятия): туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей [3]. В этом определении понятной становится схема получения денежных средств на путешествия, но так же, как и в приведенных ранее определениях, не обозначено, кому конкретно эти средства могут быть выделены.

Еще одно определение предложено И.О. Сердобольской. По ее мнению, туризм социальный представляет собой разновидность туризма, охватывающего все социальные слои и возрастные группы населения, поездки которых субсидируются из различных бюджетов исходя из социальной категории гражданина [1].

Один из разработчиков концепции развития социального туризма профессор В.А. Квартальное отмечает, что туризм - это рынок, и многоотраслевые рыночные связи -его экономическая составляющая. Но при этом нельзя забывать, что основная его цель - социальная. Важно туризм сделать доступным для каждого человека с детства до старости. Такая установка не противоречит его выгодности. Напротив, мировая практика показывает, чем

страна ближе к упомянутой цели, тем выше в ней и доходность туризма. Социальный туризм -путешествия с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам по цене социального тура и субсидируемые из источников внебюджетного финансирования и средств, выделяемых государством на социальные нужды [4]. Это понятие уже позволяет рассматривать туризм как некую экономическую категорию. Также данное понятие определяет цели социального туризма, чего нет в определениях, предложенных ранее. Причем автор отображает не только потребительский подход, но и нематериальные ценности, извлекаемые туристами.

Также к экономическим категориям прибегает JI.B. Сергиенко В своем определении он утверждает, что социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Автор рассматривает социальный туризм как сектор рынка, а также относит туристов к категории покупателей.

Еще одно определение, данное B.C. Сениным гласит, что социальный туризм - это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды [6]. Таким образом, говоря о понятии «социальный туризм», можно сделать вывод, что существует несколько групп трактовок, что в общем не меняет общего смысла социального туризма: все определения говорят нам о том, что социальный туризм должен стать массовым явлением, которое дает возможность путешествовать всем людям, несмотря на их социальный статус и материальное благополучие. В этом, пожалуй, и будет заключаться основная идея социального туризма.

Библиографический список

1. Манильская декларация по мировому туризму, 1980.

2. Монреальская декларация «К гуманитарному и социальному ведению туризма», принятая Генеральная Ассамблеей.

3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности Российской Федерации».

4. Азар В.И. Экономика туристского рынка / В.И. Азар. - М., 1998. - 221 с.

5. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб.: ТД «Герда», 2000. - 192 с.

6. Бронников В.В. Благотворительность в организации услуг социального туризма / В.В. Бронников. - М.: МаксПресс, 2005. - 120 с.

7. Квартальное В.А. Современные концепции социального туризма / В.А. Квартальное. - М.: Наука, 1993.-120 с.

8. Молчанова Н.В. История мирового туризма / Н.В. Молчанова. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008.

9. Сенин B.C. Организация международного туризма: учеб. / B.C. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 369 с.

10. Каменец A.B. Молодежный социальный туризм: учеб. пособие / A.B. Каменец, М.С. Кирова, И.А. Урмина. - М.: Издательство РГСУ, 2011. - 164 с.

11. Сердобольская И.О. Государственное регулирование социального туризма и пути его совершенствования в Российской Федерации: дис. канд. экон. наук / И.О. Сердобольская. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2003.

Р. Б. Худжамкулов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье исследуются взаимосвязь собственности и механизма распределения дохода. В переходной экономике произоилли существенные изменения в распределении дохода. На большинстве сельскохозяйственных предприятий применяется разовое вознаграждение (как стимулирование) по итогам года за индивидуальные и коллективные результаты труда. Изучается система премирования, где возникли новые виды материального стимулирования труда, такие как премирование (стимулирование) за создание и внедрение новой техники, рационализацию и т.д. В новых условиях хозяйствования изучены распределение дохода и стимулирование работников, основанные на тарифно-квалификационной системе.

Ключевые слова: распределение, переходная экономика, доход, реализация собственности, многоукладность.

Государственная форма собственности в соответствии со своей функциональной структурой, реализующейся на уровнях ее субъектов (государство, коллектив, индивид) для каждого субъекта на фазе производства, реализуется в управлении как функции собственности в конкретно-исторических формах организации труда (организационно-экономических отношениях), а на фазе распределения - в присвоении соответствующей части дохода: государство (распорядитель) присваивает налог, коллектив (владелец) - фонды социальной защиты и в целом хозрасчетный доход и индивид (пользователь) - заработную плату, как совладелец (член коллектива) - выплаты из хозрасчетного дохода, дивиденды; как собственник обобществленных средств производства - общественные фонды социальной защиты и присвоения доходов со своих средств производства [1].

Анализируя формы собственности, А. Ильин отмечает, что многообразие форм собственности и ее реализации влияют на функции государственной собственности на фазах воспроизводства на уровне трудового коллектива как владение - пользование - распоряжение. Производство и распределения дохода в дехканских хозяйствах создают условия для форм их организации, а именно распоряжение, полное хозяйственное ведение труда, управление, формы распределения дохода [2].

Рыночными основами распределения дохода в переходной экономике Республики Таджикистан, прежде всего, являются различные формы реализации собственности и она должна гарантировать каждому участнику отношений собственности:

© Худжамкулов Р.Б., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.