Комплексные исследования детства, 2019, т. 1, № 3 Comprehensive Child Studies, 2019, vol. 1, no. 3 _www.kid-journal.ru
Статьи
УДК 316.77 ЭОЬ 10.33910/2687-0223-2019-1-3-189-199
Дети и город: на пути к соучаствующему проектированию
Е. В. Лебедева1, Е. А. Купряшкина2, Н. Э. Ракитина03
1 Белорусский государственный университет, 220030, Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Независимости, д. 4 2 АНПОО «Дальневосточный центр непрерывного образования» Академический колледж, 690990, Россия, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41 3 Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 681013, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т Ленина, д. 27
Сведения об авторах
Елена Викторовна Лебедева,
SPIN-код: 3618-5246,
e-mail: Elena lebedeva [email protected]
Евгения Алексеевна Купряшкина,
SPIN-код: 1139-8656,
e-mail: [email protected]
Наталья Эдуардовна Ракитина, SPIN-код: 9601-1098, e-mail: [email protected] Для цитирования: Лебедева, Е. В., Купряшкина, Е. А., Ракитина, Н. Э. (2019) Дети и город: на пути к соучаствующему проектированию. Комплексные исследования детства, т. 1, № 3, с. 189-199. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-13-189-199
Получена 17 сентября 2019; прошла рецензирование 16 октября 2019; принята 16 октября 2019.
Финансирование: Работа поддержана грантом БРФФИ (договор № Г18Р-241 от 01.06.2018 г.) и грантом РФФИ (проект № 18-511-00019). Права: © Авторы (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация. В статье обосновано участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, через включение в исследование и преобразование городской среды. Принцип партиципации позволяет как детям, так и взрослым стать частью городского сообщества, ощутить социальную ответственность за состояние городской среды, включиться в процессы благоустройства своего двора и микрорайона. Идеи соучаствующего проектирования городской среды активно развиваются представителями нового урбанизма (Дж. Джекобс, Я. Гейл, О. Ньюман, Г. Санофф и др.). Практическим инструментом создания дружественной городской среды, обеспечивающим активное вовлечение детей и подростков, является тактический урбанизм. Тактический урбанизм позволяет сокращать дистанцию в социальных взаимодействиях детей и взрослых, конструировать городские пространства, исходя из детско-подростковых представлений о них, поддерживать локальные сообщества и пр. Примерами реализации принципов тактического урбанизма с участием детей и подростков являются: создание временных игровых площадок, создание небольших зеленых зон, атака «зебрами» и другие социальные арт-интервенции. Наиболее эффективно вовлечение детей и подростков в преобразования городской среды происходит посредством научно-исследовательских и образовательных мероприятий. В статье описаны кейсы городских исследований с участием детей, а также примеры реализации метода проектов относительно социальных проблем локальных сообществ и организации городской среды. Для того чтобы уловить детские потребности и правильно их интерпретировать, нужно развивать направление соучаствующих исследований городской среды с включением детей как информантов, исследователей и интерпретаторов. При этом важно понимать, что потребности детей изменяются по мере взросления, и важно услышать не только голоса подростков, но и мнение детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом могут помочь «мягкие» методики с элементами проекции. Следующим шагом на пути включения детей в процесс преобразования городской среды может стать подготовка социальных проектов. Проектирование помогает вывести детей на уровень решения социальной проблемы, определив набор конкретных действий.
Ключевые слова: дети, город, соучаствующее проектирование, тактический урбанизм, соучаствующие исследования, метод проектов.
Children and the city: On the way to co-participating design
E. V. Lebedeva1, E. A. Kupryashkina2, N. E. Rakitina®3
1 Belarusian State University, 4 Independence Avenue, Minsk 220030, Republic of Belarus 2 Far East Center for Continuing Education, Academic College, 41 Gogol Str., Vladivostok 690990, Russia 3 Komsomolsk-na-Amure State University, 27 Lenin Avenue, Komsomolsk-on-Amur 681013, Russia
Authors
Elena V. Lebedeva, SPIN: 3618-5246,
e-mail: Elena lebedeva [email protected] Evgenia A. Kupryashkina, SPIN: 1139-8656,
e-mail: [email protected]
Natalya E. Rakitina, SPIN: 9601-1098, e-mail: [email protected] For citation: Lebedeva, E. V., Kupryashkina, E. A., Rakitina, N. E. (2019) Children and the city: On the way to co-participating design. Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 3, pp. 189-199. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-13-189-199
Received 17 September 2019; reviewed 16 October 2019; accepted 16 October 2019.
Funding: The study was supported by the BFBR grant (Contract no. r18P-241 of 01.06.2018) and the RFFI grant (Project no. 18-51100019).
Copyright: © The Authors (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Abstract. The article substantiates the idea that children can participate in the process resolving the issues that affect them by being involved in the study and transformation of the urban environment. The principle of participation allows both children and adults to become part of the urban community, to feel social responsibility for the state of the urban environment, to become involved in the processes of improvement of their immediate vicinity and neighbourhood. The ideas of urban environment co-design are actively developed by representatives of the new urbanism (J. Jacobs, J. Gale, O. Newman, G. Sanoff, etc.). Tactical urbanisation is a practical tool for creating a friendly urban environment that ensures active involvement of children and adolescents. Tactical urbanism serves to reduce the distance in social interactions between children and adults, to design urban spaces based on child and adolescent ideas about them, to support local communities, etc. Examples of the ways the principles of tactical urbanism involving children and adolescents may be implemented are such small-scale low-cost temporary improvements as temporary playgrounds, isles of greenery, pedestrian crossings, and other social art interventions. The most effective involvement of children and adolescents in the transformation of the urban environment is via research and educational activities. The article describes cases of urban research involving children, as well as examples of implementing the project method in relation to social problems of local communities and organising urban environment. In order to understand and correctly interpret children's needs it is necessary to further develop the area of co-participating research of the urban environment and to include children as informants, researchers, and interpreters. At the same time, it is important to understand that the children's needs change as they grow up, and it is important to hear not only the voices of adolescents, but also the views of pre-school and primary school age children. "Soft" techniques with elements of projection can be instrumental for the achievement of this task. The authors suggest that the next step towards involving children in the transformation of the urban environment could be taken by including them in the preparation of social projects. Participation in project design may help to bring children to the level of solving a social problem by determining a set of concrete actions.
Keywords: children, city, co-engineering, tactical urbanism, co-research, project method.
Введение
Одним из базовых принципов, зафиксированных в Конвенции ООН «О правах ребенка», является право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы. Изучение практик вовлечения детей в совместную деятельность, учитывая их нужды и приоритеты, раскрывает непосредственные детские представления о действительности, повышает уровень внутренней ответственности самих детей, формирует их инициативность. Формирование дружественного к детям сообщества, где они
наравне со взрослыми могут обсуждать значимые для них проблемы и предлагать их решение, позволяет ребенку с ранних лет воспринимать события и среду как личное, имеющее ценность и смысл.
Зарубежные специалисты, архитекторы, дизайнеры, маркетологи и урбанисты нашего времени давно пытались заинтересовать жителей в самостоятельных изменениях и улучшении окружающей их среды. Потому в основу нового урбанизма легли популярные зарубежные урбанистические исследования (Дж. Джекобс, Я. Гейл, О. Ньюман, Г. Санофф и др.). Новый урбанизм
раскрывает секреты комфортного для всех без исключения жителей города, района совместного проживания, внедряет методы оживления устоявшейся городской ткани.
Еще Ж. Ж. Руссо отмечал, что соучастие оказывает «живительный просветительский эффект, поощряя у людей стремление быть информированными, заинтересованными и вовлеченными гражданами, свободно распоряжающимися своей жизнью и чувствующими ответственность за судьбу своего сообщества» (Купряшкина 2017). Истоки партиципаторного (участвующего) подхода можно увидеть в критической теории франкфуртской школы, прежде всего работах Ю. Хабермаса, теории социальных изменений П. Штомпки (Хабермас 1990; Штомп-ка 1996). Участвующий подход перекликается с идеей М. Буравого о роли публичной социологии в изменении социальной реальности (Буравой 2008). Основой партиципаторного подхода стало включение детей как значимых участников исследования. Такой подход в отечественной науке чаще называют «участвующим».
Современные специалисты социологии детства видят в детях непосредственных компетентных акторов социального взаимодействия, подчеркивая необходимость изучать культуру и взаимодействия детей в социальной среде исключительно через самих детей и для детей. Инклюзивная направленность исследований опосредует участвующим подходом возможность детей самостоятельно влиять на окружающую среду в своих собственных интересах, тогда как мир «взрослых решений» оставляет детское мнение за пределами компетентности. Этот подход основывается на понимании того, что «простые люди так же, как и профессионалы, способны к критическому мышлению и анализу, что их знания содержательны и ценны, а также необходимы, чтобы изменить ситуацию к лучшему» (Ярская-Смирнова, Романов 2004, 363).
В силу многих причин большие города все реже выполняют гуманитарные функции (способствуют развитию личности, транслируют культуру), все чаще превращаясь в источник получения прибыли (обычно краткосрочной). Особенно уязвимы к этим переменам дети, подростки и молодежь, которые, с одной стороны, находятся на этапе личностного становления и развития, поиска и конструирования жизненных стилей, приобретения социального опыта, накопления социального капитала, а с другой стороны, имеют крайне мало возможностей влиять на свое жизненное пространство и зачастую чувствуют себя чужими (Митрофанова
2017). В будущем это формирует поколение горожан, которые крайне слабо соотносят себя с какой-либо частью городской территории, приводит к ослаблению чувства идентичности с собственным городом и прививает пользовательское отношение к городской среде (Лебедева 2017).1
Важнейшей функцией городской среды является вовлечение горожан в общественную жизнь и формирование чувства ответственности за свой город. Особый интерес в этом отношении представляют детские площадки и дворы как разновидности городского публичного пространства, которые определяются как смысловой центр детско-взрослых взаимодействий, «узел социальных отношений» (Филипова 2016). Кроме того, стимулирование коллективных решений по созданию и преобразованию дворовых территорий (place-making) является важным шагом для повышения роли участия детей в решении вопросов, затрагивающих интересы локальных сообществ.
Тактический урбанизм и дети
Практическим инструментом создания дружественной городской среды, обеспечивающим активное вовлечение детей и подростков, является тактический урбанизм.
Понятие «тактический урбанизм» (DIY-урбанизм, самодельный урбанизм) появилось недавно, в 2010 году, в США под влиянием идей архитектора М. Лайдона (Лайдон, Гарсия 2019) и за короткий срок стало международным. В его основе лежит так называемая «теория малых дел» — представление о том, что локальные действия могут привести к глобальным переменам, не только в городе, но и в обществе в целом. Сам Лайдон определил тактический урбанизм как «движение отвоевания пространств наших городов с помощью действий, которые не занимают много времени, но имеют долгосрочную перспективу». Задача тактического урбанизма — вовлекать горожан (в том числе детей и подростков) в преобразование городской среды доступными средствами, позволяя им ощутить собственную значимость, причастность
1 Проведенное в 2016 году исследование показало, что только 9 % молодых людей полагают, что они могут влиять на принятие управленческих решений, связанных с изменением города в целом или своего района в частности. Всего пятая часть респондентов (20,4 %) согласились с тем, что у них есть возможность преобразовывать (изменять, украшать, благоустраивать) территорию города (в том числе собственного района) по своему желанию. При этом только половина опрошенных (51,4 %) в принципе чувствуют какую-либо ответственность за благоустройство и привлекательность своего города (в том числе и своего района).
к городской жизни, сформировать ответственное отношение к городу (не ждать инициативы «сверху», а действовать «здесь и сейчас») (Майк Лайдон о тактическом урбанизме 2012). При таком подходе публичные места «вырастают» из уже существующего обжитого пространства, не разрушая его, а, напротив, ориентируясь на потребности живущих по соседству людей, превращаясь в инструмент формирования сильного местного сообщества, обретая выраженный социальный и культурный смыслы.
Тактический урбанизм как инструмент гармонизации городской среды позволяет:
• корректировать событийное наполнение городской жизни с учетом интересов и потребностей детей и подростков;
• поддерживать существование локальных сообществ;
• создавать городскую среду исходя из представлений детей и подростков о комфорте и безопасности;
• сокращать дистанцию во взаимодействии детей, подростков и взрослых.
При грамотном использовании тактический урбанизм может стать значимым ресурсом развития не только городской среды, но и общества в целом, способным сформировать молодое поколение, неравнодушное к жизни своей страны, умеющее направлять активность и энергию в конструктивное русло.
Примерами использования принципов тактического урбанизма с участием детей и подростков являются:
Создание временных игровых площадок — временное превращение городских территорий (как правило, не предназначенных для игры) в игровую зону для детей, используя для этого любые подручные материалы (обычно мел, клейкая лента, старые поддоны и пр.).
Атака «зебрами» — используя мел или смываемую краску, городские активисты создают временные «зебры» в местах, которые, по их мнению, требуют наземного пешеходного перехода (иногда создаются мобильные резиновые или картонные «зебры», которые можно свободно переносить с места на место). Главная задача инициативы — показать, что пешеходы должны быть главным приоритетом в транспортной и инфраструктурной политике города.
Parking — «создание небольших парковых зон силами горожан».2 Креативные горожане размещают зеленые парклеты на подходящих для этого участках, из подручных средств соз-
2 Чаще всего подобные городские интервенции проводятся в международный PARK(ing) Day, который отмечают в третью пятницу сентября.
дают временные игровые площадки, места отдыха с шезлонгами (даже устанавливают надувные бассейны) и тому подобное.
Социальные арт-интервенции — активные горожане (в том числе дети и подростки), используя разнообразные возможности уличного рисунка, подчеркивают существующие недостатки городской инфраструктуры (к примеру, отсутствие зелени или места для игры).
Chair-bombing (дословно с английского — «бомбардировка стульями») — распространение по территории города самодельных стульев, изготовленных из вторсырья (например, из ненужных паллетов) для того, чтобы показать важность городских мест, подходящих для коммуникации и отдыха.
«Гений места» — поиск и/или создание локальных достопримечательностей в периферийных жилых районах на основе реальных историй из жизни детей (например, создание «туристического путеводителя» или «карты-комикса» глазами детей) (Ярлыкова 2016).
Однако в большей степени вовлечение детей и подростков в соучаствующее проектирование городской среды происходит посредством научно-исследовательских и образовательных мероприятий.
Метод проектов и вовлечение детей в преобразование городской среды
В настоящее время образовательные технологии склоняются в сторону активизации навыков самостоятельности обучающихся. Метод проектов является одним из наиболее широко используемых методов в современном образовании. В использовании проектного подхода с вовлечением детей акцент делается на выявлении потребностей, обозначении проблем и путей их решения самими детьми, несмотря на то, что реализация проекта зачастую возможна только при участии заинтересованных взрослых (родителей, педагогов, исследователей и т. д.). Во многих российских школах в качестве факультативов или дополнительных тематических блоков к отдельным предметам проводится курс «Основы проектной деятельности».
Проектное обучение — дидактическая система, педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию имеющихся знаний, но и применение их в конкретных ситуациях, а также приобретение новых знаний (Поливанова 2011).
Апробацией соучаствующего проектирования стала реализация исследовательского модуля
«Я и дело» среди семиклассников-лицеистов (54 человека) в городе Владивостоке. На протяжении месяца командами детей разрабатывались собственные инициативные решения. Проектная деятельность включала несколько последовательных этапов:
• формулировка идеи проекта;
• разработка цели проекта через обозначение основных проблем;
• детализация задач в этапах проведения работ;
• техническое исполнение видов работ (проведение соцопросов, монтаж видеороликов и т. д.);
• рефлексия проекта (заполнение анкет, проведение итогового обсуждения).
При таком включении в проектную деятельность за школьниками сохраняется свобода
выбора темы проекта, соратников в команде, методов достижения цели и оформления результатов работы. Организация свободной проектной работы со школьниками раскрывается в принципиальном признании потребностей и интересов каждого в круге командного общения, информационной открытости и свободе самовыражения для осмысленного участия в изменениях, непредвзятости к мнению любого участника детской дискуссии.
Результатом свободного проектирования стали вариации решений следующих актуальных проблем современных подростков:
Нехватка мест для катания на роликах. Результат: создание плана микс-парка (парк для отдыха и парк для активной мобильности) и участие с макетом на городском конкурсе (см. рис. 1).
Рис. 2. Журнал о здоровом образе жизни (авторы: Беднарчик Анастасия, Введенская Александра, Шульга София, Кан Кристина, 8 «В», 2016 г.)
Рис. 3. Благотворительная акция (авторы: Иванов Илья, Домасевич Валентина, Аверичев Никита, Корягина Евгения, 8 «А», 2016 г.; фото: Тарасенко Тимофей; специальная общеобразовательная школа-интернат № 1, г. Владивосток)
Тема, выбранная участниками данной проектной группы, была связана с их собственными увлечениями — экстремальным катанием на роликах и велосипедах. Для того чтобы учесть предпочтения ребят с другими хобби и объединить в одном месте людей с разными интересами, авторы социального проекта провели соц-опрос среди лицеистов. В дальнейшем план «микс-парка» был доработан, детализирован и представлен на городском конкурсе. Таким образом, лицеисты не только привлекли внимание к актуальной социальной проблеме своего города, заявили о своем социальном статусе, что особенно важно в подростковом возрасте, но и овладели навыками сбора информации, выполнения расчетов и эффективного взаимодействия с другими учащимися лицея.
Как быть спортивным, если ты — не профессиональный спортсмен? Результат: выпуск лицейского журнала о здоровом образе жизни с полезными рецептами и интервью со спортивными старшеклассниками (см. рис. 2).
Представленный социальный проект имеет большую практическую ценность. Во-первых, благодаря проведению интервью со спортсменами лицея из разных классов у ребят появилась возможность лучше узнать друг друга, научиться задавать правильные вопросы, обрести опыт организации встреч — созвониться, подобрать время и место и т. д. Во-вторых, в разработанном журнале было приведено много полезной информации: рецепты, программы зарядок и тренировок, советы по здоровому образу жизни. Содержание журнала максимально соответствовало запросу читателей, поскольку то, что важно и интересно, выбирали сами дети. В-третьих, особую значимость имеет популяризация здорового образа жизни: главный акцент в проекте был сделан на том, что спорт доступен каждому.
Как помочь детям с ограниченными возможностями здоровья проявить свои способности? Результат: организация благотворительной акции в коррекционном детском доме (проведение творческого мастер-класса,
показ спектакля, организация сбора вещей) (см. рис. 3).
Тема была выбрана по инициативе одного из участников команды и была обусловлена личными обстоятельствами, однако получила активную поддержку, и проект был полностью реализован, объединив и других учеников. Во время подготовки участники команды ставили перед собой множество полезных задач: создание и распространение объявлений о сборе вещей, организация самого сбора, разработка сценария, привлечение активных творческих ребят к проведению праздника, информационная, теоретическая часть работы — узнать, как общаться с «особыми» детьми, что необходимо учитывать и т. д.
Какие городские мероприятия подходят молодежи? Результат: создание календаря городских молодежных событий (см. рис. 4).
Работа над представленным социальным проектом предполагала анкетирование сверстников с целью определения городских событий, которые им знакомы, в которых они участвуют, которые им нравятся; поиск городских информационных интернет-ресурсов обо всех мероприятиях; выделение из них тех, которые бы заинтересовали молодое поколение, и презентация результатов в формате календаря. Авторы социального проекта об актуальных для молодежи городских событиях в дальнейшем возглавили рубрику всех мероприятий на страницах лицея в социальных сетях.
Социальные проекты являются доступным инструментом, который поможет обозначить важное в жизни как взрослого, так и ребенка; определить направление действий по улучшению мира вокруг; почувствовать значимость своей деятельности; проявить свои возможности. Включение проектного формата работы в образовательный процесс мотивирует детей на обучение, формирует активную личную позицию, учит взаимодействовать в команде, принимать отличное от своего мнение и находить компромиссы.
Дети как участники городских исследований
Принцип реализации «участвующего исследования» описан в методической разработке С. Ю. Митрофановой, Е. А. Купряшкиной, А. Г. Фи-липовой «Полевая социология для школьников». В таких исследованиях дети включаются как со-исследователи и со-интерпретаторы. Курс рассчитан на занятия со старшеклассниками (8-11 классы). Результатом освоения курса
Рис. 4. Календарь городских молодежных событий (авторы: Державина Александра, Максимов Александр, Тищенко Михаил, 8 «Б», 2016 г.)
становится усвоение обучающимися сути процессов, протекающих в современном обществе, повышение социализируемости личности подростков с позиций осознанного самоопределения, актуализации собственных интересов и ресурсов в сфере исследовательской деятельности (Филипова, Купряшкина, Митрофанова 2016). Подобный формат научно-исследовательской работы, с одной стороны, обеспечивает погруженность исследователя в исследовательское поле, максимально сближает позиции исследователя и исследуемого. С другой стороны, он будет способствовать формированию у детей навыков научно-исследовательской работы, а также сопутствующих — коммуникативных, организаторских и прочих.
Примером зарубежного исследования с участием детей является проектирование детских площадок. По мнению П. Джонсон, до начала планирования необходимо детальное наблюдение за деятельностью самих детей, а также правильные конкретные вопросы, позволяющие обозначить главные принципы видения детьми собственного игрового пространства. Примеры вопросов, предлагаемых исследователем (Johnson 2016): «Какие самые опасные, страшные
«Мой двор», Ваня 6 лет, г. Владивосток «Сквер Победы», Лена 12 лет
г. Биробиджан
Рис. 5. Детские рисунки городских объектов, 2019 г.
места ты когда-нибудь посещал? Куда бы тебе хотелось пойти одному? Где бы тебе хотелось находиться сейчас? Что из запрещенного родителями тебе удавалось делать? На какую самую большую высоту ты когда-нибудь залезал? Куда ты идешь, чтобы побыть одному? А чтобы побыть с друзьями? Какую самую глупую вещь ты когда-нибудь совершал? Какие игры ты придумываешь?»
Авторы еще одного зарубежного исследования по методике картирования также привлекали детей к продуктивному участию в исследовательской деятельности. На карту города наносились точки любимых/нелюбимых мест. Использование исследователями технологий геоинформационных систем позволило наглядно картировать комфортные зоны пребывания для детей и опасных мест. Маркирование территорий сопровождалось комментариями голландских школьников относительно характеристик этих мест, что позволило исследователям воспроизвести карту благоприятных и неблагоприятных мест центра города и представить функциональное деление пространства с точки зрения разнообразия деятельности для детей (Alarasi, Martinez, Amer 2016).
О включении детей в проектирование городских пространств как непосредственных разработчиков-архитекторов свидетельствует проект «Наш город», проводившийся департа-
ментом архитектуры Питтсбургского университета Карнеги-Меллона в Пенсильвании. В основу проекта легла полуторагодичная программа, осуществляемая проектно-исследова-тельской группой из двух десятков 8-9-летних детей, учеников общеобразовательной школы для семей низкого достатка и проживающих в государственном жилом секторе. В роли координаторов выступили студенты университета, которые собирали и фиксировали детские идеи (записи, фотоснимки). В результате мозгового штурма «Что такое город?» ответы детей сгенерировали элементы городских пространств, которые студенты нанесли на карту портативного города. Далее детям было предложено построить трехмерные модели этих элементов из вторсырья (картон, коробки, трубки и т. д.). Дети воспроизвели имеющиеся в окружающей среде конструкции, добавили многофункциональные здания и проложили транспортные маршруты по ткани города. Процесс детского проектирования сопровождался ролевыми играми, в которых группы детей, разделенные по районам города, примеряли на себя роли архитекторов, провозглашали главные принципы соседства в городских пространствах — «никаких наркотиков, никакого оружия, никаких взрослых за исключением родителей!». Постепенно организационные стратегии групп слились в единую идею совместного соседства на осно-
ве взаимопомощи и солидарности жителей внутри одного города. По итогам работы была спланирована электронная SD-карта города по районам глазами детей (Gallagher 2016).
В исследовании дружественности среды дальневосточных городов к детям российскими исследователями был использован метод вовлечения детей в организацию исследования через составление детских городских карт (Фи-липова, Ракитина 2017). Детям-участникам исследования давалась инструкция: «Представь, что к тебе в гости приехал друг (подруга) из другого города. Куда бы ты его повел в своем городе? Что бы ты показал? Нарисуй, пожалуйста, карту, подпиши на ней эти места».
В ходе или после завершения составления карты ребенку задавались вопросы: «Что ты изобразил? Почему ты выбрал эти места? Что там можно делать?» Исследование показало (это отмечает и Н. В. Веселкова), что такая постановка задачи предопределяет взгляд, в первую очередь, на лицо города (Веселкова 2010). Дети стремились представить город для своего гостя с лучшей стороны, отвести его во все значимые для города места.
Детьми 6 дальневосточных городов среди городских общественных пространств были выделены значимые, по их мнению, городские объекты (упоминаний более 2 раз).
Метод составления городских карт доказал свою применимость в изучении городских пространств, обособлении востребованных детьми объектов и зон. Дети, являясь воспитанниками современного общества потребления, расставляют приоритеты в пользу многофункциональных пространств, сочетающих организации питания, торговлю, досуговую и развлекательную составляющую отдыха, коммуникативную функцию и пр.
Заключение
Дружественный город дружественен для всех горожан независимо от их возраста, социального положения, национальности и т. п. Однако городу важно учитывать специфические потребности отдельных групп горожан. Так, для детей это растущая по мере взросления потребность в самостоятельном освоении города, в организации пространства для общения со сверстниками и для активных мобильностей (с использованием велосипедов, роликов, самокатов и пр.), а также потребность в саморазвитии.
Для того чтобы уловить детские потребности, правильно их интерпретировать, нужно развивать направление соучаствующих исследований городской среды с включением детей как информантов, исследователей и интерпретаторов. При этом важно понимать, что потребности детей изменяются по мере взросления, и важно услышать не только голоса подростков, но и мнение детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом могут помочь мягкие методики с элементами проекции (карты города/городских мест, методика незаконченных предложений, детские рисунки и пр.). Следующим шагом на пути включения детей в процесс преобразования городской среды может стать подготовка социальных проектов. При этом городские исследования также могут стать подготовительной частью проектирования, реализуя задачу диагностирования социальной проблемы и ее описания. Проектирование помогает вывести детей на уровень решения социальной проблемы, определив набор конкретных действий.
Литература
Буравой, М. (2008) За публичную социологию. В кн.: П. Романов, Е. Ярская-Смирнова (ред.). Общественная
роль социологии. М.: ООО «Вариант», с. 8-51. Веселкова, Н. В. (2010) Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования.
Социология: методология, методы, математическое моделирование, № 31, с. 5-29. Купряшкина, Е. А. (2017) Подростки в соучаствующем проектировании. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы Всероссийской молодежной научной школы-конференции. СПб.: Астерион, с. 140-145. Лайдон, М., Гарсия, Э. (2019) Тактический урбанизм: Краткосрочные действия — долгосрочные перемены. М.: Strelka Press, 304 с.
Лебедева, Е. В. (2017) Публичное пространство постсоветского города: возможности для развития социальности и «кризис публичности». Журнал социологии и социальной антропологии, т. 20, № 1, с. 74-92. DOI: 10.31119/jssa.2017.20.1.5 Майк Лайдон о тактическом урбанизме и городском перепланировании. (2012) Партизанинг, 11 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://partizaning.org/?p=5066 (дата обращения 18.08.2019).
Митрофанова, С. Ю. (2017) Участвующий подход в социологии детства. Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы Всероссийской молодежной научной школы-конференции. СПб.: Астерион, с. 145-151. Поливанова, К. Н. (2011) Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 192 с.
Филипова, А. Г. (2016) Городская «доброжелательность» к детям: взрослый и детский взгляды (на материалах городов юга Дальнего Востока). Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, № 5, с. 58-67.
Филипова, А. Г., Купряшкина, Е. А., Митрофанова, С. Ю. (2016) Принцип участвующего исследования и полевая социология для детей. Universum: Общественные науки, № 10 (28). [Электронный ресурс]. URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3821 (дата обращения 18.03.2017). Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э. (2017) Городская «доброжелательность» к детям: от неравенства к соучаствующему проектированию городской среды (на материалах городов юга Дальнего Востока). Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 188 с. Хабермас, Ю. (1990) Познание и интерес. Философские науки, № 1, с. 90-97. Штомпка, П. (1996) Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 416 с.
Ярлыкова, А. (2016) 5 идей тактического урбанизма.День, 22 сентября. [Электронный ресурс]. URL: https://
day.kyiv.ua/ru/article/obshchestvo/5-idey-takticheskogo-urbanizma (дата обращения 18.08.2019). Ярская-Смирнова, Е. Р., Романов, П. В. (2004) Социальная антропология. Ростов-на-Дону: Феникс, 388 с. Alarasi, H., Martinez, J., Amer, S. (2016) Children's perception of their city centre: A qualitative GIS methodological investigation in a Dutch city. Children's Geographies, vol. 14, no. 4, pp. 437-452. DOI: 10.1080/14733285.2015.1103836 Gallagher, C. B. (2004) "Our town": Children as advocates for change in the city. Childhood, vol. 11, no. 2,
pp. 251-262. DOI: 10.1177/0907568204043060 Johnson, P. (2016) How to engage kids and community in playground design. Playscapes, 1 February. [Online]. Available at: http://www.play-scapes.com/play-design/resources/engagekids/ (accessed 18.03.2017).
References
Alarasi, H., Martinez, J., Amer, S. (2016) Children's perception of their city centre: A qualitative GIS methodological
investigation in a Dutch city. Children's Geographies, vol. 14, no. 4, pp. 437-452. DOI: 10.1080/14733285.2015.1103836 (In English)
Burawoy, M. (2008) Za publichnuyu sotsiologiyu [For public sociology]. In: P. Romanov, E. Yarskaya-Smirnova (eds.). Obshchestvennaya rol' sotsiologii [Public role of sociology]. Moscow: LLC "Variant" Publ, pp. 8-51. (In Russian)
Filipova, A. G. (2016) Gorodskaya "dobrozhelatel'nost'" k detyam: vzroslyj i detskij vzglyady (na materialakh gorodov yuga Dal'nego Vostoka) ["Child-friendliness" of cities: Children's and adults' views (based on the cases of Russia's Far East cities)]. Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovanij — Labyrinth: Journal of Social & Humanities Research, no. 5, pp. 58-67. (In Russian) Filipova, A. G., Kupryashkina, E. A., Mitrofanova, S. Yu. (2016) Printsip uchastvuyushchego issledovaniya i polevaya sotsiologiya dlya detej [The principle of participating research and field sociology for children]. Universum: Obshchestvennye nauki, no. 10 (28). [Online]. Available at: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3821 (accessed 18.03.2017). (In Russian) Filipova, A. G., Rakitina, N. E. (2017) Gorodskaya "dobrozhelatel'nost'"k detyam: ot neravenstva ksouchastvuyushchemu proektirovaniyu gorodskoj sredy (Na materialakh gorodov yuga Dal'nego Vostoka) ["Child-friendliness" of cities: From inequality to co-design of the urban environment (On the materials of the cities of the South of the Far East)]. Vladivostok: Far Eastern Federal University Publ., 188 p. (In Russian) Gallagher, C. B. (2004) "Our town": Children as advocates for change in the city. Childhood, vol. 11, no. 2,
pp. 251-262. DOI: 10.1177/0907568204043060 (In English) Habermas, Ju. (1990) Poznanie i interes [Knowledge and human interests]. Filosofskie nauki — Russian Journal
of Philosophical Sciences, no. 1, pp. 90-97. (In Russian) Johnson, P. (2016) How to engage kids and community in playground design. Playscapes, 1 February. [Online].
Available at: http://www.play-scapes.com/play-design/resources/engagekids/ (accessed 18.03.2017). (In English) Kupryashkina, E. A. (2017) Podrostki v souchastvuyushchem proektirovanii [Teenagers in co-participating design.]. In: A. G. Filipova (ed.). Mnogomernye statisticheskie modeli i ikhprimenenie v sotsiologicheskikh issledovaniyakh detstva: materialy Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj shkoly-konferentsii [Multidimensionalstatistical models and their application in sociological research of childhood: Materials of the All-Russian youth scientific school-conference]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 140-145. (In Russian) Lebedeva, E. V. (2017) Publichnoe prostranstvo postsovetskogo goroda: vozmozhnosti dlya razvitiya sotsial'nosti i "krizis publichnosti" [Public space in post-Soviet cities: Sociability and "crisis of publicity"]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noj antropologii — The Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. 20, no. 1, pp. 74-92. DOI: 10.31119/jssa.2017.20.1.5 (In Russian)
Lydon, M. Garcia, A. (2019) Takticheskij urbanizm: Kratkosrochnye dejstviya — dolgosrochnyeperemeny [Tactical
urbanism: Short-term action for long-term change]. Moscow: Strelka Press Publ., 304 p. (In Russian) Majk Lajdon o takticheskom urbanizme i gorodskom pereplanirovanii [Mike Lydon about tactical urbanism and urban redevelopment]. (2012) Partizaning, 11 November. [Online]. Available at: http://partizaning.org/?p=5066 (accessed 18.08.2019). (In Russian) Mitrofanova, S. Yu. (2017) Uchastvuyushchij podkhod v sotsiologii detstva [Participating approach in the sociology of childhood]. In: A. G. Filipova (ed.). Mnogomernyestatisticheskie modeli i ikhprimenenie vsotsiologicheskikh issledovaniyakh detstva: materialy Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj shkoly konferentsii [Multidimensional statistical models and their application in sociological research of childhood: Materials of the All-Russian youth scientific school-conference]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 145-151. (In Russian) Polivanova, K. N. (2011) Proektnaya deyatel'nost'shkol'nikov:posobie dlya uchitelya [Projectactivity of schoolchildren:
Teacher manual]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 192 p. (In Russian) Sztompka, P. (1996) Sotsiologiya sotsial'nykh izmenenij [Sociology of social changes]. Moscow: Aspekt Press Publ., 416 p. (In Russian)
Veselkova, N. V. (2010) Mental'nye karty goroda: voprosy metodologii i praktika ispol'zovaniya [Mental maps of the city: Questions of methodology and practice of use]. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie — Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling, no. 31, pp. 5-29. (In Russian) Yarlykova, A. (2016) 5 idej takticheskogo urbanizma [5 ideas of tactical urbanism]. Den', 22 September. [Online]. Available at: https://daykyiv.ua/ru/artide/obshchestvo/5-idey-takticheskogo-urbanizma (accessed 18.08.2019). (In Russian)
Yarskaya-Smirnova, E. R., Romanov, P. V. (2004) Sotsial'naya antropologiya [Socialanthropology]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 388 p. (In Russian)