Научная статья на тему 'О стратегии социально-экономического развития России (субъективные заметки)'

О стратегии социально-экономического развития России (субъективные заметки) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганбегян Абел Гезевич

Рассмотрены вопросы формирования стратегии социально-экономического развития России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article questions of formation of strategy of social and economic development of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «О стратегии социально-экономического развития России (субъективные заметки)»

-►

Теоретические основы экономики и управления

УДК 338.2

А.Г. Аганбегян

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

(СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ)

Наступил переломный момент в развитии нашего общества. Россия вышла, в основном, из тяжелого социально-экономического кризиса 2009 г., восстановив, в основном, докризисные показатели. Достигнутый в России уровень сравнялся, а по отдельным отраслям и сферам превзошел высшие показатели, достигнутые в советской России до начала в 1990 г. трансформационного кризиса, связанного с распадом СССР, шоковым неподготовленным переходом к рынку, массовой стихийной конверсией военного производства и другими условиями и факторами преобразования нашей страны в последние двадцать лет.

В связи с этим на первый план выдвинулась задача разработки и принятия стратегии социально-экономического развития страны на перспективу. Постановка задачи совпала с приходом к власти новой Государственной думы и избранием в марте 2012 г. нового Президента России. Именно от законодательной и исполнительной власти граждане страны ожидают внятных ориентиров будущего развития.

1. Перспективы социально-экономического развития страны. Итак, мы нуждаемся в стратегии, которая на исторически обозримый период определит конечные цели социально-экономического развития и путем разработанных мероприятий обеспечит их осуществление.

Обычно долговременные стратегии принимаются на обозримый период, т. е. на период деятельности существующего трудового поколения, которое будет стремиться к их достижению, воспользуется их плодами, оставив своим потомкам высокоразвитую страну. Поэтому

обычно этот период - 20-30 лет, с учетом того, что трудоспособный возраст составляет около 40 лет.

Сегодня в России ожидаемая средняя продолжительность жизни человека при рождении примерно 70 лет и даже выше (70,3 %). За 20-30 предстоящих лет она, судя по опыту развитых стран, увеличится до 80-85 лет. Из этих показателей видно, что срок 20-30 лет хотя и весьма длителен, но все же обозрим. Именно в течение такого времени формируется новый технологический уклад развития общества. Этот период не только обозрим, но и вполне реален для предсказаний, так как в течение 20-30 лет кардинальные изменения в жизни вряд ли произойдут. Конкретный срок стратегии может быть выбран с учетом сформулированной цели, которую реально достичь за этот период.

Обратимся к содержанию цели. Она должна быть, прежде всего, конструктивной и предельно ясной, такой, чтобы в каждый момент времени можно было определить, насколько мы продвинулись к ней, рассчитать, за какой период и при каких условиях можно будет ее реализовать. Итак, сделаем попытку сформулировать цель социально-экономического развития России.

Россия - великая мировая держава, объем ее валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности составляет 2,9 трлн долл. и лишь немного отстает от ВВП Германии (3,1 трлн долл.), уступает Индии, Японии, Китаю и США, существенно превосходя Англию, объем ВВП которой около 2 трлн долл., Фран-

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуЗ'^20

цию, Италию и Бразилию, которые занимают последние места в десятке крупнейших экономик мира. Россия входит в «Восьмерку» крупнейших держав мира, играющих наиболее важную международную роль, которые периодически обсуждают и решают крупнейшие мировые проблемы. Все это важно, так как долговременную цель социально-экономического развития России необходимо формулировать с учетом общемирового развития всех стран.

Если представить себе движение стран мира к высотам мировой цивилизации, то в авангарде -примерно 30 относительно крупных развитых стран и стран-городов типа Лихтенштейна, Андорры, Сингапура, Монако, Люксембурга. В них проживает немногим более 1 млрд чел. из более чем 7 млрд чел. всего населения Земли. Эти страны характеризует самый высокий уровень экономического развития (25-50 тыс. долл. на душу населения по паритету покупательной способности). Столь высокий уровень экономического развития определяет также наивысший в этих странах индекс социального развития как главный показатель, используемый при анализе уровня и качества жизни в ООН. Эти страны обладают самым высоким уровнем образования -трудовое население имеет в среднем 15 лет учебы, наибольшей продолжительностью жизни -около 80 лет, наибольшими заделами для развития будущего - объемами инвестиций, высшими достижениями по развитию экономики знаний, лучшим технологическим потенциалом. Они, как самые передовые страны, рисуют другим странам картину их будущего.

Вслед за авангардными странами идут страны с переходной экономикой, где наиболее крупная страна - Россия. Отдельные страны, например Словения, Чехия, непосредственно примыкают по уровню экономического и социального развития к развитым странам. Россия имеет уровень экономического развития более 20 тыс. долл. на душу населения. Ряд стран с переходной экономикой, прежде всего в Средней Азии и на Кавказе, имеют достаточно низкий уровень развития. В этих странах сосредоточено более полумиллиарда человек населения.

Следующий ряд, более многочисленный, составляют развивающиеся страны во главе с Ки-

таем. Лучшие из этих стран, Бразилия, например, имеют уровень экономического развития около 15 тыс. долл., Китай - около 8 тыс. долл., Индия - около 3,5 тыс. долл. на душу населения.

С общемировых позиций цель социально-экономического развития России - достижение по основным экономическим и социальным показателям развитых стран к 2025 г. и достижение самых развитых стран (стран 0-7) к 2035 г. К 2025 г. Россия могла бы подняться в социально-экономическом развитии примерно до уровня Испании, опередив Грецию, Португалию, Израиль, а за 20 предстоящих лет - сравняться с Германией, Великобританией и Францией, опередив Италию, Канаду и большинство других развитых стран мира.

Поскольку известны все показатели экономического и социального развития как развитых, так и развивающихся стран, то при такой постановке цели предельно ясен существующий разрыв в экономических и социальных показателях и легко подсчитать, насколько за тот или другой перспективный период мы приблизимся к этим странам. Сравнительные данные за 2011 г. России, развитых стран и стран 0-7 представлены далее в таблице.

Среди 150 стран мира по уровню экономического развития Россия занимает 43-е место, по реальным доходам - 55-е место (наша оценка), по индексу социального развития - 65-е место, по образованию - 40-е место, по обеспеченности комфортным жильем - 80-е место (наша оценка), по продолжительности жизни 105-е место. Как видим, по социальным показателям, кроме образования, Россия занимает более низкие места в сравнении с ее местом по уровню экономического развития. Поэтому для выполнения поставленной цели нам предстоит развиваться преимущественно по улучшению отстающих социальных показателей, и прежде всего, индекса социального развития, реальных доходов, жилищных условий и продолжительности жизни.

По уровню экономического развития Россия отстает от 25 развитых стран, от примыкающих к ним Южной Кореи и Тайваня, от более развитых постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы (Словении, Чехии, Словакии, Венгрии, Эстонии), от ряда

Теоретические основы экономики и управления

Сравнительные показатели России и наиболее развитых стран (2011 г.)

Показатели Россия Развитые страны Страны 0-7

Уровень экономического развития - ВВП на душу населения (в тыс. долл. США по паритету покупательной способности) 20 30 40

Индекс социального (человеческого) развития комплексный показатель, характеризующий уровень реальных доходов, образования и продолжительности жизни (в долях единицы) 0,755 (66-е место среди стран мира) 0,85 (10-30-е места среди стран мира) 0,90 (1-10-е места среди стран мира)

Реальные доходы на душу населения (тыс. долл.) 10 18 25

Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (в годах) 70 79 80

Уровень образования (в годах обучения работающего населения) 11 14 15

Средняя обеспеченность комфортным жильем (в м2 общей площади жилища) 15 35 45

стран с преобладанием нефтедобывающей промышленности (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Абу-Даби и др.), где высокие экспортные цены на нефть «вздувают» экономические показатели предыдущих.

Что касается отдельных социальных показателей - жилищной обеспеченности и особенно средней продолжительности жизни, то здесь Россия отстает от многих, а по продолжительности жизни - даже от большинства развивающихся стран, имеющих более низкий уровень экономического развития.

Выдвигая указанную выше цель стратегического развития России на 20-летний период, мы исходили, естественно, из условия реальности достижения этих целей. Указанное предположение нужно разъяснить.

Результаты анализа предшествующего опыта социально-экономического развития развитых стран за послевоенный период показали, что эти страны увеличивают свой ВВП в среднем на 2,5-3 % в год. А уровень экономического развития с учетом некоторого роста населения этих стран - в среднем 2,5 % в год. Чтобы достигнуть намеченной цели, Россия в этом случае ежегодно должна увеличивать валовой внутренний продукт на 5-6 % в год, имея в виду, что значительного роста численности населения в этот период не будет, т. е. численность стабилизируется или будет немного увеличиваться.

Легко убедиться, что при таких темпах социально-экономического развития указанные страны к 2025 г. увеличат ВВП на душу населения с 30 до 40-45 тыс. долл., а Россия при 5 %-м его росте - до 40-50 тыс. долл.

Страны 0-7 до 2035 г. увеличат уровень экономического развития до 60-70 тыс. долл., а Россия - до 60-75 тыс. долл. Эти расчеты сделаны при предположении, что Россия приращивает валовой внутренний продукт на душу населения по 5 % в среднем в год. Мы же исходим из того, что среднероссийский темп прироста ВВП будет все же находиться между 5 и 6 %, что обеспечит более полную гарантию выполнения этой стратегической цели.

Насколько возможно для России в этот срок подтянуть до уровня передовых стран социальные показатели? Что касается динамики реальных доходов населения, то она почти всецело зависит от прироста валового внутреннего продукта. Ее небольшой преимущественный рост может быть обеспечен сокращением непомерно раздутого удельного веса потребления государства в ВВП, составляющего 20 % в сравнении с 10 % и менее у большинства других стран.

Чтобы подтянуть комфортные жилищные условия до уровня развитых стран, нам нужно удвоить и утроить жилищное строительство, вводя в действие в год более 1 м2 на душу населения вместо 0,45 в лучшем по объему жилищного строительства 2008 г. Для этого нужно

^жаучно-техниче£киеведом2£Ти«СПбГП|У.3.2212;.Эк2номиче£кие«науки

объем жилищного строительства ежегодно увеличивать примерно на 8 %, а в первый период -даже на 10 %, т. е. такими же темпами, которыми оно развивалось в 2000-2008 гг. Новая концепция жилищного строительства, связанная с переходом на преимущественный ввод в действие каркасного малоэтажного жилья из легких теплостойких панелей, позволит в 1,5 раза сократить стоимость жилья в России. Кстати, преимущественное развитие жилищного строительства, отрасли, обладающей наибольшим мультипликативным эффектом и обеспечивающей рост многих других смежных отраслей, позволит ускорить общий рост валового внутреннего продукта. Потому что жилищное строительство со всеми смежными и взаимосвязанными сферами составляет около 15 % ВВП. Его темп роста во многом определяет наше общее экономическое развитие.

Более всего мы отстаем по показателю ожидаемой продолжительности жизни. Его можно существенно поднять, если сократить смертность населения, которая в России является катастрофически высокой. На наш взгляд, это можно сделать, перейдя к программно-целевому управлению процессом сокращения смертности по каждой из наиболее важных причин этой смертности. Здесь можно использовать не только передовой зарубежный опыт, мимо которого в последние сорок лет наша страна прошла, но и наш собственный опыт 60-80-х гг. Напомним, что в 1964-1965 гг. средняя продолжительность жизни в России составляла около 70 лет. К концу 80-х гг. мы отставали от развитых стран на пять лет по средней продолжительности жизни, и еще на пять лет - в последующие 20 лет, в период с 1990 до 2005 г., когда смертность в России увеличилась с 11 до 16 чел. на 1000 чел. С 2005 г. у нас наметилась устойчивая тенденция сокращения смертности, и она снизилась с 16 до 13,5 в 2011 г. Эту тенденцию нужно не просто продолжить, а приумножить, что при переходе на программно-целевое управление, на наш взгляд, возможно.

Здесь мы затронули реальность достижения этой цели, используя общую аргументацию. На самом деле, эта реальность должна быть подкреплена обоснованием конкретных мероприятий, конкретных программ по развитию эконо-

мики и социальной сферы, которые являются органической частью стратегии наряду с выдвижением целей и задач.

2. Мероприятия по реализации стратегической цели социально-экономического развития России. Как известно, в послекризисный период Россия перешла на сниженную траекторию социально-экономического развития. Его темпы сократились вдвое.

В 2010-2011 гг. рост ВВП составил 4,3 % в среднем в год, инвестиций - 7 %, а реальных доходов - около 2 %. При этом экспортные цены на нефть увеличились в небывалых ранее размерах: с 59 долл. за баррель в 2009 г. до 78 долл. -в 2010 г., 109 долл. в 2011 г. и 125 долл. в первом квартале 2012 г. Страна получила огромную валютную выручку, поскольку экспорт нефти и нефтепродуктов давно превысил половину всей экспортной выручки, а объем экспорта в 2011 г. впервые превзошел 500 млрд долл. (составил более 520 млрд долл.).

Снижение темпов социально-экономического роста в 2010-2011 гг. не было случайностью. По прогнозу Минэкономразвития РФ в 2012 г. прирост ВВП сократится до 3,7 %. Причем, Международный валютный фонд и Всемирный банк прогнозируют даже более низкий прирост. Резко замедляется по прогнозу и рост промышленности.

На 2013-2014 гг. Минэкономразвития РФ также прогнозирует относительно низкие темпы: приводимые цифры прогноза характеризуют умеренно-оптимистичный вариант развития. Не исключено, что развитие пойдет по другому, консервативному, варианту, также рассчитанному этим министерством, где темпы социально-экономического развития России сокращаются в среднем в год еще на 1 %. Так что если сравнить темпы прироста основных макроэкономических показателей за 5-летие до кризиса (2003-2007 гг.) и за 5-летие после, с учетом прогнозных показателей по умеренно-оптимистичному варианту за 2010-2014 гг., то картина будет выглядеть следующим образом:

- валовой внутренний продукт до кризиса увеличился на 41 %, а после кризиса - на 23 %;

- инвестиции в основной капитал до кризиса увеличились на 85 %, а после кризиса - на 31 %;

4

^еоретическиеосновыэкономикииуправлени^^

- реальные доходы населения до кризиса увеличились на 63 %, а после кризиса - на 23 %.

Если рассчитать прирост основных социально-экономических показателей к докризисному 2008 г., то за шесть последующих лет, к 2014 г. валовой внутренний продукт увеличится только на 13 %, промышленность - на 15, инвестиции - на 17, экспорт - на 20, импорт - на 67, розничная торговля - на 24, реальные доходы населения - на 25 %. В мировой экономике ВВП за это время увеличится более чем на 20 %, а в странах БРИК (без России) - примерно на 50 %. В результате экономика России существенно отстанет от мировой экономики, и особенно - от экономики стран БРИК.

При таких низких темпах социально-экономического развития у России не будет благополучия и в перспективе. Мы по-прежнему останемся в экономическом и социальном плане отсталой страной, уступающей в 1,5-2 раза по уровню экономического и социального развития развитым странам мира. Отсталые технологии, устаревшее оборудование, полуколониальная структура промышленности, плохие жилищно-коммунальные условия проживания, значительное отставание от ожидаемых продолжительности жизни и здоровья нации, - все эти реально существующие условия, не улучшаясь, с каждым годом тянут экономику и социальную сферу нашей страны вниз. Если коренным образом не изменить ситуацию, мы будем развиваться все медленнее и медленнее, временами впадая в стагнацию и депрессию. В этом случае отстающие, а сегодня развивающиеся страны во главе с Китаем, набравшие высокие темпы развития, со временем превзойдут Россию.

Поэтому на первый план выдвигается задача значительного ускорения социально-экономического развития, повышения темпов роста экономики. Решить эту задачу можно единственным способом - заменить старую отжившую, но действующую пока модель экономического роста принципиально новой моделью и выстроить в соответствии с этой моделью новую экономическую и социальную политику.

В чем могла бы состоять новизна будущей экономической политики? Какие мероприятия

предстоит осуществить, чтобы ускорить социально-экономическое развитие и обеспечить выполнение выдвинутой стратегической цели?

Главное мероприятие при этом - технологическое обновление всего народного хозяйства, переход в отраслях и сферах деятельности к современным технологиям, к передовым системам агрегатов, машин и оборудования, используемых в развитых странах мира. В первую очередь, в коренном технологическом обновлении нуждается энергетика России, ее транспортная система, легкая промышленность, машиностроение, нефтепереработка и нефтехимия и частично большинство других отраслей народного хозяйства. Технологическое обновление в значительной мере проведено в металлургии, трубной промышленности, пивоваренном деле, ряде других отраслей пищевой промышленности, в сфере телекоммуникаций и на многих предприятиях отдельных отраслей народного хозяйства. Но, как минимум, две трети всего используемого оборудования в России безнадежно устарело. Они работают уже 15-20 и более лет, до предела изношены и нуждаются в скорейшей замене.

Всю эту работу можно провести, на наш взгляд, за 10-12 лет, изыскав дополнительно инвестиции на это дело в размере до 2 трлн р. в год (сверх сегодняшних вложений), срок окупаемости вложений при этом может составить около 7 лет. Переход на новую технологию и технику позволит увеличить производительность труда в 2-2,5 раза, в 1,5-2 раза снизить энергоемкость валового внутреннего продукта и в 1,5 раза его материалоемкость.

Другим важнейшим мероприятием является коренная перестройка структуры народного хозяйства страны с приоритетным развитием отраслей по производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, в особенности высокотехнологичных, наукоемких, инновационных производств. При этом значительно будет сокращена доля топливных и сырьевых отраслей, производства полуфабрикатов и материалов. Вместо 90 % в экспорте их доля должна сократиться до 50 %, а преобладающей должна стать доля готовой промышленной продукции.

Нужна новая промышленная политика, предусматривающая приоритетное развитие следующих отраслей:

- обрабатывающих отраслей, для которых в России имеются наилучшие условия в мире, и наша страна могла бы стать здесь лидером. Речь идет о развитии нефтехимии и производстве синтетических материалов и изделий из них. Другая такая отрасль - глубокая переработка древесины с выпуском конечной продукции. На продукцию этих отраслей есть повышенный спрос. Во многих странах мира новые предприятия этой отрасли не строятся из-за сырьевых ограничений, отсутствия незаселенных пространств и т. д.;

- отраслей, где есть научно-конструкторский, производственный и кадровый задел. К таким отраслям относятся энерго- и электромашиностроение, особенно необходимое для технологического обновления нашей энергетики, производство самолетов для региональных и местных авиалиний, а также тяжеловесных самолетов карго, оффшорное программирование, атомная и космическая промышленность и др. К ним примыкают отрасли, жизненно необходимые для России, например фармакология на базе современных биотехнологий, электроника и др.;

- отрасли, которые стали бы локомотивами экономического роста, особенно на первом этапе, пока инновационное развитие не станет значительным источником для подъема российской экономики. К таким отраслям относится автомобильная промышленность, где есть заделы в виде созданных новых сборочных производств для перспективного выпуска легковых автомобилей. Огромный эффект здесь даст рост локализации производства до 60-70 % и развитие огромного комплекса смежных производств и видов деятельности.

Отраслью также с большим мультипликативным эффектом является жилищное строительство, которое в значительной мере должно превратиться в современное производство готовых легких термостойких панелей для малоэтажного каркасного строительства в полной заводской готовности, когда само строительство превращается в сборочный конвейер мон-

тажа цепочки таких домов в короткое время при повышении производительности труда в 3-5 раз и снижении стоимости 1 м2 в 1,5-2 раза.

Перестройка структуры промышленного производства указанных направлений потребует дополнительных инвестиций сверх действующих в размере до 2 трлн р. в год, плюс еще 1,5 трлн р. в год для увеличения жилищного строительства в 2-3 раза. Средний срок окупаемости указанных вложений в промышленность - до 10 лет, а в жилищное строительство - до 5 лет.

В структуре народного хозяйства должна также резко возрасти роль транспортной инфраструктуры. Предстоят эшелонированные вложения средств в создание скоростных автострад и скоростных железных дорог с отдельной колеей, прежде всего, в обжитой европейской части страны и на Урале. Дополнительные инвестиции на эти цели могут составить около 2 трлн р. при сроке окупаемости до 15 лет и при условии, что мы будем выдерживать стоимость строительства дорог на уровне Германии и США, применяя самые современные высокомеханизированные технологии.

Крупнейшим направлением перестройки структуры народного хозяйства может стать значительное повышение удельного веса отраслей и сфер деятельности, объединенных понятием «экономика знаний». Это наука, образование, информационные технологии, биотехнологии и здравоохранение. Сейчас эти отрасли формируют около 15 % валового внутреннего продукта, в два раза ниже, чем в Западной Европе, и почти втрое ниже, чем в США. Предстоит, по крайней мере, удвоить значимость этой важнейшей сферы, являющейся катализатором развития не только социально-экономической системы, но и всех сторон общественного развития. Чтобы увеличивать экономику знаний на 8 % в год и удвоить ее за 10 лет, дополнительно потребуется до 1 трлн р. вложений, при окупаемости до 5 лет.

Технологическое обновление и коренная перестройка структуры народного хозяйства дадут наибольший эффект в том случае, если эти процессы будут идти взаимосвязанно с модернизацией (структурными реформами) социально-экономической системы.

4

^еоретическиеосновыэкономикииуправлени^^

В ходе во многом стихийного 20-летнего противоречивого перехода к рынку в России сложилась весьма эклектичная социально-экономическая система. Она характеризуется огосударствлением большинства сторон деятельности со стороны госмонополий и олигархических структур, подавлением конкуренции в большинстве отраслей. В экономике, и особенно в социальной сфере, с трудом изживаются иждивенчество, всесилие госчиновников, бюрократизм при резко возросшей коррупции и огромном разрыве в уровне жизни бедных и богатых. Такая социально-экономическая система неизбежно будет тормозить технологическое обновление и прогрессивные сдвиги в структуре народного хозяйства из-за незаинтересованности в изменениях, ущемляющих монопольное положение и извлечение незаработанной прибыли.

Поэтому предлагаем провести в этой связи следующую модернизацию социально-экономической системы России.

1. Модернизация отношений собственности:

- приватизация коммерческой госсобственности с сокращением доли госсобственности в ВВП с 65-70 до 35-40 %;

- организация автономных организаций госсобственности;

- акционирование и выход на открытый рынок открытых акционерных обществ (ОАО);

- всемерное развитие среднего, и особенно, малого, бизнеса с увеличением доли последнего в ВВП с 10 до 30 %, а по численности занятых -с 20 до 40 %.

2. Модернизация финансовой системы:

- доведение активов коммерческих банков с 75 до 150 %;

- формирование рынка капитала;

- развитие рыночных фондов «длинных» денег, по общему объему превышающих ВВП страны: накопительных пенсионных фондов, фондов страховых обществ и паевых фондов, объемов инвестиционного кредитования коммерческих банков;

- переход к рыночной системе налогообложения, где налоги с населения, включая налог на недвижимость, и налоги с бизнеса приносят примерно по половине поступающих средств.

Сегодня, в отличие от других стран, до 85-90 % поступлений от налогов приходится на бизнес. Следовало бы всемерно развивать стимулирующую функцию налогов вместо преобладания чисто фискального интереса государства.

3. Модернизация экономической среды:

- развитие конкурентной среды во всех сферах народного хозяйства в противовес монополизации со стороны госпредприятий и олигархического бизнеса;

- последовательный переход к рыночному антимонопольному законодательству, особенно в банковской сфере, и реформирование ГАЗПРОМа, РЖД и т. п.

4. Модернизация агропромышленного комплекса, с рыночным оборотом сельскохозяйственных земель и развитыми аграрно-про-мышленными образованиями, включая кооперацию, охватывающую всю цепочку от поля до прилавка.

5. Модернизация регионального управления:

- переход к новому административно-территориальному делению России в составе крупных губерний;

- перевод губерний на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление;

- развитие местного самоуправления.

6. Модернизация социальной сферы - взаимосвязанное реформирование заработной платы при ее повышении одновременно с переходом:

- к накопительным пенсиям в результате пенсионной реформы;

- к рыночной перестройке жилищно-коммунального хозяйства;

- к введению рыночного налога на недвижимость граждан;

- к реформированию здравоохранения и образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- к переходу в перспективе к прогрессивному налогообложению более зажиточных и богатых слоев населения, а также к налогу на предметы роскоши;

- к осуществлению мер по сокращению вдвое разницы в уровне жизни между богатыми и бедными в России, прежде всего, за счет преимущественного повышения благосостояния у менее состоятельных слоев населения.

Реформирование социально-экономической системы, конечно, должно быть подкреплено модернизацией судебно-правовой сферы, совершенствованием политических институтов, мерами по становлению гражданского общества, формированием новой идеологической платформы.

В рамках одной статьи сложно конкретизировать и раскрыть приведенные направления предстоящих преобразований. Изложенное не более чем «эскиз», в лучшем случае - «каркас», к тому же весьма несовершенный, того, что нужно осуществить в рамках новой экономической и социальной политики. В 800-страничном докла-

де «Стратегия-2020», подготовленном РАНСиГС и ВШЭ, подробно освещаются и многие другие важнейшие проблемы, которые надо решать -по перестройке бюджета, совершенствованию налоговой политики и многому другому.

Все же это не отменяет, а пожалуй, подкрепляет основную идею, которую хотелось бы выразить: страна нуждается в научно-обоснованной стратегии социально-экономического развития на перспективу, включающую мероприятия ее реализации, причем в такой стратегии, которая вдохновляла бы на новые свершения.

УДК 330.34

В.Л. Василенок, В.В. Негреева

ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Практика современной модернизации российского общества нуждается в увеличении числа экономически активных субъектов, способных обеспечить инновационное развитие рыночной экономики в целях достижения ею высокой конкурентоспособности. Для приумножения инновационной активности экономических субъектов необходимо знать потенциальные «точки» концентрации инновационного ресурса, т. е. сферы реализации предпринимательской мотивации. Экспертные оценки свидетельствуют, что таким предпринимательством способны заниматься 6-7 % экономически активного населения. Поскольку в современных условиях реализация такого триединства возможна только в рамках малого предпринимательства, то масштабы концентрации инновационного ресурса в экономике представляются более чем ограниченными.

Российская политика модернизации, на наш взгляд, должна опираться на научное объяснение современного потенциала инноваций. Тогда для достижения высокой конкурентоспособно-

сти отечественной экономики как главной цели провозглашенной модернизации будут задействованы ресурсы, адекватные современному этапу развития общества.

Теоретическая проблема заключается в том, что экономисты, изучавшие предпринимательство в период становления индустриальной экономики и отводившие ему роль локомотива инноваций, в то же время ограничивали его существование победами индустриального строя [1]. Последний, по их мнению, должен был вытеснить «неявные» или инновационные знания предпринимателя планомерным развитием научно-технического прогресса. В рамках такой трактовки сферами инновационной активности за границами индустриального общества становится лишь малое предпринимательство, которое весьма ограниченно может влиять на формирование современной экономики и ее конкурентоспособности. Следовательно, поле влияния деятельности предпринимателя, видоизменяясь, расширяется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.