Научная статья на тему 'О структуре одаренности и закономерностях ее проявления'

О структуре одаренности и закономерностях ее проявления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
714
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / TALENT / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / СТРОЕНИЕ / ЗАКОНО­МЕР­НОС­ТИ. / STRUCTURING / PRINCIPLES.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черемошкина Л. В.

Аннотация. В предлагаемой статье одаренность рассматривается как проявление «орудийной» стороны интеллекта, которая характеризуется качественной и количественной спецификой, превышающей среднестатистические показатели. Основу интеллектуального разнообразия в целом и одаренности в частности составляют способности, являющиеся средствами восприятия, переработки информации и ее сохранения. Это дает основания рассматривать строение одаренности как систему разноуровневых механизмов, каждый из которых является или природной, или приобретенной, или целенаправленно сформированной и развитой совокупностью способностей. Каждый уровень способностей, системно образующий одаренность, развивается и функционирует по различным закономерностям. Представленный подход открывает возможности не только для диагностики проявлений одаренности ребенка, но и для ее педагогически и психологически грамотного развития и прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черемошкина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of endowments and regularities of its manifestations

Abstract. The article presents the talent as a manifestation of "gun" side of intelligence, which is characterized by qualitative and quantitative specifications, exceeding the average rates. Abilities are the basis of intellectual diversity in general and talent in particular, which are sources of perception, storage and information processing. It gives grounds to consider the structure of talent as a system of multi-level mechanisms, each of which is either natural, acquired, or purposefully formed and developed a set of abilities. Each level of ability, as presentation of talent products, is developing on different rules. The approach presented in the paper gives possibility not only for diagnosis of manifested gifted talents, but also for pedagogical and psychological literacy development and prognosis.

Текст научной работы на тему «О структуре одаренности и закономерностях ее проявления»

УДК 159.928.22 ББК 88

О СТРУКТУРЕ ОДАРЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Л.В. Черемошкина

Аннотация. В предлагаемой статье одаренность рассматривается как проявление «орудийной» стороны интеллекта, которая характеризуется качественной и количественной спецификой, превышающей среднестатистические показатели. Основу интеллектуального разнообразия в целом и одаренности в частности составляют способности, являющиеся средствами восприятия, переработки информации и ее сохранения. Это дает основания рассматривать строение одаренности как систему разноуровневых механизмов, каждый из которых является или природной, или приобретенной, или целенаправленно сформированной и развитой совокупностью способностей. Каждый уровень способностей, системно образующий одаренность, развивается и функционирует по различным закономерностям. Представленный подход открывает возможности не только для диагностики проявлений одаренности ребенка, но и для ее педагогически и психологически грамотного развития и прогнозирования.

Ключевые слова: одаренность, способности, строение, закономерности.

L.V. Cheremoshkina

Abstract. The article presents the talent as a manifestation of "gun" side of intelligence, which is characterized by qualitative and quantitative specifications, exceeding the average rates. Abilities are the basis of intellectual diversity in general and talent in particular, which are sources of perception, storage and information processing. It gives grounds to consider the structure of talent as a system of multi-level mechanisms, each of which is either natural, acquired, or purposefully formed and developed a set of abilities. Each level of ability, as presentation of talent products, is developing on different rules. The approach presented in the paper gives possibility not only for diagnosis of manifested gifted talents, but also for pedagogical and psychological literacy development and prognosis.

Keywords: talent, abilities, structuring, principles.

STRUCTURE OF ENDOWMENTS

AND REGULARITIES OF ITS MANIFESTATIONS

341

Одаренность как симптомоком-плекс способностей проявляется и на уровне конкретной функции, и на уровне деятельности. В самом общем виде (без соотнесения с содержанием деятельности) одаренность характеризуется скоростью выполнения деятельности или/и объемом сделанного, или/и точностью, надежностью действий, или/и новизной (оригинальностью) полученного результата. Одаренность — это проявление «орудийной» стороны интеллекта, имеющей выше среднестатистических показателей меру выраженности. Строение одаренности может быть представлено как система трех разноуровневых механизмов: природных, операционных (инструментальных) и регулирующих.

Природные механизмы одаренности являются генетически и врожденно обусловленными. Они составляют основу разных видов и типов одаренности. Природные механизмы одаренности проявляются в высоких показателях совокупной продуктивности природных основ когнитивных и прочих спо-342 собностей. Природная основа каждой из способностей (ее функциональные механизмы), в свою очередь, также генетически и врожденно предопределена. Природные механизмы одаренности обусловлены: 1) продуктивностью природных механизмов каждой способности; 2) теснотой связей между ними.

Проявлениями природных механизмов одаренности могут быть:

• быстрая и точная ориентация в окружающей действительности, то есть оценка ситуации без ее разглядывания, вслушивания, соизмерения форм и контуров предметов, сравнения тонов, полутонов и оттенков цвета, и т.д.;

• феноменальная непосредственная память, когда ребенок точно и много запечатлевает, быстро, точно и много непроизвольно запоминает и воспроизводит;

• быстрое и точное непреднамеренное оперирование образами предметов без их наглядной основы (трансформация, поворачивание, переворачивание, и т.д.);

• продуцирование новых образов при отсутствии доминирования произвольной регуляции этого процесса;

• устойчивая, но относительно неосознаваемая, концентрация психической активности на чем-либо.

Совокупность (система) природных механизмов способностей составляет основу одаренности, иначе говоря, ее задатки. Как и любыми другими потенциальными возможностями, задатками одаренности трудно управлять и самому ребенку, и его воспитателям. Проявляются задатки, как правило, спонтанно. Учитывая сущностную «безинструментальность» природной основы одаренности, необходимо особо отметить, что серьезный вред развитию одаренности наносит ранняя, искусственная стереотипиза-ция умственной активности ребенка.

Итак, природные механизмы одаренности — это всего лишь основа одаренности. Об одаренности в настоящем смысле слова можно говорить только в тех случаях, когда имеет место устойчивая мотивация заниматься той или иной деятельностью. Сильная мотивация ребенка заниматься определенным делом стимулирует развитие познавательных способностей, в структуре которых появляются индивидуализированные способы освоения разных видов деятельности.

Способы освоения и выполнения деятельности представляют собой основу инструментальных механизмов одаренности, которая заключается в субъектно-стабильных для каждого ребенка приемах умственной деятельности.

Приемы или способы умственной активности или деятельности одарен -ного ребенка базируются на высокоразвитых и быстроразвивающихся мыслительных операциях сравнения, обобщения и абстрагирования. Сущность операционных механизмов одаренности проявляется в эффективности (то есть скорости, объеме, точности и надежности) обработки разных видов или какой-то определенной информации, значимо превосходящей среднестатистические показатели. Виды и типы одаренности будут в значительной степени предопределены тем, какую информацию наиболее успешно обрабатывает ребенок (образную или вербальную; осмысленную или бессмысленную; абстрактную или конкретную; плохо или хорошо структурированную; новую или относительно знакомую; эмоционально нейтральную или эмоционально насыщенную, и т.п.). Выраженность одаренности будет проявляться в характеристиках ментального пространства, которое он выстраивает благодаря присущим ему как субъекту деятельности индивидуализированным способам обработки воспринимаемой информации.

Эффективность операционных (инструментальных) механизмов одаренности будет определяться следующими показателями:

• разнообразием способов обработки информации, которыми владеет ребенок;

• степенью освоения несколькими или каким-либо одним приемом;

• широтой и глубиной картины мира ребенка, то есть объемом знаний ребенка и степенью их понятийной осмысленности;

• характером доминирующего уровня обработки информации (понятийным, ассоциативным, образным, наглядным и др.);

• «удельным весом» участия понятий в процессе репрезентации новой информации — уровнем развития структуры инструментальных механизмов, включая их исполнительские компоненты.

Природные и операционные (инструментальные) механизмы находятся в тесном системном взаимодействии с регулирующими механизмами. Регулирующие механизмы одаренного ребенка проявляются в пределах от некоторой интенции по отношению к какому-либо занятию до сформированных и по-разному представленных действий: целеполагания, ориентировочных, принятия решения, планирования, контроля, оценки, коррекции и антиципации предполагаемого результата. Система этих действий и составляет ядро регулирующих механизмов интеллектуальной активности одаренного ребенка.

Указанные действия «включаются» благодаря структурам личностного плана: потребностям, мотивам, особенностям Я-концепции ребенка и его эмоциональным процессам. Системное взаимодействие образований личностного плана и действий регуляции составляют сущность регулирующих механизмов одаренности. Следует особо подчеркнуть, что одаренные дети обладают не просто набором умственных действий регу-

343

344

ляции интеллектуальной активности, их «умственный аппарат» можно рассматривать как саморегулирующуюся систему. Одаренный ребенок способен к рефлексии познавательных процессов и результатов поведения в целом, а также к выработке собственных критериев, показателей, ориентиров или эталонов интеллектуальной или иной другой деятельности.

Регулирующие механизмы являются образованием, динамизирующим и стабилизирующим мыслительную активность ребенка одновременно. Результативность разнонаправленных тенденций зависит от соотношения уровня развития регулирующих действий и специфики личностных образований. Регулирующие механизмы, таким образом, создают определенную «атмосферу» взаимоотношений форм и содержаний психического. Иначе говоря, способов обработки информации и той картины репрезентаций, которая вмещает разнообразные семантические структуры. Регулирующие механизмы по уровню осознаваемости и рефлекси-руемости существенно отличаются от природных и операционных.

Операционные (инструментальные) механизмы одаренности на этапе формирования являются сознательно регулируемыми. После того как тот или иной способ деятельности отработан, он становится субъектно-стабильной умственной характеристикой и может совершаться как стереотипное, предельно алгоритмизированное действие. Способы выполнения деятельности, приобретшие черты стереотипных действий могут совершаться на неосознаваемом (относительно неосозна-

ваемом) уровне. Отличительной особенностью одаренного ребенка является то, что проявления природных и операционных (инструментальных) механизмов всегда обусловлены личностной направленностью. Другими словами, одаренный ребенок в своих занятиях, как правило, детерминирован изнутри или тем процессом взаимодействия, которое он выстраивает с окружающим миром.

Одаренность как системное проявление природных, операционных (инструментальных) и регулирующих механизмов подчиняется собственно психологическим (не сводимым к объективным) закономерностям. Иначе говоря, одаренность как системное когнитивно-личностное образование развивается и проявляется как устойчивая (повторяющаяся) тенденция определенной активности, обусловленная и управляемая сознательным личностным началом ребенка.

В общем виде структуру одаренности можно представить следующим образом, см. рисунок.

В качестве одного из видов общей одаренности можно выделить мнеми-ческую одаренность, которая проявляется в различных видах деятельности. Вместе с тем, мнемическая одаренность может рассматриваться и как вид специальной одаренности, составляя основу деятельности мне-мониста. Мнемическая одаренность проявляется в высочайшей продуктивности процессов запоминания, со-

Операционные механизмы Регулирующие механизмы

Природные механизмы

Рис. Структура одаренности в общем виде

хранения (минимизации забывания), узнавании и воспроизведении различной информации («все запоминает и ничего не забывает»).

Структура мнемической одаренности представляет собой высокоразвитую систему мнемических способностей. Структура мнемической одаренности может быть представлена как система природных, операционных и регулирующих механизмов. Основу природной одаренности составляет высокопродуктивные природные механизмы мнемических способностей, проявляющиеся в прочности, точности, большом объеме запечатления информации любого характера. Природные механизмы мнемических способностей с наибольшей отчетливостью проявляются в непосредственном запоминании.

Операционным механизмам мнемической одаренности присуще раннее и быстрое развитие. Мнемически одаренный ребенок способен обрабатывать запоминаемый материал с помощью различных мнемических приемов: от перекодирования до выстраивания аналогий, структурирования, систематизации и схематизации информации. Как показывают наши результаты, ведущую роль в этом процессе играют схематизация и структурирование материала.

Способы обработки запоминаемого материала мнемически одаренного ребенка проявляются:

• в быстрой «включаемости» в процесс запоминания;

• в подвижности, пластичности по отношению к характеру запоминаемого материала (быстрой и точной «настройке» мнемических приемов на особенности условий и характера запоминаемой информации);

• в ярко выраженной управляемости со стороны мотивационных образований личности.

Особенностью инструментальных приемов мнемически одаренного человека является то, что они могут совершаться на разных уровнях психического отражения: перцептивном, образном и мыслительном, но при доминировании последнего. Проявления инструментальных механизмов мнемической одаренности обусловлены их развитой структурой, в которую «врастают» действия планирования, ориентировки в материале, принятия решений, контроля, коррекции, оценки и антиципации результата запоминания и воспроизведения. Эти действия и составляют основу регулирующих механизмов мнемической одаренности. Смысл регулирующих механизмов мнемической одаренности заключается в управлении процессов запоминания и воспроизведения. Регулирующие механизмы мнемической одаренности позволяют ребенку аккумулировать весь свой познавательный арсенал для достижения конкретного интеллектуального результата.

Признаки мнемической одаренности:

• тесное взаимодействие природных, операционных и регулирующих механизмов при каждом проявлении мнемической активности или мнемической деятельности (практически невозможно вычленить степень участия того или иного механизма в объективированном результате);

• мнемически одаренный ребенок способен видоизменять, трансформировать присущие ему приемы и создавать новые способы запоми-

345

ВЕК

нания и воспроизведения, наиболее адекватные наличной ситуации.

Можно с уверенностью сказать, что мнемически одаренный ребенок, выстраивая процесс запоминания, «строит» самого себя как субъекта деятельности и личность, развивает когнитивные и личностные ресурсы.

Узкофункциональная одаренность с наибольшей отчетливостью проявляется на уровне деятельности как целенаправленной активности, имеющей собственной предмет.

Закономерности развития и проявления одаренности являются собственно психологическими и не сводимы к объективным. Об этом в разное время писали Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А. А. Мелик-Па-шаев и другие, отмечая в качестве сущностного признака одаренности самостоятельность, индивидуальность, осмысленность, «самопроизвольность» при постановке целей деятельности и их конкретизации. Если функционирование и развитие способностей как «орудий» психиче-„.„ ского (интегральных характеристик 346 человека как индивида, субъекта деятельности и личности) подчиняются субъектным закономерностям, то одаренность как симптомоком-плекс способностей, имеющая для личности безусловную мотивирующую силу, субъективно-личностным.

Субъектные и субъективно-личностные закономерности функционирования психического представляют собой разные уровни собственно психологических закономерностей, появление которых, однако, объективно детерминировано.

Субъектные закономерности — это устойчивые (повторяющиеся) тенденции формирования и прояв-

ления психических процессов, совершающиеся помимо сознания, но зависящие от индивидуальных особенностей человека как субъекта деятельности. Субъективно-личностные закономерности функционирования психически-устойчивые (повторяющиеся) тенденции формирования и проявления психических процессов, обусловленные сознанием личности.

Одаренность как психическая и психологическая реальность развивается и проявляется на уровне субъективно-личностных закономерностей функционирования психического. В этом случае становятся понятнее многочисленные примеры из жизни детей, явно одаренных в детстве, но мало добившихся в последующем. Как правило, в большинстве случаев субъективно-личностные тенденции одаренного ребенка не подкреплялись содержательно, информационно и, вследствие этого, угасали. Оставались в наличии отдельные способности, для системного проявления которых требовались новые усилия, которые воспринимались и оценивались взрослыми как сверхусилия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002.

2. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : Избр. труды [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Ин-т прак-тпсихологии ; Воронеж ; НПО «Модэк», 1997.

3. Рубиштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 1957.

4. Черемошкина, Л.В. О структуре и закономерностях проявления одаренности

[Текст] / Л.В. Черемошкина // Опыт работы с одаренными детьми в современной России : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2003. - С. 61-70.

5. Черемошкина, Л.В. Психология памяти [Текст] / Л.В. Черемошкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2009.

6. Черемошкина, Л.В. Способности в структуре интеллекта [Текст] / Л.В. Черемош-кина // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации : материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н.Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010 г - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. -С. 188-199.

REFERENCES

1. Bogojavlenskaja D.B. Psihologija tvorches-kih sposobnostej [Psychology of creative abilities], M.: Akademija, 2002.

2. Lejtes N.S. Vozrastnaja odarennost' i individual'nye razlichija. Izbr.trudy [Age tal-

ent and individual differences], M.: In-t praktpsihologii; Voronezh; NPO «Modjek», 1997.

3. Rubishtejn S.L. O myshlenii i putjah ego issledovanija [On thinking and ways of its research], M., 1957.

4. Cheremoshkina L.V. O strukture i zakono-mernostjah projavlenija odarennosti [On the structure and regularities of the development of talent], Opyt raboty s odarennymi det'mi v sovremennoj Rossii: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, M., 2003, pp. 61-70.

5. Cheremoshkina L.V. Psihologija pamjati [Psychology of memory], 2-e izd., ispr. i dop., M.: Aspekt Press, 2009.

6. Cheremoshkina L.V. Sposobnosti v strukture intellekta [Abilities in intelligence structure], Psihologija intellekta i tvorchestva:Tradicii i innovacii: materialy nauchnoj konferencii, posvjashhennoj pamjati Ja.A.Ponomareva i V.N.Druzhinina, IP RAN, 7-8 oktjabrja 2010 g., M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2010, pp. 188-199. ■

Черемошкина Любовь Валерьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета, [email protected] Cheremoshkina L.V., Dr of Sc., Professor, Psychology Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]

347

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.