Научная статья на тему 'О сущности строительной деятельности Святейшего Патриарха Никона'

О сущности строительной деятельности Святейшего Патриарха Никона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сущности строительной деятельности Святейшего Патриарха Никона»

О.Н. Бондарева

О сущности строительной деятельности Святейшего Патриарха Никона

27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан совершил чин освящения поклонного Креста на острове Патриарха Никона в окрестностях Ферапонтова монастыря.

На титле Креста помещен тропарь, на распятии - стихира «Крест, хранитель всея вселенныя...», на подножии - «Блаженной памяти Святейшего Патриарха всея Руси Никона».

В 1656 году, в разных концах Европы, были заложены два великих произведения культуры и искусства - площадь св. Петра в Риме архитектора Лоренцо Бернини и Воскресенский Новоиерусалимский монастырь Патриарха Никона. Оба этих памятника, грандиозных по замыслу и воплощению, представляли две совершенно разных мировоззренческих системы католицизма и православия.

Следует отметить, что создание двух христианских памятников происходило в разных природных условиях: гористой Италии и равнинной Руси.

Какими побудительными мотивами вдохновлялись творцы этих величественных ансамблей?

Воплощая композиционное решение площади перед собором св. Петра, Бернини создал первый образец урбанистической архитектуры. Единство ансамбля, скорее видимое, представляет собой «постоянную смену и вариации перспективы и пространства»473, наподобие смены декораций в театрализованном действии. Гигантская площадь, ее сплошное каменное пространство, захватывает человека в свои «объятья», делает его маленьким актером на грандиозной сцене. Это творение - своеобразный памятник прямой перспективе, детищу эпохи Возрождения.

«Если Бернини превосходно имитирует природу, то только затем, чтобы показать, что природа не есть нечто, не подвластное воле челове-

474

ка, он не превозносит ее, а разрушает» , - так оценил его метод автори-

473 Арган Дж. К. История итальянского искусства: в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 151.

474 Там же. С. 148.

©3 О . Н.Бондарева, 2006

тетный знаток итальянского искусства Дж. Арган. Исследователь пришел к выводу: «Не только в творчестве Бернини, но и во всей культуре XVII века универсальной и оптимистической перспективе сопутствует тоска по иной реальности, подозрение в том, что воображение - заблуждение, что иным должно быть оправдание человеческой деятельно-

475

сти...» .

Должен был явиться человек, который смог бы указать истинное назначение человеческой деятельности.

Патриарх Никон, стремясь воссоздать иерусалимские святыни на русской земле, намеренно отходит от Москвы, дабы не разрушать одни храмы во имя других и воплотить свой Новый Иерусалим в природном ландшафте.

Он не стал, подобно своему современнику, имитировать природу. Патриарх Никон, в противоположность Бернини, ее обогащает. Его ученик писал: «Святейший патриарх приказал копать вокруг монастыря пруды, разводить в них рыбу, устраивать мельницы, сажать сады и огороды. Вместе с братией он рубил лес, расширяя посевные угодья. Около болот копали рвы, превращая болота в покосы.»476.

Патриарх Никон этим не подчинял природу, а преображал ее, относясь к ней как к Божьему дару, прекрасному самому по себе, а не только как к препарату для человеческого разума. Созидание, а не разрушение -таково главное отличие.

Создавая Новоиерусалимскую обитель с собором Воскресения в ее сердце, и перенося топографию палестинских мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, на русскую землю, Патриарх Никон, как нельзя лучше, разместил их на раздольях Подмосковья.

Стоя на возвышенности, можно созерцать весь ансамбль в его единстве. Крестный ход, спускаясь от Елеонской часовни, и поднимаясь на монастырский холм, встречал на своем пути не чреду бесконечно сменяющихся пространственных построений, а Новый Иерусалим, который, подобно светильнику, устремлен к небу блистающим светом золотых куполов.

Необходимо сказать несколько слов о самих творцах.

Лоренцо Бернини родился в 1598 году в семье преуспевающего архитектора и художника, получил прекрасное профессиональное образование, уже в 10-летнем возрасте показал успехи в ваянии.

Никита Минин, родился в 1605 году в крестьянской семье мордовского села, рано осиротел и подвергался преследованиям со стороны

476 Там же. С. 147.

476 Повесть о рождении, воспитании и жизни святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанная его клириком Иоанном Шушериным. М., 1997. С. 70.

мачехи (которая пыталась отравить его, сжечь в печи и т. д.). Скитавшийся мальчик находил сострадание у посторонних людей проживающих в этом месте: русских, мордвы, татар. Будущий Патриарх Московский и всея Руси вырос на лоне приволжской природы, был вскормлен крестьянскими мордовскими семьями и воспитан православием. В 1652 году, он, уже будучи митрополитом Великого Новгорода, архиерейским собором был поставлен в Патриархи. Сбылось предсказание старца Ма-кариевского Желтоводского монастыря иерея Анании и неизвестного нам по имени прозорливого.

В примечательной на наш взгляд статье Г.В. Алферовой «К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона» рассмотрены вопросы о степени авторства Патриарха в качестве зодчего. «Сопоставление Ново-Иерусалимского, Иверского Валдайского и Крестного Кийского монастырей выявляет в них единый замысел. Иверский Валдайский и Крестный Кийский расположены на островах, а для Ново-Иерусалимского был сделан искусственный полуостров. Все три комплекса характеризует и увязка зданий с природой. Сложная конфигурация генеральных планов монастырей вызвана желанием вписать архитектурные комплексы в окружающий ландшафт»477. Историк архитектуры далее обобщает: «Всем сооружениям трех комплексов присущи сдержанность, строгость и тектоничность организации архитектурных образов»478.

Присоединяясь к мнению Г.В. Алферовой о том, что Никон был зодчим всех трех монастырей, мы снова задаемся вопросом: «Чем руководствовался Святейший Патриарх, осуществляя свои грандиозные замыслы?».

«Нам никогда не удастся полностью проникнуть в тайну внутреннего мира молчания и бесконечной молитвы, что определяла - и определяет до сих пор - монашескую культуру России»479, - предупредил своих собеседников видный исследователь древнерусской культуры американский ученый Джеймс Биллингтон. Он же отметил в своей работе и другую константу: «Никон выстроил свой мессианский редут - Новоиерусалимский монастырь на реке Истра к западу от Москвы»480, - эти мысли директора библиотеки Конгресса США стимулируют поиск ответа на поставленный вопрос.

Сохранились документы по истории строительства Иверского монастыря. В 1656 году Патриарх писал строителю старцу Нифонту: «Да тебе

477 Алферова Г. В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона // Архитектурное наследство: [сб. тр.]. М., 1969. С. 41-42.

479 Там же. С. 44.

479 Биллингтон Дж. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре. М., 2001. С. 27.

480 Там же. С. 57.

ж, приехав на остров, остров осмотреть и чертеж учинить и мерою смерить саженью трех аршинною долготу и ширину не в одном месте. и вышину от всех сторон от востока и от запада, и от лета (юга. - О. Б.) и от севера. и где голой камень, и где земля, и где лес, и где болото. и где монастырю пристойно. быть на какове месте»481.

Этот наказ словно исходит из Книги пророка Иезекииля, где говорится о построении храма, о его размерах и о том, что все пространство вокруг храма свято. Становится ясным, что остров с возведенным на нем монастырем уже мыслится как икона.

В бытовавшей на Руси устной «Повести о граде Иерусалиме» говорилось: «Будет на Руси град Иерусалим населенный, и в этом граде будет соборная и апостольская церковь.»482.

Приводимые аргументы убедительно показывают, что Святейшим Патриархом Никоном в его планах движут мысли Священного Писания и вековые чаяния православного народа, проистекающие из богооткро-венных книг.

В научном исследовании «Золотое сечение», один из его авторов, И.П. Шмелев пришел к выводу: «Творческое деяние есть действительно категория интуитивного порядка, интимного озарения - это тайна об-

« 483

щения с природой» .

М.Н. Соколов в цикле лекций о культуре Возрождения отмечает: «Святой Григорий Палама, рассуждая о сущности богословского символизма, наделяет его всецело просвещающей природой, уподобляя теплу от солнечного луча, которое передается неумаленно, рождая „икону

484

сквозь чувственную темноту .» .

И.Э. Грабарь и С. Торопов в статье «Архитектурные сокровища Нового Иерусалима» писали: «С точки зрения архитектурного типа здание собора было беспримерным и единственным во всей Древней Руси». Иными словами, здесь подтверждается то, что у Патриарха Никона, помимо миниатюрной примитивной модели, не было зримых аналогов, что это строение - оригинальный шедевр.

Авторы не скрывают своих чувств: «Гигантский круглый зал с окружавшей его широкой галереей, наполненной светом, с исчезающим в высоте смело решенным шатром покрытия, тоже полным света и бле-

48' Алферова Г. В. Указ. соч. С. 35.

482 Баталов А. Л. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в русской архитектуре XVI—XVII вв. / А.Л. Баталов, Т.Н. Вятчанина // Архитектурное наследство: [сб. тр.]. М., 1988. С. 35.

483 Шевелев И. Ш. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии / И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев. М., 1990. С. 300.

484 Соколов М. Н. Вечный Ренессанс: лекции о мифологии культуры Возрождения. М., 1999. С. 112.

ска,... все это в превосходном синтезе производило потрясающее впечатление. Мощная романская ротонда старого Иерусалима, соединенная с русской шатровой крепостной башней. слились в единый ансамбль небывалой торжественности. Лучи солнца пронизывали это великолепие. Эффектные перспективы сводчатых галерей приковывали взгляд

485

зрителя, зовя его в заманчивые, таинственные дали» .

Продолжая свое повествование, именитые искусствоведы не смогли удержаться от определения, что исполнение памятника по воле Святейшего Патриарха «превратили церковную ротонду в сверкающий источник радости - небесной у Никона.»486. (Не следует забывать о том, что эта статья писалась во времена разгула атеизма.)

«Зрительные образы - категории пространства в сознании. Следовательно, как категории пространства они несут в себе информацию о сущностях объектов феноменального мира, выплескивают через символ и образ доминирующую в них сущность»487. Это определение принадлежит И.Ш. Шевелеву, архитектору-реставратору, автору целого о логике архитектурной гармонии и принципах пропорции. Согласно его мысли, строительством великих построек правит не столько собственное желание, сколько интересы жизни как целого - универсум.

В 1666 году в результате сговора части боярства и иностранных авантюристов Святейший Патриарх Никон был отправлен в заточение в Ферапонтов монастырь. Строительство возводимых им монастырей было остановлено. Враги его, казалось, торжествовали. Но едва получив возможность выходить из своей клети, старец Никон принялся за устройство острова на Бородавском озере, где часто гибли люди. Очищая землю для хлебопашцев и жнецов, он собирал с полей многопудовые камни, перекатывал их на плоты и доставлял на место будущего острова. Каждый камень в основание острова укладывался собственноручно Патриархом.

Накануне наступающего третьего тысячелетия на Бородавском острове в окрестностях Ферапонтова монастыря несколько лет работала комплексная научная экспедиция, состоявшая из представителей Московской Патриархии, Вологодской епархии, видных ученых и архитекторов.

М.А. Тодорова, сотрудница Миссионерского отдела Московской Патриархии, описывая остров Патриарха Никона, отметила: «Без сомнения можно сказать, что ни один камень в кладку острова не был положен случайно. Кладка сделана с большим чувством материала и очень проч-

485 Грабарь И. Архитектурные сокровища Нового Иерусалима / И. Грабарь, С. Торопов // Памятники Отечества, 1985, № 1. С. 102.

486 Там же. С. 107.

487 Шевелев И. Ш. Указ. соч. С. 119.

но. Особо хочется сказать о размерах острова. (Длина - около 77 м, ширина - около 20 м.) Вся его композиция, все пропорциональные ее отношения красивы, четки и гармоничны»488.

Сделав обмеры острова, архитекторы-реставраторы установили: «Композиция острова выстроена на основе прямоугольника золотого сечения». М.А. Тодорова специально пояснила489: «Эта система пропор-ционирования применялась (в Византии и на Руси. - Б. О.) одинаково

490

как для архитектуры, так и для иконописи» .

Открытие на Бородавском озере позволило выяснить первоначальное место водружения Креста Патриархом Никоном.

Выражая мнение целого коллектива исследователей, М.А. Тодорова сказала: «Для всех вообще произведений Патриарха Никона характерна удивительная построенность и математическая просчитанность, и оттого - кристальная ясность и четкость пропорций и, в целом, всей композиции. Достигается это с помощью геометрических построений и циф-

491

ровых соотношений, лежащих в их основе» .

Далее М.А. Топорова коснулась символики острова: «План острова напоминает корабль или ладью. Верхняя каменная площадка острова является одновременно образом храма, не случайно восточная ее сторона имеет полукруглую форму, как абсида алтаря. Крест на острове символизировал и мачту корабля, и престол храма. Итак, перед нами корабль-храм. Плывет он с запада на восток. Совершается сие движение силою крестною, а правит кораблем Патриарх-кормчий»492.

18 января 1672 года голова московских стрельцов Ларион Лопухин, допросив ссыльного Патриарха о значении поставленных крестов, написал: «Да на том же-де озере поставил он Крест на островку, погрузив камение для того, что прежде сего на озере по навету диавольскому мно-

488 Тодорова М. А. Остров Патриарха Никона в Ферапонтове // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2002. С. 41.

489 Прим. М.А. Тодоровой: Эту тему разрабатывали: Гусев Н. В. Некоторые приемы построения композиции в древнерусской живописи XI—XVII вв. // Древнерусское искусство: худож. культ. Новгорода. М., 1968. С. 126-139; Тиц А. А. некоторые закономерности композиций икон Рублева и его школы // Древнерусское искусство XV — начала XVI в. М., 1963. С. 22-53; Салтыков А., прот. К изучению геометрической традиции в древнерусском искусстве: (Ярославская «Оранта» и «Троица» Андрея Рублева). Рукопись. О применении различных типов саженей см.: Пелецкий А. А. Мерило древнерусского зодчего // Наука и жизнь, 1980, № 11; Хембидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре. М., 1936.

490 Тодорова М. А. Указ. соч. С. 42.

491 Там же. С. 43.

492 Там же. С. 46.

гие люди потопали. А по устроении Креста православных христиан от

г 493

утопления Бог хранит» .

Вторую фразу, дополнение ответа Святейшего патриарха Никона можно понимать в сакральном значении, что по устроении Креста Бог хранит православных христиан от потопления в волнах житейского моря.

«Устройство острова и водружение Креста было духовным подвигом Святейшего, дающим нам повод для глубоких раздумий о судьбоносно-

494

сти времени его первосвятительского служения» , - к такому выводу пришла Е.Р. Стрельникова, представитель Комиссии по канонизации при Вологодском Епархиальном управлении, курировавшая все этапы восстановления Креста на Никоновом острове.

Созданный рукотворный каменный остров - последнее зодческое деяние Святейшего Патриарха не следует воспринимать буквально как убежище или пристанище. В этом убеждают свидетельства и мнения людей, порой находящихся, образно говоря, на противоположных берегах.

В феврале 1917 года старец Анатолий Оптинский предсказал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. и все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся и создастся корабль в своей красе, и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это будет

495

явное всем чудо» .

Американский писатель Торнотон Уайлдер в романе «День Восьмой» вложил в уста одной из своих героинь утверждение: «Россия - тот

496

ковчег, где спасется человечество в час всемирного потопа» .

Уайлдер словно пребывал в диалоге со своим духоносным соотечественником, иеромонахом Серафимом (Роузом): «Православие является

497

верой, цель которой есть спасение нашей души...» .

Творческое наследие Патриарха Никона обращено к человечеству прежде всего для сохранения дара жизни. В словах известных ученых деяния его продолжают свое победное шествие: «Взращивая культурный слой, мы приумножаем его плодородие. Чем краше будет наше архитектурное окружение, тем жизнерадостнее станут члены нашего общества, ибо прекрасное - не физическая категория, а носитель и выразитель порядка, совершенства. Оно, прекрасное, - великий экологический охранитель. Оно, прекрасное, готовит нас к беспристрастной самоотдаче, и в этом смысл человеческой жизни и эволюции человеческого разума, ин-

493 Там же. С. 45.

494 Стрельникова Е. Р. Крест на острове Патриарха Никона // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2002. С. 81.

495 Цит. по: Серафим (Роуз), иеромонах. Будущее России и конец

мира. 1981 // Русский паломник (США), 1990, № 2. С. 99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

497 Уайлдер Т. День Восьмой. М., 1976. С. 409. 497 Серафим (Роуз), иеромонах. Указ. соч. С. 97.

теллекта»498. «Золотое сечение есть условие экологической устойчиво-сти»499, - таково определение ученого и архитектора И.П. Шмелева. Иными словами, руководствуясь принципами Золотого сечения при возведении святынь, Святейший Патриарх Никон предопределил хранить экологическую устойчивость.

Все три основанные Патриархом Никоном монастыря не только совершенны по своим архитектурно-художественным формам, но и с гениальной точностью вписаны в окружающую природную среду, что придает этим архитектурно-ландшафтным произведениям невероятную идейную и эстетическую силу.

«Там, где люди не создают вокруг себя историю природы и жизнь их не откладывает никакого творческого отпечатка на природу, там словно иссякает, уходит в песок сама история этих людей, уступающих в конце концов свою землю пришедшим преобразователям»500, - размышлял в середине XX века Лев Николаевич Гумилев.

Святейший Патриарх Никон - один из величайших деятелей отечественной и мировой культуры, личность творческая, созидающая, не побоявшаяся взять на себя подвиг прославления русской культуры и укрепления государственности.

Патриарх Никон утверждал идею богоизбранности Святой Руси, где храм не есть нечто отвлеченное от земной жизни, а наоборот, слито с земным окружением во имя его преображения и наполнения Божественной благодатью.

Лоренцо Бернини землю нивелирует и мостит камнем, Патриарх Никон возводит на ней высоты и венчает храмами. Это деяние Святейшего Патриарха - призыв к соотечественникам, не только к современникам, но к потомкам, к иной жизни, наполненной светом добра.

498 Шевелев И. Ш. Указ. соч. С. 316.

540990 Там же. С. 309.

500 Вишневская С. С. Национальные парки России. Тропинкой Красною от моря Черного до моря Белого / С.С. Вишневская, В.А. Горохов. М., 1997. С. 163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.