Научная статья на тему 'О СУЩНОСТИ АНТРОПОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. МАКАРЕНКО'

О СУЩНОСТИ АНТРОПОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. МАКАРЕНКО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / РЕЦИДИВ / RELAPSE / А.С. МАКАРЕНКО / A.S. MAKARENKO / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / NATURAL LAW / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ / SOCIO-CULTURAL NORMS / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / POSITIVE LAW / ПРОЦЕСС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / THE PROCESS OF RESOCIALIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / PEDAGOGICAL CONCEPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багреева Елена Геннадиевна

В статье рассматриваются нормы естественного и позитивного права как обязательное условие успешной ресоциализации осужденных. Задачей современной пенитенциарной системы признана необходимость возвращения гражданина в социально-экономическое, социокультурное пространство страны после отбытия наказания. Проблемы высокого уровня рецидивной преступности обусловливают необходимость поиска подходов и путей совершенствования процесса исполнения наказания осужденных. Реализация норм естественного и позитивного права в педагогическом опыте А.С. Макаренко и сегодня заслуживает внимания и осмысления с учетом современных условий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Багреева Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ESSENCE OF ANTHROPOLOGY OF NATURAL AND POSITIVE LAW IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF A.S. MAKARENKO

This article discusses the standards of natural and positive law as a prerequisite of a successful resocialization of convicts. The need for the return of a citizen in the socio-economic, socio-cultural space of the country after serving his sentence is recognized to be the task of the modern penitentiary system. High-level recidivism problems necessitated the search for approaches and ways to improve the process of execution of the punishment of convicted persons. Today under modern circumstances the implementation of the rules of natural and positive law in the pedagogical experience of A.S. Makarenko deserves our attention and reflection

Текст научной работы на тему «О СУЩНОСТИ АНТРОПОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. МАКАРЕНКО»

Багреева Елена Геннадиевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор Финансового Университета при Правительстве РФ (125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49)

e-mail: [email protected]

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

О СУЩНОСТИ АНТРОПОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. МАКАРЕНКО

Аннотация. В статье рассматриваются нормы естественного и позитивного права как обязательное условие успешной ресоциализации осужденных. Задачей современной пенитенциарной системы признана необходимость возвращения гражданина в социально-экономическое, социокультурное пространство страны после отбытия наказания. Проблемы высокого уровня рецидивной преступности обусловливают необходимость поиска подходов и путей совершенствования процесса исполнения наказания осужденных. Реализация норм естественного и позитивного права в педагогическом опыте А.С. Макаренко и сегодня заслуживает внимания и осмысления с учетом современных условий.

Ключевые слова: преступность, рецидив, А.С. Макаренко, естественное право, социокультурные нормы, позитивное право, процесс ресоциализации, педагогическая концепция.

УДК - 343 ББК - 67.52

Bagreeva Elena Gennadievna,

Doctor of law, prof. professor of Financial University under the Government of the Russian

Federation (125993, Moscow, Leningradsky Prospekt, 49)

ON THE ESSENCE OF ANTHROPOLOGY OF NATURAL AND POSITIVE LAW IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF A.S. MAKARENKO

Annotation. This article discusses the standards of natural and positive law as a prerequisite of a successful resocialization of convicts. The need for the return of a citizen in the socio-economic, socio-cultural space of the country after serving his sentence is recognized to be the task of the modern penitentiary system. High-level recidivism problems necessitated the search for approaches and ways to improve the process of execution of the punishment of convicted persons. Today under modern circumstances the implementation of the rules of natural and positive law in the pedagogical experience of A.S. Makarenko deserves our attention and reflection.

Key words: crime, relapse, A.S. Makarenko, natural law, socio-cultural norms, positive law, the process of resocialization, pedagogical concept.

Введение

Во все времена сообщества людей, государства «поражает» такое явление, как преступность. Ее особенностью является социальная природа и социальная обусловленность пре-

ступных деяний, совершаемых людьми в обществе против их интересов и потребностей, социокультурных норм и сложившихся правил социального поведения как совокупности общественных отношений с их закономерностями

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

и противоречиями.

Несмотря на широкий спектр предпринимаемых усилий, преступность во всем мире остается «хронической болезнью» человеческих сообществ. «Центральная идея... заключается в том, что преступность является неотъемлемой частью того, как строится общество и его культура. Думать, что преступность - порождение «ненормальных» людей и она является зоной ответственности правоохранительных органов и судебной системы, означает игнорировать эндемические процессы, которые поддерживают преступность и тех, кто ежедневно имеет с ней дело» [11, с. 8]1. В связи с этим особенно тревожит рецидивная преступность как показатель «неизлечимости» общества. В 2015 г. руководство Федеральной службы исполнения наказаний отмечало высокий процент рецидива среди осужденных: «На слушаниях в Общественной палате РФ первый заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый заявил, что из 673 тысяч осужденных 85 процентов - это люди, которые были два и более раз судимы» [3]. Более детальный анализ этой ситуации представили ученые-криминологи: «Усугубляется состояние показателей контингента осужденных в исправительных колониях в 2015 году, когда доминирующее положение в местах лишения свободы стали занимать ранее судимые лица (62,0 %). Согласно показателям рецидивной преступности, значительную долю составили осужденные три и более раза - 48,35%. Показатели доли осужденных во второй раз достигли 13,65%» [1, с. 193].

Состояние преступности, и особенно рецидивной, всегда находится в центре не только уголовной политики государства, но и всего общества. Однако «анализ социально-криминологической характеристики преступности за январь - декабрь 2016 г. показывает, что больше половины (674 935; АППГ - 688 817) преступлений

1 Профессор David Canter является главным редак-

тором журнала «Современная социальная наука», директором Международного исследовательского центра исследовательской психологии Университета Хаддерсфилда и почетным профессором Ливерпульского университета. За последние 45 лет он опубликовал большое количество работ по многим аспектам прикладной и социальной психологии. Доктор Donna Youngs является лектором по вопросам следственной психологии в Университете Хаддерсфилда, Великобритания. Она исследует поведенческие модели преступников и их психологические корреляты, а также поведенческие различия между преступниками и населением в целом.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

совершены лицами, ранее совершавшими преступления. Их удельный вес составляет 56,7% (АППГ - 54,9%) от всех предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде» [7, с. 8]. Таким образом, сложившаяся ситуация, несмотря на предпринимаемый комплекс правоохранительных мер, к сожалению, устойчива, что, в свою очередь, может влиять на стабильность государства и его безопасность. Мыслители-философы во все времена пытались сформулировать идею оптимально функционирующего государства, осознавая всю сложность и много-аспектность задачи. Сегодня поиск новых подходов к концепции исправления преступников во имя стабильности государства заставляет нас вновь обратиться к идеям философии в целом и к философии права в частности.

Методика

Человечество за долгие годы существования выработало понимание условий стабильного функционирования государства только при наличии правового регулирования. В процессе его развития такими факторами выступают правовые нормы, обязательные для соблюдения всеми гражданами страны: при понимании права как системы норм его принято подразделять на естественное и позитивное.

Продолжительная, динамичная и плодотворная эволюция философии естественного закона, яркими представителями которой были Аристотель, греческие стоики, Цицерон, римские стоики и средневековые схоласты, привела к пониманию необходимости учета социокультурных норм и правил поведения, сложившихся естественным путем, идущих от потребностей и интересов индивидуума. Таким путем формировалось естественное право как перечень свобод и обязанностей человека, которые предоставляются ему от рождения природой.

Естественные права - право на жизнь, уважение достоинства, справедливое отношение, свободу мысли и т.п., не связаны напрямую с государством, а потому не могут им контролироваться. Они бытуют в социокультурной среде и поддерживаются различными формами общественного мнения. «...Даже в обществах, где «цари», «вожди» или какие-либо формальные государственные институты отсутствуют, заметны регуляторы социального поведения,

которые делают социальную жизнь предсказуемой и, более того, гарантируют более или менее стабильное воспроизведение ее форм... Известный американский юрист Роско Паунд предположил, что «закон» действительно равнозначен социальному контролю через систематическое применение силы политически организованного общества» [8, с. 4]. В то же время естественные нормы становятся ориентиром при создании государством позитивных их аналогов, и поэтому, с другой стороны, позитивное (или положительное) право как обязательные требования к условиям и организации, сформированные, благодаря целям и задачам государства, установленные на государственном уровне и регулируемые им законодательно. Проблема, в том числе, преступности как «болезни общества» состоит в нахождении баланса в использовании норм естественного и позитивного права для оптимизации функционирования государства. Однако нормы положительного права могут взаимодействовать с естественными, но в то же время и противоречить им. И это не единичные идеи, а философско-религиозные теории и догмы. Историческое противостояние этих двух разновидностей прав сложилось под грузом социальных изменений общества.

Причинами отклоняющегося поведения некоторых индивидуумов могут выступать естественные нормы, трактуемые по-своему. Объяснениями чинимого ими произвола, применения насилия, различного рода надругательств над согражданами могут служить неправильно понятые религиозные установки. От подобных проявлений и «берегут» нормы позитивного права. Большинство современных ученых соглашаются с идеей о том, что «в качестве внутренне сбалансированной социальной системы правовое государство имеет несколько ведущих, необходимых и достаточных признаков.

1. Приоритет права над властью.

Предполагается наличие системы взвешенных правовых ограничений деятельности органов государственной власти. Нормы права блокируют вероятность произвола властей, препятствуют любым попыткам государства реали-зовывать свои властные функции в ущерб интересам гражданского общества. Они запрещают государству вмешиваться в частную жизнь законопослушных граждан, заставляют его счи-

таться с принципом неприкосновенности прав и свобод личности.

2. Приоритет естественного права над позитивным правом.

В основе действующего в государстве законодательства лежат принципы неотъемлемости и исполнения естественных прав и свобод человека. Естественное право каждого на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство, благополучие и счастье составляет основополагающую общественную ценность, защищаемую действующим законодательством. Законы лишь подтверждают, что естественные права не даруются государством, а принадлежат человеку изначально» [2, с. 9].

Таким образом, будучи относительно самостоятельными, нормы естественного и позитивного права обусловливают, проникают, взаимодействуют друг с другом, и без них урегулировать отношения в обществе невозможно. Еще одним условием стабильности государства является индивидуум, соблюдающий или не соблюдающий нормы естественного и позитивного права. Таким образом, концепция исправления преступников может и должна опираться на знание и принятие норм естественного и позитивного права. Такой путь, теоретически доказанный вековыми исследованиями ученых и практиков, позволит сократить рецидив и в целом преступность.

Основная часть

Высокие показатели рецидивной преступности свидетельствуют о нерешенных задачах, с одной стороны, проблем исполнения наказания, а с другой - отторжения обществом людей, не принимающих правила жизни, закрепленные в законах государства, и социокультурных норм, бытующих в обществе. Ценность идей философов, отстаивающих существование естественного права, как раз и состоит в том, что оно появляется там и тогда, где рождается человеческая общность, в которой формируются элементы сначала субкультуры, а позднее, с развитием общества, и культуры, принимаемой всем обществом. Ведь и философия выводит понятие естественного права из анализа психологических, физиологических, биологических, культурологических и социально-исторических факторов. В свою очередь, изучение разнообразных обы-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

чаев, традиций и правил человеческого поведения открывает некоторые общие и постоянные нормы, которые вытекают из родовой сущности человека, что и рождает культуру общества.

К сожалению, современная теория естественного права не находит широкого признания пенитенциаристами. В то же время естественное право - это одна из наиболее устойчивых концепций философии права, обусловленная интересами и потребностями человека, формирующая совокупность социокультурных норм и правил поведения. Естественное право следует понимать как свод естественных социокультурных регуляторов человеческого поведения. Конечно, оно, скорее, идеал, тогда как позитивное право -это действительность, которую контролирует и обеспечивает государство.

Юридическим антропологам, ориентированным на социокультурную вариантность, следует признать доктрину естественного права. Вспомним Г. Гроция, который в главе «Доказательства существования естественного права» его знаменитого труда «О праве войны и мира» в подтверждение своей концепции привел сходные мысли других философов: «У Андроника Родосского читаем: "У людей, одаренных правым и здравым умом, соблюдается незыблемо так называемое естественное право. Тем же, чей дух болезнен и расстроен, все кажется иначе, и у них ничто не согласуется с предметом. Поэтому не ошибается тот, кто находит, что мед сладок, тогда как больному кажется иначе". С этими авторами не расходится и Плутарх, который в жизнеописании Помпея замечает, что "по природе ни один человек не есть и не был диким и необщительным существом, но он дичает, когда привыкнет предаваться пороку, извращая свою природу; тем не менее, следуя другим привычкам, с переменой образа жизни и места пребывания, он может вернуться к прежней кротости"» [4, с. 12].

Антропология девиантного, а затем и преступного поведения объяснима пренебрежением сначала нормам естественного права, а затем и позитивного. Социокультурная дезадаптация и асоциализация преступников - сложный и уже состоявшийся процесс социокультурного «выпадения» преступника из общества. Концепция и процесс возвращения преступника в открытое общество должны складываться из покаяния и принятия двух систем права: с одной стороны,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

социокультурных норм, рожденных естественным правом и сводимых в основном к морально-нравственным ценностям и нормам, содержащим в себе стереотипы социально одобряемого поведения, систему запретов, образцы деятельности и форм взаимодействия и даже способы разрешения конфликтов; с другой - норм позитивного права, сконцентрированного в действующем законодательстве данного общества.

«Идея о том, что правовые нормы и категории определяют социальные нарушения, их последствия и разрешают конфликты, остается сильной, несмотря на то, что юристы,.. как и антропологи, отмечают, что некоторые общества очень хорошо справляются без права при урегулировании споров. Во время моей полевой работы в селе Ладахи быстро выяснилось, что жители села не чувствовали никакой необходимости в ссылке на какие-либо правила для разрешения споров или дисциплинирования виновных в аберрантном поведении» [12, с. 9]. Позиция современных ученых Оксфордского университета подчеркивает не только значимость норм позитивного права, но и особую функцию социокультурных норм как регуляторов общественных отношений.

Таким образом, время, отпущенное судом для исполнения наказания, должно быть ориентировано на «прохождение» осужденными «обратного» пути через покаяние, обретение социально-психологического здоровья в процессе психологической гармонизации личности, а также путем познания и принятия ею социокультурных норм и норм законодательства страны.

Практика же, сложившаяся в местах лишения свободы, как правило, ориентирована на безопасность самого осужденного и общества от осужденного, на отбывание наказания и некую социальную помощь в решении его гуманитарных проблем. Не считая необходимым обеспечение условий для изучения осужденными социокультурных и правовых норм, мы оставляем закрытой для осужденных и после их освобождения дверь в наше правовое поле социокультурного пространства страны.

Понимание важности социокультурных норм естественного права и норм позитивного права в условиях исправительного учреждения -это стимул и поддержка, потребность и уверенность на пути гуманизации процесса исправле-

ния и ресоциализации осужденных. Не заботясь о знании и принятии осужденными социокультурных и правовых норм в местах лишения свободы, мы создаем условия, при которых становится невозможной повторная идентификация личности в открытом социуме, что вновь приводит ее к внутренней нестабильности, потере нравственных ориентиров, дисгармонии, стрессу и рецидивным преступлениям.

В ХХ в. зарубежная практика исполнения наказаний была ориентирована лишь на необходимость безопасности содержания заключенных. Почти столетие зарубежные коллеги отдавали предпочтение заботе об охране, технических средствах защиты и безопасности. Вместе с тем в начале века зарождаются первые институты социальной работы с заключенными в местах лишения свободы. Штатные социальные работники исправительных учреждений взяли на себя заботу об организации образования осужденных, о последующем их трудоустройстве. Однако, - и позднее это стало очевидным, - создания технически совершенных условий лишения свободы, а также усилий по организации социальной работы оказалось недостаточно для разрешения личностных проблем.

Современное международное законодательство (ярким примером может служить законодательство в отношении несовершеннолетних, в частности Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы) особое внимание уде -ляет гуманизации условий отбывания наказания, то есть рекомендует расширить социокультурные факторы, воздействующие на несовершеннолетних во имя их возвращения в открытое общество.

Правила обращают особое внимание на необходимость разработки индивидуальной программы возвращения несовершеннолетнего в социокультурную среду общества на основе формирования у него в условиях изоляции соответствующих взглядов и навыков. «Следует гарантировать осуществление в интересах несовершеннолетних, содержащихся в исправительных учреждениях, эффективных мероприятий и программ, которые послужили бы тому, чтобы поддерживать их здоровье и самоуважение, воспитывать у них чувство ответственности и поощрять формирование таких взглядов и навы-

ков, которые помогли бы им развивать свои возможности в качестве членов общества... с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать их вовлечению в жизнь общества» [6, п. 1.3].

Во имя успешной «мягкой» ресоциализации в Правилах регламентирован ряд мероприятий. Особое значение придается персоналу - гуманному, добросовестному, эффективно выполняющему свои обязанности с целью оказания правонарушителям помощи в их достойном возвращении в общество. Правила закрепляют право несовершеннолетних на образование, профессиональную подготовку и трудовую деятельность, отдых, медицинское обслуживание, свободу вероисповедания. Однако международное законодательство не предусматривает требования к осужденным изучать правовые и социокультурные нормы права государства повторной ресоци-ализации.

Вместе с тем уже накоплен опыт использования социокультурного фактора в пенитенциарной практике. В законодательстве многих стран закреплены меры, охраняющие права заключенных с учетом их культурологических особенностей, от реализации потребности в получении общего и профессионального образования и разработки специальных, индивидуальных программ их социокультурной ресоциализации до предоставления выбора предпочитаемой пищи (вегетарианской, кошерной) и возможности следовать религиозным обычаям и ритуалам в местах лишения свободы.

С начала 80-х годов прошлого столетия известны имена энтузиастов проведения арт-тера-певтической работы с осужденными - Carrell C., Laing J., 1982; Laing J. 1984; Liebmann M., 1994; Karban B., 1994; Innes R., 1996, и другие специалисты. Безусловно, интересен опыт англичанина Колина Тисдейла, ставшего лауреатом премии за внедрение арт-терапии в деятельность исправительных учреждений (1997). Исследователь был уверен, что каждому осужденному для того, чтобы разобраться в причинах своего социально опасного поведения, должна (именно должна) быть предоставлена возможность арт-терапев-тической работы, поскольку арт-терапия помогает человеку осознать причины испытываемого им гнева и «справиться с гневом» [5, с. 324].

В истории нашей пенитенциарной системы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

известен убедительный пример многомерного процесса в условиях изоляции по ознакомлению и привитию несовершеннолетним, прежде всего, социокультурных норм; это опыт работы Антона Семеновича Макаренко в исправительном учреждении. Им, пожалуй, впервые в мире была предпринята попытка сбалансированного использования двух регуляторов - норм естественного и позитивного права: «. Антон Макаренко впервые воплотил идею переобучения юных делинквентов в специальных детских колониях, которые совмещали работу с обучением» [13, с. 580]. Ему, гениальному педагогу и психологу, удалось найти золотую середину в использовании «кнута и пряника» в процессе исправления.

«Идеи Макаренко относительно взаимосвязи между образованием и другими дисциплинами, будь то гуманитарные (философия, этика, эстетика) или естественные науки (биология и физиология), заслуживают серьезного внимания. В частности, его далеко идущее исследование основ новой социалистической модели морально-этических отношений привело его к воплощению очень важной идеи: предъявлять как можно больше требований к человеку и в то же время проявлять к нему как можно больше уважения. Эта идея иногда критикуется некоторыми современными педагогами за то, что требовательность ставится на первое место в паре «требовательность - уважение». Сам Макаренко отмечал, что с подлинно гуманитарной точки зрения уважение и требовательность к человеку не являются отдельными категориями и отношениями, а являются диалектически связанными аспектами неделимого целого» [10, с. 2].

Эти мысли современного ученого, сформулированные спустя почти 80 лет, подтверждает актуальность и перспективность идей Макаренко даже в наши дни: для несовершеннолетних правонарушителей и из них Антон Семенович организовывал театры и оркестры (духовые и струнные), кружки изобразительного искусства и художественного чтения, танцев и вокала. В Харьковском городском драматическом театре на каждый день была забронирована ложа для несовершеннолетних правонарушителей. Он придавал огромное значение культуре персонала и эстетике окружающей колонистов среды, ввел понятие эстетики, красоты дисциплины и т.д.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

По существу, А.С. Макаренко, сделав акцент на естественном праве, в своей практике реализовал необходимость идеи новой пенитенциарной культуры! Сегодня необходимо вновь вернуться к его наследию и с учетом современных условий претворить в жизнь его опыт целенаправленного создания социокультурной среды в закрытом обществе.

Зарубежные исследователи творчества великого педагога отмечают, что некоторые идеи А.С. Макаренко, изложенные в «Педагогической поэме», «были более оригинальными, чем другие, но все их следует рассматривать в контексте того времени и места, в котором они были выдвинуты. Кроме того, это были не абстрактные предложения, выдвинутые А. С. Макаренко в тиши офиса, но результат конкретных, практических опытов, в которых успеху часто предшествовали пробы и ошибки» [9, с. 4]. Действительно, важно то, что идеи, которыми мы можем быть обогащены, не остались как «теоретические посылы», но прошли проверку успешной практикой.

Однако до сих пор мы не используем нормы естественного права как социокультурные регуляторы отношений в закрытом обществе. Вместо целенаправленного, осознанно сформированного и управляемого внешнего воздействия, социокультурные нормы «рождаются изнутри», подпитывая субкультуру преступного мира.

Таким образом, руководство большинства пенитенциарных учреждений, к сожалению, не использует возможность восстановления и принятия осужденными социокультурных норм как одного из существенных факторов, воздействующих на процесс успешной ресоциализации осужденных, и тем самым на 50% затягиваем, осложняем процесс исправления.

Осуществляемый в настоящее время в России процесс реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) направлен на дальнейшую гуманизацию условий отбывания и порядка исполнения уголовных наказаний, приближение их к международным стандартам. Исправление осужденного, являющееся целью исполнения наказаний, предусматривает, прежде всего, решение задачи возвращения обществу правопослушных и социально полезных граждан, успешно прошедших процесс ресоциализа-ции.

Выводы

Стабильно высокий процент рецидивной преступности стимулирует ученых и практиков к поиску новых концепций и путей исправления осужденных. Несмотря почти на столетнюю историю социального опыта А.С. Макаренко по возвращению оступившихся несовершеннолетних в открытое общество, сегодня существует потребность его изучения и применения актуальных идей в современной пенитенциарной практике.

Реализация предложенной пенитенциарной концепции исправления преступников потребует на практике более глубокого осмысления, понимания механизмов и зависимостей ее внедрения. Представляется важным и необходимым формирование в сознании осужденных баланса между нормами естественного права и обязательными нормами позитивного права.

Сегодня сложный путь возвращения преступников из закрытого в открытое общество следует рассматривать как двуединый процесс восстановления и принятия ими не только правовых норм позитивного права, но и социокультурных норм естественного права как обязательных условий жизни в обществе. Такая концепция, безусловно, требует от руководства пенитенциарных учреждений создания не только условий безопасного содержания преступников, но и целенаправленного комплекса социокультурных, психолого-педагогических и организационно-правовых мероприятий для создания особых условий, реализующих нормы естественного и позитивного права в концепции исправления преступников.

Список литературы:

[1] Авдеев В.А., Авдеева О.А. Рецидивная преступность в РФ: состояние и тенденции развития. Уголовная ответственность и наказание: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессоров кафедры уголовного права Рязанской высшей школы МВД СССР В. А. Елеонского и Н.А. Огур-цова (Рязань, 17 февраля 2017 г).

[2] Бачинин В.А. Социология. Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

[3] «Горьковатая статистика»: 85 процентов российских заключенных - рецидивисты. 2015. 24 марта // Вести.Яц.

[4] Гроций Г. О праве войны и мира // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/.

[5] Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2000.

[6] Резолюция 45/113 Генеральной ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года (п.1.3) // base. garant.ru.

[7] Состояние преступности в России за январь - декабрь 2016 года. Москва // Genproc.gov. ru.

[8] Armando Marques Guedes. Law as Culture? // Published in(ed) A. Hespanka.

[9] Feelings ofjustice in the Chinese community of Macao, ICS Press, Lisboa 2003.

[10] Elena Kuzmich and Daniel Schugurensky. History of Education, Selected Moments of the 20th Century A work in progress edited by Daniel Schugurensky

Department of Adult Education and Counselling Psychology,

The Ontario Institute for Studies in Education of the University of Toronto (OISE/UT), 2009.

[11] Filonov G.N. The following text was originally published in Prospects: the quarterly review of comparative education (Paris, UNESCO: International Bureau of Education), vol. XXIV, no. 1/2, 1994 // UNESCO: International Bureau of Education, 2000.

[12] Journal of the Academy of Social Sciences, Volume 11, 2016, Issue 4: Crime and Society (01.12.2016).

[13] The Anthropology of Law, Fernanda Pirie, CLARENDON LAW SERIES, Edited by PAUL CRAIG, Oxford University press, 2013, ISBN 9780-19-969684-0 (Hbk).

[14] History of Humanity - Vol. VII, Twentieth Century: Scientific and Culture Development, Edited by Sarvepalli Gopal and Sergei L. Tikhvinsky, 2008, ISBN 978-92-3-104083-2, Civilization.

Spisok literatury:

[1] Avdeev V.A., Avdeeva O.A. Recidivnaya prestupnost' v RF: sostoyanie i tendencii razvitiya. Ugolovnaya otvetstvennost' i nakazanie: Sbornik material ov Vserossij skoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj pamyati professorov kafedry' ugolovnogo prava Ryazanskoj vy'sshej shkoly' MVD SSSR V.A. Eleonskogo i N.A. Ogurcova (Ryazan', 17 fevralya 2017 g).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

[2] Bachinin V.A. Sociologiya. Izd-vo R. Aslanova «Yuridicheskij centr Press», 2004.

[3] «Gor'kovataya statistika»: 85 procentov rossijskix zaklyuchenny'x - recidivisty'. 2015. 24 marta // Vesti.Ru.

[4] Grocij G. O prave vojny' i mira // E'lektronnaya biblioteka «Grazhdanskoe obshhestvo». URL: http://www.civisbook.ru/.

[5] Praktikum po art-terapii / Pod red. A.I. Kopy'tina. SPb.: Piter, 2000.

[6] Rezolyuciya 45/113 General'noj assamblei OON ot 14 dekabrya 1990 goda (p. 1.3) // base. garant.ru.

[7] Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' - dekabr' 2016 goda. Moskva // Genproc.gov.ru.

[8] Armando Marques Guedes. Law as Culture? // Published in(ed) A. Hespanka.

[9] Feelings ofjustice in the Chinese community of Macao, ICS Press, Lisboa 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Elena Kuzmich and Daniel Schugurensky. History of Education, Selected Moments of the 20th Century A work in progress edited by Daniel Schugurensky

Department of Adult Education and Counselling Psychology,

The Ontario Institute for Studies in Education of the University of Toronto (OISE/UT), 2009.

[11] Filonov G.N. The following text was originally published in Prospects: the quarterly review of comparative education (Paris, UNESCO: International Bureau of Education), vol. XXIV, no. 1/2, 1994 // UNESCO: International Bureau of Education, 2000.

[12] Journal of the Academy of Social Sciences, Volume 11, 2016, Issue 4: Crime and Society (01.12.2016).

[13] The Anthropology of Law, Fernanda Pirie, CLARENDON LAW SERIES, Edited by PAUL CRAIG, Oxford University press, 2013, ISBN 9780-19-969684-0 (Hbk).

[14] History of Humanity - Vol. VII, Twentieth Century: Scientific and Culture Development, Edited by Sarvepalli Gopal and Sergei L. Tikhvinsky, 2008, ISBN 978-92-3-104083-2, Civilization.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: ■Sрецензирование рукописи; У редактирование рукописи; S первая корректура рукописи;

Sформатирование и подготовка рукописи к верстке;

верстка рукописи; ■S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.