Научная статья на тему 'О тенденциях реформирования Российской высшей школы'

О тенденциях реформирования Российской высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / HIGH SCHOOL / QUALITY OF EDUCATION / LABOR MARKET / EDUCATIONAL SERVICE / PUBLIC GOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенашенко В. С., Ткач Г. Ф.

В работе обсуждаются некоторые тенденции реформирования высшей школы. Проводится анализ понятий «общественное благо» и «образовательная услуга», используемых для объяснения новых реалий в отечественном высшем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the trends of Russian higher education reform

This article discusses some trends reform of higher education. The analysis of the concepts of «public good» and «educational services» that are used to explain the new realities in the domestic higher professional education.

Текст научной работы на тему «О тенденциях реформирования Российской высшей школы»

готовки кадров высокой квалификации, издания научной и учебной продукции. Именно поэтому мы фактически занимаем монопольные позиции на Юге России в области научных исследований и подготовки кадров для государственного и муниципального управления.

Когда в 2009 году был подсчитан аккредитацион-ный ежегодный показатель для академий в области объемов НИР, то СКАГС чуть превысила норматив в 5 млн руб. ежегодно, в то же время существенно превысив его по удельному объему на 1 преподавателя. Пришлось сильно удивиться, когда пересчитали стоимость научной продукции, не входящей в аккредитационные показатели: по ним СКАГС оценочно превысила нормативы более чем в 5 раз, но достигнуты они на инициативной основе и за счет внутренней поддержки. Это в итоге заставило задуматься об эффекте инициативы и живого труда в науке.

В условиях мировой финансово-экономической нестабильности идет поиск путей стабилизации экономики, перспективных направлений для инвестиций. Думается, что это, в первую очередь, - наука и образование. Мы не только не должны здесь эконо-

мить, но и даже увеличить вклад.

Таким образом, разработка более точных методик оценки научного труда и его результатов позволяет в итоге давать всестороннюю и адекватную его оценку и совершенствовать систему управления научно-инновационной деятельностью.

Библиографический список

1. Мир и Россия. М., 2000.

2. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М., 2003.

3. Элиты и будущее России: взгляд из регионов (Вып. первый). Ростов н/Д., 2007.

4. Понеделков А.В., Старостин A.M. Административно-политические элиты России: институцио-нализация, самоидентификация, динамика изменений. Ростов н/Д, 2005.

5. Научный потенциал вузов и научных организаций ФАО. 2007. Статистический сборник. СПб., 2008.

6. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. 8-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008.

Starostin A.

SOCIALIZING FUNCTION OF EDUCATION AND ITS ROLE IN THE MODERNIZATION OF THE MODERN HIGH SCHOOL

Education provides adaptation of the population to the new socio-economic environment and is the most effective institution of resocialization and new socialization. If the media is the primary psychological training, orientation and presentation of a major behavior patterns, the system gives the system of education and knowledge of primary behavioral skills in a new environment. Development of accurate evaluation methods ofscientific work and its results in the end allows you to give full and adequate assessment of its management system and improve the research and innovation activities.

Keywords: education, civic culture, the development of socialization, adaptation, capacity of higher education.

УДК 378

Сенашенко B.C., Ткач Г.Ф О ТЕНДЕНЦИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В работе обсуждаются некоторые тенденции реформирования высшей школы. Проводится анализ понятий «общественное благо» и «образовательная услуга», используемых для объяснения новых реалий в отечественном высшем профессиональном образовании.

Ключевые слова: высшая школа, качество образования, рынок труда, образовательная услуга, общественное благо.

В условиях постиндустриального общества система образования становится важным ресурсом экономического развития и средством социальной адаптации, а во главу угла образовательной политики все более явно ставятся финансовые проблемы. Бюджетные ассигнования на образование, особенно высшее, ставшее массовым, достигли ресурсно-

го насыщения, и поэтому всё чаще рассматривается вопрос о поиске альтернативных источников финансирования. Во многих странах проводятся или планируются реформы механизмов финансирования образования, обсуждаются возможности увеличения доли платного образования.

В России, как и за рубежом, происходят значи-

© Сенашенко B.C., Ткач Г.Ф., 2014

Экономика образования ♦ № 2, 2014

95

тельные изменения в сфере образования, затрагивающие многие его аспекты: цели и задачи, организационную структуру, содержание, подходы к разработке образовательных стандартов и программ, формы и методы обеспечения качества образования, контроль качества деятельности образовательных учреждений, их финансирование и т.д. Поэтому жизненно важно выявить и принять приемлемые параметры социальной функции образования и изучить возможность ее реализации в современных условиях.

Актуальность социологического рассмотрения образования, в первую очередь высшего, обусловлена неопределенностью и неоднозначностью трактовки его функций на уровнях как концептуального определения и нормативно-правового регулирования, так и обыденного сознания. Резкий и болезненный «административно-командный» переход российской системы высшего образования к функционированию в рыночных условиях с перспективой подключения к мировому рынку образовательных услуг вызывает в академической среде многочисленные отклики [1-7].

Необходимо признать, что в постсоветском академическом сообществе существуют различные точки зрения на проблему определения функций образования. Так, например, бывший министр национальной системы образования Украины считает, что «...экономические стимулы являются циви-лизационным благом. И неправы те, кто имеет противоположное мнение. Их отрицание - не что иное, как попытка приостановить ход истории. Новая эпоха, новый человек, новая мораль, новые ценности новой экономической цивилизации нуждаются в новых подходах и осмыслении во всех сферах, в частности и таких важных составляющих общества, как духовность, культура и образование. Экономическое измерение расставляет реальные акценты, избавляет от ограниченности и утопизма» [8].

Данную позицию разделяет российский автор: «образовательное учреждение есть субъект экономики». Организация, поскольку она имеет основные средства, управляет затратами, имеет оперативное и стратегическое финансовое планирование, планирует потоки денежных средств, является хозяйствующим субъектом. «Главный способ заработать финансовые средства - оказание платных образовательных услуг. Именно платность образования вызывает публичные споры, но бесплатность с точки зрения рыночной экономики - нонсенс» [4].

Вопрос о том, быть ли образованию (в особенности высшему профессиональному) образовательной услугой или оставаться общественным благом, неизбежно связан с особенностями трактовки понятия «качество образования». Так, с позиции образования как услуги его качество определяется полезностью, ценностью продукта, степенью соот-

ветствия конкретным, прежде всего - экономическим потребностям общества и установленным нормам и стандартам. Между тем качество высшего образования определяется и такими свойствами, как фундаментальность, научность и гуманистическая направленность, которые не имеют адекватного стоимостного выражения и, следовательно, не могут приниматься в расчет при сугубо экономическом рассмотрении. Эти важнейшие характеристики остаются вне рамок «рыночного» определения качества образования. Образование не есть объект «купли-продажи»; это объект более сложных и тонких общественных отношений, имеющий свои внутренние традиции и тенденции. Поэтому к определению качества высшего образования необходимо применять подход, учитывающий не только потребности различных «заинтересованных сторон». Например, одним из показателей качества образования некоторые предлагают считать его духовность; именно она является мерой «человеческого в образовании», т.е. мерой его «истинного» качества [9].

Таким образом, при рассмотрении вопросов фундаментальности, научности и гуманистической направленности образования выявляется, что по своей глубокой сути оно должно оставаться общественным благом. Вряд ли можно оспорить утверждение о том, что полноценное образование («как таковое») неотделимо от понятия «качество», одним из основных показателей которого является духовность.

Между тем идея «рыночных отношений», проникая во все сферы жизни общества, приводит к тому, что образование начинают рассматривать не как носитель «великой миссии», а как деятельность, нацеленную на удовлетворение потребностей заказчика - студента, работодателя и др. В этой логике вуз - это структура по предоставлению образовательных услуг. А ведь не так давно «образование» и «рынок» воспринимались обществом как взаимоисключающие категории! Оборотной стороной этих процессов является утрата высшим образованием общекультурной и гуманистической составляющих, а также снижение фундаментальности образования. Чем же должно быть образование: предоставляемой человеку платной услугой или общественным благом?

С экономической точки зрения общественные блага - это товары и услуги, предоставляемые государством всем его гражданам на равных условиях. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. Общественные блага призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не могут быть обеспечены рынком. К общественным благам относится и бесплатное образование, а точнее образование, оплачиваемое из государственно-

го бюджета.

Концепция общественного блага выделяет в нем два основных критерия: неконкурентоспособность и неисключаемость. Неконкурентоспособность предполагает, что благо неделимо, неизбирательно и потребляется совместно. Неисключаемость общественного блага означает, что потребление благ одним человеком не исключает и не ограничивает его потребление другими членами общества. Это в полной мере относится к общему среднему образованию. Что касается среднего и высшего профессионального образования, предоставляемого на конкурсной основе, то его получение ограничено не только индивидуальными способностями личности, но и выбором приоритетов государственной образовательной политики, отражаемой в контрольных цифрах приема.

Единого представления о том, что считать образовательной услугой, ещё не сложилось. Часто под образовательной услугой понимают систему знаний, умений и навыков, которые приобретаются в ходе учебы, а затем используются для удовлетворения потребностей человека, общества и государства. Однако очевидно, что знания, умения, навыки нельзя рассматривать как товарную продукцию учебного заведения; таковой является, безусловно, выпускник.

Между тем в качестве ключевой составляющей образовательной услуги можно рассматривать труд преподавателя по передаче этих знаний, умений и навыков. Его наемный труд как вид деятельности остается инвариантным вне зависимости от того, работает он в бюджетной или во внебюджетной образовательной организации, обучает бюджетных или контрактных студентов. При этом важно, что направленность и содержание труда практически полностью остаются в компетенции самого преподавателя и не поддаются «рыночной рационализации». Подчеркнем также, что формирование системы знаний, умений и навыков, которое происходит во время учебы, во многом обеспечивается усилиями самих учащихся. Образовательное учреждение выступает лишь в качестве оператора, обеспечивающего необходимые условия для продуктивного взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе образовательного процесса, ориентированного на подготовку специалиста высокой квалификации.

Итак, образовательная услуга, ключевой составляющей которой является труд преподавателя по передаче знаний, умений и навыков учащимся, в процессе дальнейшего потребления становится неотъемлемой составляющей квалифицированной рабочей силы, качество которой очевидно зависит не только от труда преподавателей, но и от количества и качества личного труда учащихся. В этом и состоит существенное отличие образования от всех прочих видов общественно полезной деятельности.

Рассмотрим специфику образовательных услуг, которая проявляется как в традиционных характеристиках услуг (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость), так и в чертах, присущих только образованию.

Поскольку услуги нематериальны и неосязаемы, маркетинг рекомендует операторам сферы образования формализовать наиболее значимые для потребителя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этой цели служат государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и образовательные программы, свидетельство о наличии лицензии на образовательную деятельность, а также информация о методах, формах и условиях обучения. Разумеется, это косвенные параметры, характеризующие образовательный процесс.

Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате передачи такой услуги производитель или создатель образовательного продукта теряет право собственности на свой товар, но получатель такого права не приобретает: этот товар «исчезает» (потребляется) в тот самый момент, когда производится и передается. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания.

Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, эти услуги невозможно заготовить в полном объеме заранее, т.е. они не могут накапливаться ни преподавателем, ни обучающимся. С другой стороны, свойство несохраняемости образовательных услуг проявляется в естественном для человека забывании полученной информации, а также в устаревании знаний. (Впрочем, учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях).

Остановимся на чертах, присущих лишь образовательным услугам. По мнению многих специалистов, образовательные услуги относятся к категории «общественных благ», предоставление которых, а следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Но всё же чаще образовательные услуги относят к категории «квазиобщественного блага», когда по своей природе и назначению услуги не вполне относятся к общественным благам, но обеспечивают такие выгоды, что государство поощряет их производство. При такой постановке вопроса часть образовательных услуг (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование) молено отнести к общественным, а другую часть (высшее и послевузовское профессиональное образование) - к квазиобщественным благам. Это вовсе не значит, что они обладают набором свойств, характеризующих

Экономика образования ♦ № 2, 2014

97

усуслугу как рыночную категорию.

Отличительной чертой образовательных услуг является невозможность их непосредственного денежного измерения, трудность определения их денежного эквивалента. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на их производство,

а тем более выявить созидательный потенциал каждого учащегося. Полезный эффект такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.

Окончаниеследует

Senashenko V., Tkach G. ON THE TRENDS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION REFORM

This article discusses some trends reform of higher education. The analysis of the concepts of «public good» and «educational services» that are used to explain the new realities in the domestic higher professional education.

Keywords: high school, the quality of education, labor market, educational service, a public good.

УДК 378

Игнатов И.И.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВУЗОВСКАЯ НАУКА В РОССИИ: СТРУКТУРА КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНЫЕ НАМЕТКИ1

В статье предложен дискуссионный взгляд на кризис высшего образования в России, обоснована структура кризиса и выработаны предложения по преодолению кризиса.

Ключевые слова:высшее образование; кризис в образовании; структура кризиса.

1. Профанация образовательно-научного процесса в вузах

Речь идет о том, что с тотальной коммерциализацией высшей школы связана и качественная деградация соответствующего образовательного процесса. Огромное количество вновь созданных вузов, равно как и вузы прежние (из числа оперативно «перестроившихся» в соответствии с требованиями рыночной конъюнктуры), двинувшись в «крестовый поход» за студентом, принялись выхолащивать образовательные программы или практику их применения. Печальнейший факт состоит в том, что сформировавшаяся в России система платного высшего образования стала отчасти легитимным, а отчасти криминальным, но в любом случае порочным бизнесом по приданию рыночной цены документам, дающим право получающим (точнее, в той или иной степени выкупающим) их фигурантам позиционировать себя как специалистов и даже профессиональных ученых-исследователей. Никогда еще профанация образовательного, да и научно-исследовательского процессов в вузах не достигала таких масштабов, вынуждающих ставить вопрос о принципиально новом их качестве.

Конечно, не была свободной от «приписок» и

советская система организации высшей школы. Однако массовое получение интеллектуально несостоятельными соискатели статусов «специалиста», «кандидата» или «доктора» она исключала. Согласно авторской оценке (сформировавшейся на базе опросов и собственных впечатлений), доля «серьезного» блата среди советских студентов в конце 1970-х и на протяжении большей части 1980-х годов не превышала 10-15% (исключения составляли главным образом медицинские институты, МГИМО, некоторые факультеты МГУ и ряд регионально-столичных университетов). Да и применительно к большинству случаев «блата» нельзя говорить о выпуске полностью профнепригодных специалистов -скорее следует вести речь об их «посредственности», но все же в рамках требований курса, ибо «блат» является козырем, который можно было использовать лишь при поступлении (в дальнейшем требование выполнения учебных программ распространялось на всех). К тому же далеко не все «блатники» были посредственностями: некоторые из них становились вполне приличными студентами или даже отличниками. Так, в медицинских вузах широко практиковался «корпоративно-семейственный блат»: значительная часть поступавших в них абитуриентов

98

© Игнатов И.И, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.