Теоретико-методологические основы сценарного подхода к моделированию матрицы финансовых потоков в региональной системе*
^ НАУМОВ Илья Викторович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики, эконометрики и информатики
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-39 E-mail: ilia [email protected]
Ключевые слова
МАТРИЦА ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ РЕГИОНАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД
Аннотация
В статье определена сущность сценарного подхода, раскрыты его особенности при моделировании матрицы движения финансовых потоков в территориальной системе. Обосновано, что при реализации данного подхода для прогнозирования процессов распределения и перераспределения финансовых потоков на территории необходим комбинированный метод, что обусловлено высокой степенью их неопределенности. Данный метод позволит, с одной стороны, установить взаимосвязи между институциональными секторами, участвующими в движении финансовых потоков на территории, с другой стороны, прогнозировать пути перераспределения данных финансовых потоков с помощью методов имитационного, эконометрического моделирования. Обобщение разноплановой информации и представлений о будущем, даже интуитивных и не поддающихся количественной оценке, возможно благодаря использованию современных форм организации работы экспертных сообществ - метода Форсайта. Представлен алгоритм сценарного моделирования матрицы движения финансовых потоков между институциональными секторами в регионе.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях неопределенности развития социально-экономических процессов в территориальных системах различного уровня для выявления потенциальных угроз их финансовой устойчивости становится весьма актуальным совершенствование используемых методов прогнозирования. Имеющиеся методики прогнозирования не позволяют вовремя выявить зарождающиеся кризисные явления в экономике и точно определить масштаб последствий их развития в будущем. Наблюдаемые в последнее время тенденции обострения диспропорций распределения финансовых потоков между институциональными секторами, сопровождающиеся массовым вывозом капитала за рубеж, снижением поступлений налоговых платежей в бюджеты разных уровней, нарастанием просроченной задолженности юридических и физических лиц, снижением объемов инвестиций для реализации важнейших государственных проектов и социальных программ и т.д., ведут к серьезному ослаблению финансовой устойчивости территориальных систем различного уровня. Исследование данных диспропорций и выработка механизмов их регулирования сегодня затруднены из-за невозможности оценки последствий принимаемых решений, вследствие чего зачастую они не приводят к необходимым результатам, а только усиливают или порождают новые проблемы. Прогнозирование диспропорций, возникающих в финансовой системе, затрудняет и отсутствие сбалансированной модели движения финансовых потоков между институциональными секторами, как на макроэкономическом, так и на региональном уровне. Разрабатываемая в России каждые пять лет по методологии Системы национальных счетов модель предназначена только для анализа диспропорций, возникающих в социально-экономиче-
ском развитии страны в целом, но не учитывает региональные особенности и не раскрывает специфику движения ресурсов между финансовыми и другими институциональными секторами. Не учитываются и особенности распределения финансовых потоков между секторами на региональном и муниципальном уровне. Необходимость формирования балансовых моделей при прогнозировании движения финансовых потоков связана с тем, что данный метод позволяет анализировать взаимосвязи различных институциональных секторов, выявлять сдвиги и диспропорции в их развитии, а также определять возможные механизмы их сглаживания. Использование данного метода прогнозирования становится особенно актуальным при исследовании движения финансовых потоков в территориальных системах, он позволяет выявить не только направления движения средств по секторам экономики, но и факторы-угрозы возможного снижения финансовой устойчивости территории, наиболее точно спрогнозировать последствия регулирования возникающих диспропорций.
Однако несмотря на глубокую теоретико-методологическую изученность метода прогнозирования социально-экономических систем на основе равновесных экономических моделей, данный подход не всегда позволяет точно спрогнозировать развитие протекающих на территории социально-экономических процессов в будущем. Факторы и условия, оказывающие влияние на развертывание социально-экономических процессов на территории, не могут быть полностью учтены при построении равновесных моделей, так как их влияние постоянно меняется. К тому же при тех или иных обстоятельствах могут формироваться сложно прогнозируемые факторы, которые до этого времени не оказывали влияния на развитие социально-экономических процессов.
JEL classification
C15, D02, D13, D58, G2, R12
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-36-00113 «Сценарный подход к моделированию матрицы финансовых потоков в региональной территориальной системе».
Theoretical and Methodological Basis of a Scenario Approach to Modelling the Matrix of Financial Flows in a Regional System
■o a
H
a m a
В условиях повышающейся волатиль-ности на финансовых рынках, сложной предсказуемости тенденций финансово-экономического развития территориальных систем и поведения субъектов институциональных секторов в территориальных системах для построения точных прогнозов финансово-экономического развития данных систем необходимо внедрение инструмента сценарного моделирования в методологию построения равновесных моделей. Это позволит не только повысить научный уровень и точность прогнозных оценок за счет проведения многовариантных расчетов, но и сформировать единое представление о возможных изменениях в финансово-экономическом развитии территориальной системы в будущем под влиянием всевозможных факторов. Внедрение инструмента сценарного моделирования в методологию построения матрицы финансовых потоков в региональной территориальной системе весьма затруднительно, поскольку в данной матрице переплетаются потоки по различным финансовым инструментам между множеством институциональных секторов и смоделировать сценарии, учитывающие все процессы «хаотичного» движения ресурсов, достаточно сложно. К тому же в экономической литературе нет сложившегося методологического подхода к формированию сценариев развития социально-экономических процессов в равновесных моделях. Развитие методологических основ сценарного подхода к моделированию матрицы финансовых потоков в региональной территориальной системе является основной задачей представленной работы.
СУЩНОСТЬ СЦЕНАРНОГО ПОДХОДА К МОДЕЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В работах многих авторов сценарный подход рассматривается лишь как метод прогнозирования социально-экономических процессов. Так, основатель сценарного подхода Герман Кан утверждал, что сценарное моделирование является
дисциплинирующим методом прогнозирования будущего, цель которого раскрепостить мышление, сделав его восприимчивым к новым идеям, преодолеть узость традиционных взглядов, избегая ловушек метода простой экстраполяции [12]. Данный подход, по мнению автора, может также содействовать раннему распознаванию перемен, вырабатывая гибкость в действиях. При успешном применении этот метод делает сюрпризы истории менее неожиданными и учит действовать с оглядкой. В качестве метода прогнозирования сценарный подход рассматривался в работах А. И. Орлова, где автор представлял его как «метод декомпозиции (разделения на части) задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития» [7. С. 259]. Автор предлагал формирование исчерпывающего, но обозримого набора сценариев и прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие исследователя вопросы.
По мнению основателя методики сценарного моделирования из восьми шагов С. А. Попова, «сценарный подход является альтернативой формирования одновариантных прогнозов будущего развития, которые задают по существу единственную траекторию будущего развития. В условиях изменчивой внешней среды одновариантные прогнозы очень часто оказываются ошибочными. Поэтому главной задачей сценарного моделирования является разработка нескольких примерно одинаково вероятных, но значимо контрастных вариантов будущего развития ее внешней среды» [8]. Данное определение, по нашему мнению, не полностью отражает основную концепцию сценарного подхода, поскольку представляет его как разработку множества одинаково вероятных сценариев развития наблюдаемых процессов в условиях неопределенности внешней среды. Формируемые исследователем
^ Ilya V. NAUMOV
Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of Statistics, Econometrics and Information Science Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-39 E-mail: ilia [email protected]
Keywords
MATRIX OF FINANCIAL FLOWS REGIONAL TERRITORIAL SYSTEM SCENARIO APPROACH
Abstract
The article explores the essence of a scenario approach and discloses its special features in the course of modelling the matrix of financial flows in the territorial system. It is proved that, when implementing this approach for forecasting processes of distribution and redistribution of financial flows in a territory, the combination method should be applied due to a high degree of uncertainty of such processes. This method allows, on the one hand, establishing the relationship between institutional sectors participating in financial flows in a territory and, on the other hand, predicting possible ways of redistribution of financial flows using the methods of simulation and econometric modelling. Summarizing diverse information and ideas about the future, even intuitive and not quantifiable, is possible due to the use of modern forms of organization of expert communities' work - foresight methods. The algorithm for scenario modelling of the matrix of financial transactions between institutional sectors in a region is provided.
JEL classification
C15, D02, D13, D58, G2, R12
5 сценарии не могут иметь равную вероят-8 ность наступления, поскольку на соци-£ ально-экономические процессы оказы-
2 вает влияние множество определенных и и неопределенных факторов, исследо-ш вание которых при прогнозировании яв-
3 ляется сложной, а иногда неразрешимой задачей.
Как метод прогнозирования сценарный подход рассматривался и другими известными исследователями, такими как Петер Шварц, Джей Огилви, Джил Рингланд, Матс Линдгрен, Ханс Банд-хольд, Ф. Н. Филин, З. А. Сафонова [10], А. В. Суворов [11] и др. Однако необходимо отметить, что главное предназначение сценарного подхода заключается не столько в прогнозировании возможных направлений развития изучаемых процессов, сколько в выявлении управляющих воздействий на их становление. Такое понимание сущности сценарного подхода характерно для А. А. Ивановой, которая представляет сценарное моделирование как «метод, позволяющий составлять прогноз развития деятельности на заданный период при изменяющихся внутренних процессах и внешних условиях развития экономики, выявлять и реализовывать внутренние резервы, оценивать и выбирать лучший вариант стратегического развития, оперативно корректировать текущие действия для достижения поставленных целей» (цит. по: [5]). Согласно данной трактовке в качестве основных задач сценарного подхода рассматриваются не только формирование, моделирование определенных сценариев, но и разработка механизмов их реализации, корректировки в случае изменения внешней среды.
Данное понимание сценарного подхода было развито в работах О. А. Гей-мана, который представлял его «инструментом построения не отдельных траекторий развития, а большого спектра вариантов для оценки влияния самых разных факторов. Кроме учета возможных неопределенных, слабо прогнозируемых или многовариантных явлений сценарный подход позволяет провести анализ последствий принимаемых решений. В этом смысле его использование при выработке управления существенно пересекается с основной схемой адаптивного управления, в которой каждое решение проходит предварительный анализ с точки зрения его приемлемости, достижимости целей управления» [1]. Мы разделяем такое понимание сущности сценарного подхода, так как в соответствии с ним предполагается оценка
рисков изменения внешней среды и анализ последствий принимаемых решений. Автор предлагал рассматривать не только пассивные сценарии, не учитывающие возможности управления, но и активные (аттрактивные), в которые непосредственно включены управляющие переменные для данного объекта. Данные сценарии формируются в результате реализации текущих ситуаций, возникающих под влиянием внешних событий, а также управляющих воздействий лица, принимающего решения.
По нашему мнению, сценарный подход к моделированию социально-экономических процессов заключается в построении прогностических моделей, описывающих возможные будущие состояния анализируемых объектов, с помощью экономико-математических методов моделирования на основе системного анализа существующих закономерностей развития наблюдаемых процессов, анализа возможных управленческих воздействий, моделирования последствий принятия управленческих решений и моделирования альтернативных вариантов данных решений. Именно поэтому сценарный подход к прогнозированию развития территориальной системы коренным образом отличается от традиционного, ведь согласно сценарному подходу будущее территориальной системы всегда является неопределенным, на нее влияет огромное количество различных факторов, благодаря изучению которых у исследователя формируется целый набор альтернативных стратегий развития (сценариев). Их формирование помогает исследователю заранее предугадать возможный вектор развития системы и подготовиться к возможным изменениям, принять своевременные управленческие решения.
Наиболее точные результаты прогнозирования сценарный подход обеспечивает при использовании балансовых (равновесных) моделей, поскольку в них формируется тесная взаимосвязь между элементами модели и изменение одних показателей ведет к определенным заранее последствиям. Главная задача при использовании сценарного подхода в таких моделях заключается в правильном применении инструментария сценарного моделирования. В настоящее время сценарный подход опирается на такие инструменты прогнозирования, как экспоненциальное сглаживание (Винтерса-Хольта), вероятностно-статистическое и эконометрическое моделирование по методу наименьших квадратов, имитаци-
онное моделирование с использованием методов Монте-Карло (генерации случайных чисел), сетевое моделирование с помощью метода прогнозного графа, PEST анализ и другие методы, позволяющие наиболее точно сформировать картину возможных состояний социально-экономической системы. Такие субъективные методы формирования сценариев, как метод коллективной генерации идей и экспертных оценок, методы Дельфи и Форсайта, все реже используются при сценарном моделировании. Тем не менее исследование использующихся при прогнозировании движения финансовых потоков между институциональными секторами в территориальных системах в современных методиках показало, что пока учеными используются либо экспертные, либо статистические методы построения прогнозов, возвращается «мода» на использовании в прогнозировании методов экономико-математического моделирования, характерная для исследований 60-70-х годов XX века. В результате этого прогнозы либо носят сугубо субъективный характер и не отражают реальность происходящих на территории процессов, либо сложно воспринимаемы из-за череды нагроможденных формул и цифр. Иногда полученные в результате моделирования прогнозы не сбываются или не достигают фактического уровня, поскольку распределение финансовых потоков между институциональными секторами в территориальной системе - достаточно сложный объект исследования, развитие которого носит весьма неопределенный характер и подвержено влиянию множества факторов, учесть которые в рамках того или иного метода довольно сложно. Именно поэтому сценарный подход к моделированию финансово-экономических процессов в территориальных системах должен быть системным, основанным как на статистических методах прогнозирования и экономико-математическом моделировании, так и на методах экспертных оценок. Для прогнозирования такой сложной социально-экономической системы, какой является территориальная система, и особенно протекающих в ней процессов распределения и перераспределения финансовых потоков, отличающихся высокой степенью неопределенности и динамичности, необходим комбинированный метод, позволяющий, с одной стороны, установить взаимосвязи между институциональными секторами, участвующими в распределении финансовых потоков на территории,
а также прогнозировать возможные пути перераспределения данных финансовых потоков (метод имитационного и вероятностно-статистического, экономе-трического моделирования), а с другой стороны, учесть колебания и отсутствие четких тенденций основных индикаторов движения финансовых потоков, предоставить исследователю возможность обобщения разноплановой информации и представлений о будущем, даже интуитивных и не поддающихся количественной оценке мнений, благодаря использованию современных форм организации работы экспертных сообществ (метод Форсайта).
АДАПТАЦИЯ СЦЕНАРНОГО ПОДХОДА К МОДЕЛИРОВАНИЮ МАТРИЦЫ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
В научной литературе представлены различные методологические подходы к сценарному моделированию процессов на территории, но они в основном разрабатывались и использовались для прогнозирования отдельных показателей социально-экономического развития и не предполагали формирование сценариев для балансовых равновесных моделей, в которых движение ресурсов обусловлено причинно-следственными связями. Поскольку при формировании матрицы финансовых потоков между институциональными секторами в регионе мы использовали балансовые равновесные модели, то и методологический подход к моделированию сценариев должен быть адаптирован для исследования наблюдаемых взаимосвязей между институциональными секторами и выражения их в виде системы взаимосвязанных уравнений с выявлением факторов, способствующих установлению наблюдаемых закономерностей движения финансовых потоков.
В основу алгоритма представляемого методологического подхода к сценарному моделированию матрицы движения финансовых потоков в региональных территориальных системах заложены отдельные элементы уже известных в научной литературе подходов:
• анализ внешней среды, которому наибольшее внимание в методологии сценарного моделирования уделяли D. Mercer [13] и G. Ringland [9],
• выделение ключевых и неопределенных факторов со стороны внешнего окружения (И. С. Дятловская [2]), использование причинно-следственных диаграмм (P.J.H. Schoemaker [14]);
• определение характерных индикаторов наступления того или иного сценария, выявление точек бифуркации (С. А. Попов [8]);
• формирование пассивных и активных (с использованием управляющих воздействий) сценариев (О. А. Гейман [1]);
• анализ и интерпретация сценариев (Р. \Wack [15]);
• стресс-тестирование полученной модели (П. П. Ковалев [3]);
• разработка стратегического плана действий на основе системы сформированных сценариев (Д. А. Кононов [4]) и др.
Данные методологические особенности сценарного подхода в сочетании с комбинированным подходом построения прогнозных сценариев формируют основу предлагаемого нами методологического подхода к сценарному моделированию матрицы движения финансовых потоков между институциональными секторами в регионе. В соответствии с предлагаемым подходом процесс сценарного моделирования финансовых потоков в региональной территориальной системе включает следующие этапы.
Первый этап - построение матрицы финансовых потоков по данным бухгалтерской отчетности кредитных учреждений, страховых организаций, пенсионных и инвестиционных фондов. Предполагаемый результат этапа - распределение всех финансовых операций по активам и обязательствам сектора финансовых корпораций (кредитных учреждений, страховых организаций, пенсионных и других инвестиционных фондов) по четырем основным институциональным секторам (государственное управление, домашние хозяйства, нефинансовые корпорации и остальной мир). Особенности теоретико-методологического подхода к формированию данной матрицы подробно рассмотрены автором ранее [6]. Структура операций по финансовым активам и обязательствам, в соответствии с которой предполагается распределение финансовых потоков, представленная на рис. 1, 2, сформирована на основе данных оборотной ведомости кредитных организаций по счетам бухгалтерского учета по форме № 101.
В данной отчетности подробно отражены все операции по движению финансовых потоков между финансовыми корпорациями и другими институциональными секторами. Формирование матрицы финансовых потоков по данным бухгалтерского учёта сектора финансовых корпораций позволяет, по нашему мнению, представить целиком картину
движения финансовых ресурсов между р секторами, поскольку все операции по § секторам домашних хозяйств, нефинан- N совых корпораций и государственно- 3 го управления так или иначе проходят ^ через банковский сектор, страховые и ^ пенсионные учреждения. Исследование | процессов движения финансовых пото- Й ков между секторами за определенный г период позволяет вскрыть имеющиеся у 6 них проблемы, а также угрозы их разви- 2 тию в будущем. 1
Для их выявления, а также в целях ^ моделирования более точных сценариев будущей трансформации матрицы финансовых потоков в регионе предлагается анализировать краткосрочные и долгосрочные финансовые потоки отдельно. Это позволит выявить диспропорции движения средств по финансовым активам и обязательствам институциональных секторов. В результате такого подхода и благодаря использованию принципа «двойной записи» в матрице балансируются не институциональные сектора сами по себе, а финансовые потоки между ними. По данному принципу один институциональный сектор в матрице инициирует движение финансовых потоков, а другой сектор их принимает. Сформированная матрица финансовых потоков в результате такого подхода отражает целую систему движения средств по финансовым активам и обязательствам между институциональными секторами, анализ которой позволит раскрыть основные проблемы их развития и определить первоочередные механизмы их решения. Построенная матрица финансовых потоков между институциональными секторами является отправной точкой для моделирования сценариев ее возможной трансформации под воздействием внешних и внутренних факторов.
Второй этап - выявление взаимосвязей между институциональными секторами, участвующими в распределении финансовых потоков на территории с использованием методов вероятностно-статистического, эконометрического моделирования. Предполагаемый результат этапа - формирование системы взаимосвязанных уравнений, отражающих особенности распределения финансовых потоков по каждому финансовому активу и обязательству между финансовыми учреждениями региона и другими его институциональными секторами. В результате регрессионного анализа должна сформироваться многоуровневая иерархическая модель движения
Рис. 1. Структура финансовых активов институциональных секторов
финансовых потоков с установленными причинно-следственными взаимосвязями между секторами, изменение которых станет основой для сценарного моделирования (см. таблицу). Разрабатываемая иерархическая модель предполагает формирование системы взаимосвязанных уравнений трех основных уровней:
• первоначально выявляются регрессионные зависимости формирующихся секторами финансовых активов и обязательств от финансовых потоков по операциям с монетарным золотом и драгоценными металлами (ДМ), денежным средствам (ДС), депозитам (Д), ценным бумагам (Ц), выданным кредитам и займам (К), производным финансовым инструментам (ПИ), дебиторской задолженности (ДЗ), формированию резервов (Р) и хозяйственным операциям (Х);
• на следующем уровне моделируется структура указанных финансовых потоков по каждому сектору с разделением их по временному периоду движения;
• далее более детально рассматривается структура элементов, формирующих финансовые потоки институционального сектора.
Таким образом, формируемая иерархическая модель представляет собой целую систему связанных регрессионных зависимостей, которая выявляет особенности формирования финансовых активов и обязательств институциональных секторов, возможные диспропорции в движении финансовых потоков между секторами в результате исследования периодичности поступления финансовых ресурсов, а также раскрывает взаимосвязи между институциональными
секторами по каждому финансовому потоку.
Третий этап - оценка точности и достоверности построенной модели,
тестирование ее адекватности наблюдаемым тенденциям в процессах движения финансовых потоков между институциональными секторами на исследуемой территории. Предполагаемым результатом данного этапа должны стать корректировка разработанной иерархической модели движения финансовых потоков между секторами и формирование пригодной к построению прогнозов модели. На данном этапе с помощью регрессионного и корреляционного анализа исследуются факторы, оказывающие наибольшее влияние на процессы движения финансовых потоков между институциональными секторами, и отсекаются фак-
Рис. 2. Структура финансовых обязательств институциональных секторов
торы, имеющие незначительное влияние. Поскольку основным приемом моделирования в представленном нами подходе является множественный регрессионный анализ по методу наименьших квадратов, то и оценка достоверности модели должна осуществляться в соответствии с методологией эконометриче-ского анализа: помимо оценки тесноты связей между переменными, тестирования нулевой гипотезы коэффициентов регрессии и детерминации, необходимо провести анализ наличия в модели муль-тиколлинеарности, оценку гетероскеда-стичности (методом Голдфелда-Квандта) и автокорреляции остатков (по методу Дарбина Уотсона). В результате многоэтапного анализа достоверности и преобразования разработанной ранее модели существенно повышается точность
формируемых на следующем этапе прогнозных сценариев возможной трансформации матрицы финансовых потоков между институциональными секторами.
Четвертый этап - имитационное моделирование (тестирование построенной модели изменением факторов, оказывающих влияние на процессы движения финансовых потоков между институциональными секторами) и построение системы прогнозных сценариев возможной трансформации матрицы финансовых потоков в регионе. Предполагаемым результатом этапа станет формирование прогноза возможных путей перераспределения финансовых потоков между институциональными секторами в регионе. Процедура имитационного моделирования заключается в прогнозировании всевозможных изме-
нений в движении финансовых потоков как внутри сектора, так и между секторами и в оценке последствий данных изменений. Изменение структуры элементов, формирующих финансовые потоки институционального сектора (третий уровень регрессионных зависимостей в иерархической модели), приведет к соответствующему изменению временной структуры финансовых потоков по каждому институциональному сектору (второй уровень иерархической модели) и в результате окажет влияние на размер формируемых институциональным сектором финансовых активов и обязательств (первый уровень иерархической модели). Процедура имитационного моделирования предполагает формирование самых разнообразных сценариев возможной трансформации матрицы
УПРАВЛЕНЕЦ № 3/67/ 2017
Иерархическая модель движения финансовых потоков между институциональными секторами
Финансовые корпорации (ФК) Государственное управление (ГУ) Нефинансовые корпорации (НК) Домашние хозяйства (ДХ) Остальной мир (ОМ)
ЦБ РФ (ЦБ) Кредитные учреждения (КУ) Страховые организации, пенсионные фонды (СП)
Активы (А) ЦБ(А)=а+Ы ЦБдм(А)+ +Ь2 ЦБдС(А)+Ьз ЦБд,А,++Ь4 ЦБЩА)+ +Ь5 ЦБк(А+Ьб ЦБПИ(А)+Ь7 ЦБдЗ(А>+ +Ь8 ЦБР,а)+Ь9 ЦБХ(А) КУ(А)=а+Ь>1 КУдм(А)+ +Ь2 КУдс(А)+Ьз КУд,А,+Ь4 КУц(А)+ +Ь5 КУк(А)+Ьб КУпИ(А)+Ь7 КУдЗ(А>+ +Ь8 КУр,А)+Ь9 КУх(А) СП(А)=а+Ь1 СПдм(А)+Ь2 СПдС(А)+Ьз СПд(А)+Ь4 СПЦ(А)+Ь5 СПк(А)+Ьб СПпИ(А)+Ь7 СПдЗ(А)+Ь8 СПР(А)+Ь9 СПх(А) ГУ(А)=а+Ь1 ГУдМ(А)+Ь2 ГУдС(А)+Ьз ГУД(А)+ +Ь4 ГУц(А)+Ь5 ГУк(А)+Ьб ГУпИ(А)+ +Ь7 ГУдЗ(А)+Ь8 ГУР(А)+Ь9 ГУх(А) НК(А)=а+Ь1 НКдМ(А)+Ь2 НКдС(А)+Ьз НКд(А)+Ь4 НКц(А)+ +Ь5 НКк(А)+Ьб НКпИ(А)+Ь7 НКД3(А)+Ь8 НКр(А) ++Ь9 НКх(А) ДХ(А)=а+Ь1 ДХдМ(А)+Ь2 ДХдС(А)+Ьз ДХд,А,+Ь4 ДХц(А)+ +Ь5 ДХк(А)+Ьб ДХпИ(А)+Ь7 ДХД3(А)+Ь8 ДХр(А) ++Ь9 ДХх(А) ОМ(А)=а+Ь1 ОМдМ(А)+Ь2 ОМдС(А)+Ьз ОМД(А)+ +Ь4 ОМц|А)+Ь5 ОМк(А)+Ьб ОМшкА)+ +Ь7 ОМдЗ(А)+Ь8 ОМр(А)+Ь9 ОМх(А)
1. Монетарное золото и драгоценные металлы (ДМ) ЦБдм(А)=а+Ь1 х ХЦБДМ1+Ь2ХЦБДМ2 КУдм(А)=а+Ь1 хКУдм1 + +Ь2хКУдм2 СПдм(А)=а+Ь1 хСПдм1+ +Ь2хСПдм2 ГУдм(А)=а+Ь1 х хГУдм1+Ь2 хГУдмг НКдм(А)=а+Ь1х хНКдм1+Ь2хНКдм2 ДХдм(А)=а+Ь1х х ДХдм1+Ьг х ДХдмг ОМдм(А)=а+Ь1х х ОМдм 1+Ь2 х ОМдмг
2. Денежные средства (ДС) ЦБдс(А)=а+Ь1 хЦБдс1+ +Ьг хЦБдс2+Ьз хЦБдсз КУдс(А)=а+Ь1 хКУдс1+ +Ьг хКУдс2+Ьз хКУдсз СПдс(А)=а+Ь1хСПдс1+ +Ь2 хСПдс2+Ьз хСПдсз ГУдс(А)=а+Ь1х хГУдс1+Ь2хГУдс2+ + ЬзхГУдсз НКдс(А)=а+Ь1 х хЦБдс+Ь2 хЦБдс2+ +ЬзхЦБдз ДХдс(А)=а+Ь1 х хДХди+ЬгхДХдсг ++ЬзхДХдсз ОМдс(А)=а+Ь1 х хОМдс1+Ь2 хОМдс2+ +ЬзхОМдсз
3. Депозиты (Д) ЦБд(А)=а+Ь1 хЦБд1+ +Ь2хЦБд2 КУд(А)=а+Ь1 хКУд1+ +Ь2хКУд2 СПд(А)=а+Ь1 хСПд1+ +Ь2хСПД2 ГУд(А)=а+Ь1 х хГУд1+Ь2хГУд2 НКд(А)=а+Ь1х хНДд1+Ь2хНДд2 ДХд(А)=а+Ь1х хДХд1+Ь2хДХд2 ОМд(А)=а+Ь1 хОМд1+ +Ь2хОМд2
4. Ценные бумаги (Ц) ЦБщА)=а+Ь1 хЦБц1+ +Ьг хЦБц2+Ьз хЦБцз+ +Ь4хЦБц4 КУц(А)=а+Ь1 хКУщ+ +Ь2хКУц2+ЬзхКУцз+ +Ь4хКУц4 СПц(А)=а+Ь1 хСПщ+ +Ь2хСПц2+ЬзхСПцз+ +Ь4хСПц4 ГУц(А)=а+Ь1 х хГУц1+Ь2хГУц2+ +ЬзхГУцз+Ь4хГУц4 НКц(А)=а+Ь1х хНКц1+Ь2хНКц2+ +ЬзхНКцз+Ь4хНКц4 ДХц(А)=а+Ь1х х ДХщ+Ьгх ДХц2+ +ЬзхДХцз+Ь4хДХц4 ОМц(А)=а+Ь1 хОМщ+ +Ь2хОМц2+Ьзх хОМцз+Ь4хОМц4
5. Выданные кредиты и займы (К) ЦБюА)=а+Ь1 хЦБк1+ +Ьг хЦБк2+Ьз хЦБкз+ +Ь4хЦБк4+Ь5хЦБк5 КУюА)=а+Ь1 хКУк1+ +Ь2хКУк2+ЬзхКУкз+ +Ь4хКУк4+Ь5хКУк5 СПюА)=а+Ь1 хСПк1+ +Ь2 хСПк2+Ьз хСПкз+ +Ь4хСПк4+Ь5хСПк5 гуюа)=а+ь1х хГУк1+Ь2хГУк2+ +ЬзхГУкз+Ь4х ХГУК4+Ь5ХГУК5 НКк(а)=а+Ь1 х хНКк1+Ь2хНКк2+ +ЬзхНКкз+Ь4х ХНКК4+Ь5ХНКК5 дхюа)=а+Ь1 х хДХк1+Ь2хДХк2+ +ЬзхДХкз+Ь4х хдхк4+Ь5хдхк5 ОМюА)=а+Ь1хОМк1+ +Ь2хОМк2+Ьзх X ОМкЗ+Ь4 х ОМк4+ +Ь5ХОМк5
6. Производные финансовые инструменты (ПИ) ЦБпи(А)=а+Ь1 х хЦБПИ1+Ь2 ХЦБПИ2+ +Ьз хЦБпИЗ+Ь4хЦБпИ4 КУпи(А)=а+Ь1 хКУпи1+ +Ь2хКУпи2+Ьзх хКУпиз+Ь4хКУпи4 СПпи(А)=а+Ь1 хСПпи1+ +Ь2хСПпи2+ЬзхСПпиз+ +Ь4хСПпИ4 ГУпи(А)=а+Ь1 х хГУпи1+Ьгх хГУпи2+Ьзх хГУ ПИЗ+Ь4 ХГУПИ4 НКпшА)=а+Ь1х хНКпи1+Ь2х хНКпи2+Ьзх хНКпиз+ Ь4хНКпи4 ДХпшА)=а+Ь1х хДХпи1+Ьгх хДХпИ2+Ьзх хДХпиз+Ь4хДХпи4 ОМпи(А)=а+Ь1 х х ОМпи 1+Ь2 х ОМпи2+ +ЬзхОМпиз+Ь4х ХОМПИ4
7. Дебиторская задолженность (ДЗ) ЦБдз(А)=а+Ь1 хЦБдз1+ +Ь2ХЦБд32 КУдз(а)=а+Ь1 хКУдз1+ +Ьг хКУдзг СПдз(а)=а+Ь1 хСПдз1+ +Ь2хСПдз2 ГУдз(а)=а+Ь1х ХГУД31+Ь2ХГУД32 НКдз(а)=а+Ь1 х хНКдз1+Ь2 хНКдзг ДХдз(а)=а+Ь1 х х ДХдз1+Ьг х ДХдз2 ОМдз(а)=а+Ь1х хОМдз1+Ь2 хОМдзг
8. Резервы (Р) ЦБр(а)=а+Ь1 хЦБр1+ +Ьг хЦБр2+ ... ЬпхЦБрп КУр(а)=а+Ь1 хКУр1+ +Ь2хКУр2+... ЬпхКУрп СПр(а)=а+Ь1 хСПр1+ +Ь2хСПр2+... ЬпхСПрп ГУр(а)=а+Ь1 хГУр1+ +Ьг хГУр2+... Ьпх хГУрп НКр(а)=а+Ь1 хНКр! + +Ь2хНКр2+...Ьпх хНКрп ДХр(а)=а+Ь1х хДХр1+Ь2хДХр2+ ...+ЬпхДХрп ОМр(а)=а+Ь1 хОМр1+ +Ь2 хОМр2+... Ьпх хОМрп
9. Хозяйственные операции (X) ЦБх(а)=а+Ь1 хЦБх1+ +Ьг хЦБх2+Ьз хЦБхз КУх(а)=а+Ь1 хКУх1+ +Ь2хКУХ2+ ЬзхКУхз СПх(а)=а+Ь1 хСПх1+ +Ь2хСПх2+Ь3хСПхз ГУх(а)=а+Ь1 х хГУх1+Ь2хГУх2+ +ЬзхГУхз НКх(А)=а+Ь1х ХНКХ1+Ь2ХНКХ2+ +ЬзхНКхз ДХх(А)=а+Ь1х х ДХх1+Ь2 х ДХх2+ +ЬзхДХхз ОМх(а)=а+Ь1 хОМх1+ +Ьгх ОМхг+Ьзх ОМхз
Окончание таблицы
Финансовые корпорации (ФК) Государственное управление (ГУ) Нефинансовые корпорации (НК) Домашние хозяйства (ДХ) Остальной мир (ОМ)
ЦБ РФ (ЦБ) Кредитные учреждения (КУ) Страховые организации, пенсионные фонды (СП)
Обязательства (О) ЦБ(0)=а+Ь>1 ЦБдмю)+ +Ьз ЦБдсю)+Ьз ЦБдю)+Ь4 ЦБцю)+ +Ь5 ЦБкю)+Ьб ЦБпщо)+Ь7 ЦБхю) КУ(0)=а+Ь1 КУдмю)+ +Ь2 КУдсЮ)+Ьз КУд,о,+Ь4 КУцю)+ +Ь5 КУкю)+Ьб КУшко)+Ь7 КУхю) СП(0)=а+Ь1 СПдмю)+ +Ь2 СПдсю)+Ьз СПдю)+ +Ь4 СПЦ(о,+Ь5 СПкю)+ +Ьб СПшко)+Ь7 СПхю) ГУ(0)=а+Ь1 ГУдмЮ)+Ь2 ГУдС(о) +Ьз ГУд(о,+Ь4 ГУц(0)+Ь5 ГУкю)+ +Ьб ГУпию)+Ь7 ГУх( О) НК(0)=а+Ь1 НКдмю)+Ь2 НКдсю)+Ьз НКД(о)+Ь4 НКщо)+ +Ь5 НКкю)+Ьб НКпщо)+Ь7 НКхю) ДХ(0)=а+Ь1 ДХдмЮ)+Ь2 ДХдсю)+Ьз ДХд,о,+Ь4 ДХщо)+ +Ь5 ДХкю)+Ьб ДХшко)+Ь7 ДХхю) 0М(0)=а+Ь>1 ОМдмю) +Ь2 ОМдсЮ)+Ьз ОМдю)+Ь4 ОМцю)+ +Ь5 ОМкю)+Ьб ОМшко)+Ь7 ОМхю)
1. По поставке монетарного золота и драгоценных металлов (ДМ) ЦБдмгора+Ых ХЦБДМ1+Ь2ХЦБДМ2 КУдмю)=а+Ь1 хКУдм1 + +Ь2хКУдм2 СПдмю)=а+Ь1 хСПдм1+ +ЬгхСПдм2 ГУдмю)=а+Ь1х хГУдм1+Ь2хГУдм2 НКдмю)=а+Ь1 х хНКдм1+ Ь2хНКдм2 ДХдмю)=а+Ь1х х ДХ дм 1+Ь2 х ДХ дм2 ОМдм(а)=а+Ь1 х хОМдм1+Ь2 хОМдмг
2. По переводу наличной валюты и денежных средств (ДС) ЦБдсю)=а+Ь1 хЦБдс1+ +Ьг хЦБ дс2+Ьз хЦБ дез КУдсю)=а+Ь1 хКУдс1+ +Ьг хКУ дс2+Ьз хКУ дез СПдсю)=а+Ь1 хСПдс1+ +Ь2хСПдс2+ЬзхСПдсз ГУдсю)=а+Ь1 х хГУдс1+Ь2хГУдс2+ + ЬзхГУдсз НКдсю)=а+Ь1х хЦБдс+Ь2 хЦБ дс2+ +ЬзхЦБдз ДХдсю)=а+Ь1 х хДХдс1+Ь2хДХдс2 ++ЬзхДХдсз ОМдсю)=а+Ь1х х ОМдс 1+Ь2 х ОМдс2+ +ЬзхОМдсз
3. По вкладам и депозитам институциональных секторов в банках(Д) ЦБдю)=а+Ь1 хЦБд1+ +Ь2хЦБд2 КУд(0)=а+Ь1><КУд1+ +Ь2хКУД2 СПдю)=а+Ь1 хСПд1+ +Ь2хСПд2 ГУдю)=а+Ь1х хГУд!+Ь2хГУд2 НКдю)=а+Ь1 х хНДд1+Ь2хНДд2 ДХд(0)=а+Ь1>< хДХд!+Ь2хДХд2 ОМдю)=а+Ь1 хОМд1+ +ЬгхОМд2
4. По ценным бумагам, приобретенным институциональными секторами (Ц) ЦБщо)=а+Ь1 хЦБц1+ +Ьг хЦБц2+Ьз хЦБцз+ +Ь4хЦБц4 КУщо)=а+Ь1хКУц1+ +Ьг ХКУ ц2+Ьз хКУцз+ +Ь4хКУц4 СПщо)=а+Ь1 хСПщ+ +Ь2хСПц2+ЬзхСПцз+ +Ь4хСПц4 ГУщо)=а+Ь1>< хГУщ+Ь2хГУщ+ +ЬзхГУцз+Ь4хГУц4 НКцю)=а+Ь1 х хНКц1+Ь2хНКц2+ +Ьз хНКцз+Ь4 хНКц4 ДХщо)=а+Ь1>< хДХщ+Ь2хДХЦ2+ +ЬзхДХцз+Ь4хДХц4 ОМцю)=а+Ь1 хОМщ+ +Ь2хОМц2+Ьзх хОМцз+Ь4хОМц4
5. По полученным кредитам и займам (К) ЦБюо)=а+Ь1 хЦБк1+ +Ьг хЦБк2+Ьз хЦБкз КУкю)=а+Ь1 хКУк1+ +Ьг хКУ к2+Ьз ХКУ кз СПюо)=а+Ь1 хСПк1+ +Ь2хСПк2+ЬзхСПкз ГУкю)=а+Ь1 х хГУк1+Ь2хГУк2+ +ЬзхГУкз НКюо)=а+Ь1х хНКк1+Ь2хНКк2+ +ЬзхНКкз ДХкю)=а+Ь1 х х ДХк1+Ь2 х ДХк2+ +ЬзхДХкз ОМюо)=а+Ь1><ОМк1+ +Ь2 х ОМк2+Ьз х ОМкз
6. Обязательства по производным финансовым инструментам (ПИ) ЦБпшо)=а+Ь1х хЦБпи1+Ь2 хЦБпи2+ +Ьз хЦБпиз+Ь4 хЦБпИ4 КУпшо)=а+Ь1 хКУпи1+ +ЬгхКУпи2+Ьзх хКУпиз+Ь4хКУпи4 СПписора+Ы хСПпи1+ +Ьг хСПпи2+Ьз хСПпиз+ +Ь4хСПпИ4 ГУпшо)=а+Ь1х хГУпи1+Ь2х хГУпш+Ьзх хГУпИЗ+Ь4хГУпИ4 НКпию)=а+Ь1 х хНКпи1+Ь2х хНКпш+Ьзх хНКпиз+ Ь4хНКпи4 ДХпшо)=а+Ь1>< хДХпи1+Ь2х хДХпш+Ьзх хДХпиз+Ь4хДХпи4 ОМпию)=а+Ь1 х хОМпи1+Ь2 хОМпи2+ +ЬзхОМпиз+Ь4х хомпи4
7. Обязательства по хозяйственным операциям (X) ЦБхю)=а+Ь1 хЦБх1+ +Ьг хЦБх2+Ьз хЦБхз КУх(0)=а+Ь1><КУх1+ +Ь2хКУх2+ ЬзхКУхз СПхю)=а+Ь1 хСПх1+ +Ьг хСПх2+Ьз хСПхз ГУхю)=а+Ь1х хГУх1+Ь2хГУх2+ +ЬзхГУхз НКхю)=а+Ь1 х хНКх1+Ь2хНКх2+ +ЬзхНКхз ДХх(0)=а+Ь1>< хДХх1+Ь2хДХх2+ +ЬзхДХхз ОМхю)=а+Ь1 хОМх1+ +Ь2 хОМхг+ЬзхОМхз
¿тог /Л9/£ иЭЭУЫУИ! ЭН1/51ЭМЭ1ЛУН<1П
5 финансовых потоков и выявление осно-8 вополагающих факторов, генерирующих £ такие изменения. Анализ научной лите-
2 ратуры по сценарному планированию и и прогнозированию показал, что исследи дователи, как правило, ограничиваются
3 формированием трех базовых сценариев развития наблюдаемых процессов. Это, с одной стороны, облегчает процесс сценарного моделирования, но, с другой стороны, ограничивает возможности сценарного прогнозирования. Ведь преимущество сценарного моделирования перед другими методами прогнозирования как раз и состоит в раннем выявлении всевозможных состояний исследуемых процессов и анализе движущих факторов таких изменений. Поэтому в представленном теоретико-методологическом подходе к сценарному моделированию матрицы финансовых потоков между институциональными секторами мы предполагаем формирование целой системы сценариев возможной трансформации данной матрицы в будущем с представлением движущих факторов.
Пятый этап - анализ прогнозных сценариев возможной трансформации матрицы финансовых потоков и исследование последствий для дальнейшего развития институциональных секторов региона в случае реализации того или иного сценария. На данном этапе предполагается оценка влияния на существующую систему распределения финансовых потоков между институциональными секторами различных факторов и исследование перспектив развития секторов в результате их действия. Главной задачей при этом является определение последствий реализации различных сценариев для каждого институционального сектора. Это необходимо для формирования оптимального сценария движения финансовых потоков между институциональными секторами и выработки механизмов сглаживания острых проблем развития данных секторов в случае реализации нежелательных сценариев.
Шестой этап - выбор оптимального сценария трансформации матрицы финансовых потоков между институциональными секторами региона, обе-
спечивающего наиболее благоприятные условия для их дальнейшего развития в будущем и снижающего их возможные финансовые потери. На данном этапе из множества смоделированных сценариев выявляется наиболее благоприятный для развития институциональных секторов сценарий, раскрываются особенности перераспределения финансовых потоков между секторами в рамках данного сценария и определяются факторы, способствующие его реализации. Поскольку предлагаемый нами методологический подход построения матрицы финансовых потоков основывается на принципах формирования равновесных балансовых моделей, соответственно и оптимальный сценарий развития институциональных секторов должен предполагать достижение сбалансированности движения финансовых потоков по финансовым активам и обязательствам данных секторов. В данном случае это означает, что активы институциональных секторов, формирующиеся в результате движения финансовых потоков по различным финансовым операциям, должны быть сбалансированы с их обязательствами для достижения равновесного состояния. Главной задачей на данном этапе сценарного моделирования является разработка такого сценария трансформации матрицы финансовых потоков, при котором будет возможен переход к оптимальному распределению финансовых потоков как внутри, так и между институциональными секторами в регионе.
Седьмой этап - поиск механизмов сглаживания выявленных диспропорций в движении финансовых потоков между институциональными секторами для перехода к оптимальному сценарию трансформации матрицы. На данном этапе предполагается формирование системы мероприятий для обеспечения благоприятной среды, при которой институциональные сектора смогут перейти к более сбалансированной структуре финансовых потоков по активам и обязательствам перед другими секторами региона. При этом перечень наиболее эффективных механизмов сглаживания выявленных диспропорций генерирует-
ся исходя из сформированного на предыдущем этапе оптимального сценария трансформации матрицы движения финансовых потоков, в результате которого выявляются факторы, способствующие его реализации. Данные факторы и являются основой для поиска подходящих механизмов стабилизации процессов движения финансовых потоков между институциональными секторами.
В научной литературе существует множество различных подходов и методик оценки и прогнозирования финансовой устойчивости территории, но большинство из них не позволяет оценить диспропорции движения денежных потоков и распределение финансовых ресурсов между институциональными секторами внутри региона, а также во взаимосвязи с другими территориальными системами, внешним миром. Данный методологический подход не только исследует диспропорции движения финансовых потоков между институциональными секторами, но и моделирует прогнозные сценарии их перераспределения при изменении внутренних и внешних факторов экономического развития территориальной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный теоретико-методологический подход к сценарному моделированию матрицы финансовых потоков позволяет на основе методов вероятностно-статистического анализа, регрессионного и имитационного моделирования построить систему прогнозных сценариев возможной трансформации матрицы финансовых потоков между институциональными секторами в регионе, выявить факторы, способствующие реализации того или иного сценария, сформировать оптимальный сценарий, сглаживающий существующие диспропорции и проблемы развития финансовых и нефинансовых корпораций, домашних хозяйств, сектора государственного управления и зарубежных компаний, а также выявить наиболее эффективные механизмы реализации данного сценария.
Библиографическая ссылка: Наумов И.В. Теоретико-методологические основы сценарного подхода к моделированию матрицы финансовых потоков в региональной системе // Управленец. 2017. № 3(67). С. 8-17.
For citation: Naumov I.V. Theoretical and methodological basis of a scenario approach to modelling the matrix of financial flows in a regional system. Upravlenets - The Manager, 2017, no. 3(67), pp. 8-17.
Источники
1. Гейман О.А. Теоретические аспекты сценарного моделирования развития регионов // Экономика промышленности. 2009. № 5(48). С. 14-18. URL: econpapers.repec.org/article/scn024711/15885128.htm.
2. Дятловская И.С. Мифы о неприменимости и мировая практика сценарного планирования // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 1. С. 137-143.
3. Ковалев П.П. Сценарный анализ, методологические аспекты // Финансы и кредит. 2009. № 44(380). С. 9-13.
4. Кононов Д.А., Косяченко С.А., Кульба В.В. Формирование и анализ сценариев развития социально-экономических систем с использованием аппарата операторных графов // Автоматика и телемеханика. 2007. № 1. С. 121-136.
5. Лаева Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 56-63.
6. Наумов И.В. Теоретико-методологический подход к формированию матрицы финансовых потоков региональной территориальной системы // Журнал экономической теории. 2016. № 3. С. 171-188.
7. Орлов А.И. Эконометрика. М.: Экзамен, 2002.
8. Попов С.А. Сценарное моделирование: методика из восьми шагов. URL: http://www.econfin.ru/archives/6499.
9. Рингланд Дж. Сценарное планирование для разработки стратегии. М.: Диалектика; Вильямс, 2008.
10. Сафонова З.А. Методология сценарного подхода к социально-экономическому прогнозированию региона // Материалы XXXVIII науч.-техн. конф. по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008 год. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. Т. 3. Экономика.
11. Суворов А.В. Методы построения макроэкономических сценариев социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования. 1996. № 4. С. 27-39.
12. Kahn H. The Next Two Hundred Years: A Scenario for America and the World. William Morrow & Company, 1976.
13. Mercer D. Scenarios Made Easy // Long Range Planning. 1995. Vol. 28. № 4. Р. 81-86.
14. Schoemaker P.J.H. Multiple Scenario Development: Its Conceptual and Behavioural Foundation // Strategic Management Journal. 1993. Vol. 14. № 3. P. 193-213.
15. Wack P. Scenarios: The Gentle Art of Reperceiving // Harvard Business School Working Paper. Cambridge, Mass.: Harvard College, 1984.
References
1. Geyman O.A. Teoreticheskie aspekty stsenarnogo modelirovaniya razvitiya regionov [Theoretical aspects of scenario modelling of regional development]. Ekonomika promyshlennosti - Industry Economics, 2009, no. 5(48), pp. 14-18. Available at: econpapers.repec.org/article/ scn024711/15885128.htm.
2. Dyatlovskaya I.S. Mify o neprimenimosti i mirovaya praktika stsenarnogo planirovaniya [Myths about the inapplicability and the global practice of scenario planning]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and Abroad, 2007, no. 1, pp. 137-143.
3. Kovalev P.P. Stsenarnyy analiz, metodologicheskie aspekty [Scenario analysis, methodological aspects]. Finansy i kredit - Finance and Credit, 2009, no. 44(380), pp. 9-13.
4. Kononov D.A., Kosyachenko S.A., Kul'ba V.V. Formirovanie i analiz st-senariev razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem s ispol'zovaniem ap-parata operatornykh grafov [Design and analysis of development scenarios of social economic systems with the application of the operator graph apparatus]. Avtomatika i telemekhanika - Automation and Remote Control, 2007, no. 1, pp. 121-136.
5. Laeva T.V. Stsenarnyy analiz kak osnova strategicheskogo planirovaniya v organizatsii [Scenario analysis as a basis for strategic planning in an organization]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and Abroad, 2006, no. 2, pp. 56-63.
6. Naumov I.V. Teoretiko-metodologicheskiy podkhod k formirovaniyu matritsy finansovykh potokov regional'noy territorial'noy sistemy [Theoretical and methodological approach to the formation of a matrix of financial flows of the regional territorial system]. Zhurnal ekonomicheskoy teorii - Journal of Economic Theory, 2016, no. 3, pp. 171-188.
7. Orlov A.I. Ekonometrika [Econometrics]. Moscow, Ekzamen Publ., 2002.
8. Popov S.A. Stsenarnoe modelirovanie: metodika iz vos'mi shagov [Scenario modelling: the methodology in eight steps]. Available at: www.econ-fin.ru/archives/6499.
9. Ringland G. Scenario Planning. Managing for the Future (Russ. ed.: Ringland Dzh. Stsenarnoe planirovanie dlya razrabotki strategii. Moscow, Dialektika; Vil'yams Publ., 2008).
10. Safonova Z.A. [The methodology of the scenario approach to the socio-economic forecasting in the region]. Materialy XXXVIII nauch.-tekhn. konf. po itogam raboty professorsko-prepodavatel'skogo sostava SevKavGTU za 2008 god [Proc. of 38th sci.-tech. conf. on the results of the teaching staff of NCSTU in 2008]. Stavropol', SevKavGTU Publ., 2009. Vol. 3. Economics.
11. Suvorov A.V. Metody postroeniya makroekonomicheskikh stsena-riev sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Methods of construction of macroeconomic scenarios of socio-economic development]. Problemy prognozirovaniya - Problems of Forecasting, 1996, no. 4, pp. 27-39.
12. Kahn H. The Next Two Hundred Years: A Scenario for America and the World. William Morrow & Company, 1976.
13. Mercer D. Scenarios Made Easy. Long Range Planning, 1995, vol. 28, no. 4, pp. 81-86.
14. Schoemaker P.J.H. Multiple Scenario Development: Its Conceptual and Behavioural Foundation. Strategic Management Journal, 1993, vol. 14, no. 3, pp. 193-213.
15. Wack P. Scenarios: The Gentle Art of Reperceiving. Harvard Business School Working Paper. Cambridge, Mass.: Harvard College, 1984.
■o a
u>
H
a m a