УДК 338.431:347.736 (571.16)
Т. Б. Варлачева, Н. Р. Давлетгареев
К ВОПРОСУ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОМ хОЗЯЙСТВЕ
НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются основные процедуры механизма проведения банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение и конкурсное производство на примере сельскохозяйственных организаций Томской области.
Ключевые слова: банкротство, финансовое оздоровление.
Крайне сложным сохраняется финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий. Через различные методы финансового оздоровления необходимо провести до 70-80 % сельскохозяйственных предприятий России, к которым могут быть применены критерии признаков банкротства, определенные действующим законодательством (федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [1].
Можно выделить следующие причины, неэффективности развития и функционирования АПК России.
Внешние:
- диспаритет цен на средства производства и услуги для села и цен на сельскохозяйственную продукцию; уменьшение доли сельхозтоваропроизводителей в розничной цене переработанной сельскохозяйственной продукции;
- высокая налоговая нагрузка на сельское хозяйство;
- отсутствие государственной защиты отечественных рынков продовольствия от импорта.
Внутренние:
- неразвитость социальной инфраструктуры на селе, низкий уровень доходов работников сферы АПК;
- наличие структурных диспропорций в развитии различных сфер АПК, и в частности неразвитость третьей сферы АПК (пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственного сырья, сфера реализации продуктов питания, агросервис);
- отсталость в технико-технологическом развитии АПК от других отраслей народного хозяйства.
В большей степени сегодняшнюю кризисную ситуацию в АПК определили внешние факторы. Поэтому говорить о преодолении кризиса без коренных изменений в агропромышленной политики государства не приходится.
В силу специфики сельского хозяйства, касающейся характера деятельности, сезонности аграрного производства и влияния природных факторов на результат деятельности, выделяют ряд особенностей в механизме банкротства сельскохозяйственных производителей.
На примере Томской области исследуем практическое применение ФЗ № 83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который предусматривает реструктуризацию просроченных, рассроченных и отсроченных долгов в бюджетную систему Российской Федерации, а также задолженности перед поставщиками за полученные товары и услуги [2].
Для реализации данной цели все предприятия сельского хозяйства необходимо разбить на пять групп по типу финансовой устойчивости.
На диаграмме (рис. 1) показано разделение сельскохозяйственных предприятий Томской области в 2011 г
10 % 3 %
□ 1-я группа
□ 2-я группа
□ 3-я группа
□ 4-я группа
□ 5-я группа
Рис . 1. Финансово-экономическая характеристика сельскохозяйственных предприятий Томской области в 2011 году
Согласно результатам анализа, из 104 сельхозпредприятий области 4 относятся к 1-й группе финансовой устойчивости, что составляет 3 %. К данной группе относятся финансово устойчивые, финансово благополучные предприятия, полностью платежеспособные, какого-либо вмешательства на данном этапе в их деятельность не требуется.
Ко 2-й группе относятся относительно устойчивые хозяйства. Таких предприятий по Томской области насчитывается 32, что составляет 33 %. Сюда входят недавно созданные сельскохозяйственные организации на базе имущественного комплекса старого хозяйства путем передачи в уставный капитал, которые не успели накопить кредиторскую задолженность. Также в эту группу вошли хозяйства, которые успешно работают на протяжении нескольких лет, стараются осуществить текущие платежи. Большинство предприятий данной группы воспользовалось правом на реструктуризацию кредиторской задолженности.
В 3-ю группу по Томской области вошли 34 сельскохозяйственных предприятия, что составило 32 % общего их числа. Предприятия данной группы характеризуются излишней закредитованно-стью, началом финансового кризиса, выраженного в неплатежеспособности. Основная проблема предприятий 3-й группы - недостаток собственных оборотных средств, что приводит к накоплению текущей кредиторской задолженности и в результате к финансовой зависимости от кредиторов. Тем не менее несколько хозяйств реструктуризировали долги в соответствии с ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Однако ряд предприятий данной группы, которые не имеют возможности осуществлять текущие платежи, нуждаются в иных методах финансового оздоровления.
В 4-ю группу вошли финансово зависимые от своих кредиторов предприятия, либо имеющие значительные долги, но сумевшие их реструктурировать, либо не имеющие хорошего обеспечения своих долгов. По Томской области к таковым относятся 23 предприятия, или 22 %. Как правило, предприятия данной группы не имеют возможности восстановить свою платежеспособность, поэтому есть вероятность введения процедуры банкротства.
В 5-ю группу вошло 11 предприятий, что составляет 10 %. Это так называемые депрессивные предприятия с глубоким финансово-экономическим кризисом, которые не осуществляют хозяйственную деятельность, а также предприятия, находящиеся в процедуре ликвидации и банкротства.
В программу финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2012 г. включили 1 предприятие. По состоянию на 1 января 2012 г. в Томской области действует 31 соглашение о реструктуризации задолженности. Сумма реструктурированной задолженности - 75 млн р., в то же время с начала реализации программы около 20 организаций утратили ранее предоставленное право на реструктуризацию задолженности.
Таким образом, закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» оказался не совсем удачными в силу того, что многие предприятия не могут выполнить поставленные перед ними условия [2]. Исходя из этого необходимо искать иные пути выхода из сложившейся ситуации.
Исследуем состояние процедур банкротства, применяемых на сельскохозяйственных предприятиях Томской области.
В начале 2000-х гг. сельское хозяйство России оказалось в крайне затруднительном положении, характеризующемся глубоким финансовым кризисом. Томская область в этом смысле не является
исключением. Так, по данным департамента по социально-экономическому развитию села на 1 января 2005 г. в процедуре банкротства находилось 61 сельскохозяйственное предприятие, что составляет почти треть общего числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, и, кроме этого, большинство из оставшихся % находятся на грани банкротства. По состоянию на конец 2011 г. в различных стадиях банкротства находились 8 сельскохозяйственных организаций области.
Количество применяемых процедур банкротства в сельскохозяйственных предприятиях Томской области по состоянию на конец 2005 и 2011 гг. представлено в диаграммах (рис. 2-4).
31 %
□ 0 % □ 2 %
□ наблюдение
□ внешнее управление
□ финансовое оздоровление
□ конкурсное производство
□ 67 %
Рис . 2 . Количество применяемых процедур банкротства в сельскохозяйственных предприятиях Томской области в 2005 году
□ наблюдение
□ внешнее управление
■ финансовое оздоровление
□ конкурсное производство
Рис. 3 . Количество применяемых процедур банкротства в сельскохозяйственных предприятиях Томской области в 2011 году
70
60 50 40
30 Н 20 10 \—
61
□ 2005 год ■ 2011 год
41
19
О 0
1 О
Рис . 4 . Количество применяемых процедур банкротства по Томской области: а - общее количество предприятий в процедуре банкротства;
Ь - наблюдение; с - финансовое оздоровление; С - внешнее управление; е - конкурсное производство
Из диаграммы (рис. 4) видно, что в последние годы тенденция возбуждения дел о банкротстве зна-
ь
а
а
с
е
чительными темпами идет на спад, по сравнению с 2005 г. Также следует отметить, что из структуры применяемых процедур банкротства приоритетным остается «конкурсное производство»: в 2005 г. в такой процедуре находилось 41 предприятие (67 %), а на конец 2011 г. - 7 предприятий банкротов (87 %). Следует заметить, что данная процедура изначально направлена на ликвидацию должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов и почти всегда заканчивается ликвидацией должника. Существуют 2 выхода, кроме ликвидации предприятия при «конкурсном производстве», - заключение мирового соглашения или переход к внешнему управлению. В настоящее время мировое соглашение не используется. Что касается перехода к внешнему управлению, то за последние годы в Томской области таких случаев не отмечалось.
Из диаграмм видно, что в последние годы в отношении сельскохозяйственных предприятий практически не применялось внешнее управление. В 2011 г. в данной процедуре не находится ни один сельхозтоваропроизводитель. Дело в том, что в сельском хозяйстве данная процедура, также как и процедура финансового оздоровления, практически не действуют в силу того, что законом предусмотрено единовременное погашение долгов перед кредиторами на данных процедурах банкротства. На самом деле, единовременно погасить долги без дополнительной кредиторской задолженности сельскохозяйственный товаропроизводитель не в состоянии. Таким образом, предприятие оказывается в заколдованном круге.
Что касается процедуры «наблюдение», то можно сказать, что доля предприятий, находящихся на данной стадии банкротства в общем объеме в 2011 г. уменьшилось по сравнению с 2005 г. на 95 %. Это объясняется сокращением количества вновь возбужденных дел о банкротстве.
Учитывая то, что внешнее управление и финансовое оздоровление - это процедуры банкротства, применяемые к должнику в целях восстановления его платежеспособности, и они фактически не действуют, можно сделать вывод, что более 90 % возбуждаемых процедур банкротства заканчиваются ликвидацией должника.
Следует отметить, что основными субъектами, которые подают заявление в Арбитражный суд о признании должника банкротом, являются сами
должники. Дело в том, что принятый в 2002 г. закон является должниковым, и при подаче заявления должник в праве самостоятельно определять само-регулируемую организацию арбитражных управляющих. А это фактически означает, что должник сам себе назначает арбитражного управляющего, который, естественно, будет действовать в интересах должника. Кроме того, необходимо учесть, что основным кредитором является государство, на долю которого приходится более 75 % долгов, но при банкротстве предприятий государство практически ничего не получает в силу того, что в России большинство банкротств - преднамеренные. Тем не менее доказать, что банкротство было проведено фиктивно, практически невозможно.
Таким образом, очевидно следующее:
- сельское хозяйство Томской области находится в тяжелом финансовом кризисе. Так, около 8 % сельскохозяйственных предприятий находятся в процедуре банкротства;
- такая реабилитационная процедура, как финансовое оздоровление в сельском хозяйстве, фактически не работает;
- в большинстве своем механизм банкротства сводится к ликвидации сельскохозяйственного предприятия, а не к его реабилитации;
- практически все законы государства, направленные на финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий, сводят проблему накопления задолженности только к вопросу реструктуризации долгов, т. е. ликвидации симптоматики, а не лечению причин болезни, и, кроме того, эти законы применимы к ограниченному кругу хозяйств.
Необходимо резюмировать, что законодательные акты требуют тщательной доработки подзаконных и нормативных документов, регулирующих несостоятельность сельхозорганизаций. На уровне региона для повышения эффективности финансового оздоровления необходимо реализовать внутренние резервы, и прежде всего разработать оптимальную модель внутрихозяйственного экономического механизма для каждой группы предприятий с учетом их финансово-экономического состояния и других факторов. Особое внимание следует уделить привлечению реальных инвестиций как одному из способов финансового оздоровления предприятий [3].
Список литературы
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 .10 .2002 № 127-ФЗ (ред . от 27 .07 .2010) .
2 . Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09 .07 .2002 № 83-Ф3 (ред . от
23 07 2008)
3 . Варлачева Т . Б . , Давлетгареев Н . Р . Развитие инноваций на основе венчурного инвестирования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk
State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 12 (114) . С . 133-138.
Варлачева Т. Б., кандидат экономических наук, доцент.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Давлетгареев Н. Р., аспирант.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.10.2012.
T B. Varlacheva, N. R. Davletgareev THE ANALYSIS OF INSOLVENCY ORGANIzATIONS IN AGRICULTURE (DATA OF TOMSK REGION)
The basic mechanism of bankruptcy procedures: surveillance, financial recovery, external management, settlement and bankruptcy proceedings in the case of Tomsk region.
Key words: bankruptcy, the financial recovery.
Varlacheva T. B.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Davletgareev N. R.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]