Научная статья на тему 'О ТЕМАТИЧЕСКОМ ВЫПУСКЕ'

О ТЕМАТИЧЕСКОМ ВЫПУСКЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Майорова-Щеглова Светлана Николаевна, Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна, Филипова Александра Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ТЕМАТИЧЕСКОМ ВЫПУСКЕ»

О тематическом выпуске

Объектом представляемых исследований в этом номере является сам ребенок и его повседневная жизнь в семье, школе, социальном пространстве. Мы предложили авторам порассуждать о процессах жизнедеятельности детей и их ближайшего окружения через привычные, общеизвестные ситуации, характеризующиеся типичностью и распространенностью. Повседневность детства — это область актуальной социальной реальности, в которой происходит физиологический рост, психологическое развитие ребенка и его социальное взросление здесь и сейчас. Наш анализ современных публикаций зафиксировал повышенный интерес ученых к изменениям детства в подвижное историческое время (кризис семьи, пандемия, трансформация образования и другие). Поэтому крайне важно иметь «социальную фотографию»: как соединяются константы, традиции организации жизни детей и новшества, при этом именно действия, состояния, представления и мнения самих детей должны выдвинуться в центр этих изучений. Включенный в номер визуальный и фотографический контент — это не просто иллюстрации, это способ воспроизвести интересные элементы мозаики пространства детства.

Если мы обратимся к ключевым словам всех статей в данном номере, то увидим, что ядром тезауруса этого номера являются сами дети, а не те группы, которые организуют их жизнь, образование. Повседневность ребенка — междисциплинарное поле, вот почему так многообразен фокус представленных работ по соединению стратегий, здесь представлены не только социологический, но и педагогический, антропологический, культурологический, социо-географический, пространственно-проектировочный подходы.

В статье С. Н. Майоровой-Щегловой на примере учебников по математике на протяжении 25 лет показаны обыденные распространенные практики детства и ставится вопрос о дуальной роли учебной литературы как отражения реальности и как потенциального со-конструктора жизни ребенка.

Творческий союз опытного и молодого исследователей Е. А. Колосовой и М. А. Дростэ представил статью о потребительском поведении московских подростков на рынке развлечений. Очень важно, что авторы с помощью социологических данных смогли показать, как ребенок через пробы потребления получает социальный опыт: осваивает технологии выбора, оценки конкретных условий, формирования моделей поведения, конструирование нового в рамках типичного возрастного.

Очень важный аспект именно сегодня, который нашел освещение в статье А. В. Коняшкиной, — как сохраняются традиционные константы времяпрепровождения и воспитания, а именно семейного и индивидуального чтения. Дополнительно автор раскрывает интересные данные об обустройстве детских в современных домах.

Игра относится к ведущей деятельности ребенка и необычно, что авторы следующей статьи смогли выделить самоорганизующиеся элементы этой игры в современном городском пространстве: шалаши и домики в парках, дворах и других пространствах Санкт-Петербурга (Крылова И. А., Фи-липова А. Г. «Домики и шалаши: "свои" места у современных петербургских детей»).

В номере также представлены две статьи-обсуждения методов и методик изучения обыденной жизни детей (Филипова А. Г., Хуснутдинова М. Р. «А где же ребенок?»; Темин Д. В. «Специфика проектного метода как формы детского участия: по материалам эмпирического исследования»), их авторы отвечают на важные вопросы: какие стратегии и в каком случае лучше применить, изучая непосредственно жизнь детей, как возможно анализировать проекты детей в научно-исследовательских целях.

Методологическая рефлексия о современной ситуации в социологических исследованиях детства представлена А. Г. Филиповой и М. Р. Хуснутдиновой. При большом количестве уже реализованных работ открытым остается вопрос — а где же ребенок? Мы по-прежнему не понимаем, что делает детей детьми. И это осознание становится отправной точкой для дальнейшей более глубокой работы.

Проектная деятельность все больше привлекает внимание исследователей. Д. В. Темин рассматривает ее как возможность реализации прав ребенка на участие в решении вопросов, затрагивающих его интересы. Исследование в социально-реабилитационном центре выявило актуальную

проблему коммуникации между педагогами и детьми в процессе реализации проекта. Первые осуществляли авторитарное руководство: категоричные указания к правильным с их точки зрения действиям, необоснованная критика, обесценивание вклада ребят в полученный результат. Дети нуждаются в помощи, но заявляют о необходимости уважительного отношения к себе. Они ожидают от взрослого полезных советов и рекомендаций, эффективную организацию групповой деятельности.

И, конечно, остро стоит вопрос о проникновении в «секретный» мир детства. Вот почему мы решили, что без идей самих юных исследователей войти в это часто закрытое пространство невозможно, а представление детства на страницах журнала будет неполным. Рубрика «Проба пера. Опыт соучаствующих исследований» собрала работы проекта «Зеленая школа», всего четыре статьи (Сахно София «Как сон влияет на учебную жизнь учащихся?»; Никитин Артем «Эко-трекер как эффективное средство формирования экологических привычек у школьников»; Пономарева Варвара, Шефель Александр «Мусор в нашей жизни»; Тюрина Юлия, Мылова София «Озеленение нашей школы»).

Включая эти работы в академический журнал, мы осознаем, что авторы пока не обладают специальными теоретическими знаниями для объяснения зафиксированных данных, их выводы скорее базируются на собственных установках, ценностях. Мы видим в статьях доказательство формирования нового тренда в повседневности молодого поколения, их позитивности и конструктивности в экологической деятельности.

Как верно отметили авторы вводной в рубрику статьи: «Процесс создания "детского" сегодня перегружен взрослыми конструктами, за которыми исчезает тот самый реальный ребенок, чье право на "видимость" так ревностно отстаивает социология детства...». Участвующий подход, развивающийся в рамках новой методологии социологии детства, состоит в том, что ребенок становится соучастником исследовательского проекта. Взрослый и ребенок совместно реализуют исследовательский проект по изучению детства и детского. Каждый из них заинтересован в достижении поставленной цели, вовлечен в процесс сбора, анализа и презентации информации. Это позволяет ребенку проявиться как агенту действия, воплотить свое видение в мир, почувствовать значимость работы в целом. Взрослые же получают возможность «услышать голос» ребенка, «увидеть мир его глазами» и применить новое знание для расширения методологических рамок исследования.

В ходе работы над своими статьями юные авторы постигали основы научного подхода к анализу и представлению данных. Наибольшие затруднения вызвали аннотация и раздел по анализу литературы. Возникали вопросы и некоторое недоумение относительно необходимости предоставить предысторию развития идей по теме, обосновать актуальность выбранного направления. Поиск текстов, которые можно было бы использовать для этих целей, тоже потребовал освоения навыков по определению качества информации.

По завершении процесса написания статьи все подростки отметили радостные чувства от получения нового и интересного опыта. Сохранение, по возможности, авторской стилистики в статьях начинающих исследователей делает эти тексты интересным материалом для дальнейшего изучения.

В рубрике «Новости научной жизни» Е. А. Купряшкина описывает интересный опыт проведения фестиваля детских проектных и исследовательских работ «Начало координат». Фестиваль состоялся в марте 2022 года в городе Владивостоке. Его целью обозначено «формирование интереса к познавательной, интеллектуальной и экспериментально исследовательской деятельности». Участники фестиваля — школьники начальных классов — представили на конкурс свои работы по трем направлениям: технические разработки, естественные науки и гуманитарные науки. Е. А. Купряшкина обращает внимание на важность развития научно-исследовательских форматов школьной работы с детьми, а также на недостаточную самостоятельность детей на всех этапах работы над проектом.

Светлана Николаевна Майорова-Щеглова, д. с. н., профессор, председатель ИК «Социология детства» Российского общества социологов

Маргарита Рафаильевна Хуснутдинова, к. с. н., доцент, заведующая информационно-аналитическим сектором Отдела планирования

и сопровождения научных проектов и мероприятий МГППУ

Александра Геннадьевна Филипова, д. с. н., профессор, заведующая лабораторией комплексных исследований детства ВГУЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.