Научная статья на тему 'О КРУГЛОМ СТОЛЕ «ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЙ ДОСУГ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ»'

О КРУГЛОМ СТОЛЕ «ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЙ ДОСУГ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
186
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ПОДРОСТКИ / НИЗКОПОРОГОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ПРАКТИКИ СОУЧАСТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сердюков Борис Владимирович, Ткаченко Руслан Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROUND TABLE “TEENAGE AND YOUTH LEISURE IN THE CITY SPACE: CURRENT PRACTICES, SOCIALISATION RISKS AND ORGANISATION PRINCIPLES”

Keywords: LEISURE, TEENAGERS, LOW-THRESHOLD SPACES, SHOPPING MALLS, PARTICIPATORY PRACTICES, ENVIRONMENTAL CONSCIENCE, ASOCIAL BEHAVIOUR

Текст научной работы на тему «О КРУГЛОМ СТОЛЕ «ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЙ ДОСУГ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ»»

Комплексные исследования детства, 2021, т. 3, № 4 Comprehensive Child Studies, 2021, vol. 3, no. 4 _www.kid-journal.ru

•Ц) Check for updates Новости научной жизни

УДК 316.614.5 https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-347-352

0 круглом столе «Подростково-молодежный досуг в городском пространстве: актуальные практики,

риски социализации и принципы организации»

Б. В. Сердюков01 , Р. А. Ткаченко2

1 Центр социальных технологий и прикладных исследований «СФЕРА»,

196105, г. Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 47

2 Институт демографического развития и репродуктивного потенциала,

109202, г. Москва, Фрезер ш., д. 5/1, стр. 1

Сведения об авторах

Борис Владимирович Сердюков, SPIN-код: 9075-8820, ORCID: 0000-0002-1877-1503, e-mail: Serd bv@mail.ru Руслан Анатольевич Ткаченко, SPIN-код: 3439-5210, e-mail: ruslan@agent-pozitiva.ru

Для цитирования: Сердюков, Б. В., Ткаченко, Р. А. (2021) О круглом столе «Подростково-молодежный досуг в городском пространстве: актуальные практики, риски социализации и принципы организации». Комплексные исследования детства, т. 3, № 4, с. 347-352. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-347-352 Получена 3 октября 2021; принята 4 октября 2021. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © Б. В. Сердюков, Р. А. Ткаченко (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Ключевые слова: досуг, подростки, низкопороговые пространства, торговые центры, практики соучастия, экологическое сознание, асоциальное поведение.

On the round table "Teenage and youth leisure in the city space: Current practices, socialisation risks and organisation principles"

B. V. Serdyukov01, R. A. Tkachenko2

1 Centre for Social Technologies and Applied Research "SPHERA" LLC, 47 Blagodatnaya Str.,

Saint Petersburg 196105, Russia 2 Demographic development and reproductive potential institute, Bld. 1, 5/1, Frezer Sh., Moscow 109202, Russia

Authors

Boris V. Serdyukov, SPIN: 9075-8820, ORCID: 0000-0002-1877-1503, e-mail: Serd bv@mail.ru Ruslan A. Tkachenko, SPIN: 3439-5210, e-mail: ruslan@agent-pozitiva.ru

For citation: Serdyukov, B. V., Tkachenko, R. A. (2021) On the round table "Teenage and youth leisure in the city space:

current practices, socialisation risks and organisation principles". Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 4, pp. 347-352.

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-347-352

Received 3 October 2021; accepted 4 October 2021.

Funding: The study was carried out without the financial support.

Copyright: © B. V. Serdyukov, R. A. Tkachenko (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Keywords: leisure, teenagers, low-threshold spaces, shopping malls, participatory practices, environmental conscience, asocial behaviour.

17 сентября 2021 г. в онлайн-формате прошел круглый стол на тему «Подростково-молодежный досуг в городском пространстве: актуальные практики, риски социализации и принципы организации». Он был инициирован АНО «Институт социальной поддержки и защиты материнства, детства, семьи» при поддержке ООО «Центр социальных технологий и прикладных исследований "СФЕРА"» и АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала».

Целью семинара стала актуализация знаний его участников о распространенных формах подростково-молодежного досуга в городской среде, факторах асоциального поведения и принципах организации социализирующих досуговых пространств для подростков и молодежи.

В качестве экспертов на круглом столе выступили специалисты в области социологии, психологии и экологии, общественные деятели, а также руководители негосударственных некоммерческих организаций. В мероприятии участвовали специалисты по работе с молодежью из Санкт-Петербурга, Москвы, Владивостока и многих других российских городов. Всего более 100 человек.

Открывая круглый стол, генеральный директор ООО «Центр социальных технологий и прикладных исследований "Сфера" Борис Сердюков отметил, что он продолжает ряд мероприятий, посвященных формированию профессиональной среды в социальной сфере. Участники круглого стола обсудят основные тенденции в области подростково-молодежного досуга, факторы деструктивной социализации, характерные для различных форм досугового времяпрепровождения среди подростков и молодежи, принципы организации социализирующих пространств для подростков и молодежи, а также обменяются опытом их организации. Борис Владимирович представил свой доклад о досуговых практиках подростков в торговых центрах. Он поделился результатами социологического исследования 2019 г., характеризующими предпочтительные способы досуга молодежи и подростковый досуг в мол-ле (частота посещения, выбор подростками ТЦ, их основные занятия в ТЦ и т. д.). Эксперт отметил, что в моллах сочетаются три привлекательных для молодежи компонента (приобретение привилегированного статуса покупателя, социализация и установление предсказуемого общественно безопасного порядка в публичном пространстве), создающие условия для формирования своеобразной молл-микрокультуры,

втягивающей подростка — чем чаще он туда ходит, тем больше проникается ей. Борис Владимирович привел статистику негативных последствий злоупотребления посещением моллов молодежью и отметил, что создается серьезная область для возникновения внутренней фрустрации подростков, так как они, с одной стороны, впитывают модные потребительские течения, с другой — им тяжело реализовать себя в этом плане, не дотягивая по социальному статусу и финансовым возможностям. Повышенная лояльность со стороны администрации и сотрудников торговых центров приводит к ослаблению внутренних стандартов социального контроля у несовершеннолетних, но нужно понимать — сами по себе моллы отрицательной нагрузки не несут. «Проблема состоит не в том, что подросток ходит в молл, а в том, что такая форма досуга является у него преобладающей», — отметил выступающий. Необходимо использовать успешный опыт ТЦ при проектировании досуговых пространств и зон свободного общения, в них нужно повторить три вышеназванных компонента. Важно обеспечить определенную субъектность для подростков, создать общественный порядок, который они смогут использовать для своей защиты, организовать некоторую анонимность (публичность) посещения этих пространств, и, главное, представить механизмы и инструменты социализации в рамках досуговых пространств. По мнению эксперта, основная проблема в том, что в моллах есть доступ к востребованным ограниченным ресурсам, артефактам потребления, это трудно компенсировать в рамках учреждений по делам молодежи, поэтому выходом является организация досугового пространства на базе моллов, ТРК и ТРЦ.

Далее слово было передано Руслану Ткачен-ко, эксперту Синодального отдела по делам молодежи, который поблагодарил организатора за серию мероприятий в течение года, позволившую раскрыть тему молодежных пространств с мощным потенциалом. Докладчик выразил уверенность, что через какое-то время появятся грантовые направления и государственные программы в поддержку развития данной тематики. В своем выступлении он рассказал о сущностном состоянии молодежи и влиянии на него досуговых пространств. Руслан Анатольевич отметил, что отличие молодежи от детей и взрослых в том, что она и социализируется (как дети), и социализирует (как взрослые) одновременно. Чтобы социализировать других, необходим авторитет и воля. В своей деятельности молодые люди нарабаты-

вают волю, авторитет и способность социализировать других. В этом ключе зачастую воровство в торговых центрах является элементом наработки авторитета, а не криминальным проявлением. Докладчик привел в качестве примера модель молодежи, опираясь на теорию Эрика Берна, где дети относятся к эго-состоянию Я-Ребенок, взрослые — Я-Родитель, а молодежь — Я-Взрослый. По мнению Руслана Анатольевича, основная функция молодежной деятельности — отработка взаимной социализации (рекурсивная социализация), которая происходит через построение авторитета без доминирования взрослых (как и происходило ранее в уличных пространствах). Торговые центры — актуальный позитивный пример реализации этой функции. Необходимо поставить проектную исследовательскую задачу: посчитать оставшиеся места, где эта функция выполняется, придумать и реализовать новые пространства, обеспечить там эту функцию и добавить возможность совершения ошибок без наказания. Завершая доклад, выступающий отметил, что сейчас в этой области уже делаются шаги, продумываются варианты действий, обучения и отбора участников.

Александра Филипова, д. с. н., зав. лабораторией комплексных исследований детства Владивостокского университета экономики и сервиса, с. н. с. института детства РГПУ им. А. И. Герцена, и Валерия Асафова, руководитель общественной организации «Улица детства» представили совместный доклад на тему «Подростки в городе: от "своих" мест к практикам соучастия», в котором Александра выступила как исследователь-социолог, Валерия — как практик-архитектор. Александра отметила, что важно говорить о голосе подростка в городской среде, так как есть ряд международных документов, которые закрепляют право подростка на участие в решении вопросов, затрагивающих его интересы. Она представила результаты исследовательского проекта «Лестница детского участия: право детей на город, в котором они живут», который реализовывал-ся в 2019-2021 гг. при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. В докладе Александра привела некоторые данные анкетного опроса российских школьников в возрасте 11-17 лет из различных городов России (выборка 756 человек) об их отношениях с городом, социальных позициях в нем, а также разных вариантах включения в решение городских вопросов. Данные анкетирования подкреплялись материалами экспертных интервью (экспертами выступили урбанисты, архитекторы, педагоги, психологи и пр.) и фокус-

групп с подростками. Касаясь проблематики субъектной позиции ребенка в городе, эксперт отметила наличие слабой отрицательной корреляция между размером населенного пункта, в котором проживает подросток, и его активностью в городской жизни — чем больше населенный пункт, тем чаще подросток ощущает себя «маленьким горожанином, незаметным для окружающих». Поэтому исследовательский вопрос «Есть ли у подростков свои места в городе?» в ходе реализации проекта трансформировался в другой вопрос: «Как можно вовлечь подростков в решение городских вопросов, процессы преобразования городской среды, помочь ему разделить с другими горожанами ответственность за свой город?». Докладчик подчеркнула важный момент — подростки готовы выйти в мир и взаимодействовать с ним при условии, что взрослые воспринимают их на равных. В конце выступления она рассказала про метод проектов (работа с подростками над созданием идеального пространства, «своего» места в городской среде) и другие проективные методы, на которые важно обращать внимание при проведении исследования с детьми и подростками (методика незаконченных предложений, сочинение, деловая игра).

Ее коллега, Валерия Асафова, начала свою презентацию с запуска видеоролика «Архитектурные инновации на улице детства», где рассказывалось о проекте, направленном на вовлечение школьников и студентов в развитие своего города. Валерия объяснила важность практики вовлечения подростков тем, что это позволяет увидеть, что подросткам нужно в своем регионе, получить опыт нового качества, изменить отношение к собственным возможностям и взять ответственность за свой город на себя. Она перечислила потребности подростков (места для общения, для проявления себя, для тихого/активного отдыха), подробно раскрыла этапы программы «Улица детства» и продемонстрировала результаты проекта и сделанные выводы. Валерия отметила, что важнейшие проблемы, с которыми они столкнулись, — это неактуальность проблемы подростковых пространств по мнению взрослых, отсутствие действующих инструментов для взаимодействия с городской администрацией и сложности межведомственного взаимодействия. В конце выступления она выразила надежду, что в нашем обществе наконец получит признание идея необходимости своих территорий в городе для такого важного возраста, как подростковый.

Проблем изучения досуговых пространств молодежи в городской среде коснулся в своем выступлении Иван Лугов, начальник отдела развития региональной воспитательной инфраструктуры ИРОАСУ. Он рассказал про первые опыты муниципальных программ с практической точки зрения. Возникла необходимость провести мониторинг воспитательной среды муниципалитетов, при этом не формально, а для того, чтобы увидеть полноценную картину, исправить ее и дополнить. Министерство образования Московской области осознало, что не сможет провести мониторинг самостоятельно, поэтому как инструмент был придуман конкурс воспитательной инфраструктуры в муниципалитетах. Сетевые муниципальные команды ждут с их проектами по созданию или развитию воспитательной инфраструктуры для молодежи, и по результатам конкурса для победителей планируются проектные смены по управлению и их сопровождение на протяжении года. В заключение Иван Алексеевич привел пример города Фрязино, в котором школьники создали проект молодежного пространства на месте бывшего пустыря, где уже начались работы по благоустройству, и ответил, что самое важное в этом начинании — это процесс создания команд.

Мария Терк, представитель и исследователь БФ «Шалаш», продемонстрировала, как организовать безопасное пространство для подростков в торговом центре на примере проекта по работе с подростками 13-17 лет «Шалаш. спот» (работающее молодежное пространство в ТЦ «Вегас»). В начале своего выступления она рассказала про благотворительный фонд «Шалаш», который занимается системным решением проблемы трудного поведения в России, разрабатывая специальные курсы для детей, учителей и родителей, и перечислила основные ценности фонда. Она подчеркнула, что негативные последствия времяпровождения подростков и противоправные действия в ТЦ связаны с бездельем, скукой, отсутствием альтернатив, денег и навыков конструктивной самоорганизации. Цель проекта «Шалаш.спот» — работать на профилактику трудного поведения подростков в ТЦ, развивая социальные навыки и предоставляя пространство, основанное на принципах свободы и невмешательства. Мария рассказала, как исследователи приходили к идее спота, проводя изучение аудитории (качественное и двух-этапный аутрич: опрос и наблюдения). Она характеризовала опрошенных, перечислила причины, по которым подростки приходят в ТЦ, продемонстрировала динамику поведения подростков во время опроса и наблюдения.

После трех важных «инсайтов» (подростки любят посещать торговые центры, редко проявляют трудное поведение в них, при этом полноценно могут общаться, но посещают их из-за отсутствия альтернатив) исследователи пришли к идее с профилактикой. В завершение доклада Мария показала, как спот выглядит сейчас, перечислила ценности, которые они туда привнесли, и рассказала, как их ведущие становятся «безопасными взрослыми», а спот — безопасным пространством.

С сообщением о низкопороговых подростковых пространствах выступили Мария Кац и Евгения Росина, руководительницы подростковых клубов, психологи НП СРДП «Перекресток плюс». Мария начала с истории проекта «Перекресток», работающего с подростками от 10 до 18 лет, основываясь на принципах восстановительного подхода, которые, в частности, включают в себя активную ответственность и партнерство.

Она перечислила, с какими видами девиант-ного поведения работают в центре, и рассказала про работу подростковых клубов на базе «Перекрестка». Мария считает, что идеальный вариант, к которому нужно стремиться (но при этом финансово и ресурсно затратный) — это системная работа, включающая несколько направлений:

• аутрич работа (работа с подростками на «их территории» — улица, ТЦ и т. д.);

• низкопороговый клуб — Территория Свободного Общения (клуб с ведущими-психологами, где подросткам можно делать все, что не нарушает технику безопасности и правила, введенные самими подростками);

• индивидуальная и групповая терапевтическая работа с психологом;

• подразделение социальной помощи.

Все эти направления, работающие в единой

системе, дают гораздо более мощный эффект, чем отдельно взятые.

Она отметила, что, несмотря на различия организаций для подростков в России, Израиле, Германии, их структура и системность схожи.

По мнению Марии, при создании подросткового клуба важно делать его транспортно доступным для жителей разных районов, тогда будет происходить смешение «микрокультур», и это будет способствовать созданию примеров связи между разными районами, городами.

Евгения Росина, завершая совместный доклад, добавила: «Подростки сильно влияют на происходящее в клубе, вся деятельность клуба строится на почве их инициатив, интере-

сов, запросов; процессов, происходящих с ними и между ними. Такая форма организации, как подростковый клуб, восполняет основные потребности подросткового возраста — в сепарации, в самоидентификации, коммуникации со сверстниками, формировании устойчивой самооценки, опирающейся на значимые успехи. А также имеет образовательный эффект: только в отношениях, построенных не по принципу силы и власти, а свободного выбора и волеизъявления, взаимоуважения, диалога, подросток становится восприимчив к конструктивным предложениям и замечаниям взрослых, готов обучаться моделям предпочитаемого поведения и решения проблем».

Завершая круглый стол, эксперт ООО «Центр социальных технологий и прикладных исследований "Сфера"» Мария Губенко представила концепцию экопарка и рассказала про его роли в становлении экологического сознания у подростков. Она подняла вопрос значения уличных пространств и отметила, что при становлении личности необходимы свободное развитие, самостоятельное принятие ими решений и активное исследование пространства. Подростки находятся только там, где им интересно, поэтому важна не только функциональная организация пространств, но также их дальнейшие концепции использования. Она продемонстрировала свой проект городского экопарка «Ябло-новский сад» и перечислила его основные составляющие, задачи и цели. Отличие экопарка от обычного парка состоит в том, что он является «территорией гармоничного взаимодействия с природой, с самим собой, с человеком и обществом». Преимущество его перед пространствами в моллах Мария видит в том, что там происходит воздействие и потребление, а здесь — взаимодействие с природой. Проект очень важен для становления нового типа экологического сознания у подрастающего поколения, он предоставляет множество видов деятельности («зеленая школа», спортивные, культурные и массовые мероприятия, общение и т. д.), при этом подростки могут участвовать в его жизни на любом уровне, от простого посещения до проведения мастер-классов и участия в администрировании экопарка.

Круглый стол позволил поднять и обсудить множество актуальных вопросов: неконтролируемая социализация подростков, важность разделения детских и подростковых пространств, изменения в связи с эпидемической ситуацией, предметная деятельность и социализация в пространствах, планы по развитию подростковых клубов, контингент посетителей про-

странств, их учет и получение обратной связи, санкции и правила пространств, разработка методического материала и создание ресурсного центра по обучению команд, социальная ориентированность моллов и взаимодействие с их владельцами, профессиональными сообществами и корпорациями. При этом среди проблем, препятствующих активному развитию молодежных пространств, эксперты выделили следующие: криминализация моллов, недоступность школьных дворов, отсутствие культуры управленческого поведения в этой сфере, проблемы с образовательной частью программы в молодежных пространствах, кризис участия среди подростков, высокие требованиях к специалистам, неструктурированная среда, смешанный контингент и проблемы с финансированием.

В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к следующим выводам:

• В пространстве современных городов подросткам трудно организовать себе полноценный и комфортный досуг, что связано с отсутствием таких мест в которых они, с одной стороны, никому бы не мешали, а с другой — могли бы отдохнуть от назидательного участия взрослых. Такому положению дел способствует отсутствие в действующих нормативно-правовых актах положений, определяющих статут «подростковых» пространств;

• В городском пространстве возрастает значимость организованных в моллах досуговых пространств, способных удовлетворить потребность несовершеннолетнего в подтверждении собственной субъектности и равенства с остальными покупателями. Торговые центры приобретают для подростка статус социализирующих пространств, общедоступных зон свободного общения, в которых, помимо прочего, представлены современные тенденции потребительской культуры. Тем не менее, факт преобладания в досуговой структуре подростков моллов как основной досуговой практики повышает риск усвоения несовершеннолетним паттернов трудного поведения;

• Среди несовершеннолетних формируется кризис паритетного участия, основанного на правах подростковой субъектности. Отсутствует институциональные каналы общественной интеграции подростков, позволяющие им включиться в общественно значимую созидательную

деятельность, почувствовать себя частью чего-то.

Заслушав выступления основных докладчиков и обсудив все замечания, высказанные на заседании круглого стола, его участники рекомендуют:

• В системе организации подросткового досуга необходимо развивать культуру низкопороговых пространств, позволяющих удовлетворить потребность несовершеннолетнего в собственной субъект-ности. Такие пространства могут способствовать подростковой самоорганизации, предоставлять инструменты для самообразования их посетителей, а авторитет взрослых в них строится не на власти и контроле, а на доверительных партнерских отношениях с подростком;

• На базе торговых центров рекомендуется создание низкопороговых досуговых пространств, максимально нейтрализующих потенциальные риски от социали-

зации подростка в рамках формирующейся там молл-микрокультуры;

• Необходимо совершенствование действующего законодательства в части определения «подросткового» статуса для городских пространств, что позволит расширить возможности для бюджетного финансирования озвученных проектов интеграционной направленности;

• Важна организация деятельности по созданию проектов, формирующих опыт общественного участия среди подростков. Опыт и навыки, приобретенные в процессе общественно значимой деятельности, помогут сформировать представление несовершеннолетнего об одобряемых формах общественного участиях, установить эмпатическую связь с окружающим его пространством.

Материалы круглого стола рекомендуются к ознакомлению специалистам по работе с молодежью, представителям общественных организаций, а также исследователям, занимающимся изучением данной тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.