Научная статья на тему 'О связи экстернальности и социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних с делинквентным поведением в условиях лишения свободы'

О связи экстернальности и социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних с делинквентным поведением в условиях лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ADAPTATION / INDIVIDUALIZATION / DETERMINATION OF BEHAVIOR / DELINQUENT BEHAVIOR / JUVENILE OFFENDERS / LOCUS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смолева Е. О.

Проведено исследование взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и показателями социально-психологической адаптации личности. Выявлена особенность социально-психологической дезадаптации и экстернального локуса контроля у воспитанников колоний для несовершеннолетних (ВК). Данные воспитанники чаще демонстрируют такой поведенческий паттерн как «уход от проблем», редко претендуют на позиции лидера в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUVENILE DELINQUENCY IN CONDITIONS OF CONFINEMENT: CONNECTION BETWEEN EXTERNALITY AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL DESADAPTATION

The interaction between the level of subjective control and social and psychological adaptation indexes was defined. The distinctness of social and psychological disadaptation and external locus of control of juvenile offenders was discovered. Such delinquents show the behavioral pattern known as «withdrawal from problems» more often than claiming for leadership in a group.

Текст научной работы на тему «О связи экстернальности и социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних с делинквентным поведением в условиях лишения свободы»

УДК 159.9:34.01

О СВЯЗИ ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

© 2009 Е.О.Смолева

Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Статья поступила в редакцию 15.06.2009

Проведено исследование взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и показателями социально-психологической адаптации личности. Выявлена особенность социально-психологической дезадаптации и экстерналь-ного локуса контроля у воспитанников колоний для несовершеннолетних (ВК). Данные воспитанники чаще демонстрируют такой поведенческий паттерн как «уход от проблем», редко претендуют на позиции лидера в группе.

Ключевые слова: адаптация, индивидуализация, детерминация поведения, делинквентное поведение, несовершеннолетние осужденные, локус контроля.

Особенности самоопределения личности относительно социума проявляются в двух взаимосвязанных процессах: адаптации и индивидуализации, реализации субъектной позиции. В психологической литературе адаптационная и развивающаяся стратегии часто противопоставляются друг другу. По мнению А.Г.Ас-молова, именно противоречие между адаптивным характером жизни на основе выполнения норм и процессом развития, на который ориентирован несовершеннолетний, обусловливает отклоняющееся поведение несовершеннолетних1. Наряду с «адаптивной» парадигмой все чаще в отечественной психологической литературе обращаются к понятиям «сверхадаптивное поведение», «надси-туативное поведение», «инициативное поведение», «неадаптивная активность». Ставится под сомнение надежность адаптации как критерия нормы поведения в связи с предполагаемой излишней конформностью и отказом от собственной индивидуальности2. Широкое распространения эта точка зрения получила в работах психологов гуманистического направления, а также при разработке проблемы активной (субъектной) позиции человека в мире3. Ограничивающие рамки рассмотрения адаптации как приспособления расширяются положением о взаимосвязи адаптации и индивидуализации, сочетанием внешней (осуществление социальной системой функцией регуляции поведения ее членов) и внутренней (формирование субъектного самосознания) детермина-

Смолева Елена Олеговна, тарший научный сотрудник организационно-научного отдела. E-mail: riolenas@rambler. ru

1 Асмолов А.Г. Психология личности: учеб. для вузов. - М.: 1990.

2 Фромм Э. Бегство от свободы. М.: 1990. - С. 122.

3АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. Л.: 1968; Бруш-линский А.В. Проблема субъекта в психологической науке //

Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 6. - С. 3 - 11; Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе

жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И.Анцыферовой. - М.: 1981. - С. 19 -45.

ции процессов, происходящих в системе «личность - общество».

При определении поведенческой нормы следует отталкиваться от двух равнозначных процессов: адаптации и индивидуализации. Поэтому основными признаками отклоняющегося от норм поведения наряду с социально-пси-хологической дезадаптацией следует считать его деструктивность по отношению к жизненным целям субъекта, микро- и макросоциума, полную внешнюю детерминированность поведения. Отражением позиций личности относительно детерминации ее поведения является локус контроля - конструкт, введенный Дж. Роттером в 60-х годах ХХ века4. Существует мнение, что несовершеннолетние, демонстрирующие социально одобряемое поведение, обладают высоким уровнем социально-психологи-ческой адаптации и интер-нальным локусом контроля. Для делинквентов характерно состояние социально-психологической дезадаптации, экстернальный локус контроля .

Нами была выдвинута гипотеза о взаимосвязи экстернального локуса контроля и показателей социально-психологической дезадаптации личности несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В связи с этим в проводимом нами исследовании были поставлены две задачи: во-первых, сравнение уровня социально-психологической адаптации (СПА) несовершеннолетних с различными видами социального поведения; во-вторых, установление связи между локусом контроля несовершеннолетних и уровнем их социально-психологической адаптации.

4 Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. - Psychol. Monogr., 1966, V. 8, № 1 (Whole № 609).

5 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: 1993; Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 2. - С. 52 - 57; Быков С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психологический журнал. - 2004. -Т.25. - №3. - С.34 - 43.

Таб. 1. Уровни социально-психологической адаптации несовершеннолетних с различным социальным поведением

Показатели СПА Статистиче- Школьники Воспитанники ВК

ские показа- Общий С просоци- С девиант- Общий Впервые Ранее от-

тели массив альным поведением ным поведением массив осужденные бывавшие наказание

Общий уровень Среднее 43,58 48,75 33,25 32,41 36,44 26,54

Станд. откл. 12,23 9,73 8,99 7,02 4,60 5,75

Принятие себя Среднее 12,58 13,81 10,12 9,35 11,53 6,18

Станд. откл. 3,62 3,28 2,98 3,27 1,67 2,33

Принятие других Среднее 7,92 9,04 5,75 6,13 6,19 6,04

Станд. откл. 2,5 1,32 2,73 1,58 1,42 1,81

Эмоциональный Среднее 8,33 9,50 6,0 5,57 6,16 4,72

комфорт - Станд. откл. 3,24 2,87 2,34 1,54 1,55 1,16

тревожность

Ожидание внут- Среднее 12,50 14,25 9,50 11,1 11,91 9,95

реннего контроля Станд. откл. 4,26 3,02 4,53 2,1 1,93 1,83

Доминирование Среднее 4,32 4,94 3,12 1,59 1,66 1,5

Станд. откл. 2,10 1,98 1,62 0,78 0,73 0,86

Уход от проблем Среднее 1,79 1,75 3,25 3,05 2,66 3,56

Станд. откл. 1,31 1,34 1,08 0,91 0,75 0,78

В исследовании принимали участие несовершеннолетние осужденные мужского пола в возрасте 15 -18 лет (п=54). Исследование проводилось на базе Вологодской и Архангельской воспитательных колоний. Контрольную группу (п=51) составили учащиеся гимназии № 2, школ №№ 5, 17 (г. Вологда).

Для определения локуса контроля нами была использована методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е.Ф.Бажина, Е.А.Го-лынкиной, А.М.Эт-кинда6 и проводилось дополнительное анкетирование с целью уточнения данных об общей ин-тернальности и уровне субъективного контроля по ситуационным и каузальным областям. В разработанной анкете задействованы жизненные ситуации высокой степени генерализации: ситуации планирования, достижения, безопасности, доминирования, экзистенциональной оценки. Ситуации обыграны в трех типах вопросов: когда они определены самим субъектом, случаем и другими. Уровень социально-психологической адаптации личности определялся по методике К.Роджерса - Р.Даймонда в адаптации Т.В.Снегиревой7.

По результатам исследования выявлена определенная закономерность в распределении уровня СПА среди несовершеннолетних с различным социальным поведением. В общем массиве у 72% школьников уровень социально-психологической адаптации (СПА) приближается к средним значениям и выше8. Самые высокие показатели общего

6 Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - № 3. - С. 152 - 162.

7 Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2003. - С. 206 - 212.

8 Средние значения для шкалы К.Роджерса - Р.Даймонда лежат в пределах 39 - 44 баллов. См.: Змановская Е.В. Деви-

уровня адаптации у школьников, демонстрирующих просоциальное поведение (М=48,75; ст=9,73). Среди школьников, склонных к девиатному поведению, эти показатели значительно ниже (М=33,25; ст=8,99). Воспитанники ВК демонстрируют средний уровень СПА (28,6% от общего числа респондентов) и ниже среднего: М=32,4; ст=7,02.

Такая же закономерность прослеживается относительно отдельных показателей социально-психологи-ческой адаптации. Для школьников с просоциальным поведением характерны более высокие уровни СПА практически по всем субшкалам теста К.Роджерса - Р.Даймонда. Проверка по критерию Манна-Уитни выявила высокую различительную способность ряда шкал при сравнении средних значений между группами школьников и воспитанников ВК. Наибольшие различия в уровне адаптации среди несовершеннолетних с различным социальным поведением наблюдается по следующим критериям: «принятие себя» (и = 366 при р<0,01), «принятие других других» (и = 312 при р<0,01), «эмоциональный комфорт - тревожность» (и = 310 при р<0,01), «доминирование» (и = 127 при р<0,01) и «уход от проблем» (и = 292 при р<0,01). Различия наблюдаются и по критерию Манна-Уитни по шкале общей интернальности (и = 279 при р<0,01).

Статистическую неразличимость уровня адаптации несовершеннолетних с различным социальным поведением по критерию «ожидание внутреннего -внешнего контроля» можно объяснить особенностью формирования вопросов данной субшкалы, выразившейся в преимущественном определении локуса контроля в области достижений.

антология: (Психология отклоняющегося поведения):. 211.

С.

Таб. 2. Матрица корреляций показателей УСК и уровня СПА воспитанников ВК

Показатели Ид Ин Им Ио

Общий уровень СПА 0,447** 0,439** 0,329* 0,664**

Принятие себя 0,355** 0,390** 0,591**

Принятие других 0,335* 0,372*

Эмоциональный комфорт - тревожность 0,306* 0,359* 0,507**

Ожидание внутреннего - внешнего контроля 0,340* 0,345* 0,550**

Доминирование 0,479** 0,311* 0,401** 0,531**

Уход от проблем -0,337* -0,289* -0,365** -0,495**

Примечание: уровень статистической значимости: * - при р<0,05; ** - при р<0,01.

Проведенное нами ранее исследование уровня субъективного контроля несовершеннолетних, принадлежащих к разным субкультурным группам, не выявило статистически достоверных различий между ними при определении локуса контроля в области достижений9. Существуют различия по уровню со-циально-пси-хологической адаптации между несовершеннолетними, осужденными впервые к лишению свободы, и ранее отбывавшими наказание. Последние хуже адаптированы по отношению к проблемным ситуациям. Средний показатель уровня социально-психологической адаптации несовершеннолетних, содержавшихся раннее в местах лишения свободы, бывавших наказание по шкале «уход от проблем» составляет 3,56 балла против 2,66 баллов у впервые осужденных Статистически значимые различия (р<0,001) получены и по субшкале «принятие себя»: уровень социально-психологической адаптации несовершеннолетних, впервые осужденных, составляет 11,53 балла и 6,18 балла в среднем у воспитанников ВК, неоднократно пребывавших в исправительных учреждениях. При чем более половины (52,4% респондентов) второй подгруппы имеют уровень принятия себя средний или чуть ниже среднего (8 - 10 баллов). Низкий уровень адаптации по субшкале «принятие себя» (2 - 4 балла) демонстрируют 25,8% несовершеннолетних

Корреляционный анализ показал, что все критерии социально-психологической адаптации личности связаны с уровнем субъективного контроля (УСК), прослеживаются умеренные и средние корреляции при высоком уровне значимости. Наблюдаются средние и умеренные корреляции общего уровня социально-психологической адаптации с ин-тервальностью в области достижений (г = 0,447 при р<0,01), неудач (г = 0,439 при р<0,01), межличностных отношений (г = 0,329 при р<0,01) и общей ин-тернальностью (г = 0,664 при р<0,01). Принятие себя базируется на общей интернальности (г = 0,591 при р<0,01), интернальности в области достижений (г = 0,355 при р<0,01) и неудач (г = 0,390 при р<0,01). Принятие других коррелирует с общей ин-

9 Смолева Е.О. Исследования локуса контроля несовершеннолетних правонарушителей / Психолого-педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний. Сб. мат. межрег. научно-практ. конф. Деевские чтения. - Рязань: 2007. - С. 47 - 49.

тернальностью (г = 0,372 при р<0,01) и интерналь-ностью в области достижений (г = 0,335 при р<0,05). С возрастанием уровня субъективного контроля в области достижений (г = 0,306 при р<0,05), неудач (г = 0,359 при р<0,01), а также показателя общей интернальности (г = 0,507 при р<0,01) тревожность уменьшается. Доминирование основывается на ин-тернальном локусе контроля в области достижений (г = 0,479 при р<0,01), неудач (г = 0,311 при р<0,05), межличностных отношений (г = 0,401 при р<0,01), общей интернальности (г = 0,531 при р<0,01). Выделены отрицательные корреляции ухода от проблем с интернальностью в области достижений (г = -0,337 при р<0,05), неудач (г = -0,289 при р<0,05), межличностных отношений (г = -0,365 при р<0,01), общей интернальностью (г = -0,495 при р<0,01).

Проинтерпретировать эти данные помогает наличие взаимосвязи между перечисленными выше характеристиками личности и уровнем субъективного контроля. Интерналы в большей степени уверены в своей способности решать проблемы, чем экстер-налы, и поэтому реже демонстрируют такой поведенческий паттерн как «уход от проблем». Личность с интернальным локусом контроля уверена, что успех зависит от ее собственных действий и способностей, а уверенность в самоэффективности рождает большее «принятие себя», повышение самооценки. Доминирование также должно опираться на уверенность личности в собственных силах, независимость от мнения других, стремление контролировать чужое поведение, что характерно в большей степени для интерналов. Экстерналы более подвержены социальному воздействию, менее уверены в себе, поэтому им несвойственно претендовать на позиции лидера в группе.

По результатам дополнительного анкетирования, воспитанники ВК считают менее контролируемой ситуацию «будущей деятельности» (экстернальный локус контроля преобладает в области планирования деятельности, преодоления неудач). Наибольшее число отрицательных ответов воспитанники ВК дали на такие утверждения как «Если я постараюсь, то уже сегодня могу повлиять на то, что может произойти завтра», «Если я в чем-то провинился, бесполезно пытаться как-нибудь это исправить». Характерные отличия между группами наблюдаются и в области формирования межличностных отношений. Так, доля интернального контроля в области меж-

личностного взаимодействия среди школьников и воспитанников ВК в 1,3 - 1,8 раза ниже, чем в других областях, и составляет соответственно 43,1% и 25,9%. Для воспитанников ВК наиболее характерна позиция ведомого: более трети (37,1%) согласны с утверждением: «Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и дейст-

вовать самостоятельно». Только 12,9% воспитанников ВК не чувствуют себя ведомыми, оставшаяся половина - не могут четко определить свою позицию по этому вопросу. В сравнении только 3,9% просоциальных школьников ощущают себя ведомыми, 88,2% заявляет о своей способности мыслить и действовать самостоятельно.

Таб. 3. Результаты исследования локализации контроля (по данным анкеты, разработанной автором)

Группы Баллы, полученные по отдельным областям локуса контроля

Ипл Ид Ин И -^преод Им И И -^экз Ибез Ио

ВК 1,25 4,35 1,85 2,10 0,95 0,8 2,10 1,45 16,00

Школа 1,88 6,33 2,71 3,54 1,46 1,5 2,25 1,54 22,08

Корреляционный анализ показателей социально-психологической адаптации и локализации контроля, определенного дополнительным анкетированием, показал, во-первых, наличие умеренных и средних корреляций всех показателей при высоком уровне значимости; во-вторых, согласованность характеристик субъективного контроля, полученного по разным методикам. Показатели шкалы «Ожидание внутреннего / внешнего контроля» коррелирует с интернальностью в области планирования (г = 0,598 при р<0,01), межличностных отношений (г = 0,315 при р<0,05), достижений (г = 0,546 при р<0,01), причин неудач (г = 0,561 при р<0,01), преодоления неудач (г = 0,710 при р<0,01), доминирования (г = 0,379 при р<0,01), экзистенциальной оценки (г = 0,435 при р<0,01), безопасности (г = 0,423 при р<0,01), общей интернальности (г = 0,742 при р<0,01). Интернальность в области планирования связана с эмоциональным комфортом (г = 0,354 при р<0,01) и общим уровнем социально-психологической адаптации (г = 0,460 при р<0,01). «Принятие себя» базируется на интернальности в области межличностных отношений (г = 0,556 при р<0,01), достижений (г = 0,396 при р<0,01), преодоление неудач (г = 0,418 при р<0,01) и области безопасности (г = 0,377 при р<0,01). Таким образом, развитию самоуважения несовершеннолетних способствует осознание личной ответственности за достигнутые успехи и преодоление неудач, формирование круга общения и защиту своих прав. «Принятию других» способствует интернальность в области

достижений (г = 0,397 при р<0,01), причин неудач (г = 0,669 при р<0,01), преодоления неудач (г = 0,386 при р<0,01), доминирования (г = 0,479 при р<0,01), безопасности (г = 0,446 при р<0,01). Наблюдаются положительные корреляции оценок по шкале «Доминирование» и интернальностью в области достижений (г = 0,548 при р<0,01), преодоления неудач (г = 0,368 при р<0,01), экзистенциальной оценки (г = 0,301 при р<0,01), безопасности (г = 0,459 при р<0,01) и общей интернальностью (г = 0,444 при р<0,01). Корреляционный анализ показал наличие обратной связи показателя «Уход от проблем» и интернальностью в области причин неудач (г = -0,314 при р<0,05), преодоления (г = -0,601 при р<0,01), доминирования (г = -0,534 при р<0,01), общей интернальностью (г = -0,321 при р<0,05).

В целом результаты эмпирического исследования подтверждают нашу гипотезу о взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и показателями социально-психологической адаптации личности: принятием себя и других, эмоциональным комфортом, выходом из проблемной ситуации. Основываясь на результатах данного исследования, мы можем утверждать, что для воспитанников ВК характерно состояние социально-психологической дезадаптации и экстернальный локус контроля. Они чаще демонстрируют такой поведенческий паттерн как «уход от проблем», что сопряжено с риском формирования не только делинквентного, но и аддиктивного поведения.

JUVENILE DELINQUENCY IN CONDITIONS OF CONFINEMENT: CONNECTION BETWEEN EXTERNALITY AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL

DESADAPTATION

© 2009 E.O.Smoleva° Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service

Smoleva Elena Olegovna, Senior researcher of the Administration and Scientific department. E-mail: riolenas@rambler. ru

The interaction between the level of subjective control and social and psychological adaptation indexes was defined. The distinctness of social and psychological disadaptation and external locus of control of juvenile offenders was discovered. Such delinquents show the behavioral pattern known as «withdrawal from problems» more often than claiming for leadership in a group.

Key words: adaptation, individualization, determination of behavior, delinquent behavior, juvenile offenders, locus of control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.