ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
А. Аганбегян
о МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
В статье выделен ряд ключевых направлений модернизации экономики — модернизация собственности, модернизация финансовой системы страны, модернизация регионального управления, модернизация социальной сферы. Обозначены проблемы, возникающие в этих сферах, и пути их решения. Раскрыто содержание модернизации реального сектора экономики. Определены механизмы технологического обновления и структурной перестройки, источники проведения ускоренной модернизации общественного производства.
Модернизация и инновационное развитие — краеугольные камни стратегии социально-экономического развития нашей страны на перспективу. Модернизация, или эффективное использование передовых достижений, охватывает все стороны общественной жизни.
Прежде всего можно выделить модернизацию реального сектора экономики, или общественного производства, о чем я буду ниже подробно говорить. Сейчас же хочу назвать ряд ключевых направлений модернизации в сфере экономики и в социальном секторе.
Начну с необходимости модернизации собственности в России, которая включает в себя:
а) сокращение вдвое (с 65-70% до 30-35%) производства валовой продукции на базе госсобственности за счет массовой приватизации той ее части, которая нацелена на ее коммерческое использование, а не на выполнение госфункций. Коммерческая деятельность — извлечение прибыли, как известно, успешней проводится на базе частной собственности;
б) значительное увеличение среднего и, особенно, мелкого бизнеса, для чего должны быть созданы благоприятные экономические условия и стимулы их развития.
Другой аспект модернизации — модернизация финансовой системы страны, включающая:
а) модернизацию госбюджета и налоговой системы в направлениях снижения нагрузки на бизнес и увеличения нагрузки на доходы населения при одновременном повышении заработной платы и доходов малообеспеченных семей. Это приведет к снижению доли консолидированного бюджета вместе с негосударственными внебюджетными фондами в ВВП страны примерно с 40 до 30% за счет перехода к накопительным пенсиям, всемерного развития страхования и паевых фондов, значительного увеличения доли долговременных пассивов российских банков;
в) «банкизация» страны с повышением доли активов банков в ВВП хотя бы до нижнего уровня европейских стран — до 150% (вместо 70% в настоящее время). Это предполагает активную роль ЦБ, который из ведомственной организации должен превратиться в банк последней инстанции, основной деятельностью которого является предоставление коммерческим банкам кредитов по ставке рефинансирования.
Еще одно важное направление модернизации — преобразование регионального управления при укрупнении административно-территориального деления и переводе большинства регионов на самоокупаемость при финансировании по долгосрочным нормативам (в настоящее время до 70% регионов находятся на дотационной системе, хуже которой еще никто ничего не придумал).
Что касается социальной сферы, то она вся подлежит модернизации и коренному реформированию. В центр этой модернизации, по моему мнению, нужно положить реформирование заработной платы в неразрывной связи с переходом к накопительным пенсиям, с переходом на рыночные цены по оплате коммунальных услуг, с переходом к частичной оплате медстраховок населением и к реформированию здравоохранения, а также с введением налога на недвижимость
8
теоретические основы модернизации российской экономики
для населения, ориентированного на рыночные цены по жилью, земле и др. недвижимость.
Все эти реформы, связанные с возложением на заработную плату и другие доходы граждан дополнительных выплат, должны осуществляться без снижения их реальных доходов и при сокращении чрезмерного разрыва в уровне жизни между бедными и богатыми.
Таким образом, мы перейдем к принятой во всех рыночных странах структуре доходов и расходов населения и сможем за счет увеличения налогов и обязательных отчислений от граждан снизить налоговую нагрузку с бизнеса и перейти к нормальной налоговой системе, где объем налогообложения бизнеса и населения примерно равны друг другу.
Разумеется, этот перечень не охватывает всех направлений модернизации в нашем обществе, тем более, что я не выхожу за пределы социально-экономической системы. Между тем в модернизации нуждается вся система судопроизводства и права и др. системы.
На наш взгляд, фундаментом модернизации нашего общества является модернизация реального сектора — общественного производства, содержащая два взаимосвязанных направления: модернизацию производственно-технической базы народного хозяйства и модернизацию структуры экономики, включая диверсификацию экспорта.
Технологическое обновление позволит, на наш взгляд, поднять производительность общественного труда в ближайшие 7-10 лет в 2-3 раза, вдвое сократить энергоемкость валового внутреннего продукта и в 1,5 раза — материалоемкость, радикально повысить качество выпускаемой продукции и создать материальные условия для производства новых, прежде всего инновационных, товаров и услуг, повысив их долю в общем объеме реализации с 5 до 15%.
Структурная перестройка экономики, по моей оценке, может увеличить долю готовой продукции с высокой добавленной стоимостью с 60 до 80%, сократив тем самым доли топливных и сырьевых отраслей и производства полуфабрикатов вдвое. Выход конечной продукции на тонну добываемой нефти и газа увеличится в 2,5 раза, на кубометр заготавливаемой древесины — в 3 раза, на тонну выплавляемого металла — в 2 раза. В структуре экспорта удельный вес топлива, сырья и полуфабрикатов мог бы сократиться с 85 до 40%, а доля готовой и ин-
новационной продукции и услуг — повыситься до 60%.
В структуре валового внутреннего продукта удельный вес экономики знаний (науки, образования, здравоохранения, информационных и биотехнологий) повысится с 15 до 40%, и инновационное развитие страны станет главным источником экономического роста. Если в настоящее время по производительности общественного труда и общей эффективности, качеству продукции, прогрессивности структуры народного хозяйства, уровню инновационного развития Россия занимает 60-80-е места среди двухсот государств мира, то в результате модернизации наша страна может вплотную приблизиться к самым развитым странам мира.
Рассмотрим прежде всего каждое из обозначенных направлений модернизации общественного производства.
1. Технологическое обновление. Основной капитал — материальный фундамент общественного развития — в России безнадежно устарел. Изношенность основных фондов в России приближается к 50%, а изношенность машин и оборудования уже превысила этот критический рубеж. Средний срок службы машин и оборудования у нас составляет около 18 лет, в то время как старыми считаются машины, работающие свыше 10 лет. Средний срок службы машин и оборудования в передовых странах составляет около 8 лет.
В период современного кризиса инвестиции в основной капитал в России снизились на 17% и все указанные показатели ухудшаются. Нам потребуется минимум 3-4 года, чтобы здесь восстановить докризисный уровень.
Из отраслей народного хозяйства определенную модернизацию прошли — черная металлургия, трубная промышленность, ряд отраслей пищевой промышленности, связь, частично электротехническое машиностроение, проходит модернизацию здравоохранение. Все эти отрасли составляют около 10% народного хозяйства, а подавляющая его часть в техническом отношении является крайне отсталой. Особенно это относится к энергетике, легкой промышленности, тяжелому машиностроению, станкостроению, нефтепереработке и многим отраслям химии, железнодорожному транспорту, трубопроводным системам, жилищно-коммунальному хозяйству.
Целесообразно в течение 10-12 лет провести коренное техническое обновление всех основных отраслей. Это даст весомый эффект, если
А. Аганбегян 9
ставка будет сделана на самые высокие технологии, на самые лучшие машины и оборудование. Другое важнейшее условие — особое внимание к подготовке высококвалифицированных кадров, способных эффективно использовать эту новую технику и технологии.
По примерной оценке, такая модернизация потребует около 2 трлн руб. дополнительных инвестиций (около 70 млрд долл.) ежегодно. Средний срок окупаемости может составить 5-7 лет.
2. Структурная перестройка экономики.
Как известно, современный экономический кризис со всей очевидностью показал однобокость развития нашей экономики, сильную зависимость страны от цен и спроса на нефтегазовые и другие сырьевые ресурсы, которые составляют подавляющую часть нашего экспорта. Всем стало ясно, что ближайшая перспективная задача российской экономики — избавиться от этой зависимости, от «нефтегазовой иглы», диверсифицировать структуру экономики и экспорта. Направление этой диверсификации — значительно повысить долю в экспорте (а значит, и в структуре общественного производства) готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и инновационных товаров и услуг.
На мой взгляд, в первую очередь надо добиться всемерного развития отраслей по глубокой переработке имеющегося в России сырья и получения из него готовой продукции. В России существуют наилучшие условия в мире для всемерного развития нефтехимии и глубокой переработки древесины. По производству готовой продукции из синтетических материалов и продуктов лесопереработки мы могли бы со временем стать первыми в мире.
Также Россия могла бы занять 1-е место в мире по массовому производству региональных самолетов, 2-е место в мире — по производству самых крупнотоннажных самолетов — КАРГО и по авиаперевозкам соответствующих грузов.
На 2-е место в мире мы могли бы выйти в мире по производству и экспорту энерго- и электромашиностроения, где у нас имеется крупный задел, а также по атомной энергетике и строительству АЭС. Прочное 2-е место мы занимаем в космической промышленности, имеющей в России большой потенциал развития.
1-е место в Европе в течение 5 лет Россия могла бы занять по производству и продажам легковых автомобилей, опередив Германию. Для
этого нужно до 70% материалов, деталей и узлов для этих автомобилей производить в России. Большие перспективы также имеет расширение у нас оффшорного программирования, достигшего объема 3 млрд долл. в год. В течение 3-4 лет надо выходить на 10 млрд долл., а за 6-7 лет
— на 20 (Индия — вторая после США — сегодня вышла на объем в 35 млрд долл., хотя 15 лет назад отставала от нас). На перестройку структуры промышленности и экспорта ежегодно потребуется, по оценке, до 2 трлн руб. инвестиций.
Чтобы к тому же поднять до современных требований транспортную инфраструктуру, в массовом порядке начать строить автострады и скоростные железные дороги, потребуется еще до 1,5 трлн руб. дополнительных инвестиций (при учете стоимости этого строительства на уровне Франции и Германии показателей). Чтобы в обозримом будущем по уровню жилищной обеспеченности и комфорту достичь минимальных западноевропейских показателей, нам надо строить в год не менее 150 млн м2 комфортного жилья (2008 г. — 64 млн м2), что потребует при снижении стоимости 1 м2 до 800 долл. также дополнительно не менее 1,5 трлн руб. инвестиций, включая средства на соответствующее развитие жилищно-коммунального и социально-бытового хозяйства.
3. Удвоение нормы инвестиций — необходимое условие ускоренной модернизации. Как видно, на всю модернизацию общественного производства потребуется как минимум 7 трлн руб. дополнительных инвестиций в год. В докризисном 2008 г. общий объем инвестиций в основной капитал в России почти дотянул до 9 трлн руб. (из 41 трлн руб. валового внутреннего продукта). Таким образом, речь идет практически об удвоении нормы инвестиций, увеличении ее с 20 до 35-40%. 20%-ная норма инвестиций в России — одна из самых низких в мире
— находится на уровне инвестиций развитых стран, которым достаточно поддерживать ежегодный темп экономического роста в 2,5-3%, уже имеющих развитую инфраструктуру, достаточную обеспеченность комфортным жильем, относительно современные основные фонды, машины и оборудование.
У нас принципиально другие условия и другие задачи. К тому же нам надо увеличивать ВВП на 5,5-6% в год, чтобы хотя бы за 20 лет войти в число развитых стран мира по уровню экономического развития и основным социаль-
10
теоретические основы модернизации российской экономики
ным показателям, а за 30 лет — достичь уровня самых развитых стран мира.
Каковы могут быть источники дополнительных инвестиций в среднесрочной перспективе? По моему мнению, из 460 млрд долл. золотовалютных резервов России можно было бы взаимо-образно взять на инвестиционные кредиты 300 млрд долл. (60 млрд долл., или почти 2 трлн руб. в год). Другой источник — крупномасштабная приватизация государственных предприятий и организаций, занятых коммерческой деятельностью, самообогащением, не выполняющих государственные задачи. Сегодня в руках государства 60-70% всей собственности страны, в том числе около 40% ВВП занимают внебюджетные государственные фонды, а еще 20-30% — Газпром, Роснефть, РЖД, атомные и гидроэлектростанции, Связьинвест, Аэрофлот и многое-многое др. Если у государства оставить 30-40% собственности, необходимой ему для выполнения государственных задач, то объем ежегодной приватизации по рыночным ценам может составить до 1,5 трлн руб. (50 млрд долл.) ежегодно.
Можно также в течение, например, 3 лет удвоить крайне низкую долю инвестиций в составе консолидированного бюджета страны, направив его, прежде всего, на развитие инфраструктуры и социальное жилищное строительство, а это даст дополнительно — 1-1,5 трлн руб. (40-50 млрд долл.) в год.
Как известно, наше государство имеет самый низкий внешнеэкономический долг — 3% ВВП, в то время как западноевропейские страны, например, имеют этот долг в среднем в размере 80% ВВП. Наше государство вполне могло бы начать занимать по 40 млрд долл. в год, выпустив, например, гособлигации для иностранных и российских инвесторов.
Инвестиционные кредиты наших банков относительно невелики и составляют менее 1/10 кредитного портфеля, их можно удвоить, если принять законопроекты о возможности длительных безотзывных депозитов наших банках для иностранных и российских инвесторов. Это даст до 30 млрд долл. дополнительных инвестиционных ресурсов в год.
На сегодня главными инвесторами в России являются предприятия. Если установить для них льготы, например, по снижению налогообложения, при дополнительном изыскании инвестиционных источников (и за счет ускоренной амортизации, и за счет своей прибыли), то это
тоже могло бы дать до 30 млрд долл. инвестиций в год.
Вероятно, могут быть найдены и другие дополнительные источники инвестиций. Как видно, возможности есть.
Если проблему рассматривать в долгосрочном плане, то надо ставить вопрос о формировании в России рыночных фондов «длинных» денег, а именно:
— о переходе к накопительным пенсиям по примеру Казахстана. Если бы мы перешли к такой системе в 1997 г., как Казахстан, у нас сегодня был бы дополнительный фонд накопленных пенсий в размере 200 млрд долл. и мы, как Казахстан, имели бы норму инвестиций не 20, а 30% (развивающиеся страны поддерживают эту норму в размере 35%);
— о развитии страховых компаний за счет введения обязательного страхования всех источников повышенной опасности, как это принято в других странах, и массового развития взаимовыгодного страхования жизни. Все это даст «длинные» деньги в фондах страхования, откуда можно заимствовать средства на крупные инвестиции;
— о всемерном поощрении населения, вкладывающего деньги в паевые фонды, и быстром наращивании их объема;
— о принятии программы по развитию банковской системы России, активы которой пока составляют только две трети ВВП (в сравнении с 200-300% в развитых странах Европы). Это приведет к удвоению или утроению инвестиционных кредитов банков.
Вместе с тем надо понимать, что если завтра мы начнем осуществлять подобную программу по формированию рыночных фондов «длинных» денег, то потребуется минимум 7-10 лет, чтобы фонды «длинных» денег были накоплены и явились бы реальным источником дополнительных крупных инвестиций.
Я понимаю, что высказываю крайне спорные и, возможно, не в полной мере обоснованные предложения. Но думаю, что со мной все согласятся в том, то надо действовать, действовать решительно и конструктивно, надо найти средства для модернизации и инновационного развития во имя будущего.
УДК 338.242
ключевые слова: модернизация общественного производства, технологическое обновление, структурная перестройка, инвестиционная политика