5. Cheshihina, V.V. (2006), Modern system of training in sport orienteering, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation, 232 p.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2012.
УДК 796:338.28; 796.078
О ТЕЛЕСНОМ ПРИКОСНОВЕНИИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вадим Владимирович Горячев, кандидат психологических наук, доцент, Рязанский филиал Московского психолого-социального университета
Аннотация
В статье рассмотрен феномен телесного прикосновения на уроке физической культуры. Выделена роль данного явления в решении образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. В работе отображена роль физического контакта, возникающего между учителем и учащимся, и его влияние на успешность овладения двигательными действиями. В статье уделяется внимание двойственности прикосновения во время уроков физической культуры, которая приводит к возникновению границы между преподавателем и школьником. С одной стороны, может происходить сближение отношений между ними, с другой их разъединение. Определено инструментальное и эмоциональное содержание телесного прикосновения на уроке физической культуры, первое позволяет решать двигательные задачи урока, второе возникает во время общения на занятии. Выделены формы физического контакта и их роль в двигательной деятельности. К ним относят: неопределённое прикосновение; случайное прикосновение; прикосновение как маркер привлечения внимания; прикосновение как техника; прикосновение как элемент страховки; социальное прикосновение; агрессивное прикосновение. Рассмотрены социальные и физиологические особенности телесного контакта во время выполнения физических упражнений. Подчёркнута этическая сложность тактильного взаимодействия, возникающего между разнополыми учителем и учащимися. Обсуждается необходимость и даны рекомендации по освоению учителями эффективного использования телесного прикосновения на уроках физической культуры.
Ключевые слова: телесное прикосновение, физический контакт, физическое пространство.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p35-39 ABOUT CORPORAL TOUCH AT THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE
Vadim Vladimirovich Goryachev, the candidate of psychological science, senior lecturer, Ryazan branch of Moscow Psychological and Social Institute
Annotation
The phenomenon of corporal touch at lesson of physical culture has been considered in this article. The role of this phenomenon in solution of educational and health-improving problems is very important. The role of physical contact, which appears between the teacher and the pupil and its influence on the success of mastering the motional movements, is represented in the article. The duality of the touch at the lesson of physical culture that leads to the appearance of the border between the teacher and the pupil is paid attention to in this work. On the one hand, closer relations can happen; on the other hand, their separation can occur. The tool and emotional content of a corporal touch at the lesson of physical culture is determined, the first issue enables to solve emotional problems of the lesson, and the second issue appears during communication at the lesson. The forms of the physical contact and their role in the motional activity are given. They include: an uncertain touch; a casual touch; a touch as a marker for attracting attention; a touch as a technique; a touch as a component of corrector; a social touch; an aggressive touch. The social and physiological characteristics of a physical contact when doing physical exercises are considered. The ethic complexity of physical interaction between the teacher and the pupil of different sexes is emphasized. The necessity in mastering effectively the physical touch by teachers at the lesson of physical culture is discussed and some recommendations are given.
Keywords: corporal touch, physical contact, physical space.
В психологической науке выполняется достаточно много исследований, в которых тот или иной более простой или сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениями, а это всегда обедняет научное знание, потому что по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями. Неслучайно, И.С. Кон подчёркивает, что «чем глубже уходят монодисци-плинарные исследования, тем сильнее потребность в междисциплинарном сотрудничестве и кооперации наук» [3, с.39].
Сказанное полностью относится к состоянию изучения такого сложного психологического феномена, каким является телесное прикосновение. Повышенное внимание исключительно двигательной активности учащихся на занятиях физической культурой, без учёта психологических, этических и др. особенностей при разработке научных подходов и внедрения их в практику может обернуться неблагоприятными последствиями.
В самом деле, к настоящему времени недостаточно раскрыта роль телесного прикосновения в проведении занятий двигательной активности. Целью написания данной статьи является обращения внимания специалистов, работающих в области физической культуры, к этому неоднозначному явлению в процессе обучения.
Интерес к проблеме телесного прикосновения, находит своё отражение в современной психологии и педагогике, обусловлен трансформацией представлений на природу и назначение человека. В наши дни всё более явной становится неоднозначность видения в индивиде его качеств, свойств и функций, отношение к которым детерминирует характер идентификации им себя в структуре социальных связей. Осмысление данной проблематики представляется весьма значимым для совершенствования образовательного процесса как в дошкольных, школьных, так и в вузовских учреждениях. Особенности телесного прикосновения во многом определяются структурой и содержанием образовательных программ, ориентированных на принятие молодым человеком норм и ценностей, определяющих восприятие им собственной личности. Парадоксальность ситуации заключается в том, что, несмотря на признание роли телесного прикосновения, на развитие личности, образовательные институты по-прежнему проявляют «отчуждённость» от данной проблемы. В данном контексте уместно высказывание В.Н. Никитина: «Даже беглый взгляд на содержание учебных программ показывает поверхность представлений и суждений о телесности человека, о месте формирования отношения к ней в современной системе воспитания личности» [5, с.95].
Само по себе прикосновение двойственно: оно разделяет и соединяет. Он преодолевает расстояние - и очерчивает границу. Прикасаясь к учащимся во время уроков физкультуры, учитель одновременно устанавливает неприкосновенность того, до кого дотрагивается. М. Эпштейн пишет: «Прикосновением мы лепим образ неприкосновенного» [6, с.340]. Таким образом, телесным прикосновением устанавливается граница, черта соединения-разъединения, проведённая между учителем и учащимися.
При телесном контакте, как человек, который прикасается, так и человек, к которому прикасаются, может начать испытывать эмоциональное возбуждение. Но каждая из сторон испытывает абсолютно разные ощущения во время контакта. Акт прикосновения контролирует моторная активность, и, зачастую он имеет характер исследования. Как отмечает М. Коццолино «физический контакт служит индикатором статуса и близости взаимодействующих людей» [4, с.147]. Так в зависимости от статуса участников образовательного процесса и существующих отношений субъекты взаимодействия используют разные формы телесного контакта.
Вопрос об использовании прикосновений на уроке физической культуры неоднозначен. С одной стороны это необходимый элемент, как и при обучении, так и при страховке учащегося, который выполняет какое-либо двигательное действие. С другой стороны, в процессе решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач на уроке физической культуры практически не рассмотрен психологический аспект воздей-
ствия телесного прикосновения. Основные исследования в этой области проходят в рамках телесной психотерапии и психологии общения.
Широкое обсуждение этих вопросов необходимо ещё и потому, что не существует чётких профессиональных стандартов, и во многом зависит от сформированное™ этических норм учителей, которые должны понимать психологическое и социальное воздействие прикосновения во время решения поставленных задач на уроке физической культуры. Мы выделяем следующие формы прикосновения:
1. Случайное, непреднамеренное прикосновение (например, неожиданное прикосновение во время передвижения);
2. Прикосновение, как маркер привлечения внимания при объяснении, разговоре (например, прикосновение к ладони, плечу для привлечения внимания учащегося);
3. Социальное прикосновение (например, ритуализированное или стандартное пожатие руки или похлопывание по плечу после успешного выполнения двигательной задачи);
4. Прикосновение, как техника (например, содействие со стороны учителя при формировании определённого двигательного умения)
5. Прикосновение, как элемент страховки (например, помощь со стороны учителя по оказанию безопасного выполнения физического упражнения);
6. Враждебное, агрессивное прикосновение - такие прикосновения являются абсолютным табу для любого учителя, а не только для учителя физической культуры.
По содержанию, во время урочной части физической культуры, прикосновение может быть разделено на две большие группы:
1. Эмоциональные прикосновения, возникающие во время межличностного общения на уроке;
2. Инструментальные, позволяющие решать определённые двигательные задачи
урока.
Рассматривая данное явление необходимо отметить не только этические, психологические, но и физиологические особенности чувствительности школьников разного пола. По данным Ильина Е.П., у девочек выше кожная чувствительность, следовательно, их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновения и поглаживания.
Необходимо помнить, что прикосновение является важной потребностью человека и частью его развития. Учитель физической культуры должен знать какое прикосновение действительно является приемлемым, а какое окажет затруднение во взаимоотношениях с занимающимся, и не только со стороны учащегося, но и как физический опыт со стороны преподавателя.
Отдельного обсуждения заслуживают вопросы, связанные с религиозными и национальными убеждениями подрастающего поколения, а также вопросы, связанные с динамикой взаимоотношений разнополых учителя и учащегося. Это наверно один из самых сложных вопросов телесного взаимодействия на уроке физической культуры.
Прикосновение должно быть чётким, явным и недвусмысленным, при неотчётливом прикосновении теряется ощущение границ. При «непонятных» прикосновениях учитель может ввести в заблуждение и ученика и самого себя. Березкина-Орлова В.Б. подчёркивает, что «прикосновение не должно быть эротически окрашено, оно не должно содержать никаких иных сообщений, кроме того, что прикосновение произошло» [1, с.516].
Надо учитывать, что прикосновение, само по себе не является оскорбительным для учащегося в процессе образования, тем не менее, может считаться нежелательным (или даже неприемлемым) в ряде ситуаций, даже если учащийся выражает своё согласие. Преподавателю физической культуры в процессе урочной части необходимо уметь обращаться за помощью к однополым одноклассникам, занимающегося при выполнении
упражнений на страховке. Решение о приемлемости прикосновения должно приниматься с особой тщательностью, уважением к физическому пространству школьника.
Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Во время занятий физической культурой в системе образования прикосновение является одним из важных принципов работы, одним из специальных навыков педагогического общения и инструментом работы.
2. На данный момент не существует ясного и чётко прописанного в соответствующих методических рекомендациях определения «приемлемого и этичного» вида прикосновений на занятиях физической культуры.
3. Учитель физической культуры имеет право использовать прикосновение в своей работе после соответствующего обучения и опыта работы.
4. Телесное прикосновение использовать, только в тех случаях, когда оно педагогически полезно с точки зрения учителя.
5. Учитель обязан информировать учащихся о целях прикосновения, а также о том, что тот имеет право отказаться в любой момент, если это не грозит его здоровью.
6. Телесное прикосновение должно быть чётким, явным и недвусмысленным. При неотчётливом прикосновении теряется ощущение границ. При «непонятных» прикосновениях учитель может ввести в заблуждение и себя и учащегося.
7. Прикосновение никогда не должно использоваться для удовлетворения личных потребностей учителя (властных, сексуальных и т.п.)
8. Враждебное, агрессивное и сексуальное прикосновение является абсолютным табу для учителя.
В заключение хотелось бы отметить о стоящей перед учителем физической культуры необходимости:
- постоянного изучения теории и практики физического воспитания;
- изучения собственного тела и его реакций; изучение собственного отношения к прикосновению и того, как оно может сказаться на работе с обучающимися.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берёзкина-Орлова, В.Б. Этика прикосновения // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М., 2005. - С. 507-520.
2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 544 с.
3. Кон, И.С. Введение в сексологию / И. С. Кон. - М. : Медицина, 1989. - 336 с.
4. Коццолино, М. Невербальная коммуникация. Теория, функции. Язык и знак / М. Коццолино. - М. : Изд-во «Гуманитарный Центр», 2009. - 248 с.
5. Никитин, В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. - М. : Когито-Центр, 2006. - 320 с.
6. Эпштейн, М. Sola amore: любовь в пяти измерениях / М. Эпштейн. - М. : Экс-мо, 2011. - 496 с.
REFERENCES
1. Berezkina-Orlova, V.B., Zinchenko, V.P. and Levi, T.S. (2005), "Ethics of touch",
Psychology of corporeality between soul and body, AST-Moscow, Moscow, Russian Federation, pp.507-520.
2. Ilin, E.P. (2006), Differential psychophysiology of men and women, Piter, St. Petersburg, Russian Federation.
3. Kon, I.S. (1989), Introduction to sexology, Medicine, Moscow, Russian Federation.
4. 4. Kotstsolino, M. (2009), Non-verbal communication. The theory of functions. Language and character, Humanist Centre, Moscow, Russian Federation.
5. Nikitin, V.N. (2006), Ontology corporeality: Meanings, paradoxes, nonsense, Kogi-
to-Centre. Moscow, Russian Federation.
6. Epshtein, M. (2011), Sola amore: love in five dimensions, Eksmo, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2012.
УДК 796.034
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ 17-18 ЛЕТ
Андрей Викторович Захаров, соискатель,
Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ МВД РФ),
Владимир Вячеславович Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры и спорта (ДВГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
В статье исследуется проблема необходимости разработки методики индивидуального подхода к тренировочно-соревновательному процессу борцов вольного стиля 17-18 лет на основе углубленного изучения сенсомоторной предрасположенности спортсменов к определенной манере ведения поединка. Повышение конкуренции на международной арене, интенсификация соревновательной деятельности борцов, определение победителя в каждом периоде боя дает дополнительные возможности спортсменам изменить ситуацию на ковре в свою пользу, поддерживая интригу до завершения поединка и соревнования в целом. Уменьшение времени поединка, повышение интенсивности применения технико-тактических действий, сокращение результативных соревновательных комбинаций вынуждает спортсменов демонстрировать ограниченное число коронных приемов. Данный факт актуализируют необходимость более тщательной индивидуальной подготовки борцов-юниоров. Следовательно, разработка и научное обоснование методики индивидуальной технико-тактической подготовки борцов-юниоров с учетом современных требований и правил спортивной борьбы является малоизученной проблемой, требующей углубленного и всестороннего изучения.
Ключевые слова: тренировочно-соревновательный процесс, технико-тактическая подготовка, атака, контратака, комбинации, сенсомоторная предрасположенность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p39-43
INDIVIDUAL APPROACH TO TRAINING-COMPETITIVE PROCESS OF FREESTYLE FIGHTERS AGED 17-18 YEARS
Andrey Viktorovich Zakharov, the competitor,
Far East Legal Institute of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia,
Vladimir Vyacheslavovich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Far East State Academy of Physical Training and Sports, Khabarovsk
Annotation
The given article has investigated the problem of necessity of development of individual approach methods to training-competitive process of freestyle fighters aged 17-18 years old based on the profound studying of sensomotor predispositions of sportsmen to the certain manner of conducting a duel. Increase of competition on the international scene, intensification of competitive activity of fighters, definition of the winner in each period of fight gives additional opportunities to sportsmen to change situation on the carpet to own advantage, supporting the intrigue before end of the duel and competition as a whole. As a result of reduction of duel time, increase of intensity of technic -tactical actions application, reduction of productive competitive combinations, sportsmen are compelled to show the limited number of favorite techniques, and as a whole, it brings into focus the necessity in more careful individual preparation of