Научная статья на тему 'О сценарном подходе к прогнозированию'

О сценарном подходе к прогнозированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2326
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩЕЕ / ПРОГНОЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СЦЕНАРИЙ / СЦЕНАРИОТЕХНИКА / РИСКОЛОГИЯ / FUTURE / PROGNOSIS / FORECASTING / SCENARIO / SCENARIO TECHNIQUE / RISK SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саяпин Владислав Олегович

Статья посвящена сценарной методологии прогнозирования общественных процессов, или сценариотехники, которая является одной из широко используемых в мире технологий прогностики, доказавшей свою жизнеспособность и эффективность. Автор показывает, что сценарный метод имеет значительный резерв совершенствования и развития, в первую очередь, применительно к задачам предвидения и управления переходными общественными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SCENARIO WAY TO FORECASTING

The article is devoted to the scenario methodology of public processes forecasting or scenario technique which is one of widely used in the world of technology prognostics which proved its viability and effectiveness. In this article the author shows that scenario method has a great reserve of improvement and development, first of all to the tasks of forecasting and management of transition public processes.

Текст научной работы на тему «О сценарном подходе к прогнозированию»

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 100.72

О СЦЕНАРНОМ ПОДХОДЕ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

© Владислав Олегович Саяпин

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, e-mail: vlad2015@yandex.ru

Статья посвящена сценарной методологии прогнозирования общественных процессов, или сце-нариотехники, которая является одной из широко используемых в мире технологий прогностики, доказавшей свою жизнеспособность и эффективность. Автор показывает, что сценарный метод имеет значительный резерв совершенствования и развития, в первую очередь, применительно к задачам предвидения и управления переходными общественными процессами.

Ключевые слова: будущее; прогноз; прогнозирование; сценарий; сценариотехника; рискология.

Методологические разработки и эмпирические исследования социальных процессов во многом посвящены «предвосхищению» будущего - поиску причин, воздействующих на ситуацию в настоящем и отдаленном будущем. Выявление и анализ различных детерминирующих факторов предполагает наличие прогностического сценария, включающего как научно-обоснованные предположения, так и предположения относительно важнейших тенденций.

Долгое время человек «полностью отождествлял настоящее и будущее, т. е. рассматривал любое будущее как бесконечно продолжающееся без каких-либо существенных изменений настоящее» [1].

Первые представления о лучшем будущем на Земле возникли во второй половине I тысячелетия до н. э. в Древней Греции. «Обращение» с будущим, анализ потенциальных рисков, в силу комплексности, непредсказуемости мира в целом и социальных отношений в частности, приводит к разработке новых поисковых методов прогнозирования, основанных на учете ключевых релевантных факторов. Собственно, с античности начинается отход от прежней «немыслимости» и «запредельности» проектов будущего и «выстраивание» содержательных картин и сценариев будущих ситуаций.

«Колонизация» открытого и неизведанного будущего, предполагающая «податливость» социального мира и способность лю-

дей формировать среду своего существования, стала приобретать большую значимость в Новое время. Для человека Нового времени в условиях формирования гражданского общества, «которое прощается с прошлым», все более характерной становится устремленность в будущее - разработка планов и социальных доктрин грядущего [2]. Скорость «приближения будущего» с тех пор продолжает возрастать. «Особенно за последние несколько веков четко прослеживается тенденция постепенного нарастания масштабов и темпов изменений, или, если можно сказать, ускорения социального времени людей, причем на протяжении XIX - первой половины XX в. ускорение шло все сильнее, - эти изменения, даже в течение предыдущих полутора веков, не идут ни в какое сравнение с теми, которые произошли по нарастающей за послевоенные полвека»[1, с. 6].

По сравнению с «наукой о прошлом и настоящем», прежде всего, с описательно-констатирующими историческими и философскими дисциплинами, в XIX в. осознаются предметные очертания некой новой «науки о будущем» и, соответственно, специфичность, необычность и сложность построения трендов будущего развития. Терминологическая институционализация новых исследовательских направлений, провозглашение и предметная дифференциация «прогностики» для изучения возможностей и рисков развития, для разработки желательных картин бу-

дущего и «планирования» для реализации его вариантов в середине XX в. приводят к интенсивному развитию такой научной дисциплины, как футурология. Прогнозирование с самого начала предполагало достижение научных и социально значимых целей, изучая возможности, опасности и угрозы с целью реформирования общества. Так, границы и контуры будущего развития, предпосылки «качественного», а не только «количественного» прогресса раскрывались в сенсационных для того времени докладах «Римского клуба», явившихся откликом на появление новых глобальных угроз [3-5]. Идеи организаторов и экспертов «Римского клуба» подняли методологический уровень прогнозных сценариев и были взяты на вооружение рядом последователей, позволяя различать и выстраивать новые подходы к анализу социальных процессов. Будущее впервые предстало как принципиально открытое пространство многовариантных возможностей и рисков, требующее серьезного междисциплинарного изучения. В сущности, именно в это время была осознана важность понятия риска для современного общества. Наибольшую сложность в исследованиях будущего составляет вероятностный характер выстраиваемых концепций, моделей, сценариев и прогнозов. Именно данное обстоятельство выступает главной предпосылкой возникновения «рискологии». Описывая, объясняя и предсказывая контуры дальнейшего развития, исследователи будущего вынуждены формулировать определенные положения относительно наступления или ненаступле-ния каких-либо событий, но никогда не могут сделать это без рассмотрения вероятностных объективных и субъективных параметров неизвестности, неопределенности и риска. Подобная «осознанная приостановка» «системного недоверия» позволяет в определенных рамках «выносить за скобки» ожидаемые события и проблемы, т. е. действовать так, будто эта деятельность возможна и не очень опасна [2, с. 119]. Конечно, подобная деятельность всегда осуществляется «на свой собственный страх и риск» и нуждается в рациональных действиях, основанных на научно-обоснованных решениях. Прогнозы и сценарии представляют собой вероятностное описание возможного и желательного варианта развития рассматриваемых явлений и

процессов. На их основе могут выстраиваться планы развития и приниматься управленческие решения как порядок действий, необходимых для достижения предпочтительных состояний и ситуаций и решения проблем. Прогнозы и сценарии могут разрабатываться отдельно друг от друга, наиболее эффективные из них опираются на предварительные, обоснованные прогнозно-сценарные разработки.

Наиболее известная классификация прогнозов включает поисковые и нормативные. В случае поискового прогноза определяются возможные состояния рассматриваемых явлений и процессов в будущем. Осуществляется экстраполяция прошлых и настоящих тенденций в будущее, без внимания к возможным субъективным действиям, способным изменить и разрушить существующие тенденции. В случае нормативного прогноза заранее формулируются эталоны, идеалы, стимулы и цели, определяются способы и темпы достижения возможных целевых состояний рассматриваемых процессов. В зависимости от ситуаций, направленности, используемых методов и особенностей организации могут разрабатываться многообразные виды прогнозов: целевые, плановые, программные и проектные, - а по временному охвату: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные [1, с. 50-51].

Специфика сценарного прогнозирования заключается в одновременном рассмотрении нескольких вариантов развития с характерными для каждого из них возможностями и рисками, субъективными и объективными, внутренними и внешними факторами, критериями и индикаторами. По мнению одного из основателей сценарного метода Г. Кана, при решении задач данного плана следует «уходить от простых экстраполяции и мышления по аналогии, которые также несомненно важны, но не дают того уровня отрыва от действительности, который характерен именно для стратегического мышления» [6]. Сценарии позволяют исследователям «вчерашних», «сегодняшних» и «завтрашних» рисков быть нацеленными на упорядочение собственного восприятия будущего с целью принятия эффективных стратегических решений. Подобно сценариям в театральном искусстве и кинематографии социальные

сценарии представляют собой «рассказы, построенные по тщательно сконструированным сюжетам», которые благодаря возможности реализации приобретают важное значение с точки зрения минимизации потенциальных рисков, опасностей и угроз. Варианты условий, при которых осуществляется предполагаемое развитие анализируемой, оцениваемой или проектируемой системы, в сущности, представляют собой гипотетическую последовательность событий, конструируемую в целях фокусирования внимания на ключевых точках развития общественных процессов. По другому определению Кана, «под сценарием понимают динамическую последовательность возможных событий, фокусирующую внимание на причинноследственной связи между этими событиями и точками принятия решений, способных изменить их ход и траекторию движения во времени всей рассматриваемой системы в целом или отдельных ее подсистем» [7].

В соответствии с идеями Г. Кана и

Э. Винера, выраженными в одном из сценарных исследований «2000-й год: Каркас для размышлений о последующих 33-х годах», сценарии позволяют выполнять несколько функций [6]. Они привлекают внимание к широкому кругу возможностей, драматизируя и иллюстрируя их; заставляют работать с деталями и динамикой, которых нет при абстрактных рассуждениях; акцентируют внимание на взаимодействиях социальных, политических, психологических, военных факторов; могут выявлять проблемы; могут использоваться для рассмотрения альтернатив возможных последствий реально прошедших и нынешних кризисов; могут использоваться в конструировании реальных событий для анализа возможного развития. Неопределенность развития событий и действия факторов риска возрастает с увеличением сложности рассматриваемых систем. В таком случае особенно велика вероятность ошибок при осуществлении одновариантных точечных прогнозов и определении связанных с этим сроков. Как следствие возникает потребность в одновременном осуществлении сразу нескольких вариантов прогноза будущих ситуаций. Их основа - комплексный учет различных факторов риска в становящихся все более сложными современных социальных системах. Данный принцип базовый для пе-

рехода в середине XX в. от традиционной экстраполяционно-прогнозной логики анализа к сценарной.

В каждом случае ключевую роль играет анализ рисковой составляющей, поскольку опасности и угрозы, как правило, обладают значимым деструктивным потенциалом и способны разрушить прогнозы и планы. При наличии своевременного и адекватного внимания исследователей и принимающих решения, многие риски утрачивают фатальный характер и могут служить целям раскрытия новых возможностей, в т. ч. для адаптации управленческой системы. В соответствии с известным высказыванием «оптимизм состоит в рассмотрении каждой новой опасности в качестве шанса, а не наоборот» и сценарный анализ представляется наиболее обоснованным, и потому наиболее оптимистичным методом. В отличие от традиционной экстраполяции тенденций в случае сценарного анализа выстраиваются вспомогательные сценарии возможных вариантов будущих событий. В рамках каждого сценария формулируются наиболее приемлемые с точки зрения потенциальных рисков стратегические альтернативы. Данный подход дает возможность корректировать стратегии «на ходу», по мере получения новых данных, способствуя «динамическому», «процессному» характеру

принимаемых решений и их сбалансированности с точки зрения своевременного и адекватного учета опасностей и угроз. В целом это позволяет существенно снизить риски и обеспечить принятие эффективных решений.

Важным преимуществом сценарного анализа является всесторонняя оценка каждого из вариантов развития, изучение структурных особенностей и возможных последствий реализации решений. Эти преимущества реализуются благодаря методу и методикам, использующим ряд уникальных по результативности приемов получения и обработки многоплановой неординарной информации со стороны экспертов, представляющих различные области науки и управления.

Одним из ярких результатов применения сценарного подхода представляется поиск ответов на вопросы о стержневой стратегии развития или принципиальном, судьбоносном выборе (стратегическом решении). Как показывает практика, результативность при-

менения данного варианта сценарной методики особенно высока. В процедуре сценарного прогнозирования может применяться разграничение трендовых и экстремальных проекций факторов, описывающих реальные или гипертрофированные пути с целью исключения неожиданных эффектов.

Нередко в ходе разработки экстремальных сценариев используется техника рассмотрения оптимистического и пессимистического вариантов. На основе нескольких сценариев может разрабатываться интегрированная стратегия, работающая во всех сценариях и обеспечивающая минимизацию риска независимо от линии реализации событий в будущем. Представляется, что развернутые и имеющие реальную аналитическую силу сценарии «всегда нагруженных рисками» вариантов будущего основаны на качественных глубинных экспертных оценках и нуждаются в них как в фундаменте. Именно детали описаний факторов и критериев впоследствии получают реально приоритетное развитие, способны изменить ситуацию и породить возможности, опасности и угрозы. Комплексный многовариантный анализ деталей и факторов настоящего на основе внимания к тенденциям прошлого, без их чрезмерной абсолютизации, осуществляемый на основе информации экспертных интервью и креативных методик сценарного прогнозирования, приводит к формированию определенного «взгляда в будущее». Каждый ключевой фактор, критерий и показатель рассматривается с точки зрения возможностей и рисков его развития. Разработка альтернативных картин будущего является важным этапом работы, от него зависит содержание и качество сценариев, а значит, успех сценарного метода в целом.

Рассматривая версии будущего, выступая его «репетицией», сценарии позволяют избегать неожиданностей, способствуют адаптации к ситуации в условиях неопределенности. Главная задача сценарного метода - обоснование стратегических управленческих решений. Принципиальное значение в методе сценариев имеет возможность гибкой пошаговой коррекции проектов и планов действий, осознанное управление ходом трансформации социальных ситуаций и процессов. Данный метод позволяет описывать динами-

ку, переходить от гипотетико-вероятностной оценки реализуемости возможностей и рисков к научно-обоснованному социальному управлению на основе «насыщенного» коллективного знания о будущем. Такое знание, оптимизируя и минимизируя внутренние и внешние средовые риски, основано на ином уровне качества идей, чем при обычной прогнозной оценке. Реализация данного метода позволяет минимизировать уровень рисков в развитии социума, создает потенциал для будущего, насколько это вообще возможно в условиях открытого и всегда в какой-то степени неопределенного будущего.

Такой метод применим практически в любой сфере управления, от управления инвестициями и персоналом малых предприятий до транснациональных корпораций, органов власти, регионов, государств и мира в целом. Причиной, побуждающей принимающих решения прибегать к использованию сценарного подхода в данных сферах, является необходимость выбора способа действий в конкретной проблемной ситуации, рационализации решений при минимизации рисков. Временная и ресурсная экономичность метода, простота восприятия сценарной информации, не требующая количественной оценки будущих событий, построения математических моделей и т. п. - вот условия и факторы применения этого метода.

1. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. М., 2002. С. 3.

2. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 108-110.

3. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М., 1991.

4. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И., Беренс Ш. У. Пределы роста. М., 1973.

5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

6. Почепцов Г.Г. Герман Кан и глобальные стратегии // Теория и практика управления. 2004. № 6.

7. Ахременко A.C. Сценариотехника в аналитическом обеспечении процедуры принятия политических решений // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1997. № 5.

Поступила в редакцию 4.08.2010 г.

UDC 100.72

ABOUT SCENARIO WAY TO FORECASTING

Vladislav Olegovich Sayapin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Philosophy, Associate Professor of Philosophy Department, e-mail: vlad2015@yandex.ru

The article is devoted to the scenario methodology of public processes forecasting or scenario technique which is one of widely used in the world of technology prognostics which proved its viability and effectiveness. In this article the author shows that scenario method has a great reserve of improvement and development, first of all to the tasks of forecasting and management of transition public processes.

Key words: future; prognosis; forecasting; scenario; scenario technique; risk science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.