Научная статья на тему 'О структурно-логической схеме подготовки специалиста в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России'

О структурно-логической схеме подготовки специалиста в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН / СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА / СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / SPECIALIST TRAINING / TEACHING OF DISCIPLINES / STRUCTURAL LOGICAL SCHEME / SUBJECTS AND OBJECTS OF LEARNING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грешных А. А., Рева Ю. В.

Рассмотрено понятие структурно-логической схемы преподаваемых дисциплин в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России как один из важных планирующих документов при ведении образовательного процесса. Показан порядок разработки структурно-логических схем, а также подчеркнута особая важность состава обеспечивающих и обеспечиваемых учебных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STRUCTURAL-LOGICAL SCHEME OF SPECIALISTS TRAINING IN SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

Deals with the concept of structurally-logic schemes of disciplines in the Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, as one of the most important planning document in the conduct of the educational process. Shows the order of development of the structurally-logic schemes, and stressed the particular importance of providing structure and provide academic disciplines.

Текст научной работы на тему «О структурно-логической схеме подготовки специалиста в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России»

О СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ГПС МЧС РОССИИ

А.А. Грешных, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Ю.В. Рева, кандидат военных наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрено понятие структурно-логической схемы преподаваемых дисциплин в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России как один из важных планирующих документов при ведении образовательного процесса. Показан порядок разработки структурно-логических схем, а также подчеркнута особая важность состава обеспечивающих и обеспечиваемых учебных дисциплин.

Ключевые слова: подготовка специалиста, преподавание дисциплин, структурно-логическая схема, субъекты и объекты обучения, педагогические технологии

ON THE STRUCTURAL-LOGICAL SCHEME OF SPECIALISTS TRAINING IN SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

A.A. Greshnykh; Yu.V. Reva.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Deals with the concept of structurally-logic schemes of disciplines in the Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, as one of the most important planning document in the conduct of the educational process. Shows the order of development of the structurally-logic schemes, and stressed the particular importance of providing structure and provide academic disciplines.

Keywords: specialist training, teaching of disciplines, structural logical scheme, subjects and objects of learning, educational technology

В данной статье хочется подчеркнуть особую роль структурно-логической схемы в прохождении дисциплин в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Структурно-логическая схема выполняет роль последовательности изучения дисциплин, тем самым закладывает механизм обучения от простого к сложному, от низшего к высшему, что, в свою очередь, вырабатывает у обучающегося знания, умения и закрепляет необходимые навыки.

Структурно-логические схемы (СЛС) по специальностям (специализациям) подготовки обучающихся включены в число обязательных планирующих документов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, хотя и играют вспомогательную роль при планировании образовательного процесса. Кроме СЛС по специальности на кафедре могут разрабатываться и СЛС по отдельным, как правило, достаточно емким профилирующим учебным дисциплинам. СЛС на каждую специальность (специализацию) подготовки обучающихся разрабатываются параллельно с разработкой проектов учебных планов и программ обучения и имеют целью:

- обеспечение логической последовательности изучения учебных дисциплин (разделов и тем), их взаимосвязи и взаимообусловленности;

- исключение параллелизма и дублирования учебного материала при изучении взаимосвязанных или родственных учебных дисциплин (разделов и тем);

- установление обеспечивающих и обеспечиваемых учебных дисциплин (разделов

и тем);

- рациональное распределение изучения учебных дисциплин (разделов и тем) по семестрам.

Проекты СЛС подготовки специалистов разрабатываются выпускающими кафедрами совместно с учебно-методическим центром [1].

Формально СЛС представляет собой графическую схему, в которой по вертикали указываются наименования дисциплин учебного плана (разделов и тем) и их объем в часах, а по горизонтали - семестры, месяцы и недели обучения. Внутри схемы строятся линейные диаграммы каждой дисциплины учебного плана с учетом их взаимовлияния друг на друга. Дисциплины (разделы и темы) показываются прямоугольниками, с делением их, при необходимости, на разделы, темы (или отдельные учебные занятия). Взаимозависимость дисциплин (разделов и тем), их основные логические связи показываются соответствующими линиями со стрелками.

Важно отметить, что форма СЛС не является жестко определенной. Она, как правило, разрабатывается самим университетом. Возможны различные варианты, направленные на улучшение наглядности и большую функциональность изображаемой схемы.

Особую важность при составлении СЛС имеет определение состава обеспечивающих и обеспечиваемых учебных дисциплин (разделов и тем). При этом под обеспечивающими следует понимать такие учебные дисциплины (разделы и темы), на учебном материале которых базируется изучение других (обеспечиваемых) учебных дисциплин (разделов и тем). Изучение обеспечивающих учебных дисциплин должно предшествовать изучению обеспечиваемых учебных дисциплин [2].

Рекомендуется следующий порядок разработки СЛС:

В левой части листа в последовательности, определенной учебным планом, записываются наименования групп учебных дисциплин и самих дисциплин с указанием их объема (учебные занятия по расписанию) в часах. Далее весь лист делится на части по числу семестров обучения, а каждая из них - на месяцы и недели. Кроме того, должно быть предусмотрено место после завершающего семестра для показа времени разработки выпускных квалификационных работ и проведения итоговой государственной аттестации.

После определения обеспечивающих и обеспечиваемых учебных дисциплин, с учетом логической последовательности их изучения, обоснованности начала и окончания изучения каждой из них, роли и места их в системе подготовки слушателей, наносятся приблизительные границы времени изучения каждой дисциплины. При этом очередность прохождения дисциплин устанавливается так, чтобы к началу изучения обеспечиваемых учебных дисциплин заканчивалось изложение материала обеспечивающих дисциплин.

Номера обеспечивающих учебных дисциплин указываются в СЛС внутри окружностей, а обеспечиваемых - внутри квадратов.

Внутри каждой учебной дисциплины показываются разделы (темы) в виде прямоугольников в порядке их прохождения, с указанием их номеров и объема в часах. При этом разделы (темы) показываются с максимальной привязкой по времени изучения по месяцам и неделям. Если в изучении разделов (тем) одной дисциплины имеются промежутки во времени, то соответствующие прямоугольники соединяются горизонтальной стрелкой, исходящей из середины прямоугольника.

Далее из общего перечня изучаемых дисциплин устанавливается группа взаимосвязанных дисциплин, которые изучаются в строгой последовательности. Такие дисциплины связываются между собой стрелкой, соединяющей середины конца и начала соответствующих прямоугольников. Если же дисциплины взаимосвязаны не целиком, а только по отдельным разделам (темам), то аналогичным образом соединяются между собой разделы (темы) [3].

Дисциплины (разделы, темы), необходимые для получения базовых знаний, умений и навыков, и дисциплины, в которых затем используются эти знания, умения и навыки последовательно соединяются стрелкой.

В ходе выполнения этой работы должны быть уточнены временные границы изучения отдельных дисциплин (разделов, тем).

При наличии в учебных планах комплексных учебных задач на схеме должен быть графически показан порядок согласования и взаимодействия дисциплин, участвующих в проведении задач. Это взаимодействие раскрывается изображением в виде прямоугольников тех занятий, с которыми данная дисциплина участвует в учебных задачах. При этом все прямоугольники, изображающие различные виды занятий в данной учебной задаче, закрашиваются одним цветом и соединяются стрелками того же цвета, направленными в обе стороны. Если же учебная задача отрабатывается по тематике нескольких разделов (тем), то она изображается отдельным прямоугольником с указанием ее номера и объема в часах, а также номеров этих разделов и тем.

Изображенная логическая цепь разделов (тем) каждой дисциплины должна заканчиваться прямоугольником, отражающим вид итогового контроля по дисциплине, с изображением внутри него букв «Э» (экзамен), «ЗО» (зачет с оценкой), «З» (зачет).

СЛС по учебной дисциплине подписывается начальником кафедры (предметно-методической комиссии) и утверждаются начальником факультета (выпускающей кафедры).

Таким образом, СЛС позволяет наглядно показать место и роль каждой учебной дисциплины в подготовке специалиста, их логическую взаимосвязь, что способствует рациональному планированию учебной работы, разработке учебных планов, программ и расписания учебных занятий.

Литература

1. Елисейкин М.М. Технология профессионально-ориентированного обучения: учеб. пособие / под общ. ред. В.И. Бегуна. СПб.: ВМА, 2012. С. 43-148.

2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. С. 75-78, 212-236.

3. Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. 288 с.

References

1. Elisejkin M.M. Tekhnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya: ucheb. posobie / pod obshch. red. V.I. Beguna. SPb.: VMA, 2012. S. 43-148.

2. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. Rostov n/D.: «Feniks», 1998. S. 75-78, 212-236.

3. Pustyl'nik E.I. Statisticheskie metody analiza i obrabotki nablyudenij. M.: Nauka, 1968.

288 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.