11. Ковальченко И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. № 1. С. 3-33.
12. Кодан С. В. Развитие системы российского права: основания и процесс создания юридической конструкции построения нормативного материала (IX - середина XVII в.) // Юридическая техника. 2013. №7-2. С. 297-308.
© Ельчанинова О. Ю.
УДК 321.01:340.12
В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)
V. К. SAMIGULLIN, Professor of the Department of Constitutional Law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor (Ufa)
О СВЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА ПРАВОМ ON THE BINDING OF THE STATE BYLAW
Аннотация. Исходя из того, что в своей переосути право - мера свободы, обремененная ответственностью, искусство добра и справедливости, автор полагает, что идея правового государства имеет право на существование и осуществление. Однако мысль о том, что у нее нет никакой альтернативы, на взгляд автора, может быть поставлена под сомнение, так как на самом деле существует целый ряд концепцией, которые вполне могут составить ей конкуренцию. Автором также ставится под вопрос и идея о том, что уже в обозримом будущем все государства должны стать правовыми на том основании, что развитие социума, взятое в мировом и национальном измерениях, идет неравномерно. Понятие «государство» и «реальные государства» - это вовсе не одно и то же. Социальная практика такова, что идея правового государства на деле нередко извращается: тиражируются бюрократические и технократические структуры, формируются бесчеловечные режимы и системы управления. Главная цель развития общества и его государственности не правовое государство, а обеспечение в рамках всеобщего движения счастливой жизни всякому и каждому. Этому благоприятствует то развитие общества и его государственности, которое ориентируется на ценности, принципы и нормы гуманистического права и разумного государства.
Ключевые слова и словосочетания: право, государство, правовое государство, альтернатива, правосудие, гуманистическое право, разумное государство.
Annotation. Proceeding from the fact that, in its primacy, law is a measure of freedom burdened with responsibility, the art of goodness and justice, the author believes that the idea of a rule of law has the right to exist and be implemented. However, the idea that it has no alternative, in the author's opinion, can be questioned, since in fact there are a number of concepts that may well compete with it. The author also questions the idea that in the foreseeable future all states should become legal on the grounds that the development of society, taken in global and national dimensions, is uneven. The concept of "state " and "real states " is not the same thing at all Social practice is such that the idea of the rule of law is often distorted in practice: bureaucratic and technocratic structures are replicated, inhuman regimes and management systems are formed. The main goal of the development of society and its statehood is not a rule-of-law state, but ensuring a happy life for everyone and everyone within the framework of the universal movement. This is favored by the develop-
merit of society and its statehood, which is guided by the values, principles and norms of humanistic law and a reasonable state.
Keywords and phrases: law, state, legal state, alternative, justice, humanistic law, reasonable state.
Право - мера свободы, обремененная ответственностью. Вместе с тем право -искусство, культура, наука добра и справедливости. В этих своих качествах оно (право), связывая государство, ограничивая властную деятельность государственных и муниципальных служащих, чиновников прочувственными и продуманными правовыми нормами (актами), способно умерить чрезмерные властные амбиции различного свойства. Отдельными авторами идея связанности государства правом, равно как и идея о правовом государстве, ставится под сомнение. Так, С. Б. Поляков считает, что связанность государства правом - фикция, т. е. заведомо ложное положение, на котором строится доказательство, как на истинном положении. Следовательно, фикция не может быть доводом [1]. Этот автор убежден, что «... не может быть в природе человеческого общества надежных гарантий против произвола властей, не может быть связанности государства правом, точно так же, как не может быть вечного двигателя, волшебной палочки и прочих чудес, как бы нам их не хотелось» [1, с. 39]. А Евгений Брониславович Пашуканис (1891-1937) писал: «Правовое государство - это мираж, но мираж весьма удобный для буржуазии, потому что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии. Идеология правового государства удобней религиозной еще и потому, что она, не отражая полностью объективной действительности, все же опирается на нее. Власть, как «общая воля», как «власть права», поскольку реализуется в буржуазном обществе, поскольку последнее представляет собой рынок. С этой точки зрения и полицейский устав может выступать как воплощение идеи Канта о свободе, ограниченной свободой другого» [2, с. 9]. Заметим, конечно, полицейское государство - это не правовое государство. Но оно все же луч-
ше, чем то государство, в котором процветают субъективизм, волюнтаризм, произвол. Некоторые авторы полагают, что наиболее приемлемой концепцией надежного и эффективного решения этого вопроса является осуществление учения о формировании правового государства. Более того, на их взгляд, никакой альтернативы этому учению нет.
На самом же деле, существует множество учений о праве и государстве: божественное (теологическое) учение о праве и государстве; теория связанности государства учредительной властью; концепция народного суверенитета; учение о самоограничении власти; концепции о господстве права, верховенстве закона, конституционном государстве, правах и свободах человека; учения о государстве правды, нравственном государстве, разумном государстве, полицейском государстве и т. д. Все они вместе и в отдельности, образуя альтернативы теории правового государства, с теми или иными нюансами говорят о необходимости и важности связанности государства правом и об ограничении публичной власти правовыми способами и средствами.
Альтернативой концепции правового государства являются и государства народной демократии, а также Советская власть, в основе которой учение о диктатуре пролетариата - «полугосударстве», противоположном государствам диктатуры буржуазии. В Послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию, озвученному 21 апреля 2021 г., не сказано ни слова о правовом государстве. А вот в Политическом отчете Председателя КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова XVIII съезду КПРФ, состоявшемуся 24 апреля 2021 г., ясно проведена мысль о том, что партия борется за социализм; добро, правду, справедливость; возрождение Советской власти и Союза ССР на всем постсоветском пространстве.
Но в этом учении отношение к праву, нередко отождествляемому любым законам, иной раз даже партийным директивам, противоречивое. Впрочем, вполне можно вести речь о партийном праве. Но оно значимо не для всякого и каждого, а, требуя партийной дисциплины и организованности, лишь для членов соответствующей партии. Не до конца прояснен здесь и вопрос о соотношении законности, целесообразности и справедливости; развития, дисциплины и порядка. Известной альтернативой концепции правового государства является и идея о социалистическом правовом государстве, но она у нас, в России, не получив должной поддержки, пришла в состояние застоя [3, с. 29].
Сергей Сергеевич Алексеев (1924 -2013), известный ученый-юрист, активный поборник перестройки, писал: «Да, перестройка не может не состояться. Она обязательно состоится. Конечные цели и идеалы социализма непременно победят. Но все это произойдет, если будет создано социалистическое правовое государство!» [3; 4; 5, с. 175]. Вместе с тем он высказывал и опасение, что идею социалистического правового государства могут «заговорить», превратить в расхожую фразу, что в прошлом случилось с прекрасной по своей сути формулой о правовой основе государственной и общественной жизни [3, с. 4].
Хотя альтернатив концепции правового государства много, в современном мире, особенно в европейских странах, приверженных романо-германской правовой системе, концепция правового государства является наиболее популярной. А само правовое государство оценивается как демократический институт гражданского общества, развивающийся в традициях свободы и демократии. Рассуждая о социальном развитии, часто заводят речь о гражданском обществе и правовом государстве. При этом утверждают, что без гражданского общества нет правового государства, а без правового государства -гражданского общества. При таком подходе вольно или невольно общество и государство оказываются противопоставленными друг к другу. И в основе этого все еще превалирую-
щий в общественном сознании взгляд, по которому государство - аппарат, организация, состоящая из государственных служащих, чиновников, слабо контролируемых народом. Отсюда - ожидания народа, что не сам народ должен предпринимать меры в направлении удовлетворения своих все возрастающих потребностей, а государство. Между тем, если принять логику, что государство - это совокупность граждан, то напрашивается мысль, что гражданское общество и есть государство, которое призвано решать злободневные задачи (ближние, средние и дальние) в соответствии с тем правом, которое общество само же и выработало, используя приемлемые правовые формы, методы и средства.
Согласно мнению кандидата философских наук Д. Г. Давлетшиной, «понятие «государственность» значительно шире и содержательней, чем понятие права. Оно отражает политическое своеобразие и духовно-культурную особенность прежде всего таких социальных феноменов, как государство и право, созданных и органично развивающихся в рамках известного общества, его духовно-культурного, социально-психического уклада. И, следовательно, конкретное государство институционально оформляется и развивается именно на данном фундаменте, представляя свой особый вид государства по форме, а также по содержанию. Данный идеал имеет универсальный характер; в результате оказывается, что практически не может существовать иной модели правового государства, которая бы не воспроизводила западноевропейскую логику формирования государства» [6, с. 4]. Если основательно вдуматься в этот текст, то можно понять, что понятие «государство» необходимо отличать от конкретных государств. Каждое конкретное государство является особенным видом государства по содержанию и по форме. Следовательно, правовое государство тоже особенная модель государства, которая характерна преимущественно для Западной Европы. Этот подход принципиально отличается от представлений тех авторов, которые рассматривают правовое государство в качестве особого типа государства, который
как будто является целью развития общества. С их точки зрения, в перспективе все государства должны стать правовыми уже в обозримом будущем.
Однако на данном этапе исторического развития человеческого общества это трудноразрешимая задача, так как в воплощением идеи правового государства наблюдаются несколько тенденций. Так, Ю. А. Тихомиров, известный ученый-юрист мирового уровня, отмечает, что в скандинавских странах, а также в Германии и во Франции, имеет место быть устойчивое эволюционное развитие и осуществление принципов правового государства. Вместе с тем в России и в некоторых постсоциалистических странах наблюдается «вялотекущее» развитие в том смысле, что после декларирования международных и конституционных принципов элементы правового государства развиваются медленно и противоречиво. Кроме того, во многих странах Азии внешнее признание принципов правового государства причудливо сочетается с религиозными принципами и нормами. Неравномерное развитие отдельных институтов правового государства при их чисто внешнем оформлении зачастую сопряжено с устойчивым отчуждением граждан от права. Кризисные явления и процессы часто ведут к тому, что принципы и институты правового государства утрачивают свое значение и заметаются силовыми или диктаторскими методами управления [7, с. 114-115].
Не исключено, что со временем будет выработана новая концепция, в которой совсем по-другому, чем сегодня, будет рассматриваться и решаться вопрос о роли права в отношении развития государства. Во всяком случае, сегодня, несмотря на все метаморфозы, все более влиятельным фактором социального развития становится международное право, основные источники которого не закон и указ, а обычай и договор. И здесь все более усиливается понимание того, что к решению вопросов социального развития необходимо подходить, по меньшей мере, с двух сторон. С одной стороны, с точки зрения самоценности человека как природного и социального феномена. А с другой - с по-
зиции того, что «общим домом» для всех и каждого является не одна только Европа или Азия, или Евразия, Америка, или Африка, или Австралия, а вся Земля как единственная планета Солнечной системы, где только и существуют благоприятные условия для жизни разумных существ - людей.
Мы считаем, что право получает наиболее полное воплощение в правосудии. Независимые, грамотные, справедливые, авторитетные, совестливые судьи способны надежно и эффективно умерить не только неразумных лиц и корпорации, но государства, ведущие себя агрессивно. Показателен Нюрнбергский процесс, где в соответствии с Уставом Международного (Нюрнбергского) военного трибунала был осужден фашизм (национал-социализм) и главные военные преступники европейских стран оси были приговорены к суровым мерам наказания. Вместе с тем, если несколько изменить взгляд на правосудие, то судьи могли бы не только наказывать провинившихся. А могли бы еще в некоторых исключительных случаях решать вопрос о поощрении тех, кто проявил себя в социальном развитии общества и его государственности положительно в том смысле, что выходит за пределы правомерного поведения в обычном его понимании.
Следовательно, чтобы государство как совокупность граждан действительно обеспечивало развитие человека и общества, надо бы не только развивать институты представительной (парламенты) и исполнительной власти (правительства), а нужно еще всемерно совершенствовать структуры правоохраны и правозащиты, возвышать справедливую судебную власть. Так, при всей важности институтов представительной власти и структур исполнительной власти едва ли правильно рассматривать их в одном ряду с судебной властью. Обобщая, она (судебная власть) выше и важнее их. По профессору Евгению Викторовичу Колесникову, «правовое государство - это по ряду смыслов «государство судей и адвокатов». «Однако, по его мнению, оно будет реальностью только в условиях многоукладной и эффективной рыночной экономки с ярко выра-
женной социальной направленностью. При этом существование зрелого гражданского общества и соблюдение конституционных и законодательных норм государственными и общественными институтами, гражданами - непременные условия демократической правовой государственности» [8, с. 28-29].
Заслуживает внимания мысль, согласно которой слово «государство» производно от слова «суд». Заметим, если следовать древним текстам, то во главе первичных общин были вовсе не военные предводители, а старейшины, исполнявшие функции судей. У тюркских народов (например, у казахов) бии (беи) - это судьи (Не смешивать со словом «баи», что значит богатые, состоятельные люди). Причем, не назначаемые и не избираемые, а становящиеся таковыми в силу своих знаний, жизненного опыта, авторитета, ума и совестливости, мудрости.
Идея о необходимости развития в мировом масштабе и в разрезе отдельных стран гуманистического права и разумного государства, для которых (и для права, и для государства) нет выше цели, чем человек, и обеспечение безопасной и счастливой жизни всех людей на благодатной Земле до тех пор, пока она существует. В этом случае интересы отдельных национальных государств, не выходящие за пределы разумного, сохраняют свое значение, но кое в чем, не исключено, уйдут уже на второй и даже на третий план. Идея правового государства, которая, разумеется, имеет право на существование и осуществление, на практике нередко извращается: тиражируются бюрократические и технократические структуры, формируются бесчеловечные режимы и системы управления. Главная цель развития общества и его государственности - обеспечение в рамках нескончаемого всеобщего движения счастливой жизни всякому и каждому, а не правовое государство. Причем,
хотелось бы отметить, правовое государство вовсе не то государство, в котором никогда не нарушаются права и свободы человека и гражданина. На самом деле права и свободы, получившие закрепление в законодательстве, нарушаются регулярно. Например, работодателем, работниками торговой сферы. Правовое государство - то государство, где созданы механизмы восстановления нарушенных права и свобод. Иначе говоря, правовое государство - это то государство, в котором наряду с механизмами праворегуля-ции и правоохраны надежно и эффективно действует еще особый правозащитный регулятивный механизм.
Чрезвычайно актуализируется тема гражданина мира. Ведь, если основательно вдуматься, совокупность зрелых, добродетельных, социально активных граждан мира, озабоченных не только обустройством своей страны, а еще благополучным развитием жизни на Земле в целом, и образуют настоящее государство, взятое в мировом и национальном разрезе. С этой точки зрения исключительно интересна мысль философа права И. А. Ильина (1882 или 1883-1954): «Государство не есть какая-то отвлеченность, носящаяся над гражданами; или какой-то «я-вас-всех-давишь», вроде сказочного медведя, который садится на жителей домика и передавливает всех. Государство не «там где-то» вне нас (правительство, полиция, армия, налоговое ведомство, чиновничий аппарат); нет, оно живет в нас, в виде нас самих, ибо мы, живые человеческие личности, мы есьми его «части», или «члены», или «органы». В государство включаются (строят его, укрепляют его, колеблют его, совершенствуют его или наоборот разрушают его) - все свободные, частно-инициативные, духовно-творческие, внутренние настроения и внешние деяния граждан» [9, с. 40-41].
ЛИТЕРАТУРА
1. Поляков С. Б. Принципы законодательства Бентама против миража правового государства. Пермь, 1993.
2. Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм. 2-е изд. М. : Коммунистическая академия, 1927.
3. Алексеев С. С. Правовое государство - судьба социализма. Научно-публицистический очерк. М. : Юрид. лит., 1988.
4. Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? М. : Знание, 1990.
5. Малицкий А. Советская Конституция. Харьков, 1925.
4. Давлетшина Д. Г. Социально-философский анализ права и государства : монография. Уфа : Уфимский юридический институт МВД России, 2011.
5. Тихомиров Ю. А. Государство : монография. М. : Норма : ИНФРА-М, 2013.
6. Колесников Е. В. Конституция Российской Федерации и становление правового государства: некоторые вопросы теории. // Ленинградский юридический журнал, 2014. № 2 (36). С. 28-29.
7. Ильин И. А. Об органическом понимании государства и демократии. В кн.: Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.
© Самигуллин В. К.
УДК 321.01:330.35(430)
А. Н. ШАЛАМОВА, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Иркутск)
А. N. SHALAMOVA, Head of the Department of State and Legal Disciplines of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor (Irkutsk)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЭРХАРДА О СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
IMPLEMENTATION OF ERHARD'S IDEAS ABOUT THE SOCIAL STATE
Аннотация. Проблематика строительства в России социально ориентированной экономики, основанной на свободном рынке и конкуренции, в современный период крайне актуальна, и ее разработка выступает необходимым фактором устойчивого роста экономики и построения социального государства. Цель исследования состоит в анализе модели наиболее эффективного использования трудовых ресурсов, в частности, и человеческого капитала в целом. Задачи проведенной работы предполагают: исследование факторов, способных реализовать на практике идею социально ориентированного государства, а также анализ немецкой модели социально ориентированной экономики и применение в России теоретических наработок Л. Эрхарда. Методологическим базисом работы выступает системный и структурный методы, а также метод компаративистики. Анализируя немецкую модель социального государства, автор не отступал от принципов научной объективности и историзма.
Ключевые слова и словосочетания: социально ориентированная экономика, социальное государство, модернизация, демократизация, конкуренция, монополизм, права и свободы личности.
Annotation. The problems of building a socially oriented economy in Russia based on a free market and competition are extremely relevant in the modern period and its development is a necessary factor for sustainable economic growth and the construction of a welfare state. The purpose of the study is to analyze the model of the most efficient use of labor resources in particular, and human capital in general The objectives of the work suggest: the study offactors capable ofputting into practice the idea of a socially oriented state, as well