Научная статья на тему 'О становлении органов управления здравоохранением в Якутской АССР'

О становлении органов управления здравоохранением в Якутской АССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О становлении органов управления здравоохранением в Якутской АССР»

Страницы истории

УДК 61 (09с 19) (571.56) В.П. Николаев

О СТАНОВЛЕНИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В ЯКУТСКОЙ АССР

Якутский научный центр РАНН и Правительства Республики Саха (Якутия), г. Якутск

В Центральной России советская власть с первого дня приступила к организации государственных структур, призванных охранять здоровье трудящегося населения на основе совершенно новых подходов и новых взглядов как на здоровье, так и на структуры, его поддерживающие.

В Якутской области только с 16 марта 1920 г. на основании приказа Якутского Временного революционного комитета начал создаваться Якутский губзд-рав. Однако "развитие деятельности не было до осени ввиду отсутствия работников: уездные врачи были заняты в Олекме борьбой с эпидемией, в Вилюйске — мерами предупреждения заразы, местные врачи — командировками на эпидемию по р. Лене и мероприятиями по городу". Вся работа Губздрава была сосредоточена в общей канцелярии [1].

Лишь к осени 1920 г. была создана коллегия Губздрава, которая 12 октября на первом заседании определила его структуру: санитарно-эпидемиологический подотдел с 3 секциями; лечебно-госпитальный подотдел с 2 секциями; фармацевтический подотдел; подотдел охраны материнства и детства с 2 секциями; финансово-сметный, хозяйственный и общий подотделы.

Однако не все структурные единицы Губздрава были созданы к концу года, а из созданных не все начали работать активно в основном по причине отсутствия соответствующих специалистов. Чтобы иметь определенное представление о работе Якутского губздрава и о том, какие проблемы стояли перед ним и

как они решались, приводим выдержку из его первого отчета*:

Существующая коллегия Губздрава в настоящее время помимо текущей работы занята разработкой плана развития медицины за 1921 г., выработкой штатов и сметы медсанучреждений Якутской области.

Фактически в уездах медпомощь усилена:

1. Назначением врача в Намцах.

2. Назначением врача в Покровске.

3. Назначением врид врача в Сунтарах Вилюйс-кого уезда.

4. Учреждением нового ФП в Сулгаччах.

5. Учреждением нового ФП в Мегинском и Крест-Хальджае.

Кроме этого были командировки на эпидемии дизентерии в Мегинскую волость и в Малтанский наслег (за 450 верст), где найдены 3 больных с сибирской язвой, из которых 2 умерли, и 29 чел. больных брюшным тифом. Это вызвало организацию двух подвижных эпидемических отрядов.

Необходимо организовать:

1) эпидемическую экспедицию в отдаленные кочевья инородцев, но нет врачей;

2) устройство Колымского выселка прокаженных, помещающегося в развалившихся юртах, или перенести выселок в другое место;

* Здесь и далее выдержки из архивных документов приведены в стилистике оригинала.

3) организовать оспопрививание (нет детрита);

4) обратить серьезное внимание на водоснабжение со стороны санитарно-эпидемического надзора.

Но на все это нет медработников, поэтому быстро создать эти мероприятия не представляется возможным. Кроме того, в отчете был представлен план открытия в области еще 13 фельдшерских пунктов [2].

В тот период для Губздрава одним из самых острых оставался кадровый вопрос.

Так, по данным на 09.11.1921 г., только в городах Якутской 1убернии не хватало 12 врачей, 12 лекпо-мол, 10 акушерок, 20 сестер милосердия, 8 санитарных врачей и 12 санитарных лекпомов. В сельской местности, особенно в северных округах, ситуация по обеспеченности медицинскими работниками была намного тяжелее, чем в городах, и более того, решалась она с большими трудностями [3].

Наравне с этими проблемами сохранялись и трудности с материально-технической базой здравоохранения, которые крайне усугубились гражданской войной 1921-1923 гг.

Так, к 1923 г. ситуация выглядела следующим весьма неприглядным образом: "Чурапчинская больница сгорела дотла; Амгинский участок не досчитался одного из своих зданий, а остальные были пробиты снарядами; в Покровске кроме голых стен, в которых жили лошади и коровы, тоже ничего не осталось. Более или менее сохранилась Баягинская больница, но она и не была достроена. Остались старые здания Намской больницы" [4].

Вместе с тем, с действенной помощью Центра поступательное движение Якутии к новой жизни продолжалось. На основании Постановления Президиума ВЦИК "Об автономной ЯАССР" 27 апреля 1922 г. была образована Якутская АССР.

Постановлением от 30 мая 1922 г. № 19 Ревком ЯАССР назначил народных комиссаров вновь образованных наркоматов и заведующих 3 управлений: нарсвязи, статбюро и здравоохранения. Уроженец На-мского улуса, выпускник Якутской фельдшерской школы 1913 г. Е.Г. Федоров был назначен заведующим Управлением здравоохранения.

Как видим, Губздрав не был преобразован в самостоятельный наркомат, а в числе трех стал управлением. Все три управления на основании Приказа НКВД ЯАССР от 30.05.1922 г. №1 были включены в состав Наркомата внутренних дел.

Структура Управления здравоохранения была определена в составе четырех отделов: общих дел, лечебного, санитарного и финансово-хозяйственного. Согласно этому приказу, в статистическом управлении была создана секция народного образования и народного здравоохранения.

Управление здравоохранения ЯАССР являлось центральным медицинским органом, руководящим всем медико-санитарным делом на территории республики. Из архивных документов тех лет известно, что тогда, в 1922 г., медицинская общественность не была согласна с таким решением и настаивала на создании самостоятельного наркомата здравоохранения.

Так, завгосздравом Е.Г. Федоров 17 мая 1922 г. в Ревком ЯАССР представил доклад "К вопросу об обращении Наркомата здравоохранения ЯАССР в от-

дел здравоохранения при Наркомате ВНУДЕЛ", где было указано, что обращение органа управления здравоохранением в отдел при НКВД "является крупной ломкой общей схемы органов здравоохранения РФ и сводит дело охраны народного здоровья к простому выполнению распоряжений административных органов". Далее было подчеркнуто, что "в интересах охраны народного здоровья, вопрос этот должен быть пересмотрен. Если пересмотр не будет допущен, то просим настоящий доклад приложить к протоколу Ревкома ЯАССР для представления в ВЦИК".

По этому же вопросу 27 мая т.г. состоялось совещание медицинских работников г. Якутска, в постановлении которого было указано, что медицинская общественность "горячо поддерживает все положения доклада в пользу самостоятельного Наркомата здравоохранения".

Однако, как видим, мнение медицинских работников не было воспринято. Возможно, в те трудные для молодой автономии годы не было достаточного времени на длительные переговоры с глубоким анализом состояния вопроса и его перспектив. С другой стороны, в тот период действительно казалось, что здравоохранение имеет узкопрофильное направление. Более того, тогда было лишь 18 врачей и 34 медицинских учреждения на 205 кроватей.

В новых условиях правительством ЯАССР для эффективного использования расходной части бюджета республики практиковалось слияние управленческих структур нескольких близких по роду деятельности ведомств. Так были объединены управленческие структуры промышленности, транспорта и строительства [5].

В целях улучшения координации и повышения эффективности социальной и культурно-просветительной работы Постановлением ЯЦИК от 29 октября 1923 г. Управление здравоохранения, Наркомат просвещения и Отдел социального обеспечения были слиты в Наркомат просвещения, здравоохранения и социального обеспечения — Наркомпросздравсобес [6]. Во главе Наркомпросздравсобеса (НКПЗС) стоял нарком просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, несший единоличную ответственность перед ЯЦИК и ЯСНК за постановку и ведение дела.

Объединение трех структур, хотя являющихся близкими по социальной ориентированности деятельности, в единый НКПЗС было также встречено медицинской общественностью неоднозначно, где большинство было не согласно с таковым слиянием. При этом оспаривалась как экономическая, так и политическая целесообразность объединения отделов просвещения, здравоохранения и собеса в один наркомат [7,9].

Между тем в отчете по отделу здравоохранения, представленном на IV сессии ЯЦИК в 1924 г., было указано: "Истекший бюджетный год показал, что слияние трех наркоматов вовсе не отразилось в худшую сторону на работе здравотдела, чего боялась часть медработников" [8].

В постановлении V Всероссийского съезда здравотделов, проходившем с 27 июня по 5 июля 1924 г. в г. Москве, об упрощении административного аппарата НКЗ автономных республик было констатировано:

— признать необходимым существование полной самостоятельности НКЗ автономных республик;

— пересмотреть структуру НКЗ автономных республик применительно к структуре НКЗ РСФСР, принять штаты и разбивку на группы, представленные избранной Совещанием комиссии: штаты для I гр. — 46 чел, для II — 28 чел.

Якутская республика была отнесена ко II гр.

Более того, стало известно, что из 10 автономных субъектов только в Якутской АССР нет самостоятельного НКЗ. В остальных территориях были лишь единичные случаи слияний отдельных структур наркоматов. В ходе обсуждения данного вопроса все, кроме Якутской и Киргизской АССР, высказались за самостоятельность НКЗ [10].

Тем не менее, в резолюции, принятой I Всеякутс-ким съездом врачей в 1924 г., было констатировано: слияние наркоматов здравоохранения и просвещения в полуторагодовой период не отразилось отрицательно на работе вновь созданного отдела, который провел восстановление лечсети и других отраслей здравоохранения в максимальной для Якутии мере при данных условиях [11].

В результате объединения Наркомата просвещения, Управления здравоохранения и Отдела социального обеспечения численность управленческого аппарата сократилась с 43 до 27 чел., что составило экономию 50 тыс.руб. [5].

Наркомпросздравсобес объединял 4 отдела: делами, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, которые в своей деятельности руководствовались соответственно существующими положениями о Народном комиссариате просвещения, Управления здравоохранения и Отдела социального обеспечения. Кроме того, в НКПЗС входили: политико-просветительный отдел, методический совет при политико-просветитель-ном отделе, методический совет при отделе просвещения, научный отдел и Управление по делам литературы и издательства. В НКПЗС под председательством наркома была образована Коллегия.

На Наркомпросздравсобес возлагались:

— проведение в жизнь постановлений и распоряжений высших органов власти по вопросам народного образования, здравоохранения и социального обеспечения;

— организация и руководство по делам социального воспитания и политического образования; направление работы по социально-правовой охране несовершеннолетних, по борьбе с беспризорностью; организация и руководство политико-воспитательной работой, в частности ликвидацией неграмотности и малограмотности среди взрослого населения и др.;

— организация, руководство и контроль над работой медико-санитарных учреждений и организаций; руководство и разработка мероприятий в области борьбы с социальными и эпидемическими болезнями; руководство лечебным и фармацевтическим делом, а также мероприятия в области охраны материнства и младенчества и охраны здоровья подростков и др.;

— организация, руководство и контроль над работой учреждений и организаций соцобеспечения и об-

щественной взаимопомощи и др.;

— представление в ЯЦИК и СНК ЯАССР периодических отчетов о деятельности наркома и состоянии дел народного образования, здравоохранения и социального обеспечения в республике.

В 1926-1927 гг. здравотдел НКПЗС состоял из следующих подотделов: лечебного, санитарно-профилак-тического, охраны материнства и младенчества, рабочей медицины и фармацевта, судмедэксперта. В тот период в связи с сокращением штатов в здравотделе остались заведующий отделом здравоохранения, он же и заведующий лечебным подотделом; заведующий санитарно-просветительным подотделом, он же судмедэксперт; заведующий подотделом охраны материнства и младенчества, заведующий подотделом рабочей медицины и фармацевт [12].

В округах медицинским делом заведовали уполномоченные Отдела здравоохранения НКПЗС при окрисполкомах [13].

Во главе НКПЗС ЯАССР стояли видные политические и общественные деятели, которые, являясь выходцами из гущи народа и активными борцами за новую власть, проводили в жизнь ее политику: И.Н. Винокуров, С.Н. Донской-П, А.Ф. Бояров, П. А. Слеп-цов-Ойунский.

Под руководством НКПЗС в 1923-1930 гг. здравоохранение ЯАССР добилось больших успехов в восстановлении и дальнейшем развитии лечебной сети, строительстве больниц и фельдшерских пунктов, привлечении кадров медицинских работников и закреплении их на местах, оздоровлении жизни населения и борьбе с широко распространенными социальными заболеваниями (туберкулез, трахома).

В соответствии с Приказом ЯЦИК и СНК ЯАССР от 1 марта 1930 г., изданным согласно Постановлению Президиума ЯЦИК от 3 февраля 1930 г., НКПЗС был расформирован с созданием двух наркоматов: здравоохранения и просвещения. С этого времени орган управления здравоохранением ЯАССР стал самостоятельным и с некоторыми изменениями существует по настоящее время, являясь организующим, консолидирующим, управляющим и контролирующим началом в отрасли здравоохранения.

Литература

1. НА РС (Я). Ф.58. Оп.1. Ех 19. Л. 1.

2. НА РС (Я). Ф.58. Оп.1. Ех 19. Л. 1.

3. НА РС (Я). Ф.58. Оп.1. Ех 1. Л. 188.

4. НА РС (Я). Ф.58. Оп.41. Ех17. Л. 94.

5. Иванов В.Н., Феномен М.К. Аммосова М.К. // Аммосов — гражданин и патриот: Мат-лы науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения. Якутск: ИГИ АН РС (Я), 1998. С. 8.

6. НА РС (Я). Ф.60. Оп.1. Д.1. Л. 1.

7. НА РС (Я). Ф.58-р. Оп.2. Ех 2. Л. 38. '

8. НА РС (Я). Ф.58-р. Оп.2. Ех 2. Л. 37.

9. НА РС (Я). Ф.58-р. Оп.2. Ех 2. Л. 40.

10. НА РС (Я). Ф.58-р. Оп.2. Ех 1. Л. 8-9.

11. НА РС (Я). Ф.58-р. Оп.2. Ех 1. Л. 70.

12. НА РС (Я). Ф.58-р. Оп.2. Ех 125. Л.18.

13. НА РС (Я). Ф.58. Оп.2 Ех 16. Л.2.

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.