Научная статья на тему 'О ТЕКУЩЕМ СОСТОЯНИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСТАНА'

О ТЕКУЩЕМ СОСТОЯНИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
805
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КЫРГЫЗСТАНА / РЕСПУБЛИКА КЫРГЫЗСТАН / REPUBLIC OF KYRGYZSTAN / PARLIAMENTARY ELECTIONS IN KYRGYZSTAN / DOMESTIC AND FOREIGN POLICY OF KYRGYZSTAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Осмоналиев Кайрат

В статье анализируется текущая внутриполитическая обстановка в Киргизской Республике, перспективы проведения очередной «цветной революции» в период парламентских выборов в 2020 г. Рассматриваются пять приоритетных направлений развития внешней политики Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CURRENT STATE OF DOMESTIC AND FOREIGN POLICY OF KYRGYZSTAN

The article analyzes the current internal political situation in the Kyrgyz Republic, the prospects for the next «color revolution» during the parliamentary elections in 2020. And also five priority directions of development of the foreign policy of the Republic are considered

Текст научной работы на тему «О ТЕКУЩЕМ СОСТОЯНИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСТАНА»

О текущем состоянии внутренней и внешней политики Кыргызстана

КАЙРАТ ОСМОНАЛИЕВ,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Кыргызской Республики

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется текущая внутриполитическая обстановка в Киргизской Республике, перспективы проведения очередной «цветной революции» в период парламентских выборов в 2020 г. Рассматриваются пять приоритетных направлений развития внешней политики Республики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Республика Кыргызстан; парламентские выборы в Кыргызстане; внутренняя и внешняя политика Кыргызстана

On the current state of domestic and foreign policy of Kyrgyzstan

KAIRAT OSMONALIEV,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Kyrgyz Republic ANNOTATION

The article analyzes the current internal political situation in the Kyrgyz Republic, the prospects for the next «color revolution» during the parliamentary elections in 2020. And also five priority directions of development of the foreign policy of the Republic are considered. KEYWORDS: Republic of Kyrgyzstan; parliamentary elections in Kyrgyzstan; domestic and foreign policy of Kyrgyzstan

Внутриполитическая ситуация в Киргизии перед парламентскими выборами и влияние на нее других государств

В октябре 2020 г. в Киргизии вновь должны были пройти выборы в Жогорку Кенеш -однопалатный парламент республики. Уже в конце 2019 г., по мнению экспертного сообщества и СМИ, неофициально стартовала предвыборная кампания, выявившая глубокие противоречия в киргизском обществе и властных структурах.

На волне предвыборной агитации поднялось обсуждение различных вопросов устройства страны и самих выборов: от снижения выборного порога (в Кыргызстане он составляет 9%) и общественных инициатив по

сокращению количества депутатов до 30-40 человек, до необходимости срочного роспуска парламента.

И все же за завесой популистской проблематики мы можем увидеть сложную политиче -скую ситуацию в Кыргызстане. Главная партия страны - СДПК (Социал-демократическая партия Кыргызстана) - по сути потерпела политический крах и более не является монолитной организацией. В данный момент она объединя -ет под вывеской старого бренда разрозненные политические «партизанские движения». Все это дает возможность новым политическим

партиям войти во власть. Однако ввиду очень высокого порога входа в Жогу Кенеш можно прогнозировать вход туда небольшого количества партий - две, максимум три. В связи с этим становится актуальным выбор не только по пресловутым спискам, но и по одномандатным округам, что дает возможность гражданам страны голосовать за конкретных депутатов, а не за абстрактные партии, но в то же вре -мя создает угрозу входа в парламент популистов, представителей местной «аристократии» и прямых ставленников крупного капитала.

Одной из причин «болезни» властной системы можно назвать внутригосударственные процессы последних лет, связанные с политическим противостоянием элит внутри страны. Недавние исследования общественного мнения Кыргызстана показали, что в сло -жившейся ситуации коррупционных скандалов и борьбы элит уровень доверия граждан к действующему парламенту один из самых низких за всю историю независимого Кыргызстана. Несмотря на это, можно предположить, что новый созыв парламента будет на 50-60% состоять из нынешних депутатов, что связано прежде всего с поддержкой местных элит и сложившейся системой. Однако на освободившиеся места в данный момент уже претендуют ставленники от «народа», ведущие свою агитацию в первую очередь в Интернете и социальных сетях. Политические игры привели к тому, что уже к декабрю 2019 г. взаимоотношения в кыргызском обществе максимально поляризировались, что привело по сути к фундаментальному расколу между жителями крупных городов и жителями сельской местности, а также наиболее опасному расколу по территориальному признаку - между севером и югом страны. Таким образом, во многом благодаря СМИ «рациональная» повестка дня по -степенно сменяется «эмоциональной».

Все это ведет страну к тому, что, как бы ни прошли выборы, их итоги с большой долей

вероятности будут оспорены. Протестные настроения показали свой потенциал на антикоррупционном митинге 25 ноября 2019 г., который собрал большое количество молодежи, на что необходимо обратить внимание властям.

Все это может окончательно выйти за шаткие рамки демократического обмена мнениями и привести к ситуации, когда руководителем страны окажется победитель «уличных» и «информационных» баталий. В определенных моментах данная ситуация находит отражение в уже существующих примерах политического коллапса стран, приведшего к полной или частичной потере государственности, таких как Ирак, Сирия, Ливия, частично Украина. В этих государствах политический кризис, подогреваемый ангажированными СМИ и общественными организациями, зачастую существующими на средства извне страны, приводил к смене политических элит, изменению законодательства в угоду «третьих лиц», определению единой «правильной» позиции и политическим преследованиям несогласных с ней. Это худший вариант развития событий для Кыргызстана, который может быть возмо -жен, если на протяжении длительного времени властные структуры и общество не сядут за стол переговоров и не найдут общий язык.

Одной из важных и усугубляющихся проблем нынешней политической повестки Кыргызстана является религиозная составляющая. Опасным инструментом в руках пров-ластных и оппозиционных политиков в стране стали попытки разыграть так называемую «религиозную карту». Участились случаи, когда представители кыргызского политикума для сбора населения на митинги и мероприятия привлекают священнослужителей и выносят на обсуждения «митингующей толпы» религиозные вопросы. Таким образом, и без того сложная политическая ситуация усугубляется еще и вынесением на общее обсуждение во-

просов веры, которые становятся краеугольными в разделении кыргызского общества, разжигая противостояние его светской и религиозной части. Согласно данным исследований и последних опросов более 90% населения Кыргызстана идентифицируют себя как верующие мусульмане, и около 30% представителей молодежи хотели бы жить в условиях действия норм и законов Шариата. Особенное беспокойство вызывает то, что на территории современного Кыргызстана ислам представлен большой массой «неклассических» течений, среди которых функционируют в том числе запрещенные в России и сопредельных государствах.

Однако у столь сложной политической ситуации существуют мирные, демократические пути решения: необходимо сделать все возможное, чтобы провести выборы максимально открыто, удовлетворив чаяния большей части населения. Гарантом этого может стать дистанцировавшийся в данный момент от пар -тийных систем президент страны Сооронбай Шарипович Жээнбеков, а с учетом того, что на политическую арену Киргизии выходят новые политические силы (пусть со «старыми» лицами), запрос населения на изменения, реформы и справедливость может быть урегулирован в политических рамках.

По данным ЦИК, более 20 партий изъявили желание участвовать в предвыборной гонке за голоса избирателей. Перед главными выбо -рами 2020 г. в апреле должны были состояться выборы в городские советы - Майлуу-суу, Балыкчы, Каракол и Ош, Южную Столицу республики. По сути, они должны были стать проверочными для новых партий, желающих попасть в Жогорку Кенеш.

Одной из таких партий стала «Мекеним Кыргызстан» - партия представителей бизнес-сообщества Кыргызстана, включающая в свои ряды большое количество предпринимателей в области строительства. Круп-

ные финансовые активы позволяют партии комфортно чувствовать себя в рамках Кыргызского политикума. Дебют партии состоялся на местных выборах 2016 г., когда они без проблем с первой же попытки смогли завести своих представителей в местные городские советы крупных городов. Несмотря на то, что партия «новая», во многом ее связывают с представителями власти - братьями Митра-имовыми (Искандер Митраимов - депутат Жогорку Кенеша от СДПК, заместитель председателя Комитета по правопорядку и борьбе с преступностью, Тилекбек Митраимов -глава Кара-Суйского района Ошской области, Исламбек Митраимов - начальник Управления внутренних расследований и безопасности Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями). Однако нужно полагать, что данная партия, если и включает старых представителей власти, все же является ее новым проявлением и ставит перед собой амбициозную задачу занять место СДПК, став новой «партией власти».

Еще одной партией «нового» толка является партия «Биримдик». Партия позиционирует свою личностную децентрализацию - отказ от объединения вокруг определенного лидера - и себя как единое идейно-политическое сообщество, приверженное идеям демократического социализма. Несмотря на это, у нее есть лидер - депутат Жогорку Кенеша Марат Аманкулов. Партия, как и «Мекеним Кыргызстан», ставит перед собой амбициозную задачу потеснить СДПК и занять ее место в парламенте. Несмотря на активность, работу с избирателями и громкие заявления, у нее существуют крупные имиджевые проблемы, связанные в первую очередь с определенными членами партии, которые совсем недавно поддерживали и изъявляли свою лояльность в адрес бывшего президента республики, а ныне фигуранта уголовных дел, лишенного статуса экс-президента, Алмазбека Атамбае-

ва. Сейчас они перешли на сторону его противников, но столь кардинальная смена политических взглядов вызывает у избирателей вопросы и дает повод подозревать данных представителей партии в политической нечистоплотности, что бросает тень на всю партию и может ей помешать в осуществлении своих планов.

Для создания полной картины внутриполитической предвыборной борьбы необходимо упомянуть еще несколько партий, имеющих реальные шансы пройти в киргизский парламент. Одной из них является партия «Кыргызстан». Она состоятельна в финансовых вопро -сах, имеет молодого и полного амбиций лидера - депутата действующего парламента Каната Исаева, позиционирует себя как партия, делающая ставку и ищущая поддержку прежде всего в регионах страны. «Кыргызстан» заявляет о своей лояльности к действующей власти, что дает ей определенные политические очки, а также создает возможность формирования крупной коалиции с властными структурами, но в то же время ассоциация и коллаборация с представителями существующей власти может отпугнуть от нее определенные слои кыргызского общества, в частно -сти молодежь.

Еще одна партия, имеющая силы, возможности и желание пройти в парламент, - «Про-гресс-онугуу». Ее лидер в парламенте Бакыт Торобаев долгое время находится в оппозиции к действующей власти, выступает с заявлениями о реформе Жогорку Кенеша, он -один из первых политиков, высказавшихся за снижение столь высокого избирательного порога. Партия имеет много сторонников, но страдает из-за отсутствия четкой программы и идеологического наполнения, а также имеет проблемы с качественным составом партийных списков.

Следующая партия, о которой необходимо упомянуть, - это «Бутун Кыргыстан», ее ли-

дер - Адахан Мадумаров. Партия имеет существенные шансы пройти в парламент: на прошлых выборах она составила ощутимую конкуренцию СДПК и другим партиям. Многие российские и киргизские эксперты рассматривают ее как возможного фаворита предвыбор -ной гонки. Важной особенностью данной партии является ее ставка на молодежь, агитация через социальные сети, резкая критика существующей власти, а также существенная поддержка граждан, живущих в Российской Федерации. Одной из главных проблем является финансирование данной партии, недостаточное для корректной работы и требующее постоянного поиска и коллаборации с крупным капиталом. Примером здесь может служить их предыдущая попытка прохода в парламент, когда они объединились с крупным кыргызским бизнесменом и меценатом, лидером пар -тии «Эмгек» Аскаром Салымбековым.

Сложная политическая ситуация, разобщенность общества, обилие партий и начавшаяся политическая борьба создают условия, в которых должность президента страны, его действия, отношения и позиция по различным вопросам становятся определяющими факторами сохранения государственности и гарантом стабильности в стране. Тем более интересна позиция нынешнего президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова, который максимально дистанцировался от всех политических партий, позиционируя себя как президента от «народа, а не от партии» и опре -деляя в парламентских выборах не как сторо -ну, участвующую в них, а как арбитра, гаранта законности происходящего волеизъявления народа.

Это взвешенная, очень удобная и при этом правильная позиция по отношению к происходящему в Кыргызстане. Более того, по проше -ствии достаточного времени президентства мы можем видеть новый формат развития не только внутренней, но и внешней политики. По

заявлению заведующего отделом внешней политики аппарата президента Кыргызской Республики, нынешний президент - первый, кто обновил концепцию внешней политики Кыргызстана, не менявшуюся уже более 12 лет. Приоритетами внешней политики были провозглашены прагматичность и отстаивание национальных интересов. В 2017 г. свой первый зарубежный визит Сооронбай Жээнбеков совершил в Российскую Федерацию. В 2020 г. в Москве при участии двух президентов - России и Кыргызстана - с особым размахом стартовал перекрестный год Российской Федерации и Кыргызской республики.

Можно предположить, что, несмотря на всю сложность общественно-политической ситуации в стране, президент сможет, мобилизовав все свои силы и опираясь на поддержку своих деловых партнеров по СНГ, в частности, Российской Федерации, удержать ее в рамках законности и выступить гарантом предстоящего волеизъявления народа.

Но помимо непосредственно политических проблем предвыборная кампания в Кыргызстане уже начала обрастать также проблемами криминального характера. Несмотря на то, что в 2019 г. президентом страны был инициирована разработка Кодекса о местном самоуправлении, который должен был стать основой для выборов на местном уровне, сам кодекс еще не был принят. Это привело к тому, что избирателям и самим кандидатам приходится опираться на сложные хитросплетения не систематизированных и часто противоречащих друг другу законов и нормативных актов.

Ключевой проблемой киргизской избирательной системы в данном ключе является так называемый «завоз избирателей». Так, в городе Ош в январе - феврале были зарегистрированы и прописаны более 35 тыс. чел., что составило более 100% числа прописанных в Южной Столице за весь 2019 г. Эксперты и общественные организации находят этому про-

стое и понятное объяснение: в преддверии выборов начинается массовый завоз в города лояльных или подкупленных избирателей. Государственной регистрационной службой и Генпрокуратурой Кыргызстана были выявлены случаи, когда в помещении было прописано более тысячи человек, по факту находившихся даже не в городе, а в других сельских районах.

Еще одной криминальной проблемой, связанной с «завозом избирателей», является то, что в результате таких «схем» в органы местного самоуправления - кенеши крупных городов - проходят незаконопослушные граждане, которые ввиду своей высокой должности дискредитируют систему выборов в Жогорку Кенеш. В результате этого доверие людей к выборам снижается, и непростая ситуация в стране накаляется до предела.

Важно отметить, что существующая проблема не замалчивается нынешней властью. В феврале 2020 г. Министерство внутренних дел Кыргызстана открыто опубликовало законопроект, направленный на «усиление борьбы с организованной преступностью», в пояснительной записке к которому говорится о масштабах проблемы и использовании организованной преступностью институтов государства и гражданского общества в собственных интересах.

Помимо общественно-политических и криминальных проблем, осложняющих выборы в Жогорку Кенеш, как и прочие страны мира, Кыргызстан стал заложником пандемии вируса ^Ю-19. 22 марта 2020 г. правительством страны введен режим чрезвычайной ситуации сроком на один месяц, а апрельские выборы депутатов местных органов власти перенесены на неопределенный срок. Существует веро -ятность, что и выборы в парламент, намеченные на осень 2020 г., будут в итоге перенесены.

Новые реалии всеобщей эпидемии не меняют в корне происходящую политическую гонку в стране, но вносят в нее определенные изме -

нения, которые необходимо учитывать. Хотя режим ЧС введен не по всей стране, в первую очередь он затрагивает густонаселенные районы Киргизии и крупные города, где для усиления противовирусной безопасности введен комендантский час с 20:00 до 07:00.

Все это снижает протестную политическую активность, связанную прежде всего с выводом на улицу протестных масс, и несколько разряжает сложившуюся напряженность, которая в марте 2020 г. начала активно нарастать в Кыргызстане. На фоне общего экономического кризиса многие участники политического процесса решили воспользоваться данной ситуацией - набрать очков популярности у населения за счет поставок в регионы гуманитарной помощи. Эта гонка поставок и пиара привела к тому, что даже президенту страны пришлось высказаться на эту тему, сделав замечание политикам, что если они оказывают помощь и заботятся о людях, а не о своем рейтинге, то должны делать это молча, без политической рекламы.

Внешняя политика

В Концепции внешней политики Кыргызской Республики указано, что она проводит прагматичную, сбалансированную, открытую, многовекторную и последовательную внешнюю политику. Прагматичная внешняя политика ориентирована на формирование благоприятных внешних условий и возможностей для достижения стратегических целей развития государства. Кыргызская Республика придерживается разумного баланса во взаимодействии с внешними партнерами с учетом национальных интересов и последовательно реализует свое неотъемлемое право на развитие. Выстраивая открытую многовекторную внешнюю политику, она развивает сотрудничество со всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций и международными

По мнению экспертов, в сложившейся ситуации главным выгодополучателем становятся действующая власть, поскольку у нее появляется время и возможность приглядеться к существующим политическим партиям и оказать прямую или косвенную поддержку тем партиям, с которыми ей хотелось бы рабо -тать. Также ситуация общей общественно-политической напряженности временно стабилизировалась. Обратной стороной пандемии является то, что власть в стране получила пе -редышку и время для разработки проектов по реформированию сложившейся системы, а также решений по выходу из зоны риска социальных волнений. Таким образом,косвен-но эпидемия сплотила кыргызское общество, заставив его на время забыть о внутренних разногласиях, тем самым дав возможность всем сторонам внутреннего общественно-политического конфликта сесть за стол переговоров и найти те компромиссные решения, ко -торые позволят стране сохранить свою государственность.

организациями на основе доброй воли, взаимопонимания и взаимоуважения интересов. В целях продвижения национальных интересов, содействия в обеспечении национальной и ре -гиональной безопасности и решении социально-экономических задач Кыргызская Республика активно взаимодействует в рамках Организации Объединенных Наций,Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Организации по безопас -ности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, Организации экономического сотрудничества и других международных организаций.

Согласно п. 4.3.2.1 Программы развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. «Единство, доверие, созидание» Правительство Кыргызстана должно обеспечить активное продвижение своих национальных интересов в многосторонних и региональных интеграционных объединениях ЕАЭС, СНГ, ШОС, ВТО, а также в рамках сопряжения с проектом Экономический пояс Шелкового пути (китайский мега проект «Один пояс - Один путь»).

Таковы основные концептуальные и программные рамки внешней политики Кыргызстана. Остановимся на характеристике текущей ситуации в пяти наиболее важных для ре -спублики направлениях во внешней политике, где особую активность проявляют весомые внешнеполитические игроки.

1. Кыргызстан - США

Можно отметить несколько событий, которые уже произошли в 2020 г. В феврале Госсекретарь США г-н М. Помпео совершил евразийское турне по странам постсоветского про -странства - Узбекистан, Украина, Беларусь и Казахстан. Кыргызстан в его маршруте не оказался. И это является определенным показателем уровня наших двусторонних отношений: мы для американцев больше не интересны как стратегические партнеры в Централь-ноазиатском регионе. Пять лет прошло с того момента, когда Кыргызстан в одностороннем порядке денонсировал договор о сотрудничестве с США и не демонстрирует явного желания восстановить сотрудничество с Вашингтоном на прежнем уровне и переподписать новое соглашение.

Кроме того, вначале этого года США внесли Кыргызстан в «черный список», наложив визовые ограничения. Кыргызстан является единственным из постсоветских государств, которое оказалось в этом списке наряду с такими странами, как Судан, Нигерия, Эритрея, Мьянма и Танзания.

Правительство Кыргызстана в лице МИД и ГРС лихорадочно предприняло несколько попыток переубедить Вашингтон и просить вывести страну из этого позорного списка, который тяжело ударил по международному имиджу страны. Однако США, кроме слов о поддержке и возможном содействии, никаких обещаний, никаких конкретных предложений по снятию визовых ограничений не дали. Следует отметить, что республике функционируют десятки прозападных неправительственных организаций, получающих финансирование из ЮСАИД, посольства США в КР и других международных донорских организаций,де-факто подконтрольных или патронируемых Госдепартаментом. Они проявляют активность и политической сфере, организуя массовые акции протеста против политики властей под эгидой защиты прав человека и демократии, что встречает достаточно серьезную поддержку в обществе, особенно в социальных сетях.

2. Кыргызстан - ЕС

Несмотря на достаточно большие перспективы и возможности расширения сотрудниче -ства в экономической сфере Кыргызстана с ЕС и Европой в целом, этот потенциал остается в большей степени неиспользованным. Хотя определенные и значимые предпосылки и соответствующие договорная база и статусы у Кыргызстана наличествуют:

1. Соглашение о расширенном сотрудничестве и партнерстве между Кыргызстаном и ЕС (СРСП), подписание которого заморожено на неопределенный срок.

2. Статус ВСП+ (Всеобщая схема преферен-ций), после трехлетнего итога использования преференций которого пока республика не мо -жет похвалиться ничем существенным.

СРСП

Переговоры по новому соглашению проводились с декабря 2017 г. и завершились 6

июля 2019 г. в Бишкеке после парафирования соглашения министром иностранных дел Ч. Айдарбеков и Верховным комиссаром по иностранным делам и политике безопасности ЕС Ф. Могерини. Министр во время подхода к прессе тогда назвал это событие историческим. Ожидалось, что этот документ, определяющий направления стратегического сотрудничества, будет принят до конца 2019 г. или в начале 2020 г. Но глава представительства Евросоюза в Кыргызстане Э. Ауэр в декабре

2019 г. сообщил, что подписание отложено на

2020 г., ссылаясь на процедуры. При этом точная дата подписания и обнародования нового документа неизвестна. На официальном сайте МИД КР нет никакой информации о текущем статусе соглашения, что порождает сомнения о реальных перспективах этого Соглашения и определенные вопросы в обществе.

Недавно Берлин объявил о своем решении сократить сотрудничество с Кыргызстаном. Двусторонние программы технического и финансового сотрудничества Германии будут последовательно завершаться в течение ближайших лет. Это решение Германии, несомненно, говорит об изменении их отношения к Кыргызстану, ведь Узбекистану сделано исключение. Возможно, здесь кроется определенная причина неподписания с ЕС договора о стратегическом сотрудничестве. Страны ЕС проводят совместную политику. А Германия является одной из ключевых стран Европейского союза.

Можно предположить, что причиной задержки в подписании документа является то, что Бишкек так и не выработал твердую позицию в вопросах внешней политики.

ВСП +

На сегодня статус ВСП+ из стран Центральной Азии есть только у Кыргызстана. Всего этот статус присвоен десяти странам: Кыргызстану, Монголии, Армении, Грузии, Пакистану,

Филиппины, Шри-Ланке, Боливии, Кабо-Верде и Парагваю.

Согласно статданным EUROSTAT (2018) самыми активными торговыми партнерами ЕС в рамках статуса ВСП+ являются Пакистан и Филиппины. Кыргызстан за три года так и не смог полностью воспользоваться предоставленным шансом.

Почему Кыргызстан меньше всех извлекает экономическую выгоду от статуса среди остальных стран, включенных в схему ВСП +, составляя всего 0,04% общего объема экспорта этой группы? Экспорт в ЕС незначителен и составляет 5,4% общего объема экспорта Кыргызстана (около 151 млн евро). Несмотря на то, что данный статус позволяет поставлять на рынок ЕС более 6 тыс. видов товаров без та -моженных пошлин, пока три четверти кыргы-зстанского экспорта в ЕС приходится на один товар - золото. При этом сельскохозяйственных продуктов экспортировано в Европу лишь на 16 млн евро, а с использованием статуса ВСП + в страны ЕС - всего на 6,1 млн евро.

Сегодняшняя задача страны в этом направлении - принятие и внедрение соответствующих международных норм, распознать кластеры кыргызстанского бизнеса по этим преференциям и помочь ему адаптировать свою продукцию к стандартам ЕС. Недостаточность работы в этих направлениях является сегодняшним основным тормозом в развитии торговых отношений с ЕС. Здесь МИД КР должен принимать активнейшее участие в устойчивом экономическом развитии страны путем проявления заинтересованности в устранении различных торговых барьеров и содействия внешней торговле, повышать роль страны в региональной и мировой торговле. Пока кыргызский МИД не особо активен в этом направлении.

Несмотря на большое преимущество перед соседями, как обладателя статуса ВСП+, преимущество это временное. Узбекистан и Таджикистан уже высказали заинтересованность

в получении указанного статуса. Поэтому вре -мени на налаживание нужных контактов у республики не так много.

3. Кыргызстан - ЕАЭС

Что означает для Кыргызстана нахождение в ЕАЭС? По заявлениям кыргызстанских властей, вступление Кыргызстана в ЕАЭС - это не единовременное и краткосрочное событие, а переход к новой,интеграционной модели будущего развития страны. Объем ВВП Кыргызстана, который в 2014 г. (до вступления страны в ЕАЭС) составлял 400 млрд сомов, вырос за 4 года и в 2018 г. составил 557 млрд сомов. Было также отмечено, что за период пребывания КР в составе ЕАЭС снизился не только дефицит бюджета, но и уровень внешнего долга по отношению к ВПП, а также не было резких скачков уровня инфляции и наблюдалась устойчивая динамика роста среднемесячной заработной платы. Кыргызстану удалось сохранить положительную динамику экономического роста - свыше 4% в среднем за год - и, в целом, удержать макроэкономическую стабильность. Правительство КР отмечает, что объем товарооборота страны, снизившийся в 2015 г. до 5,6 млрд долл. США, в 2018 г. превысил отметку в 7 млрд именно благодаря тому, что страна вступила в ЕАЭС.

Вместе с тем, бизнес-сообществом Кыргызстана отмечается, что с его вступлением в ЕАЭС вместо повышения объема экспорта, наоборот, увеличился импорт. Поскольку внутри самого ЕАЭС нет таможенных границ, товары завозятся свободно. При этом стало понятно, что в Кыргызстане была слабая подготовка в вопросе сбора трех видов налогов - на добавленную стоимость (НДС), с продаж и акцизного. До сих пор надлежащим образом не организован контроль еще на стадии ввоза товаров на территорию КР, из-за чего ежегодно, по экс -пертным оценкам, казна недосчитывается более 20 млрд сомов в виде НДС. Отечественная

продукция не выдерживает конкуренции, а из-за бесконтрольного потока товаров из стран ЕАЭС возникают трудности при сборе налогов. Из-за этого нередки случаи, когда кыргызстан-ские предприятия вынуждены закрываться.

При этом очевидны и преимущества вхождения Кыргызстана в это интеграционное образование.

В экономическом и социальном плане граждане Кыргызстана, работающие в странах ЕАЭС, получили определенные преимущества.

Благодаря вступлению КР в ЕАЭС в стране внедрили общие стандарты, требования к качеству продукции и к обязательному указанию состава продуктов.

У местных производителей появился стимул развиваться и переходить от полунатурального хозяйства к цивилизованному рынку.

Таким образом, пребывание КР в ЕАЭС выгодно прежде всего потребителям.

Важнейшим направлением совершенствования сотрудничества в рамках ЕАЭС Кыргызстан считает устранение препятствий(барьеров) во внутренней торговле и развитие конкурентных условий. Так, на расширенном засе -дании Евразийского межправительственного совета в Алматы 31 января 2020 г. отмечено, что в списке согласованных препятствий значатся 68 барьеров, а три года назад их было 60. Особое раздражение вызывают периодически чинимые Казахстаном препятствия для торговли Кыргызстана с другими странами ЕАЭС - вводимые меры пограничного контроля, в результате чего на границе с Казахстаном образуются километровые пробки из грузового автотранспорта, что дает лишний повод для критики прозападных неправительственных организаций целесообразности нахождения Кыргызстана в ЕАЭС.

4. Кыргызстан - КНР

В то время как наши центральноазиатские соседи активно осваивают преимущества

соседства со второй экономикой мира, Кыргызстан занял выжидательно-пассивную позицию. Если соседние страны - Казахстан, Таджикистан, Узбекистан - направили в Поднебесную десятки проектов в рамках китайского мегапроекта «Один пояс - Один путь», то в этом направлении Кыргызстан бездействует. Практически ничего не сделано со стороны МИД для послабления визовых требований для бизнесменов обеих стран, в отличие, например, от Узбекистана, который в визовых вопросах с Китаем добился заметных преференций для узбекских бизнесменов. «Визовая война», проявлением которой являются необоснованные и жесткие требования к получению виз с обеих сторон, а также практика немотивированных отказов, продолжается, расцветает коррупция в сфере получения виз для китайских граждан. На сегодняшний день Кыргызстан не реализует ни одного крупного проекта с китайской стороной. В том же тупике застрял вопрос о железной дороге через территорию Кыргызстана, равно как и газопровод - транзит туркменского газа через нашу страну в Поднебесную, за который китайцы готовы заплатить на годы впе -ред. Пока реализация предлагаемого проекта отодвинуто на неопределенный срок. Полагаем, правительство Кыргызстана должно проявить инициативу и соответствующий интерес. Поскольку газопровод необходим Китаю, в торможении этого проекта заинтересованы противники и соперники (конкуренты) Поднебесной, которым бы не хотелось расширения влияния Китая в Центральной Азии.

Ожидалось, что Кыргызстан получит определенные преференции от председательства в ШОС в прошлом году, однако эти надежды не оправдались. Так, не получила поддержку МИД КР инициатива отечественных политологов об образовании Межпарламентской ассамблеи стран ШОС со штаб-квартирой в Чол-пон-Ате Иссык-Кульской области Кыргызста-

на, эта инициатива в кулуарах была поддержана китайскими партнерами, которые готовы были инвестировать в постройку соответствующих статусу ШОС ресортов (штаб-квартиры), но не встретила поддержку со стороны нашего государства. Образование и открытие штаб-квартиры межпарламентской ассамблеи ШОС дало бы мощный толчок развитию Иссык-кульской области, туризму, подняло бы на новый уровень международный имидж страны. Пользуясь нашим председательством в ШОС в прошлом году, Кыргызстан мог этот вопрос поднять и заручиться поддержкой китайских партнеров в первую очередь. Но возможности вновь, в который раз, упущены. Думается, этот вопрос остается открытым. В целом, отношения Бишкека и Пекина нельзя назвать интенсивно развивающимися, хотя в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Кыргызстан летом прошлого года подписана Совместная декларация об углублении отношений всестороннего стратегического партнерства между Кыргызстаном и Китаем. По факту кыргызско-китайские отношения скорее можно назвать законсервированными, нежели замороженными.

5. Кыргызстан - Россия

Не будут преувеличением слова о том, что Кыргызстан является наиболее лояльным России в регионе Центральной Азии. Некоторые западные эксперты называют Кыргызстан сателлитом Российской Федерации. Страны связывают давние узы дружбы и сотрудничества. На самом деле, списать долги способны только самые близкие. В последние годы в стране наблюдается рост чайнофобии, во многом основанной на том, что заметно вырос госдолг Кыргызстана перед Китаем и страхом выплаты за счет территории или при -родных ресурсов. При этом великий сосед не списал ни копейки. В этом смысле Россия, пе -ред которой у Кыргызстана нет долгов, так

как они списаны, предстает наиболее близким дружественным государством. Кыргызстан регулярно получает кредиты от России на льготных условиях, которые потом списываются. В 2009 г. Москва предоставила Бишкеку кредит в 300 млн долл. США. В 2009 г. был реструктурирован долг Киргизии перед Российской Федерацией на сумму в 193,5 млн долл. США: 95% задолженности списано, а остальные 5% погашены акциями предприятия «Дастан» и зданием торгового представительства России в республике. В республике функционирует Кыргызско-Российский Фонд развития с уставным капиталом в размере 500 млн долл. США и заемными средствами не менее чем 500 млн долл. США. Целью этого фонда является содействие экономическому сотрудничеству между Кыргызстаном и Россией, модернизации и развитию кыргызской экономики, эффективному использованию возможностей, обусловленных участием сторон в евразийской экономической интеграции.

По различным оценкам, более 0,5 млн граждан Кыргызстана находятся в трудовой миграции в России, а перечисления трудовых мигрантов спасают экономику страны, так как достигают до 2 млрд долл. США в год.

Важным направлением сотрудничества, в котором кровно заинтересован Кыргызстан в свете усиливающихся угроз безопасности, является военно-техническая помощь России. С 2000 г. в российских военных вузах прошли обучение свыше 400 офицеров и 700 курсантов Вооруженных сил Киргизии, а 40 старших офицеров прошли курсы в Военной академии Генерального штаба ВС РФ. В сфере военного и военно-технического сотрудничества Москва является основным партнером Бишкека, полностью зависящего от зарубежной военной помощи. С 2012 г. Россия и Киргизия заключили соглашения о поставке вооружений из наличия в порядке помощи на сумму около 200 млн долл. США. В 2012 г. в Киргизии была

создана Объединенная российская военная база, которая включает аэродром Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ в Канте, испытательную военно-морскую базу на Иссык-Куле, узел связи в поселке Чалдовар и автономный сейсмический пункт в городе Майлуу-Суу.

В Кыргызстане русский язык имеет статус официального наравне с государственным кыргызским языком.

Эти и другие обстоятельства, безусловно, влияют на то, что в вопросах внешней политики Кыргызстан проводит курс, похожий на контуры внешней политики России, иногда принимая те или иные решения с оглядкой на Кремль.

Одним из важных направлений внешней политики Кыргызстана, в соответствующей Концепции, а также Стратегии устойчивого развития Кыргызстана до 2040 г., является так называемая экономическая дипломатия. Безусловно, отношения с сопредельными государствами, должны строиться на добрососедских основах и с прагматизмом. В упомянутой выше Программе развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. в п. 4.3.2.7 правительство должно расширить рынки привлечения капиталов, активизировать работу с международными финансовыми организациями для реализации инфраструктурных проектов в ключевых экспортоориентиро-ванных секторах экономики, таких как сельское хозяйство, легкая промышленность, туризм и т.д. Однако на память не приходит ни одного крупного проекта в энергетической, горнодобывающей, сельскохозяйственной и других важных для страны сферах, запущенного благодаря усилиям правительства и МИД в частности.

Президент Кыргызстана С. Жээнбеков с момента избрания осенью 2017 г. проводит курс достаточно гибкой и сбалансированной внешней политики, выстраивая дружествен-

ные отношения как с соседними государствами, так и с основными внешнеполитическими игроками. Определенная турбулентность в международных делах Кыргызстан, возникшая под конец правления предшественника, когда подпорчены отношения с США, Турцией,

Казахстаном и др., пошла на спад. Поэтому нынешнее состояние внешнеполитической ситуации можно характеризовать как стабильное, неконфликтное, предсказуемое, но не многообещающее в плане интенсификации внешнеэкономической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормативно-правовые акты и до

1. Концепция внешней политики Кыргызской Республики. Утверждена Указом Президента КР от 11.03.2019 г. УП № 37. Бишкек: ИСС «Токтом», 2020.

2. Кыргызстан и ЕАЭС: плюсы и минусы четырехлетнего пребывания в организации. URL: https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-economy-eurazes/30137604.html. (дата обращения: 22.05.2020).

3. Как убрать барьеры в ЕАЭС - предложения Кыргызстана. URL: https://ru.sputnik.kg/economy/ 20200131/1046931880/kak-ubrat-barery-eaes-predlozhe nie-kyrgyzstan.html (дата обращения: 23.05.2020).

4. Итибаев К. Иностранцы знают нас как го-сударство-«сателлит» России. URL: https://www. gezitter.org/interviews/12242_kitibaev_inostrantsyi_ znayut_nas_kak_gosudarstvo-satellit_rossii/ (дата обращения: 15.05.2020).

5. Кожемякин С.В. Внешняя политика Киргизии в зеркале интеграционных процессов в Центральной Азии // Постсоветский материк. - 2014. -№ 1 (1). - С. 114.

6. Россия собирается поставить Кыргызстану ЗРК «Бук-М1» и вертолеты МИ-8? URL: http://www. ca-irnews.com/ru/breaking-news/87490 (дата обращения: 24.05.2020).

7. Кожемякин С.В. Внешняя политика Киргизии в зеркале интеграционных процессов в Центральной Азии // Постсоветский материк. 2014. № 1 (1). С. 134.

8. Программа развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. «Единство, доверие, созидание». Утверждена Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20.04.2018 г. № 2377-VI. Бишкек: ИСС «Токтом», 2020.

Normative legal acts and documents

1. Foreign Policy Concept of the Kyrgyz Republic. Approved by the Decree of the President of the Kyrgyz Republic of March 11, 2019, UP No. 37. - Bishkek: ISS «Toktom», 2020.

2. Kyrgyzstan and the EAEU: the pros and cons of a four-year stay in the organization. [Electronic resource]. URL: https://rus.azattyk.org/a/kyrgyz-stan-economy-eurazes/30137604.html. (date of access: 05/22/2020).

3. How to remove barriers in the EAEU - proposals from Kyrgyzstan. [Electronic resource]. URL: https:// ru.sputnik.kg/economy/20200131/1046931880/ kak-ubrat-barery-eaes-predlozhenie-kyrgyzstan.html (date accessed: 23.05.2020).

4. K. Itibaev: «Foreigners know us as the state-» satellite «of Russia». [Electronic resource]. URL: https:// www.gezitter.org/interviews/12242_kitibaev_inostrant-

syi_znayut_nas_kak_gosudarstvo-satellit_rossii/ (date accessed: 05/15/2020).

5. Kozhemyakin S.V. Foreign policy of Kyrgyzstan in the mirror of integration processes in Central Asia // Post-Soviet continent. - 2014. - No. 1 (1). - S. 114.

6. Is Russia going to supply Kyrgyzstan with Buk-M1 air defense systems and MI-8 helicopters? [Electronic resource]. URL: http://www.ca-irnews.com/ru/break-ing-news/87490 (date accessed: 05/24/2020).

7. Kozhemyakin S.V. Foreign policy of Kyrgyzstan in the mirror of integration processes in Central Asia // Post-Soviet continent. - 2014. - No. 1 (1). - S. 134.

8. Development Program of the Kyrgyz Republic for the period 2018-2022 «Unity, trust, creation.» Approved by the Resolution of the Jogorku Kenesh of the Kyrgyz Republic dated April 20, 2018 No. 2377-VI. - Bishkek: ISS «Toktom», 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.