Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ'

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дезорганизация деятельности пенитенциарных учреждений / уголовное право / педагогика / воспитание / профилактика / уголовное право / несовершеннолетние осужденные / disorganization of the activities of prisons / criminal law / pedagogy / education / prevention / criminal law / juvenile convicts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владислав Романович Меерсон, Ирина Георгиевна Евсеева

Рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся процесса исправления несовершеннолетних осужденных. Описываются возможные направления воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, по которым необходимо усилить работу, с целью недопущения совершения ими дезорганизации функционирования исправительных учреждений. Подчеркивается значимость повышения уровня воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными для достижения целей уголовного наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владислав Романович Меерсон, Ирина Георгиевна Евсеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INFLUENCE ON JUVENILE CONVICTS AS ONE OF CORRECTIVE MEANS AND PREVENTION OF ACTIONS DISORGANIZING THE FUNCTIONING OF PENITENTIAL SYSTEMS

Some issues regarding the process of correction of juvenile convicts were examined. Possible directions of educational influence on juvenile delinquents are described, which need to be intensified, in order to prevent them from disorganizing the functioning of correctional institutions. The importance of increasing the level of educational work with juvenile prisoners to achieve the goals of criminal punishment is emphasized.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 343; 37 ББК 67.408; 88.6

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10172 © В.Р. Меерсон, И.Г. Евсеева, 2020

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Владислав Романович Меерсон,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: pochta-elektro@tut.by; Ирина Георгиевна Евсеева, профессор кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат психологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся процесса исправления несовершеннолетних осужденных. Описываются возможные направления воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, по которым необходимо усилить работу, с целью недопущения совершения ими дезорганизации функционирования исправительных учреждений. Подчеркивается значимость повышения уровня воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными для достижения целей уголовного наказания.

Ключевые слова: дезорганизация деятельности пенитенциарных учреждений, уголовное право, педагогика, воспитание, профилактика, уголовное право, несовершеннолетние осужденные.

EDUCATIONAL INFLUENCE ON JUVENILE CONVICTS AS ONE OF CORRECTIVE MEANS AND PREVENTION OF ACTIONS DISORGANIZING THE FUNCTIONING OF PENITENTIAL SYSTEMS

Vladislav R. Meerson,

Postgraduate Student of the Faculty of Preparation of Scientific and Pedagogical Staff Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Irina G. Evseeva, Professor of the Department of Pedagogy UNK PSD, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Some issues regarding the process of correction of juvenile convicts were examined. Possible directions of educational influence on juvenile delinquents are described, which need to be intensified, in order to prevent them from disorganizing the functioning of correctional institutions. The importance of increasing the level of educational work with juvenile prisoners to achieve the goals of criminal punishment is emphasized.

Keywords: disorganization of the activities of prisons, criminal law, pedagogy, education, prevention, criminal law, juvenile convicts.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Меерсон В.Р., Евсеева И.Г. Воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных как одно из средств исправления, а также профилактики совершения действий, дезорганизующих функционирование учреждений пенитенциарной системы. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):142-6.

В процессе исправления осужденных, в особенности несовершеннолетних, воспитательный процесс играет наиболее важное значение. Связь педагогики, криминологии, уголовного и уголовно-исполнительного права обусловлена рядом причин

как социального, так и исторического характера. В этом плане, несомненно, необходимо упомянуть фигуру такого выдающегося отечественного педагога как Антон Семенович Макаренко, который достиг высоких результатов по перевоспитанию и

исправлению несовершеннолетних осужденных, предопределив дальнейшее развитие педагогической науки.

В уголовных законах Республики Беларусь и Российской Федерации цели наказания несовершеннолетних преступников аналогичны подобным целям в отношении совершеннолетних преступников, т.е. какой-либо специфических особенностей в них не закладывается. Но это не означает, что в уголовной политике государства данные цели не учитываются. Особенности личности несовершеннолетних осужденных, обладающих такими чертами, как недостаточная сформированность, непостоянство, гибкость, наводят на логический вывод, что при взвешенном, всестороннем, гуманном и справедливом назначении меры уголовной ответственности, а также качественном и эффективном процессе исполнения наказания существенно повышается уровень оказания позитивного исправительного воздействия на несовершеннолетних [6, с. 241-247]. Наличие скорректированных под личность несовершеннолетнего воспитательных целей влияет и на объем кары, составляющей основу уголовного наказания. Само собой разумеется, что в сравнении с объемом кары для совершеннолетних осужденных, уровень ограничений, нравственных и физических страданий, лишений, входящих в нее, в отношении несовершеннолетних лиц должна быть при иных равных условиях заметно меньшей. В этом аспекте также необходимо отметить, что лишение свободы, как вид наказания, активно применяется правосудием Российской Федерации и Республики Беларусь. В то же время эффективность применения данного вида наказания имеет прямую зависимость от ряда факторов, основным из которых является уровень организации процесса исправления в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Препятствием для исполнения назначенного судом наказания служит совершение противоправных деяний со стороны несовершеннолетних осужденных. С учетом повышенной предрасположенности к повторному совершению преступлений осужденными, общественно опасные деяния в местах лишения свободы не являются редкостью. Следует отметить среди специфических составов преступлений совершение несовершеннолетними осужденными

во время отбывания наказания в воспитательных колониях дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Это связано, прежде всего, с тем, что совершение данного преступления служит в каком-то роде «лакмусовой бумажкой» для определения эффективности с одной стороны неукоснительного исполнения нормативных правовых актов [4, с. 30-33], методических рекомендаций администрацией исправительного учреждения, так и с другой стороны степени и характера проводимых воспитательных и профилактических мероприятий с несовершеннолетними осужденными. В связи с этим необходимо рассмотреть определенные методы воспитательного (педагогического) воздействия на несовершеннолетних осужденных с учетом вышеуказанных особенностей и специфики.

В Республике Беларусь факты совершения рассматриваемого преступления несовершеннолетними осужденными за последнее время отсутствуют, что не исключает значимости профилактики противоправного поведения в дальнейшем. Вместе с тем в воспитательных колониях Российской Федерации, за период с 2015 по 2019 год были допущены единичные случаи совершения действий, дезорганизующих деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: в 2015 г. - 1, 2016 г. - 1. Несмотря на ничтожное количество данных преступлений, ранее, в 2014 году, подобных общественно опасных деяний несовершеннолетними осужденными допущено не было [8]. Учитывая достаточно большое число преступлений, предотвращаемых сотрудниками воспитательных колоний, высокую латентность, а также немалый объем проводимых воспитательных мероприятий с несовершеннолетними осужденными по сравнению с взрослыми лицами, даже эти факты имеют значение для корректировки и совершенствования профилактической, воспитательной работы с указанными категориями граждан.

Необходимо отметить, что традиционно выделяются три вида предупреждения преступлений: а) общее, б) индивидуальное, в) специально-криминологическое. Все они разнятся по объему предупредительной деятельности. Следует подчеркнуть важность как предупредительной, так и в целом исправительной работы с несовершеннолетними,

не только для недопущения совершения дезорганизации деятельности исправительного учреждения (либо любого иного преступления), но и для ресо-циализации несовершеннолетнего преступника. Пенитенциарная ресоциализация несовершеннолетних осужденных, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, это их осознанное восстановление в статусе полноправной части современного социума и возвращение к самодостаточной жизни в обществе, под руководством позитивных социальных правил и норм поведения. Отбывание наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними осужденными является одной из важнейших проблем для ресоциализации в дальнейшем. Данное обстоятельство детерминировано тем, что большинство исправительных учреждений сегодня объективно не готовы к внедрению передовых прогрессивных подходов к ресоциализации. Особенности и условия отбывания наказания несовершеннолетних осужденных, порой не соответствуют установленным стандартам, как этого требует буква международного права, а именно Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. В соответствии с ними следует прилагать усилия для использования промежуточных форм работы, таких как исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества. Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая помощь - социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, - которые им могут потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, а также интересов их полноценного развития [9].

Эффективность профилактической работы в воспитательных колониях во многом зависит от выполнения всеми сотрудниками учреждения и гражданским персоналом, а также иными лицами, которые контактируют с несовершеннолетними осужденными, требований уголовно-исполнительного законодательства. Наряду с этим имеет зна-

чение способность в той или иной мере использовать определенные педагогические навыки, так как все без исключения работники пенитенциарного учреждения являются субъектами воспитательной деятельности. Недобросовестное выполнение указанных требований, вследствие недооценки соблюдения принципа единства педагогических требований к осужденным, слабой индивидуальной и психологической работы с осужденными, склонными к преступным проявлениям и нарушениям установленного порядка отбывания наказания, ведет к тому, что, при прочих равных условиях работы воспитательных колоний, результаты деятельности учреждений значительно разнятся.

Одним из важных криминогенных факторов, обуславливающих совершение несовершеннолетними осужденными дезорганизации функционирования исправительного учреждения во время отбывания наказания, выступает пенитенциарная субкультура (обычаи и традиции уголовного мира). Нельзя не согласиться с точкой зрения ученых, отмечающих, что причины пенитенциарной преступности несовершеннолетних связаны в первую очередь с природой существования такого вида уголовного наказания, как лишение свободы [1], и в основном заключаются в возникающих противоречиях между уголовным наказанием, требованиями уголовно-исполнительного законодательства и криминальной субкультурой.

В отношении несовершеннолетних осужденных, помимо целей предупреждения совершения новых преступлений, восстановления социальной справедливости и юридического исправления, основное предназначение которого заключается в формировании у несовершеннолетнего в будущем стойкой установки неприятия антиобщественного поведения, существуют и чисто воспитательные цели, например привитие уважительного отношения к человеческой личности как наивысшей ценности в обществе, чужой собственности, результатам трудовой деятельности, обучение порою элементарным правилам поведения [7].

В связи с этим на первоначальном этапе осуществления профилактической деятельности в воспитательных колониях должны быть мероприятия по снижению и искоренению негативных проявлений криминальной романтики между воспитанни-

ками. К некоторым подобным мероприятиям можно отнести:

- повышение уровня образования несовершеннолетних осужденных путем введения прогрессивных педагогических методик, современных технологий в образовательном процессе, а также изучения учебных дисциплин и специальностей, которые отвечали бы современным реалиям и представляли интерес у воспитанников;

- реализацию в рамках проводимых воспитательных мероприятий встреч с профессиональными педагогами, психологами, деятелями культуры и искусства, а также иными лицами, которые могут оказать благоприятное воздействие на процесс исправления несовершеннолетних осужденных;

- расширение со стороны государства работы по правовому, педагогическому и психологическому воспитанию несовершеннолетних, в том числе с разработкой необходимых методических рекомендаций;

- увлечение несовершеннолетних осужденных в активную трудовую деятельность, расширение работ по самообслуживанию и благоустройству территории и мест проживания;

- наращивание активного участия в воспитательном процессе родителей и родственников осужденных.

В условиях уголовно-исполнительной системы необходимо выделить ряд структурных компонентов воспитательной и психолого-педагогической деятельности: исследовательский, конструктивный, организаторский, коммуникативный [5].

Сотрудникам администрации воспитательных колоний необходимо постоянно вести систематизированный поиск важной информации, заключающийся в точном анализе передового (инновационного) опыта воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, работать над совершенствованием собственных знаний, навыков, умений в данной сфере. Данная деятельность должна являться одним из основных направлений в профилактической и воспитательной работе исправительного учреждения для несовершеннолетних. Данный основательный подход будет преследовать целью не только исправление осужденных под влиянием внешних факторов, но и формирование внутренних личностных установок, благодаря которым

несовершеннолетние осужденные будут самостоятельно стремиться к становлению на путь исправления, не допускать противоправных действий в процессе отбывания наказания. Это, в первую очередь, зависит от персонального выбора самого осужденного, от того готов ли он взять на себя ответственность за свое будущее.

Важнейшую роль в процессе противодействия преступным намерениям несовершеннолетних осужденных, направленным на дестабилизацию функционирования учреждения уголовно-исполнительной системы, играет планомерная работа по разностороннему просвещению спецконтингента, вовлечению его в полезную активность. В этой связи необходимо выделить правовое и духовно-нравственное просвещение, являющиеся несомненно одними из перспективнейших направлений деятельности для усиленной работы сотрудников пенитенциарной системы.

Правовое и нравственное просвещения способно благотворно влиять на положительный внутренний климат в среде несовершеннолетних осужденных, который будет способствовать снижению уровня отрицательного напряжения, и, вместе с тем, минимизировать возможные преступные намерения, нацеленные на других осужденных, представителей администрации и в целом на срыв процесса исполнения наказания. Также просвещение помогает становлению осужденных на путь исправления, так как в процессе его проведения как минимум нивелируются пробелы в необходимых для четкого понимания порядка отбытия наказания знаниях. Сочетание уголовной ответственности, режима и условий отбывания наказаний, а также нравственно-правового просвещения (в котором делается акцент на положительные перспективы, разъясняется дальнейший алгоритм позитивных действий) консолидировано выступают в активизации побуждающих мотивов и установки на исправление у несовершеннолетних осужденных.

Достаточно важной является индивидуализация воспитательно-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на профилактическом учете (способных в перспективе допустить пенитенциарный рецидив), которая производится дифференцированно, подходя к каждому профилактируемому индивидуально, учитывая его

возраст, психологические особенности, характер и степень тяжести совершенного преступления и правонарушения, определяющих в дальнейшем комплекс методов и форм профилактического воздействия на них.

Подведя итог, необходимо отметить, что перечисленные меры, направленные на предупреждение дезорганизации деятельности пенитенциарных учреждений несовершеннолетними являются далеко не исчерпывающими, лишь частично описывающими общие закономерности. Анализируя уголовный закон, следует обратить внимание на важность учета системности уголовно-правовых норм и институтов, их взаимосвязанности и взаимозависимости. Отступление от этих правил затрудняет эффективность применения уголовно-правовых норм [3, с. 117-120]. Вместе с тем, несмотря на то, что изменения и дополнения, внесенные и вносимые в уголовные кодексы и в иные нормативные правовые акты чаще, в силу законодательной техники, влекут многочисленные негативные последствия [2, с. 87-107], все же без качественного совершенствования законодательства невозможно оперативно реагировать на постоянно меняющиеся общественные отношения. Только при позитивной корректировке действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, выполнении всех правовых принципов, а также применении передовых методик воспитательного воздействия в Российской Федерации и Республике Беларусь, можно рассчитывать на реальные подвижки в рассматриваемом вопросе, повышение уровня ресоциализации несовершеннолетних преступников.

Литература

1. Антонян Ю.М. Насилие среди осужденных: Учеб. пособие / Ю.М. Антонян, И.Б. Бойко, В.А. Верещагин. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994. 117 с.

2. Гаухман Л. Д. Нестабильность уголовного законодательства, как угроза разрушения правопорядка / Л.Д. Гаухман // Труды Института государства и права Российской академии наук. М., 2014. № 3.

3. Кадников Н.Г. К вопросу о несоблюдении системности норм уголовного права при внесении в УК РФ изменений и дополнений / Н.Г. Кадников, М.М. Дайшутов // Вестник Московского университета МВД России. М., 2015. № 10.

4. Крысанова Н.В., Дорошенко О.М. Современные проблемы в области государственной политики по защите прав и законных интересов детей. Научные исследования и образование. 2018. № 1 (29).

5. Методика криминологического изучения личности несовершеннолетнего осужденного / под ред. В.В. Гришина. М., 1987. 158 с.

6. Никитская Е.А. Укрепление института семьи как необходимое условие в профилактике де-виантного поведения у подростков в специальных общеобразовательных школах. В сборнике: Девиация и обеспечение интеллектуальной безопасности образовательного пространства. Проблемы. Пути. Решения. М., 2010.

7. Уголовное право России: учебник в 2 т. Т. 1: Общая часть / под ред. д.ю.н., проф. Н.Г. Кадникова. М.: ИД «Юриспруденция», 2018. 436 с.

8. URL://http://fsm.su/structure/mspector/iao/ statistika/.

9. URL://http://base.garant.ru/1305342/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.