Научная статья на тему 'О ТЕМАТИЧЕСКОМ ВЫПУСКЕ'

О ТЕМАТИЧЕСКОМ ВЫПУСКЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кочнев Сергей, Асафова Валерия Сергеевна, Филипова Александра Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ТЕМАТИЧЕСКОМ ВЫПУСКЕ»

О тематическом выпуске

Следуя за Колином Вардом, мы обозначили тему выпуска «Дети в городе» и предлагаем поразмышлять над особенностями городской жизни современных детей, формами их взаимодействия с городскими территориями, особенностями восприятия города, а также о соучаствующем проектировании городских мест и многом другом.

Большинство современных детей живут в городах, среда которых насыщена многообразными рисками, начиная от риска опасности (дорожно-транспортные происшествия, асоциальные люди, бродячие собаки), заканчивая риском инсуляризации — помещения детей в защищенные закрытые пространства, не дающие необходимого опыта свободных перемещений и свободной игры.

Актуальными для российской науки являются проблемы развития методологии партисипа-торных исследований, т. е. исследований с участием детей в качестве интервьюеров и интерпретаторов, а также проблемы формирования системы индикаторов детского участия на уровне муниципалитета.

«Что дети и подростки думают о городе? Как воспринимают его? Находят ли в нем место для себя? Как участвуют в городском планировании, проектировании и благоустройстве? Как включены в городскую повседневность? Хотят ли и могут ли изменить свой город к лучшему?», — на эти и другие вопросы ищут ответы авторы тематического выпуска.

Открывает выпуск статья Светланы Майоровой-Щегловой с анализом 16 социологических исследований прошлого века на тему детей в городе, причем, как отмечает автор, половина исследований была осуществлена с участием самих детей. В статье обозначены три направления развития городской проблематики — самосоциализация детей, детский труд и детский травматизм. Автор приглашает современных социологов детства и представителей других исследовательских направлений и отраслей знания актуализировать потенциал исторической социологии, в частности, в области сравнительных исследований, а также не ограничиваться описанием текущего состояния явления, а показывать его в динамике.

Две последующие статьи зарубежных исследовательниц (одна — из Аргентины, другая — из Республики Беларусь) показывают разные образы городского детства: голодающего и бесправного — в одном случае и активно использующего цифровые технологии — в другом.

Сесилия Цзёган (Cecilia Zsogon) исследует тему детского труда в городской неформальной экономике пограничного региона Латинской Америки. Этот регион (the Triple Border) находится на стыке трех государств — Аргентины, Бразилии и Парагвая. Его транзитивность провоцирует наихудшие формы детского труда, включающие торговлю людьми в целях сексуальной или трудовой эксплуатации. Сесилия вплетает в текст «голоса работающих детей», поскольку они помогают понять детский труд как стратегию борьбы с нестабильностью.

В статье Елены Лебедевой цифровой город предстает как пространство социализации, в совокупности его рисков и возможностей. Возможности цифровизации неоспоримо доказала пандемия короновируса, актуализировавшая многие онлайн-сервисы: подачи документов в городские службы, онлайн-записи к врачу, интернет-банкинг и др. Для детей цифровизация открыла ресурсы виртуального посещения музеев и выставок, использования образовательных онлайн-платформ, участия детей и молодежи в жизни города через цифровые платформы и др. В качестве основных рисков цифровизации автор обозначила уход в виртуальное общение и цифровое неравенство, отмечая, что город как социальная система стремится к гомеостазу, а значит, открывает в себе новые механизмы компенсации возникающих угроз.

Наталья Антонова и Кристина Путимцева исследуют одну из невидимых в городе групп горожан — детей дошкольного возраста. Исследователи отмечают ограничение маршрутов повседневной мобильности юных горожан перемещениями между домом и детским садом и приходят

к выводу, что освоение дошкольниками пространства города сильно ограничивается ресурсами родителей, в первую очередь — временными, во вторую — финансовыми. Поэтому выбор учреждений дополнительного образования для ребенка дошкольного возраста определяется близостью их расположения к дому.

Целых четыре статьи выпуска посвящены подросткам, которые характеризуются исследователями как уязвимая группа горожан, оказавшаяся лишенной права голоса, не имеющая «своих» мест в городе и потому конкурирующая за имеющиеся территории c другими горожанами — семьями с детьми, пенсионерами, владельцами собак, бомжами и др.

На вопрос, каким должно быть пространство для подростка, ищут ответ Ирина Крылова и Александра Филипова в статье «Петербург для подростков: пространства повседневности». По материалам четырех глубинных интервью с подростками — жителями одного из районов Санкт-Петербурга — авторы прорисовывают контуры «своего» места для подростков в городе, опираясь на характеристики комфортности, креативности, безопасности, доступности и функциональности.

Авторы трех других статей о подростках стараются ответить на еще более важные вопросы: как включить подростка в городские процессы, сделать его видимым и созидающим горожанином.

В статье архитектора Валерии Асафовой и социолога Александры Филипповой архитектурные проекты переплетаются с «чувством города», «присвоением» подростками городских территорий, соучаствующими практиками. Точкой соединения двух подходов — архитектурного и социологического — стал анализ результатов архитектурной смены «Территория развития», действовавшей во Всероссийском детском центре «Смена». Авторы статьи помимо программы мероприятия анализируют материалы двух-фокус групп — с подростками-участниками и их кураторами. Делается вывод о возможности приобщения подростков к жизни города через проектирование общественных пространств и малых архитектурных форм.

Тему соучаствующего проектирования городского среды продолжает публикация Татьяны Андрияновой. В статье «Школьники и студенты в участвующем проектировании городской среды: опыт Курской области» описываются примеры вовлечения молодых горожан в процессы управления городской средой. Как отмечает автор, наиболее дискуссионными для молодежи оказались городские проекты, связанные с социокультурной и экологической составляющей, брендированием и граффити. В качестве главного инициатора участвующего проектирования представлен Центр компетенции развития городской среды Курской области. Проведение молодежных фокус-групп позволило автору обсудить со школьниками и студентами возможности и ограничения их вовлечения в городские процессы.

И еще одна статья о подростках подготовлена Екатериной Скрыпниковой и Александрой Фи-липовой. Она о соучастии, но в области исследований. О том, какие методы и технологии можно использовать для изучения вовлеченности подростков в принятие решений в городе. Эмпирической базой для описания методов и технологий стали материалы, собранные в процессе реализации проекта «Лестница детского участия: право детей на город, в котором они живут», выполненного при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-011-00654). Выделенные авторами исследовательские методы, методы выражения мнения и обучающие технологии подкреплены практическими примерами из проектного опыта.

Две публикации рубрики «Научная жизнь» также о подростках в городе. Первая выполнена в формате исследовательского интервью, эксперты — Евгения Росина и Мария Кац — отвечают на вопросы Александры Филиповой о том, почему важны низкопороговые учреждения для подростков, что такое подростковый клуб и как он помогает подросткам выражать свое мнение, ощущать свою сопричастность городу. Вторая публикация подготовлена Борисом Сердюковым по итогам круглого стола «Подростково-молодежный досуг в городском пространстве: актуальные практики, риски социализации и принципы организации». Участники круглого стола обсуждали возможности города в социализации подростков, рассказывали о своих исследованиях по поиску подростковых пространств в городе, опыте практической работы с подростками в торговых центрах, подростковых клубах, муниципальных молодежных программах, архитектурных инновациях проекта «Улица детства», концепции экопарка и др.

Большинство статей выпуска посвящено актуализации навыка участия в принятии совместных решений, затрагивающих интересы ребенка/подростка на местном уровне. Этот навык формируется в детстве и оказывает значительное влияние на человека в период его взросления и осознания себя гражданином своего поселка, города и страны. Участие в жизни города позволяет

ребенку быть причастным к решению разного рода задач. С помощью положительного коллективного опыта дети и молодежь узнают, что они могут влиять на жизнь в городе. Ключевая роль социальных практик определяется жизненной позицией: «я участвую в принятии общественно значимых решений», «я принимаю решения», «я несу ответственность за принятые решения».

Тема участия детей и подростков в принятии решений относительно городской среды и создания дружелюбной среды для этих категорий граждан в России долгое время не поднималась. В 2012 г. одна из секций Московского урбанистического форума была посвящена детям в городе. Примерно с этого времени можно наблюдать, как меняются пространства для детей в Москве и других городах России, появляются интересные решения, исследуются потребности детей, открываются проектные бюро, специализирующиеся на создании мест для детей. Но тема пространств для подростков и возможностей их участия в создании таких пространств остается по-прежнему невостребованной нашим обществом.

В градостроительном кодексе, основополагающем документе, регулирующем градостроительные отношения на территории РФ, не закреплено понятие «пространства для подростков», вследствие чего проектировщики могут не создавать площадки для горожан подросткового возраста. Предполагается, что проводить время подростки могут на воркаут-площадках и в скейт-парках. Однако исследования показывают, что лишь небольшой процент подростков испытывает потребность в досуге такого рода.

Полноценное гражданское участие в жизни общества начинается с 18-летнего возраста. С 2019 г. действует норма, установленная федеральной программой «Формирование комфортной городской среды», согласно которой граждане в возрасте от 14 лет могут принимать участие в обсуждении вопросов создания комфортной городской среды, тем самым делая первые шаги в решении задач городского развития. Расширение возрастных границ социальных практик является значимым, так как для реализации конкретных целей и задач участия в принятии решений в общественной жизни необходимо коллективное, массовое социальное участие.

Ряд научных и научно-практических мероприятий, на которых обсуждались вопросы участия подростков в развитии и благоустройстве города в 2020-2021 гг. (круглый стол «Дети в городе: качество жизни и география мобильности» на Всероссийской научной конференции с международным участием «Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России» (Москва, 2020 г.); онлайн-конференция «Город для подростков?» (Пермь, 2020 г.)), выявил некоторые проблемы.

Первая проблема — это проблема межведомственного взаимодействия. Благоустройством городов и городской средой занимается Министерство строительства и ЖКХ, а подростками — Министерство образования. И несмотря на то что Министерство строительства и ЖКХ выпустило рекомендации по вовлечению граждан с 14 лет в создание комфортной городской среды, сотрудники министерств в регионах не имеют опыта работы с подростками, а также площадок для взаимодействия. В то же время школы, которые готовы реализовывать проекты благоустройства совместно с подростками, не имеют выходов на специалистов в области архитектуры, градостроительства и возможностей реализовать проекты подростков.

Вторая проблема — разнообразные административные барьеры на пути городских проектов в целом и с подростками — в особенности. Чем больше город, тем сложнее процесс согласования и установки объекта в общественных пространствах города, отсутствует регламент по согласованию установки таких объектов, в результате администрации городов не берут его на баланс. Участие подростков в проектах также требует существенных подготовительных мероприятий, в том числе — в области соблюдения техники безопасности.

Тем не менее в последние годы растет число проектов по вовлечению подростков в благоустройство города, инициаторами которых в основном становятся НКО, музеи, архитектурные институты, архитектурные школы, студии, а также инициативные горожане. Эти проекты имеют чаще всего грантовое финансирование, поэтому их развитие находится в зависимости от получения грантовой поддержки в следующем году.

Для устойчивого результата, тиражирования интересных практик работы с молодыми горожанами важно создавать сообщество, регулярно проводить научные и практические мероприятия, обмениваться опытом, издавать методическую литературу и др. Не менее важны новые форматы работы с подростками в городе. К примеру, в виде городских лабораторий, мастерских, куда могли бы приходить подростки, предлагать свои идеи, получать опыт и навыки реализации

своих идей. Такие лаборатории могли бы стать точками притяжения для подростков и началом формирования нового сообщества горожан, вовлеченных в жизнь своего города, принимающих на себя ответственность за свой город и участвующих в его развитии.

Сергей Кочнев,

к. с. н., председатель совета директоров АНО «Институт развития местных сообществ»

Валерия Асафова,

член Союза архитекторов России, руководитель НКО «Улица детства»

Александра Филипова,

д. с. н., зав. лабораторией комплексных исследований детства ВГУЭС, профессор департамента социальных наук ДВФУ, с. н. с. РГПУ им. А. И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.