Научная статья на тему 'Энергетический сектор: сокращение ренты'

Энергетический сектор: сокращение ренты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Ракова

В 2009 г., несмотря на существенное изменение условий поставок российских энергоресурсов в Беларусь, ценовые преимущества для Беларуси оставались значительными на фоне других стран региона. В результате ситуация в энергетическом секторе, равно как и его роль в экономике страны, не подверглись серьезному пересмотру. Падение доходности белорусской нефтепереработки и планы России по строительству альтернативных белорусским транзитных маршрутов нефти не побудили правительство к реформе отрасли и активным поискам альтернативных поставок сырья. То же касается и газа – его доля в энергетике страны оставалась неизменной. Сохранилась и практика перекрёстного субсидирования в электроэнергетике; кроме того, вследствие произведенной в январе 2009 г. девальвации, тарифы и для населения, и для промышленных потребителей в долларовом исчислении несколько снизились. Особые надежды на изменение энергетической политики правительство связывает лишь с планами строительства АЭС, но экономика этого проекта, равно как и его роль в укреплении энергобезопасности страны, остаются не очевидными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетический сектор: сокращение ренты»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР: СОКРАЩЕНИЕ РЕНТЫ

Елена Ракова

Резюме

В 2009 г., несмотря на существенное изменение условий поставок российских энергоресурсов в Беларусь, ценовые преимущества для Беларуси оставались значительными на фоне других стран региона. В результате ситуация в энергетическом секторе, равно как и его роль в экономике страны, не подверглись серьезному пересмотру. Падение доходности белорусской нефтепереработки и планы России по строительству альтернативных белорусским транзитных маршрутов нефти не побудили правительство к реформе отрасли и активным поискам альтернативных поставок сырья. То же касается и газа - его доля в энергетике страны оставалась неизменной.

Сохранилась и практика перекрёстного субсидирования в электроэнергетике; кроме того, вследствие произведенной в январе 2009 г. девальвации, тарифы и для населения, и для промышленных потребителей в долларовом исчислении несколько снизились. Особые надежды на изменение энергетической политики правительство связывает лишь с планами строительства АЭС, но экономика этого проекта, равно как и его роль в укреплении энергобезопасности страны, остаются не очевидными.

Тенденции:

• сохранение ценовых преимуществ в поставках российских энергоресурсов позволило оставить без изменений структуру сектора, основные принципы его работы и роль в обеспечении стабильности экономического уклада в Беларуси;

• сохранилась полная зависимость от России как поставщика дешёвых энергоресурсов и, фактически, гаранта экономической стабильности;

• усилия правительства по обеспечению энергетической и экономической безопасности преимущественно выражаются в намерениях построить АЭС.

Нефтяной сектор

В 2009 г. нефтяной сектор продолжал играть существенную роль в экономике. Два белорусских нефтеперерабатывающих завода — Новополоцкий НПЗ (ОАО «Нафтан», Витебская область) и ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская обл.) — сохра-

нили объём переработки нефти на уровне 2007 — 2008 гг., переработав в 2009 г. 21.65 млн т нефти: ОАО «Нафтан» — 10.7 млн т (+ 2,8%), Мозырский НПЗ — 10.95 млн т нефти ( + 0.03%).

Оба завода акционированы в 2002 г. с целью последующей продажи контрольного пакета акций российским инвесторам. При этом российской стороне принадлежит 42.6% акций Мо-зырского НПЗ1, в то время как «Нафтан» практически на 100% принадлежит белорусскому правительству. В 2008 г. правительство приняло решение объединить «Нафтан» и нефтехимическое предприятие ОАО «Полимир» (полностью зависящее от НПЗ) в единый комплекс.2 В течение 2008 — 2009 гг. белорусская и российская стороны обсуждали возможность приватизации комплекса «Нафтан — Полимир» (среди наиболее вероятных инвесторов назывались «Лукойл» и «Роснефть»), однако условия, выдвигаемые белорусской стороной, делали эту сделку невыгодной для потенциального покупателя. В то же время в отсутствие стратегического частного инвестора государство самостоятельно существенно модернизировало заводы с целью увеличения количества и качества нефтепереработки.3

Несмотря на отсутствие собственного сырья, нефтепродукты оставались наиболее значимыми статьями белорусского экспорта, а выручка от их реализации — важным источником поступления валюты в страну (табл. 1). Экспорт белорусских нефтепродуктов все последние годы постепенно рос: с 7.7 в 2001 г. до 15.5 млн т в 2009 г. В то же время выгодность нефтепереработки для белорусского бюджета в 2009 г. по

1 Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь владеет 42.76% акций; «Газпромнефть» и ТНК-BP (совладельцы ОАО «НГК Славнефть») — 42.58%; ООО «МНПЗ плюс» - 12.25% (которыми с 2005 г. владеет белорусское государство); физические лица — 2.41% акций.

2 Государству принадлежало по 99.8% акций в каждом АО, остальные акции числятся за физлицами.

3 Гендиректор «Нафтана» Вячеслав Якушев 13 ноября в Минске на Белорусском инвестиционно-экономическом форуме сообщил, что программа развития ОАО «Нафтан» на 2010 — 2015 гг. предполагает инвестиции в размере USD 1.3 млрд; см.: http://naviny.by/rubrics/economic/ 2009/11/13/ic news 113 321216/.

сравнению с 2008 г. упала почти в два раза в силу снижения цен экспорта и сохранявшейся пошлины на импортируемую страной российскую нефть.4 В результате, НПЗ и российские давальцы дотировались из бюджета специальной субсидией.

Таблица 1. Динамика экспорта нефтепродуктов

2005 2006 2007 2008 2009

Доля экспорта нефтепродуктов в общем объёме экспорта товаров, % 30.4 34.1 31.6 33.0 28.2

Рост стоимостного объёма экспорта нефтепродуктов, % (год к году) 147.2 138.8 113.3 141.2 99.3

Источник: Белорусский статистический комитет, собственные расчёты автора.

Рентабельность нефтеперерабатывающей промышленности постепенно снижается. По итогам 11 месяцев 2009 г. она составила 5.3% (в 2008 г. находилась на уровне 7, в 2007 г. — 12%), и это ниже, чем в среднем по промышленности. Поступления от экспортной пошлины на экспортируемые нефтепродукты составили менее 7% от всех доходов бюджета (в 2008 г. - 12%).

На внутреннем рынке цена на нефтепродукты в течение года поднимались незначительно: по данным Белстата, цены на бензин в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. выросли на 10%5. Это обусловлено как популистскими мерами по социальной защите населения и сельхозпроизводителей, так и конкуренцией за транзитных автоперевозчиков (стремлением заправить их в Беларуси, а не в странах-сосед-

Долгое время Беларусь, получая дешёвую нефть и оставляя у себя разницу между высокими мировыми и низкими внутренними российскими ценами на нефть, получала значительные доходы. В январе 2007 г. подписано соглашение об условиях поставки российской нефти в Беларусь в 2007 — 2009 гг. Россия снизила для Беларуси размер вывозной таможенной пошлины на сырую нефть с USD 180 (действующей для всех других стран) до 53 (29.3% от общей экспортной пошлины; в 2009 г. коэффициент равнялся 0.356). Соглашение регламентирует и раздел пошлины на экспорт светлых нефтепродуктов из Беларуси. В 2009 г. 85% пошлины передано России.

Бензин автомобильный марки АИ-92 стоил BYR 2470 за литр (USD 0.9) против 2220 (USD 1.0) в декабре 2008 г.

4

ках). В то же время около половины стоимости литра белорусского бензина составляют налоги и акцизы. Фактически, НПЗ и российские нефтетрейдеры, имеющие в Беларуси сеть фирменных АЗС, реализовывали нефтепродукты на внутреннем рынке себе в убыток. Однако этот убыток переработчики компенсировали за счёт доходного экспорта, а также государственных субсидий.

Таким образом, выгодность покупки белорусских НПЗ по заявляемым правительством ценам (например, за комплекс «Нафтан — Полимир» правительство хочет получить USD 3 млрд), достаточно сомнительна. Во-первых, из года в год снижается рентабельность нефтепереработки в силу сохранения российских экспортных пошлин при покупке сырой нефти. Так, за 9 мес. 2009 г. ОАО «Нафтан» заработало только USD 44 млн прибыли.6 Во-вторых, ежегодно НПЗ делают значительные отчисления в Государственный целевой бюджетный фонд национального развития, при этом сумма ежегодных отчислений устанавливается директивно.

В-третьих, помимо высокой цены, Беларусь предъявляет особые требования к инвесторам (запрет на увольнение персонала, существенные инвестиционные программы, сохранение социальной инфраструктуры и пр.). Следовательно, окупаемость инвестиций в среднесрочной перспективе опять же сомнительна. Со стороны России приватизация «нефтянки» возможна только при значительном снижении цен на белорусские активы, со стороны Беларуси — при росте потребности во внешнем финансировании и/или значительном сокращении прибыльности данного вида деятельности. Возможно, что в 2010 или 2011 гг. эти тренды пересекутся.

Нефтяной транзит также имеет тенденцию к снижению своей значимости. Закрытие Россией прибалтийских трубопроводов «Дружбы» и строительство новых трубопроводов (БТС-2) снижают важность белорусского направления. При этом наличие конкурентных способов поставки нефти (например, железнодорожным транспортом) крайне затрудняют «нефтяной шантаж» (а значит, и возможности суще-

См.: http://news.tut.by/158873.html.

ственного роста тарифа на транзит). Объём транспортировки нефти по магистральным трубопроводам Беларуси в 2009 г. составил 89.6 млн т и увеличился по сравнению с 2008 г. на 5.3%7.

Газовый сектор

Газ является стратегическим сырьём для белорусской экономики. Пытаясь снизить затраты национальных производителей за счёт использования дешёвого российского газа, Беларусь увеличила долю потребления газа в энергетическом балансе с 43% в 1990 г. до 80% в настоящее время. Это увеличивает риски страны в плане энергобезопасности, особенно с учётом того, что помимо доминирующей роли газа в ТЭБ страны сохраняется и единственный, фактически монопольный его поставщик — Россия.

В 2009 г. Беларусь продолжила покупать газ у России по относительно низким ценам. Согласно контракту на поставку и транзит газа в 2007 — 2011 гг., который РАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз» (в 2009 г. российская сторона владела 37.5% акций «Белтрангаза»)8 подписали 31 декабря 2006 г., формула расчёта цены на газ для Беларуси привязана к среднеевропейской цене с учётом понижающего коэффициента. В 2009 г. Беларусь должна была платить 80% от среднеевропейской цены за вычетом транспортных расходов и экспортной пошлины (30% от отпускной цены «Газпрома»). По просьбе белорусской стороны, поправочный коэффициент был изменён с 0.8 на 0.7.

Поскольку стоимость нефтяной корзины, к которой привязана цена на газ, изменяется ежеквартально, ежекварталь-

Перекачку нефти обеспечивают РУП «Гомельтранснефть Дружба» и

Новополоцкое предприятие по транспорту нефти «Дружба». В 2008 г. эти предприятия попали в трехлетнюю программу приватизации правительства; их акционирование предполагается в 2010 г. Согласно заключенному на пять лет контракту «Белтрансгаза» с «Газпромом», подписанному 31 декабря 2006 г., ОАО «Газпром» приобретет 50% акций ОАО «Белтрансгаз» за USD 2.5 млрд. Оплата акций осуществляется равными долями в четыре этапа на протяжении 2007 — 2010 гг. На каждом этапе ОАО «Газпром» приобретает 12.5% акций ОАО «Белтрансгаз», уплачивая USD 650 млн.

7

но менялась и цена на газ для Беларуси. Для сравнения, в 2009 г. цена на газ для Украины составляла USD 230, среднеевропейская цена — около USD 280 за 1000 м3. Динамика роста цен на импортируемый в страну газ представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика цен на импортируемый в Беларусь газ, 2001-2009 гг.

"§ 200---

и 158

Ш 150 119 iH 115 122

^loo--¿^vh^h^ — —г>-гь

150-47 _______

ОН—-—I———I—-—I———I—-—I—-—I———I—-—I

2004- 2007 г. 1кв. 2-4 кв. 1 кв. 2 кв. Зкв. 4 кв. 2006 гг. 2008 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. 2009 г. 2009 г.

Примечание: без НДС.

Источник: Белорусский статистический комитет.

Несмотря на такие значительные ценовые преимущества, в 2009 г. Беларусь оплачивала газ исходя из предполагаемой среднегодовой цены в USD 150 за 1000 м3 (фактически среднегодовая цена составила USD 148, рост по сравнению с 2008 г. на 16%), хотя эта договоренность на уровне президентов России и Беларуси так и не была документально оформлена дополнительным соглашением к контракту. В результате, на протяжении года имела место задолженность белорусской стороны по оплате российского газа (составив к концу года USD 246 млн), однако по итогам года она была полностью погашена.

В 2009 г. Беларусь недобрала 4.5 млрд м3 газа, потребив 17.6 млрд из запланированных балансом 22.1 млрд м3. Основное снижение потребления (на треть) пришлось на первые месяцы года. Такое сокращение потребления законтрактованного газа объясняется тем, что с декабря 2008 г. по апрель 2009 г. в целях замещения дорогого импортного газа Беларусь на своих ТЭЦ сжигала в основном резервное топливо — мазут. По решению правительства, весь отечествен-

158

100 119 1ZO 115 122

47

Т---1---1---1---1---1---г

2004- 2007 г. 1кв. 2-4 кв. 1 кв. 2 кв. Зкв. 4кв

ный мазут использовался на внутреннем рынке в качестве альтернативы природному газу. В результате, от использования альтернативного вида топлива в отопительный сезон страна получила экономический эффект в размере USD 304 млн.

В силу сокращения потребления Европой российского газа, в 2009 г. сократился объём транзита газа через Беларусь. Если в 2008 г. Беларусь поставила в Западную Европу 51.2 млрд, то в 2009 г. — 44.2 млрд м3 природного газа. Транзит газа преимущественно контролируется российской стороной, при этом доходы от транзита составляют порядка USD 250 млн, что несопоставимо, например, с украинскими цифрами. Строительство Россией обходных газовых трубопроводов еще более сократит «транзитную ренту» страны. При этом все попытки белорусского правительства убедить Россию в выгодности строительства второй ветки российского газопровода «Ямал — Европа» не увенчались успехом.

Тарифы для потребителей

С 1 января 2009 г. цены на природный газ для промышленных потребителей в долларовом эквиваленте увеличились на 9.8% (с USD 158.67 до 174.18 за 1000 м3 без НДС). Тарифы на природный газ для населения увеличивались в течение 2009 г. один раз — 1 января 2009 г. Рост цен составил 3% на газ, используемый для приготовления пищи, и 20% — на газ, используемый для обогрева помещений. Следует отметить, что в силу проведённой в январе 20%-й девальвации в долларовом эквиваленте тарифы для населения даже несколько снизились.

Так, тариф на газ для нужд отопления и горячего водоснабжения в отопительный период составил BYR 219 за 1000 м3 (USD 77, ранее — 80); в летний период цена соответственно составила BYR 462 (USD 163, ранее — 170). В целом, можно отметить сохранение перекрёстного субсидирования населения (низкие тарифы для населения покрываются более высокими тарифами для промышленных потребителей), что снижает эффективность газового сектора и мотивацию населения на более интенсивное внедрение политики энергосбережения.

Электроэнергетика

Белорусская энергосистема включает шесть самостоятельных РУП — облэнерго9 (по числу областей) и имеет высоковольтные электроэнергетические связи между РУП (областными объединениями) и энергосистемами сопредельных государств (России, Украины, Литвы, Польши). Система управляется предприятием «Белэнерго», которое подчинено Министерству энергетики. Энергосистема Беларуси представляет собой вертикально интегрированную компанию, в которой энергетическое производство не разделено по видам деятельности — производству, передаче и распределению.

В 2009 г. в Беларуси произведено 30.1 млрд кВт ■ ч электроэнергии, что на 14% меньше по сравнению с 2008 г. Беларусь может обеспечить себя собственной электроэнергией, однако в летний период её выгодно импортировать. В 2009 г. Беларусь импортировала из России 2.908 млрд. кВт ■ ч, что на 34% больше, чем в 2008 г.

В течение 2009 г. тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей и населения не увеличивались. При этом для промышленных потребителей с учётом проведенной девальвации в долларовом исчислении произошло снижение тарифов на 25% — с 9.9 американских цента за 1 кВтч до 7.4 цента. В 2009 г. население платило 6 американских центов за 1 кВтч (в 2008 г. — 8.2 цента). Рентабельность реализованной продукции в электроэнергетике в 2009 г. составила 4.5% (в 2008 г. - 6.7%).

Строительство АЭС

В 2008 г. Совет безопасности страны принял окончательное политическое решение о строительстве белорусской АЭС вблизи г. Островца10. В октябре 2009 г. в Островце проведены общественные слушания по оценке воздействия АЭС на ок-

9 РУП — Республиканское унитарное предприятие. Все облэнерго являются государственными предприятиями; их акционирование пока

даже не рассматривается.

Гродненская обл.; расстояние от площадки (по прямой) до Минска составляет 134 км, Островца — 18 км, границы с Литвой — 20 км, Вильнюса — 53 км.

ружающую среду, открытость и публичность которых, однако, вызвали сомнения. По итогам проведённого тендера принято решение, что генеральным подрядчиком будет российская госкорпорация по атомной энергии «Росатом». В 2009 г. с этой организацией велись переговоры, которые, тем не менее, не завершились официальным подписанием контракта.

Предполагается, что строительство собственной АЭС позволит ежегодно замещать 5 млрд м3 газа (20%) и увеличить экспорт белорусской электроэнергии. Однако экономическое обоснование данного проекта широкой общественности не представлено. В частности, у экспертов вызывают сомнения следующие моменты:

• рост внешнего долга страны: предполагается, что на строительство АЭС Беларусь возьмёт кредит в размере USD 9 млрд в России, в то время как внешний долг страны и так растёт критическими темпами (USD 19.3 млрд за 3 кв. 2009 г., рост на 30%);

• конкурентоспособность произведённой на АЭС электроэнергии при текущих ценах на газ и обслуживании кредита;

• возможность продажи произведённой на станции электроэнергии на экспорт: ведь предполагается строительство в регионе ещё нескольких АЭС (в Калининграде, Литве, Польше и Эстонии);

• состояние энергетической безопасность страны: растущая зависимость от России как поставщика топлива и кредитора вряд ли может её укрепить.

Таким образом, энергетический сектор играет важную роль в торговом балансе, бюджете и экономике страны в целом. В то же время в силу откладывания структурных реформ здесь нарастают системные риски. Отсутствие как собственных, так и бюджетных средств на модернизацию, вкупе со значительным регулированием цен и тарифов ограничивают эффективность и конкурентоспособность энергетических предприятий. Кроме того, существующая политика в области приватизации и привлечения технической помощи специализированных международных организаций также ограничивает возможности сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.