Научная статья на тему 'Scientific ideas and practical decisions about constitutional justice during the Soviet period'

Scientific ideas and practical decisions about constitutional justice during the Soviet period Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / CONSTITUTIONAL JUSTICE / CONSTITUTIONAL CONTROL AND SURVEILLANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемова С. Т.

Представленная статья посвящена исследованию проблемы развития конституционного контроля и надзора в советский период. Приведен анализ различных доктринальных подходов к исследуемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Scientific ideas and practical decisions about constitutional justice during the Soviet period»

1.3. НАУЧНЫЕ ИДЕИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВОСУДИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Артемова С.Т., к.ю.н., доцент. Должность:. заведующий кафедрой. Место работы: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: artemovast@mail.ru.

Аннотация. Представленная статья посвящена исследованию проблемы развития конституционного контроля и надзора в советский период. Приведен анализ различных доктринальных подходов к исследуемой теме.

Ключевые слова: конституционное правосудие, конституционный контроль и надзор.

SCIENTIFIC IDEAS AND PRACTICAL DECISIONS ABOUT CONSTITUTIONAL JUSTICE DURING THE SOVIET PERIOD.

Artemova S. T., Ph. D. in Law., assistant professor. Position: department chairman. Place of Employment: Ulyanovsky state pedagogical university n.a. I. N. Ulyanov, department, chair of state-legal disciplines. E-mail: artemovast@mail.ru.

Annotation. This article investigates the problem of the development of the constitutional control and surveillance during the Soviet period. To the subject that is under investigation is adduced the analysis of the various doctrinal approaches.

Keywords: constitutional justice, constitutional control and surveillance.

В советский период в деятельности государственных органов и в юридической науке был подвергнут отрицанию весь предшествующий опыт и теоретические разработки в сфере конституционного правосудия. Идеи, высказанные дореволюционными учеными и общественными деятелями, в условиях отказа от принципа разделения властей, идей о правовом и конституционном государстве не получили в это время своего дальнейшего развития. Акцент был сделан на развитие не судебного конституционного контроля.

Однако в этот период был принят нормативноправовой акт новой формы и содержания. Им стала Конституция РСФСР 1918 г. - первый Основной Закон социалистического государства1. В ней была определена система органов конституционного контроля. Полномочия конституционного контроля были разделены между съездом Советов и ВЦИК. Только съезд наделялся правом принятия, изменения, дополнения Конституции РСФСР. Он также имел право отмены правового акта любого органа, если он противоречил Конституции или своему собственному акту. Следовательно, в Конституции РСФСР была закреплена парламентская, а не судебная форма конституционного контроля с лежащим в ее основе принципом сосредоточения всей полноты власти, включая конституционный контроль, в руках высшего законодательного органа государства2. Сразу же заметим, что именно парламентская форма конституционного контроля просуществовала на протяжении всего социалистического периода в развитии нашего государства.

1 СУ;. 1918. № 15. Ст. 215.

2 Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. М.,1995. С. 56.

Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила создание в России федеративного государства. Именно федерализм стал необходимым условием возникновения конституционного контроля в субъектах Российской Федерации.

В республиках, входивших тогда в состав РСФСР, принимаются конституции или акты конституционного значения.

Следующий этап развития конституционного контроля в нашей стране был связан с созданием Советского Союза. Для этого этапа была характерна активная реализация функции конституционного контроля. В научной литературе отмечается, что это было обусловлено становлением нового государства и необходимостью обеспечения конституционных взаимоотношений между созданными общесоюзными органами государственной власти и управления и органами власти республик, компетенция которых изменилась в связи с образованием Федерации3.

Конституция СССР установила следующую систему органов конституционного контроля на союзном уровне: Съезд Советов СССР, которому предоставлялось исключительное право утверждения и изменения основных начал Конституции СССР; Центральный Исполнительный Комитет СССР - верховный орган государственной власти в период между съездами Советов, наделенный правом рассмотрения и утверждения всех декретов и постановлений, определяющих общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящих коренные изменения в существующую практику государственных органов; правом приостановления и отмены декретов, постановлений, распоряжений Президиума ЦИК СССР, а также съездов Советов, ЦИК союзных республик и других органов власти на территории СССР.

Следует отметить, что в рассматриваемой сфере сложилась определенная правоприменительная практика. В научной литературе советского периода по этому поводу отмечалось, что Президиум ЦИК СССР, признавая тот или иной акт неконституционным, в большинстве случаев его не отменял, а ограничивался разъяснением по вопросу или предложениями соответствующему органу принять меры к приведению его в соответствие с конституционным законодательством4. Такие предложения и разъяснения неукоснительно исполнялись. Такая практика являлась доминирующей во все последующие годы существования социалистического общества в нашей стране. Следовательно, в Конституции СССР была воспроизведена предыдущая модель конституционного контроля, но уже на союзном уровне.

Вместе с тем в 1923 - 1933 гг. определенные функции по конституционному контролю были возложены на Верховный Суд СССР. Это объяснялось тем, что необходимо было создать специальный механизм по надзору за соответствием Конституции и законодательству СССР актов союзных республик. Большинство теоретиков права сошлись во мнении, что эту функцию следовало возложить на Верховный Суд СССР5. В ходе подготовки первой Конституции СССР возник ряд спорных вопросов, в частности, какими полномочиями в сфере правовой охраны Конституции

3 Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М.,1998. С. 40.

4 Курс советского государственного права. М., 1971. С. 104.

5 Строгович М. С. К вопросу о Верхсуде Союза ССР //Вестник

Верховного Суда и Прокуратуры Верховного Суда СССР. 1928. №

4. С. 6.

наделять Верховный Суд - контрольными или надзор-ными6.

Конституция СССР 1924 г. закрепила за Верховным Судом следующую компетенцию: дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства; рассмотрение и опротестование перед ЦИК СССР по представлению Прокурора Верховного Суда СССР постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик; дача заключения по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик, с точки зрения Конституции СССР; разрешение судебных споров между союзными республиками; рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности (ст. 43). В соответствии со ст. 47 Конституции СССР субъектами права обращения в Верховный Суд по указанным вопросам стали ЦИК СССР, его Президиум, Прокурор Верховного Суда СССР, прокуроры союзных республик и ОГПУ СССР. Представленные полномочия Верховному Суду СССР в сфере правовой охраны Конституции СССР, указывающие на его надзорную функцию, получили в целом положительную оценку в научной литературе тех лет7.

Таким образом, деятельность Верховного Суда СССР в те годы имела характер конституционного надзора, а не контроля. Такого вида правосудия как конституционное правосудие тогда не существовало. Верховный Суд фактически не принимал никаких окончательных решений в сфере правовой охраны конституции. Здесь он выступал как консультативный орган при Президиуме ЦИК СССР и, по выражению В. М. Курицына, ограждал конституционные права Союза от нарушений их органами союзных республик8.

В юридической науке того периода развернулась дискуссия о конституционном надзоре Верховного Суда СССР. Одни ученые предлагали ликвидировать эти полномочия, другие же считали необходимым придать Верховному Суду СССР контрольные полномочия в сфере правовой охраны Конституции СССР, что превратило бы его из надзорного в контрольный орган в указанной сфере9. Эту дискуссию разрешило новое Положение о Верховном Суде СССР и Прокуратуре СССР 1929 года10. В нем в более усеченном виде была реализована идея о надзорных полномочиях Верховного Суда СССР. Сужение прав Верховного Суда произошло за счет исключения из числа объектов конституционного надзора актов СНК и СТО СССР, а также

6 Митюков М. А. Судебный конституционный надзор. 1924 -1933 гг.: вопросы истории, теории и практики. М.,2005. С. 10-15.

7 Курский Д. И. Избранные статьи и речи. М.,1958. С. 150; Туру-бинер А. Очерк государственного устройства СССР. М., 1925. С. 43.

8 Курицын В. М. Становление социалистической законности. М.,1983. С. 186-187.

9 Лебединский В. Новое Положение о Верховном Суде СССР и прокуратуре //Советское строительство. 1929. № 10. С. 50-54; Загорье Б. Нужна ли нам судебная охрана конституции //Вестник советской юстиции. 1928. № 17. С.501-502; Строгович М. С. К вопросу о Верхсуде Союза СССР //Вестник Верховного Суда СССР и Прокуратуры Верхсуда СССР. 1928. № 4. С. 3-10; Дябло В. О порядке отмены неконституционных актов наркоматов и других центральных органов Союза ССР // Вестник Верховного Суда СССР и Прокуратуры Верхсуда СССР. 1928. № 3. С. 9-12.

10 СЗ СССР. 1929, № 50. Ст. 444,445.

ни разу, не реализованного права разрешения судебных споров между союзными республиками11.

В начале 30-х годов Верховный Суд СССР становится преимущественно органом судебного надзора, что нашло свое законодательное закрепление в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 13 сентября 1933 г. «О расширении компетенции Верховного Суда СССР»12. Причины столь непродолжительного существования конституционного надзора в советский период достаточно подробно проанализированы в научной литературе13.

Функции в сфере конституционного надзора в 30-х гг. ХХ в. были переданы прокуратуре. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» указывалось, что Прокуратура СССР учреждается «в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности по Союзу ССР от покушений противообщественных элементов». На Прокуратуру СССР в числе основных направлений ее деятельности возлагался и надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик, и местных органов власти Конституции Союза ССР, постановлениям и распоряжениям Правительства Союза ССР14. При обнаружении несоответствия постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик, местных органов власти Конституции СССР, постановлениям и распоряжениям Правительства СССР, Прокуратура СССР могла опротестовывать указанные акты в соответствующие вышестоящие органы. Эта тенденция развития советской прокуратуры была закреплена в Конституции СССР 1936 г. и прокуратура, таким образом, получила высший конституционный статус. Она признавалась самостоятельной системой государственных органов, действовавших независимо от местных властей и подчинявшаяся Генеральному прокурору СССР.

На уровне союзных республик в 20-х гг. ХХ в. также стала складываться система конституционного контроля. Во всех союзных республиках в тот период были приняты свои конституции. В РСФСР это произошло в 1925 году15. Система республиканских органов конституционного контроля в РСФСР, как и в других союзных республиках, полностью соответствовала союзной - Съезд Советов, ЦИК, Президиум.

Следующий этап в развитии конституционного контроля и надзора в СССР связан с принятием новой Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г16. В ходе подготовки новой Конституции СССР предпринимались попытки сохранения за Верховным Судом СССР функций по конституционному надзору, предусмотренные Конституцией СССР 1924 г. Предлагалось также наделить Верховный Суд СССР правом толкования законов. Эта функция является типичной для многих органов конституционного контроля. Но все эти предложения, как отмечает М. А. Митюков, не бы-

11 Митюков М. А. Судебный конституционный надзор. 1924 -1933 гг. С. 46 - 47.

12 СЗ СССР. 1934. № 2. Ст. 17.

13 Митюков М. А. Судебный конституционный надзор. 1924 -1933 гг. С. 158 - 165.

14 СЗ СССР. 1934. № 1. Ст. 2-а, 2-б.

15 Текст Конституции РСФСР 1925 г. //Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик /Сб. док. 1923 - 1937 гг.. М.,1962. Т. 4. Ч. 1.

16 Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик //Сб. док.1923-1937 гг. М.,1962. Т. 4. Ч. 1.

ли приняты17. Это было связано с тенденцией принижения роли конституционного контроля и со сложившимся к этому времени культом личности Сталина. Институт конституционного контроля не мог быть эффективным в условиях, когда нарушались законы, принижалась роль народных представительств, грубо нарушались элементарные права человека. Он был просто не востребован сталинским режимом. Система правовой охраны конституции и складывающаяся административно-командная система были несовместимы18.

Принятая новая Конституция СССР отразила тенденцию, направленную на принижение роли конституционного контроля19. В ней четко закреплялся принцип приоритета общесоюзного законодательства над республиканским. Это выражалось в следующих конституционных нормах: «Каждая союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР» (ст. 16); «Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик» (ст. 19); «В случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действует общесоюзный закон» (ст. 20).

Законодательная власть на союзном уровне осуществлялась Верховным Советом СССР, и только ему принадлежало исключительное право изменять Конституцию страны.

В Конституции 1936 г. дана достаточно расплывчатая формулировка в отношении конституционного контроля. Указанная функция находилась в ведении СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления. Реально она сосредотачивалась в руках парламента и главным образом его постоянно действующего органа

- Президиума Верховного Совета СССР. В соответствии со ст. 49 Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР отменял постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае их несоответствия закону; давал толкование действующих законов СССР. Следовательно, в Конституции СССР 1936 г. в наиболее завершенном виде нашел свое закрепление принцип сосредоточения всей полноты власти, включая конституционный контроль, в руках парламента20. Правоприменительная практика в этой сфере была незначительной. Деятельность Президиума Верховного Совета СССР в этом направлении носила предварительный характер. Выявленные не соответствия доводились до сведения соответствующих органов, и они устранялись21. Следовательно, организация конституционного контроля в СССР после принятия Конституции 1936 г. была шагом назад по сравнению с 20-ми - началом 30-х гг. ХХ в.

Конституция РСФСР 1937 г. была слепком с Конституции СССР, поскольку ст. 16 общесоюзной Конституции требовала полного соответствия Конституцией союзных республик Конституции СССР. В Конституции

17 Митюков М. А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки (30-е - начало 90-х гг. ХХ в.). М., 2006. С. 16- 18.

18 Лазарев Б. М. «Разделение властей» и опыт Советского государства: проблемы и суждения. М., 1989. С. 151.

19 Шахрай С. М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб., 2001. С. 127.

20 Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в СССР. С. 66.

21 Калинычев Ф. И. Президиум Верховного Совета СССР. М.,

1969. С. 41 - 43.

РСФСР также устанавливался приоритет законодательства РСФСР над законодательством автономных республик.

На основе Конституции РСФСР 1937 г. были приняты и конституции автономных республик, входящих в состав РСФСР. Они устанавливают аналогичную общесоюзному и республиканскому уровню систему органов конституционного контроля. В новых конституциях автономных республик по сравнению с их конституциями 20-х годов отсутствовали положения о возможности оспаривания органами автономных республик вопросов соотношения их законодательства с законодательством Союза ССР и РСФСР. Это свидетельствовало об отказе от принципов федерализма и становления реального унитаризма. Как отмечается в современной научной литературе, во второй половине 30-х годов сталинский тоталитарный режим и фактический унитаризм СССР окончательно утвердились. Поэтому в национальной политике можно было уже совершенно не учитывать декларируемый федерализм РСФСР. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. На это вполне определенно указывает советский опыт государственного устройства. Тоталитарные режимы не делегируют властные полномочия в регионы. Все они концентрируются на вершине пирамиды власти22.

Центральное место в сфере конституционного надзора в период 1936 - 1977 гг. занимала прокуратура СССР. Конституция СССР 1936 г., а вслед за ней конституции союзных и автономных республик закрепили ряд новых положений, связанных с ее деятельностью в указанной сфере. Согласно с ним прокурорский надзор стал самостоятельным видом деятельности. В этой связи были установлены принципы единства и централизации системы органов прокуратуры, их независимости от местных органов государственной власти и подчинения их только Генеральному прокурору СССР.

Вопросы правовой охраны Конституции обсуждались в первой половине 60-х гг. Конституционной комиссией, которая была создана для подготовки проекта новой Конституции СССР в 1962 г. Комиссия высказала предложения о создании в этих целях специального контрольного органа, который бы занимался обеспечением стабильности статей Конституции, касающихся внешней политики, обороноспособности, займов иностранных государств, контроля над деятельностью правительства, создании Конституционного Суда, осуществляющего наблюдение за точным и безусловным выполнением Конституции учреждениями и гражданами23. Следовательно, здесь речь шла о создании специализированного органа конституционного контроля или надзора. Однако такие предложения на заседаниях Конституционной комиссии были единичными. Большинство членов Комиссии высказывалось за совершенствование контроля в данной сфере, осуществляемого Верховным Советом СССР.

Конституционная комиссия подготовила несколько проектов Конституции СССР, последний и окончательный проект - в 1964 г.24 В нем содержалась специаль-

Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000. С. 18-19.

23 Митюков М. А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и конституционные предпосылки (30-е - начало 90-х гг. ХХ в.). С. 23-24.

24 Там же. С. 27-28.

ная глава «Государственный Конституционный Суд». Анализируемый проект сохранял функции верховного конституционного контроля за Верховным Советом СССР и его Президиумом. Следовательно, Государственный Конституционный Суд судом в прямом смысле этого слова не являлся и тем более в условиях непризнания принципа разделения властей не мог быть независимой судебной властью. Ему придавалась второстепенная подчиненная роль в конституционном кон-троле.25 Однако этому проекту не суждено было стать Конституцией СССР. После прихода к власти Л. И. Брежнева работа над конституционным проектом была приостановлена.

В научной литературе 30-х - 50-х гг. вопросы конституционного контроля и надзора практически не рассматривались. Такие научные идеи не были востребованы практикой тогдашнего государственного строительства. Однако в эмигрантской юридической науке данная проблематика поднималась и стала предметом исследования М.А. Митюкова.26

В СССР к вопросам конституционного контроля и надзора ученые обратились лишь в конце 50-х гг. Однако сохранялся чисто идеологический и критический подход к этому институту. Существовавший конституционный контроль в капиталистических странах трактовался исключительно негативно, как реакционный политический институт.27Тональность советских исследований начинает меняться в 60-х - 70-х гг. В них наряду с традиционной для советской науки критикой стали преобладать исследования, связанные с проблемами организации и деятельности органов конституционного контроля в зарубежных капиталистических странах и в странах социалистического лагеря, в которых были созданы конституционные суды28.

Возобновились и исследования отечественного опыта в сфере правовой охраны конституции, прежде всего, Верховного Суда СССР за период с 1924 по 1933 гг.29. В результате этих исследований появились предложения о создании специализированного органа конституционного контроля в нашей стране. М.А. Митюков в этой связи приводит докладную записку, подготовленную Институтом государства и права АН СССР в Президиум Верховного Совета СССР 1965 г. «О мерах

25 Митюков М. А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и конституционные предпосылки (30-е - начало 90-х гг. ХХ в.). С. 29.

26 Митюков М. А. О генезисе отечественного конституционного правосудия: идеи, предложения, проекты 30-х - первой половины 60-х гг.//Правовые проблемы укрепления российской государст-вечности /Сб. статей. Томск, 2003. Ч. 14. С. 92-96; Он же. . Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и конституционные предпосылки (30-е - начало 90-х гг. ХХ в.). С. 11 - 16.

27 Зивс С. Л. Кризис буржуазной законности в современных империалистических государствах. М.,1958. С.74-80; Левин И. Д. Современная буржуазная наука государственного права. М.,1960. С. 244.

28 Ильинский И. П., Щетинин Б. В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах //Советское государство и право. 1969. № 9; Шафир М. А. Проблемы конституционного надзора в Советском союзном государстве //Ученые записки Таджикского госуниверситета. Душанбе, 1969. Т. 2: Дадиане Л. Я. К вопросу о сущности, формах и оценке института конституционного надзора //Труды Университета дружбы народов им. П. Лумумбы. 1967. Т. 20. Вып. 2; Буржуазные конституции в период общего кризиса капитализма. М.,1966.

29 Шафир М. А. Компетенция СССР и союзных республик (кон-

ституционные вопросы). М., 1968; Петухов Г. Е. Общий надзор

Верховного Суда СССР по Конституции 1924 г. //Советское госу-

дарство и право. 1974. № 4. С. 120-124.

по улучшению работы Верховного Совета СССР»30. В ней предлагалось создать Комитет конституционного надзора или Конституционный Суд СССР. Такой орган, избираемый Верховным Советом СССР, следовало бы наделить правом объявлять неконституционными любые акты, противоречащие союзной Конституции или законам СССР. В записке речь шла о самостоятельном специализированном органе конституционного контроля.

Некоторые ученые высказывали предложение о создании органа конституционного контроля в рамках высшего представительного органа - постоянного комитета или объединенной комиссии, конституционного совета31. Ряд исследователей подробно анализировали вопросы принципов деятельности такого рода специализированных органов конституционного контроля32. Вместе с тем отдельные исследователи отрицали использование судебной формы правовой защиты конституции33.

Следующий период развития института правовой охраны конституции связан с принятием Конституции СССР 1977 г. В записке, подготовленной группой ученых в 1968 г., посвященной необходимости подготовки новой Конституции СССР, предлагалось создать коллегию Верховного Совета СССР по конституционному надзору, в компетенцию которой входили бы: надзор за соблюдением Конституции СССР органами СССР и союзных республик; рассмотрение вопросов, связанных с приоритетом общесоюзного законодательства перед законами союзных республик; разрешение споров между Союзом ССР и союзными республиками, а также между союзными республиками; решение других вопросов соблюдения Конституции СССР. Коллегия по всем указанным вопросам представляла заключение в Верховный Совет или его Президиум, которые принимали окончательное решение34. Это предложение было не ново. Оно отдавало приоритет парламентскому конституционному надзору.

Такие предложения высказывались до 1974 г. - времени разработки предварительного варианта проекта новой Конституции СССР. Этот проект предполагал создание Комитета конституционного надзора, и в этом проекте приоритет был отдан парламентской форме контроля.

Однако указанные предложения не прошли и не были закреплены в Конституции СССР 1977 г. Функция конституционного контроля оставалась за Верховным Советом СССР и его Президиумом.

30 Митюков М. А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и конституционные предпосылки (30-е - начало 90-х гг. ХХ в.). С. 25.

31

Кузнецов И. Н. Тридцатилетие конституции победившего социализма //Ученые записки ВНИИСЗ. 1967. Вып. 10. С. 190; Рян-жин В. А. Конституция как особый правовой акт Советского государства //Верховному Суду СССР - 40 лет. М.,1965. С. 207 - 209; Коток В. Ф. Конституционная законность, конституционный надзор и конституционный контроль в СССР //Вопросы советского государственного (конституционного права) //Труды Иркутского госуниверситета. Иркутск, 1971. Т. 81. Вып. 12. Ч. 2. С. 115.

32 Рянжин В. А. Конституция как особый правовой акт Советского государства //Верховному Суду СССР - 40 лет. М.,1965. С. 207 - 208; Коток В. Ф. Конституционная законность, конституционный надзор и конституционный контроль в СССР //Вопросы советского государственного (конституционного права) //Труды Иркутского госуниверситета. Иркутск, 1971. Т. 81. Вып. 12. Ч. 2. С. 113.

Шафир М. А. Компетенция СССР и союзных республик (конституционные вопросы). С. 113 - 114.

34 Митюков М. А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и конституционные предпосылки (30-е - начало 90-х гг. ХХ в.). С 44.

Следует отметить, что деятельность органов конституционного контроля носила преимущественно предварительный характер и не была достоянием гласности. Поэтому не представляется возможным проанализировать практику его применения, хотя в партийных документах тех лет указывалось на необходимость укрепления конституционной законности.

Основная роль в деле осуществления конституционного надзора в 70-х - 80-х гг. принадлежала прокуратуре. Конституция СССР 1977 г. отвела прокуратуре самостоятельную главу, в которой раскрывались основополагающие принципы ее организации и деятельности. В Конституции СССР получили закрепление принципы независимости прокурорского надзора, единства и централизации органов прокуратуры, закреплялась обязанность прокуроров осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор становился самостоятельной формой государственной деятельности.

В 1978 г. в соответствии с новой Конституцией СССР принимается Конституция РСФСР. Относительно прокуратуры в ней закреплялись те же правовые нормы, что и в Конституции СССР. Однако в Конституции РСФСР содержались положения, касающиеся высшей юридической силы Конституции РСФСР по сравнению с иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми в республике и положения, связанные с соотношением Конституции РСФСР и конституциями ее субъектов. Если Конституция РСФСР 1937 г. требовала полного соответствия конституций автономных республик Конституции РСФСР, то Конституция 1978 г. устанавливала, что автономные республики имеют свою конституцию, соответствующую Конституции РСФСР и учитывающую особенности автономной республики. Кроме того, Конституция РСФСР 1978 г., наряду с закрепленной ранее в Конституции РСФСР 1937 г. обязанности граждан соблюдать Конституцию РСФСР, закрепила эту обязанность и за государственными и общественными организациями, должностными лицами. Следовательно, необходимо констатировать дальнейшее усиление верховенства Конституции РСФСР в правовой системе страны.

Эта тенденция была закреплена и в принятом на основе Конституции СССР 30 ноября 1979 г. законе «О Прокуратуре СССР»,35 который более подробно регламентировал деятельность прокуратуры в области укрепления конституционной законности.

После принятия в 1977 г. новой Конституции СССР, новых конституций союзных и автономных республик значительно ослабел интерес юридической науки к исследованию проблем конституционного контроля. В научных работах, как правило, давалась общая краткая характеристика институтов конституционного контроля и конституционного надзора, подчеркивалась необходимость их совершенствования, выдвигались некоторые предложения в этой сфере36.

В советской юридической науке тех лет было продолжено исследование зарубежного опыта. В работах, касающихся капиталистических стран, сохранялся традиционный для советской науки идеологический под-

Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843.

36 Курицын В. М. Становление социалистической законности. М., 1983. С. 186; Теоретические основы советской конституции. М., 1981. С. 184; Никитинский В. И. Преодоление противоречий в законодательстве в процессе правоприменительной деятельности //Советское государство и право. 1983. № 2. С. 20.

ход37. Значительное внимание в юридической науке было уделено анализу институтов конституционного контроля и конституционного надзора в социалистических странах. Создание таких органов характеризовалось в целом как положительное явление, опыт которых следовало бы использовать и в Советском Сою-зе38.

Таким образом, в советскую эпоху, вплоть до этапа перестройки, практически не предпринимались попытки создания специализированных судебных органов конституционного контроля. В условиях непризнания принципа разделения властей и идей демократического правового государства это было невозможно. В СССР, союзных и автономных республиках правовая охрана конституции осуществлялась посредством парламентского конституционного контроля и прокурорского надзора. Парламентский конституционный контроль оказался неэффективным институтом, и сведения о практике его применения не стали достоянием гласности. Это означало, что органы государственной власти не уделяли этому институту должного внимания. В юридической науке проблемы конституционного контроля и конституционного надзора также не являлись главными, поскольку не были востребованы юридической практикой.

Список литературы

1. Апарова Т. В., Лубенский А. И. Правосудие и прокурорский надзор в конституциях зарубежных социалистических государств Европы //Советское государство и право. - 1976.- № 1.

2. Буржуазные конституции в период общего кризиса капитализма. М.,1966.

3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. - № 49. - Ст. 843.

4. Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дадиане Л. Я. К вопросу о сущности, формах и оценке института конституционного надзора //Труды Университета дружбы народов им. П. Лумумбы. 1967. Т. 20. Вып. 2.

6. Дябло В. О порядке отмены неконституционных актов наркоматов и других центральных органов Союза ССР // Вестник Верховного Суда СССР и Прокуратуры Верх Суда СССР. - 1928.- № 3.

7. Жидков О. А. Верховный Суд США: право и политика. М., 1985.

8. Загорье Б. Нужна ли нам судебная охрана конституции //Вестник советской юстиции. 1928. - № 17.

9. Зивс С. Л. Кризис буржуазной законности в современных империалистических государствах. М.,1958.

10. Ильинский И. П., Страшун Б. А., Ястребов В. И. Государственное право зарубежных социалистических стран. М., 1985.

11. Ильинский И. П., Щетинин Б. В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в со-

37 Маклаков В. В. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах. М., 1988; Жидков О. А. Верховный Суд США: право и политика. М., 1985.

38 Ильинский И. П., Страшун Б. А., Ястребов В. И. Государственное право зарубежных социалистических стран. М., 1985. С. 452-457; Апарова Т. В., Лубенский А. И. Правосудие и прокурорский надзор в конституциях зарубежных социалистических государств Европы //Советское государство и право. 1976. № 1; Турко В. Г. О конституционном контроле в ВНР //Проблемы совершенствования советского законодательства /Труды ВНИИСЗ. М., 1986. Вып. 35.

циалистических странах //Советское государство и право. - 1969. - № 9.

12. Калинычев Ф. И. Президиум Верховного Совета СССР. М., 1969.

13. Коток В. Ф. Конституционная законность, конституционный надзор и конституционный контроль в СССР //Вопросы советского государственного (конституционного права) //Труды Иркутского госуниверсите-та. Иркутск, 1971. Т. 81. Вып. 12. Ч. 2.

14. Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М.,1998.

15. Кузнецов И. Н. Тридцатилетие конституции победившего социализма //Ученые записки ВНИИСЗ. 1967. Вып. 10.

16. Курс советского государственного права. М., 1971.

17. Курский Д. И. Избранные статьи и речи. М.,1958.

18. Курицын В. М. Становление социалистической законности. М.,1983.

19. Никитинский В. И. Преодоление противоречий в законодательстве в процессе правоприменительной деятельности //Советское государство и право. - 1983. - № 2.

20. Лазарев Б. М. «Разделение властей» и опыт Советского государства: проблемы и суждения. М., 1989.

21. Лебединский В. Новое Положение о Верховном Суде СССР и прокуратуре //Советское строительство.

- 1929. - № 10.

22. Левин И. Д. Современная буржуазная наука государственного права. М.,1960.

23. Маклаков В. В. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах. М., 1988.

24. Митюков М. А. Судебный конституционный надзор. 1924 - 1933 гг.: вопросы истории, теории и практики. М.,2005.

25. Митюков М. А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки (30-е - начало 90-х гг. ХХ в.). М., 2006.

26. Митюков М. А. О генезисе отечественного конституционного правосудия: идеи, предложения, проекты 30-х - первой половины 60-х гг.//Правовые проблемы укрепления российской государственности /Сб. статей. Томск, 2003. Ч. 14.

27. Петухов Г. Е. Общий надзор Верховного Суда СССР по Конституции 1924 г. //Советское государство и право. - 1974.- № 4.

28. Рянжин В. А. Конституция как особый правовой акт Советского государства //Верховному Суду СССР -40 лет. М.,1965.

29. СУ. -1918. -№ 15.- Ст. 215.

30. Строгович М. С. К вопросу о Верхсуде Союза ССР //Вестник Верховного Суда и Прокуратуры Верховного Суда СССР. 1928. № 4.

31. СЗ СССР. 1929, № 50. Ст. 444,445.

32. СЗ СССР. 1934. № 2. Ст. 17.

33. СЗ СССР. 1934. № 1. Ст. 2-а, 2-б.

34.Текст Конституции РСФСР 1925 г. //Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик /Сб. док. 1923 - 1937 гг.. М.,1962. Т. 4. Ч. 1.

35. Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик //Сб. док.1923-1937 гг. М.,1962. Т. 4.

Ч. 1.

36. Теоретические основы советской конституции. М., 1981.

37. Турко В. Г. О конституционном контроле в ВНР //Проблемы совершенствования советского законодательства /Труды ВНИИСЗ. М., 1986. Вып. 35.

38. Турубинер А. Очерк государственного устройства СССР. М., 1925.

39. Шафир М. А. Компетенция СССР и союзных республик (конституционные вопросы). М., 1968.

40. Шафир М. А. Проблемы конституционного надзора в Советском союзном государстве //Ученые записки Таджикского госуниверситета. Душанбе, 1969. Т. 2:

41. Шахрай С. М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб., 2001.

42. Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в СССР.

43. Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. М.,1995.

Рецензия

Актуальность избранной автором темы не вызывает сомнений. Роль конституционного контроля на современном этапе обусловлена насущной необходимостью конституционализации всего правового пространства в государстве. При этом вопросы конституционного контроля на уровне субъектов РФ в условиях их активной законотворческой деятельности - ««краеугольный камень» продолжающейся реформы отечественной правовой системы.

Автором сделан подробный анализ развития данного института в советский период, раскрыты различные доктринальные позиции.

Интерес вызывают выводы автора о соотношении органов власти и их влиянии в вопросах правоприменения и правотолкования, участия в проблеме конституционного контроля и надзора.

Данная статья выполнена автором на достаточно высоком научном уровне, публикуемые материалы являются оригинальными. Представленная статья рекомендуется для публикации в журнале, входящем в перечень ВАК.

Декан юридического факультета Пензенского государственного университета, доктор юридических наук, профессор В. В. Гошуляк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.