О тематическом выпуске
«Дети и пространства» — тема настоящего выпуска журнала. Исследователи из разных областей научного знания (географы, психологи, педагоги, социологи, политологи, математики и др.) приглашены к научной дискуссии — обсуждению особенностей пространственных отношений и пространственных перемещений современных детей, обсуждению методов исследования пространственного поведения детей и пр.
В основе пространственного взгляда на детство лежат две идеи «новой» социологии детства — множественности миров детства и субъектности ребенка.
Само понятие «пространство» является весьма размытым и обтекаемым для современной науки и практики. Зарубежные исследователи пытаются развести понятия «место» (place) и «пространство» (space), рассматривая последнее как «вместилище для природных и социальных событий», а место — как «именованное пространство». Места обретают смысл через действие человека, через жилище, через эмоциональные привязанности, через события и через связанные с ними воспоминания. Иногда эти понятия противопоставляются друг другу: так, например, для географов-гуманистов 1970-х годов «место» стало отправной точкой исследований, противопоставляемой «объективным», «мертвым», позитивистским представлениям о пространстве. В традиционной географии место и пространство может быть определено через систему координат (GPS).
В тематический выпуск журнала вошли семь статей, подготовленных при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проектов № 18-00-00976 и № 18-00-00956 «География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик». Новый тип конкурса «Конвергенция», запущенный РФФИ в 2018 году, объединил исследователей естественно-научного и социогуманитарного направлений — географов и социологов.
Открывает номер статья Леонаса Толвайшиса и Александры Филиповой. В ней представлено новое исследовательское направление, которое сформировалось за рубежом на стыке географических и социальных исследований детства, — география детства (children's geography), выделены этапы его развития, дан обзор методологических оснований, обозначены перспективы географических исследований детей.
Продолжает обзор зарубежных географических подходов к детям и детству статья Елены Костиной, посвященная макрогеографии детского благополучия. Автор рассматривает социально-экономические показатели благополучия населения в целом и детей в частности, анализирует составляющие детского благополучия на основе ежегодных отчетов ЮНИСЕФ о положении детей в мире.
Зинаида Сидоркина в статье «Геодемография как основа развития географии детства» пытается связать пространство Дальневосточного региона и детское население через выделение нового исследовательского направления.
Детские географы интерпретируют «место» не так, как гуманитарные географы, а в большей степени обращаясь к активному созданию детьми места, особенно в городах. Неслучайно три последующие статьи посвящены освоению детьми городского пространства, анализу городских ресурсов и рисков.
Статья авторского коллектива (Елена Лебедева, Евгения Купряшкина, Наталья Ракитина) подготовлена по результатам выполнения совместного белорусско-российского исследовательского проекта «Дружественность среды постсоветских городов к детям и молодежи: компаративный анализ белорусских и российских кейсов». В ней раскрыты теоретические основы и практические подходы (в числе прочего — приемы тактического урбанизма) к включению детей в соучаствующее проектирование городской среды. На примере различных исследований, в т. ч. авторских, раскрываются две технологии детского участия — образовательно-проектная и научно-исследовательская.
Итоги масштабного анкетного опроса 2243 детей и подростков из 11 российских населенных пунктов представлены в статье Ирины Бухтияровой и Евгении Купряшкиной. Результаты анкетирования авторы используют для выявления особенностей восприятия места проживания и жилищных мобильностей респондентов, выявляя корреляции с возрастом и полом детей, размером населенного пункта их проживания и его удаленностью от Москвы. Термин «жилищные
мобильности» введен для обозначения переездов детей. Восприятие детьми своего населенного пункта оценивается по эмоциональной шкале, по частоте упоминания разных городских мест/ объектов и по критериям оценки городских мест (экологичность, комфортность, направленность на развитие, внешняя привлекательность и др.).
Статья Анны Софии Коняшкиной и Елены Колосовой продолжает тему детей в городе, но уже с обращением к родительским интерпретациям безопасности городской среды, а также родительским практикам обеспечения этой безопасности. С родительской точки зрения город представляет собой рискогенную среду, явно не приспособленную для детей.
География детства трансформируется в географию для детей в трех следующих публикациях выпуска. Авторы обращаются к опыту популяризации географических знаний, фокусируясь на детской аудитории. Оксана Зубова описывает кейс Музея Мирового океана (Калининград) с точки зрения включенности детей в музейное пространство, адаптированности музейных практик для детей разных возрастных групп. Коллектив, объединивший учителя географии Ирину Машкину, учителя начальных классов Юлию Никитину и учителя русского языка и литературы Евгению Осадчую, анализирует школьное литературное чтение с точки зрения географического компонента. Основное внимание авторы уделяют возможностям использования отрывков художественных произведений на уроках окружающего мира и географии в школе.
Василий Кузьмин и Наталья Роготень продолжают линию анализа художественной литературы как одной из форм популяризации географических знаний. Однако обращаются они к таким не характерным для школьного литературного чтения жанрам, как детские детективы, комиксы и новеллизация радиопередач. Помимо этого, авторы дают обзор современных детских научно-популярных журналов, которые предлагают интересный материал, дополняющий школьные учебники по географии. Разнообразие жанров и источников призвано стимулировать у детей интерес к разным странам, путешествиям, географическим открытиям и т. п.
Завершает тематический выпуск статья Алены Высоцкой об образовательных ресурсах для детей, проживающих в разных российских регионах. Автор использует инструмент кластерного анализа и получает пять кластеров, отличающихся не только социально-экономическими и демографическими особенностями региональной среды, но и разным уровнем развития образовательной инфраструктуры. Кластеризация российских регионов позволит выйти в дальнейшем на моделирование условий развития образовательной среды.
Рубрика «Научная жизнь» содержит информацию о Всероссийском конкурсе выпускных, дипломных, бакалаврских квалификационных работ и магистерских диссертаций в области социологии детства. Авторы публикации Светлана Майорова-Щеглова и Александра Губанова, рассказывая о конкурсе, выделяют конкурсные работы прошлых лет, посвященные теме взаимодействия детей и пространства.
С уважением,
ответственный за тематический номер журнала
доктор социологических наук, старший научный сотрудник Института детства
РГПУ им. А. И. Герцена Александра Геннадьевна Филипова