DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-237-245 УДК 349.412.2
А. А. Сербиенко И. М. Филянина
О способах защиты нарушенных прав на ранее предоставленные, но не оформленные до конца, земельные участки сельскохозяйственного назначения
В статье авторы предприняли попытку проанализировать во времени законодательство, ранее регламентировавшее предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в контексте применения его в настоящее время. Наличие практики как судебной, так и правоприменительной, позволило проанализировать аналогичные ситуации и сформулировать способы разрешения правовых вопросов, возникающих в случае приведения в соответствие прав на ранее предоставленные земельные участки сельскохозяйственного назначения. Объектом исследования выступили крестьянские (фермерские) хозяйства как формы экономической (предпринимательской) деятельности в сельском хозяйстве, которые невозможны без земельнъх участков. Проблема заключается в том, что отсутствие надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих изначальное предоставление земельного участка, либо наличие уже существующих прав на земельные участки зачастую побуждает заявителя сначала обратиться в орган местного самоуправления (или исполнительный орган государственной власти), а в случае получения отказа - обратиться в суд о защите нарушенных прав. При этом законодатель не ограничивает срок, в течение которого официальный землепользователь может дополнительно обращаться к распорядителю земель с целью дальнейшего надлежащего оформления прав. Невозможность предъявления документов служит основанием для отказа в удовлетворении требований крестьянского (фермерского) хозяйства о приведении в соответствие ранее возникших прав путем признания таких прав либо путем обжалования действий (бездействий) распорядителей земельными участками.
Ключевые слова: земельные участки, сельскохозяйственное назначение, крестьянские (фермерские) хозяйства, оспаривание права, орган местного самоуправления, суд, распорядитель земель.
Ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) как формы экономической (предпринимательской) деятельности в сельском хозяйстве невозможно без земельных участков. Статья направлена на поиск возможного разрешения правовых вопросов, возникающих в случае приведения в соответствие прав на ранее предоставленные земельные участки сельскохозяйственного назначения (на примере участков под КФХ)
посредством проведенных исследований, анализа схожих ситуаций, а также правоприменительной практики.
Согласно ст. 36 Конституции РФ [1], условия и порядок пользования землей определяются Федеральным законом, ст. 55 ч. 2 и ч. 3 Конституции РФ, исключающей умаление прав и свобод человека, и допускает их ограничение только в конституционно одобряемых целях на основании Закона.
В силу ст. 81 Земельного кодекса
Сербиенко Артем Анатольевич - юрист ООО «Региональный центр ПТ СДМ «КОМПАНИЯ РЕМСТАЛЬ» (г. Хабаровск). Е-шаИ: [email protected]
Филянина Ирина Михайловна - канд. социол. наук, заведующий кафедрой гражданского, предпринимательского и транспортного права, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск). ЕшаИ: Ш,р.1уап1па@шай.ги
РФ (далее - ЗК РФ) (в ред., действ. до 01.03.2015 г.) [5] гражданам, изъявившим желание вести КФХ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О КФХ» [7].
Отсутствие надлежащим °браз°м оформленн^1х документов, удостоверяющих изначальное предоставление земельного участка либо удостоверяющих наличие уже существующих прав на земельные участки, зачастую побуждает заявителя сначала обратиться в орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти (далее - распорядитель земель) с просьбой закончить ранее начатую процедуру предоставления, а в случае получения отказа - обратиться в суд о защите нарушенных прав. При этом законодатель не ограничивает срок, в течение которого официальный землепользователь может дополнительно обращаться к распорядителю земель с целью дальнейшего надлежащего оформления прав. Между тем невозможность предъявления указанных документов, как правило, служит < нием для отказа в удовлетворении ' ваний КФХ о приведении в соответствие ранее возникших прав путем признания таких прав либо путем обжалования действий (бездействий) распорядителей земельными участками.
Проанализировав изменения ющего законодательства в
особенности. Со времен проведения п< _ - - 90-х
XX в., а затем с кодекса РФ в 2001 г. [5] распространенных способов
является предоставление его из земель, находящихся в государственной или му-
В силу ст. 29 ЗК РФ (действ. до 01.03.2015 г.) предоставление земельных участков из государственной (муниципальной собственности) осуществлялось только на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в
соответствие со ст. 9, 10, 11 ЗК РФ [5]. При этом лицо, не являющееся ником земельного участка, ет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником [11] (со ссылкой на п. 2 ст. 264 ГК РФ).
До вступления в силу с 01.03.2015 г. Федерального закона от 23.06.2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] эти отношения
регУлировались противоречиво. ^^еде ральный закон от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [6] в прежней редакции (п. 1 - 3 ст. 10) в качестве общего правила предусматривал, что земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или ципальной собственности, ются как в собственность, так и в аренду на торгах. В то же время Федеральный закон «О КФХ» [7] ни о каких торгах не упоминал, а определял, что земельные участки для создания фермерского хозяйства предоставляются гражданам по их заявлению.
Названным выше Федеральным ном от 23.06.2014 № 171-ФЗ был , нен ЗК РФ рядом новых глав, в том числе гл. V.! «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая, как отмечалось выше, вступила в силу с 01.03.2015 г. Так, к предоставлению земельных участков, как правило, относят только случаи их бесплатного ления в собственность, а также на ве постоянного (бессрочного) ния (подп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ). Во всех остальных случаях (пп. 2 - 4 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ), а также во взаимосвязи с общим принципом платности [10], земельные участки предоставляются на основе договоров купли-продaжи, аренды, реже на праве безвозмездного пользования, т. е. на основе гражданско-правовых сделок, хотя эти сделки осуществляются с особенностями, установленными Земельным кодексом РФ. В частности, исходя из подп. 8 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, фермеры могут предположить, что земельные участки однозначно во всех
случаях предоставляются им в ность без проведения торгов. Но это не совсем так, поскольку подобный порядок действует лишь для случаев, ных в ФЗ «Об обороте земель зяйственного назначения» [6]. ные положения были предусмотрены и при предоставлении земельных участков в аренду для ведения КФХ (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Таким образом, здесь идет речь либо о переоформлении ранее возникшего права, либо о приобретении земельных участков, которыми фермеры так или иначе уже пользуются.
В свою очередь, порядок образования земельных участков сельхозназначения для КФХ регулировался специализированной нормой права (ст. 12 ФЗ «О КФХ») только посредством подачи соответствующего заявления. Перечень сведений, которые должны быть указаны в таком заявлении, сформулирован в п. 1 ст. 12 ФЗ «О КФХ» исчерпывающим образом. Поэтому органы, в которые подаются заявления, не вправе были требовать каких-либо дополнительных сведений, помимо перечисленных в указанной норме права.
Распорядитель земель или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании такого заявления или обращения исполнительного °ргана государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивало изготовление проекта границ земельного участка и утверждение его. Значит, только ние заинтересованного лица к дителю земель могло явиться ем для формирования такого земельного участка (его возникновения как объекта недвижимости). Никакое самостоятельное формирование земельного участка с видом разрешенного использования для ведения КФХ, действующим законодательством не предусматривалось.
Кроме этого, механизм формирования
Правовой режим таких фондов ; лен ст. 80 ЗК РФ [5] в целях
осуществлявшиеся по ФЗ «О КФХ» и бовавшие в обязательном порядке обра) лица (перечень
законодательством), также
ЗК РФ в порядке, установленном :
земель были созданы в России при проведении земельных реформ. К моменту
«О введении в действие ЗК РФ» правовой режим фондов был пересмотрен. Земли фонда перераспределения земель соглас-
являюшимся собственностью субъектов
прежде всего субъектам земельных отношений, указанным в ст. 78 Земельного кодекса, к которым в том числе КФХ.
основаниях и в порядке, ных Кодексом для возникновения прав
земель, в т. ч. из фондов ления, были установлены ст. 81 и 82 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015 г.). По назначению и составу фонд ] это
определенным в ст. 80 ЗК РФ нам не используемый по назначению и не предоставленный до определенного времени субъектам сельскохозяйственной деятельности. Из чего следует, зе-
и их участков, никому не
01.03.2015 г., действовавшее
При рассматривании данных вопросов необходимо учитывать, что в силу ч.1 ст. 6 ГК РФ [2] в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не уретул^гаа™ законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их cуществу, ется гражданское законодательство, гулирующее сходные отношения
гия закона). Исходя из чего, в силу п.п. 3 - 5 ст. 12 ФЗ «О КФХ» результатом рассмотрения одного и того же заявления о предоставлении земельного участка для ведения КФХ являлось предоставление заявителю комплекта из следующих документов:
1) утвержденный проект границ земельного участка;
2) решение (постановления) о доставлении земельного участка в
3) договор купли-продажи го участка.
В связи с этим отсутствие на момент возобновления оформлен
самих з<
я прав как так и в арх]
у
вах распорядителя земель и заявлений о формировании лении) земельного участка, а также его предоставление КФХ не может являться безусловным основанием для отказа последним в защите их прав ния возможности дальнейшего ления исгребуемых документов ввиду того, что необходимо системно оценивать нормы ранее действовавшего законодательства, а также правовые последствия правоотношений, возникших между фактическим землепользователем и распорядителем земель. Поэтому, если по результатам рассмотрения заявления (согласно Федеральному закону о КФХ) была передана (оформлена) только часть перечисленных выше документов, то имеются все основания полагать, что остальные действия (фактически не осуществленные) должны быть завершены до конца, в том числе распорядителем земли. Данная позиция обосновывается тем, что оформление одной части документов могло быть осуществлено только с учетом заведомо разрешенной дальнейшей судьбы такого земельного участка. Действующим законодательством (О КФХ) не предусматривалось промежуточное утверждение границ земельного участка органом местного самоуправле-ни^ МИртМ^ утверждение схемы земельного участка только для осуществления его кадастрового учета.
Считаем, что специальные нормы ст. 12 ФЗ «О КФХ» в регулировании отношений с участием фермерских хозяйств обладали приоритетом по отношению к
общим нормам ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так, из оформления первых документов следовало последующее бесспорное оформления других документов (на основании все того же первого заявления). То есть только заявителю (по инициативе и в пользу которого осуществлялось рование и отвод земель целевого чения) государством было : но предоставление полного комплекта документов! Считаем, что ст. 12 ФЗ «О КФХ» согласовалась с общей нормой ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК - действ. до 01.03.2015г.). статья определяла общий порядок ] ставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно этой статье распорядители земель обязаны были обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении. Рассмотрению жали все поступившие заявки до деленного срока, указанного процедурой предоставления земельных участков. Решения распорядителей земель должны были соответствовать общим требованиям, которые определены ст. 12 ФЗ «О КФХ», а также не должны противоречить иным нормам ЗК РФ, иных федеральных законов, прежде всего направленных на
урегулирование отношений по :
вению прав на земельные участки.
Решение распорядителя земель о доставлении земельного участка лось не только первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, в собственность частную, то есть выражением воли собственника по отчуждению участка; при возмездном отчуждении - основанием для заключения договора, но также одновременно являлось основанием для утверждения проекта границ земельного участка, как следствие дальнейшего осуществления его кадастрового учета. Глава (представитель) КФХ не смог бы
обратиться в орган осущестал дастровый учет, в отсутствие
денного обстоятельства сти к вновь образованному земельному участку. Нарушение укaзaаног° торад-ка, предусмотренного ФЗ «О КФХ», лишало бы землепользователя возможности д^мгагаш оформления прав на него.
Между тем в соответствии с
помощ^1 гражданам и раЙонным
после приемки материалов тельного дела и удостоверения
дело сдается в земельный архив та, а план земельного участка передается покупателю для оформления
участка. Согласно ст.
г.) [4]
кадастровый учет земельных участков проводился по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории РФ по единой методике. Органом, осуществляющим деятельность по нию государственного земельного стра. в период предоставления го участка в 2005 г. в 12.03.2004 г.
кагда,стра объектов HеíДвИ^^T^^OCTИ
недвижимоcть), учрежденное из разованной Федеральной службы
Основной целью создания в 2004 г. Федерального агентства кадастра объектов
нсуществление через свои территори-
того, в числе полномочий агентства законодательно был закреплен ряд правоприменительных функций в области
кадастро
объектов ной када
учета и
Ф
ровой оценки земель и объ-, землеустройства и государственного мониторинга земель. С 01.03.2009 г. Роснедвижимост
службе I кадастра
которая находится в ведении номразвития России. Росреестр является правопреемником Роснедвижимости. В соответствии с приказом от 11
2010 г. № П/93 регистратора РФ С°ргея
наделении федеральных
Васильева [О
плана
кадастрового учета] Федеральная служба
и картосрафии объявила о том!, что была осуЩествлена переДача фунКЦий
ториальных управлений сти кадастровым палатам. В 2005 г.
ть) на-
недвижимости (Ро равне с оргaаaли
местного
ления осуществляло через свои риальные органы функции по оказанию
государственн^1х услут и управлению государственным имуществ ле по:
в том чис-
- проверке и утверждению ленных заявителями документов воустанавливающих документов, земле-устроительн^1х дел),
- составлению описаний земельных участков в Едином р°естре земель, ф стр^ьк дел, изгото:
Ф
зрмир
гр
(Рос- карт (плaнов), присвоению
номеров земельных участков.
При этом хотелось бы обратить мание, что
в соответствии с ным законом о КФХ [7] обязанность на обеспечение КФХ и содействие в их развитии лежит именно на органах государственной власти. Так, ч. 1 ст. 2 Закона о КФХ устанавливает: федеральные органы государственной власти органы власти субъектов Рос-Фед°рации, органы местного самоуправления
содействуют созданию ^фер^^ерских хозяйств и осу^цествлению
ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским то^жта^м в том
числе посРедством ^формирования эко
номической и социальной тур для о6оспочон ским хозяйствам к финансовым и иным
доступа.
ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации
о малом
В связи с этим, по севокупности приведенных норм можно сделать вывод о том, что сложившаяся в последнее время «отказная» тенденция распорядителей земельными участками (судами) в нии вопросов дальнейшего продолжения оформления документов (в силу , вавших на момент фактического ставления земельных участков норм закона: о предоставлении в собственность (аренду) земельных участков; о заключении договора купли-продажи земельных участков) не может свидетельствовать о незаконности ранее выполненного порядка по отчуждению такого имущества (в т. ч. в определенной его части).
Считаем, что органы местного самоуправления (иные орган^1 исполнительной власти - распорядители земель) нео^-снованно «обнуляют» ранее возникшие отношения с официальным!
торому в настоящее время также <
на разрешение «ЖНЫШПП: ьеонфликыю между сторонaми, по сравнению с тр^-ванием о признании определенного пра-
землепользователя существующего у него прдо либо подтверждения совокупности юридических значимых фактов, не-
ленной степени процедуры оформления земли, а относят их как к вновь возникающим регулируемым исключительно ныне действующим земельным дательством, в том числе касаемо ставления земельных участков через торги (аукцион).
Использование продолжительное время земельных участков, права на которые по тем или иным причинам так не были оформлены надлежащим в соответствии с законом, с ренностью может говорить об тельности владения такими ми участками, в том числе в случаях их фактического предоставления, а также предоставления документов для начала процедуры формирования земельного участка для ведения КФХ. Ведь данные обстоятельства прямо указывают на изначальное правильное применение порядка оформления прав, что, в свою очередь, должно предоставлять возможность таким землепользователям на реа-лизадию указанной процедуры предоставления земельных участков до конца.
защиты нарушенных прав фактических
о понуждении к (KуПЛИ-проДaЖИ, аренд^1) также ; до конца (в :
на стороны обязанностей, в особенности на распорядителя
ставленн^1х ему :
Презумпция государственной
участки означает лишь то, что земля не может быть бесхозяйным имуществом. Но если государство (муниципалитет) являет
и
ГраЖданин или юридическое лицо)
своего неправомерного поведения. Отсутствие в российском законодательстве
разрешенности судЬбы земеЛЬН^1Х участков, порядок предоставления (передачи)
являться и
;о конца.
1. Конституция Российской ции : принята на всенародном голосовании
12.12.1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис»,
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) : федеральный закон от
30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменениями и
> / КонсультантП/юс, 1992 -(дата обновления.: 08.04.2017).
3. Гражданский кодекс Российской рации (Часть вторая) : федеральный закон №
\ и
ниями) [Электронный ресурс] // СПС / НПП «Гарант-Сервис», 2017. Режим доступа : http://base.garant.ru/10164072/.
4. О государственном земельном кадастре (действ. до 16.05.2008) : Федеральный закон
А. на нарушение прав п.. 2 и 5 ст. 34 ЗК : подп. 2 и 3 п. 1 ст. 12 ФЗ «О КФХ»: Определение № 72-О-О от 27.01.2011г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» /
№ 28-ФЗ от // СПС 2017. URL:
5. Земельный кон от 25.10.2001 г.
сультантПлюс, 1992 01.01.2017).
6. Об обороте земель ного назначения : федер
[Электронный ресурс] «Гарант-Сервис»,
: РФ:
№136-Ф3 [Электронный
(дата обновления:
тантПлюс, 1992-2017.
версией СПС шКонсультантПлюс».
11. Постановление 6ААС шПо заявлению : о признании права собствен.н.о->: Постановление № ' от 04.04.2017г. по делу № А04-о в законную силу) тронный ресурс] // Картотека дел / 2017 г. шЭлектронное правосудие. следнее обновление 04.04.2017. URL: i
сти
СПС 1992 7. О
. №101-Ф3 [Эл тантПлюс»
ектронный ресурс] // / КонсультантПлюс,
(дата обновления: 01.01.2017).
стве : федеральный закон от 11.06.2003 г. [Электронный ресурс] // < / КонсультантПл (дата обновления: 01.03.2017).
8. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 23.06.2014 г. №171-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС
йв
12. для кр
Зеленская,
правовое Правовая
обновления: 01.01.2017). 9.
помощи гражданам и комитетам по. стройству по осущ
№ 5 Р<
: (по оказанию (городским) и
купли-продажи участков : одобрены щютокаломМ. 22.06.1993г. [Электронный // СПС шКонсультантПлюс» /
10. Определение
: отказе в принятии i
С. Ю. Земельные участки тьянского (фермерского) хозяйства: регулирование предоставления // политика и модернизация государ: сб. докладов Всерос. научно-практ. конф. (27 - 28 мая 2016 г.) ; под ред. И. М. Филяниной, А. В. Гарбара. Хабаровск : Изд-во 2016. С. 44-47.
А. А., Филянина И. М. споров, связанн^1х с / Правовая политика дарственности России : сб. докладов Всерос. научно-практ. конф. (27 - 28 мая 2016 г.); под ред. И. М. Филяниной, А. В. Гарбара. Ха-: Изд-во ДВГУПС, 2016. С. 193-199.
14. Устюкова В. В. Предоставление земельных участков для ведения фермерского хозяйства : новые подходы / // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 42-46.
15. Структура и функции органов исполнительной власти и управления : Справочная информация [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» / КонсультантПлюс, 1992
жа- - 2017 (дата обновления: 01.01.2017).
3
от
Библиографическое описание статьи
Сербиенко А. А., Филянина И. М. О способах защиты нарушенных прав на ранее предоставленные, но не оформленные до конца, земельные участки сельскохозяйственного назначения // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 237-245. DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-237-245
244
B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BocTOKe poccmm. 2017. №4 (81)
A.A. I. M. Filyanina
methods of permission of legal questions rights on the before given lands of^*
A
up in a case (by aï.
at the to conformity of activity in agriculture
document, certifying the primordial grant of land, or the presence of already existent rights on the lands frequently induces a declarant at first to appeal to the organ of local self-government (or executive branch of state power), and in case of receipt of refuse - to appeal
. of actions of managers by the lands. Keywords:
References:
(s izmeneniyami i dopolneniyami) ' // SPS «KonsultantPlyus» / KonsultantPlyus, 1992 - 2017 (data obnovleniya:
(s izLenernyami a «Garant-Servis», 2017. Rezhim dostupa : http://
4. O
(dejstv. do 16.05.2008) : > / OOO
m 28// SPS
5. Zemel'nyj kodeks RF: Federal'nyj
' (data obnovleniya: 01.01.2017). 6. Ob i
8. O
Rossijskoj Federacii i otdeVnye zakonodatelnys
(Khabarovsk).
Filyanina Irina Mikhaylovna - Candidate enterprise and transport law, FGBOOU WAUGH university» (Khabarovsk). E-mail: [email protected]
! Regional center
the chair of civil, federal transport
; SPS «Konsul tantPlyus». 10. Opredelenie Konstitucionnogo suda RF v prinyatii k
ego konstitucionnyh prav p. 2 i 5 st. 34 ZK RF i podp. 2 i 3 p. 1 st. 12 FZ «O KFH» : Opredelenie № 72-O-O ot 27Л // SPS «KonsultantPlyus» /
krest 'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva: regulirovanie predostavleniya // Pravovaya poliüka i modernizaciya gosudarstvennosti Rossii : sb. dokladov Vseros. nauchno-prakt. konf. (27-28 maya 2016 g.) ; pod red. I. M. Filyaninoj, A. V. Garbara. Habarovsk : Izd-vo DVGUPS, 2016. S. 44-47.
13. Serbienko A. A., Filyanina I. M.
s zemlepol zovaniem // Pravovaya politika i modernizaciya gosudarstvennosti Rossii : sb.
maya 2016 g.) ; pod red. I. M. Filyaninoj, A. V. Garbara. Habarovsk : Izd-vo DVGUPS, 2016. S. 193-199.
14. Ustyukova v. V. Predostavlenie zemel'n
sobstvennosti №
g. po delu № A04-9208/2016 (vstupilo v zakonnuyu silu) //Ka
/ 2017 g.
Reference to the article
2Ш6. № 1. S. 42-4/. 15. Struktura i
KonsultantPlyus, 1992 01.01.2017).
(data obnovleniya:
Serbiyenko A. A., Filyanina I. M. About the ways of protection of violated rights previously granted, but not finalized, the land plots of agricultural purpose // Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 4 (81). PP. 237-245. DOI: 10.22394/1818-4049-2017-81-4-237-245