10.6. О СТАТИСТИКЕ ФИНАНСОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И БАНКРОТСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Миронова Анастасия Николаевна, аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; финансовый аналитик,
Место работы: ООО «Центр проблем банкротства»
Аннотация: Проведен анализ финансово-экономического состояния организаций промышленности России и применения реабилитационных процедур банкротства, в том числе результативности их реализации. Выявлена несопоставимость некоторых статистических данных Росстата и ВАС РФ, необходимость уточнения подхода к оценке результативности реабилитационных процедур, целесообразность применения финансового оздоровления в отношении промышленных организаций.
Ключевые слова: Финансовое оздоровление,
финансовая реабилитация, процедуры банкротства, результативность, статистика, промышленные предприятия.
ABOUT STATISTICS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES’ FINANCIAL REHABILITATION AND BANKRUPTCY
Mironova Anastasia, postgraduate student of the Financial University affiliated with the Government of the Russian Federation; financial analyst,
Place of employment: the Center of bankruptcy problems, LLC
Annotation: The article deals with financial and economic analysis of industrial enterprises in Russia, practice of rehabilitation procedures of bankruptcy, including the efficiency of their implementation. Extracted an incompatibility of some statistical data of Russian Federal State Statistics Service and the Supreme Commercial Court of the Russian Federation, necessity of assessing approach the effectiveness of rehabilitation procedures improvement, appropriateness of the use of financial recovery procedure for industrial enterprises.
Keywords: Financial rehabilitation, financial recovery, bankruptcy proceedings, efficiency, statistics industrial enterprises.
Промышленность является одной из важнейших отраслей экономики. В 2012 году в ВВП России на промышленную отрасль приходилось почти 30% [1]. Предприятия промышленной отрасли составляют 9% от общего числа организаций России, при этом доля их оборота равна 42% [2]. Однако в настоящее время около четверти всех предприятий промышленности являются убыточными.
Анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости промышленных
предприятий позволил сделать следующие выводы: на предприятиях промышленной отрасли наблюдаются трудности с платежами, дефицит собственных оборотный средств, высокая зависимость от заемного капитала, что свидетельствует об их низкой
платежеспособности и низком уровне финансовой устойчивости.
Несмотря на то, что после пика мирового финансовоэкономического кризиса наблюдалось некоторое улучшение финансового состояния промышленных предприятий, оно остается довольно неустойчивым.
В связи с этим сохраняется высокая угроза несостоятельности организаций промышленности.
Это подтверждается и наличием значительной по величине просроченной кредиторской задолженности, в структуре которой основной объем приходится на долги промышленных организаций. Размер просроченной кредиторской задолженности организаций промышленности в течение восьмилетнего периода с 2005 г. по 2012 г. колебался от 56% до 62% от общей суммы просроченной кредиторской задолженности всех российских организаций [2].
Анализ общего количества организаций России, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, позволил выявить тенденцию их сокращения на протяжении всего восьмилетнего периода, в том числе среди промышленных предприятий. С 2005 г. по 2012 г. количество организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, сократилось на 70%, при этом количество промышленных предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, за этот же период сократилось на 50%. При этом, доля промышленных предприятий среди организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, увеличилась на 18 процентных пунктов.
В конце 2012 года количество хозяйствующих субъектов, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, составляло 11204 организаций, из них 5105 (46%) - промышленные предприятия. Размер просроченной кредиторской задолженности промышленных предприятий - 720 млрд. рублей, что составляет 60% от общей суммы просроченной кредиторской задолженности всех организаций (1191,6млрд. рублей). [2]
Необходимо обратить внимание на то, что в публикациях Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата), где представлена информация по промышленному производству, не приводятся данные, характеризующие организации (в том числе их количество), в отношении которых проводятся (или проводились) процедуры банкротства. В свою очередь, в публикациях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ), в которых приводятся статистические данные по процедурам банкротства, не представлена информация об организациях по видам их экономической деятельности.
Таким образом, неправомерным представляется отсутсвие в публикациях Росстата и ВАС РФ информации об организациях промышленности (их количестве), в отношении которых проводились процедуры банкротства. Кроме того, практически не представляется возможным получить подобную информацию и из официальных источников публикации сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. (далее - Закон о банкротстве) [3], - газеты «Коммерсантъ» [4] и Единого
федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) [5], а также из картотеки арбитражных дел [6],
Миронова А. Н.
поскольку ни один из перечисленных ресурсов (источников информации) не дает возможности отбора данных по видам экономической деятельности организаций-должников (по ОКВЭД).
Организации, имеющие просроченную кредиторскую задолженность, находятся в зоне риска возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим представляется целесообразным на основе данных Росстата об общем количестве организаций, а также о количестве организаций промышленности, имеющих
просроченную кредиторскую задолженность, и данных ВАС РФ об общем количестве возбужденных дел о банкротстве за определенный период (год) определить примерное количество организаций промышленности, в отношении которых могло быть возбуждено дело о банкротстве.
Для этого в рамках данного исследования предлагается использование следующих формул (формулы 1 и 2):
N,1
количество организации промышленности, имеющих
К - М
Кр N '
(1)
где Крб - коэффициент риска возбуждения дела о банкротстве, представленный как доля количества
организаций, в отношении которых было возбуждено дело о
банкротстве, от количества организаций, имеющих
просроченную кредиторскую задолженность;
М - количество организаций, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве за анализируемый период;
N - количество организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность в конце анализируемого
периода.
= Nпр • Крб, (2)
просроченную кредиторскую задолженность в конце анализируемого периода.
При этом необходимо иметь в виду некоторую несовместимость данных Росстата и ВАС РФ, поскольку по данным Росстата организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, почти в 2 раза меньше, чем организаций, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве (по данным ВАС РФ)1. Так, в конце 2011 года по данным Росстата количество организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, составило 12 556 единиц, в то время как по данным ВАС РФ в 2011 году было возбужденно 27 422 дела о банкротстве [7].
Тем не менее, такой высокий процент убыточности организаций промышленности и их неустойчивое финансовое состояние свидетельствует не только об их о кризисном состоянии, но и всей промышленной отрасли, что оказывает негативное влияние на экономику страны в целом.
В связи с этим обеспечение финансовой устойчивости промышленных предприятий относится к числу наиболее важных общеэкономических задач, т.к. недостаточная финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов или ее отсутствие (финансовая неустойчивость) может привести к их неплатежеспособности, а при ухудшении финансового состояния организаций - и к возбуждению в отношении них дела о несостоятельности (банкротстве).
Анализ статистических данных судебной практики по делам о банкротстве позволил сделать следующие выводы: реабилитационные процедуры банкротства
используются в российской практике очень редко, при этом наблюдается низкая результативность их реализации (табл. 1).
Таблица 1
Динамика количества процедур банкротства
Источник: ВАС РФ
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011
Финансовое оздоровление
Общее количество процедур 10 29 32 39 33 48 53 91 94
Количество случаев прекращения производства по делу в связи с погашением задолженности: абсолютное относительное, % 0 0 1 3 2 6 8 21 3 9 6 13 2 4 6 7 7 7
Внешнее управление
Общее количество процедур 2081 1369 1013 947 752 579 604 908 986
Количество случаев прекращения производства по делу в связи с восстановлением платежеспособности: абсолютное относительное, % 28 1 14 1 21 2 31 3 41 5 40 7 11 2 14 2 13 1
Конкурсное производство
Общее количество процедур 17 081 9 390 13 963 76 447 19 238 13916 15 473 16 009 12 794
Мировое соглашение
Общее количество процедур 170 150 84 106 126 126 127 255 376
где Мпр - количество организаций промышленности, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве за анализируемый период;
1 Прим. автора. Дело о банкротстве может быть возбуждено только в отношении организаций с просроченной кредиторской задолженностью не менее трех месяцев (при этом размер должен составлять не менее ста тысяч рублей).
Оценивая динамику результативности процедур финансового оздоровления и внешнего управления, следует отметить, что процент достижения положительного результата (прекращение производства по делу в связи с погашением задолженности и восстановлением
платежеспособности) в ходе этих процедур очень мал. При этом необходимо подчеркнуть, что финансовое оздоровление является более результативной процедурой (по сравнению с внешним управлением), но применяется она в значительно меньшем количестве.
Так, в 2011 году было принято к производству 27422 дел о несостоятельности (банкротстве), финансовое оздоровление было введено в 94 случаях и прекращалось в связи с погашением задолженности в 7 случаях (7,4%). Для сравнения: в том же году внешнее управление было введено в отношении 986 организаций, что превышает количество процедур финансового оздоровления примерно в 10 раз, но при этом внешнее управление было прекращено в связи с восстановлением платежеспособности лишь в 13 случаях (1,3%) [7] (рис.1).
Таким образом, процедура финансового оздоровления является действенной формой финансовой реабилитации организаций и, учитывая современное состояние промышленности России, представляется целесообразным ее применение в целях обеспечения платежеспособности
промышленных предприятий2.
финансовое внешнее
оздоровление управление
Рисунок 1. Соотношение количества процедур финансового оздоровления и внешнего управления в 2011 году по данным ВАС РФ
Источник: ВАС РФ (составлено автором)
Следует отметить, что под результативностью реабилитационной процедуры банкротства автором понимается достижение положительного результата в ходе ее проведения в целях восстановления платежеспособности организации. Положительным результатом считается восстановление
платежеспособности организации либо заключение
2 Прим. автора. Это также подтверждается результатами проведенного автором исследования применения процедуры банкротства на основе отобранных данных арбитражной судебной практики по делам о несостоятельности (банкротстве) [8].
мирового соглашения. Отрицательным результатом является признание организации банкротом и открытие конкурсного производства.
Необходимо обратить внимание на то, что приведенные в таблице 2 статистические данные ВАС РФ в качестве положительного результата учитывают только те процедуры финансового оздоровления, по окончании которых была восстановлена платежеспособность. Вместе с тем, представляется целесообразным рассматривать в качестве положительного результата проведения процедуры финансового оздоровления и те случаи, когда после финансового оздоровления заключается мировое соглашение, а также вводится внешнее управление, которое, в свою очередь, заканчивается восстановлением платежеспособности предприятия или заключением мирового соглашения. Организации в таких случаях не признаются несостоятельными и не ликвидируются, а продолжают функционировать и сохраняют возможность восстановления своей
платежеспособности.
Кроме того, при анализе указанных данных следует иметь в виду, что процент положительного результата проведения процедуры рассчитывается как отношение количества организаций, восстановивших свою
платежеспособность в данном году, к количеству организаций, в отношении которых проводилась процедура в этом же году. Однако такой подход представляется неточным, не дающим реальной оценки результативности проводимых процедур,
поскольку реабилитационная процедура может проводиться до двух лет и, соответственно, завершиться не в том году, в котором была введена или проводилась.
В связи с этим автором предлагается изменить подход к методике анализа и оценки результативности реабилитационных процедур банкротства:
во-первых, в качестве положительного результата проведения финансового оздоровления учитывать не только те процедуры, по окончании которых была погашена задолженность перед кредиторами, но и те случаи, когда после финансового оздоровления заключается мировое соглашение, а также вводится внешнее управление, которое в свою очередь заканчивается восстановлением платежеспособности организации или заключением мирового соглашения;
во-вторых, рассчитывать отношение количества положительного результата проведения финансового оздоровления не к количеству проводимых процедур, а к количеству завершенных процедур.
Предложенный подход позволит более точно оценить результаты проведения процедуры финансового оздоровления как формы финансовой реабилитации организаций.
В заключение представляется необходимым отметить, что высокий процент убыточности организаций промышленности и их неустойчивое финансовое состояние свидетельствует о кризисном положении промышленных предприятий и всей промышленной отрасли страны, что оказывает негативное влияние на экономику государства в целом. При этом до настоящего времени сохраняется высокая угроза несостоятельности организаций промышленности. В связи с этим обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости промышленных предприятий относится к числу важных общеэкономических задач. Ее решению может
Миронова А. Н.
способствовать использование реабилитационных процедур банкротства, которые в настоящее время применяются в российской практике очень редко при низкой результативности их реализации. Также доказано, что финансовое оздоровление является более результативной процедурой (по сравнению с внешним управлением), но применяется она в значительно меньшем количестве.
В ходе проведенного анализа автор пришел к следующим основным выводам.
Во-первых, данные Росстата о количестве организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, и данные ВАС РФ о количестве возбужденных дел о банкротстве несопоставимы.
Во-вторых, процедура финансового оздоровления является действенной формой финансовой реабилитации организаций и, учитывая современное состояние промышленности России, представляется целесообразным увеличения масштабов ее применение в целях обеспечения платежеспособности промышленных предприятий.
В-третьих, представляется целесообразным уточнить подход к методике анализа и оценки результативности реабилитационных процедур банкротства.
Список литературы:
1. Россия'2013. «Статистический справочник»/ Росстат. -М., 2012. - С. 18.
2. Социально-экономическое положение России
[Электронный ресурс]// Росстат. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat istics/publications/catalog/doc_1140086922125 (дата
обращения: 01.03.2013).
3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» [принят Гос. Думой 27.09.2002, по состоянию на 01.03.2013] [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс. - URL:
http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/58_1 .html (дата обращения 01.03.2013).
4. Приложение газеты «КоммерсантЪ» [Электронный ресурс] / URL: http://www.kommersant.ru/bankruptcy/ (дата обращения: 01.03.2013).
5. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
(АИС «Сведения о банкротстве») [Электронный ресурс] / URL: http://bankrot.fedresurs.ru/ (дата обращения:
01.03.2013).
6. Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс] / URL: http://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 01.03.2013).
7. Данные статистики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: http://www.arbitr.ru/press-centr/news/totals/ (дата обращения
01.03.2013).
8. Миронова, А.Н. Российский опыт проведения процедуры финансового оздоровления в делах о банкротстве/ А.Н. Миронова// Эффективное антикризисное управление. -2012. - № 4(73). - С. 52 - 57.
Reference list:
1. Russia '2013. "The statistical directory" / Rosstat. - M, 2012. - Page 18.
2. Economic and social situation of Russia [Electronic
resource]//Rosstat. - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat istics/publications/catalog/doc_1140086922125 (address date:
01.03.2013).
3. The federal law of October 26, 2002 No. 127-FZ "About
insolvency (bankruptcy)" [An electronic
resource]//ConsultantPlus. - URL:
http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/58_1.html (date of the address 01.03.2013).
4. Kommersant newspaper appendix [Electronic resource] /
URL: http://www.kommersant.ru/bankruptcy/(address date:
01.03.2013).
5. ^nsolidated federal register of data on bankruptcy (AIS "Data on Bankruptcy") [An electronic resource] / URL: http://bankrot.fedresurs.ru/(address date: 01.03.2013).
6. Card-file of arbitration affairs [Electronic resource] / URL: http://kad.arbitr.ru/(address date: 01.03.2013).
7. Statistical data of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation [Electronic resource] / URL: http://www.arbitr.ru/press-centr/news/totals/(date of the address
01.03.2013).
8. Mironova, A.N. Russian experience of financial recovery procedure in the cases of bankruptcy/ A.N. Mironova//Effective crisis management. - 2012 . - No. 4(73). - Pages 52 - 57.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Мироновой А. Н. «О статистике финансовой реабилитации и банкротства промышленных предприятий»
В настоящее время сохраняет свою важность проблематика финансового оздоровления (реабилитации)
промышленных организаций. Продолжают ощущаться последствия кризиса 2008-2010 годов. Около одной
четвертой части промышленных организаций России (без учета субъектов малого предпринимательства) являются убыточными. Не сокращается уровень просроченной задолженности указанных организаций перед другими субъектами хозяйственной деятельности и бюджетной
системой. Имеющиеся механизмы финансовой
реабилитации, включая судебные процедуры преодоления неплатежеспособности, недостаточно эффективны. В связи с этим анализ результативности судебных процедур финансового оздоровления представляется актуальным для развития теории и практики обеспечения финансовой устойчивости промышленных предприятий и отраслей.
Данная процедура при всей своей привлекательности не заняла достойного места в российской реабилитационной практике, недостаточно исследована. По мнению рецензента, заслуживает внимания и представляет научно-практический интерес подход автора статьи к проведению оценки результативности процедур финансового оздоровления, которая в официальной статистике представляется заниженной.
Считаю, что представленные результаты исследования Мироновой А.Н. по вопросам статистики финансовой реабилитации и банкротства промышленных предприятий, обладают теоретической и практической ценностью и могут быть рекомендованы к публикации.
Рецензент, доцент кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент»
ФГБОУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.э.н.
В.Н. Алферов