Структурно-логические схемы как средство наглядности на лекционных занятиях в высшей школе на примере дисциплины «Экономические основы социальной
работы»
Structural-logical schemes as a means of visibility at lecture classes in higher education on the example of the discipline "Economic foundations of social work"
Яковчук Владимир Николаевич
магистрант,
Петрозаводский государственный университет Кафедра Социологии и социальной работы Россия, Петрозаводск e-mail:yakovchuk18@gmail.com
Yakovchuk Vladimir Nikolaevich
Master student, Petrozavodsk State University Department of Sociology and Social Work Russia, Petrozavodsk e-mail: yakovchuk18@gmail.com
Аннотация.
В работе рассматривается значимость применения структурно-логических схем на лекционных занятиях по дисциплине «Экономические основы социальной работы». Большое место занимает характеристика лекции, как формы обучения. Освещаются виды лекций, а также предъявляемые требования к проведению лекционного занятия. Обосновывается актуальность применения структурно логических схем, через требование наглядности к лекционным занятиям. Предпринята попытка разработать авторский вариант структурно-логических схем разных видов по одной из тематик дисциплины. Представлена экспертная точка зрения на авторские разработки структурно-логических схем. Работа может быть полезна для преподавателей высшей школы дисциплины «Экономические основы социальной работы», студентов, а также для людей интересующихся изучением педагогики и педагогических технологий.
Annotation.
The significance of the application of structural-logical schemes in lecture classes on the discipline "Economic bases of social work" is considered in the work. A great place is taken by the characterization of the lecture as a form of instruction. The types of lectures, as well as the requirements for conducting a lecture class are covered. The relevance of the application of structurally logical schemes is substantiated, through the requirement of visibility to lecture studies. An attempt has been made to develop an author's version of structural and logical schemes of different types in one of the subjects of the discipline. An expert point of view on author's developments of structural-logical schemes is presented. The work can be useful for teachers of the higher school of the discipline "Economic bases of social work", students, as well as for people interested in studying pedagogy and pedagogical technologies.
Ключевые слова: высшая школа, лекция, наглядность, структурно-логические схемы, экономические основы социальной работы.
Key words: higher school, lecture, visibility, structural and logical schemes, economic foundations of social
work.
Двадцать первый век принято называть веком информационных технологий. Прежде всего, информационные технологии можно оценить как средство помощи в работе с огромным массивом данных, окружающим нас сегодня.
Общая сумма знаний сначала менялась очень медленно, но уже с 1900г она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г - уже каждые 5 лет, с 1990г - ежегодно, а на сегодняшний день - в разы быстрее.
Человек сталкивается с огромным количеством материала, исходными данными, информацией, которая требует обработки, структурирования и представления. Отсюда следует актуальность представленного
исследования, выражающаяся в ожиданиях, предъявляемых обществом и заключающаяся в умении быстро и эффективно работать с получаемой информацией.
Поскольку в представленной работе речь пойдет о дисциплине «Экономические основы социальной работы», стоит отметить требования («ожидания») к результатам освоения основных образовательных программ направления подготовки «Социальная работа». В первую очередь необходимо подчеркнуть компетенцию, относящуюся к общепрофессиональным, а именно «способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-коммуникативной среде «Интернет» (ОПК-4)». Говоря другими словами - студент - бакалавр социальной работы должен не просто уметь работать с информацией, а использовать различного рода приемы и техники, упрощающие взаимодействие с массивом данных.
Безусловно, имение работать с большим массивом данных - это необходимость, которая актуально для всех обучающихся, и особенно, для студентов высших учебных заведений. Прежде всего, стоит описать непосредственно формы, которые используются педагогами в высшей школе в процессе обучения.
Появление первых университетов относят к эпохе средневековья. Форма организации обучения, которая появилась первой и так давно, до сих пор активно применяется и считается одной из наиболее эффективных в различных своих вариациях. Речь идет о лекции, под которой подразумевается «форма организации обучения, в процессе которой преподаватель систематично и последовательно излагает научную информацию, студенты осуществляют ее рецепцию и осознание».
Форма организации обучения, в свою очередь, - «это конструкция отдельного звена процесса обучения, вид занятия, характеризующийся определенным порядком и режимом организации совместной деятельности педагога и обучающихся». К традиционным, по мнению автора, можно отнести такие формы как урок, семинар, лекция, экскурсия практика, экзамен и другие.
Формы организации обучения можно разделить на две сложившиеся системы: классно-урочную, характерную в первую очередь, для школьного образования, и лекционно-семинарскую, относящуюся к получению образования в высшей школе.
Таким образом, можно заключить, что лекция существует с давних времен, и по сей день остается одним из важнейших фактором эффективного обучения в высшей школе. Прежде всего, надо сказать, что лекция - это «систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала, имеющее форму монолога». Данное изложения может быть представлено в различных видах.
Ощепкова О.В. в своей статье говорит о трех видах лекций, входящих в современный спектр активных и интерактивных форм обучения: лекция-визуализация, «лекция вдвоем», лекция с запланированными ошибками.
Лекция-визуализация предполагает преобразование вербальной информации в визуальную форму, что позволяет наглядно представить абстрактные понятия, а также задействовать зрительные каналы восприятия информации.
«Лекция вдвоем» представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной теме, при этом активно взаимодействия друг с другом и с аудиторией. Считается наиболее эффективной, поскольку имеет ряд преимуществ перед традиционной лекцией. Прежде всего, стоит отметить создание эмоционального, положительно-окрашенного фона и повышение заинтересованности студентов, за счет активности преподавателей. Необходимо подчеркнуть, что для ведения качественного диалога и достижения заданных целей, лекторы должны быть профессионалами высшей категории.
Лекция с запланированными ошибками - еще один возможный вариант. Методика на первый взгляд
проста - преподавателей, в начале занятия, озвучивает, что в лекции будет допущено определенное количество ошибок, которые в конечном итоге должны обнаружить студенты. Важно предварительно записать эти ошибки на листок бумаги. По окончании занятия студенты должны обнаружить эти ошибки и вместе с преподавателем их исправить. Сложность заключается в грамотной маскировке неточностей, а также в умении сделать так, чтобы студенты не восприняли умышленно сделанные ошибки за истину, и не ушли с занятия с ложными знаниями.
Разнообразие при выборе формы проведения лекционного занятия открывает для педагога широкие просторы для педагогической деятельности. Однако, вне зависимости от предпочтений в выборе вида лекции, для всех существует определенная система требований. Среди основных можно отметить: 1) мировоззренческая основа; 2) целостность, логичность, раскрытость темы; 3) проблемность; 4) ясность аргументации и научная доказательность выводов; 5) соответствие современному уровню развития науки и техники; 6) эмоциональность изложения; 7) использование разнообразных методических приемов; 8) методическая обработка материала; 9) доступность для восприятия конкретной аудитории; 10) наглядность.
Цифровое обозначение, в данном случае, вовсе не означает приоритетность тех или иных требований. Всё вышеперечисленное должно исполняться педагогом в равной степени для достижения наибольшей эффективности проводимого занятия. В представленной работе, акцент будет идти об использовании структурно-логических схем в лекционных занятиях, а, следовательно, о таких требованиях как методическая обработка материала, и главное - наглядности излагаемого материала.
По разным данным, человек воспринимает о 70 до 90 % информации посредствам зрительного восприятия. Сложно оспаривать эти цифры, поскольку каждый из нас на бытовом уровне представляет, какого это слушать информацию и видеть информацию. Представленное высказывание может служить серьезным обоснованием наличия такого требования к проведению лекционных занятий как «наглядность».
Подобное требование возникло не сегодня, и не вчера. С давних времен педагогики задумывались о том, как облегчить труд обучаемых. Первым же, кто разработал достаточно стройную теорию наглядности, как одного из факторов эффективного обучения, был выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский.
Ученый обобщил и систематизировал предыдущий опыт и впервые теоретически обосновал принцип наглядности, под которым понимал, привлечение всех органов чувств для лучшего восприятия вещей и явлений. Таким образом, появилось «золотое правило дидактики «[..]пусть будет для [,..]учащих золотым правилом: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимость - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанием - путем осязания [...] А поэтому следует начинать обучение не со словестного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними».
Безусловно, нельзя не отметить, что в первоначальных трудах многих ученых, в том числе и Каменского Я.А. под наглядностью понималась нечто, что можно продемонстрировать, увидеть, потрогать, услышать, что дало толчок появлению в учебных заведениях различного рода дидактических материалом. Самым ярким примером может служить кабинет анатомии, и всевозможные макеты частей тела человека, внутренних органов и т.д. «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнить все вернее, чем если он прочитает обширные объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдение собственными глазами заменит собой доказательства».
В 21 веке наблюдение может служить доказательством лишь отчасти, и только лишь как один из видов научных методов. Однако рожденные еще в 17 веке мысли, до сих пор не потеряли своей актуальности. Принцип наглядности сегодня понимается более широко и менее прямолинейно. Пример с анатомией человек понятен, но что, если речь идет об абстрактных примерах, если необходимо показать какие - либо определения, понятия и
прочее. В такой ситуации принцип наглядности также актуален и важен.
В представленной работе под наглядностью будет пониматься набор методов, способов и техник, используемый в процессе обучения, для которых характерен образный язык изложения, служащих для повышения эффективности преподавания. В соответствии с этим можно выделить следующие виды наглядности: 1) предметная; 2) изобразительная.
Предметная наглядность - это та, о которой говорилась ранее в работе. Здесь происходит демонстрация реальных объектов, явлений, процессов.
Изобразительная наглядность - это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Можно выделить три подвида: художественная, символическая и текстовая. Особое внимание необходимо уделить такому подвиду изобразительной наглядности как символическая наглядность, под которой понимается представление изображений, отражающих существенные признаки, характеристики, связи предметов и явлений (демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков).
Также некоторые авторы выделяют такой вид наглядности, как «словестная», когда использование первых двух видов невозможно в силу тех или иных обстоятельств. Подобное утверждение видится спорным, но, тем не менее, имеет место быть.
Поскольку в данной работе речь идет о конкретной дисциплине «Экономические основы социальной работы», в которой сложно представить предметную наглядность, наиболее актуальным является рассмотрение изобразительной, символической наглядности, посредством построения структурно-логических схем.
Структурно - логические схемы (далее СЛС), как уже было сказано ранее, могут стать незаменимым помощником преподавателя в осуществлении педагогической деятельности. Однако, прежде чем перейти непосредственно к СЛС, нельзя не отметить наличие и других способов представления информации при помощи схемно-знакомых моделей.
При освещении указанного вопроса, стоит обратиться к труду Лаврентьева Г.В.,и др. « Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (Часть 2)», в котором весьма широко представлен спектр возможных способов (моделей) представления различного рода учебной информации.
1. Логическая структура учебной информации в форме графа. Крайне редко используется в учебных занятиях, однако, по мнению автором, может стать эффективным подспорьем.
2. Продукционная модель - набор правил или алгоритмических предписаний для представления какой-либо процедуры описания. Призвана заменить собой большие по объему инструкции.
3. Логическая модель - чаще всего используется для записи математических аксиом и теорем. Например: «Если две прямые а и в параллельны третьей прямой с, то они параллельны и между собой», можно заменить на (а || с, в || с) ^ (а || в).
4. Когнетивно-графические элементы «Древо» и «Здание» - строятся по принципу блок схем. Важно учитывать последовательность основных компонентов : основание-ядро-приложение.
5. Карты памяти позволяет объединить зрительные и чувственные ассоциации в виде взаимосвязанных идей, аналогично дорожной карте. По мнению авторов Б.Депортера и М. Хенаки, такой способ наиболее приближен к естественной работе мозга по восприятию и передачи информации.
Существуют и иные модели такие как: фреймовая модель, модель конспект-схема, опорный конспект или лист опорных сигналов (Л.О.С.) , метаплан и прочие. В рамках представленной работы, наибольший интерес представляет модель семантической сети, которые используются для раскрытия объема понятия, т.е. тех разновидностей, которые характеризуют данный предмет. Примером могут служить структурно-логические схемы, терминологические гнезда и др.
Эффективность использование знакомых моделей представления знаний, в частности, СЛС, обуславливается несколькими факторами, о которых пишет Соколова И.Ю.:
1. Учащимся, обладателям различных свойств нервной системы (темпераментов), необходимо представлять учебную информацию, в первую очередь, зрительно.
2. Учебную информацию следует представлять как в логической последовательности, знаково-символической форме, так и в обобщенной, структурно-логических схем, а также по преимущественно по дедуктивному принципу - от общего к частному и, в случаи необходимости, индуктивно - от частного к общему.
3. Представленная на СЛС информация эффективно воспринимается обладателями разных свойств нервной системы. Речь идет о доминировании левого или правого полушария, и связанных с этим характеристик личности.
В подтверждение актуальности и значимости применения СЛС в учебной деятельности, автор описывает преимущества использования для преподавателя и обучающегося. Для педагога СЛС позволяют: реализовать принцип крупноблочного представления теоретических знаний, сократить время на изложение теоретического материала; активизировать познавательную деятельность студентов, установить более тесные контакты с аудиторией, применить мониторинг качества знаний. Для обучающегося СЛС хороши тем, что обеспечивают: систематизацию знаний, возможность видеть логические связи между вопросами, темами, разделами; развитие мышления, в то числе творческого, активизацию самостоятельной деятельности в целом; сокращение времени на освоение теоретической части материала.
Отдельным пунктом хочется подчеркнуть значимость СЛС при большом объеме информации. Открывается возможность структурировать информацию, обозначить логические связи, а также визуализировать.
Таким образом, можно заключить, что структурно - логические схемы являются одним из способов достижения наглядности в процессе обучения. Данный способ имеет ряд существенный преимуществ, в том числе универсализм, т.е. его можно использовать на различных этапах педагогического процесса, и в различных формах обучения. В тоже время, поскольку в данной работе речь идет о методике преподавания в высшей школе, где преобладает лекционно-семинарская система, с доминированием лекций и семинаров, как форм обучения, применение СЛС здесь видится наиболее целесообразным и обоснованным.
Лекция, как форма обучения, связана с появлением первых университетов. Профессор проводил занятие при помощи книг, которые, конечно же, были большой ценностью и находились под замком, зачастую, приковывались цепями к кафедре. Лекция, в переводе с латинского означает «чтение» и перевод говорит о сути первых лекций. Преподаватель, достав книгу, начинал её читать вслух, обучающиеся, в свою очередь, за ним записывали.
Со времен средневековья и проведения первых лекций, прошло много сотен лет, однако, некоторые преподаватели до сих пор буквально воспринимают концепцию лекционного занятия и продолжают традиции предков.
Дисциплина «Экономические основы социальной работы» даже своим названием диктует необходимость применения наглядных изобразительных пособий: графиков, схем и тд. Даже если не брать в расчет наличие лекционного теоретического материала, касающегося предмета, целей, задач курса и прочего, сама Экономика, как отрасль знаний изобилует графиками.
Закономерным будет замечание, если кто-то скажет, что преподаватель стремится представить все возможные графики и схемы в словестной форме, для того, чтобы донести суть для студентов. Подобное утверждение не безосновательно и справедливо. Однако, в данной работе, отстаивается точка зрения, что
словестная или текстовая форма представления информации является менее эффективной в сравнении с визуализированной, выраженной в знакомой форме, например, путем построения структурно-логических схем.
Дисциплина «Экономические основы социальной работы» как любая другая дисциплина, выстроена в соответствии с требованиями нормативной документации и опирается на имеющуюся литературу. Первостепенной считается работа Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. «Экономические основы социальной работы», которая зачастую берется за основу в лекционных занятиях.
В работе представлены следующие разделы: 1) предмет изучения и особенности курса «Экономические основы социальной работы» 2) Экономико-методологические и правовые основы социальной работы 3) Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы 4) Финансовые основы социальной работы 5) Экономические основы деятельности социальных служб 6) Проблемы эффективности социальной работы.
Каждый из разделов представлен не одним десятком напечатанного текста, который преподаватель «с успехом» воспроизводит на лекционных занятиях, путем обычного прочтения вслух, а студенты старательно стараются зафиксировать все сказанное у себя в конспектах.
Далее в работе будет предпринята попытка структурировать имеющийся массив текстовой информации и представить его структурно-логических схемах различных видов. Будет представлено несколько примеров, возможных вариаций визуализации текстовой информации в виде структурно-логических схем разных типов.
Прежде всего, самый простой и доступный пример - это блок-схема, которую можно построить различными способами, в данном случае предложен следующий вариант (рис.1):
Рис.1 «Блок-схема»
Интересной видится технология, которая называется когнетивно-графический элемент «Древо», который строится по принципу блок-схем, однако имеет свои особенности, описанные ранее. Один из вариантов построения «Древа» может выглядеть следующим образом (рис.2):
Рис. 2 «Древо»
Технологию «Карты памяти» также можно применить в рамках указанной темы. Метод карт памяти можно представлять по-разному. Например, если есть необходимость в акцентировании внимания на том, что на решение задач дается ограниченное количество времени, можно использовать символ часов, внутри которых располагается сама карта.
В данной работе будет представлен классический вариант описанной технологии, на примере ранее упомянутого лекционного материала (рис.3).
Рис 3. «Карта памяти»
Таким образом, были представлены три возможных варианта замещение текстовой (словестной) информации более наглядными, графическими аналогами. Безусловно, существуют и иные возможные формы визуализации, в том числе и в виду иных структурно-логических схем. Ограничения существуют лишь в желании и фантазии каждого конкретного преподавателя.
В данной работе, отстаивалась точка зрения, согласно которой структурно-логические схемы - более эффективный, с точки зрения восприятия и усвоения, способ преподнесения новых знаний на лекционных занятиях по дисциплине «Экономические основы социальной работы».
Для подтверждения вышеуказанного тезиса был проведен экспертный опрос. В качестве экспертов выступили магистранты группы 17501, направления подготовки «Социальная работа», Петрозаводского государственного университета. Выбор экспертов обусловлен двумя факторами: 1) это студенты, которые сами прослушали курс «Экономические основы социальной работы» 2) магистранты, более объективны в своих оценках, нежели студенты младших курсов (бакалавриат), в силу опыта, и набора знаний.
Таким образом, экспертами выступили 7 человек, из них двое юношей, и пять девушек. Возраст опрошенных от 21 до 24 лет. Критериями оценки выступили 1) отражение в схеме основных блоков информации; 2) отражение основных понятий; 3) соподчиненность блоков информации и понятий; 4) логическая последовательность 5) общее понимание элементов схемы
6) уровень простоты восприятия информации
Каждый из критериев предлагалось оценить по пятибалльной шкале, от 1 (минимальная оценка) до 5 (максимальная). Каждая из вариаций СЛС оценивалась в отдельности. Для оценивания были представлены три варианта СЛС, которые описывались ранее в представленной работе.
Результаты опросы выглядят следующим образом. Первая схема, которая представленная в виде блок-схемы получила от экспертов наивысшие оценки. Шесть из семи опрошенных поставили максимальный балл по всем критериям. Один из экспертов оценил отражение основных понятий на три балла, а прочие критерии оценил в четыре балла, возможно, эксперт был настроен максимально критично и строго.
Подобные оценки весьма предсказуемы и не стали удивлением, поскольку представление информации в виде блок схем является одним из самых распространенных и действенных. Оценки остальных, более не привычных для восприятия СЛС оказались разнородными.
Далее экспертам было предложено оценить когнетивно-графический элемент «Древо». Отражение в схеме основных блоков информации отметили все опрашиваемые, что выразилось в единогласном решении оценить схему в пять баллов. Анализируя схему «Древо» по остальным критериям, эксперты выставили оценки, которые можно назвать «хорошо», то есть четыре балла, за исключением одного человека, удостоившего пункт «отражение основных понятий» тремя баллами.
Совсем разными оказались взгляды экспертов на схему номер три, то есть схему «карту памяти». Исходя из оценок экспертов, можно заключить, что схема оказалась сложно для восприятия, сохранения логическая последовательность построения, однако, данная схема требует пояснений, для качественного восприятия общей заложенной информации.
Представленные результаты является закономерными, поскольку схема «карта-памяти» является новой, редко используемой, и поэтому, трудно-воспринимаемой с первого раза. Однако есть определенная уверенность, что при добавлении словестных комментариев, данный вид СЛС может стать эффективным средством наглядности и усвоения информации, в том числе на занятиях по курсу «Экономические основы социальной работы»
Целью разработки авторских СЛС было доказать или опровергнуть утверждение о том, что СЛС могут стать незаменимым средством наглядности на занятиях по дисциплине «Экономические основы социальной работы». В ходе написания материала, были разработаны три вида СЛС, а также описана актуальность их использования в рамках дисциплины. Для достижения цели был проведен экспертный вопрос. Главный вывод, который можно сделать - СЛС схемы находят положительный отклик среди студентов, некогда осваивавших курс «Экономические основы социальной работы». При более тщательной проработке, а также дополнении соответствующими словестными комментариями, представленные СЛС могут стать сильным инструментов в руках педагога. Особенно хорошо воспринимаются блок-схемы. Технология «Древа» несколько уступает первой, однако также хороша для восприятия и использования. Метод «Карта-памяти» - новый, требующий грамотного подхода при его использовании со стороны педагога, а также времени на адаптацию в студенческом восприятии.
Вывод. Одной из общепрофессиональных компетенций, которыми должен обладать бакалавр, направления подготовки «Социальная работа» является умение работать с информацией, обрабатывать, структурировать её и представлять в наглядном виде. Встает вопрос, о том, что должен научить студента этим умениям. По авторскому мнению, педагог высшей школы, в данном случаи, не только словестно, но и на своем примере обязан помочь студенту освоить эту компетенцию.
Речь, прежде всего, идет о подготовке лекционного материала, его адаптации для обучающихся и представлении в наиболее наглядной, понятной форме. В представленной работе, одним из возможных способов для достижения обозначенной цели (научения на собственном примере) выступает создание структурно-
логических схем.
Такой способ имеет ряд преимуществ. Главенствующими видятся преподнесение большого объема информации в структурированном, сжатом виде, а также визуализация и наглядность, что способствует более качественному усвоению материала.
Экспертная оценка показала, что вид структурно-логических схем вызывает положительный отклик у студентов и является приоритетным в выборе между текстовой информацией и информацией, представленной с помощью приемов изобразительной наглядности. Существуют и другие преимущества, которые описаны в работе ранее.
Для более качественной экспертной оценки, в дальнейшем, видится необходимым провести опрос преподавателей дисциплины, в рамках которой разрабатываются схемы, в нашем случаи это «Экономические основы социальной работы».
Стоит отметить, что технология применения структурно-логических схем вовсе не ограничивается только одной дисциплиной. Технология по определению предполагает универсализм, «многоразовость» применения. Следовательно, педагоги различных курсов могут взять на вооружение этот метод, для повышения эффективности усвоения учебного материала.
Список используемой литературы:
1. Бабакова Т.А. Педагогика высшей школы: учебн.пос./ Т.А. Бабакова. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - 252с.
2. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. Выпуск № 1. Том 7. 2007. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki, свободный. (Дата обращения 27.05.17)
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20в.: Учебн.пос. / Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова - 2-е издание, испр и доп. - М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 512с.
4. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Наглядные методы обучения. [Электрон.ресурс] -Электрон.стат. - URL: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=494,свободный. Загл.с экрана (Дата обращения 27.05.17).
5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения% В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982. -
656с.
6. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Электрон.ресурс] - Электро.дан.- URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_4.html, свободный. Загл. с экран. (Дата обращения 27.05.2017).
7. Майстренко А.В. Информационные технологии в науке, образовании и инженерной практике / А.В. Майстренко, Н.В. Майстренко . - 2е изд., стер - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ». - 2012. - С. 4
8. Ощепкова О.В. Лекция как активная форма вузовского обучения // Самарский научный вестник. Выпуск № 4(5). 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lektsiya-kak-aktivnaya-forma-vuzovskogo-obucheniya, свободный. Загл. с экран. (Дата обращения 26.-05.2017).
9. Пантелеев Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы / учебник для студентов высш.проф.образования - 3-е изд., перераб и доп. - М. : Академия, 2012 - 192с.
10. Соколова И.Ю. Структурно-логические схемы - дидактическое основание информационных технологий, электронных учебников и комплексов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №6. - С.368.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки 39.02.03 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. -[Электрон.ресурс]-URL: file:///C:/Users/DNS/Desktop/Pril_39-03-02_sr_b.pdf, свободный, С.8 (Дата обращения 13.05.2017).