Зарубежный опыт
УДК 621.311 ББК 65.305.14(4Беи)
© Ковалев И.Л.
О ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКЕ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
КОВАЛЕВ ИГОРЬ ЛЕОНИДОВИЧ
научный сотрудник
Республиканское научное унитарное предприятие «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси»
E-mail: [email protected]
В статье обсуждаются основные действующие и принятые за последнее время законы, программы и другие нормативные документы, касающиеся энергокомплекса Беларуси. Рассматриваются проблемы перекрёстного субсидирования в энергетическом комплексе Республики Беларусь и негативного влияния этого явления на экономику страны в целом. Приведены и проанализированы данные по размеру тарифов на электроэнергию для населения и промышленных потребителей в Беларуси и странах, входящих в ЕС.
Энерготарифы, энергетика, электроснабжение, энергоснабжение.
Энергокомплекс Беларуси, единственный на постсоветском пространстве сохранивший вертикально-интегрированную модель, где государство осуществляет централизованное регулирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий энергетики, и существующая на сегодняшний день система ценообразования на электрическую энергию в республике принципиально не изменились со времен плановой экономики советского периода [2; 3].
Проблема перекрёстного субсидирования и отсутствие в Беларуси рыночных механизмов регулирования в энергетике очень часто становятся при-
чиной межведомственных разногласий, что приводит к замедлению процессов выработки единой государственной политики в этой сфере, а также к снижению инвестиционной привлекательности валообразующих отраслей экономики страны.
Так, например, в Белорусском государственном концерне по нефти и химии «Белнефтехим» отмечают, что высокие тарифы на энергоносители сдерживают модернизацию предприятий и негативно влияют на финансовое положение. По мнению руководства концерна, выходом из создавшейся ситуации стало бы согласие ГПО «Белэнерго» на строительство новых ведомственных генерирующих
мощностей или разрешение предприятиям концерна самостоятельно закупать электроэнергию по импорту по более дешёвым тарифам.
В свою очередь в ГПО «Белэнерго» полагают, что строительство новых источников нецелесообразно и концерну следует передать уже созданные ТЭЦ, а также инженерную инфраструктуру к ним. Передача мощностей может быть осуществлена только при условии, что предприятия концерна возьмут на себя и снабжение социальных потребителей и населения, которые получают энергоносители по тарифам, сформированным на основе перекрёстного субсидирования.
Правительство Беларуси неоднократно заявляло о намерениях постепенно отказаться от перекрёстного субсидирования в электроэнергетике и к концу 2015 года полностью ликвидировать это явление. Серьёзные шаги в этом направлении уже сделаны 1 февраля 2013 года, когда в Беларуси вступила в действие новая система тарифов на электроэнергию для населения: тарифы были дифференцированы в зависимости от объёмов потребления. В то же время тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей остались на прежнем уровне, несмотря на обещания белорусских властей постепенно их снизить, сделанные ещё в 2012 году [1].
Существует серьёзный перекос в оплате электрической и тепловой энергии между населением и промышленностью. Так, по данным объединения «Белэнерго» в начале 2013 года стоимость электроэнергии в среднем для промышленных потребителей составила 13,82 цента США за 1 кВт-ч, тарифы для населения сложились на уровне 3,53 цента США за 1 кВт-ч, а в случае отказа от перекрёстного субсидирования тарифы на электрическую энергию для промышленности по расчётам «Белэнерго» составляли бы порядка 9 - 9,5 цента США за 1 кВт-ч.
Задача по снижению энерготарифов для промышленников может быть выполнима благодаря средствам, которые высвободятся в результате поэтапного ухода от перекрёстного субсидирования в энергетике. Совершенно очевидно, что перекрёстное субсидирование в энергетике - явление нездоровое, что оно негативно сказывается на экономике всей страны. Оно не только искажает ценовые ориентиры для населения, что ведёт к неэффективному потреблению энергоресурсов, но ещё и по сути является скрытым налогом на бизнес, в результате чего снижается его конкурентоспособность.
Энерготарифы должны учитывать экономические интересы и производителей, и потребителей энергии, а также создавать стимулы для экономии энергии на всех стадиях её производства и потребления, что в конечном счёте и будет способствовать повышению эффективности национальной экономики. В стране давно ведутся дискуссии о необходимости полной ликвидации перекрёстного субсидирования между коммерческим и бытовым сектором.
В Беларуси 20 марта 2012 года вступила в силу Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года, утверждённая постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 194 от 29 февраля 2012 года. В ней говорится, что в 2013 году уровень возмещения населением затрат на производство и поставку электроэнергии должен составить 47,9%, в 2014 году - 72,7%, а в 2015 году население должно возмещать эти затраты на все 100%.
Если по энерготарифам правительство готовит население к полной оплате, то тарифы на тепло планируется повышать постепенно, и здесь о 100-процентном возмещении затрат речь вообще не идёт. Запланировано, что уровень возме-
щения населением отпуска тепла в 2013 году составит 19%, в 2014 году - 23,6%, в 2015 году - 30%.
В целом же по электро- и теплоэнер-гии уровень возмещения тарифами затрат должен составить в 2013 году 32,4%, в 2014 году - 45,9% и в 2015 году - 61,7%. В 2011 году население Беларуси покрывало тарифами 38,5% затрат на производство и поставку электроэнергии и 21,4% затрат на отпуск тепловой энергии.
Концепция Закона «Об электроэнергетике» будет рассмотрена в течение 2013 года, после чего в 2014 году будет разработан окончательно и сам закон, разработку Законов «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» и «О теплоснабжении» также предполагается осуществить за 2013 - 2014 годы.
В некоторых белорусских источниках утверждается, что в Беларуси существует также и перекос в энерготарифах на фоне соседних стран: средний тариф на электроэнергию для промышленных потребителей на 1 января 2012 года составлял 13,73 цента за 1 кВт-ч, в то время как для населения - 2,56 цента за 1 кВт-ч. Для сравнения: в странах ЕС средний тариф на электроэнергию в первом полугодии
2011 года для промпотребителей был на уровне 12,8 цента за кВт-ч, для населения
- 25,9 цента за кВт-ч. К примеру, в Польше тарифы составили соответственно 11,8 и 21,3 цента за кВт-ч, в Литве - 14,6 и 17,6, в Латвии - 12,9 и 16,9, в Украине - 9,2 и 3,1, в России - 8,3 и 7,2 [4].
Тарифы на энергию должны учитывать экономические интересы потребителей и производителей энергии и создавать стимулы для максимальной экономии энергии на всех стадиях её производства и потребления для повышения эффективности использования производственных мощностей. За последние несколько лет цены на топлив-
но-энергетические ресурсы, поставляемые в Республику Беларусь, постоянно росли. Тарифы на электрическую и тепловую энергию за этот период возросли незначительно, и их рост отстал от увеличения цены газа и мазута. Топливная составляющая в величине тарифа составляет порядка 76%. Себестоимость производства энергии за период 2006 -
2012 гг. выросла всего в 2,1 раза в условиях роста стоимости природного газа практически в 4 раза, т. е. был сдержан рост себестоимости. По заверениям ГПО «Белэнерго», после повышения в течение 2013 года тарифы для населения в Беларуси остаются ниже, чем в России, и гораздо ниже, чем в станах Европы, при этом себестоимость одного кВт-ч в стране на сегодня составляет порядка 9,53 цента США [5].
Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года, утверждённая постановлением Совета Министров, определяет, что тарифная политика будет совершенствоваться, будет осуществляться постепенный уход от перекрёстного субсидирования в тарифах на электрическую и тепловую энергию для потребителей республики.
На первом этапе (2012 - 2015 гг.), как предусмотрено в Госпрограмме, осуществляется:
- реализация мероприятий, направленных на снижение затрат на производство энергии;
- отмена с 2012 года льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- поэтапное повышение к 2015 году возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению (консолидированно по тепловой и по электрической энергии) до уровня не менее 60% (табл. 1).
Таблица 1. Доля возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению
Вид энергии Год
2011 факт 2012 факт 2013 план/2013 оценка 2014 план/2014 скорректир. план с учётом итогов 2013 2015 план
Электрическая энергия, % 38,5 32,3 47,9/54,7 72,7/79,0 100
Тепловая энергия,% 21,4 17,2 19,0/18,7 23,6/21,0 30,0
Всего по видам энергии,% 29,7 24,4 32,4/36,0 45,9/48,4 61,7
Источник: Таблица разработана автором по о< «Белэнерго» за 2013 - 2014 гг. щиальным данным Госпрограммы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года и ГПО
Таким образом, по итоговым оценочным данным план возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению (по электроэнергии) будет перевыполнен на 6,8%, в соответствии с этим фактором были скорректированы и другие плановые показатели на 2014 год.
Второй этап предполагает переход на тариф, который будет взаимосвязан с протяжённостью технологической цепочки «источник - потребитель». Формирование уровня такого тарифа будет зависеть от того, насколько близко к энергоисточнику находится потребитель. Так, тариф для крупного предприятия, расположенного рядом с сетями областной энергосистемы напряжением 110 кВ, будет ниже, чем для частного дома, к которому электроэнергия приходит через несколько ступеней трансформации и протяжённые распределительные сети. Такой подход к тарифам является мировой практикой. Тарифная политика, предусматривающая отказ от перекрёстного субсидирования, обеспечивает в перспективе важную стратегическую задачу - снижение нагрузки на предприятия в расчётах за энергоносители. Оплата населением электроэнергии на уровне 100% её себестоимости позволит снизить тарифы для промышленности, и это благоприятно скажется на экономике в целом [5].
Разумеется, решение о постепенном повышении тарифов для населения должно проводиться строго в привязке темпов увеличения платежей за жилищно-коммунальные услуги к темпам роста заработной платы и других доходов населения.
В Беларуси существует несколько видов тарифов на электрическую энергию для населения: в жилых домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке электрическими плитами и не оборудованных таковыми. Кроме того, тарифы бывают одноставочными и дифференцированными по разным временным периодам в течение суток.
Рассмотрим наиболее широко применяемый - одноставочный. Проанализируем изменение одноставочного тарифа на электрическую энергию для населения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке электрическими плитами, за период с 1 января 2013 года по 1 марта 2014 года по данным, приведённым в табл. 2.
По данным таблицы видно, что за рассматриваемый период тариф повышался 7 раз и увеличился в рублёвом эквиваленте в 2,31 раза, в долларовом -в 2,03 раза с 3,77 цента США до 7,63 центов США за 1 кВт-ч.
Кроме того, дифференцированная форма оплаты за электроэнергию, введённая с 1 февраля 2013 года, применяется к гражданам, проживающим в жилых домах (квартирах), оснащённых приборами индивидуального учёта расхода электрической энергии. Нормы расхода электроэнергии не зависят от числа зарегистрированных и фактически проживающих в квартире, а также от площади помещения и количества комнат.
Абоненты, проживающие в квартирах с электроплитами, оплачивают электроэнергию по обычным тарифам, если не
Таблица 2. Изменение одноставочного тарифа на электрическую энергию в жилых домах (квартирах), не оборудованных электрическими плитами, за период с 01.01.2013 по 01.03.2014
Дата изменения одноставочного тарифа на электрическую энергию для населения в жилых домах (квартирах), не оборудованных электрическими плитами Одноставочный тариф, бел. руб за 1 кВтч Курс Нацбанка РБ на означенную дату, бел. руб. за 1 долл. США/за 1 ЕВРО Одноставочный тариф, центы США/Евроценты за 1 кВтч
1 марта 2014 года 745,9 9770/13400 7,63/5,57
1 января 2014 года 732,7 9520/13130 7,70/5,58
1 ноября 2013 года 610,6 9230/12650 6,62/4,83
1 сентября 2013 года 563,8 8990/11900 6,27/4,74
1 августа 2013 года 504,3 8800/11780 5,73/4,28
1 июня 2013 года 442,4 8690/11310 5,09/3,91
1 февраля 2013 года 382,4 8660/11740 4,42/3,26
1 января 2013 года 323 8570/11270 3,77/2,87
Источник: Таблица разработана автором на основании официальных данных ГПО «Белэнерго» и Национального банка РБ.
превысили норму потребления. То есть при потреблении электроэнергии:
- до 250 кВт-ч в месяц плата производится по установленным законодательством тарифам;
- от 250 до 400 кВт-ч в месяц включительно - по установленным тарифам с применением повышающего коэффициента 1,3 (при этом тарифы не могут превышать 100% возмещения затрат);
- свыше 400 кВт-ч в месяц - по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуги.
Для граждан, чьи дома не оборудованы электрическими плитами, предусмотрена аналогичная система оплаты электроэнергии:
- до 150 кВт-ч - по установленным тарифам;
- от 150 до 300 кВт-ч включительно
- по тарифам с повышающим коэффициентом 1,3;
- свыше 300 кВт-ч - по тарифам, обеспечивающим полное возмещение затрат.
Введение этих норм, величина которых не зависит от числа зарегистрированных и фактически проживающих в квартире (доме) и от площади помещения и количества комнат, вызывает весьма неоднозначное отношение к ним у различных социальных слоёв населения Беларуси.
Для сравнения тарифов по странам, входящим в ЕС-28, мы отойдем от различных белорусских источников и обратимся к следующим данным. Так, согласно «Europe's Energy Portal» [6] тарифы для промышленных предприятий и населения по состоянию на май 2013 года, например, в Австрии составили для промышленности 9,31 евроцентов за кВт-ч, для населения 20,15 евроцентов за кВт-ч; в Болгарии - 6,71 и 8,79; в Германии - 11,57 и 26,53; в Дании - 9,43 и 29,52; в Великобритании - 10,28 и 17,08; в Польше - 8,52 и 14,62; в Литве - 10,97 и 12,55; в Эстонии - 7,73 и 11,07; в Финляндии -7,16 и 15,72; во Франции - 7,76 и 14,47; в Бельгии - 9,71 и 22,57 соответственно [6].
То есть по данным портала «Europe's Energy Portal» видно, что тарифы на энер-госнабжениедлянаселениявстранахЕС-28 выше в 1,06 - 3,13 раза, чем для промышленности. Если взять среднюю величину тарифа по ЕС, она составит различие в 1,8 раз, абсолютная разница имеет большие расхождения по странам: от 1,0 евроцента на Мальте и до 20,1 евроцента в Дании, а средняя арифметическая величина по всем 28 странам составляет 7,5 евроцента (табл. 3).
Данные таблицы 3 по странам ЕС ранжированы в порядке убывания по величине тарифа на электроэнергию для населения. Самый высокий тариф для
Таблица 3. Тарифы на электроэнергию для всех стран ЕС-28 по состоянию на май 2013 года
Страна € за кВт ч электроэнергии для населения € за кВт ч электроэнергии для промышленных потребителей Абсолютное отклонение (тариф для населения минус тариф для промышл.), евроцентов Соотношение тарифа для населения и тарифа для промышленных потребителей, раз
1.Дания 0,29525 0,09434 20,1 3,130
2. Кипр 0,27249 0,19483 7,8 1,399
3. Германия 0,26527 0,11567 15,0 2,293
4. Италия 0,2314 0,16746 6,4 1,382
5. Бельгия 0,22566 0,09714 12,9 2,323
6. Ирландия 0,22518 0,10583 11,9 2,128
7. Швеция 0,20361 0,07197 13,2 2,829
8. Португалия 0,2031 0,10463 9,8 1,941
9. Австрия 0,20147 0,09312 10,8 2,164
10.Нидерланды 0,19323 0,08852 10,5 2,183
11.Испания 0,18926 0,1022 8,7 1,852
12.Словакия 0,17322 0,11921 5,4 1,453
13.Великобритания 0,17078 0,10284 6,8 1,661
14. Мальта 0,16986 0,16016 1,0 1,061
15. Люксембург 0,16736 0,07524 9,2 2,224
16. Финляндия 0,15718 0,07162 8,6 2,195
17.Словения 0,15659 0,08371 7,3 1,871
18.Венгрия 0,15613 0,10383 5,2 1,504
19.Чехия 0,15071 0,09758 5,3 1,544
20. Польша 0,14618 0,08522 6,1 1,715
21. Франция 0,14466 0,07761 6,7 1,864
22. Греция 0,14073 0,09202 4,9 1,529
23.Латвия 0,13942 0,09969 4,0 1,399
24. Литва 0,1255 0,10974 1,6 1,144
25.Хорватия 0,11325 0,08145 3,2 1,390
26.Эстония 0,11066 0,07729 3,3 1,432
27. Румыния 0,10695 0,07542 3,2 1,418
28.Болгария 0,08795 0,06714 2,1 1,310
Источник: Таблица разработана автором на основе официальных данных сайта Европейской комиссии «Europe's Energy Portal».
населения в Дании - 29,5 евроцента за 1 кВт-ч, самый низкий в Болгарии - 8,8 евроцента. Что касается наших соседей по бывшему СССР, а теперь по ЕС - прибалтийских стран, в Эстонии этот тариф составил 11,1; в Литве - 12,6; в Латвии -13,9 евроцента за 1 кВт-ч. Таким образом, в странах Прибалтики тариф на электроэнергию для населения по состоянию на май 2013 года выше, чем в Беларуси в среднем примерно в 3,2 раза. Эта разница по состоянию на март 2014 года сократилась до 2 - 2,5 раза.
Анализ различных источников с учётом сегодняшнего уровня инфляции в Беларуси показывает весьма существенное различие в исходных данных, а также
различие в подходе и определении (для отчётности) усреднённых цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию у различных организаций.
На данном этапе при формировании тарифа на электроэнергию в Беларуси необходимо принимать во внимание важнейший социальный фактор - это обеспечение реального увеличения денежных доходов средних и малообеспеченных слоёв населения, которое могло бы обеспечить полное возмещение затрат на энергоснабжение бытовых потребителей. В противном случае резкое увеличение тарифов (за 14 месяцев с начала 2013 года тарифы для населения в Беларуси повышались 7 раз и увеличились в ру-
блевом эквиваленте в 2,31 раза, а также 01.02.2013 введена дифференциация в тарифах - от нормы потребления вплоть до полного возмещения затрат) может негативно отразится на благосостоянии средне- и малообеспеченной части населения страны. Значительные затраты на
подключение к сетям, перекрёстное субсидирование населения за счёт промышленных потребителей, тарифы на передачу электроэнергии, безусловно, формируют стимулы к созданию объектов собственной генерации у промышленных потребителей [2; 3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационное агентство «Интерфакс-Запад». Информационно-справочный портал Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.interfax.by
2. Ковалев, И. Л. Экономические аспекты проектирования, строительства и эксплуатации мини-ТЭЦ в Беларуси [Текст] / И. Л. Ковалев, Л. И. Ковалев // Проблемы региональной энергетики. - Кишинев : Институт энергетики АН Молдовы. - 2013. - № 2 (22). - С. 93-107.
3. Ковалев, И. Л. Экономические реалии и проблемы развития малой энергетики в Республике Беларусь [Текст] / И. Л. Ковалев, Л. И. Ковалев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Вологда : Институт социально-экономического развития территорий РАН. - 2013. - № 3 (27). - С. 83-96.
4. Маненок, Т. Тихое разрушение монополии [Текст] / Т. Маненок // Белорусы и рынок. Eженедельная аналитическая газета для деловых людей. - Минск. - 2012. - № 29 (1013). - 6-12 авг.
5. Официальный сайт Государственного производственного объединения электроэнергетики «Бел-энерго» (ГПО «Белэнерго») [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.energo.by
6. Портал «Europe's Energy Portal» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.energy.eu
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ковалев Игорь Леонидович - научный сотрудник. Республиканское научное унитарное предприятие «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси». Республика Беларусь, 220108, г. Минск, ул. Казинца, д. 103. E-mail: [email protected]. Тел.: +375(17) 212-04-11.
Kovalev I.L.
TARIFF POLICY IN THE ENERGY SECTOR IN THE REPUBLIC OF BELARUS
The article discusses the main current and recently adopted laws, programs and other regulations relating to the energy complex of Belarus. It considers the issues of cross-subsidies in the energy sector of the Republic of Belarus and the negative impact of this phenomenon on the economy as a whole. The article presents and analyzes the data on electricity tariffs for households and industrial consumers in Belarus and the EU countries.
Energy tariffs, power engineering, electric power supply, energy supply.
REFERENCES
1. Informatsionnoe agentstvo "Interfaks-Zapad". Informatsionno-spravochnyiportalBelarusi [Information Agency “Interfax-West”. Information and Reference Portal of Belarus]. Available at: http://www.interfax.by
2. Kovalev I.L., Kovalev L.I. Ekonomicheskie aspekty proektirovaniya, stroitel'stva i ekspluatatsii mini-TETs v Belarusi [Economic Aspects of Design, Construction and Operation of CHP in Belarus]. Problemy regional'noi energetiki [Issues of Regional Power]. Kishinev: Institut energetiki AN Moldovy, 2013, no. 2 (22), pp. 93-107.
3. Kovalev I.L., Kovalev L.I. Ekonomicheskie realii i problemy razvitiya maloi energetiki v Respublike Belarus' [Economic Realities and Development Perspectives of Small-Scale Power Generation in the Republic of Belarus]. Ekonomicheskie isotsial'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2013, no. 3 (27), pp. 83-96.
4. Manenok T. Tikhoe razrushenie monopolii [Quiet Destruction of a Monopoly]. Belorusy i rynok. Ezhenedel'naya analiticheskaya gazeta dlya delovykh lyudei [Belarusians and the Market. Weekly Analytical Newspaper for Business People]. Minsk, 2012, no. 29 (1013), August 6-12.
5. Ofitsial'nyi sait Gosudarstvennogo proizvodstvennogo ob"edineniya elektroenergetiki "Belenergo" (GPO "Belenergo") [Official Website of the State Production Association of Power Industry “Belenergo” (SPA Belenergo)]. Available at: http://www.energo.by
6. Europe's Energy Portal. Available at: http:// www.energy.eu
INFORMATION ABOUT THE AUTOR
Kovalev Igor' Leonidovich - Research Associate. Republican Scientific Unitary Enterprise “The Institute of System Research in Agrarian-Industrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus”. 103, Kazints Street, Minsk, 220108, Belarus. E-mail: [email protected]. Phone: +375(17) 212-04-11.