О СТАНОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
А. С. Алешкин
В статье проанализирована проблема национальной специфики архитектурного облика столицы Мордовии. Указывается на отставание реальной практики архитектурно-дизайнерского проектирования от требований времени. Приводятся примеры художественно-стилистического поиска национального образа некоторых общественных зданий Саранска. Для обогащения предметно-пространственной среды предлагается в качестве прообраза использовать национальный орнамент, опираясь на традиционные пространственные представления народа.
Для Республики Мордовия проблемы национального в архитектуре весьма актуальны. За последние несколько лет произошли значительные (хотя и неоднозначные) преобразования в архитектуре центра столицы республики, и в то же время пока не удалось преодолеть определенную «безликость» нашей архитектуры. Отсутствие национального своеобразия в нашей архитектуре отметила и комиссия Европарламента, изучавшая положение финно-угорских народов в Российской Федерации во время визита в Саранск в 2006 г. С этим трудно не согласиться, но вместе с тем надо отметить, что отдельные шаги в поисках архитектурного национального своеобразия были предприняты еще в советское время.
Говорить о национальном своеобразии в архитектуре дореволюционного периода не приходится,но региональные особенности все-таки существовали. Но это тема иного исследования, а для нас было бы интересно проследить за попытками создания национального своеобразия в архитектуре нашего города в советский и постсоветский периоды.
Одной из первых попыток внести в архитектуру нашего города национальный компонент в советский период было оформление зрительного зала кинотеатра «Октябрь», выполненное в 1950-х гг. архитектором С. О. Левковым и скульптором М. И. Нефедовым. В начале 1970-х гг. Саранский ДСК изготовил серию крупных панелей для типовых жилых домов по проспекту 50 лет Октября в Юго-Западном районе Саранска. Элемент мордовского орнамента, взятый из национальной вышивки, имеет не только функции украшения, но и несет определенную информацию. В мордовской орнаментальной знаковой системе он означает «замкнутое пространство»,
«сруб», «дом», «защищенное пространство». Один элемент орнамента, расположенный под окном, означал, что там находится однокомнатная квартира, два элемента, соответственно, означают двухкомнатную и три элемента орнамента — трехкомнатную квартиру.
Примерно в это же время при оформлении интерьера Мордовского государственного русского драматического театра и зала заседаний Верховного Совета МАССР были использованы росписи потолков, имитирующие лепной стилизованный мордовский орнамент.
В 1980-е гг. в новых микрорайонах Саранска было возведено немало 9-этажных крупнопанельных жилых домов серии 90, лестничные клетки которых закрывала железобетонная решетка с мордовским орнаментом. К сожалению, этот прием не получил дальнейшего развития, но даже то, что уже было сделано, на мой взгляд, заслуживает огромного уважения.
Одной из первых сознательных попыток создания национального своеобразия в архитектуре стала работа над проектом храма Мордовской лютеранской церкви на улице Кирова. Лютеранский христианский приход в Саранске существовал с XVIII в., но культовых строений не сохранилось. Для разработки проекта храма обратились к архитекторам В. И. Бабакову и Н. И. Безбородову. Их снабдили примерно двумя тысячами фотографий лютеранских храмов Германии, Швеции, Эстонии и Финляндии. При этом просили отразить национальную мордовскую особенность в облике храма. Задача стояла сложная, но благородная. В наших многочисленных встречах и спорах постепенно отбрасывалось то, что не нужно использовать и то, что будет чуждо. Найти новый архитектурный образ и в то же время не выпадать из сложившихся традиций — задача не из простых. На одной из встреч я предложил В. И.
Бабакову оттолкнуться от евангельских слов Христа, сказавшего: «Церковь — моя невеста!» Здесь мы задумали церковь как мордовскую невесту Христа. Я предложил использовать в архитектурном проекте вертикальные орнаментальные вышитые полосы на платье эрзянской невесты как мотив для окон храма. Окраска наружных стен должна была напоминать цвет домотканого полотна, а окна — обрамляться темно-красным кирпичом, напоминающим цвет эрзянской вышивки. Одним из положительных качеств стало и то, что при строительстве пастората был воссоздан старый кирпичный дом, на месте которого предполагалось строительство мордовского лютеранского храма. В этом было и уважение к архитектуре, пусть не самой выдающейся, но все же архитектуре нашего города XIX в.
Особенно актуальным вопросом национального в архитектуре стало проектирование и строительство Мордовского национального театра. Будучи главным художником Мордовского национального театра, я предложил и разработал рельефную эмблему национального театра на портал колосников, выходящий на улицу Советскую. Предложенная в первоначальном варианте проектантами греческая фигура некоей парящей античной жрицы явно не соответствовала ни национальному театру, ни архитектурной ситуации.
В эмблеме театра я оттолкнулся от одного из древних и эпических знаков в мордовской вышивке — изображение «Мирового древа». В мордовском эпосе сказано, что «корни его уходят в глубокое прошлое, ствол его находится в настоящем, а крона его находится в мире богов,в духовном мире». Основным элементом в эмблеме театра стал бронзовый сюл-гам. Когда-то он соединял в одежде мордвы две стороны плаща или накидки на плече или у ворота. В действительности,после того как он был застегнут, два его трубчатых элемента опускались вниз. Чтобы увести от буквального прочтения «застежки», я развернул эти элементы вверх,придав эмблеме более торже-ственное,органное звучание. По проекту,ниже сюлгама,находящегося на фоне «Мирового древа» , должны находиться «лапки водной птицы», священного для всех финно-угров знака. Они были изготовлены ульяновскими кузнецами из кованой меди. По замыслу , они при малейшем ветерке должны издавать мелодичный
перезвон. В XIX в. русский ученый и исследователей мордвы И. Н. Смирнов писал, что «вначале мордовку услышишь и только потом увидишь». В этом отражалась любовь мордовских женщин к «шумящим подвескам».
В самом облике здания театра архитекторам пришлось исходить в основном из функциональных задач и от сжатости территории. Им предстояло вместиться в границы старого здания театра. Найти в архитектурном облике национальное было не под силу и из-за короткого срока, и из-за непонимания архитекторами мордовского национального менталитета.
Мною были также разработаны эскизы орнаментального фриза, трех орнаментально-символических розеток на тонированном стекле по улице Советской и двух,находящихся на фасаде театра, а также орнамент на колонны театра. Первоначально за разработку этих элементов взялись московские специалисты. Взяв подлинный орнаментальный элемент из эрзянской вы-шивки,они расчленили орнаментальную полосу на повторяющиеся сегменты, и то, что в мордовском орнаменте располагалось традиционно по вертикали, стали располагать по горизонтали на фасадном фризе. Нелепость стала очевидна, когда несколько сегментов этого фриза были установлены на фасаде по улице Советской. Видоизмененный элемент орнамента даже для непосвященных зрителей стал нести пластически выраженную мысль — «противостояние».
Учитывая то, что знаковая система геометрического мордовского орнамента стала предметом изучения не только в нашей республике, но и в институтах дальнего зарубежья, рано или поздно бездумное использование геометрического орнамента станет очевидной демонстрацией нашего непонимания смысловой нагрузки орнамента.
Серьезно и глубоко расшифровкой геометрического орнамента, в том числе и мордовского, занимается профессор Таллиннской Академии художеств Тынис Винт. В поисках методов расшифровки орнамента мы с ним не раз сверяли трактовки геометрических знаков. Его авторитет в мире настолько высок, что даже японские специалисты обращаются к нему за расшифровками древних японских иероглифов и элементов орнамента.
В вертикальном орнаментальном ряду на колоннах театра в своей разработке я исполь-
Серия «Архитектурно-строительные науки»
15
зовал традиционный для мордовской орнаментики элемент, означающий «замкнутое пространство, защищенное снаружи по внешним углам квадрата-сруба-дома,условными изображениями лошадиных голов, с крестом внутри квадрата, означающего знак Солнца».
В трех декоративных орнаментальных розетках, расположенных на тонированных стеклах театра по улице Советской и двух , расположенных на фасадной части театра, я использовал элементы мордовского орнамента несущего понятие «Солнце, Добро, Тепло, Открытость». Этот знак использовался во многих древних культурах, в том числе и в мордовской вышивке. В орнаменте на фризе я также использовал один из вариантов солярного знака мордвы. В целом, комплекс из орнаментальных фризов, розеток, эмблемы на колосниках придали театру именно национальный колорит.
Поиск национальной формы стал актуальной задачей учебного архитектурного проектирования на архитектурно-строительном факультете МГУ им. Н. П. Огарева. В 2008 г. студентами выполнены два оригинальных проекта на тему культового зодчества. О. Ю. Пивцаева представила проект православной приходской церкви в с. Подлесная Тавла, а В. В. Белякова и Ю. А. Царева — лютеранского комплекса в г. Ковылкино (руководитель — профессор
В. Б. Махаев). Включая задания по орнаменту для студентов архитектурно-строительного факультета специальностей «Искусство интерьера», «Дизайн архитектурной среды» и «Архитектура»^ том числе по мордовскому геометрическому орнаменту, мы надеемся, что наши выпускники после окончания обучения смогут использовать в архитектурных проектах национальные мотивы,что,несомненно,придаст нашему городу «лица не общее выражение».
Конечно, введение в архитектуру национального орнамента еще не дает нам права говорить о зарождении подлинно национальной мордовской архитектуры. Кроме того, бездумное или спекулятивное использование нацио-
Поступила 16.09.08.
нального орнамента ведет в прямо противоположную сторону,по легкому , но шаткому пути. Становление подлинно национальной мордовской стилистики в архитектуре — процесс долгий и многоплановый. Десятки, даже сотни компонентов участвуют в этом: традиционные материалы, особенности национальной планировки. Но в первую очередь следует назвать именно мордве присущее ощущение пространства, которое необходимо осмыслить уже с современной точки зрения. Для восточных районов республики,заселенных эрзей, со второго тысячелетия до нашей эры было характерно размещение жилья в лесных массивах, защищавших наших предков и от ветров, и от нашествий кочевников. По менталитету большинство эрзи выбирают места для жительства предпочтительно в лесных зонах.
Для мокшан,проживавших традиционно в лесостепных зонах, предпочтительны открытые пространства. Даже переезжая в Сибирь или на Урал , мокшане находили территории для заселения, схожие с традиционными местами проживания (Троицкий район Челябинской области , с. Мокшан или с. Калинов-ка Сорочинского района Омской области). Эрзяне, после терюшевского восстания в XVI—XVII вв. высланные на Урал из лесных регионов ареала проживания, поселились в Оренбургской области в местах, похожих на лесные села , такие как Мурань в Кочкуров-ском районе или Черная Промза — в Боль-шеберезниковском.
Народам, сложившимся в степной зоне, для комфортного самочувствия очень важно иметь возможность видеть как можно дальше. Л. Н. Гумилев утверждал, что монгол мог видеть на расстоянии 20 км голову казака, выглянувшего из-за камня. Огромную роль ландшафта в формировании русского национального характера признавал академик Д. С. Лихачев. Освоение пространства архитектурными средствами в конечном счете отражает и менталитет народа, одновременно формируя его для будущих поколений.