ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР: РАСЦВЕТ В КАНУН РАСПРОДАЖИ
Татьяна Манёнок
Резюме
Подписанные на финише 2011 года нефтяные соглашения с Российской Федерацией на четырёхлетнюю перспективу на довольно выгодных для Минска условиях не стали гарантией безоблачных отношений между странами в течение 2012 года. Этот период войдёт в историю как год расцвета «растворительного» бизнеса, который позволил Беларуси сохранить золотовалютные резервы и получить по итогам года приемлемое сальдо торгового баланса, но при этом лишил российский бюджет, по разным оценкам, USD 1.5-2 млрд. Несмотря на то что Москва официально так и не заявила о своих претензиях, «осадок» в отношениях партнёров остался, что выразилось, в том числе, в секвестре объёмов поставки российской нефти в Беларусь в 4-м кв. 2012 и сопутствующих проблемах при подписании годового баланса на 2013 год.
Несмотря на заметное снижение цен на импортируемый российский газ, в 2012 энерготарифы для белорусских промышленных предприятий превысили европейские цены. Вследствие чего «Белнефтехим» признал, что при существующих тарифах на электроэнергию приступать к реализации крупных инвестиционных проектов в нефтехимии весьма рискованно.
Тенденции:
• абсолютная зависимость от России в области поставок топливно-энергетических ресурсов;
• рост зависимости белорусского ВВП и экспортной выручки от экспорта нефтепродуктов и сублимированных нефтепродуктов;
• привязка объёмов поставок нефти в Беларусь к обратным поставкам нефтепродуктов на российский рынок;
• несмотря на льготные поставки российского газа, усугубление проблем с оплатой тепло- и электроэнергии белорусскими потребителями;
• предпринимаемые робкие попытки властей по снижению перекрёстного субсидирования в энергетическом секторе.
Нефтяной сектор: расцвет «растворительного» бизнеса
Беларусь и Россия согласовали новые условия поставок российской нефти в Беларусь на период 2012 — 2015 буквально за
две недели до старта Единого экономического пространства (ЕЭП), то есть 15 декабря 2011 года. Документ закрепляет переход на новую формулу ценообразования на нефть для Беларуси в соответствии с Соглашением о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Беларуси, Казахстана и России1, подписанным в рамках создания ЕЭП. Соглашение предусматривает неприменение сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин, а также иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение.
В соответствии с протоколом к соглашению, дочерние организации «Газпромнефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «ТНК-ВР» получили право перерабатывать на белорусских НПЗ ежемесячно до 50% поставляемой нефти в соответствии с графиками транспортировки. В свою очередь белорусская сторона гарантировала, что российские нефтетрейдеры получат в распоряжение выработанные нефтепродукты для снабжения собственной сети АЗС, находящейся на территории Беларуси.
Минэнерго, Минэкономразвития Российской Федерации и Минэкономики Республики Беларуси также 15 декабря 2011 согласовали балансы нефтяного сырья и нефтепродуктов Союзного государства Беларуси и России на 2012 год. Нефтяной баланс гарантировал полную загрузку белорусских НПЗ и предусматривал поставку в Беларусь 21.5 млн т нефти трубопроводным транспортом, что на 3.5 млн т больше, чем в 2011 году, а также (при необходимости) 2 млн т нефти в год по железной дороге. Если в 2011 Россия продавала Беларуси нефть с премией 45 — 47 USD/т к мировой цене (netback Роттердама), то в 2012 — ещё на 30 USD/т дешевле.
Итоги переговоров с Россией по газу и нефти дали основание Александру Лукашенко заявить, что мультипликативный эффект для белорусской экономики от достигнутых с Россией договоренностей по поставкам в Беларусь природного
Федеральная антимонопольная служба РФ // [Электронный ресурс] Точка доступа: http://fas.gov.ru/international-partnership/common-есопотк:^расе^оситеПз^оситеПз_30785.Мт1.
газа и нефти составит USD 4 млрд. Благодаря выгодным условиям, белорусская нефтянка получила рекордно высокие показатели в 2012 году. Этому способствовала также благоприятная конъюнктура на экспортных рынках, в т. ч. и на самом выгодным с точки зрения логистики — украинском рынке, но в первую очередь речь идёт о расцвете «растворительного» бизнеса.
В 2012 предприятия госконцерна «Белнефтехим» получили рекордный профицит во внешней торговле товарами — USD 5.3 млрд (по итогам 2010 эта цифра зафиксирована на уровне USD 1.9 млрд). Беларусь также увеличила экспорт нефтепродуктов до 17.454 млн т (в 2011 — 15.742 млн т), при этом в стоимостном выражении экспорт белорусского горючего вырос с USD 12.732 млрд в 2011 до 14.533 млрд в 2012 году. По итогам года Беларусь уплатила в российский бюджет USD 3.85 млрд экспортных пошлин на нефтепродукты (в 2011 — USD 3.070 млрд).
Кроме того, пробелы в таможенном законодательстве ЕЭП позволили заметно увеличить долю сомнительного нефтяного экспорта: в 2012 Беларусь увеличила экспорт «материалов смазочных» в стоимостном выражении в 3.01 раза по сравнению с 2011 годом — до 1.639 млн т, выручив USD 1.029 млрд (в 2011-м — USD 334.5 млн). В минувшем году из Беларуси также поставлено на экспорт 3.252 млн т «растворителей и разбавителей сложных» на сумму USD 2.781 млрд (2011 — 2.078 млн т на сумму USD 1.571 млрд).
Для белорусских НПЗ 2012 год стал также одним из лучших за последнее время. Так, в этот период Мозырский НПЗ переработал рекордный объём сырья (с 1994 года) — 11.09 млн т. С учётом дизтоплива, которое поставлялось на завод железнодорожным транспортом для вторичной переработки, объём переработки углеводородного сырья оказался даже выше, чем предусматривал бизнес-план завода. Высокие результаты работы продемонстрировал и «Нафтан».
В 2012 году сложилась удачная конъюнктура для белорусских нефтепродуктов на основных экспортных рынках. Хотя европейские рынки ввиду кризиса утратили былую привлекательность, цены на горючее оставались стабильно высокими. Самым привлекательным для белорусского топлива оста-
вался украинский рынок. По данным Государственной таможенной службы Украины, в прошлом году Украина импортировала из Беларуси нефтепродукты на USD 3.726 млрд, притом что всего нефтепродуктов и нефти в эту страну ввезено 7.615 млн т на сумму USD 7.607 млрд. По оценкам экспертов, в украинском импорте дизтоплива доля Беларуси достигла 60%. Так же быстро растёт доля импорта белорусских автобензинов в Украину — до 1/3 всего импорта этого вида топлива.
В 2012 году впервые энергетическим балансом России и Беларуси предусмотрены поставки 5.8 млн т высококачественных белорусских нефтепродуктов на российский рынок. Беларусь выполнила свои обязательства лишь на 2%. Это вызвало серьёзное недовольство Минэнерго России, что явилось причиной снижения в 4-м кв. поставок нефти в Беларусь.
Следует отметить, что в 2011—2012 Беларусь гарантировала транзит по украинскому нефтепроводу 4 млн т нефти в год. В рамках своп-контрактов азербайджанская нефть замещала венесуэльскую. Однако вместо 4 млн т нефти в 2011 на Мозырский НПЗ поставлено немногим более 1 млн т, а в 2012 — ни одной тонны альтернативной нефти.
Беларусь прекратила импортировать нефть из Венесуэлы по причине экономической нецелесообразности. Всего в 2012 через эстонский порт Мууга в Беларусь поставлено 330 тыс. т венесуэльской нефти. По словам первого вице-премьера Беларуси В. Семашко, «поставки нефти из Венесуэлы были братской помощью нашей стране в нужный момент», и если бы не было этих поставок, «то, наверное, не было бы соглашений о едином рынке нефти и нефтепродуктов, подписанных с Россией и Казахстаном в 2011 году»2.
В 2012 Беларусь снизила физический и стоимостной объёмы экспорта собственной нефти: продано 1.645 млнт нефти, в то время как в 2011 экспорт составил 1.675 млн т. В стоимостном выражении в 2012 поставки белорусской нефти составили USD 1.288 млрд (в 2011 — 1.319 млрд). Средняя экспортная цена поставок составила 782 USD/т (в 2011 — 787.5 USD/т). В 2012 в Беларуси добыто нефти 1.66 млнт (в 2011 — 1.681 млн т).
http://belapan.com/archive/2012/06/22/media_pp_v7/
Цены на автомобильное топливо в этот период в Беларуси повышались 4 раза (в 2011 — 11 раз).
Газовый сектор: энергобонусы не помогли
В 2012 году Беларусь «освобождалась» от европейской формулы цены на газ. Это случилось после подписания в конце 2011 всех соглашений по созданию ЕЭП и консолидации «Газпромом» 100% акций ОАО «Белтрансгаз» осенью 2011 года. Новый порядок формирования цены на российский газ для Беларуси предусмотрен Соглашением о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь.3
Суммарный эффект для своей экономики от новых условий сотрудничества в газотранспортной сфере белорусская сторона оценила в USD 10 млрд. В том числе USD 2.5 млрд — разовый платёж от «Газпрома» за 50% акций «Белтрансгаза» и USD 7.5 млрд — эффект от снижения цены на газ в 2012 — 2014 годах.
В 2012 цена на газ для Беларуси снижена до 165.6 USD/ 1000 м3 — со среднегодовой 265 USD/1000 м3 в 2011 году. Для оценки этого газового подарка достаточно сравнить уровень цен в соседних странах: на 2012 прогноз по средней цене газа «Газпрома» в России составлял 106—107 USD/1000 м3, для Украины — 414, для европейских потребителей — около 400 USD/1000 м3.
Однако, несмотря на заметное снижение «входной» цены, в 2012 цены на газ для промышленных потребителей не изменились по сравнению с 2011 и составили 275 USD/1000 м3. Исключение Минэкономики сделало лишь для ОАО «Гродно Азот» и предприятий «Белнерго» — 218 и 245 USD/1000 м3 соответственно. На внутреннем рынке «Белтрансгаз» продавал газ с наценкой, которая в 2012 увеличилась по сравнению с 2011 годом примерно на 5 USD/1000 м3 - с 11.09 до USD 15.95, плюс НДС. С 2013 газовая наценка корректируется на величину инфляции в стране (21.8% по итогам 2012 года).
http://base.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?req = doc;base = INT;n = 53600
Кроме того, с января 2012 промышленные потребители рассчитываются с «Белтрансгазом» в долларах США. После того как «Белтрансгаз» стал дочерним предприятием «Газпрома», валютные риски по оплате газа с него сняли и переложили на областные газоснабжающие организации, которые брали кредиты для расчёта за природный газ.
В то же время предприятия «Белэнерго» в последние годы испытывают хронический дефицит средств для расчётов с облгазами за поставленный природный газ. В 2011 задолженность по этой статье превысила Вг 1 трлн. В 2012 году ситуация с задолженностью по расчётам за газ усугубилась. По состоянию на 1 декабря 2012, просроченная задолженность за топливно-энергетические ресурсы составила Вг 984.6 млрд.
Энергетика: незаметное разрушение монополии
Беларусь осталась единственной постсоветской страной, сохранившей вертикально интегрированную структуру энергетического сектора. Энергетическое производство в стране не разделено по видам деятельности — производство, передача и распределение энергии. В такой структуре не работают экономические механизмы, стимулирующие снижение затрат, а ценообразование осуществляется по методу «издержки плюс». Процветающее в стране перекрёстное субсидирование искажает ценовые ориентиры для населения, ведёт к неэффективному потреблению энергоресурсов и является скрытым налогом на бизнес, что снижает его конкурентоспособность.
Девальвация национальной валюты в 2011-м и бремя перекрёстного субсидирования заметно пошатнули финансовое положение предприятий «Белэнерго», которые последние три года работают без прибыли. В то же время белорусские предприятия платят за электроэнергию с каждым годом всё больше, хотя страна импортирует российский газ для её производства по самым низким ценам.
На фоне соседних стран в Беларуси перекос в энерготарифах поразительный. Так, на 1 января 2012 средний тариф на электроэнергию для промышленных потребителей составлял 13.73 цента за кВт-ч, в то время как для населения — 2.56
цента за кВт-ч. При этом в странах Евросоюза в первом полугодии 2011 средний тариф на электроэнергию для промпот-ребителей находился на уровне 12.8 цента, для населения — 25.9 цента за кВт-ч. Например, в Польше указанные тарифы составляли 11.8 и 21.3, в Литве — 14.6 и 17.6, в России — 8.3 и 7.2 цента за кВт-ч соответственно.
В начале 2013 года стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в Беларуси увеличилась до 13.82 цента, для населения — 3.53 цента за 1 кВт-ч. По оценкам «Белэнер-го», в случае отказа от перекрёстного субсидирования тарифы на электрическую энергию для промышленности составляли бы порядка 9 — 9.5 цента за кВт-ч.
Правительство Беларуси заявило о намерениях постепенно уйти от перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, а к концу 2015 полностью от него отказаться. Но если правительство реализует эти планы, будет решена лишь часть проблемы. Ведь энерготарифы должны учитывать не только экономические интересы производителей и потребителей энергии, но и создавать стимулы для экономии энергии на всех стадиях её производства и потребления. В противном случае ситуация в белорусской энергосистеме принципиально не изменится.
Для того чтобы в энергосистеме заработали стимулы, необходима реформа всей энергосистемы. В 2003 году «Белэнер-го» подготовило четыре варианта реструктуризации отечественной энергетической отрасли, однако через некоторое время в Администрации президента наложили «табу» на выражение «реформы в энергетике». Когда начнутся реформы в энергетической отрасли — неясно. В Беларуси для этого пока нет законодательной базы — законопроект об электроэнергетике в стране до сих пор не принят, хотя говорят о нём давно.
В правительстве считают, что госмонополию в энергетике удалось несколько пошатнуть благодаря закону о возобновляемых источниках энергии. И теперь иностранные и совместные предприятия могут строить станции на местных видах топлива — гидро- и солнечные электростанции, тепловые котельные, мини-ТЭЦ на дровах, торфе и т. д. Окончательно разрушить монополию государства в этой сфере должен закон
об электроэнергетике, поскольку с его принятием аналогичные условия будут распространены и на генерирующие объекты. Другими словами, частные инвесторы, в т. ч. зарубежные, смогут строить в Беларуси крупные системообразующие станции по выработке электроэнергии и заниматься их эксплуатацией.
Но во властных структурах до сих пор не выработана единая точка зрения на реформы в энергоотрасли. Многие чиновники опасаются, что разделение генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии, как это предполагает проект концепции закона об электроэнергетике, приведёт к децентрализации управления отраслью, что чревато снижением надёжности функционирования белорусской энергосистемы.
В то же время в прошлом году Беларусь пыталась форсировать реализацию амбициозного проекта по строительству АЭС. Восемнадцатого июля 2012 Россия и Беларусь подписали Генеральный контракт на строительство Белорусской АЭС в Островце (Гродненская область). Генеральным проектировщиком и подрядчиком сооружения станции выступает объединённая компания ОАО «НИАЭП» — ЗАО «Атомстройэкс-порт».
Белорусская АЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2.4 тыс. МВт. Проект предусматривает ввод в промышленную эксплуатацию первого блока АЭС в ноябре 2018, второго — в июле 2020 года. За основу принят проект санкт-петербургского «Атомэнергопроекта» «АЭС-2006», по которому сейчас в России сооружаются Ленинградская АЭС-2 и Балтийская АЭС (Калининград). По аналогичному проекту «Росатом» строит энергоблоки в России.
В октябре 2012 миссия МАГАТЭ представила правительству Беларуси отчёт по исследованию инфраструктуры для будущей АЭС. В отчёте указывается, что для Беларуси «критически важный вопрос — это создание сильного регулирующего органа». Рекомендовано улучшить законодательство в области обращения с радиоактивными отходами и облучённым топливом. Всего в отчёте содержится 16 рекомендаций и 22 специальных предложения.
Отметим, что в Прибалтийском регионе планируется построить три АЭС: это Белорусская АЭС, Балтийская АЭС в
Калининградской области и Висагинская АЭС, которую собирается строить Литва. Литва не признала, что ситуация с Оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) Белорусской АЭС урегулирована, и подала в МАГАТЭ жалобу на отсутствие ОВОС (Вильнюс находится в 53 км от Островецкой площадки, на которой планируется построить Белорусскую АЭС).
Заключение
Очевидно, что повторить «нефтяное чудо 2012» белорусскому руководству больше не удастся. В конце 2012 года, под жёстким давлением России, Беларусь вынужденно свернула «ра-створительный» бизнес. Минск в итоге согласился внести дополнения в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, которые подвели черту под сомнительным экспортом.
При этом условия поставки нефти в Беларусь на 2013 год Россия жёстко увязала с объёмами обратной поставки в Российскую Федерацию белорусских нефтепродуктов высокого качества. Эти условия предполагают поставку 3.3 млн т. Выполнение данного показателя теперь жёстко контролируется российской стороной. Беларусь вошла в 2013 год, не имея нефтяного контракта с Россией, нефть поставляется исходя из квартальных контрактов с учётом выполнения белорусами своих обязательств.
Кроме того, впервые условия поставок нефти в Беларусь негласно завязаны на реализацию интеграционных проектов России и Беларуси, причём не только в энергетической отрасли. Речь идёт о проектах ОАО «Российская электроника» ГК «Ростехнологии» и ОАО «Интеграл», ОАО «МКЗТ» и российского оборонно-промышленного комплекса, «Роскосмоса» и ОАО «Пеленг», ОАО «МХК «ЕвроХим» и ОАО «Гродно-Азот», создании холдинга ОАО «Росбелавто» на базе «КамАЗ» и «МАЗ».
Россия вновь использует нефтяной рычаг для достижения своих целей и действует хотя и настойчиво, но мягко, не провоцируя конфликтов. Минск будет вынужден принимать навязанные условия ввиду отсутствия реальной альтернативы по поставкам стратегического сырья.
Отсутствие в Беларуси рыночных механизмов регулирования в энергетике и тяжкое бремя перекрёстного субсидирования тарифов на энергоносители, уже ставшие причиной межведомственных конфликтов (например, конфликта между концерном «Белнефтехим» и ГПО «Белэнерго»), чреваты снижением инвестиционной привлекательности ведущих предприятий ключевых отраслей, а также падением конкурентоспособности всей экономики. В перспективе остро встаёт вопрос консенсуса в подходах к реформе белорусской энергосистемы.