тз
L-—^ i,
Данилевская И. Л. Л Л Л
УНИВЕРСИТЕТА О статусе судебных органов III
УНИВЕРСИТЕТА _ ^ ^^ „ ^ и ,
имени O.E. Кутафина(МГЮА) (ПО проекту КОНСТИТУЦИИ СССР 19В4 Г.)
О СТАТУСЕ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ (по проекту Конституции СССР 1964 г.)
Аннотация. В статье рассматривается проект Конституции СССР 1964 г., в котором выражено стремление укрепить начала законности и судебную независимость, предотвратить возможность массового произвола и унижения личности. Автор отмечает, что в проекте дан импульс для последующих исследований в сфере конституционного контроля. В целом сделанные разработки стали началом процесса демократизации государственного строя, основанного на принципе разделения властей с независимым, самостоятельным и справедливым судом.
Ключевые слова: Конституция СССР, советская правовая доктрина, Конституционная комиссия, общенародная социалистическая законность, правосудие, Верховный Совет СССР, Комитет конституционного контроля СССР,
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.48.8.111-116
I. L. DANILEVSKAYA, Candidate of Legal Sciences (PhD), Senior Researcher sector of the theory of constitutional law Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. [email protected] 119019, Russia, Moscow, Znamenka Str., 10 COURT OF JUSTICE STATUS (ON THE CONSTITUTION OF THE USSR IN 1964 PROJECT) Abstract. The article deals with the project of the USSR Constitution of 1964, which expresses the desire to strengthen the principles of legality and judicial independence, to prevent the possibility of mass arbitrariness and humiliation of the individual. The author notes that the project has given impetus to further research in the sphere of constitutional control. On the whole, these developments became the beginning of the process of democratization of the state system, based on the principle of separation of powers with an independent, independent and fair court. Keywords: Constitution of the USSR, Soviet legal doctrine, Constitutional Commission, public socialist legality, justice, Supreme Soviet of the USSR, USSR Constitutional Control Committee
Инна Леонидовна ДАНИЛЕВСКАЯ,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора теории конституционного права Института государства и права РАН danilewskaia.inna@ yandex.ru
119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10
В годы «хрущевской оттепели», во второй половине 50-х гг. ХХ в. был поставлен вопрос о разработке новой конституции СССР: сначала в принятом на основе решений XX съезда КПСС постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», затем — в докладе Н. С. Хрущева © И. Л. Данилевская, 2018
у )л 'М Я^' 1
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
на XXII съезде КПСС в 1961 г.1 На официальном уровне необходимость новой Конституции СССР обосновывалась закреплением в ней нового этапа в развитии советского общества, созданием более прочных гарантий демократических прав и свобод трудящихся, строгого соблюдения социалистической законности. Вместе с тем разработка новой конституции позволяла оставить в прошлом Основной Закон эпохи культа личности Сталина — Конституцию СССР 1936 г., которая именовалась «сталинской». Несмотря на то, что «сталинская» Конституция декларировала ряд демократических принципов в построении и деятельности судебной системы и органов прокуратуры, на практике существовала иная ситуация. Как известно, год принятия «сталинской» Конституции и последующие 1937—1938 гг. были периодом незаконных репрессий, поиска «врагов народа», в результате которых были арестованы, осуждены и расстреляны миллионы невиновных советских граждан.
Преодоление серьезных нарушений законности, которые имели место в годы культа личности Сталина, по замыслу авторов проекта, должно было основываться именно на уровне конституционного регулирования.
Следует напомнить, что советская правовая доктрина принцип разделения властей и понятие «судебная власть» не воспринимала. Во главу угла была поставлена идея верховенства советов, которые оставались ключевыми органами в механизме государственной власти. Именно принижение роли суда, отсутствие реальной независимости судей, тотальный партийный контроль над судебными органами и возможность создания внесудебных органов нанесли огромный ущерб развитию общества в годы правления Сталина, обернулись серьезными деформациями в сферах экономики, политики, культуры, национальных отношений и образе жизни.
Разработка проекта новой конституции СССР была поручена специально созданной Конституционной комиссии2, в структуре которой было еще девять подкомиссий по различным вопросам конституционного регулирования3. Результаты исследований показывают, что в архиве Конституционной комиссии, которая проработала с 1962 до 1964 г., сохранилось несколько «официальных» проектов Конституции СССР докладных записок подкомиссий, а также предложений граждан4.
1 Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». М., 1956. С. 27.
2 Постановление Верховного Совета СССР от 25 апреля 1962 г. // Ведомости Верховного Совета СССР 1962. № 17. Ст. 182.
3 В частности, Подкомиссию по вопросам национальной политики и национального государственного строительства возглавлял А. И. Микоян; Н. М. Шверником возглавлялась Подкомиссия по вопросам народного контроля и социалистического правопорядка; во главе Подкомиссии по вопросам государственного управления, деятельности советов и общественных организаций был Л. И. Брежнев.
4 Подробнее см.: Пыжиков А. В. «Хрущевская оттепель». М., 2002 ; Он же. Забытая Конституция Хрущева // Родина. 2003. № 7. С. 88—93 ; Он же. Оттепель: идеологические новации и проекты (1953—1964 гг. ). М., 1998. 196 с. ; Згоржельская С. С. Концепция общенародного государства в проекте Конституции СССР 1964 года : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 211 с. ; Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945—1985 гг. ) / под ред. Ю. Л. Шульженко. М., 2012. 633 с.
73
L-—^ Ii
'!»* Данилевская И. Л.
УНИВЕРСИТЕТА О статусе судебных органов
УНИВЕРСИТЕТА , „ ^ „ ,
имени O.E. Кугафина(МГЮА) (по проекту Конституции СССР 1964 r.J
В проекте Конституции СССР 1964 г., состоящем из 276 статей5, специальный раздел (шестой) назывался «Охрана социалистической законности и правопорядка». Раздел содержал 4 главы: гл. XX «Социалистическая законность» (4 статьи), гл. XXI «Социалистическое правосудие» (13 статей), гл. XXII «Прокурорский надзор» (6 статей), гл. XXIII «Народный контроль» (5 статей)6.
Проект устанавливал общенародную социалистическую законность, единую для всего Союза ССР. Задачами социалистической законности были охрана общественного и государственного строя СССР, прав и свобод советских граждан, неприкосновенности личности, социалистической собственности, прав и интересов государственных, кооперативных и общественных организаций, воспитания граждан СССР в духе уважения к советским законам и правилам социалистического общежития (ст. 236, 237). Существенным являлось закрепление на конституционном уровне обязанности точного соблюдения советских законов каждым гражданином СССР, должностными лицами, всеми государственными органами и общественными организациями7.
В статье 240 гл. XXI «Социалистическое правосудие» было сказано, что правосудие в СССР осуществляется исключительно судами, и далее перечислялись эти суды: Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, суды автономных республик, краевые и областные суды, суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы. Это была не только законодательная новелла, но и конституционная гарантия, в отличие от ст. 102 Конституции 1936 г., предусматривавшей наличие «специальных судов СССР, создаваемых по постановлению Верховного Совета СССР». Конституционный проект 1964 г. никакие специальные суды или особые чрезвычайные судебные органы не предусматривал.
Конституционной гарантией против возможного произвола можно назвать норму проекта об «осуществлении правосудия в СССР в строгом соответствии с законом, на началах полного равенства всех граждан перед законом и судом» (ст. 241)8.
В проекте подчеркивалась важность применения такой предупредительной меры для предупреждения совершения новых преступлений, как трудовое вос- К
питание осужденных к лишению свободы (ст. 242). у
Среди демократических принципов организации и деятельности суда но- Л
веллой по сравнению со «сталинской» Конституцией 1936 г. были принцип ПН
коллегиальности при рассмотрении дел во всех судах и равноправие судей и народных заседателей при осуществлении правосудия. При этом было ука- Т П
зано, что «количество народных заседателей, участвующих в судебном засе- По
дании, устанавливается в зависимости от сложности дела, а также от степени П^
общественной опасности правонарушения» (ст. 243). Проект 1964 г. сохранял □ Е
КМ
С И
5 Российский государственный архив Новейшей истории (далее — РГАНИ). Ф. 5. Оп. 30. Тп Д. 455. Л. 1—90. ТО
6 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 455. Л. 79—85. ЦИ
7 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 455. Л. 79. ИИ
8 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 455. Л. 80.
□
НАЛИЗМА
>
у )л 'М Я^' 1
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
нормы об обеспечении обвиняемому права на защиту и национальный язык судопроизводства.
В отличие от Конституции 1936 г., предусматривавшей избрание Верховного Суда ССР, верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных и окружных судов, а также судей районных (городских) народных судов сроком на 5 лет, в проекте предлагалось избирать указанные суды, а также народных судей районных (городских) народных судов сроком на 4 года (ст. 249—250)9.
Закреплялся принцип образования всех судов на началах выборности судей и народных заседателей и их отчетности перед народными собраниями и народными советами — предусматривалось их право досрочно отзывать судей и народных заседателей. Отметим, что проект обозначал народные советы в качестве «всеохватывающей организации народа, воплощения его единства, сочетающей в себе черты государственной и общественной организации»10.
Верховный Суд СССР в проекте конституции СССР 1964 г (также как и в Конституции СССР 1936 г) обозначался как высший судебный орган, на который возлагается надзор за осуществлением правосудия судебными органами союзных республик. Новеллой являлось осуществление Верховным Судом СССР надзора за деятельностью военных трибуналов (ст. 252)11.
Можно констатировать, что без кардинальных изменений, при сохранении действующей логики конституционного регулирования в конституционном проекте 1964 г. была сделана попытка укрепить судебную независимость и защитить граждан от беззакония. Ряд новых конституционных норм демонстрировали стремление укрепить в существующем политическом режиме начала законности, предотвратить возможность массового произвола и унижения личности12.
Новая Конституция СССР была принята только спустя 15 лет, но значение конституционного проекта 1964 г. достаточно велико, и не только в связи с тем, что многие его решения легли в основу новой Конституции СССР 1977 г, но и потому, что при его разработке был дан импульс для последующих исследований в сфере конституционного контроля13.
Этот вопрос заслуживает внимания в контексте рассматриваемой проблематики, учитывая, что спустя десятилетия в нашей стране был создан отдельный государственный институт — Комитет конституционного контроля СССР осуществлявший правовую охрану Конституции14. Комитет, безусловно, сыграл определенную положительную роль в повышении качества законодательства, развития в нем демократических начал, хотя имел ограниченные возможности. Прорывом
9 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 455. Л. 81.
10 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 455. Л. 10.
11 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 455. Л. 82.
12 См.: Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 75.
13 См.: Митюков М. А. Предтечи конституционного правосудия: взгляды, проекты и предпосылки. М., 2006. С. 22—29 ; Згоржельская С. С. Указ. соч. С. 157—159.
14 См.: Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР» //Ведомости Совета народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР 1989. № 29. Ст. 572.
73
L-—^ ь
'!»* Данилевская И. Л.
УНИВЕРСИТЕТА О статусе судебных органов
УНИВЕРСИТЕТА , „ ^ „ ,
имени O.E. Кутафина(МГЮА) (по проекту Конституции СССР 1964 r.J
в государственном строительстве стало учреждение впоследствии Конституционного Суда — высшего судебного органа, осуществляющего судебную власть в форме конституционного судопроизводства15.
Но первым политико-правовым прорывом в советской конституционной доктрине исследователи справедливо называют предложение о введении конституционного суда, сделанное Конституционной комиссией в процессе подготовки проекта конституции СССР 1964 г.16
В частности, подкомиссией по вопросам национальной политики и национального государственного строительства было высказано предложение о том, что необходим специальный орган, который мог бы разрешать разногласия между республиками и союзными органами управления или между двумя республиками. Предлагалось создать государственный конституционный суд, в состав которого будут входить председатель верховного народного совета Союза ССР и председатели верховных народных советов всех республик, а также другие лица (какие — не уточнялось). При этом функцией защиты основных прав человека и гражданина конституционный суд не обладал и не входил в судебную систему СССР (в главу о социалистическом правосудии он не включен): конституционный контроль должен был обеспечиваться путем выявления правовых актов, противоречащих конституции, а выявленные противоречия докладывать верховному народному совету17. В итоге это предложение трансформировалось в норму проекта (ст. 157) о том, что в случае необходимости верховный народный совет может образовывать «специальные контрольные органы»18.
Интересно отметить, что предложения о введении органа конституционного контроля высказывались не только видными учеными-государствоведами, которые участвовали в работе подкомиссий Конституционной комиссии, но и обычными гражданами19.
Ожиданиям конституционной реформы хрущевской «оттепели» не суждено было сбыться. Работа Конституционной комиссии была прекращена в 1964 г. после отстранения Н. С. Хрущева от партийной и государственной власти, документы Конституционной комиссии на долгие годы были сданы в архив, но сделанные разработки стали началом процесса демократизации государственного П строя, основанного на принципе разделения властей с независимым, самостоя- у тельным и справедливым судом. Л
ПЕТ
ЕЕ
ПО
пл
□ Е
15 См.: Топорнин Б. Н. Развитие судебной власти в России: общие подходы //Судебная х □ реформа: проблемы и перспективы. М., 2001. С. 32—33. Т П
16 См. : Митюков М. А. Указ. соч. С. 27—29. Т О
17 Згоржельская С. С. Указ. соч. С. 157—158. <И
18 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 455. Л. 54. ИИ
Пыжиков А. В. Забытая Конституция Хрущева // Родина. 2003. № 7. С. 91.
□
НАЛИЗМА
>
19
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М., 2000.
2. Згоржельская С. С. Концепция общенародного государства в проекте Конституции СССР 1964 года : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. — 211 с.
3. Митюков М. А. Предтечи конституционного правосудия: взгляды, проекты и предпосылки. — М., 2006.
4. Пыжиков А. В. Забытая Конституция Хрущева // Родина. — 2003. — № 7.
5. Пыжиков А. В. Оттепель: идеологические новации и проекты (1953— 1964 гг.). — М., 1998.
6. Пыжиков А. В. «Хрущевская оттепель». — М., 2002.
7. Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945— 1985 гг.) / под ред. Ю. Л. Шульженко. — М., 2012.
8. Топорнин Б. Н. Развитие судебной власти в России: общие подходы // Судебная реформа: проблемы и перспективы. — М., 2001.